Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года
Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября
С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.
Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.
Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.
Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.
Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование
Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.
Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.
Ситуация 2. У работника нет профильного образования
Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.
Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.
В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.
Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:
- НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
- правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
- методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.
Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.
Вводный инструктаж по БДД для водителей
Вводный инструктаж по БДД проводится при приеме на работу, независимо от того, насколько водитель опытный, и сколько категорий «прав» у него открыто. Цель вводного инструктажа – рассказать новенькому о существующих правилах безопасной эксплуатации транспортных средств. На вводном инструктаже необходимо рассказать о размере и структуре парка транспортных средств, о видах осуществляемых перевозок.
Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.
Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:
- нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
- характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
- об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
- порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
- порядок оформления перевозочных документов;
- порядок работы тахографа;
- режим труда и отдыха водителей.
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Судя из названия, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но не все так однозначно. Если водитель ездит по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж проводят перед первым рейсом водителя по этому маршруту. В приказе № 145 указано, что предрейсовый инструктаж проводят «Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)».
Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:
- Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
- Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
- Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
- Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.
На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.
Сезонные инструктажи по БДД
Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.
Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.
В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.
Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения
Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.
Какими документами оформить инструктажи по БДД
Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.
Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.
Пример из практики
Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров. Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя. Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.
Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.
Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец
Безопасность движения и техника управления автомобилем — Тема ПДД 2020
По какой траектории двигается прицеп легкового автомобиля при прохождении поворота?
Дальше от центра поворота, чем траектория движения автомобиля По траектории движения автомобиля Ближе к центру поворота, чем траектория движения автомобиля
Любой прицеп, включая и прицеп легкового автомобиля, двигается ближе к центру поворота, чем траектория движения автомобиля. Правильный ответ — «Ближе к центру поворота, чем траектория движения автомобиля»
Билет 2 вопрос 19 7% ошибается
Исключает ли антиблокировочная тормозная система возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?
Полностью исключает возможность возникновения только сноса Не исключает возможность возникновения сноса или заноса Полностью исключает возможность возникновения только заноса
Антиблокировочные системы (АБС) автомобилей представляют собой системы, оснащённые устройствами управления тормозами с обратной связью, которые предотвращают блокировку колёс во время торможения, тем самым сохраняя управляемость и курсовую устойчивость. Эта система имеет «большой плюс», но имеет и «минус». При ускоренном (не экстренном) нажатии на педаль тормоза на разнородном, даже твёрдом дорожном покрытии она может сработать. В момент ее срабатывания (от 1 до 2 сек.) водитель не может повлиять на процесс торможения. Чтобы появился навык управления автомобилем при срабатывании АБС, произведите несколько «контрольных» торможений на абсолютно свободном участке дороги или территории. При прохождении поворота на автомобиль действует центробежная сила. Антиблокировочная система в таких ситуациях не может повлиять на возможность возникновения сноса или заноса. Правильный ответ — «Не исключает возможность возникновения сноса или заноса»
Билет 39 вопрос 20 33% ошибается
Что понимается под остановочным путем?
Расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки
Остановочный путь — расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной его остановки. Остановочный путь включает в себя: путь за время реакции водителя плюс путь за время срабатывания тормозной системы, плюс замедление движения автомобиля до нулевой скорости. («Техника управления автомобилем») Правильный ответ — «Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки»
Билет 35 вопрос 20 30% ошибается
Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:
Примерно 1 секунду Примерно 0,5 секунды Примерно 2 секунды
Время реакции у каждого водителя различно и постоянной величиной не является. Экспериментально выведено, что среднее время реакции водителей примерно равно 1 секунде. Что такое секунда – произнесите сочетание слов «двадцать два». Время секунды прошло. При увеличении индивидуального времени реакции ее следует компенсировать снижением средней скорости движения транспортного средства. Более подробно о реакции водителя, «потерянном времени», минимальной безопасной дистанции, выполнении обгона изложено в пособии «Автошкола РФ», издательства «ЭКСМО». Правильный ответ — «Примерно 1 секунду»
Билет 23 вопрос 19 11% ошибается
Чем опасно длительное торможение с выключенными передачей или сцеплением на крутом спуске?
Перегреваются тормозные механизмы и уменьшается эффективность торможения Значительно увеличивается износ протектора шин Повышается износ деталей тормозных механизмов
В случаях перегрева тормозных механизмов может произойти закипание тормозной жидкости, что приведёт к полному отказу тормозов. Правильный ответ — «Перегреваются тормозные механизмы и уменьшается эффективность торможения»
Билет 15 вопрос 19 16% ошибается
Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учетом крутизны спуска?
Выбор передачи не зависит от крутизны спуска Чем круче спуск, тем выше передача Чем круче спуск, тем ниже передача
Такую зависимость эффективности торможения водитель может использовать на крутых спусках, на автомобиле, имеющем механическую коробку перемены передач. Правильный ответ — «Чем круче спуск, тем ниже передача»
Билет 30 вопрос 19 22% ошибается
Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при кратковременной остановке на подъеме следует:
Привести в действие стояночный тормоз Перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение Включить первую передачу или передачу заднего хода
При кратковременной остановке на подъеме, на автомобиле с механической трансмиссией следует привести в действие стояночный тормоз. Правильный ответ — «Привести в действие стояночный тормоз»
Билет 11 вопрос 20 13% ошибается
Какое расстояние проедет транспортное средство за время, равное среднему времени реакции водителя, при скорости движения около 90 км/час?
Примерно 25 м Примерно 35 м Примерно 15 м
Спидометр автомобиля не показывает абсолютно точное значение скорости. Если скорость по спидометру около 90 км/час, что равнозначно 90 000 метров/час или 90 000 метров : 3 600 секунд = примерно 25 метров за 1 секунду. Правильный ответ — «Примерно 25 м»
Билет 28 вопрос 20 13% ошибается
В каком случае водителю необходимо оценивать обстановку сзади?
Перед осуществлением маневра (перестроения или изменения направления движения) Во всех перечисленных случаях Перед началом или возобновлением движения Перед торможением
Перед любым выполнением маневра следует оценивать обстановку сзади. В перечисленных случаях тоже. Как правило, это делается через зеркала заднего вида. Учитывайте, что они имеют «мертвые» (непросматриваемые) зоны. Поэтому желательно избегать резких маневров. Правильный ответ — «Во всех перечисленных случаях»
Билет 17 вопрос 19 13% ошибается
Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?
Не изменяется Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению Увеличивается
Управление легковым автомобилем с прицепом требует определённых навыков. Следует учитывать, что тормозной путь увеличивается, и значительно, происходит перераспределение нагрузки по осям, особенно это отражается при езде на переднеприводных автомобилях. Центробежная сила, инерционная сила незакрепленного груза в прицепе, воздействуя на буксирный крюк автомобиля, резко меняют его поведение, особенно при криволинейном движении. Поэтому скоростной режим автомобилей с прицепом Правилами несколько ограничен. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Увеличивается»
Билет 10 вопрос 10 21% ошибается
Что должно иметь решающее значение при выборе водителем скорости движения в тёмное время суток?
Условия видимости Максимальная конструктивная скорость, установленная технической характеристикой используемого транспортного средства Предельные ограничения скорости, установленные Правилами
Очень важным моментом при движении в ночное время является выбор скорости движения. При этом следует учитывать главное условие – расстояние видимости водителем дороги должно превышать величину остановочного пути. («Техника управления автомобилем». Езда ночью). Правильный ответ — «Условия видимости»
Билет 9 вопрос 19 13% ошибается
Способ разворота с использованием прилегающей территории слева, обеспечивающий безопасность движения, показан:
Только на правом рисунке Только на левом рисунке На обоих рисунках
Наиболее рациональный и безопасный способ разворота в показанных ситуациях – на правом рисунке. Он позволяет лучше просматривать проезжую часть и требует меньше времени для разворота. Правильный ответ — «Только на правом рисунке»
Билет 27 вопрос 19 15% ошибается
Устранение заноса задней оси путем увеличения скорости возможно:
На любом автомобиле из перечисленных Только на заднеприводном автомобиле Только на переднеприводном автомобиле
Переднеприводный автомобиль отличается не только компоновкой, но и поведением на дороге. При движении по прямой он не испытывает ни малейших тенденций к заносу. Занос происходит на поворотах, за счет центробежных сил. Если водитель заднеприводного автомобиля в этой ситуации снижает скорость и поворачивает руль в сторону заноса, то водителю переднеприводного автомобиля делать этого ни в коем случае нельзя. В случае сброса газа происходит торможение двигателем, далее за счёт сил инерции «клевок» вперёд, который разгружает задние колеса, а им, наоборот, чтобы восстановить сцепление с дорогой, как раз нужна дополнительная нагрузка, которая возникает при увеличении скорости. Правильный ответ — «Только на переднеприводном автомобиле»
Билет 39 вопрос 19 10% ошибается
При трогании на подъеме на автомобиле с механической коробкой передач следует начинать отключать (отпускать) стояночный тормоз:
После начала движения До начала движения Одновременно с началом движения
Главное условие при трогании на подъёме – не допустить скатывания назад. Это проблема начинающих водителей, неправильно или недостаточно обученных. Скатывание назад происходит если стояночный тормоз начинают отпускать до начала движения. Если отпускать стояночный тормоз после начала движения, может произойти остановка двигателя. Правильный ответ — «Одновременно с началом движения»
Билет 33 вопрос 19 34% ошибается
Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?
Снижение скорости движения Уменьшение радиуса прохождения поворота Увеличение скорости движения
Самой результативной величиной, влияющей на центробежную силу, является скорость. Она пропорциональна квадрату скорости. В то же время, скорость определяется водителем. Её уменьшение приводит к уменьшению центробежной силы. Вот почему до вхождения в поворот рекомендуется снижение скорости движения. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Снижение скорости движения»
Билет 33 вопрос 20 24% ошибается
Как влияет алкоголь на время реакции водителя?
Время реакции увеличивается Алкоголь на время реакции не влияет Время реакции уменьшается
Водителю за рулём требуется не только реакция, которая при употреблении алкоголя увеличивается. Самое главное – это постоянная оценка событий и прогнозирование их развития. Под воздействием алкоголя мозг даёт неправильные оценки, в этом и заключается главная опасность управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. «Транспортная психология». Правильный ответ — «Время реакции увеличивается»
Билет 22 вопрос 19 17% ошибается
При каком стиле вождения будет обеспечен наименьший расход топлива?
При плавном ускорении и резком замедлении При резком ускорении и плавном замедлении При плавном ускорении и плавном замедлении
Плавное ускорение при разгоне и плавное замедление при торможении. Правильный ответ — «При плавном ускорении и плавном замедлении»
Билет 19 вопрос 19 30% ошибается
Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:
Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза Прекратить начатое торможение Выключить сцепление
Причиной заноса при торможении является или не одновременное срабатывание тормозных механизмов, или блокировка колёс. Следует немедленно разблокировать колёса, т.е. педаль тормоза отпустить, попытаться выровнять автомобиль. («Техника управления автомобилем») Правильный ответ — «Прекратить начатое торможение»
Билет 18 вопрос 19 27% ошибается
Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?
Ослабить нажатие на педаль Усилить нажатие на педаль Не менять силу нажатия на педаль
Не делая никаких резких движений рулём, следует уменьшить нажатие на педаль газа и сцепление колёс с дорогой восстановится. Правильный ответ — «Ослабить нажатие на педаль»
Билет 30 вопрос 20 9% ошибается
Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?
При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит
Любое Т.С конструктивно имеет «динамический коридор», т.е. его поперечное отклонение от прямолинейного движения. Особенно большой «коридор движения» у длинномерных Т.С, составов Т.С. С увеличением скорости движения необходимо увеличивать боковой интервал как с попутными так и встречными Т.С. Правильный ответ — «При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить»
Билет 12 вопрос 19 14% ошибается
Способ разворота с использованием прилегающей территории справа, обеспечивающий безопасность движения, показан:
Только на левом рисунке Только на правом рисунке На обоих рисунках
На левом рисунке при выезде с прилегающей территории Вы просматриваете пересечение проезжих частей в обычном порядке. На правом же рисунке Вы через пересечение проезжих частей должны двигаться задним ходом, что требует большего времени, ограничивает обзорность. Правильный ответ — «Только на левом рисунке»
Билет 6 вопрос 19 26% ошибается
В случае остановки на подъеме(спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:
А и В Б и В А и Г Б и Г
Колёса, вывернутые в сторону кювета («А» и «Г»), в случае непреднамеренного скатывания автомобиля уведут неуправляемый автомобиль в кювет, что позволит избежать встречного столкновения движущихся транспортных средств. И наоборот. Правильный ответ — «А и Г»
Билет 29 вопрос 19 9% ошибается
Что следует предпринять для быстрого восстановления эффективности тормозов транспортного средства после проезда через водную преграду?
Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза Резко нажать на педаль тормоза, после чего продолжить движение
Проведению такой операции некоторые водители не придают значения, что приводит к наезду на препятствия и т.п., так как эффективность «сырых тормозов» резко снижается, особенно, если тормозные механизмы барабанного типа. Выполните «просушку» тормозов, как указано во втором ответе, предварительно переключившись на более низкую передачу. Правильный ответ — «Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза»
Билет 31 вопрос 19 26% ошибается
В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
Увеличить скорость Снизить скорость, применяя торможение двигателем Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
Водяное скольжение — или так называемое аквапланирование — возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один — сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем». Правильный ответ — «Снизить скорость, применяя торможение двигателем»
Билет 26 вопрос 20 23% ошибается
Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за:
3 секунды 2 секунды 1 секунду
Рекомендации по этому вопросу разные. Самая простая рекомендация для водителей легковых автомобилей – это обеспечивать дистанцию, равную не менее половины скорости движения (примерно это расстояние равно пути автомобиля за 2 секунды). Следует учитывать, что при интенсивном движении при большей дистанции будут происходить частые «вклинивания» других транспортных средств. Вас это будет «напрягать». Самое главное – понять, что за «лидер» у Вас впереди, каково его поведение. Какой у Вас тормозной путь? Может быть обстоятельство, которое может его увеличить по сравнению с обычным, к которому Вы привыкли. Правильные действия помогут избежать «попутного столкновения». Правильный ответ — «2 секунды»
Билет 14 вопрос 19 8% ошибается
Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива?
Расход топлива увеличивается Расход топлива уменьшается Расход топлива не изменяется
Движение без необходимости на пониженных передачах увеличивает расход топлива. Правильный ответ — «Расход топлива увеличивается»
Билет 18 вопрос 20 17% ошибается
В каких случаях следует увеличить боковой интервал?
При встречном разъезде на большой скорости В обоих перечисленных случаях При разъезде с длинномерным транспортным средством
В обоих перечисленных случаях следует увеличивать боковой интервал, т. к. «динамический коридор» (отступление от прямолинейного движения) в данных ситуациях увеличивается. Правильный ответ — «В обоих перечисленных случаях»
Билет 36 вопрос 19 20% ошибается
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее до полной остановки
Экстренное, не служебное, торможение на скользком покрытии следует производить комбинировано, т. е. «торможением двигателем» (без выключения сцепления до значительного падения скорости) и прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская полной блокировки колес, следствием которой будет «юз» и увеличение тормозного пути. Главной ошибкой в таком случае является длительное удерживание педали, т. е. неумение тормозить импульсно (прерывисто). Правильный ответ — «Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес»
Билет 21 вопрос 19 4% ошибается
В месте выезда из лесистого участка, где установлен знак «Боковой ветер» Вам следует?
Не изменяя скорости, сместиться ближе к центру дороги Не изменяя скорости, сместиться ближе к обочине Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса
Вам следует уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от сил бокового ветра. Правильный ответ — «Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса»
Билет 28 вопрос 19 21% ошибается
Что следует предпринять, если на повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?
Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса
В такой ситуации не теряйтесь. Не сбрасывайте резко газ. Уменьшайте обороты двигателя как можно плавнее; для выравнивания заноса поверните рулевое колесо в сторону заноса. Правильный ответ — «Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса»
Билет 17 вопрос 20 28% ошибается
В тёмное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:
Выше, чем в действительности Восприятие скорости не меняется Ниже, чем в действительности
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности. Правильный ответ — «Ниже, чем в действительности»
Билет 34 вопрос 19 35% ошибается
При движении по двухполосной дороге за грузовым автомобилем у Вас появилась возможность совершить обгон. Ваши действия?
Максимально приблизитесь к обгоняемому автомобилю, затем перестроитесь на полосу встречного движения и завершите маневр Допустимы оба варианта действий Перестроитесь на полосу встречного движения, после чего произведете сближение с обгоняемым транспортным средством и завершите маневр
Движущийся впереди большегрузный грузовой автомобиль – это «движущаяся стена», ограничивающая обзорность. Только на дистанции можно просматривать достаточное для обгона расстояние, своевременно информировать и быть замеченным обгоняемым. При необходимости своевременно прекратить обгон и вернуться на свою полосу. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Перестроитесь на полосу встречного движения, после чего произведете сближение с обгоняемым транспортным средством и завершите маневр»
Билет 5 вопрос 19 23% ошибается
Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?
Обойти автомобиль спереди Обойти автомобиль сзади Допустимы оба варианта действий
Правила не регламентируют действия водителя при его высадке из автомобиля. Но учитывая условия обеспечения безопасности дорожного движения в подобных ситуациях в большинстве случаев следует обойти автомобиль сзади, чтобы иметь возможность видеть ТС, движущиеся в попутном направлении. Главное условие безопасности при выходе из автомобиля в подобных ситуациях – действия водителя и других лиц не должны быть неожиданностью для других водителей. Правильный ответ — «Обойти автомобиль сзади»
Билет 27 вопрос 20 6% ошибается
На каком рисунке показано правильное положение рук на рулевом колесе?
На правом На среднем На левом
Наиболее рациональным является положение рук на руле при сравнении с циферблатом часов «без десяти два». («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «На правом»
Билет 1 вопрос 19 11% ошибается
В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется:
Не прибегая к торможению, плавно направить автомобиль на проезжую часть Затормозить и полностью остановиться Затормозить и плавно направить автомобиль на проезжую часть
Такая ситуация опасна вследствие возникновения момента сил, стремящегося развернуть автомобиль. Старайтесь выполнить действия, указанные в третьем ответе. Правильный ответ — «Не прибегая к торможению, плавно направить автомобиль на проезжую часть»
Билет 24 вопрос 19 22% ошибается
Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?
Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить Допускаются любые из перечисленных действий Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте
Чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота, который возникает с помощью центробежной силы, необходимо до вхождения в поворот занять правильное расположение Т.С на проезжей части так, чтобы траектория движения в повороте проходила по большему радиусу кривизны, снизить скорость (приблизительно на 1/3), при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить. (Автошкола РФ, Техника управления автомобилем). Правильный ответ — «Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить»
Билет 20 вопрос 19 16% ошибается
Как правильно произвести экстренное торможение, если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?
Путем нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания ее до полной остановки Путем использования стояночной тормозной системы Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза
Антиблокировочная система (ABS) — является частью современной тормозной системы автомобиля. ABS — предотвращает блокировку колёс во время торможения, тем самым сохраняя управляемость и курсовую устойчивость автомобиля, что очень важно для исключения «юза» и «заноса» и в момент экстренного торможения. Неадекватное дорожной обстановке применение «экстренного» торможения тоже может быть причиной ДТП. Поэтому контролируйте ситуацию в этот момент не только спереди по ходу Вашего движения, но и за Вами. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Путем нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания ее до полной остановки»
Билет 26 вопрос 19 28% ошибается
Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:
Путем нажатия на педаль тормоза с одновременным использованием стояночной тормозной системы Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза Путем нажатия на педаль тормоза до упора
Блокировка колёс при торможении на мокром, скользком покрытии вызывает «юз» – неуправляемость автомобиля. Поэтому для уменьшения тормозного пути и обеспечения безопасности движения используйте импульсное, прерывистое нажатие на педаль тормоза с попеременным её освобождением. Правильный ответ — «Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза»
Билет 23 вопрос 20 12% ошибается
Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
Не изменяется Сужается Расширяется
Правильный ответ — «Сужается»
Билет 13 вопрос 19 26% ошибается
Двигаясь в прямом направлении, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?
Повернуть, руль, чтобы съехать с этого участка дороги Плавно затормозить Не менять траектории и скорости движения
Если это действительно небольшой участок дороги, то необходимо действовать, как указано в третьем ответе, чтобы избежать возникновения заноса. Правильный ответ — «Не менять траектории и скорости движения»
Билет 16 вопрос 19 19% ошибается
При повороте направо обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:
На правом рисунке На обоих рисунках На левом рисунке
Центробежная сила тянет автомобиль влево. Для компенсации этих сил у водителя на левом рисунке ещё есть запас по ширине проезжей части для сохранения направления движения без выезда на полосу встречного движения. У водителя на правом рисунке никакого запаса нет, а учесть все факторы, которые влияют на сцепление колёс с дорогой на крутом повороте, не всегда удаётся и опытному водителю. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «На левом рисунке»
Билет 5 вопрос 20 25% ошибается
При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:
Соответствующим действительности Большим, чем в действительности Меньшим, чем в действительности
При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности. Объясняется это психологическим фактором. Человек всё сравнивает с привычными, обычными условиями, в которых он проводит большую часть времени, т.е. с дневными условиями. Правильный ответ — «Большим, чем в действительности»
Билет 20 вопрос 20 14% ошибается
При движении по какому участку дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно?
По открытому При выезде с закрытого участка на открытый По закрытому деревьями
Действие сильного бокового ветра на Т.С. наиболее опасно в ситуации — при выезде с закрытого участка на открытый. В этом случае необходимо быть готовым, чтобы скорректировать боковое усилие ветра. Правильный ответ — «При выезде с закрытого участка на открытый»
Билет 37 вопрос 19 25% ошибается
С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:
Увеличивается пропорционально скорости Не изменяется Увеличивается пропорционально квадрату скорости
Центробежная сила зависит от массы автомобиля, радиуса поворота и пропорциональна квадрату скорости. Повлиять на массу движущегося автомобиля водитель не может. Несколько увеличить радиус поворота может, а вот скорость, которая является самой результативной величиной, для этой силы полностью зависит от водителя. Поэтому до вхождения в поворот и рекомендуется снижение скорости. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Увеличивается пропорционально квадрату скорости»
Билет 25 вопрос 19 22% ошибается
Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?
Не зависит Увеличивается пропорционально скорости Увеличивается пропорционально квадрату скорости
Величина тормозного пути находится в зависимости от квадрата скорости. Так, при увеличении скорости в два раза, величина тормозного пути возрастет в четыре раза, а при увеличении скорости в три раза – тормозной путь возрастет в девять раз. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Увеличивается пропорционально квадрату скорости»
Билет 31 вопрос 20 22% ошибается
Как влияет утомленное состояние водителя на его внимание и реакцию?
Внимание ослабляется, время реакции уменьшается Внимание и время реакции не изменяются Внимание ослабляется, время реакции увеличивается
Утомление, усталость бесспорно отражаются на безопасности движения. Внимание ослабляется, время реакции увеличивается. Хороший водитель должен делать паузы в движении, которые время от времени будут прерывать однообразие управления. Нескольких минут часто бывает достаточно, чтобы восстановить уровень внимания, необходимый для безопасного движения. («Автошкола», А. И. Копусов-Долинин, издательство «ЭКСМО»). Правильный ответ — «Внимание ослабляется, время реакции увеличивается»
Билет 4 вопрос 19 3% ошибается
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?
Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения
Чтобы не пришлось бороться с заносами на скользкой дороге, не следует резко тормозить, изменять направление движения, манипулировать педалью газа. Следует выбирать скорость, обеспечивающую надёжное сцепление колёс с дорогой. Это элементарное соблюдение мер предосторожности. В рассматриваемой ситуации «без паники» выполните действия, указанные в первом ответе. Правильный ответ — «Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения»
Билет 40 вопрос 19 30% ошибается
Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?
Обойти автомобиль сзади Допустимы оба варианта действий Обойти автомобиль спереди
При посадке в автомобиль стоящий у тротуара или на обочине, водителю следует обходить его спереди, чтобы постоянно контролировать ситуацию и видеть Т.С. движущиеся в попутном направлении. Правильный ответ — «Обойти автомобиль спереди»
Билет 32 вопрос 19 23% ошибается
При повороте налево обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:
На правом рисунке На левом рисунке На обоих рисунках
Если параметры (масса и скорость) движущихся автомобилей на обоих рисунках одинаковы, то центробежная сила, стремящаяся занести автомобиль, теоретически меньше на правом рисунке, т.к. траектория движения проходит по большему радиусу кривизны. Но у водителя при этом отсутствует запас (выходит из поворота у самого края проезжей части), а все факторы, влияющие на автомобиль, не всегда удаётся учесть. Предпочтительнее траектория, изображённая на левом рисунке, т.к. в этом случае есть запас по ширине проезжей части, при этом следует значительно снизить скорость до вхождения в поворот. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «На левом рисунке»
Билет 9 вопрос 20 16% ошибается
Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:
Значительно меньше средней скорости потока Значительно больше средней скорости потока Близка к средней скорости потока
Движение Вашего автомобиля не должно отличаться от движения потока. Количество перестроений должно быть сведено к минимуму. Водитель, не выполняющий эти условия, создаёт излишние опасные ситуации. Правильный ответ — «Близка к средней скорости потока»
Билет 1 вопрос 20 20% ошибается
Что понимается под временем реакции водителя?
Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства Время, необходимое для переноса ноги с педали управления подачи топлива на педаль тормоза
Под временем реакции водителя понимается время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию. Время реакции водителя — величина непостоянная. В основном зависит от возраста, самочувствия в данный момент. Компенсировать недостаток реакции можно снижением скорости. Правильный ответ — «Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию»
Билет 8 вопрос 19 39% ошибается
Более устойчив против опрокидывания на повороте легковой автомобиль:
Без пассажиров и груза Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике С пассажирами, но без груза С пассажирами и грузом
Чем ниже и симметричнее расположен центр тяжести автомобиля, тем более он устойчив. Порожний автомобиль без пассажиров и груза всегда более устойчив против опрокидывания, чем при их наличии. Правильный ответ — «Без пассажиров и груза»
Билет 36 вопрос 20 18% ошибается
Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?
Кажется больше, чем в действительности Восприятие скорости не меняется Кажется меньше, чем в действительности
Водитель определяет скорость передвижения по скорости перемещения предметов, попадающих в поле его зрения. При длительном монотонном движении скорость кажется меньше чем в действительности. Для контроля скорости движения в таких ситуациях чаще чем обычно пользуйтесь показаниями спидометра. Правильный ответ — «Кажется меньше, чем в действительности»
Билет 38 вопрос 19 23% ошибается
При движении ночью во время сильной метели наилучшую видимость дороги обеспечивает включение
Противотуманных фар совместно с дальним светом фар Только противотуманных фар Противотуманных фар совместно с ближним светом фар
Метель, туман создают очень опасные условия для езды. Двигаясь в таких условиях используйте ближний свет фар. Если есть противотуманные фары, используйте совместно. Дальний свет в метель не применяется по причине того, что он высветляет снег, который образует «слепящую световую стену», которая уменьшает видимость дороги. Правильный ответ — «Противотуманных фар совместно с ближним светом фар»
Билет 3 вопрос 19 23% ошибается
На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?
Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса Слегка увеличите подачу топлива, корректируя направление движения рулевым колесом Значительно увеличите подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение
Переднеприводные автомобили значительно отличаются своим поведением от заднеприводных. Это обстоятельство следует учитывать во время управления. Учитывайте обстоятельство, что при движении по прямой переднеприводный автомобиль не склонен к заносу на значительно более высоких скоростях по сравнению с заднеприводным. Он хорошо держит дорогу. Но на поворотах, особенно мокрых, обледенелых, если не использовать «технику прохождения поворотов», его может не только занести, а снести, при этом происходит одновременная потеря сцепления колёс обеих осей с дорогой. Это явление, как правило, заканчивается ДТП. Случай заноса задней оси — это «полбеды». В такой ситуации плавно увеличивайте подачу топлива. Сцепление задних колес возрастёт. Рулевым колесом корректируйте направление движения. («Техника управления автомобилем»). Правильный ответ — «Слегка увеличите подачу топлива, корректируя направление движения рулевым колесом»
Билет 14 вопрос 20 16% ошибается
Является ли безопасным движение вне населенного пункта на легковом автомобиле в темное время суток с включенным ближним светом фар по неосвещенному участку дороги со скоростью 90 км/ч?
Не является безопасным, поскольку остановочный путь превышает рас- стояние видимости Является безопасным при малой интенсивности движения Является безопасным, поскольку предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил
Расстояние видимости водителем при движении ТС всегда должно превышать остановочный путь. Конструктивно данное условие обеспечивается в темное время суток при движении ТС со скоростью 60 км/ч. Поэтому, движение вне населенного пункта на легковом автомобиле в темное время суток с включенным ближним светом фар по неосвещенному участку дороги со скоростью 90 км/ч не является безопасным, поскольку остановочный путь будет превышать расстояние видимости. В своих действиях за рулем исключите неоправданный риск, который часто заканчивается ДТП. «Техника управления автомобилем». Правильный ответ — «Не является безопасным, поскольку остановочный путь превышает рас- стояние видимости»
Билет 22 вопрос 20 15% ошибается
Если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь, водителю следует:
Не изменяя скорости, продолжить движение Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь Уменьшить скорость и быть особенно осторожным
Капли дождя с пылью, частичками грязи образуют «плёнку», которая резко понижает коэффициент сцепления колёс с дорогой, что может стать причиной заноса автомобиля. В это время необходимо уменьшить скорость, быть внимательным и осмотрительным. Правильный ответ — «Уменьшить скорость и быть особенно осторожным»
Источник https://coko1.ru/articles/protection/obyazatelnye-instruktazhi-po-bdd-dlya-voditelej-novye-pravila-s-1-sentyabrya-2021-goda/
Источник https://pdde.ru/tema/bezopasnost-dvizheniya-i-tehnika-upravleniya-avtomobilem
Источник
Источник