Характеристики и состав тормозной жидкости
Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.
Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.
2. Разновидности и состав тормозной жидкости.
Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.
Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).
Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.
3. Характеристики тормозной жидкости.
Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно <1, у кожи человека 5,5, у воды 7, у концентрированных растворов щелочей >13)
Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.
4. Стандарты тормозной жидкости.
Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:
- ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
- SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
- JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)
На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.
дополнительные классы тормозных жидкостей
5. Итого.
Итак, обобщим полученную информацию.
- Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
- Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
- В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
- В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.
Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.
Какая тормозная жидкость лучше
Ответ на вопрос какая тормозная жидкость лучше зависит от требований, которые предъявляются к ней автопроизводителем (в руководстве всегда есть указания что лить), ее характеристик и классификации.
Большинство тормозных жидкостей можно разделить по эксплуатационным характеристикам, классификации согласно стандарту DOT, а также конкретным производителям и торговым маркам. Некоторые автопроизводители предполагают применение в тормозной системе жидкости с определенной спецификацией, правда в большинстве случаев она подобна той, что предполагает ДОТ-4.
В связи с чем, если возникает дилемма какую тормозную жидкость выбрать, то она касается именно жидкости которая относится к классу DOT 4. Разобраться что заливать поможет рейтинг жидкостей, который включает в себя 4 заграничных производителя и 4 отечественных, что составляют достойную конкуренцию.
Название марки жидкости | Краткое описание и особенности | Объем упаковки, литры | Цена по состоянию на лето 2020 года, российских рублей |
---|---|---|---|
Импортные тормозные жидкости | |||
Castrol React DOT4 Low Temp | Лучшие показатели по очищающим способностям и температуре кипения/замерзания. Может использоваться в любых географических широтах. | 0,5 | 520 |
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 | В составе есть антикоррозийные присадки, которые продлевают срок службы резиновых элементов. Имеет недостаточные показатели температуры кипения, до 230°C и посредственную низкотемпературную вязкость, целых 1800 мм 2 /с. Для северных регионов однозначно не рекомендована. | 1,0 | 700 |
Mobil Brake Fluid DOT 4 | Обладает оптимальными показателями вязкости и стабильности. Выдерживает температуру до — 30°C без потерь вязкости. | 1,0 | 570 |
Отечественные тормозные жидкости | |||
Sintec Euro DOT 6 | Обладает характеристиками схожими с DOT 5.1, Самая высокая температура кипения 274°C. Отличная кинематическая вязкость, подходит для использования в северных широтах. | 0,9 | 450 |
ROSDOT 6 DOT 4 (class 6) | Имеет самые лучшие показатели кинематической вязкости среди отечественных ТЖ — 697,5 мм 2 /с. Превосходит требования жидкостей класса ДОТ 4 относительно температура кипения — 260°C. Низкая цена. | 0,91 | 350 |
Sintec Super DOT 4 | Сделана полностью на синтетической основе и пригодна для использования в любых условиях, что правда имеет при этом посредственную стабильность хотя температура кипения достаточно высокая — 270°C. | 0,91 | 250 |
Лукойл DOT 4 | Высокие показатели температуры кипения, однако вязкость при отрицательных температурах достаточно большая. Очень популярная из-за маркетингового продвижения ведь в требования DOT-4 укладывается. | 0,45 и 0,91 | 140; 250 |
Hi-Gear DOT 4 | Уверенный середнячок, производится в России по лицензии. Имеет высокую температуру кипения, но низкотемпературная вязкость подкачала. Для суровых морозов лучше не использовать. | 0,47 | 260 |
ROSDOT 4 | Полностью синтетическая жидкость, однако с плохими показателями. Для севера и авто с АБС категорически не рекомендована! | 0,45 и 0,9 | 240; 350 |
Sibiria Супер DOT 4 | Имеет наихудшие температурные показатели в списке, однако для использования в средних широтах вполне годится. Имеет хорошие очищающие способности и низкую цену. | 0,45 | 140 |
Основные характеристики
Чтобы разобраться с вопросом какую лить тормозную жидкость изучите базовые характеристиками, присущими конкретной ТЖ. Так, тормозную жидкость нужно выбирать по следующим критериям:
- Вязкость. Жидкость с высокой вязкостью (густая) на морозе еще больше загустевает и может плохо передавать усилия на систему торможения. А состав с низкой вязкостью зачастую может понемногу утекать из системы, из-за чего автолюбитель будет вынужден регулярно добавлять ее туда. Соответственно, более густую тормозную жидкость целесообразно использовать в южных регионах страны, где нет значительных морозов, а менее густой состав — в северных. Хотя температурный диапазон прямо указывается в описании на упаковке той или иной «тормозухи».
- Температура кипения. При нагревании и закипании в жидкости выделяется воздух, что приводит к завоздушиванию тормозной системы, и снижению ее эффективности вплоть до полного отказа. Соответственно, чем выше температура кипения тормозной жидкости — тем лучше. Но важно чтобы эта характеристика не снижалась граничного значения спустя год работы.
- Температура замерзания. Тут ситуация противоположная. На сильном морозе жидкость может сильно загустеть и не передавать усилия от педали на исполняющие элементы тормозной системы. Результат очевиден — частичный или полный отказ тормозов. Поэтому для жителей северных регионов всегда нужно выбирать тормозную жидкость с низкой температурой замерзания.
- Химическая нейтральность, инертность. «Тормозуха» в идеале должна обладать, во-первых, антикоррозионными свойствами, а во-вторых, не разъедать резиновые патрубки и прочие элементы, входящие в состав тормозной системы.
- Смазывающие свойства. Жидкость мало того что не должна вредить деталям тормозной системы, но и защищать их от воздействия на них влаги из воздуха.
- Гигроскопичность. Это свойство тормозной жидкости впитывать в себя воду из окружающего воздуха. Оно должно быть как можно ниже, поскольку в противном случае, когда в жидкости много влаги, ее эксплуатационные свойства резко снижаются. В частности, повышается температура замерзания и снижается температура кипения.
Перечисленные выше характеристики прямо или косвенно указываются производителем на упаковке средства, что дает большую часть информации для ответа на вопрос какую лучше заливать тормозную жидкость. Однако существует еще несколько нюансов, которые также нужно учитывать.
Основа тормозной жидкости
Все современные жидкости сделаны на одном из трех базовых составов — гликоля, полигликоля и силикона. Наиболее распространены первые два типа. С помощью дополнительных присадок производители могут регулировать температуру их кипения и замерзания в необходимых пределах (зависит от конкретной жидкости и марки). Однако их недостаток состоит в относительно высокой гигроскопичности, из-за чего приблизительно один раз в два года такие тормозные жидкости нужно менять на новые.
«Тормозухи» на основе силикона обладают отличными эксплуатационными характеристиками. В частности, они полностью не гигроскопичны, имеют высокую температуру закипания, практически не сжимаются. Однако без недостатков тоже не обошлось. Кроме высокой цены такие жидкости (ДОТ-5) недопустимо применять в авто с АБС. Соответственно, они используются в спортивных автомобилях или в машинах, где это предписано заводом-изготовителем.
Классификация жидкостей по стандарту DOT
В технической документации любого автомобиля прямо указывается, жидкостями какого стандарта допускается пользоваться для данной машины. Отклоняться от требований нельзя. Смешивание некоторых жидкостей, но не всех (. ) допускается, но не рекомендовано. Описание стандартов по ДОТ:
- DOT 3. Это наиболее старый класс, который еще можно найти в продаже. Жидкости сделаны на гликолевой основе. В соответствии со стандартом температура кипения «сухой» (без влаги) жидкости составляет не менее +205°С. А «влажной» (до 3,5% влаги) — не менее +140°С. Период замены жидкости такого класса составляет два года.
- DOT 4. Аналогично имеют гликолевую основу, однако их состав усовершенствован использованием дополнительных присадок, предназначенных для улучшения смазочных свойств и защиты от коррозии. В соответствии со стандартом температура кипения «сухой» жидкости DOT 4 составляет не менее +230°С, а «увлажненной» — не менее +155°С. Требования к вязкости тоже четно ограничены — 750 … 1800 мм2/с.
- DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 6. Эти подклассы — скорее, маркетинговый ход отдельных производителей, которые в стандартные жидкости DOT 4 добавляют дополнительные пакеты присадок для улучшения их характеристик. Единого требования здесь нет, но в любом случае, они не будут хуже, чем жидкости DOT 4, а иногда незначительно превосходить их.
- DOT 5.1. Такая жидкость является технологическим продолжением класса DOT 4, в частности, по расширенному температурному диапазону и защитным качествам. Такие тормозные жидкости также сделаны на основе гликолей. Однако они имеют существенный недостаток — они очень гигроскопичны. А учитывая их относительно высокую цену, не нашли должной популярности.
- DOT 5. Класс тормозных жидкостей наиболее приближен к идеальным параметрам, поскольку их база сделана на основе силиконов. Соответственно, они полностью не гигроскопичны (не впитывают влагу), имеет очень широкий температурный диапазон (по стандарту температура кипения «сухой» жидкости составляет +260°С, а «влажной» — +180°С), а срок замены увеличен до 5 лет. Использование такой жидкости допустимо лишь по требования автопроизводителя, так как есть ряд особенностей эксплуатации
Какую выбрать тормозную жидкость
В данном подразделе будет представлен рейтинг лучших тормозных жидкостей, относящихся к упомянутому выше классу DOT 4. Список основывается на найденных в интернете отзывах, а также мнении экспертов, в том числе, знаменитого издания «За рулем». При этом имеет смысл разделить представленные образцы на импортные и отечественные (выпущенные в РФ). Это обусловлено тем, что импортные жидкости немного лучше по качеству (хотя и дороже) и их рекомендуется использовать в иномарках бизнес или премиум класса. В то же время отечественные образцы стоят дешевле, но хуже по характеристикам. Зато их можно смело заливать в отечественные машины или недорогие (в том числе подержанные иномарки). Если вам будет чем дополнить рейтинг — пишите свое мнение в комментариях.
Лучший выбор тормозных жидкостей зарубежного производства
Castrol React DOT4 Low Temp
Тормозная жидкость Castrol React DOT4 Low Temp 15CB4F по своим характеристикам значительно превосходит заявленный стандарт. Так, температура ее кипения составляет +265°С (свежая жидкость), а “мокрой” (спустя год эксплуатации) — 175°С. Соответственно, ее можно использовать при скоростной езде и частых резких торможениях. И даже периодичность замены каждые 2 года будет более чем достаточно.
Приставка Low Temp в названии указывает, что жидкость имеет при температуре -40°С очень низкую кинематическую вязкость, равную 650 мм²/с. Особенно это актуально для автомобилей, оснащенных АБС. Именно благодаря своим характеристикам тормозная жидкость «Кастрол» и получает свое первое место.
Из недостатков можно отметить лишь тот факт, что реализуется средство в не совсем удобных канистрах по 500 мл и 5 литров. А учитывая их цену, автолюбитель вынужден будет переплачивать за тару и за сам по себе недешевый товар. Так, по состоянию на лето 2019 года канистра объемом 500 мл стоит 520 российских рублей, а 5-ти литровая — 4000 рублей.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4
Полностью синтетическая тормозная жидкость Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4. Температура кипения у нее +260°С у «сухого» состава, и +155°С у «увлажненного» (через год службы). Что касается кинематической вязкости при -40°С, то она составляет 1800 мм?/с, это граничная допустимая норма. Соответственно, данную жидкость вполне можно рекомендовать к использованию в автомобилях с АБС в средних и южных широтах, однако вряд ли ее стоит использовать в таких машинах в широтах со значительными морозами.
Соответствует требованиям: SAE J 1703, J 1704, ISO 4925, FMVSS 571.116 DOT 4. Основной упор тормозной жидкости Ликви Моли сделан на смазывающие, антикоррозийные и защитные свойства. Если у вас размеренное вождение, то такая ТЖ как раз для вас.
Купить тормозную жидкость Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 можно в канистрах 250 мл и 1 литр. Цена более распространенной литровой канистры (артикул 8832) составляет порядка 800 рублей.
Mobil Brake Fluid DOT 4
Тормозная жидкость Mobil Brake Fluid DOT 4 150906 имеет незначительно ниже характеристики относительно температурных режимов работы. Температура кипения «сухой» жидкости составляет +263°С, а «увлажненной» — +168°С. Значение кинематической вязкости при температуре -40°С составляет 1200 мм?/с.
С натяжкой подходит для использования в автомобилях в северных широтах, так как граничная нижняя температура эксплуатации без потерь эксплуатационных характеристик достигает лишь -30 градусов Цельсия. В зависимости от фасовки и спецификациям может быть рассчитана для работы в авто оснащенных системой АБС и ESP. Обладает хорошими защитными свойствами. Рекомендуется менять ее через каждые два года эксплуатации или через 40 тысяч километров пробега. Может применяться в автомобилях где требуется соответствие сертификации: FMVSS 116 DOT 4, SAE J1704, ISO 4925.
В отличие от лидера Кастрол, Мобил фасует свою ТЖ не только в канистры по 0,5 л., но и 1 литр. Цена однолитровой канистры составляет порядка 460 рублей.
Лучшие отечественные тормозные жидкости
Sintec Euro DOT 6
В обозначении Sintec Euro DOT 6 2013 последние символы DOT 6 — это упомянутый выше маркетинговый ход, поскольку так на территории Российской Федерации обозначают класс DOT 4+, или попросту DOT 4 с улучшенными характеристиками. Однако реальные испытания жидкости показали, что она действительно обладает достаточно впечатляющими показателями. Так, температура ее кипения в «сухом» виде составляет +274°С, а во «влажном» — +182°С. Что касается кинематической вязкости, то при -40°С она составляет 647,5 мм²/с. Соответственно, ее вполне можно рекомендовать для использования в любых северных широтах на технике оборудованной в том числе и ABS.
Реализуется в канистре объемом 900 мл. Ее цена составляет порядка 450 рублей.
ROSDOT 6 DOT 4
Тормозная жидкость ROSDOT 6 DOT 4 430140002 относится к ТЖ класс 6 поскольку превосходит требования к жидкостям ДОТ-4. Так, температура кипения в «сухом» состоянии составляет +260°С, а «увлажненном» — +168°С. Кинематическая вязкость на морозе составляет 697,5 мм²/с.
Кроме температурных и вязкостных показателей главным преимуществом является невысокая цена. Поэтому тормозная жидкость «Росдот» является одним из лидеров рейтинга.
Реализуется в магазинах в канистрах двух объемов — 500 и 910 мл. Цена канистры 0,91 л составляет порядка 350 рублей.
Sintec Super DOT 4
Тормозная жидкость Sintec Super DOT 4 800735 неплохо себя показала при высокотемпературных тестах. Температура кипения «сухого» состава составляет +270°С, а «увлажненного» — +173°С. А вот при низких температурах ведет себя не наилучшим образом, кинематическая вязкость при -40°С — 1172 мм²/с.
Отмечается ее широкое распространение в магазинах, а также достаточно невысокая цена. В целом, средство рекомендовано для использования в любых регионах РФ, однако если вы из севера и авто оборудовано системой АБС лучше присмотреться к другой ТЖ.
Продается в канистрах объемом 910 мл. Цена составляет 250 рублей.
Лукойл DOT 4
Тормозная жидкость «Лукойл DOT 4» 3097259 — уверенный «середнячок» среди отечественной продукции. Вполне может быть рекомендован автовладельцам, проживающим в различных, в том числе, северных регионах Российской Федерации. Так, температура кипения «сухого» состава составляет +270°С, а «увлажненного» — +176°С. Значение «холодной» кинематической вязкости составляет 1170 мм²/с. Соответствует только двум требованиям: FMVSS 116 DOT 4 и SAE J 1704.
Отмечается низкая цена а также значительная распространенность в автомагазинах и на заправках. Продается в канистрах двух объемов — 455 мл и 910 мл. Стоимость — 140 рублей и 250 рублей.
Hi-Gear DOT 4
Тормозная жидкость Hi-Gear DOT 4 HG7044R отличается сниженной гигроскопичностью. Также относится к «середнячкам» рейтинга, так как производится по лицензии. Имеет аналогичные температуры «сухого» и «влажного» кипения — соответственно, +270°С и +174°С (после года эксплуатации). Значение «холодной» кинематической вязкости также достаточно неплохое, и составляет 1193 мм²/с. Поэтому она может быть использована в северных регионах страны, но без системы ABS или ESP.
Тормозную жидкость «Хай-Гир» можно найти в продаже в небольшой канистре объемом 473 мл по цене 260 рублей.
ROSDOT 4
Тормозная жидкость ROSDOT 4 430101H03 выполнена полностью на синтетической основе. Что касается ее эксплуатационных характеристик, то их, скорее, можно назвать посредственными. И если защитные (очистные) свойства находятся на приемлемом уровне, то температурные — ниже среднего.
Так, значение кипения «сухого» и «влажного» состава — +259°С и 159°С соответственно. А вот значение кинематической вязкости наихудшее в списке — 1678 мм²/с. Поэтому тормозную жидкость «Росдот 4» не рекомендуется использовать в северных широтах, только в умеренных и южных. ТЖ РосДот 4 является неплохим выбором для отечественных авто не имеющих дополнительных систем стабилизации и торможения.
В продаже можно найти в канистрах двух объемов — 450 мл и 900 мл. Их цены — 240 рублей и 350 рублей.
Sibiria Супер DOT 4
Тормозная жидкость Sibiria Супер DOT 4 983321 имеет наихудшие температурные показатели. Так, ее «сухой» состав кипит уже при температуре +254°С, а «влажный» — +160°С. Значение кинематической вязкости — 1415 мм²/с. Такие показатели соответствуют требованиям DOT, но не более того. Однако очищающие способности имеет достаточно неплохие. Продается в маленькой таре, что не всегда удобно при замене. К использованию в северных широтах не рекомендована.
Продается в канистре объемом 455 мл, средняя цена которой около 140 рублей.
Заключение
Обычно импортные производители выпускают более качественные тормозные жидкости, с лучшими эксплуатационными характеристиками. Однако и цена у них выше. И наоборот, отечественные образцы более привлекательны по стоимости, но имеют худшие показатели. Поэтому, общая рекомендация такая: для новых машин с небольшим пробегом лучше все же использовать более качественные импортные образцы. И соответственно для бюджетных автомобилей с большим пробегом можно и сэкономить.
При подборе тормозной жидкости важно обращать внимание на дату изготовления, так как срок годности в закрытой упаковки для разных производителей может быть от 2-х до 5 лет, а менять «тормозуху» необходимо по регламенту, указанному в документации к машине.
По состоянию на лето 2020 года (в сравнении с 2019-м) из зарубежных тормозных жидкостей больше всего подорожал Castrol (емкость 0.5 л на 150 руб) и Mobil (литровая упаковка на 110 руб.), а Liqui Moly остался на том же уровне.
Среди отечественных средств, представленных в рейтинге, за указанный период изменений в ценах практически не было. А вот Hi-Gear DOT 4 и ROSDOT 4 (в емкости 0.91 л) стали немного дешевле, в среднем на 50 руб.
Согласно мнению покупателей, самым популярной и качественной тормозной жидкостью на лето 2020 года является Castrol. Это средство имеет наивысший процент позитивных отзывов.
Помимо данного рейтинга, довольно популярной является жидкость ATE DOT-4 BRAKE FLUID SL-6 03990164022, цена за емкость 1 л. — 750 руб. Также имеет высокий процент положительных отзывов. Из сильных сторон этой тормозной жидкости автовладельцы обычно выделяют высокую температуру кипения, а также сохранение эксплуатационных характеристик на протяжении всего периода ее использования. Основной же недостаток — высокая цена.
Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Спецификации тормозных жидкостей
Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.
FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).
Другие стандарты
ISO 4925
ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).
JIS K2233
JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).
SAE J 1703/1704
SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).
Спецификация DOT
Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.
Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.
В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.
В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.
Важные характеристики
Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.
Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:
- Температурой кипения «сухой» жидкости;
- Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
- Кинематической вязкостью при температуре -40.
Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.
Температура кипения
Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.
Вязкость
Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать значение 1800 мм2/с при температуре -40C.
Виды тормозных жидкостей
БСК
Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.
БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.
Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.
LHM — Liquide Hydraulique Minérale
Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).
«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.
Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.
DOT-3
Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».
Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать 1500 мм2/с.
DOT-4
От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.
Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.
DOT-4 CLASS 6
К этому классу предъявляются повышенные требования в отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для «сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно. Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.
DOT-5
Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).
Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).
Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.
Плюсы силиконовых составов:
- Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
- Гидрофобны – не поглощают влагу.
- Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
- Служат значительно дольше.
«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).
DOT-5.1
Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не ниже показателей 260 и 180 градусов.
DOT-5.1/ABS
В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.
По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.
Почему важно менять
Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.
Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.
Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.
Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.
Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.
Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Какие жидкости можно смешивать
Смешение производителей
Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.
Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.
Смешение классов
Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.
А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.
Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.
Все остальные классы совместимы друг с другом.
Цвета
Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.
- Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
- Красный цвет – силикон.
- Зеленый – минеральное масло.
Нельзя смешивать жидкости разных цветов!
Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.
Что заливать
Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.
Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.
Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.
Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.
Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.
Класс и требуемый объем для замены
Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.
Автомобиль | Жидкость | Объем (л) |
---|---|---|
ВАЗ 2107 | DOT 3, 4 | 0,38 |
ВАЗ 2109 | 21099 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2114 | 2115 | DOT 4 | 0,55 |
Lada Granta | DOT 4 | 0,45 |
Lada Kalina | DOT 4 | 0,45 |
Lada Largus | Shell BF40+(DOT4+) | 1 |
Lada Niva | DOT 4 | 0,55 |
Lada Priora | РОСДОТ 4 | 0,45 |
ГАЗель Бизнес | DOT 3 | 0,725 |
КАМАЗ | ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R | — |
Chevrolet Cruze | GM 93160364, DOT 4 | 0,8 |
Chevrolet Lacetti | GM 1942422, DOT 4+ | 0,5 |
Chevrolet Lanos | DOT 3, 4 | 0,5 |
Chevrolet Niva | DOT 4 | 0,5 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 0,45 |
Daewoo Nexia | DOT 3 | 0,5 |
Ford Focus 2 | Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Focus 3 | Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Fusion | Motorcraft Super DOT 4 | — |
Ford Mondeo 4 | ESD-M6C57-A | — |
Hyundai Porter | DOT 4 | 0,7 |
Hyundai Solaris | DOT 4 | 0,8 |
Kia Rio | DOT 3, 4 | 0,8 |
Kia Spectra | DOT 3, 4 | 0,7 |
Mercedes-Benz w124 | DOT 3, 4 | 0,5 |
Mitcubishi Lancer 9 | DOT 3, 4 | — |
Mitsubishi Pajero 4 | DOT 3, 4 | — |
Nissan Note | Nissan KE903-99932 DOT 4 | 1 |
Peugeot 307 | DOT 4 | 0,5 |
Peugeot 405 | DOt 4 | 0,5 |
Renault Duster | DOT 4 | 0,7 |
Renault Logan | ELF 650 DOT 4 | 1 |
Renault Megan 2 | DOT 4 | 1 |
Skoda Rapid | DOT 4 | 0,9 |
Toyota Camry | 08823-80004, DOT 5.1 | — |
VW Polo Sedan | VW 501 14, DOT 4 | 1 |
Хранение
По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.
Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.
Источник https://masloteka.ru/texnicheskie_zhidkosti/xarakteristiki-i-sostav-tormoznoj-zhidkosti.html
Источник https://etlib.ru/blog/1133-kakaya-tormoznaya-zhidkost-luchshe
Источник https://znanieavto.ru/stop/tormoznaya-zhidkost.html
Источник