Как правильно тормозить на спуске. Как правильно тормозить на автомобиле с разными коробками передач и абс
Водители, особенно новичка, вопрос, как правильно тормозить на светофоре на механике, должен волновать в первую очередь, как один из самых важных. В самом деле, если внимательно разобраться, то каковы могут быть последствия неудачного и неумелого торможения?
Во-первых, машина может заглохнуть, и тут вы получите словесную и визуальную негативную реакцию водителей, идущих за вами, в особенности, если движение на перекрестке достаточно оживленное. Не спасет даже заветная буква «У», загодя наклеенная на заднем стекле. Во-вторых, можно и вовсе растеряться и сделать неожиданный откат назад, травмируя едущие сзади вас автомобили.
В-третьих, в случае недостаточного, к примеру, торможения на светофоре на красный свет, существует возможность выезда на территорию пешеходного перехода, что правилами дорожного движения категорически запрещается, и чревато неожиданным наездом на пешехода.
Как правильно тормозить на светофоре на механике? Начинающему водителю, если в его авто не автоматическая коробка передач (которая предполагает несколько иную последовательность действий), все эти движения рекомендуем запомнить и выучить, как говорится, на зубок! Иначе возможны негативные последствия, вплоть до совершения ДТП.
Так что проще всего хорошенько теоретически подготовится и подкрепить свои знания практикой, прежде чем выезжать на дороги с оживленным движением и напряженными светофорами, где многие, более опытные ездоки, стремятся проскочить, чуть ли не на красный!
Последовательность действий на светофоре
Как правило, в автошколах при прохождении практики вождения инструкторы обучают главному постулату: движение авто должно происходить в подавляющем большинстве случаев при включенных передачах. Они меняются водителем в соответствии с выбранной скоростью продвижения с целью быть готовым к совершению необходимого для сложившейся дорожной ситуации маневра. И только лишь для остановки автомобиля (когда переходим на скорость 5-7 км/ч) выжимается сцепление с тормозами одновременно – две педали.
Кстати, практические опыты и опросы водителей, даже и со стажем, показывают, что данным методом торможения с большой скорости при помощи движка пользуется довольно небольшой процент владельцев машин. Происходит это по той причине, что частое переключение скоростей на понижение вызывает у некоторых утомляемость, а к тому же и повышается расход топлива при езде в городском режиме, и еще вдобавок коробка передач намного быстрее изнашивается.
Поэтому в сухую погоду и на асфальтовой дороге, на светофоре выгоднее тормозить без понижения передачи, одновременно и плавно надавливая на обе педали: тормоза и сцепления.
Техника торможения мотором
Но правильнее все же будет, особенно для новичка в водительском деле, научиться тормозить при помощи мотора. Суть метода состоит в том, что на включенной передаче (к примеру, третьей) при надавливании на газ скорость продвижения увеличивается. А если прекратить (конечно же, не слишком резко) давление на педаль, не выключая скорости, то авто в конце концов останавливается от торможения самим движком.
Причем время торможения напрямую зависит от того, какая передача была включена (чем ниже – тем это быстрее происходит). Вот для чего при приближении к светофору переходят на более низкую передачу.
При этом механизме торможения, безусловно, расход топлива будет немного больше, но эффективность торможения существенно может повысится, что немаловажно для начинающего водителя. Педаль тормоза в вышеописанных действиях практически не участвует (ну, можно, к примеру, выполнять слегка подтормаживающие движения), а выжимается уже непосредственно при почти полной остановке авто на светофоре, для фиксации положения на проезжей части.
Фиксация: Новичкам необходимо помнить, что зафиксировать остановку машины на светофоре крайне необходимо, особенно на неровной дороге, достаточно оживленной. Если вас сильно подперли сзади, то малейший откат назад чреват ДТП. А фиксируя машину педалью после полной остановки, вы предотвращаете ненужные столкновения. Инструкторы советуют неуверенным в себе водителям на спуске или подъеме на светофоре при остановке дополнительно воспользоваться еще и ручником, и трогаться затем, потихоньку его отпуская.
Автомобилист всегда должен обладать серьезным запасом навыков и знаний. Ключевым навыком в жизни каждого водителя является торможение. Чтобы быстро и грамотно остановиться одной реакции не хватит. Немаловажную роль здесь играет техника выполнения. Обязательно освойте данную технику, так как от правильного торможения может зависеть чья-то жизнь.
Обычный способ торможения на механике
Для того чтобы остановить автомобиль с “механикой”, при включенной передачи необходимо одновременно выжать педали тормоза и сцепления. Причем, что сцепление должно выжиматься немного быстрее.
Если нужно полностью остановиться, то сцепление выжимается до упора, а тормоз – до нужного снижения скорости. Затем стоит перейти на нейтральную передачу и только после этого отпустить педали. Если этого не произойдет, автомобиль попросту заглохнет.
Особое внимание стоит уделить торможению при движении накатом на нейтральной передаче механики. В данном случае для торможения выжимать сцепление не нужно. В ход идет только педаль тормоза. А если необходимо притормозить самую малость, то выжимать сцепление и вовсе не нужно. Но, если автомобиль начнет дергаться, сцепление все же придется задействовать.
Торможение двигателем
Необходимо так же знать, как тормозить силовым агрегатом на механике. Это будет очень полезно при движении вниз по горным серпантинам.
Ключевой момент здесь – переход с повышенной передачи механики на пониженную. Если просто отпустить газ, не нажимая тормоз, скорость автомобиля начнет снижаться. Это является результатом того, что силовой агрегат переходит в режим холостого хода. Далее необходимо переключиться на пониженную передачу. После отпускания сцепления можно даже не тревожить педаль газа. Таким образом мы усиливаем эффект торможения.
А вот на этом видео показывается, как правильно тормозить, вне зависимости от коробки передач.
Механическая коробка: плавное торможение двигателем перед светофором и поворотом
Бывает, даже автолюбители с опытом вождения не владеют приемами правильного торможения. Отметим, что если ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то не все правила торможения на механике вы сможете применить. Для снижения скорости вам необходимо только воспользоваться педалью тормоза. Механическая коробка передач требует некоторых навыков торможения. К тому же, практическая часть экзамена для получения водительских прав сдается именно на авто с механической коробкой передач.
Использование механической коробки передач требует от водителя некоторых навыков торможения
Для чего необходимо умение тормозить на механике
Не секрет, что вести машину безопасно означает суметь, при необходимости, выполнить маневр, позволяющий уйти от дорожно-транспортного происшествия. Это подразумевает:
- Возможность менять направление движения с помощью рулевого управления.
- Выполнить торможение:
- рабочей тормозной системой;
- двигателем (с отпущенной педалью газа).
- Ускориться, при необходимости, нажав педаль газа.
Правильно тормозить на механике означает двигаться на передаче до завершения остановки. Движение накатом должно быть полностью исключено из повседневной езды.
Как тормозить двигателем на механике
При необходимости снизить скорость на механике и сделать остановку на спусках, в гололед или дождь, необходимо выполнить следующую цепочку действий:
- Отпускаете педаль газа.
- Медленно нажимаете педаль тормоза.
- В последний момент перед окончательной остановкой выжимаете сцепление, чтобы предотвратить остановку работы двигателя.
- Выполняете переключение скорости на нейтральную.
- Отпускаете педали.
Умение тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед, однако этому тоже стоит поучиться
Если возникла необходимость торможения механикой в сухую погоду на идеальном дорожном полотне, выполняете такие действия:
- Полностью отпускаете педаль газа.
- Выжимаете сцепление левой ногой до упора.
- Медленно, без резких толчков, правой ногой нажимаете на педаль тормоза до завершения остановки.
- После остановки включаете нейтральную скорость.
- Отпускаете все педали. Причем педаль газа бросать не рекомендуется. Лучше все делать плавно.
- Выходя из авто, не забудьте воспользоваться стояночным тормозом.
Как плавно тормозить на механике
Чтобы немного снизить скорость движения автомобиля, притормозить, необходимо отпустить педаль газа, а затем, не прикасаясь к сцеплению, кратковременно и мягко надавить на педаль тормоза, без боязни, что двигатель может заглохнуть. При вашем намерении снизить скорость машины настолько, что будет необходимо переключиться на более низкую передачу, придется пользоваться педалью сцепления.
Что значит тормозить двигателем
Уметь тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед. Так называемое экстренное торможение встречается также в экзаменационных билетах.
На скользком дорожном покрытии применяются три приема торможения:
- прерывистое;
- торможение двигателем;
- ступенчатое.
Торможение двигателем предполагает последовательные действия водителя:
- сброс подачи топлива, не выключая сцепления;
- выжать педаль сцепления;
- включить более низкую передачу скорости;
- повторить включение сцепления.
Таким образом, количество оборотов двигателя повысится, а скорость уменьшится. Рабочая тормозная система может плавно подтормаживать авто. Эффект торможения от совмещения описанных способов не меньше, чем от торможения традиционными колодками.
Торможение двигателем на льду является предпочтительным способом в связи с тем, что при блокировке на ледяной поверхности колеса не поддаются управлению. Зато, если колесо авто катится, даже частично проскальзывая, обеспечивается минимальная управляемость.
Как правильно тормозить на механике перед поворотом
Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дороги
Заносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги. Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.
Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:
- Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
- Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
- Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
- Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
- Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.
- Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.
При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто. Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным. Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин. на третьей передаче при скорости 70 км/час.
Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно. Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.
Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки. Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.
Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой. Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.
Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство. Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку. Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.
Как правильно тормозить на механике перед светофором
На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления
Правила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:
- Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
- Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
- Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.
Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.
Движение на передаче и расход топлива
Во время движения машины на передаче топливо расходуется в увеличенном количестве. Держание ноги на педали газа, высокие обороты двигателя требуют расхода топлива. Прекращение давления на педаль газа приводит к остановке авто от торможения двигателем, причем чем ниже передача, тем быстрее остановка авто. При спуске с небольшого уклона оптимальным положением рычага коробки передач будет нейтралка, что предотвращает торможение мотором. В такой ситуации скорость машины падает значительно медленнее, чем на передаче, поскольку авто тормозит только сила трения колес о дорожное полотно и сопротивление воздуха. Так существенно экономится топливо.
Метод позволяет при объеме двигателя 1.4-1.6 преодолеть на одном литре топлива по городу без заторов 12-15 км. А некоторые водители умудряются проехать на одном литре даже 20 км. Но бывают ситуации, когда тормозить экономичным способом не удается в силу дорожных условий. Тогда умение тормозить с помощью двигателя — как никогда кстати.
Случаи, когда без торможения двигателем не обойтись
К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам. Без торможения двигателем с многократным переключением на более низкие передачи, возникает риск перегрева тормозной системы, увеличения пути торможения на четверть, а также риск отказа в управлении, вызванный сильным перегревом тормозов.
Важно помнить, что нейтральная скорость создана исключительно для переключения передач водителем и для того, чтобы двигатель остановленного авто мог работать, а не для использования во время движения автомобиля. Нейтралка также создана для плавного начала движения машины, поддержания работы двигателя во время остановки транспортного средства.
При снижении скорости включение пониженных передач повышает безопасность Вашего движения
При снижении скорости включение пониженных передач, повышает безопасность движения. Понижать передачу рекомендуется при опускании стрелки тахометра до 2 500 оборотов/мин. если у вас авто с атмосферным бензиновым двигателем, до 2 000 оборотов/мин. — при авто на турбо-двигателе, до 1 500 оборотов/мин. — для двигателя, работающего на дизельном топливе. Это нижние усредненные границы. Следует исходить из значений максимального значения крутящего момента конкретной марки авто при переключении передач. Итак, выше упоминалось о необходимости включения пониженной передачи для увеличения устойчивости в дуге поворота.
Гоночное торможение
Гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты
Переключение передач вниз — прием, которым всегда пользуются гонщики при торможении, причем выполняют его не при 2500 оборотов/мин. как это делают водители в условиях города, а на высоких оборотах, когда стрелка тахометра находится в красной зоне. Тяга мотора при торможении нужна для ускорения выхода из поворота, скорейшего прохождения трассы. Поэтому гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, чтобы стрелка тахометра не зашкалила, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты.
Городское торможение
Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение
Штатный режим работы двигателя в режиме экономии топлива — это когда стрелка тахометра достигает 2 000-3 500 оборотов/мин. При этом на стадии разгона приемлема верхняя граница в 3 500 оборотов, с понижением до 2 500 оборотов/мин. при поддержке скорости движения. В ситуации города вначале переключается передача, а затем следует торможение. Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение. Нужные обороты двигателя при этом поддерживаются. Если же водитель сразу будет тормозить, используя рабочую тормозную систему, двигатель потеряет обороты.
Хорошая статья, спасибо!
Как оказалось, большинстве ситуаций тормозил интуитивно правильно.
Еще пытаюсь приноровиться ездить, как профи: почти не пользоваться тормозом, а рассчитывать скорость. Так колодки, диски и стопсигналы прослужат гораздо дольше. 🙂 Иногда подмечаю на дороге таких водителей, пристраиваюсь за ними и «обучаюсь».
Я водитель со стажем и тормозить с помощью двигателя пробовал не раз. Скажу больше, зимой, когда едешь по льду, стараешься педаль тормоза лишний раз не трогать. Сначала сбрасываешь газ, а потом потихоньку начинаешь подтормаживать. Меня, когда я только начинал ездить, даже пару раз разворачивало от торможения с выключенной коробкой.
Если честно, то в гололед лучше ВООБЩЕ не выезжать, так как торможение в таких случаях практически нет (из личного опыта). Существуют конечно определенные правила вождения в таких условиях:
— низкая скорость;
— придельная концентрация внимания;
— соответствующая оснастка автомобиля (зимняя резина с шипами или цепи).
Но всеже в гололед возможность попасть в аварию очень сильно возрастает.
http://vk.com/id242395716 Николай Гуров
Статья подробно раскрыла все нюансы такого приёма вождения авто. Мне, как и опытному водителю со стажем тоже есть чему поучиться и испробовать на практике из этих советов. Особенно понравилась конкретизация случаев и описание действий в сложившейся ситуации. Лишний раз прочитать такую информацию не помешает, а вынести из неё полезную суть только на пользу.
Полезные советы. Стараюсь придерживаться такого подхода к торможению и в жизни. Торможение при помощи двигателя, действительно более безопасно. Считаю что следует ответственно подходить к выбору скоростного режима, чтобы снизить вероятность экстренного торможения. Предпочитаю ездить на механике, так что содержание статьи обязательно возьму на заметку.
http://vk.com/id20940008 Оксана Слаутина
А я часто пользуюсь торможением с помощью двигателя. Особенно по гололёду, это очень кстати. Но нога аж тянется нажать тормоз. Но это просто привычка летняя. Потом привыкаю…
Советы и правда полезные!
Я частенько слышала рассказы о том, как отказывают тормоза на скорости и приходиться тормозить передачами. Но с этим не сталкивалась!
А мне повезло. Мой инструктор вместе с обучением вождения, учил меня и торможению двигателем. Причем, объяснял все нюансы. И частенько, при торможении в непогоду или гололед, я вспоминаю его теплым словом. Но знаю, что не все инструкторы так делают. А жаль.
Тормозить, как вы пишите — передачами, в случае отказа тормозов, еще уметь надо. А перед светофором, лично я заранее перехожу на нейтралку и по чуть-чуть притормаживаю. Очень часто мне везет: когда приближаюсь к перекрестку свет сменяется на зеленый и я, быстро включив вторую передачу, энергично набираю скорость и вырываюсь вперед.
Тормозить двигателем приходится не только в гололёд, но и при весьма печальных событиях. Бывает такая ситуация, когда у машины «пропадают» тормоза и при таких обстоятельствах умение тормозить двигателем в буквальном смысле спасает жизнь людям. Лично для себя я моделировал такую ситуацию и основательно отрабатывал этот навык. Настоятельно рекомендую всем поработать в этом плане.
Многим водителям торможение кажется простым и понятным действием: действительно, дави на педаль, и машина остановится, тем более, учитывая современные системы типа ABS. Но если всё так элементарно и ясно, почему ежедневно случаются ДТП, когда один автомобиль «догоняет» другой, либо когда машина оказывается в кювете или на встречной полосе?
На самом деле умеют рассчитывать дистанцию и контролировать необходимую силу нажатия на педаль далеко не все водители. Как правильно тормозить на машине, чтобы не стать участником аварии?
Основы торможения
Как тормозить на механике? Водители старой закалки рекомендуют переключаться на нейтральную передачу, приближаясь к светофору, что в корне неверно. Подобный совет продиктован желанием сэкономить бензин, но на самом деле выгода оказывается весьма сомнительной. Завидев впереди пробку или запрещенный сигнал светофора, не нужно убирать ногу с педали сцепления. Некоторые переключаются на нижнюю передачу, но на современных автомобилях, оснащенных мощными моторами, нужды делать этого нет: особого толка не будет, а вот синхронизаторы ощутят на себе повышенную нагрузку, что чревато их ранним износом. Подобный приём эффективен только при длительном спуске (например, на трассе).
Уметь тормозить двигателем умеют не все автолюбители, но этот навык полезный, так как, благодаря ему, можно немного сэкономить топливо, продлить срок службы колодок и дисков. Учитывая, что каждый, кто активно пользуется автомобилем, останавливается не один десяток раз за день, научиться тормозить двигателем было бы весьма полезно.
Процесс торможения выглядит следующим образом: путем плавного усилия на педали «гасится» скорость, а к моменту полной остановки тормоз отпускается, и машина доезжает до точки стопа на небольшой скорости, практически близкой к нулю. Научиться правильно тормозить непросто: большинство водителей в последний момент резко жмут на тормоз, в результате чего автомобиль «клюет» носом.
Зачем вообще уметь грамотно тормозить?
- Для удобства пассажиров. Человек, постоянно ездящий за рулем, перестает замечать дерганья машины, а вот его попутчики резкие толчки автомобиля чувствуют.
- Время на исправление допущенной ошибки. Например, следуя зимой по сухой дороге, незадолго до светофора вы попадаете в замерзшую лужу. Если замедляться привычным резким нажатием педали, машина может не остановиться там, где требуется, чем и объясняется большое количество «паровозиков» возле светофоров в зимнее время года. Хорошо, если водитель всего лишь «догонит» впереди стоящую машину, а если не сумеет затормозить перед людьми, переходящими дорогу по «зебре»?
- Возможность контролировать ситуацию не только впереди автомобиля, но и позади него. Научившись тормозить плавно, водитель снижает вероятность того, что сзади идущий автомобиль, не ожидая резкого замедления, «догонит» его машину.
Что нужно знать о величине тормозном пути и дистанции?
Помимо практики, есть теоретические исследования, согласно которым тормозной путь при скорости около 80 км/ч не будет превышать 36 метров. Кроме этого, из школьного курса физики известно, что увеличение скорости в два раза влечет за собой увеличение тормозного пути в 4 раза.
Каждый автомобиль в России должен регулярно проходить технический осмотр: если это требование закона соблюдается, то тогда действительно тормозной путь не будет превышать указанную выше цифру. Однако велико число людей, проходящих этот осмотр нечестно, т.е. за деньги. Да даже если и понимать, что длина пути составит 36 метров, как много даст знание этой величины? Именно поэтому на практике длину тормозного пути лучше замерять в секундах.
От чего зависит итоговое время, затрачиваемое на торможение?
Для опытных автовладельцев не будет большим трудом выбрать правильный в сложившейся ситуации способ торможения. При этом новички нередко путаются в новых условиях дороги, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Большое преимущество новичка на дороге в том, что им легко дается теория. А, держа в голове основные требования правил движения, гораздо легче их использовать в реальных ситуациях.
Основные правила торможения
При поиске оптимального способа торможения необходимо отталкиваться, прежде всего, от коробки передач своего автомобиля: механическая коробка передач или автомат. От типа трансмиссии авто в прямой зависимости находятся все будущие манипуляции автомобилиста.
Как правильно тормозить на механике
Для правильного торможения на МКПП перед светофором необходимо принимать во внимание как характеристики автомобиля, погодные условия, так и состояние полотна дороги. Предположим, вам предстоит остановиться перед светофором на автодороге с ровным сухим асфальтным покрытием.
Выполняем следующую последовательность действий :
- Левая нога выжимает сцепление.
- Левая нога остается на педали сцепления, правая выжимает тормозную педаль.
Указанные действия необходимо выполнять плавно, чтоб не допустить резкой остановки, встав за десяток метров до светофора и не «поймать поцелуй» от машины сзади. При полной остановке автомобиля необходимо, удерживая выжатыми сцепление и тормоз, включить первую скорость, что позволит вам незамедлительно начать движение при загоревшемся разрешающем сигнале.
Правильное торможение с автоматической коробкой
Можно ли тормозить двигателем с АКПП? Конечно! Более того, на автомашине с автоматикой новичку осуществить торможение очень легко. При этом необходимо осторожно отпускать и вновь надавливать на тормозную педаль до прекращения качения авто.
Тормозим экстренно
При необходимости применения экстренного торможения необходимо учитывать ряд факторов:
1) возможность сноса машины в юз и заноса
2) Не нужно одновременно осуществлять руление и тормозить. Это очень рискованно, так как наверняка приведет к потере управляемости. Впереди вдруг появилось препятствие — вначале необходимо нажать тормоз, затем непосредственно перед препятствием начинайте крутить руль, отжав при этом тормозную педаль.
Тормозим при экстремальных условиях погоды
Уметь притормозить и остановиться на сухом дорожном покрытии на МКПП или АКПП — не самое главное. Куда сложнее для начинающего водителя не допустить заноса или юза. Самое основное – научиться правильно тормозить на машине в холодную погоду на скользком дорожном покрытии.
Как необходимо тормозить на механической коробке передач и при этом не допустить юза и заноса в гололедицу? Прежде всего, необходимо управлять автомобилем более спокойно, чем в летнее время года на хорошем и не влажном асфальте.
На сырой или обледенелой дороге, в снегу вследствие плохого сцепления поверхности колеса автомобиля с дорожным покрытием путь торможения возрастает в несколько раз.
Даже если вы предусмотрели ухудшение погодных условий и «переодели» свой автомобиль в зимнюю «обувь», будьте внимательней, ведите свой автомобиль плавнее, начинайте тормозить заранее. Запомните: вождение летом и в холодное время года – два совершенно разных стиля управления своим авто.
Применяйте торможение двигателем для правильной остановки на механической коробке передач на обледенелом дорожном покрытии. Такой способ может использоваться не только в условиях гололедицы. Но для начала давайте разберемся, что такое торможение двигателем и почему стоит его применять только в ограниченных дорожных ситуациях.
Особенности торможения двигателем
Такой тип торможения можно применять в ряде ситуаций:
- Необходимо остановиться или затормозить на крутом или затяжном спуске,
- Отказала тормозная педаль.
Что значит торможение двигателем? На самом деле этот способ стоило бы назвать торможением не двигателем, а с использованием рычага коробки передач. Хотя, если оценивать его в разрезе оказываемого влияния на механизмы машины, в таком случае двигатель здесь упоминается совершенно справедливо.
Для начала торможения двигателем необходимо отпустить педаль акселератора, затем нужно поочередно переключаться с повышенных скоростных передач на пониженные.
Обратите внимание : совершать такие действия нужно поочередно.
Если вы перейдете с 5 скорости непосредственно на первую, то незамедлительно потеряете управление своим автомобилем. В таком случае машина пойдет в занос, кроме того, может сорвать мотор. Будет большой удачей, если на вашем пути в этом случае, окажется ровное чистое поле, а не встречка с мчащимися машинами, или иное не менее опасное препятствие.
Торможение двигателем на автомате
Спасибо за подписку!
Для применения торможения двигателем на АКПП стоит обратить внимание на советы опытных водителей. Тут нет ничего особо сложного. Перед движением по трассе, идущей на спуск, необходимо перейти на режим понижения передачи D3, при более крутых спусках, руководствуясь своими ощущениями, можно перейти на режим D2 (L). Для применения дополнительного торможения используйте кнопку Hold.
Еще одним открытием современного автомобилестроения можно назвать антиблокировочную систему ABS. При резком нажатии на педаль тормоза колеса автомобиля не сорвутся в юз, а останутся под контролем автомобильного компьютера.
В обычных дорожных условиях у оборудованного АБС автотранспортного средства в значительной мере минимизируется тормозной путь. Экстремальные ситуации, когда колеса машины срываются в юз или пробуксовывают, минимизируются. Автомобиль, оборудованный системой АБС, не заносит.
В случае наличия на вашем авто такой системы вопросы правильного торможения с АБС излишни, просто начинайте тормозить. В ряде моментов на скользком дорожном покрытии или в иных сложных дорожных условиях педаль тормоза начинает дрожать и давить обратно на водительскую ногу. Волноваться не стоит, это работает система АБС, уверенно продолжайте тормозить.
Ряд моделей авто сейчас оборудованы кнопкой выключения работы системы АБС. Иногда такой функцией пользуются видавшие виды автовладельцы. Но даже им мы не рекомендуем выключать систему! Если в вашем автомобиле нет такой кнопки, а отключить АБС все равно необходимо, то это можно легко сделать, вынув отвечающий за ее работу предохранитель.
Бытует мнение, что применение системы АБС ведет к увеличению пути торможения. Такое мнение будет верным только при таких условиях:
- Поверхность дорожного покрытия не ровная, рыхлая . Например, гравийное или песчаное покрытие, глубокий снег. При таких условиях автомобиль, не оборудованный АБС, при блокированных колесах скорее «зароется» и прекратит движение. Именно в таких условиях опытные автолюбители и применяют функцию отключения антиблокировочной системы.
- «Облысевшая» резина . Вождение на такой резине становится куда более опасным именно на автомашине, оборудованной ABS.
АБС имеет ряд неопровержимых преимуществ , которые облегчают торможение в сложных условиях:
- Нет необходимости совершать ряд быстрых и прерывистых надавливаний на тормозную педаль — АБС срабатывает при 1 долгом надавливании
- Автомобиль остается под полным контролем водителя.
- Даже резкое маневрирование при повышенных скоростях теперь возможно, так как тормозная система с АБС более чуткая и уверенная.
Что делать при отказе тормозов
- Предупреди других водителей! Сигналь и включай аварийную световую сигнализацию
- При небольших скоростях есть смысл применить ручной тормоз. Нажимаем на кнопку и плавно поднимаем рычаг, при этом обращаем внимание на щелчки, не допускаем резкого торможения и блокировки колес автомобиля.
- Торможение ручником по каким то причинам невозможно? Тормозите двигателем! В критических условиях необходимо выключить зажигание, включить первую скорость. При этом поломка коробки передач или двигателя обеспечены, но жизнь значительно важнее.
- Остановиться никак не удается? Тогда ищите предметы, которые смогут послужить сдерживающим фактором. Ущерб от столкновения с ними должен является минимальным. Подойдут заросли кустов, сугробы, кучи мусора.
Вне зависимости от того, какой коробкой передач оборудована ваша машина, по какому дорожному покрытию движетесь, вам, прежде всего, нужно быть твердо уверенным в своих возможностях. Именно поэтому, прежде чем сесть за руль средства повышенной опасности и выехать на оживленную трассу, вам предстоит научиться правильно тормозить.
Как правильно тормозить двигателем на механике?
Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.
Что значит тормозить двигателем?
Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.
Правильный алгоритм торможения
Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:
- Отпустить газ.
- Выжать педаль сцепления.
- После снижения скорости перейти на более низкую передачу.
- После дальнейшего снижения скорости включить 1 передачу.
Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.
Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.
Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».
Окончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.
Насколько эффективен данный способ?
Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.
- Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
- Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
- Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
- В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
- Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
- Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.
Расход топлива
Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.
Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.
В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.
Вредит ли это автомобилю?
На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.
Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.
Советы при торможении двигателем
- важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
- эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
- переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
- не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.
Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.
Как правильно тормозить на механике для новичка
Механическая коробка: плавное торможение двигателем перед светофором и поворотом
Бывает, даже автолюбители с опытом вождения не владеют приемами правильного торможения. Отметим, что если ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то не все правила торможения на механике вы сможете применить. Для снижения скорости вам необходимо только воспользоваться педалью тормоза. Механическая коробка передач требует некоторых навыков торможения. К тому же, практическая часть экзамена для получения водительских прав сдается именно на авто с механической коробкой передач.
Использование механической коробки передач требует от водителя некоторых навыков торможения
Для чего необходимо умение тормозить на механике
Не секрет, что вести машину безопасно означает суметь, при необходимости, выполнить маневр, позволяющий уйти от дорожно-транспортного происшествия. Это подразумевает:
- Возможность менять направление движения с помощью рулевого управления.
- Выполнить торможение:
- рабочей тормозной системой;
- двигателем (с отпущенной педалью газа).
- Ускориться, при необходимости, нажав педаль газа.
Правильно тормозить на механике означает двигаться на передаче до завершения остановки. Движение накатом должно быть полностью исключено из повседневной езды.
Как тормозить двигателем на механике
При необходимости снизить скорость на механике и сделать остановку на спусках, в гололед или дождь, необходимо выполнить следующую цепочку действий:
- Отпускаете педаль газа.
- Медленно нажимаете педаль тормоза.
- В последний момент перед окончательной остановкой выжимаете сцепление, чтобы предотвратить остановку работы двигателя.
- Выполняете переключение скорости на нейтральную.
- Отпускаете педали.
Умение тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед, однако этому тоже стоит поучиться
Если возникла необходимость торможения механикой в сухую погоду на идеальном дорожном полотне, выполняете такие действия:
- Полностью отпускаете педаль газа.
- Выжимаете сцепление левой ногой до упора.
- Медленно, без резких толчков, правой ногой нажимаете на педаль тормоза до завершения остановки.
- После остановки включаете нейтральную скорость.
- Отпускаете все педали. Причем педаль газа бросать не рекомендуется. Лучше все делать плавно.
- Выходя из авто, не забудьте воспользоваться стояночным тормозом.
Как плавно тормозить на механике
Чтобы немного снизить скорость движения автомобиля, притормозить, необходимо отпустить педаль газа, а затем, не прикасаясь к сцеплению, кратковременно и мягко надавить на педаль тормоза, без боязни, что двигатель может заглохнуть. При вашем намерении снизить скорость машины настолько, что будет необходимо переключиться на более низкую передачу, придется пользоваться педалью сцепления.
Что значит тормозить двигателем
Уметь тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед. Так называемое экстренное торможение встречается также в экзаменационных билетах.
На скользком дорожном покрытии применяются три приема торможения:
- прерывистое;
- торможение двигателем;
- ступенчатое.
Торможение двигателем предполагает последовательные действия водителя:
- сброс подачи топлива, не выключая сцепления;
- выжать педаль сцепления;
- включить более низкую передачу скорости;
- повторить включение сцепления.
Таким образом, количество оборотов двигателя повысится, а скорость уменьшится. Рабочая тормозная система может плавно подтормаживать авто. Эффект торможения от совмещения описанных способов не меньше, чем от торможения традиционными колодками.
Торможение двигателем на льду является предпочтительным способом в связи с тем, что при блокировке на ледяной поверхности колеса не поддаются управлению. Зато, если колесо авто катится, даже частично проскальзывая, обеспечивается минимальная управляемость.
Как правильно тормозить на механике перед поворотом
Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дороги
Заносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги. Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.
Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:
- Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
- Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
- Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
- Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
- Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.
- Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.
При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто. Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным. Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин. на третьей передаче при скорости 70 км/час.
Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно. Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.
Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки. Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.
Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой. Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.
Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство. Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку. Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.
Как правильно тормозить на механике перед светофором
На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления
Правила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:
- Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
- Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
- Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.
Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.
Движение на передаче и расход топлива
Во время движения машины на передаче топливо расходуется в увеличенном количестве. Держание ноги на педали газа, высокие обороты двигателя требуют расхода топлива. Прекращение давления на педаль газа приводит к остановке авто от торможения двигателем, причем чем ниже передача, тем быстрее остановка авто. При спуске с небольшого уклона оптимальным положением рычага коробки передач будет нейтралка, что предотвращает торможение мотором. В такой ситуации скорость машины падает значительно медленнее, чем на передаче, поскольку авто тормозит только сила трения колес о дорожное полотно и сопротивление воздуха. Так существенно экономится топливо.
Метод позволяет при объеме двигателя 1.4-1.6 преодолеть на одном литре топлива по городу без заторов 12-15 км. А некоторые водители умудряются проехать на одном литре даже 20 км. Но бывают ситуации, когда тормозить экономичным способом не удается в силу дорожных условий. Тогда умение тормозить с помощью двигателя — как никогда кстати.
Случаи, когда без торможения двигателем не обойтись
К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам. Без торможения двигателем с многократным переключением на более низкие передачи, возникает риск перегрева тормозной системы, увеличения пути торможения на четверть, а также риск отказа в управлении, вызванный сильным перегревом тормозов.
Важно помнить, что нейтральная скорость создана исключительно для переключения передач водителем и для того, чтобы двигатель остановленного авто мог работать, а не для использования во время движения автомобиля. Нейтралка также создана для плавного начала движения машины, поддержания работы двигателя во время остановки транспортного средства.
При снижении скорости включение пониженных передач повышает безопасность Вашего движения
При снижении скорости включение пониженных передач, повышает безопасность движения. Понижать передачу рекомендуется при опускании стрелки тахометра до 2 500 оборотов/мин., если у вас авто с атмосферным бензиновым двигателем, до 2 000 оборотов/мин. — при авто на турбо-двигателе, до 1 500 оборотов/мин. — для двигателя, работающего на дизельном топливе. Это нижние усредненные границы. Следует исходить из значений максимального значения крутящего момента конкретной марки авто при переключении передач. Итак, выше упоминалось о необходимости включения пониженной передачи для увеличения устойчивости в дуге поворота.
Гоночное торможение
Гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты
Переключение передач вниз — прием, которым всегда пользуются гонщики при торможении, причем выполняют его не при 2500 оборотов/мин., как это делают водители в условиях города, а на высоких оборотах, когда стрелка тахометра находится в красной зоне. Тяга мотора при торможении нужна для ускорения выхода из поворота, скорейшего прохождения трассы. Поэтому гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, чтобы стрелка тахометра не зашкалила, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты.
Городское торможение
Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение
Штатный режим работы двигателя в режиме экономии топлива — это когда стрелка тахометра достигает 2 000-3 500 оборотов/мин. При этом на стадии разгона приемлема верхняя граница в 3 500 оборотов, с понижением до 2 500 оборотов/мин. при поддержке скорости движения. В ситуации города вначале переключается передача, а затем следует торможение. Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение. Нужные обороты двигателя при этом поддерживаются. Если же водитель сразу будет тормозить, используя рабочую тормозную систему, двигатель потеряет обороты.
Как тормозить на машине с механической коробкой
Как известно, в автомобилях передача крутящего момента от ДВС к ведущим колесам осуществляется посредством коробки переключения передач. В случае с МКПП правильный выбор крутящего момента (передаточного числа) на определенной скорости автомобиля осуществляется путем выбора передачи непосредственно самим водителем транспортного средства.
Автомобили, оборудованные механической трансмиссией, на сегодняшний день менее востребованы, чем автомобили, оборудованные автоматической трансмиссией. Это объясняется субъективным фактором простоты и удобства в управлении автомобилем с АКПП.
Однако наряду с более простым управлением автомобиля, водитель машины с автоматом не имеет возможности полностью контролировать ТС. По этой причине, а также по ряду других, версии с механикой также распространены. Далее мы рассмотрим некоторые особенности езды на МКПП, как тормозить на машине с механической коробкой правильно, а также как тормозить коробкой передач «механика» в определенных условиях.
Торможение на автомобиле с механической коробкой передач: особенности
Управление механической коробкой на первый взгляд покажется сложным. Но, изучив особенности работы данной трансмиссии и привыкнув к ручному переключению скоростей, автовладелец откроет для себя много положительных сторон.
Торможение на автомобиле с механической коробкой передач можно разделить на три способа, два из которых относятся к штатному торможению, то есть снижению скорости без появления неожиданных опасностей.
- торможение двигателем (штатное торможение);
- комбинированное торможение (штатное торможение);
- экстренное торможение.
Торможение двигателем является важным и полезным приемом, применяется при тяжелых условиях движения автомобиля: движение в плотном потоке по городу, прохождение спусков и подъемов, езда при плохих погодных условиях и т.д.
Торможение транспортного средства происходит за счет прекращения подачи крутящего момента от ДВС к ведущим колесам. Например, чтобы медленно снизить скорость после разгона автомобиля на первой передаче до 20 км/ч, необходимо плавно отпустить педаль акселератора, не выжимая педаль сцепления и не выключая передачу.
То же самое можно выполнять и на других передачах. Однако важно помнить, что, например, если стрелка тахометра соответствует оборотам холостого хода, а скорость автомобиля на третьей передаче приблизительно составляет 30 км/ч, необходимо выжать педаль сцепление и перевести рычаг коробки переключения в нейтральное положение.
Другими словами, в этом случае нужно дальше замедляться педалью тормоза, так как при низкой скорости и оборотах на 2, 3 и других передачах двигатель может заглохнуть. По этой причине, когда скорость сильно снижена, передачу нужно выключать и останавливать автомобиль педалью тормоза.
Кстати, существует и другой способ торможения двигателем, причем не доводя до холостых оборотов. По мере снижения скорости автомобиля с повышенной передачи (например, 4-й) необходимо переключаться на пониженную передачу, каждый раз выжимая и плавно отпуская педаль сцепления. В этом случае снижение скорости автомобиля происходит быстрее и при полной остановке автомобиля педаль тормоза практически не используется.
- Еще одним приемом при езде на МКПП является комбинированное торможение. Комбинированное торможение — торможение двигателем с использованием педали тормоза.
Получается, плавное нажатие на педаль тормоза и торможение двигателем позволяют водителю сохранить управление автомобилем в сложных дорожных ситуациях, избежать заносов и т.д.
При комбинированном торможении необходимо:
- не выжимая педали сцепления, плавно отпустить педаль акселератора;
- педалью тормоза только подтормаживаем, а не останавливаем автомобиль;
- на оборотах холостого хода ДВС выжимаем педаль сцепления и переводим рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение, после чего полностью останавливаем автомобиль.
Данный способ торможения не экстренный, применяют его на ровной дороге недалеко от места остановки или каких — либо препятствий.
- Экстренное торможение на механической коробке передач подходит только в исключительных случаях во избежание аварии. Такое торможение зачастую невозможно предвидеть, но если есть такая возможность, лучше его избегать.
После следует неконтролируемое скольжение автомобиля, машину может занести, развернуть и т.д. Более того, при заблокированных колесах автомобиль становится практически полностью неуправляемым (заблокированные колеса не позволяют эффективно изменить направление движения при помощи руля).
Это крайне небезопасно для водителя и пассажиров данного автотранспортного средства, а также для других участников дорожного движения. По этой причине по возможности оптимально применять активное или импульсное (прерывистое, ступенчатое) торможение.
- Активное торможение автомобиля с МКПП позволяет эффективно снижать скорость движения или полностью останавливать ТС. В зависимости от ситуации и условий на дороге, виды активного торможения делятся на:
- служебное торможение (плавный переход движения автомобиля из динамики в статику, при этом автомобиль постепенно и легко сбрасывает скорость);
- ступенчатое торможение (самый распространенный способ торможения, осуществляемый водителем с понижением усилий на педаль тормоза при хороших погодных условиях либо с повышением усилий на педаль тормоза при плохих погодных условиях);
- прерывистое или импульсное торможение применяется на транспортных средствах, не оборудованных системой ABS. Если такая система имеется, торможение происходит в штатном режиме (сбрасывание скорости автомобиля возможно как прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, так и одним нажатием с дозированием усилия или без него).
Водителю в этой ситуации для остановки своего автотранспортного средства необходимо понижать передачу по мере уменьшения скорости автомобиля, работая только педалью сцепления и рычагом переключения передач МКПП. Если этого недостаточно, можно осуществить управляемый скользящий удар, используя при этом мягкие элементы кузова авто (двери, крылья и т.д.), которые смогут уменьшить последствия столкновения.
В этом случае только опытный водитель сможет правильно построить траекторию движения своего автомобиля и уменьшить риски нежелательных столкновений. Новичкам в подобной ситуации рекомендуется не поддаваться панике, не бросать руль, внимательно следить за движением и ситуацией на дороге, активно маневрировать, по возможности предупреждая других участников движения звуковым сигналом, аварийной сигнализацией, дальним светом фар и т.д.
- Еще при езде на машине с МКПП торможение автомобиля в обязательном порядке должно производиться строго с учетом ситуации на дороге, сложившейся в момент торможения.
Например, торможение на повороте. Тормозить в повороте настоятельно не рекомендуется, но если это неизбежно, в первую очередь, необходимо избегать резкого нажатия на педаль тормоза, а также не выжимать педаль сцепления.
Торможение на спуске. При таком торможении не рекомендуется выжимать педаль сцепления и переводить рычаг коробки передач в нейтральное положение, тормозить необходимо двигателем. Торможение на скользкой дороге предполагает, что при торможении водитель не допускает блокировки колес автомобиля.
Что в итоге
Как видно, наличие МКПП позволяет более эффективно управлять автомобилем, контролировать машину и гибко использовать трансмиссию в сложных ситуациях. Если на дороге возникла необходимость торможения автомобиля с механической коробкой, во избежание аварийных ситуаций или поломок, связанных с самой коробкой, необходимо придерживаться основных правил, описанных выше.
Для повышения уровня водительского мастерства необходимо поступить в специализированную автошколу и пройти отдельный практический курс контраварийного или экстремального вождения под руководством опытных инструкторов на закрытых площадках.
Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.
Правильное переключение передач на автомобиле с механической коробкой: когда включать ту или иную передачу на МКПП, работа с педалью сцепления, ошибки.
Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.
Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.
Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.
Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
Источник http://veloed.ru/how-to-brake-on-the-descent-how-to-properly-brake-on-a-car-with-different-gearboxes-and-abs/
Источник http://autochainik.ru/kak-tormozit-dvigatelem-na-mehanike.html
Источник http://autocitymotor.ru/remont/kak-pravilno-tormozit-na-mehanike-dlya-novichka.html
Источник