Как часто и зачем менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.
Разновидности тормозной жидкости
В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.
По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:
DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.
DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.
DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.
DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.
Причина замены
Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.
Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.
При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.
Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?
- тип тормозной системы;
- условия эксплуатации транспортного средства;
- класс тормозной жидкости;
- состав (основа, на которой произведена ТЖ).
Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.
Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.
Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.
- Открыть бачок.
- Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
- Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
- Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
- Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.
Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!
Тормозная жидкость: когда менять и какую тормозную жидкость заливать
Удивительно, но факт: в век доступности информации немало автомобилистов до сих пор не знают, что нужно периодически обновлять тормозную жидкость. Причём осознание не приходит даже тогда, когда внезапно педаль под правой ногой проваливается, а потом, через минуту, снова поднимается – и работоспособность системы восстанавливается. Всё списывается на «глюк системы» или что-то вроде этого. О том, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле и почему это обязательный пункт технического обслуживания – читайте в статье.
Зачем менять тормозную жидкость?
Начнём с основ. Тормозная жидкость выполняет функцию передатчика давления от главного тормозного цилиндра (ГТД) на рабочие. Водитель давит на педаль, ГТД (простейший поршень в корпусе с системой клапанов) посылает напор жидкости по магистралям. Жидкость передаёт давление в рабочие цилиндры (суппорты), поршни выдвигаются и разводят колодки. Колодки прижимаются с усилием к рабочей поверхности дисков или барабонов. И за счёт возникшей силы трения между этими элементами автомобиль останавливается.
К главным свойствам тормозной жидкости относятся:
- несжимаемость;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- нейтральное отношение к пластиковым, резиновым и металлическим деталям системы;
- хорошие смазочные свойства.
Обратите внимание: первым прописано именно свойство несжимаемости. То есть жидкость должна чётко, без задержек и в полной мере передавать давление на рабочие цилиндры или суппорты.
Тормозная жидкость обладает одним неприятным свойством: гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу из окружающей среды.
Вода в объёме тормозной жидкости снижает её стойкость к закипанию. Например, жидкость ДОТ-4, самая распространённая на сегодня, не закипит, пока не достигнет температуры 230°C. И это минимальное требование стандарта американского департамента транспорта. Реальная температура кипения хороших тормозных жидкостей достигает 290°C. При добавлении в тормозную жидкость всего 3,5% воды от общего её объёма, температура кипения упадёт до +155 °C. То есть примерно на 30%.
Тормозная система при своей работе выделяет обильное количество тепловой энергии. Это логично, ведь останавливающее усилие возникает при трении с большим прижимным усилием между колодками и диском (барабаном). Эти элементы порой разогреваются до 600°C в пятне контакта. Температура от дисков и колодок передаётся на суппорты и цилиндры, что разогревает жидкость.
И если точка кипения будет достигнута – жидкость закипит. В системе образуется газовая пробка, жидкость потеряет свойство несжимаемости, педаль провалится и тормоза откажут.
Интервалы замены
Через сколько нужно менять тормозную жидкость? В среднем срок службы этой технической жидкости до скопления критического количества воды составляет 3 года. Это справедливо для гликолевых вариантов, таких как DOT-3, DOT-4 и его вариаций, а также DOT-5.1. Жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS, в которых в качестве базы использована силиконовая основа, более устойчивы к скоплению воды, их можно не менять по 5 лет.
В случае, если авто эксплуатируется каждый день, а климат в регионе преимущественно влажный – сроки между очередными заменами тормозной жидкости желательно сократить на 30-50%. Гликолевые жидкости при тяжёлых условиях работы системы нужно менять каждые 1,5-2 года, силиконовые – 1 раз в 2,5-4 года.
Как понять, что пришло время поменять тормозную жидкость?
В случае, если вы не знаете, когда последний раз обновлялась тормозная жидкость (забыли или только купили авто), есть два способа понять, пора ли проводить замену.
- Воспользоваться анализатором тормозной жидкости. Это простейший прибор, который по электрическому сопротивлению этиленгликоля или силикона оценивает процент влаги в объёме. Есть несколько версий этого тестера тормозной жидкости. Для бытовых нужд подойдёт самый простой. Как показала практика, даже дешёвый прибор обладает ничтожно малой погрешностью, и ему можно доверять.
- Оценить визуально тормозную жидкость. Откручиваем пробку и заглядываем в расширительный бачок. Если жидкость мутная, потеряла прозрачность, потемнела или в её объёме заметны мелкодисперсные вкрапления – однозначно меняем.
Помните! Лучше забыть поменять моторное масло и попасть на ремонт двигателя, чем забыть про тормозную жидкость и попасть в аварию. Среди всех технологических жидкостей в авто самая важная – это тормозная.
Сколько тормозной жидкости нужно для замены
Поддержание требуемого уровня тормозной жидкости необходимо для правильной работы тормозной системы автомобиля. Сколько её потребуется всегда можно найти в сервисной книжке, но зачастую автовладельцы не привыкли в нее заглядывать, а действовать опытным путем либо искать ответ в интернете. Именно таким пользователям постараемся помочь разобраться с вопросом сколько тормозной жидкости нужно для замены и какую стоит лить.
Тормозная жидкость – рабочая жидкость тормозной системы, с её помощью происходит передача усилия, создаваемого в главном тормозном цилиндре к колесным парам.
Если уровень тормозной жидкости ниже минимальной отметки (об этом кстати уведомит соответствующий значок на панели приборов — красный кружок с волнами внутри), то необходимо долить. Также не помешает проверить тормозную систему, поскольку снижение уровня ТЖ может свидетельствовать о её неисправности или износе прокладок главного тормозного цилиндра. Как правило, в тормозной системе легкового автомобиля содержится от 0,55 до 1,0 литра «тормозухи». А её спецификация очень часто может указываться на корпусе расширительного бочка или его крышке.
Во время проверки не забывайте обращать внимание на цвет жидкости. Новая ТЖ прозрачная с желтоватым оттенком. В процессе эксплуатации она меняет свой цвет и становиться темной, это в основном происходит из-за скопления разных примесей. Если жидкость потемнела, то это может значить, что необходима полная замена и простой доливкой тут не обойтись. Специалисты рекомендуют проводить замену тормозной жидкости примерно каждые 2-3 года, именно такой промежуток является оптимальным в соответствии с гигроскопичностью и подвержению температурным нагрузкам. Для правильного функционирования тормозных механизмов, жидкость должна обладать рядом свойств, а также соответствовать определенному стандарту.
Старая и новая тормозная жидкость
Виды и свойства ТЖ
Любая тормозная жидкость имеет 93-98% основного состава и от 2 до 7% присадок, которые, по сути, являются ключевым составляющим для придания заявленных характеристик. Вообще если так посмотреть, то свойства тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов. В зависимости от состава основы ТЖ подразделяется на 3 группы.
Виды тормозных жидкостей:
- Минеральные (минеральное масло LHM). Они состоят из спирта и касторового масла.
- Гликолевые. Разработанные на основе полигликолей и их эфиров.
- Силиконовые. Изготовлены на основе кремнево-органических полимерных продуктов.
В независимости от вида и состава все тормозные жидкости распределяются на две классификации.
Классификация ТЖ:
- По вязкости.
- По температуре кипения:
- для «сухой» жидкости (без воды);
- «влажной», которая содержит воду 3,5%.
Если температура кипения превысила допустимую норму, то есть риск образования паровой пробки в системе (в результате испарения влаги), что чревато поломкой и провалом педали тормоза.
Стандарты тормозных жидкостей
На практике, да и в большинстве случаев, принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard), который был разработан Министерством транспорта США (Department of Transporation, а коротко DOT). Так что, зачастую, в современных автомобилях, применяется либо DOT 4 на гликолевой основе, либо же DOT 5.1 (входят гликолевые и силиконовые соединения). А вот в автомобилях выпущенных более 20 лет назад, может использоваться жидкость БСК или DOT 3.
В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:
Тормозная жидкость DOT 4 (соответствующая стандартам: SAE J1703&J1704, FMVSS 116, JIS K2233, ISO 4925)
- степень вязкости;
- температура кипения;
- химическая инертность к материалам (например, резине);
- коррозионная стойкость;
- постоянство свойств в пределах рабочих температур;
- возможность смазывания элементов, работающих в контакте;
- уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы.
В соответствии со стандартом FMVSS №116 варианты тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы и даже вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.
Но не стоит думать, что это единые существующие стандарты, ведь в Европе будет — SAE (Society of Automotive Engineers) J1703/1704, ISO(DIN) 4925 — International Organization for Standardization, в поднебесной же, японский — JIS (Japanese Industrial Standard) K2233. А вот России и других странах СНГ единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.
Применение тормозных жидкостей класса DOT
Поскольку во многих случаях все ориентируются именно на американский стандарт ДОТ, то рассмотрим поподробнее все пять его классов:
- DOT 3 – предназначен для тихоходных автомобилей с барабанными и дисковыми передними тормозами. Температура закипания 220° С.
- DOT 4 – заливают в тормозную систему быстроходных автомобилей у которых установлены дисковые тормоза на обеих осях. Кипение происходит при температуре 240° и 160° С.
- DOT 4+, DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, их температура кипения 260° С и 180° С.
- DOT 5 – силиконовая ТЖ, которая не может заливаться в авто с системой АБС, ведь не поглощает влагу, а позволяет ей собираться в одном месте. Из-за того что температура кипения составляет 280°С и 180° С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей) при этом имея низкую вязкость, как правило применяется только в гоночных авто.
- DOT 5.1 – для быстрых авто, у которых тормоза часто бывают перегружены. Является более высокотехнологичнее и текучее нежели ДОТ 4, но все равно поглощает влагу. Зачастую рекомендуется для применения в системах с ABS и ESP. Рабочая температура 270°С и 180°С.
Что касается срока службы жидкостей различных классов, то здесь нужно отметить, что тормозные жидкости класса DOT 3 имеют срок службы примерно 1-2 года, в свою очередь DOT 4 — 2-3 года, а DOT 5.1 нужно менять раз в 3-4 года. DOT 5 можно эксплуатировать до 5 лет.
Объем жидкости в тормозной системе
В основном тормозная система вмещает в себя от 0,55 до 1,0 литра жидкости, это зависит как от того, если в автомобиле система АБС, так и от размеров машины. Период замены тормозной жидкости в большинстве автомобилей составляет 2-3 года использования, или же 40-60 тысяч пробега. Чтобы определить более конкретный промежуток нужно смотреть на определенный стандарт жидкости и особенности вождения. К примеру в спорткарах ТЖ меняется каждые 5-10 тыс.
Но поскольку вопросом нужного объема тормозной жидкости в системе и её стандарту задаются лишь владельцы обычных авто, а не премиум или бизнес-класса, то приведем конкретные примеры для популярных в странах СНГ машин.
avtoexperts.ru
Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.
Роль тормозной жидкости в «организме» авто
Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.
Состав и свойства тормозных жидкостей
Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).
Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.
Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.
Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемым и, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.
Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.
Классификация тормозных жидкостей
Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).
Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.
DOT 3.«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.
DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.
DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.
DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневы й. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.
Плюсы и минусы тормозных жидкостей
Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:
Всё про тормозную жидкость автомобиля
Функция тормозной жидкости в машине – осуществить работу гидропривода, т.е. передать давление от главного тормозного цилиндра (подчиняющегося педали тормоза) на колесные тормозные цилиндры, которые затормозят движение с помощью колодок. Но представьте, что может произойти, если эти функции будут выполнены недостаточно хорошо и автомобиль затормозит гораздо позже?
- Как работает тормозная система машины
Нет, ТАКОЕ лучше не представлять… Почему так важно качество тормозной жидкости и какой она должна быть? Разбираемся…
Требования к тормозной жидкости авто
- Работа в широком температурном диапазоне: от -30 до +150 (рабочая температура в тормозных цилиндрах при интенсивном торможении);
- Неагрессивность: как к резиновым деталям-уплотнителям гидросистемы, так и к металлам;
- Высокие смазывающие свойства – для внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
- Стабильность свойств: независимость их от условий эксплуатации.
Исходя из этих требований создаётся «тормозуха», которая состоит из основы (от 92 до 98%) и специальных присадок. По составу основы бывают 3 типа:
1. Минеральная . Характеризуется низкой агрессивностью к резине, хорошими смазывающими свойствами и низкой ценой. Недостатки: очень вязкая при температурах ниже -20, невысокая температура кипения. Широко применяется только на старых машинах благодаря нейтральности к резиновым прокладкам, в современных не используется.
2. Синтетическая из смеси полигликолей и эфиров. Наиболее частая основа с высокими эксплуатационными свойствами. Главный недостаток – высокая гигроскопичность – т.е. способность впитывать влагу, которая существенно ухудшает основные параметры тормозной жидкости и вызывает коррозию металлических деталей гидропривода.
3. Синтетическая из силикона. Самая современная и полностью негигроскопична. Используется в редких случаях из-за слабой совместимости со стандартными резиновыми деталями, полной несовместимости с предыдущими двумя типами, повышенными требованиями к качеству прокачки для полного удаления воздуха из системы, высокой цены.
Основные свойства
Температура кипения: чем выше, тем лучше. Если жидкость закипает, из неё выделяется пар, который, в отличие от жидкости, сжимается. На практике это приведёт к «проваливанию» педали и отсутствию торможения. Проявляется при частом подтормаживании, когда тепло от трения не успевает отводиться из тормозной системы и общая температура в ней растёт (например, при спуске с высокой горы летом). Реально опасное и непрогнозируемое явление.
Как часто менять в авто
Тормозная жидкость впитывает влагу из воздуха и конденсации из-за постоянной смены рабочих температур. Это приводит к её загущению зимой, слабой смазке летом и постоянной коррозии металла гидросистемы. А самое страшное, всего 3% растворённой в ней воды снизят примерно на 70 градусов температуру её закипания! Это главная причина того, что менять её рекомендуют каждые 2-3 года.
Для примера, за 3 года эксплуатации машины в «тормозухе» скапливается в среднем примерно 3,5 процента воды. Если сравнивать с «сухой» без воды, то температура кипения уменьшается со стандартных 250 градусов до 160-180 о C. Разница огромная. Разбавленная жидкость вскипает раньше «сухой». В реальной эксплуатации — педаль тормоза становиться колом, а автомобиль не тормозит.
При эксплуатации тормозная жидкость может менять цвет. Из-за сильного нагрева, коррозии, окисления, взаимодействия с резиновыми деталями. Изменение цвета не влияет на работу. Объективно проверить состояние сложно, жидкость в системе практически не смешивается. Соответственно в бачке она будет иметь больше воды, а в рабочих цилиндрах из-за постоянного воздействия высоких температур её свойства будут другими.
Вопросы и ответы
Что надо заливать? Самое главное правило: воспользоваться требованиями производителя, т.к. они проектировали тормозную систему под конкретные параметры. В руководстве также определена периодичность замены. Например, покупать жидкости DOT 5.1 или DOT 6 не нужно, если не знаете совместима ли она. Если не знаете, что ранее было залито в авто — лучше полностью заменить «тормозуху».
- Как прокачать тормоза машины без помощника
Можно ли смешивать? Смешивать жидкости различных классов запрещено категорически. Не известно как поведёт такая смесь и не разрушит ли резиновые уплотнения. В пределах одного класса (например, DOT 4) разных производителей – можно, они совместимы независимо от бренда на упаковке. Выбирайте ту продукцию, что предназначена изготовителем (по классу).
Как правильно долить? Нужно знать, что находиться в бачке под капотом авто. Покупаем соответствующую и доливаем. Следует следить за уровнем, чтобы она была на уровне отметки «max». Если опустилась до уровня «min», то следует обязательно её долить. Как правило, доливать при исправной системы тормозов следует не чаще раза в год.
Стоит ли покупать спортивную тормозуху? Если автомобиль не участвует в любительских соревнованиях и нет серьезных переделок тормозной системы, то лучше заливать обычную. Спортивная отличается большей температурой кипения. Т.е. с ней машина будет более стабильно тормозить при неоднократных торможений с высоких скоростей. Для обычного авто — это не нужно и не стоит доплачить за спортивную жидкость для тормозов.
Жидкость тормозная: особенности, свойства, выбор и замена
Тормозная жидкость (brake fluid) – рабочая жидкость в гидравлической тормозной системе автомобиля. Если просто, через указанную жидкость усилие, приложенное к педали тормоза, передается на рабочие тормозные цилиндры на колесах для их остановки.
Далее мы рассмотрим, что такое тормозная жидкость, какие виды и типы тормозной жидкости существуют, как выбрать и какую тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль, а также когда ее следует менять и на какие нюансы следует обратить внимание.
Читайте в этой статье
Свойства и особенности тормозной жидкости
Начнем с того, что многие автовладельцы знают, для чего нужна тормозная жидкость. Однако далеко не все имеют четкое представление о том, когда такую жидкость менять, какие типы существуют, какими свойствами обладают тормозные жидкости и т.д. Давайте разбираться.
Первое, основными требованиями к тормозной жидкости является стойкость к нагреву и охлаждению, то есть важна стабильность жидкости в плане сохранения нужной плотности, вязкости и т.д. в условиях высоких и низких температур.
При этом такие температуры постоянно меняются. Еще жидкость должна защищать металлические детали системы от коррозии, не оказывать агрессивного воздействия на детали из резины, пластика и т.п.
Так вот, в процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет свойство накапливать влагу и окисляться. В результате происходит постепенное ухудшение свойств. К этому можно добавить, что различные упомянутые выше процессы (нагревы и охлаждения, накопление загрязнений, срабатывание химических добавок в составе жидкости и другие) также сокращают срок службы ТЖ.
Именно по этой причине несвоевременная замена тормозной жидкости может стать причиной значительного ухудшения работы или даже полного отказу тормозных механизмов. Чтобы этого не произошло, так называемая «тормозуха» нуждается в регулярной замене через строго определенный промежуток времени.
Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
Итак, каждый водитель должен постоянно следите за состоянием тормозной жидкости. Сделать это можно путем откручивания крышки бачка с такой жидкостью, после чего следует визуально проверять уровень и общее состояние ТЖ. В норме жидкость тормозная почти прозрачная, не имеет резкого запаха, может иметь слегка желтоватый оттенок.
Если же такая жидкость грязная, в ней видны хлопья, появился подозрительный запах, явно изменился цвет и т.д, тогда необходима замена. Также по регламенту тормозную жидкость следует менять каждые 2 года эксплуатации или 40-50 тыс. км. пробега.
Важно, чтобы уровень влажности тормозной жидкости был не выше 3.5%. Получается, если в жидкости много влаги, менять ее нужно независимо от пробега или сроков эксплуатации.
Это может стать как причиной поломок самих деталей в тормозной системе, так и отказа тормозов, что приводит к ДТП. По этой причине на каждом ТО необходимо мерить уровень влажности ТЖ (выполняется при помощи спецприбора на крупных СТО) или просить специалистов оценить состояние жидкости визуально.
- Теперь перейдем к самому выбору ТЖ. Первым делом, обратите внимание, что на рынке можно встретить много различных вариантов таких жидкостей, (например, DOT 3, ДОТ 5, тормозная жидкость DOT 4 и т.д.). При этом тормозная жидкость ДОТ- 4 (brake fluid dot 4) сегодня наиболее распространена и широко используется на разных автомобилях.
Так или иначе, диапазон рабочих температур для ТЖ достаточно расширен (например, от -40 до +100 градусов и выше). Также производители стремятся, чтобы гигроскопичность (накопление влаги) была как можно более низкой. На деле, чем меньше тормозная жидкость склонна впитывать влагу, тем качественнее такой продукт.
- При этом для ТЖ есть общемировая норма DOT (Американский Институт Транспорта). Согласно такой норме все тормозные жидкости делятся по классам (DOT3, DOT4, DOT5, DOT5.1). Каждый класс предполагает использование в том или ином типе тормозных систем.
Например, тормозная жидкость DOT3 используется на авто с барабанными тормозами или машинах с дисковыми тормозами только на передней оси. В свою очередь, DOT4 используют на автомобилях с дисковыми тормозами на осях.
При этом важно понимать, что тормозные жидкости разных производителей теоретически смешать можно при острой необходимости, однако на практике лучше отказаться от данного решения при такой возможности (неизвестно, как разные продукты могут взаимодействовать между собой).
Вернемся к подбору. Само собой, каждый водитель стремится к тому, чтобы в систему была залита хорошая тормозная жидкость. Как может показаться, оптимально купить самую дорогую (например, ДОТ 5 или ДОТ 5.1). Однако на деле это не совсем правильно. Прежде всего, заливать нужно то, что рекомендует автопроизводитель по мануалу.
Получается, покупка дорогой «экстремальной» тормозной жидкости в таком случае не оправдана, так как срок службы ничем не отличается, а тормозная система не испытывает запредельных нагрузок.
Однако, для старых авто приведенная информация в мануале может быть не совсем актуальной. Например, даже если в мануале написано лить DOT 3, нужно знать, что свежая жидкость данного класса кипит при температуре 205℃, а накопление 4% воды будет означать, что жидкость закипит при температуре 96–100℃.
Как видно, этот тип обладает наибольшей гигроскопичностью и самой низкой температурой кипения. Само собой, стоит такая жидкость дешево, но на этом плюсы заканчиваются. В свою очередь, аналог DOT 4 имеет в составе набор специальных присадок, основу с борной кислотой и другие добавки.
- В свою очередь, DOT 5.1 является решением, которое объединяет в себе все лучшее как от DOT 3, так и DOT 4. При этом важно, что такая жидкость имеет меньшую вязкость. Как правило, DOT 5.1 рекомендуют использовать только отдельные автопроизводители. Стоит отметить, что особых явных плюсов по сравнению с ДОТ 4 такая жидкость не имеет.
Завершает список DOT 5. Это особый вид, который нельзя совмещать с остальными. Причина – в основе использован силикон. Такая жидкость на основе силикона не накапливает влагу и хорошо противостоит коррозии деталей тормозной системы.
Вполне очевидно, если в мануале не указано, что в автомобиле нужно использовать ДОТ 5, тогда тормозная жидкость DOT 4 подойдет. Более того, специалисты и вовсе не рекомендуют экспериментировать и рисковать, заливая неподходящую жидкость. Получается, ДОТ3 можно заменить при таком желании на ДОТ4, а также ДОТ4 на ДОТ 5.1. Однако, менять ДОТ 3 на ДОТ 5 или ДОТ4 на ДОТ 5 никак не стоит в том случае, если эта жидкость не рекомендуется к использованию.
Подведем итоги
Как видно, правильно подобрать тормозную жидкость для машины не сложно, если учитывать все рассмотренные выше нюансы. Также нужно знать, можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости. Если химический состав похож, тогда это можно сделать для поддержания нужного уровня.
Что касается замены тормозной жидкости, эта процедура не сложная и вполне может быть выполнена своими руками. Чтобы заменить тормозную жидкость, важно сначала слить старую ТЖ, затем залить новую и прокачать тормоза. При этом прокачка тормозов является важнейшим этапом, от которого напрямую зависит эффективность работы системы и общая работоспособность тормозов.
Почему направляющие тормозного суппорта нужно смазывать, какую смазку лучше использовать для направляющих суппортов. На что обратить внимание, советы.
Педаль тормоза мягкая после замены тормозных колодок: почему тормоза ватные, нужно ли прокачивать тормозную систему. На какие нюансы обратить внимание.
Почему на машине тормоза скрипят, слышен скрежет тормозов, свист или писк при торможении: основные причины. Скрипят тормозные колодки, что делать водителю.
Педаль тормоза проваливается в пол, тормоза пропали неожиданно, после замены тормозной жидкости, колодок, тормозных дисков: основные причины неисправности.
Загорелся значок АБС на приборной панели: на какие неисправности указывает лампочка ABS. Диагностика неисправности, как потушить ошибку ABS, рекомендации.
Педаль тормоза слишком тугая, не продавливается или стала мягкой, тормоза проваливаются: основные неисправности, диагностика и способы устранения неполадок.
Всё о замене тормозной жидкости в машине
Тормозная система – важнейший компонент автомобиля с точки зрения безопасности дорожного движения. При любой её неисправности эксплуатация транспортного средства, согласно нормам ПДД, запрещена. ТС состоит из множества компонентов, и, хотя тормозная жидкость не относится к механизмам, осуществляющим непосредственно подтормаживание колёс автомобиля, именно она отвечает за приведение их в действие.
Сам принцип работы тормозов известен всем: при нажатии водителя на педаль в трубопроводах ТС происходит возрастание давления рабочей жидкости, которая надавливает на поршни тормозных цилиндров, заставляя колодки состыковываться с дисками или барабанами с разной силой (в зависимости от усилий нажатия на педаль). При увеличении силы трения между колодками и дисками и происходит подтормаживание последних. Отпускание педали приводит давление ТЖ в норму, заставляя колодки вернуться в исходное состояние.
Поскольку при торможении в месте контакта диска и колодки из-за трения происходит значительное повышение температуры, и сами поверхности, и ТЖ должны быть изготовлены из материалов, обладающих повышенной стойкостью к высоким температурам.
Вода, как известно, закипает при ста градусах, поэтому она заведомо не пригодна на эту роль.
Чтобы существенно повысить температуру кипения, в воду добавляют комплект присадок, позволяющих выдерживать температуры порядка 260-280 градусов.
Почему нужно менять ТЖ
Хотя тормозная жидкость в принципе не является расходным материалом в классическом понимании этого термина, необходимость в её замене всё же возникает. Дело в том, что сама по себе ТЖ обладает повышенной гигроскопичностью, то есть способностью впитывать воду, находящуюся в составе атмосферного воздуха. И хотя контур тормозной системы обладает герметичностью, она не абсолютна. Так или иначе вода попадает в жидкость, разбавляя её и тем самым снижая верхний температурный порог кипения. При этом происходит снижение эффективности торможения. Чем старее автомобиль, тем, как правило, хуже он справляется с предохранением ТЖ от попадания влаги. Так, в подержанных авто всего за год интенсивной эксплуатации температура кипения жидкости может понизиться на 40-50°С.
Снижения этого показателя на 80-100°С достаточно, чтобы при интенсивном торможении ТЖ начинала закипать, образуя пузырьки. Именно они, сливаясь в достаточно объёмные кластеры, увеличивают сжимаемость жидкости. Если вы начали замечать, что для обеспечения эффективного торможения вам приходится нажимать на педаль с всё большим усилием – одной из причин этого явления и является ухудшение характеристик тормозной жидкости в результате попадания в неё воды и воздуха.
В конце концов, если не предпринимать никаких превентивных мер, вы просто не сможете затормозить, что создаст предпосылки для ДТП. Так что при ухудшении эффективности торможения следует незамедлительно искать причину.
Вполне возможно, что она заключается в банальной утечке ТЖ, поэтому важно регулярно проверять её уровень, а при необходимости доливать. Как это делать и из чего состоит тормозная жидкость, мы расскажем позже, поскольку здесь имеется ряд нюансов, связанных с различным составом присадок в жидкостях от разных производителей. Доливая состав другой марки, мы рискуем получить несовместимость на уровне добавок, часть из которых не будет действовать, а часть вообще выпадет в осадок, который также ухудшит эффективность торможения, чего допускать нельзя.
Так что важно запомнить, какой состав залит в ваш автомобиль, чтобы использовать его же в случае критично низкого уровня тормозной жидкости. Если приобрести такой же продукт не представляется возможным, или если вы не знаете, что было залито ранее, необходимо слить старую и залить новую ТЖ.
Помните и о том, что периодически замене подлежит жидкость, даже если её уровень соответствует норме.
Сроки замены тормозной жидкости
Поскольку состав присадок разливается у разных производителей (и в пределах одной торговой марки тоже), можно говорить о том, что и называть сроки, через сколько требуется производить замену тормозной жидкости, не совсем правильно – всё зависит от конкретного наименования продукта.
Впрочем, существует объективный параметр, позволяющий судить о том, что свойства тормозной жидкости далеки от идеальных. Это – её влажность. Считается, что увеличение этого показателя до 3.5% уже является причиной выполнения данной процедуры, поскольку при такой концентрации температура кипения жидкости падает до 150°С. А это очень мало для эффективной работы тормозов.
Понятно, что визуально оценить уровень влаги в ТЖ невозможно. Для этого существует специальный прибор, продающийся практически в любом автомагазине. Стоит он относительно немного (порядка 300-600 рублей), позволяя с высокой точностью контролировать уровень воды в тормозной жидкости.
В легковых автомобилях объем заливаемой в тормозную систему ТЖ колеблется в пределах 0.5-1.0 литра. 3.5% – это порядка 18-25 мл воды. Казалось бы, совсем немного, но вполне достаточно для существенной потери эффективности торможения, что чревато самыми неприятными последствиями. Так что если замеры показали, что концентрация влаги высока, следует незамедлительно принять соответствующие меры.
Как выбрать тормозную жидкость
Независимо от состава присадок, рабочие характеристики жидкости определяют всего четыре важных параметра:
- температура кипения ТЖ;
- смазывающие свойства;
- вязкость;
- способность активировать коррозионные процессы.
Рассмотрим, каким образом каждая из указанных характеристик влияет на то, какую конкретно тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль.
Температура кипения
Согласно законам физики, при интенсивном трении механизмов тормозной системы энергия торможения преобразуется в тепловую. Сильнее всего нагреваются узлы, непосредственно контактирующие между собой – диски (барабаны) и колодки. Немного меньшее греется суппорт, и уже он передает тепло в тормозную жидкость. Как мы уже говорили, важно не допустить её закипания – в противном случае возрастает риск провала тормозной педали, что практически всегда чревато неприятностями. Поэтому этот параметр считается самым важным для ТЖ.
Смазывающие характеристики
Хотя движущихся частей в тормозном механизме немного, если смазывающие свойства жидкости будут недостаточными, манжеты цилиндров будут изнашиваться намного быстрее. Страдать будут и автомобили, оснащённые системой АБС. В последнем случае при приобретении ТЖ лучше отдавать предпочтение жидкости категории DOT5, в составе которой имеется силикон, улучшающий смазывающие характеристики и продлевающая ресурс всех узлов тормозной системы.
DOT5.1 (о видах тормозной жидкости мы поговорим чуть позже) – спецификация, созданная специально для авто с антиблокировочной системой, которая хорошо совместима и со всеми уплотнительными элементами тормозного контура.
Вязкость
Как и любая другая техническая жидкость, ТЖ подвержена действию отрицательных температур. Поэтому так важен показатель вязкости, непосредственно коррелирующий с возможностью беспрепятственного тока жидкости при пониженной температуре. Опять же, особенно критична эта характеристика для авто, оснащённых ABS, поскольку в этой системе имеется гидроблок, запитанный на тормозную жидкость. В кроссоверах последних поколений антиблокировочная система функционирует в связке с системой распределения тягового усилия и блоком стабилизации, для которых вязкость также считается значимым параметром.
Коррозионная активность
Система торможения включает множество железных деталей, подверженных коррозии. В наибольшей степени от неё страдают поршни тормозных цилиндров, которые при окислении могут закисать, снижая эффективность торможения. Добавление соответствующих присадок призвано уменьшить данный эффект, но полностью избавиться от него пока невозможно. Дело в том, что для увеличения температуры кипения используется вещество под названием полигликогель. Оно настолько гигроскопично, что при контакте с атмосферным воздухом практически моментально начинает впитывать влагу. Так что при заливке тормозной жидкости в систему в неё наверняка попадёт некоторое количество воды (некритичное для тормозного механизма, и всё же).
Виды тормозной жидкости
Исторически сложилось так, что в сфере безопасности автомобилей законодателями мод в сфере стандартов, характеризующих эксплуатационный свойства ТЖ, являются США. Именно поэтому большинство национальных стандартов базируется на американской спецификации SAE J-1703 с учётом предписаний федерального стандарта по автомобильной безопасности FMVSS 116.
Принятая в США классификация ТЖ базируется на протоколе DOT. Минимально допустимый класс – DOT 3, определяющий характеристики тормозных жидкостей применительно к тормозным системам с невысоким уровнем нагрузки, оснащённым дисковыми/барабанными механизмами. В качестве основы в жидкости категории DOT 3 используется полиэтиленгликоль и полиэфир, обеспечивающие температуру кипения (ТК) на уровне не более 150°С.
ТЖ «Нева» старых образцов, выпускаемая с советских времён, является примером жидкости третьего класса (сегодня такие продукты встретить на прилавках автомагазинов малореально).
DOT 4 в качестве основы также содержит гликолевые жидкости и предназначена для автомобилей, оснащённых вентилируемой тормозной системой дискового/барабанного типа. Увеличение эксплуатационных характеристик, включая ТК (до 200 градусов), достигается за счёт введения ряда дополнительных присадок. В настоящее время именно эти жидкости являются самыми распространёнными. Стандарт FMVSS 116, на основе которого и разработана спецификация, допускает нагрев «сухой» жидкости до кипения при температуре не менее 230°С, для «влажной» – при 155°С и выше, при этом кинематическая вязкость при внешней температуре минус 40°С составляет не более 1800 единиц.
DOT 5 – категория жидкостей, содержащих в качестве основы силикон, повышающий температуру кипения до 250-260°С. В настоящее время она наиболее востребована для спортивных авто, уровень нагрузки на тормозной механизм у которых значительно выше, чем у обычных транспортных средств.
DOT 5.1 – ТЗ, которая разработана специально для машин с антиблокировочным механизмом. В отличие от стандарта ДОТ 5, она производится из полиэтиленгликоля, однако несовместима со своими младшими аналогами (ДОТ-3/4).
Как самостоятельно поменять тормозную жидкость
Эта процедура не настолько сложна, чтобы выполнять её на СТО. Единственной её особенностью является требование наличия помощника, роль которого сводится к нажатию в нужный момент на педаль тормозного механизма.
Из материалов и инструментов для этого нам понадобятся:
- резиновый шланг;
- ключ на 8/10;
- тара для слива старой ТЖ, лучше прозрачная/полупрозрачная;
- ветошь;
- новая жидкость, подбираемая согласно рекомендациям автопроизводителя (там же обычно указывается, сколько нужно тормозной жидкости для полной замены).
Перед тем, как приступать к работе, следует открыть регулятор тормозных сил в автомобиле, оборудованном таким устройством (ТС последнего поколения, оснащённые системой EBD, регулятора давления в задних тормозах не имеют). Для этого вставляют между планкой толкателя и штоком плоскую отвёртку. После окончания замены не забудьте её вытащить, восстановив работоспособность «колдуна».
Алгоритм замены ТЖ:
- откручиваем колпачок бачка, делаем это максимально осторожно, чтобы ТЖ не капнула на вашу одежду, кладём колпачок на слой ветоши;
- демонтируем резиновый колпак, расположенный на клапане правого заднего колеса для стравливания воздуха из ТМ. Надеваем на штуцер клапана шланг (желательно прозрачный) подходящего диаметра;
- другой конец шланга выводим в приготовленную тару для слива тормозной жидкости;
- помощник должен находиться в салоне за водительским креслом и нажать по вашей команде педаль до упора, не отпуская её до ваших указаний;
- отвинтите клапан примерно на пол-оборота, открыв его. Старая жидкость начнёт стекать в ёмкость;
- как только ТЖ перестанет капать, закрутите клапан обратно. Уровень в бачке должен быть при этом минимальным;
- начните заливать новую ТЖ. Сколько тормозной жидкости нужно использовать для замены для вашей модели, прочитайте в руководстве пользователя;
- попросите помощника отпустить педаль тормоза, а затем нажать на неё несколько раз подряд и опять удерживать в нажатом состоянии;
- повторите процедуру открытия клапана, дождитесь, пока новая ТЖ начнёт стекать через шланг, тут же закройте клапан;
- надеваем защитный колпачок;
- повторяем аналогичные действия с остальными колёсами, начиная с левого переднего.
Если всё проделать согласно инструкции, прокачка тормозов может и не потребоваться. Доливаем жидкость до риски MAX, закручиваем пробку.
Тем не менее рекомендуется проверить тормозную систему на наличие воздуха в контуре. Как правило, он попадает в систему именно в результате проведения работ, связанных с обслуживанием тормозов.
Если проехаться на машине с завоздушенным контуром, при нажатии на педаль будет наблюдаться эффект её проваливания: она станет нажиматься туго только в самом конце хода. Из-за этого же при резком торможении будет наблюдаться занос машины, поскольку контуры будут срабатывать неодинаково.
Определить, какое из колёс блокируется из-за наличия воздуха, можно по тормозному пути. Для этого нужно разогнать автомобиль до 45-60 км/час по сухой грунтовой дороге т начать торможение. След от протектора будет указывать, в каком колесе следует производить прокачку.
Для этого опять же нужен помощник, который будет производить манипуляции с педалью тормоза, пока вы занимаетесь собственно подготовкой тормозного механизма.
Процедура предельно проста. От вас потребуется предварительно убедиться в герметичности контура (отсутствии протечек ТЖ). При необходимости залить тормозную жидкость до пометки MAX. Опять снимаем защитный колпачок одеваем на штуцер резиновый шланг, как это мы делали при замене жидкости. Второй конец опускаем в приготовленную ёмкость.
Просим помощника последовательно нажать на педаль 5-6 раз, чтобы создать в контуре избыточное давление. Оно заставит пузырьки воздуха, скопившиеся в верхних точках магистрали, оторваться от стенок и выйти наружу.
При однократном нажатии на педаль она упрётся. В этот момент и нужно отворачивать штуцер на ¾ или ½ оборота. Педаль должна немножко провалиться, и в этот момент закручиваем штуцер обратно. Операцию повторяем несколько раз, добиваясь отсутствия пузырьков воздуха в вытекающей ТЖ. Желательно, чтобы шланг был прозрачным – в этом случае вы сможете наблюдать процесс воочию, что предотвратит лишнюю утечку.
Важно понимать, что использованную жидкость, или даже новую, но находившуюся некоторое время в открытом состоянии, использовать нельзя, поскольку из-за высокой гигроскопичности она наверняка накопила немало воды и воздуха.
Отметим важные нюансы, касающиеся процедуры замены ТЖ:
- регулятор давления в принципе устанавливается на все автомобили, задний тормоз которых оснащён дисковым механизмом, однако если вы загнали машину на подъёмник при неисправном регуляторе (а он имеет ограниченный ресурс), то прокачку осуществить не удастся;
- некоторые модели (например, Toyota Land Cruiser) оснащены регулятором давления, в котором также имеется штуцер для прокачки, то есть здесь эту процедуру необходимо проводить не четыре, а пять раз;
- схема прокачки тормозов должна соблюдаться неукоснительно. Бытующее мнение, что сначала необходимо прокачивать заднее правое, то есть дальнее от водителя колесо, неверно в принципе. Нарушение правильной последовательности приведёт к тому, что на педаль придётся нажимать с большим усилием, а само торможение будет менее эффективным. В этом случае замена ТЖ не только не приведёт к улучшению, но может даже продемонстрировать противоположный эффект.
Отметим, что схема для авто с левосторонним и правосторонним расположением руля неодинакова. На машинах, выпускаемых отечественным автопромом (с левым расположением руля) последовательность прокачки следующая: ЛЗ, ПП, ПЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.
При правом расположении руля схема немного меняется: ПЗ, ЛП, РЗ, ЛЗ, ПП, ЛП.
Сливать из системы тормозную жидкость с прокачкой тормозов требуется в следующих случаях:
- при самостоятельной замене ТЖ;
- если педаль тормоза стала слишком «мягкой»;
- если производился ремонт/обслуживание деталей тормозного механизма;
- если при даже лёгком притормаживании или даже без него автомобиль водит в разные стороны.
То есть замена в гаражных условиях без использования оборудования, производящего закачку новой жидкости под давлением, скорее всего, потребует прокачки тормозов.
Источник http://favorit-motors.ru/articles/obsluzhivanie-i-remont/zamena-tormoznoj-zhidkosti/
Источник http://carwin-motors.ru/raznoe/tormoznaya-zhidkost-kogda-menyat-i-kakuyu-tormoznuyu-zhidkost-zalivat.html
Источник http://drivertip.ru/repair/kogda-zachem-nuzhno-menyat-tormoznuyu-zhidkost.html
Источник