Право потребителя на получение гарантийного ремонта автомобиля по закону
Законодательной базой для предъявления покупателем требований по гарантийному ремонту и другим гарантийным услугам ТС является Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Гарантия на автомобиль, положенная по закону
Автомобиль является технически сложным изделием. Поэтому производители транспортных средств обязаны предусмотреть период, когда при возникновении дефектов и неисправностей они должны их устранить.
Гарантия на машину представляет собой обязательства дилера осуществлять ремонт авто или замену дефектных деталей в течение гарантийного срока, указанного производителем.
Гарантии на авто бывают трех видов:
- по закону, определяемая российским законодательством;
- от производителя;
- от продавца, условия по которой устанавливаются автосалоном и покупателем при заключении договора купли-продажи (ДКП).
Что входит в гарантию по закону?
- В соответствии со ст. 18 п. 1 ЗоЗПП, покупатель может расторгнуть ДКП и вернуть машину при обнаружении недостатков с требованием возврата денег или обмена автомобиля на любой другой с перерасчетом в течение 15 дней со дня передачи ТС.
- Если 15-дневный срок истек, то удовлетворение требований покупателя возможно, когда: обнаруживается «существенный недостаток» машины; нарушаются установленные законодательством сроки устранения дефектов; автомобилем нельзя пользоваться в совокупности больше 30 дней каждого года гарантийного срока из-за устранения многократных поломок (ст. 18, п. 1 ЗоЗПП).
- Покупатель может потребовать от дилера или производителя устранить дефекты ТС, обнаруженные во время действия гарантийного срока; если же таковой не установлен, то при выявлении недостатков в разумный срок, но не более 2 лет со дня передачи машины потребителю, если только не оговорен больший срок (ст. 19, п. 1 ЗоЗПП).
В случае необходимости доставить авто в сервисный центр расходы по транспортировке должен нести продавец.
Сколько составляет гарантийный срок на новый автомобиль?
Современное законодательство предусматривает два вида гарантийного срока автотранспортных средств:
- европейский стандарт, устанавливающий 2 года без ограничения по пробегу;
- азиатский стандарт, устанавливающий 3 года с ограничением пробега на 100 000 км.
Хотя законом не предусмотрен гарантийный срок более 3 лет, продавцы и производители нередко идут на маркетинговые ходы по привлечению покупателей, обещая 5-летний гарантийный срок. Следует иметь в виду, что ограничения по ремонтным работам будут весьма значительны. Например, гарантийный срок на навесное оборудование истекает в течение 3 лет со дня покупки, а на быстро изнашивающиеся детали даже в течение 1 года.
Есть ли гарантия на подержанные авто?
Покупка подержанного автомобиля носит повсеместный характер, поэтому вопрос с гарантийными обязательствами на данное ТС является чрезвычайно актуальным. Законодательством не определены подобные гарантии, тем не менее их возможно получить при определенных условиях:
- Если сделка проводится у дилера, то появляется возможность сохранить гарантию, полученную первым покупателем. Если машина покупается с рук, то гарантия не дается.
- При заключении специального соглашения между продавцом и покупателем, в котором четко прописаны права и обязанности сторон, продавец оплачивает ремонт выявленных неисправностей. Однако на авто, купленные на авторынке, данная практика не распространяется.
- Когда покупка машины происходит в автосалоне по программе Trade-in: в данном случае автомобиль кредитный и должен находиться в хорошем состоянии. Такая покупка выгодна тем, что машина прошла техническую проверку, и недостатки уже выявлены и устранены. Срок гарантии обычно составляет год. Все нюансы подобной сделки подробно оговариваются в ДКП.
Срок ремонта автомобиля по гарантии
Российским законодательством определены предельные сроки гарантийного ремонта ТС. Согласно ст. 20 п. 1 ЗоЗПП сроки ремонта могут устанавливаться и по договоренности. В случае когда они не были определены при заключении ДКП, неисправности должны быть устранены незамедлительно.
Как правильно считается срок гарантийного ремонта?
Если же данный срок будет превышен, то согласно ст. 23 п. 1 ЗоЗПП, автосалон или производитель должен оплатить неустойку собственнику машины в размере 1% ее цены за каждый день просрочки.
В каких случаях в проведении ремонта могут отказать?
Случаи, когда отказ в проведении гарантийного ремонта правомерен и прописан производителем в сервисной книжке ТС:
- нарушение правил и сроков прохождения технического обслуживания ТС, предусмотренного производителем, в его сервисе;
- чрезмерная сложность ремонта, выше гарантируемой;
- поломка частей авто, не подлежащих ремонту, а именно: ламп, свечей зажигания и др.;
- неосторожное пользование машиной, приведшее к ее поломке;
- самостоятельная установка на машину владельцем автотранспорта детали или деталей, не предусмотренных производителем;
- ДТП, природный катаклизм, преступные действия сторонних лиц, повлекшие повреждения транспортного средства;
- эксплуатация автомобиля в экстремальных природных условиях;
- поломка авто по причине участия в гонках;
- осуществление автовладельцем ремонта машины в автосервисах, не связанных с производителем или дилером;
- установка дополнительного оборудования и изменение технических параметров ТС.
Поэтому в случае неправомерного отказа со стороны дилера или производителя в проведении гарантийного ремонта нужно получить данный отказ в письменном виде с указанием его причин, провести независимую экспертизу и обратиться в суд.
Продление гарантийного срока в случае ремонта
Когда произведено устранение поломок, гарантийный срок на автомобиль, согласно ст. 20 п. 3 ЗоПП, должен быть продлен на период проведения ремонта, так как транспортное средство в это время не использовалось.
По окончании ремонта исполнитель обязан выдать покупателю документ, в котором должны быть зафиксированы даты:
Инженер по гарантии: советы, как не получить отказ
Дром в свое время писал о нюансах гарантийного обслуживания. И еще вот и вот. И все же мне есть что сказать по этому поводу.
Гарантийный случай. Когда считается, а когда нет
Для начала вспомним, что такое гарантия на автомобиль. Сухим языком — это обязательства завода-изготовителя производить ремонт или замену детали, имеющей заводской дефект, в течение оговоренного гарантийного срока. Да, именно завод-изготовитель дает гарантию на свою продукцию, а дилер — как уполномоченное лицо — выполняет гарантийный ремонт.
Многие при этом почему-то считают, что основная гарантия идет от дилера. Да, именно он дает одобрение на гарантийный ремонт или, наоборот, — отказывает. Инженер по гарантии выступает как посредник между клиентом и заводом от лица дилера, тонко балансируя между «пан или пропал». Ведь мало одобрить гарантийный ремонт, нужно еще получить к возмещению деньги от завода.
Здесь и заложена основная сложность. Завод, как и любая коммерческая организация, старается максимально минимизировать свои расходы и увеличить прибыль, а расходы на гарантийный ремонт никак этому не способствуют. Именно поэтому есть множество внутренних инструкций и примечаний по отношению к гарантийной политике. Которых нет в прописанных в Сервисной книжке гарантийных обязательствах.
Вот дилер и выкручивается как может — и лояльность клиента нужно сохранить, и при своих деньгах остаться. Конечно, тут есть множество нюансов: кто-то идет и на «грязные приемы», такие, скажем, как непредоставление гарантии при непрохождении технического обслуживания (ТО) у официального дилера. Или «снятие с гарантии» за установку дополнительного оборудования где-то на стороне.
Подобная практика с ростом юридической грамотности сходит на нет. На сегодня я знаю только один завод, который жестко настаивает на проведении техобслуживания у дилера и при нарушении отказывает в гарантийном ремонте. Конечно, это всеми любимый АвтоВАЗ. А ведь это противоречит пунктам 1,2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП).
Однако в любых правилах, конечно же, бывают исключения. Дилер вправе отказать в проведении гарантийного ремонта в случае непрохождения ТО, если выход из строя того или иного узла или агрегата связан с несвоевременным периодическим обслуживанием или же полным его отсутствием.
Приведу пример: злополучные каталитические нейтрализаторы отработавших газов на корейских автомобилях. Представим ситуацию, что на Солярисе при пробеге 33 000 км на втором году жизни развалился катализатор, керамический порошок засосало в цилиндропоршневую группу, и «Аллес капут!». И при всем при этом владелец автомобиля прошел только ТО-1 и дальше решил экономить и ничего не делать — ведь не ломается.
И тут при столь сложной поломке владелец вспомнил и про гарантию, и про дилера. Куда, соответственно, и привез автомобиль на эвакуаторе с надеждой отремонтироваться по гарантии. А ему вполне логично отказали.
В чем причина? А она проста: владелец пропустил важное для рабочего состояния катализатора ТО-2. Где по регламенту меняются свечи зажигания, а от их состояния, в свою очередь, зависит качество сгорания смеси и то, что полетит после ЦПГ в выхлопную систему.
Какой тут вывод? Соблюдать регламент обслуживания автомобиля, которое предписал завод-изготовитель. Сделаю важную оговорку: регламентное ТО можно проходить не только у официального дилера с применением оригинальных запчастей (которые дороже альтернативных), но и в специализированном центре. Который, конечно же, имеет на это все сертификаты и лицензии. И на право выполнения регламентных работ, и на запасные части и материалы, которые применяются при ТО. Обратная сторона этого — такой случай может осложниться дополнительными экспертизами, согласованиями и потерей времени.
Коррозия. Защиту при сколах не даст никто
Какие другие типичные причины отказа в гарантии?
Вторая по популярности (после пренебрежения ТО) — коррозия кузовных элементов из-за повреждения слоя ЛКП. Чаще всего это связано с капотом — он первым страдает от случайных камушков, получая многочисленные сколы (особенно если автомобиль «трассовый»). Бамперу, конечно, тоже много прилетает, но он хотя бы не ржавеет.
Хотя все современные автомобили и «оцинкованные», но слой цинка тоже имеет свойство откалываться вместе со слоем краски, открывая доступ агрессивной внешней среде к голому металлу. Не слышал, чтобы хотя бы один завод давал гарантию от сколов и, соответственно, от коррозии, которая появилась «от несвоевременного устранения механических повреждений лакокрасочного покрытия».
Работа гарантийщика в этих, да и других моментах напоминает действия следователя — приходится искать разного рода улики, «следы взлома», «читать» людей и улавливать в их голосах ложь, чтобы составить общую картину произошедшего и установить причинно-следственную связь. Именно для подобных целей в арсенале есть микроскоп и «Альманах повреждений ЛКП», которые помогают понять, из-за чего произошло то или иное повреждение.
Вот как, к примеру, выглядит скол краски под микроскопом. Масштаб увеличения не помню, но наш микроскоп позволяет увеличить картинку в 50–1000 раз.
Здесь просто какая-то агрессивная среда попала на краску, вероятнее всего — птичий помет.
Вовремя смывайте его!
Ну а здесь классический пример внутренней коррозии, когда вспучивание происходит изнутри.
И то же самое вспучивание после зачистки. Такую деталь перекрашивать смысла нет, через какое-то время снова «зацветет». Только замена.
Заводской брак окраски, конечно, тоже бывает. Все, наверное, в курсе, как на первых Кретах ржавела крышка багажника или как облезала краска на Фольксвагенах, или как ржавеют УАЗики (хотя тут не в ЛКП дело). Налицо нарушение технологий, неверный подбор компонентов и прочие причины, не связанные с внешним механическим повреждением. Завод их в основном признает и дает право дилеру покрасить деталь.
Как избежать отказов в гарантии по коррозионным процессам? Первым делом я бы рекомендовал защитить все участки, подверженные пескострую и ударам от мелких камней из-под колес, полиуретановой пленкой. Современные пленки имеют очень хорошее качество, отлично защищают от сколов, не выгорают на солнце и без внимательного осмотра со всех сторон даже не выдают своего присутствия.
Только не ведитесь на дешевизну. Бюджетный материал практически никакой защиты не дает (это так, из опыта, я в этой области не специалист, просто видел сколы сквозь пленку). Ну и если скол все же получен, то лучше его сразу обработать, чтобы коррозия не развивалась.
Если скола или иного повреждения нет, требуйте устранения дефекта.
Небольшой экскурс по теме покраски. Существует специальный стандарт определения прочности лакокрасочного покрытия, по которому проводится экспертиза, когда стороны не пришли к согласию и требуется определить, кто же будет оплачивать ремонт (и экспертизу!). «ГОСТ Р 54586-2011, материалы лакокрасочные, метод определения твердости покрытия по карандашу» — так он называется.
Краткое описание способа проверки — берутся обычные карандаши различной твердости, с помощью специального устройства «рисуются» линии на поверхности и оценивается состояние ЛКП. Довольно интересно наблюдать за этим процессом.
И другие негарантийные случаи
Перейдем к другой группе отказов по гарантии — нарушение условий эксплуатации. Под это понятие попадает много всяких ситуаций. Наиболее частая причина — различные повреждения. Часто «бьют» ходовую часть, бордюры очень «не любят» автомобили. Подвеска современных машин сделана из «жестянки», даже при незначительном касании все нещадно гнется, а при несильном ударе — отрывается. С одной стороны, хорошо — гасится энергия удара, но, к сожалению владельцев, это не покрывается заводской гарантией.
На этой фотографии видно, что правый рычаг неестественно выгнут. Был удар в колесо, резина и диск не пострадали.
А вот рычаг погнулся, и привод начал задевать за подкрылок.
У любителей кроссоверов свои заморочки — вообразить, что у них полноценный внедорожник и утопить его в воде.
Сгоревшее сцепление, пакеты фрикционов, залитые блоки, откуда предательски выливается грязная вода при вскрытии, и прочие прелести подобных «покатушек» — это, конечно же, не производственные дефекты.
Важный совет для всех автомобилистов (особенно в преддверии зимы) — не допускайте длительной пробуксовки! Лучше сразу на буксир. Пальцы сателлитов перегреваются, на них появляются задиры. Если вовремя не остановить свой пыл, то может быть и «выстрел» из КПП.
Частенько такая проблема случается на Ладах. В своей практике и в своем бренде ситуации, чтобы разорвало КП, не встречал, но «пальцы» с задирами случаются запросто. Хотя заводской брак здесь тоже не исключен, но даже экспертиза по инициативе владельца в подобных случаях, когда налицо перегрев пальцев сателлитов, пишет в заключении — «нарушение условий эксплуатации». А экспертизу качества металла мало кто проводит.
Был случай, когда владелец пытался вернуть автомобиль дилеру через суд. Последний назначил экспертизу неисправностей КП, и ее проводили в нашем ДЦ. Владелец автомобиля и эксперт не отходили от слесаря, который разбирал автомобиль, ни на шаг. Когда добрались до пальцев сателлитных звездочек, владелец засиял счастьем — они были синющие. Но эксперт оказался человеком принципиальным, указав в заключении — нарушение условий эксплуатации. Владельцу пришлось оплатить и разборку-сборку узла, и экспертизу.
Когда-то я был сторонником механической КП, но теперь, осознав на практике, сколько проблем с такой трансмиссией, предпочту классический гидротрансформаторный «автомат», он сейчас гораздо надежнее. Про «роботов» и вариаторы ничего не скажу — с ними редко сталкиваюсь. Хотя про «робота» есть свое мнение — просто бесит, как при нем автомобиль трогается с места: не могу слушать надрыв двигателя и чувствовать, как горит сцепление…
О вреде тюнинга и даже доработок
Ну и самые злейшие враги гарантийных условий эксплуатаций — доработчики (усовершенствователи) и тюнеры. Обычное дело — поставить на бюджетный автомобиль в базовой комплектации китайские диски Vossen с низкопрофильной резиной. Много любителей повышать дорожный просвет и грузоподъемность пневмоподушками (недавно видел подобный агрегат — вовнутрь ставятся пружины, а система накачивается обычным насосом). Различные гаджеты в салоне — куча проводов и ошибки подключения, которые плавят блоки и предохранители. Лампы увеличенной мощности, которые буквально расплавляют фары.
Колеса увеличенного диаметра — это красиво, но они, да еще на низкопрофильной резине, мало того, что сами сильно страдают от различных ям, но и ускоряют износ ходовой части, передавая все удары на амортизаторные стойки, стойки стабилизатора, шаровые опоры и другие элементы подвески. Ну и нестандартные «прошивки», за которые силовую линию можно сразу снять с гарантии (хотя и нет такого понятия — есть отказ в проведении ремонта по гарантии определенного узла или агрегата).
В некоторых случаях невозможно определить, что «прошивка» не заводская, ведь прогресс не стоит на месте. Только на VAG «форсаж» определяется сразу, и получить ремонт по гарантии становится невозможно.
Скрутка пробега — это тоже отказ в проведении любого ремонта по гарантии, извещение об этом дистрибьютора, который, соответственно, заблокирует автомобиль в системе, и невозможно будет подать никому из дилеров сети рекламацию.
С проверкой пробега очень строго обстоит дело у продукции АвтоВАЗа — на каждом ТО снимается «сессия» с блока управления двигателем и сверяются пробеги со всех блоков. Мой бренд проверяет пробег, когда возникает какая-то нетипичная проблема или явно видно, что пробег не соответствует состоянию. Типичная «метка» — новый комплект шин при пробеге 30 000 км и т. п. На автомобилях юрлиц другая проблема — пробеги крутят вперед…
Впрочем, делать это становится все сложнее и сложнее. Сейчас пробег записывают не только различные блоки на автомобиле, но и охранные системы с GPS, которые регулярно сообщают дилеру, что автомобиль уже «созрел» для прохождения ТО. Такие данные невозможно использовать в суде, но повышенное внимание к автомобилю обеспечено.
Неизвестные неприятности
Бывают неисправности, про которые клиент не заявил — это почти всегда отказ в гарантии. В гарантийной политике есть такой пункт, как «инициатива дилера в проведении ремонта». Завод-изготовитель против того, чтобы дилер самостоятельно находил неисправности и их устранял. Сами дилеры не согласны с этим, так как для них очень важна лояльность клиента — даже важнее, чем расходы на гарантию. Но и своевольничать себе дороже. Периодически приезжает аудитор и проверяет все случаи ремонта, изучает документацию за определенный период, сверяет заявку клиента и итоговый документ. За малейшее отступление от «заветов» положен штраф. Также дистрибьютор следит за дилерами по числу однотипных ремонтов. Если кто-то из дилеров выбивается из статистики — жди неприятностей. Причем о таких отказах владелец даже и не узнает — это будет известно слесарю, приемщику и, возможно, гарантийщику.
Во время осмотра ходовой части на автомобиле слесарь заметил, что сильно люфтит передняя опора амортизаторной стойки, даже шарики уже посыпались из опорного подшипника. Но владелец машины ни о каких беспокоящих его стуках не заявлял. Мы не имеем права это поменять — будет считаться ремонтом по инициативе дилера, что обязательно вскроется на аудите. И мало того, есть специальная методика определения неисправности, процесс выполнения которой надо заснять на камеру, и если не удается выполнить все условия, то снова нельзя производить замену фактически неисправного узла.
Вот показательный пример для Лады — стук правой опоры вазовских ДВС. Стук есть — как будто неисправная стойка стабилизатора стучит, но завод придумал специальный щуп, по которому измеряется допустимый зазор в подушке. Если он в допуске (не помню точно, но вроде меньше 2,0 мм), то опора считается исправной. Парадокс? Согласен.
Здесь совет — присутствовать во время обслуживания и диагностики автомобиля, максимально подробно описывать замечания по автомобилю при передаче в сервис. Никогда не надейтесь, что дилер сам найдет незаявленную неисправность! Разве что если только она угрожает безопасности или незначительная неисправность может впоследствии вызвать дорогостоящий ремонт.
Важно понимать — зарплата инженера по гарантии зависит от количества и суммы гарантийных ремонтов, так что у него свой интерес в проведении таких работ. Но… Также она зависит и от процента возврата денег за проведенный гарантийный ремонт, так что постоянно приходится балансировать между лояльностью и риском попасть на деакцепт и, соответственно, вычет из зарплаты. Гарантийщик — обычный человек, всегда может «войти в положение» и максимально помочь, если это действительно возможно. Правда, если автовладелец адекватный и ведет себя корректно. В последнее время развелось много потребительских экстремистов и разного рода «баринов», которым все всё должны. К ним и отношение соответствующее.
Сроки гарантийного ремонта автомобиля
Для начала разберемся в понятиях, чтобы не путать гарантийный срок и срок гарантийного ремонта.
Гарантийный срок — это период времени, в течение которого, в случае обнаружения потребителем недостатков товара, продавец обязан удовлетворить его требования, предусмотренные статьей 18 Закона о защите прав потребителей
Указанная выше статья включает в себя ряд требований, в том числе «безвозмездное устранение недостатков товара».
Гарантийный ремонт автомобиля — это удовлетворение требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков автомобиля в течение гарантийного срока.
Срок гарантийного ремонта автомобиля — это соответствующий Закону о защите прав потребителей промежуток времени между предъявлением требования об устранении недостатков автомобиля по гарантии и возвратом автомобиля после ремонта.
Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает следующие сроки ремонта по гарантии:
- Незамедлительно.
Если при передаче машины нигде в документах не указана продолжительность ремонта, то по закону он должен быть произведен незамедлительно, то есть в минимальный необходимый срок. - Срок, согласованный дилером и автовладельцем в письменном виде
Если у дилера нет возможности устранить недостатки незамедлительно, он может согласовать с вами необходимое ему время, например, в заказ-наряде. Обратите внимание, что оно не может превышать 45 календарных дней.
Как согласовывается срок гарантийного ремонта
Рассмотрим несколько вариантов как вам могут предложить согласовать продолжительность ремонта.
Срок не указан или указан срок, не превышающий 45 дней.
Такие случаи редки, но встречаются.
Как мы говорили выше, если продолжительность ремонта не указана вовсе, то вам обязаны всё сделать незамедлительно. Если продолжительность указана, то должны ремонтировать не дольше.
Что делать: можно ничего не делать.
В заказ-наряде сразу указан срок ремонта 45 дней.
Очень часто дилер (автосервис), пользуясь незнанием потребителя, мелким шрифтом в заказ-наряде указывает 45 дней.
При этом на словах может быть озвучена меньшая продолжительность ремонта, а 45 дней – это просто максимум. Таким образом, дилер страхует себя от ответственности.
Что делать: изучить все документы, которые вам дают подписывать. Если вы в них видите 45 дней, можете смело их зачеркивать и писать, что ремонт осуществляется в соответствии со статьей 20 Закона о защите прав потребителей — незамедлительно.
Возможна такая ситуация, когда работники дилерской станции не дадут вносить изменения в заказ-наряд.
Что делать: написать в свободной форме заявление об устранении недостатков и вручить дилеру под роспись, а дубликат отправить почтой: ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
В заявлении укажите, что недостатки автомобиля должны быть устранены незамедлительно. Лучше при этом указать конкретное количество дней. По нашей практике, для ремонта любой сложности необходимо не более 5.
Образец требования об устранении недостатков автомобиля по гарантии можно скачать в формате doc здесь.
В заказ-наряде указан срок больше 45 дней.
Распространенным нарушением прав потребителей является установление срока гарантийного ремонта, превышающего 45 дней. Этого бояться не следует, так как такое соглашение не имеет никакой юридической силы.
Также может быть указано «45 рабочих дней». Это также является нарушением и не имеет силы, так как законом установлен срок в календарных днях.
Что делать: если вы вовремя заметили незаконные условия, то воспользуйтесь советами, приведенными выше. Если документы уже подписаны, то нужно руководствоваться общим правилом – срок ремонта не может превышать 45 дней.
Срок гарантийного ремонта указан в договоре купли-продажи.
Продавец зачастую устанавливает срок гарантийного ремонта в 45 дней прямо в договоре купли-продажи.
Это условие может иметь юридическую силу, но только если автомобиль проходит ремонт по гарантии у продавца.
Как правильно считается срок гарантийного ремонта
Предметом судебных споров часто становится определение дня, с которого следует исчислять срок гарантийного ремонта.
Один из самых распространённых случаев: потребитель предъявил требование об устранении недостатка по гарантии, а дилер предлагает записаться на ремонт через пару недель или через месяц. Мотивировать это он может, например, отсутствием необходимых для ремонта запчастей или очередью.
Когда в таком случае начинается гарантийный ремонт: с момента предъявления требования или с момента передачи автомобиля?
Дилеры в суде занимают позицию, что срок не нарушен, поскольку ремонт даже не был начат, а потребитель не предоставил автомобиль.
Однако, независимо от этих или любых других обстоятельств, по которым гарантийный ремонт фактически был начат позже – срок исчисляется с момента обращения потребителя.
Статья 20 потребительского закона прямо указывает на то, что отсутствие у исполнителя запасных частей, деталей, материалов и оборудования не является основанием для увеличения продолжительности гарантийного ремонта.
Сюда могут быть включены и проверка качества, и проведение экспертизы при наличии спора о причинах возникновения недостатка, и поставка необходимых для ремонта запасных частей и выход специалиста с больничного.
При этом отсутствие автомобиля у дилера не является основанием для освобождения его от ответственности.
Такой вывод подтверждается нашей судебной практикой по спорам о гарантийном ремонте автомобиля.
Из Определения Санкт-Петербургского Городского суда №33-16586 от 12.09.2016
Нарушение срока гарантийного ремонта автомобиля
Нарушенным срок проведения гарантийного ремонта считается по истечении:
- минимального срока, объективно необходимого для ремонта;
- срока, согласованного дилером и автовладельцем в письменном виде, но не более 45 дней
Если продолжительность ремонта оказалась больше, наступают следующие последствия:
- Вы можете требовать у дилера неустойку в размере 1% цены автомобиля за каждый день просрочки. При цене автомобиля 1,5 млн. руб. это будет 15000 руб. в день
- Вы можете потребовать замены автомобиля или возврата денег за него
- Вы можете требовать компенсации морального вреда
- Дилер должен возместить вам все убытки, в том числе на аренду автомобиля и расходы на юристов
- В случае, если дело дойдет до суда, с дилера также будет взыскан штраф: ко всем взысканным в вашу денежным суммам суд добавит еще 50%. При взыскании денег за автомобиль стоимостью 1,5 млн. руб. вам дополнительно присудят 750000 руб.
Многие юристы сейчас бы поспорили с нами и сказали, что нельзя при таких условиях вернуть деньги за автомобиль. Но судебная практика подтверждает нашу позицию:
Из Определения Санкт-Петербургского Городского суда №33-16586 от 12.09.2016
Из вышеуказанного судебного акта следует следующие:
- Если нарушен срок гарантийного ремонта – этого достаточно, чтобы потребовать замены автомобиля или возврата денег за него.
- Существенность недостатка, невозможность использования, вина продавца здесь не имеют значения
Возврат денег – это ваше право. Всегда можно дождаться окончания ремонта и потребовать выплаты неустойки за допущенный дилером период просрочки.
При предъявлении требований уполномоченной изготовителем организации, необходимо проверять наличие необходимых полномочий у лица, которое принимает у вас претензию (требование). Такие полномочия содержатся в так называемом дилерском соглашении. Это договор между изготовителем и юридическим лицом на территории РФ, которое осуществляет техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а также прием претензий.
Источник https://zakonguru.com/zpp/tovary/remont-avto.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/86071.html
Источник https://potreballiance.ru/sroki-garantijnogo-rjemonta-avtomobilja
Источник