Рейтинг лучших двигателей для легковых автомобилей на 2022 год
На российских дорогах встречается множество автомобилей из разных стран и поколений. Рядом с отечественными малолитражками на стареньких карбюраторных моторах часто едут навороченные иномарки с мощными и новейшими дизельными, электрическими или водородными движками. В таком разнообразии современного автотранспорта сложно разобраться без знания принципов и основ функционирования классического двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Тем более, что именно самые простые конструкции отличаются надёжностью и долговечностью. Такие агрегаты наряду с достаточно посредственным литражом, без прямой подачи топлива и зачастую лишённые турбосистем, несмотря на всю свою видимую старомодность, обладают солидным эксплуатационным ресурсом.
В обзоре рассмотрены лучшие модели традиционных ДВС, которые пока ещё являются самыми массовыми при установке на легковых авто.
- 7.1.1 УМЗ-4213 «Евро-3»
- 7.1.2 ЗМЗ-514
- 7.1.3 ВАЗ 11182
- 7.2.1 BMW В58
- 7.2.2 Volkswagen 2.0 TSI CHHB/CNCD
- 7.2.3 Mercedes M139
- 7.3.1 Honda К24
- 7.3.2 Mazda SkyActiv-G 2.5
- 7.3.3 Toyota 2GR
- Цилиндры в блоке – размещение цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) в единой оболочке для всего агрегата и системы охлаждения.
- Газораспределительный механизм – подача смеси, выведение продуктов горения. Комплектуется распределительными валами, клапанами со штангами или коромыслами, ремнями для синхронизации системы с коленвалом.
- Кривошипно-шатунный механизм – трансформация прямого хода поршня во движение вращения. Комплектуется маховиком, коленвалом, шатунами, поршнями и подшипниками.
- Система питания – приготовление топлива к подаче для сгорания. Комплектуется ёмкостью хранения, насосом, фильтром с воздухозаборником, имеет впускной коллектор с форсунками, карбюратором, насосом высокого давления (на дизеле).
- Система смазки – направление смазки в трущиеся точки и на участки для дополнительного охлаждения. Комплектуется масляной помпой, подключённой к коленвалу, имеет разветвлённую систему трубок.
- Система зажигания – воспламенение смеси. Комплектуется катушками и свечами зажигания, трамблёром и проводами.
- Система охлаждения – поддержание требуемого температурного режима. Используются теплообменник (радиатор), рубашка охлаждения, теплоноситель (антифриз и пр.), термостат и водяной насос.
- Система электрооборудования – выработка электротока для запуска двигателя и поддержание его в рабочем состоянии. Имеются аккумулятор, генератор, стартёр, проводка и датчики контроля.
- Система выхлопа – выпускание остатков горения, регулировка звука работающего силового блока, дополнительное очищение. Используются выпускной коллектор, катализатор и сажевый фильтр, резонатор, глушитель.
- Вначале поршень устремляется вниз с открытием впускного клапана, через который поступает смесь.
- С подъёмом вверх поршня клапан закрывается, и используемое топливо сжимается до критического состояния.
- В момент нахождения поршня на самом верху создаётся максимум компрессии с воспламенением от искры свечи. Сила микровзрыва двигает поршень вниз.
- Открывается выпускной клапан, а движущийся наверх поршень направляет газы в коллектор.
- 2-х тактные – за один оборот коленвала выполняется один двухэтапный цикл. В современном автопроме почти не используются.
- 4-х тактные – за два оборота коленвала выполняется один четырёхэтапный цикл.
- поршневые – традиционные ДВС с цилиндрами и поршнями, повсеместно устанавливаемые на легковом автотранспорте;
- роторные – моторы Ванкеля с использованием ротора с тремя гранями вместо поршня и камерой сгорания в форме овала, сложности изготовления и обслуживания минимизируют применение в современных легковых авто.
- рядные – построение всех на один коленвал и в один ряд;
- V-образные – расположение двух рядов на одном коленвале под углом 45-90⁰:
- VR-образные – расположение двух рядов на одном коленвале под небольшим углом 10-20⁰;
- W-образные – размещение на одном коленвале блока с тремя-четырьмя цилиндрами;
- U-образные – установка на двух коленвалах двух рядов, которые размещены параллельно и сведены в одном корпусе;
- оппозитные – горизонтальная установка на одном коленвале двух рядов;
- встречные – установка на двух коленвалах одной цилиндро-поршневой группы с двумя поршнями в одном цилиндре, которые движутся навстречу друг другу;
- радиальные – ЦПГ размещена вокруг одного коленвала.
- бензин – требуется поджиг с помощью свечи зажигания, развивается большая скорость;
- дизельное – под давлением самовоспламеняется, развивается большая мощность;
- газ – пользуются популярностью из-за относительно невысокой цены на газ;
- гибрид – комбинация ДВС и электрического мотора;
- водород.
- один распредвал – для однорядных устройств;
- два-четыре распредвала – при V-образной компоновке;
- адаптивные;
- пневматические.
- атмосферные – обычная подача при ходе поршня вниз;
- турбированные – дополнительная подкачка в камеру сгорания.
- Удобство для автовладельцев благодаря функционирующей инфраструктуре АЗС.
- Быстрая и простая заправка;
- Долгий срок эксплуатации при правильном обслуживании.
- Невысокий КПД до 25%.
- Сложность конструкции современного ДВС с новыми инженерными решениями.
- Тип топлива – бензин или дизельное.
- Оснащение бензинового мотора карбюратором или более современным инжектором.
- Способ подачи воздуха – турбонаддув для дизельных двигателей, атмосферник для бензиновых.
- Объём двигателя в зависимости от требуемой мощности, экономии ГСМ, будущих расходов на налог, страховку и пр.
- Расположение и компоновка агрегата, количество клапанов.
- улучшенные рабочие характеристики из-за расточки цилиндров;
- усовершенствованная система выхлопа;
- хорошая ремонтопригодность;
- увеличенный срок эксплуатации.
- частые протечки рабочих жидкостей;
- повышенное потребление ГСМ;
- некачественная электропроводка;
- необходимость регулировки клапанов.
- простая конструкция;
- хорошая ремонтопригодность.
- невысокое качество изготовления, приводящее к отказам вакуумного и масляного насосов, обрывам или перескокам цепи ГРМ;
- повышенная вибрация;
- большая стоимость.
- улучшенные мощностные характеристики;
- снижение на 15% эксплуатационного расхода масла;
- повышены детонационные свойства;
- неприхотливость к используемым ГСМ;
- пониженная вибрация и шумность;
- высокая надёжность;
- хорошая тяга на небольших оборотах;
- уменьшены обороты на холостом ходу до 750 об/мин;
- хорошая ремонтопригодность;
- недорогие запчасти.
- небольшая мощность для современного авто;
- повышенный расход ГСМ по сравнению с аналогичными иномарками;
- капризная электропроводка;
- завышенная цена.
- качественное изготовление;
- большая мощность;
- резвый разгон;
- продуманный дизайн.
- одноразовая конструкция;
- высокая стоимость эксплуатации и обслуживания;
- большой транспортный налог.
- высокая надёжность;
- экономичный расход ГСМ;
- неплохая мощность;
- улучшенные тяговые характеристики;
- отлаженная сеть сервиса;
- большой выбор запчастей.
- требует контроля состояние цепи ГРМ;
- высокий расход масла и необходимость его частой замены;
- случаются протечки масла.
- большая мощность;
- высокое качество изготовления;
- отличные технические характеристики;
- инновационные решения;
- ручная сборка.
- большая цена;
- повышенный расход.
- большая мощность;
- долгий срок службы;
- хорошая экономичность;
- универсальность платформы с взаимозаменяемыми элементами;
- отличная база для тюнинга;
- неплохая ремонтопригодность.
- выпускной распредвал постепенно изнашивается;
- встречаются протечки масла через передний сальник коленвала;
- обороты иногда «плавают» из-за загрязнения клапана холостого хода и дроссельной заслонки.
- высокая степень сжатия;
- отличная динамичность;
- увеличенный крутящий момент;
- универсальность работы;
- экономичность.
- требуется регулярная замена свечей зажигания;
- необходимость контроля качества ГСМ.
- большая мощность;
- хорошая выносливость для любых условий эксплуатации;
- высокая надёжность;
- простая конструкция;
- ресурс больше 300 тысяч километров.
- при запуске иногда отмечается треск из-за муфт VVT-i;
- на холостом ходу низкие обороты.
- микролитражные (не больше 1,1 литра);
- малолитражные (от 1,2 до 1,7 литра);
- среднелитражные (от 1,8 до 3,5 литра);
- крупнолитражные (от 3,6 и больше).
- Кстати, что касается механизма газораспределения, отдельно нужно обращать внимание на то, какой привод имеет конкретный двигатель. Дело в том, что моторы бывают с цепным и ременным приводом ГРМ.
- Главным плюсом цепи однозначно можно считать только то, что она редко рвется неожиданно, в отличие от ремня. При износе и ослаблении цепь сначала шумит, что и указывает водителю на необходимость обслуживания элемента. В случае с ремнем обрыв может произойти внезапно, а результатом обрыва, причем как ремня, так и цепи, обычно является то, что в двигателе гнет клапана.
Общие сведения и составные компоненты
Двигатель – устройство, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую энергию, приводящая транспортное средство в движение.
Принцип конструкции мотора для любого типа автотехники почти неизменный. Главные компоненты и механизмы, несмотря на различия между отдельными элементами, очень похожи.
Лучшие производители постоянно совершенствуют и развивают эти компоненты. Они стараются найти оптимальные решения повысить надёжность и долговечность выпускаемых моделей с одновременным снижением потребления топлива и демонстрацией заботы об окружающей среде.
Принцип работы
Основу функционирования любого ДВС составляет преобразование энергии горения в механическую работу. Обычно в классических моторах, устанавливаемых на легковых автомобилях, каждый цилиндр действует по четырёхтактной схеме:
Видеоурок «Как работает ДВС»:
Признаки классификации
Рабочий цикл
Конструкция
Число цилиндров
Обычно моторы содержат от четырёх до восьми штук. Разработчики предпочитают чётное число для уравновешивания циклов работы. Однако иногда встречаются модели с тремя цилиндрами.
Компоновка цилиндров
Вид топлива
Функционирование ГРМ
Нагнетание воздуха
Достоинства и недостатки
Критерии выбора
Вопрос выбора силового агрегата обычно возникает перед покупкой транспортного средства. Чтобы не совершить ошибки при выборе следует обратить внимание на советы профессионалов и рекомендации специалистов:
В результате силовой блок должен обеспечить требуемый баланс значения крутящего момента с мощностью при общей надёжности, ремонтопригодности и экономичности.
Где купить
Популярные модели моторов выбираются вместе с понравившимся легковым авто при покупке новинки в автосалоне или с рук на вторичном рынке. Любые модели там можно проверить в ходе тест-драйва, а опытные консультанты подскажут – какие бывают комплектации, как выбрать, какой фирмы лучше купить, сколько стоит.
В случае, если по месту жительства нет достойного выбора подходящую модель можно подобрать в Интернет-магазине. Там же изучить технические характеристики, посмотреть описание, фото, а также отзывы покупателей. Однако заказать онлайн не рекомендуется, потому что совершать такие дорогостоящие покупки следует только лично при общении с продавцом.
Лучшие двигатели для легковых автомобилей
Рейтинг качественных изделий разработан на основе функционала и технических характеристик, а также по мнению покупателей, которые оставили отзывы на страницах автосалонов по результатам эксплуатации приобретенных там автомобилей. Популярность моделей определялась надёжностью, долговечностью, ремонтопригодностью, техническими параметрами, экономичностью обслуживания и эксплуатации.
В обзоре представлены рейтинги среди двигателей отечественного производства, а также немецких и японских производителей, являющихся лидерами современного автопрома.
ТОП-3 лучших отечественных моторов
Бренд – УМЗ (Россия).
Производитель – ОАО «Ульяновский моторный завод» (Россия).
Инжекторная модель от отечественного производителя для оснащения автомобилей марки УАЗ. Отличается способностью держать на низких оборотах высокий крутящий момент. Имеет самые хорошие тяговые характеристики, позволяющие преодолевать крутые подъёмы и бездорожье.
Предлагается по цене от 153 000 рублей.
Бренд – ЗМЗ (Россия).
Производитель – ОАО «Заволжский моторный завод» (Россия).
Отечественный дизельный 4-х тактный агрегат для установки на модели автомобиля УАЗ Hunter и замены ранее выпущенных двигателей на Patriot. Имеет L-образное расположение поршневой группы. Закрытый жидкостной контур охлаждения с принудительной циркуляцией. Трущиеся детали двигателя смазываются комбинированным способом разбрызгиванием и под давлением. В каждом цилиндре четыре клапана с охлаждением через интеркулер. Используется система форсунок Common Rail Bosch. Турбокомпрессор чешского производства.
Для изготовления монолитной конструкции блока цилиндров применяется специальный чугун. Головки отливаются из сплава алюминия. Распределительные элементы изготовлены из легированной стали с низкой долей углерода.
Цена — от 390 000 рублей.
Ремонт и обслуживание ЗМЗ-514:
Бренд – АвтоВАЗ (Россия).
Производитель – ОАО «АвтоВАЗ» (Россия).
Новейшая отечественная разработка с улучшенными техническими характеристиками для установки на автомобилях Lada Largus FL и Lada Granta FL с адаптацией для работы на 92-м бензине. В модели 8-клапанного 1,6-литрового двигателя с обновлённой шатунно-поршневой группой, модернизированным ГРМ и более лёгким коленвалом мощность удалось повысить до 90 лошадиных сил. При этом уже на 1 тысяче оборотах доступны 80% крутящего момента, что снижает частоту переключений и расход топлива. В моторе нашли применение элементы от Renault – толкатели, маслосъёмные колпачки.
Средняя цена — от 150 000 рублей.
Видеообзор ВАЗ 11182:
Сравнительные характеристики
УМЗ-4213 «Евро-3» | ЗМЗ-514 | ВАЗ 11182 | |
---|---|---|---|
Рабочий объём, куб.см | 2890 | 2235 | 1596 |
Мощность максимальная, л.с./об.*мин | 125/4 000 | 113,5/3 500 | 900 /5 000 |
Крутящий момент, Н*м/об*мин | 220/2 500 | 270/1 300 | 143/3 800 |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 | 4 | 2 |
Степень сжатия | 8.2 | 19.5 | 10.5 |
Расход в смешанном цикле, л/100 км | 11 | 10.6 | 7.5 |
Топливо | не менее 92 | дизельное | не менее 92 |
Экологический стандарт | Евро 2 | Евро 4 | Евро 5+ |
Ресурс, км | 250000 | 200000 | 200000 |
ТОП-3 лучших немецких двигателей
Бренд – BMW (Германия).
Страна-производитель – Германия.
Мощная 6-ти цилиндровая модель с турбонаддувом 6 поколения G11/G12 от иностранного производителя для установки на автомобили Х3-Х7, Z4. 640i GT, а также Toyota Supra. Выпускается с 2015 года. Разработан в типичной рядной конфигурации с закрытым блоком, стенки которых имеют износостойкое напыление. Материал изготовления алюминий. Сверху установлена головка с 24 клапанами, непосредственным впуском топлива и двумя распредвалами, которые цепь ГР приводит в движение. Нагнетание воздуха осуществляется турбокомпрессором Bosch Mahle. Во впускной коллектор встроен интеркулер. Выпускается в трёх модификациях мощностью 326, 340 и 382 л.с. Обладает высокой чувствительностью к ГСМ низкого качества.
Бренд – VW (Германия).
Страна-производитель – Германия.
Модель третьего поколения с четырьмя цилиндрами для установки на автомобили Golf7, Jetta GLI, Passat B8. Tiguan, Audi A4-A6, Q3 и др. Выпускается с 2012 года. В конструкции закрытого блока тонкие стенки для уменьшения общего веса.
Видеообзор 2.0 TSI:
Бренд – Mercedes (Германия).
Страна-производитель – Германия.
Высокотехнологичная форсированная четырёхцилиндровая модель немецкого производства для установки на автомобили AMG с индексом 45. Выпускается в Германии с 2019 года на новейшей технологичной линии вручную в двух модификациях. Используется отлитый из алюминия закрытый блок с установленными внутри чугунными гильзами, повёрнутый на 180⁰. Трение между цилиндром и поршнем снижается путём нанесения покрытия Nanoslide. В конструкции применяются двойной впрыск, управляемый новым блоком Bosch MG1. Считаются самыми мощными силовыми агрегатами для легковых автомобилей.
Сравнительные характеристики
BMW B58 | VW 2.0 TSI CHHB/CNCD | Mercedes M139 | |
---|---|---|---|
Рабочий объём, куб.см | 2998 | 1984 | 1991 |
Мощность максимальная, л.с./об.*мин | 326; 340; 382 | 180; 210; 220; 230; 265; 280; 290; 300; 310/6000-6600 | 387; 421/6500; 6750 |
Крутящий момент, Н*м/об*мин | 450-500/1380-5000 | 280-400/1500-5600 | 480; 500/4750-5250 |
Количество цилиндров | 6 | 4 | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 | 4 | 4 |
Степень сжатия | 11 | 9.6 | 9 |
Расход в смешанном цикле, л/100 км | 7.3 | 6 | 8.4 |
Топливо | 98 | 98 | 98-100 |
Экологический стандарт | Евро 6 | Евро 5+ | Евро 6d |
ТОП-3 лучших японских двигателей
Бренд – Honda (Япония).
Страна-производитель – Япония.
Мощный бензиновый агрегат для установки практически на весь модельный ряд автомобилей Honda. Выпускается с 2002 года и имеет не менее 18 модификаций. В процессе разработке достигнут оптимальный баланс тяги, мощности и вращающего момента.
Бренд – Mazda (Япония).
Страна-производитель – Япония.
Инжекторная экономичная модель для оснащения легковых автомобилей СХ-5 и «шестёрки». Выпускается с 2011 года. Установлен значительно облегчённый алюминиевый блок цилиндров, разделённый по осе коленвала на верхнюю и нижнюю части. Используется поршень трапециевидной формы с углублением в середине для равномерного воспламенения смеси. Может работать по циклам Аткинсона и Отто. Высокая чувствительность к качеству топлива, которое должно быть с октановым числом не меньше 95. Применение особых электронных фазовращателей обеспечивает гибкое регулирование газораспределения с открытием клапана в заданное время. Механические потери от трения и гидравлические потери снижены благодаря оснащению масляным насосом, способным изменять давление в двух диапазонах в зависимости от режима работы.
Устройство и проблемы SkyActiv:
Бренд – Toyota (Япония).
Страна-производитель – Япония.
Современная атмосферная 6-ти цилиндровая модель для оснащения большого модельного ряда элитных купе и седанов Toyota. Выпускается с 2005 года в шести модификациях, отличающихся расходом топлива и комплектацией. Отмечается высокая чувствительность к качеству ГСМ.
Сравнительные характеристики
Honda К24 | Mazda SkyActiv-G 2.5 | Toyota 2GR | |
---|---|---|---|
Рабочий объём, куб.см | 2354 | 2488 | 3456 |
Мощность максимальная, л.с./об.*мин | 156-205/5900-7000 | 192/5700 | 249-360/6000-7000 |
Крутящий момент, Н*м/об*мин | 217-232/3600-4500 | 256/3250 | 317-498/3200-4800 |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 | 4 | 4 |
Степень сжатия | 11.1 | 14 | 10,8; 11,8; 12,5; 13 |
Расход в смешанном цикле, л/100 км | 8.8 | 6.3 | 10.6 |
Топливо | 95 | 95 | 95 |
Экологический стандарт | Евро 5 | Евро 4 | Евро 5 |
Современные двигатели обладают хорошим ресурсом максимального пробега до 400 тысяч километров. При своевременном и грамотном техническом обслуживании можно продлить срок службы силового агрегата.
Выбираем двигатель автомобиля: бензиновый или дизельный. Мощность или экономичность
Какой объем двигателя лучше и какой выбрать для города
Начинающие автолюбители часто интересуются – какой объём двигателя для автомобиля лучше выбрать для города? Прежде всего, если рассмотреть техническую часть, то от объёма мотора зависит его мощность и крутящий момент. Поэтому если нужно получить большую производительность ДВС, то его делают большим. Кроме того, чем больше внутренний литраж, тем значительнее затраты топлива. Какой ДВС лучше, бензиновый или дизельный читайте здесь. На легковые автомобили иногда устанавливают движки объёмом 8 литров и больше.
Какой литраж мотора лучше для движения по городу
Размер камер внутреннего сгорания двигателя измеряется в литрах или кубических сантиметрах. Давайте более подробно разберёмся, на что влияет рабочий ДВС автомобиля при эксплуатации его в обычных повседневных условиях. Городские машины обычно имеют небольшой его размер, обычно 1.2 – 1.6 литра, так как для них самым большим приоритетом является не мощность, а потребление топлива. Поэтому этот объём двигателя лучший для города.
Также существует большое количество авто с 0.8 – 1.0 литра. Примером может служить популярный автомобиль в странах СНГ – Daewoo Matiz (Дэу Матиз). Он относится к классу А (малолитражные). Они обладают маленьким крутящим моментом и предназначены для езды в основном по городу.
Если на таких машинах включить кондиционер, который отнимает 10-20% тяги силового агрегата, то он существенно потеряют разгонную динамику. Потому что ему придётся крутить компрессор кондиционера, на который также затрачивается немалая энергия. Тогда для нормального разгона его приходится раскручивать до 4000 – 5000 оборотов, а это чревато повышенным потреблением топлива и износом мотора. Но даже при таких оборотах затраты бензина будет меньше, чем у движков 1.4 – 1.6 литра.
Хочу отметить, что потребление горючего на трассе при средней скорости движения авто 80 – 90 км/ч, как и с маленьким объёмом, так и с большим размером камер внутреннего сгорания будет одинаковый. Даже в некоторых случаях на авто с ДВС 0.8 – 1.0 расход может быть больше.
От чего зависит мощность двигателя
Для лучшего понимания этого необходимо знать, как вычисляется его ходовой потенциал. В первую очередь он зависит от количества лошадиных сил. Этот термин ввёл Джеймс Уатт — шотландский изобретатель и инженер. Это было нужно, чтобы подсчитать эквивалентное число лошадей, необходимое для того, чтобы тянуть паровую машину — также проект Уатта. В 1789 году изобретатель произвёл ряд математических расчётов, исследуя возможности лошади, усреднённые на большом промежутке времени. Так, одна лошадиная сила составила эквивалент 735 ваттам. Примечательно, что система измерения мощности в ваттах (W, Вт) была названа именно в честь Джеймса Уатта спустя 64 года после его смерти.
Так или иначе, мощность мотора — величина непостоянная. Она зависит от оборотов двигателя. Максимальная мощность среднего мотора составляет примерно 6000 оборотов в минуту. Разумеется, на таких оборотах никто не ездит — при передвижении по городу тахометр показывает примерно 3000 об/м. При езде с показателем, равным половине потенциала двигателя, его мощность также сокращается вдвое. Для повышения количества оборотов необходимо понизить передачу трансмиссионной коробки.
Набор оборотов занимает некоторое время, что не позволяет мобилизовать все лошадиные силы мгновенно. За время набора оборотов отвечает крутящий момент — третий показатель, от которого зависит реальная мощность двигателя.
Таким образом, реальная мощность двигателя зависит не только от количества лошадиных сил. Не менее важным фактором является количество оборотов, позволяющих реализовать потенциал, а также крутящий момент, который определяет затраченное на это время. Кроме того, мощность зависит и от массы машины — количество л. с. на тонну веса называется «удельным показателем».
На что влияет объём мотора
Среднее потребление бензина в смешанном цикле (трасса – город), для моторов объёмом 0.8 – 1.0 литр составляет, согласно данных завода изготовителя, в среднем 5 – 6 л. на 100 км езды. Мотор 1.2 -1.6 средний расход составляет 6 – 7 л. . 3 – 5 литров 12 – 18 л.. Это приблизительные данные для новых и современных агрегатов.
Альтернативным решением между получением большой мощности и маленьким потреблением топлива является двигатель с турбонаддувом или механическим нагнетателем. С помощью его можно существенно повысить эффективность движка, в среднем на 30 – 50%, и при этом затраты на горючее увеличатся не существенно. Например, средняя мощь атмосферного (обычного) агрегата объёмом 1.4 литра составляет 75 – 100 лошадиных сил.
Атмосферным называется, потому что он всасывает воздух в камеры сгорания за счёт разряжения, то есть когда поршень движется вниз, он затягивает воздух. А если на него установить турбонаддув его эффективность поднимется до 150 -170 л. с., так как он принудительно надувает воздух в цилиндры и в нём оказывается его в несколько раз больше, чем при атмосферном втягивании, а если в цилиндрах больше воздуха значить можно подать больше горючего. Вот и в чём вся разница.
Происхождение двигателей внутреннего сгорания
Большинство водителей любит обсуждать мощность своих транспортных средств с друзьями, а также читать соответствующие статьи и изучать рейтинги. При этом не каждый знает, как и в каком виде существовали дизельные и бензиновые двигатели ранее.
Вид двигателя внутреннего сгорания История двигателей внутреннего сгорания уходит корнями в самый конец восемнадцатого века. Так, в 1799 году француз Филипп Лебон запатентовал своё изобретение — мотор, который работает на светильном газе, также открытым инженером. С тех пор последовало множество исследований (преимущественно неудачных) и ряд изобретений, благодаря которым двигатель стал таким, которым мы его знаем.
Рекомендуем: Как работает катушка зажигания в автомобиле?
Первый бензиновый двигатель появился после череды испытаний и предложений от инженеров того времени — они искали новые виды топлива. В числе прочих смесей был испробован керосин, но он отличался тем, что плохо испарялся. На замену ему пришёл бензин, ранее известный только домохозяйкам — он продавался в аптеках как чистящее средство. В 1888 году россиянин Огнеслав Костович посетил Департамент торговли и мануфактур с просьбой выдать разрешение на использование нового двигателя. «Усовершенствованный, действующий керосином, бензином, нефтью, светильными и прочими газами и взрывчатыми веществами» — этот мотор стал основополагающим в современном производстве. Разрешение Костович получил только в 1892 году. За срок 4 года он успел запатентовать изобретение в Великобритании и США.
Бензиновый двигатель Огнеслав Костович изобрёл не для того, чтобы облегчить жизнь автомобилистов, а для создания своего дирижабля с инновационной конструкцией, в том числе типом питания. Проект так и не увидел свет, но мотор отлично подошёл для наземных транспортных средств. Двигатель Костовича имел систему водяного охлаждения, электрическое зажигание и оппозитное расположение цилиндров.
Первый дизельный двигатель, технология которых также широко распространена сегодня, имеет более популярную историю происхождения. Создал его известный многим Рудольф Дизель — технология и вид топлива назван в его честь. В 1890 Дизель подал идею о том, что для лучшей экономии топлива нужно применять технологию быстрого сжатия. В 1893 году Рудольф получил патент на Дизель-мотор, спустя 4 года выпустив первый рабочий прототип. Двигатель отличался высоким КПД, но имел слишком большие габариты, поэтому долгое время в приоритете были бензиновые агрегаты.
Объем двигателя
Прежде чем говорить о компрессии и степени сжатия, разберемся с понятием объема. У цилиндра существует 3 вида объемов:
В полный объем входит рабочий объем и объем камеры сгорания. Каждый мотор имеет определенное количество цилиндров. Чтобы узнать общий объем двигателя, нужно сложить параметры каждого цилиндра.
Объемы цилиндра двигателя
Для расчета рабочего объема одного цилиндра, нужно умножить площадь сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня. Длина хода поршня определятся расстоянием от нижней мертвой точки (НМТ) до верхней мертвой точки (ВМТ), т.е. от максимально нижнего до максимально верхнего положения поршня.
По формуле это выглядит так: Vраб. = πr 2 h, где π = 3,14, r – радиус, h – длина рабочего хода поршня.
Например, если объем одного цилиндра составил 499 кубических сантиметров, а цилиндров четыре, то нужно умножить 499 на 4 и получим 1996 кубических сантиметров. Далее, округляем до 2000 и делим на 1000, чтобы получить значение в литрах. Таким образом, рабочий объем двигателя составит 2 литра.
Объем двигателя – это параметр ДВС, который определяет его мощность.
В большинстве стран стоимость автомобильного налога зависит от рабочего объема двигателя. Чем он больше, тем дороже обходится налог. Например, объем мотора японского автомобиля “Kei Car” всего 0,66 кубических сантиметров. Владельцы этих машин вообще не платят дорожный налог.
Рабочий объем любого двигателя измеряется в кубических сантиметрах или литрах. Исходя из объема, автомобили делятся на категории:
Чем больше объем, тем больше топливно-воздушной смеси помещается в каждой камере сгорания. Этот показатель напрямую влияет на расход топлива, но вместе с тем увеличивается мощность автомобиля.
Компоновка двигателя, расположение мотора и количество клапанов
Если говорить о различных характеристиках, двигатели отличаются по количеству цилиндров, по расположению цилиндров, а также по самому расположению мотора в подкапотном пространстве. Например, силовые агрегаты бывают 3-х, 4-х, 5-и, 6-и, 8-и цилиндровыми и т.д.
По расположению цилиндров также выделяют рядные, V-образные, оппозитные двигатели и т.п. Силовой агрегат может быть установлен под капотом продольно или поперечно. На каждом цилиндре может быть установлено по 2, 4 и более клапанов ГРМ.
Отметим, что на общее число цилиндров следует обращать внимание только тогда, когда речь идет о выборе малолитражки. Если точнее, не так давно на городских субкомпактных автомобилях в практику вошла установка трехцилиндровых атмосферных и турбомоторов. При этом такие ДВС с тремя цилиндрами отличаются повышенным уровнем вибраций.
Во всех остальных случаях количество цилиндров в той или иной мере определяет мощность, при этом в плане вибраций не так важно, сколько их имеет конкретный мотор, 4, 5 или 6. Зачастую незначительную роль играет и особенность расположения ДВС под капотом.
Единственное, на практике многие рядные двигатели с 6-ю цилиндрами, установленные продольно, отличаются повышенной склонностью к поломкам даже при незначительном перегреве сравнительно с другими аналогами.
Как правило, особого внимания заслуживает только компоновка цилиндров. Схем компоновки много, при этом наиболее распространенными являются:
Рядный мотор из этого списка самый простой, цилиндры идут в один ряд над коленчатым валом. Такой двигатель проще обслужить и отремонтировать. Главным минусом является то, что увеличение количества цилиндров больше 6 приводит к тому, что мотор становится слишком длинным и его не удается разместить как продольно, так и поперечно в подкапотном пространстве.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие автомобильные двигатели самые надежные и долговечные. Из этой статьи вы узнаете о наиболее известных и надежных моторах, которые выделяются среди всевозможных ДВС благодаря своему большому моторесурсу.
Для решения этой задачи на машину ставится V-образный мотор, цилиндры распложены уже не в один, а в два ряда, причем под углом друг к другу. Такие ДВС сложнее рядных, их дороже обслуживать и ремонтировать. Достаточно вспомнить о том, что указанный тип агрегатов имеет две ГБЦ со всеми вытекающими последствиями. Еще одним минусом является относительно высокая вибронагруженность.
Оппозитные двигатели используют только некоторые автопроизводители. В частности, на таких ДВС специализируется Subaru из Японии, также их производят немцы Porsche. Оппозитный двигатель создает минимум вибраций, однако крайне сложен в обслуживании, далеко не все автосервисы могут выполнить его качественный ремонт при такой необходимости.
Теперь перейдем к клапанам. От их количества напрямую завит мощность двигателя, приемистость мотора и ряд других параметров. Чем больше клапанов, тем лучше цилиндр наполняется топливно-воздушной смесью и вентилируется от выхлопных газов. При этом увеличение числа клапанов закономерно приводит к усложнению и удорожанию всей конструкции ГРМ.
Сегодня самые простые моторы имеют по 2 клапана (впускной и выпускной) на каждый цилиндр. Наиболее распространенным вариантом на бюджетных авто является рядный четырехцилиндровый 8-клапанный двигатель. Подобные агрегаты самые доступные по цене и простые в ремонте. При этом они наименее мощные и недостаточно экономичные сравнительно с 16-клапанными вариантами и т.д.
Что такое степень сжатия
Движение поршня происходит в результате давления газов, которые образуются при сгорании топливно-воздушной смеси. Перед воспламенением смесь сжимается поршнем в цилиндре. Оставшийся объем в цилиндре после полного сжатия топлива (объем над поршнем в ВМТ) называется камерой сгорания.
Степень сжатия — это отношение объема камеры сгорания к полному объему цилиндра. Она рассчитывается по формуле: ξ = (Vр + Vс) : Vс, где Vр – это рабочий объем, Vс – объем камеры сгорания.
Например, полный объем цилиндра равен 500 кубических сантиметров, а объем камеры сгорания 50 кубических сантиметров. Сжатие в 10 раз. Значит, степень сжатия будет равна 10:1.
Степень сжатия является соотношением и относительной величиной.
Процесс сжатия в дизельных двигателях
Как правило, в дизельных двигателях степень сжатия значительно выше. Если в бензиновых двигателях она в среднем составляет 10:1 – 12:1, то у дизелей значение может достигать от 15:1 до 22:1. Рабочий процесс в дизельном моторе происходит следующим образом: вначале в цилиндр попадает чистый воздух, который за счет большой степени сжатия разогревается до 700-900°С. Дизтопливо впрыскивается под высоким давлением в камеру сгорания при подходе поршня к ВМТ. А так как воздух уже сильно разогрет, после смешивания с ним происходит воспламенение топлива. Возгорание под давлением (без необходимости применения сложной системы зажигания) является главным преимуществом дизельного двигателя. Но, с другой стороны, повышаются требования к герметичности. Также необходим насос высокого давления, который является одним из слабых мест такого типа силовых агрегатов.
Кратко о компрессии
Если со степенью сжатия все понятно, то перейдем к термину компрессия. Под этим понятием понимается максимальный уровень давления, который возникает в камере сгорания в момент перед сгоранием топлива. Если степень сжатия это условная величина, то компрессия является абсолютной величиной и измеряется в атмосферах, килограммах на кубический сантиметр (кг/см 2 ).
Компрессия — это давление в цилиндре, степень сжатия — безразмерный параметр, описывающий геометрические характеристики цилиндра.
Между этими двумя понятиями есть тесная связь, но на компрессию влияет не только уровень сжатия, но также герметичность компрессионных колец и клапанов, температура двигателя, температура горения топлива и многое другое. Более подробно о компрессии можно почитать в отдельной статье на нашем сайте.
На что влияет степень сжатия двигателя
Она оказывает влияние на количество работы, производимой двигателем. Чем выше степень сжатия, тем больше энергии выделяется при сжигании топливно-воздушной смеси. Соответственно, это отражается на мощности силового агрегата. В конце прошлого века автопроизводители добивались увеличения мощности именно путем повышения степени сжатия.
Производительность двигателя и степень сжатия
Этот метод имеет определенные ограничения. Дело в том, что нельзя сжимать смесь до бесконечности. Есть определенный предел и если этот предел превысить, то происходит самопроизвольное воспламенение смеси (детонация). Но это правило относится только к бензиновым двигателям.
Сколько лошадок должно быть в современном авто – выбираем по мощности
Мощность в автомобиле является одним из главных критериев. Сегодня можно подыскать машины с разными показателями мощности, но какие решения выбрать для наиболее качественной поездки? Иногда в компании предложения двигателей настолько обширные, что одна и та самая модель предлагает с силовыми агрегатами от 100 до 250 лошадиных сил. Так, к примеру, происходит в британской корпорации Mini. Но эксперты и опытные водители называют это нонсенсом и нехорошей идеей. Поскольку каждый автомобиль обладает достаточно большим количеством преимуществ в конкретном исполнении. Вся подвеска, кузов, элементы салона — все рассчитывается под конкретную мощность, динамику и скорость. А также важен вес двигателя и прочие параметры. Поэтому при большом разбросе сложно сделать хорошее авто для каждого агрегата одновременно с учетом всех характеристик.
Тем не менее, у корпорации Mercedes есть прецеденты, как один и тот самый автомобиль может быть оптимальным предложением с двигателем на 120 и на 350 лошадиных сил. Серия AMG немного переделана во всем — подвеска, салон, органы управления. Поэтому самые мощные автомобили зачастую полностью оправдывают себя. Впрочем, так ведут себя откровенно единицы представителей транспорта. В большинстве ситуаций есть определенная проблема, которая должна быть решена. И автомобиль решает конкретную задачу. Поэтому зачастую ставить в обычное городское авто двигатель с тремя сотнями лошадей совершенно бесполезно. Это просто увеличивает расход топлива и не приносит ничего хорошего покупателю. Так что стоит внимательнее относится к выбору двигателя и его технических характеристик.
Степень сжатия и октановое число бензина
Известно, что каждому бензиновому двигателю соответствует определенное октановое число топлива.
Октановое число бензина определяет его детонационную стойкость.
Чем выше степень сжатия и компрессия, тем большим октановым числом должно обладать топливо. Например, низкооктановое топливо вызовет детонацию в двигателе с высоким уровнем сжатия, т.к. воспламенится раньше времени. Если же компрессия и сжатие невысокое, а используется высокооктановое топливо, то двигатель не сможет достичь полной мощности, т.к. топливо с большим октановым числом обычно горит с меньшей температурой и медленнее. Из-за скорости горения ниже расчетной может получиться так, что на фазе выпуска через клапан вместо отработанных газов будет выпущена еще горящая смесь. Следовательно, детали двигателя будут перегреваться, особенно клапаны и возможен их прогар.
Рассмотрим двигатели с разной степенью сжатия и рекомендуемым октановым числом топлива:
Степень сжатия | Октановое число |
5,5 – 7 | 66 – 62 |
7 – 7,5 | 72 – 76 |
7,5 – 8,5 | 76 – 85 |
10 | 92 |
10,5 – 12,5 | 95 |
12 – 14,5 | 98 |
Как видно, степень сжатия является важным параметром двигателя. От нее во многом зависит мощность двигателя. Со степенью сжатия также напрямую связано октановое число топлива и другие параметры. Каждому автолюбителю имеет смысл разбираться в этом понятии и иметь представление о его значении.
Бензиновый двигатель: карбюраторный или инжекторный
Итак, если выбор двигателя автомобиля сводится к покупке бензинового авто, тогда идем далее. Подавляющее большинство моторов на территории СНГ являются именно бензиновыми. Параллельно с этим на отечественных дорогах можно встретить как большое количество машин с инжекторным, так и с карбюраторным двигателем.
Если коротко, инжектор является современным решением в области топливного впрыска. Такой впрыск полностью электронный, система сама учитывает, сколько горючего подавать в двигатель с учетом режима работы и целого ряда особенностей.
Все процессы топливоподачи и управления работой ДВС происходят полностью автоматизировано. В результате инжекторный двигатель экономичный, мощный, способен стабильно работать в разных условиях.
Также карбюратор нужно намного чаще обслуживать, постоянно регулировать, настраивать и чистить от загрязнений. Вполне очевидно, что сегодня покупать машину с карбюратором не следует, отдавая предпочтение более современному и экономичному инжекторному мотору.
Самые важные характеристики двигателей
Объем двигателя – это сумма объема всех цилиндров автомобиля. Их может быть от четырех до шестнадцати. По этому критерию двигатели делятся на четыре типа: V до 1,1 л, V 1,2 – 1,7 л, V 1,8 – 3,5 л и V > 3,5 л. Если вы будете покупать автомобиль исключительно для поездок по городу, то вам вполне подойдет двигатель с объемом 1,2 – 1,7 л. Объем двигателя будет определять последующую характеристику – мощность. Чем он больше – тем выше мощность, но и расход топлива увеличивается. Также основной характеристикой является мощность, определяющая работу, которую автомобиль может выполнить за определенную единицу времени. Она измеряется в лошадиных силах.
Подводим итоги
Несмотря на наличие определенных недостатков, мощные и объемистые двигатели всегда остаются популярными среди потенциальных покупателей. Есть определенный ряд автомобилистов, которые не желают ездить на 1-литровых двигателях, а хотят получать полную свободу передвижения. Именно для таких покупателей в модельной линейке современных производителей есть такие автомобили.
Нужно заметить, что выбор машины сегодня уже не связан с объемом двигателя. На факторы поведения авто на дороге влияет множество технических особенностей. Какие двигатели вы предпочитаете, и на каких авто хотели бы ездить в ближайшем будущем?
Рабочий объем двигателя
Данная характеристика двигателя высчитывается при помощи сложения объемов всех цилиндров. В свою очередь, рабочим объемом цилиндра является объем, который остается над поршнем при его перемещении от ВМТ (положение максимального отдаления поршня от оси коленчатого вала) к НМТ (положение минимального отдаления поршня от оси коленчатого вала). Именно рабочий объем двигателя определяет мощность вашего стального коня. Перспективными являются разработки уменьшения или увеличения рабочего объема двигателя за счет отключения определенных клапанов прямо на ходу. Благодаря таким технологиям увеличится комфорт управления автомобилем, а также появится возможность экономии топлива на его пятую часть от расхода во время обычной езды.
Советы начинающему автолюбителю
Как уже упоминалось в статье, с самого начала вы должны решить, какие цели вы будете преследовать, покупая автомобиль. Если вы покупаете машину только для поездок по городской местности (с работы домой и тому подобное), то вам хватит малолитражного двигателя. Сейчас разберемся, почему. Все дело в том, что среднелитражные и крупнолитражные двигатели очень хорошо подходят для поездок на 100 и больше километров. Вы почувствуете экономию, если каждый день будете выкатывать данное расстояние. Но, согласитесь, мало кто из нас будет ездить на такие далекие расстояния повседневно. Таким образом, в качестве экономии оптимальным вариантом для вас станет автомобиль с объемом в 1,2 – 1,7 л. Если же вы твердо решили, что будете осваивать дальние территории, то вам придется по вкусу автомобиль со среднелитражным двигателем объемом примерно в 2,4 – 2,8 л. Такие машины способны проделать большую работу и разместить большее количество пассажиров (это, например, джип или микроавтобус). Удачно вам выбрать первый автомобиль и успехов на дорогах!
Советы и рекомендации
Итак, если вы не знаете, как выбрать двигатель для автомобиля, приведенная выше информация позволяет ответить на ряд основных вопросов. Определившись с типом агрегата (бензин или дизель), необходимо также учитывать отдельные особенности того или иного ДВС.
Одной из важнейших характеристик является мощность (ее должно хватать), причем также нужно обращать внимание на то, как она достигается, путем увеличения рабочего объема и использования большого количества клапанов на цилиндр или же за счет турбонаддува. Если двигатель атмосферный, тогда ресурс такого ДВС больше, что особенно актуально при покупке авто с пробегом.
По этой же причине следует помнить, что V-образные двигатели хотя и бывают атмосферными, при этом они намного сложнее рядных. Более того, ремонт и обслуживание зачастую оказывается на том же уровне или даже дороже турбомоторов. Если же говорить об оппозитных силовых агрегатах, следует учитывать их небольшую распространенность и другие сложности.
Получается, самым простым, надежным и доступным по цене в плане приобретения и последующего обслуживания можно считать обычный рядный атмосферный бензиновый двигатель. Единственное, если такой ДВС имеет всего 2 клапана на цилиндр, не следует ожидать большой мощности и хорошей динамики разгона, особенно на агрегатах с объемом до 2.0 литров. При этом более совершенные версии (например, с 4 клапанами на цилиндр) обойдутся не намного дороже, однако характеристики двигателя будут заметно лучше.
Если коротко, цепь принято считать более надежным решением с увеличенным ресурсом. При этом обслуживать цепной привод все равно нужно, а производить замену цепи ГРМ, успокоителей и натяжителей цепи достаточно дорого.
Ремень конструктивно проще, стоимость обслуживания такого привода заметно дешевле цепи. Но менять его нужно чаще, параллельно следует устанавливать и новые ролики (обводной, натяжной). Если говорить о надежности, для исключения риска обрыва ремня ГРМ его нужно менять каждые 50-60 тыс. км пробега.
Однако в последнее время для удешевления конструкции и снижения веса и размеров ДВС многие автопроизводители стали устанавливать «облегченные» однорядные цепи. Это значит, что обрыв такой цепи уже через 100-120 тыс. км. вполне реален. Другими словами, каждые 100 тыс. цепь также желательно менять.
Получается, при выборе того или иного двигателя необходимо учитывать, какой привод ГРМ имеет конкретный мотор. Если планируется покупка авто с пробегом от 100 тыс. км. и больше, причем силовой агрегат имеет цепь, тогда в большинстве случаев следует быть готовым к ощутимым дополнительным расходам на замену цепи.
Самые надежные двигатели концерна Volkswagen
Сегодня рассмотрим самые надежные двигатели популярного авто производителя Фольксваген. Как вам известно, этот концерн производит автомобили VW, Audi, Skoda и, не удивляйтесь, Porshe.
Выделим пять лучших моторов. ТОП-5.
Самые надежные двигатели VW. ТОП-5
Пятое место
Пятое место самых надежных двигателей отдадим двигателю V6, объемом 2.8 литра, мощностью 170 л.с. (Audi AAH 2.8i). Так называемый, стандартный двигатель.
Сейчас на его базе выпускается несколько более современных и мощных моторов, V6 FSI, V6 TFSI, объемом от 3,0 – 4,2 л.
Этот двигатель выхаживал многие сотни тысяч километров. До сих пор многие двигатели исправно служат и наматывает свои бесконечные километры. Этот мотор является прародителем новых вышеупомянутых моторов.
Четвертое место
Четвертое место отдадим Дизелю 1,9 TDI. Его безупречная репутация известна во всем мире. Это экономичный и надежный двигатель, выхаживающий иногда даже до 400 тыс.км. пробега без капитального ремонта. Этот мотор конструкторы разработали в начале 90-х годов. С тех пор было много много модификаций и о-очень массовое их производство.
Самые надежные двигатели, как правило, изначально имеют хорошую конструктивную базу. Конструкция этого двигателя оказалась настолько удачная, что до сих пор на её основе выпускаются различные модификации моторов на все марки автомобилей концерна. Простая, ремонтопригодная, оптимальная во всех отношениях конструкция двигателя снискала любовь и уважение значительного числа владельцев Фольксвагена во всем мире.
На сегодняшний день все двухлитровые дизельные двигатели Volkswagen делаются на его базе и их моторесурс даже выше чем у родоначальника этой линейки.
Третье место
Третье место в нашем рейтинге фольксвагеновских моторов отдаем двухлитровому бензиновому турбированному двигателю A4 B7 2,0. От этого двигателя пошли все FSI и TFSI двигатели, несмотря на то, что в некоторых версиях были проблемы с ТНВД и толкателями клапанов.
Этот двигатель имеет ременный привод распределительного механизма. От лишен всех болезней цепной передачи. У него никогда нет проблем с поршневой, головкой блока и распеределительным механизмом. Он обладает большим потенциалом к форсировке, поэтому на его основе выпускаться 240-280 сильные, и вполне возможно довести его и до 300 л.с. с такой же надежностью и долговечностью.
Второе место
Второе место. Этот двигатель ставят в основном на премиум класс Audi и Volkswagen. Турбодизель V6 TDI, объемом 3 л. Самый лучший двигатель концерна Volkswagen. Все его версии хороши. И с насос-форсунками, и с системой Common Rail.
В нем очень органично сочетаются такие качества, как соотношения объема к мощности, ремонтопригодность, КПД, расход топлива к мощности. Это лучший двигатель у Фольксвагена.
На Audi он маркируется A6 C6. До сих пор они эксплуатируются и не доставляют владельцам никаких проблем. Нужно только вовремя обслуживать и лить хорошее топливо.
Первое место
Первое место. Это самый популярный и самый покупаемый двигатель в Европе. VW 2.0 TDI (EA288). Это любимчик сотен тысяч автомобилистов с одной турбиной с изменяемой геометрией. Развивает мощность от 102 до 150 л.с. Оснащен системой Common Rail.
Этот двигатель потомок двигателя 1,9 TDI, который стоит у нас на четвертом месте. Тот же блок цилиндров, тот же газораспрелительный механизм с головкой блока. Он, как было сказано имеет систему впрыска Common Rail, оснащен современными пьезоэлектрическими форсунками.
300 тысяч километров пробега эти движки проходят легко. Их ставят сейчас практически на все модели VW. И на Audi Q5, и VW Tiguan, на Multivan и все коммерческие автомобили Transpoter T5, T6 и т.д.
На этом свое мнение про двигателя VW я высказал. Удачи вам на дорогах и в жизни.
Приходите на сайт, читайте. Стараюсь писать проще, кратко и доходчиво, а если есть возражения или вопросы, пишите в комментарии, подискутируем.
Советую почитать про самые надежные АКПП Cамые надежные коробки автомат. ТОП-5.
Источник https://vyborok.com/rejting-luchshih-dvigatelej-dlya-legkovyh-avtomobilej/
Источник https://xn--e1asbgbi1a.xn--p1ai/obuchenie/optimalnaya-moshchnost-dvigatelya-avtomobilya.html
Источник https://auto-ru.ru/samye-nadezhnye-dvigateli.html
Источник