Перегрев двигателя: признаки, причины, способы устранения
Одной из основных причин «головной боли» автомобилистов в летнее время является перегрев двигателя их «железных коней». Многие из них – и особенно, начинающие – только завидев клубы пара, выбивающиеся из-под капота автомобиля, начинают паниковать. Они не знают, что с этим делать, что в таких случаях необходимо предпринять.
Цель этой статьи – кратко и доступно объяснить владельцам этих авто, что такое перегрев двигателя и чем он опасен. Подсказать, каковы основные признаки перегрева мотора. Назвать причины, вызывающие чрезмерный нагрев двигателя. Ну и, конечно же, перечислить основные профилактические меры, минимизирующие перегрев двигателя.
Содержание |
1. Основные признаки перегрева двигателя |
2. Что делать, если двигатель перегрелся |
3. Причины, вызывающие перегрев двигателя и способы его устранения |
4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя |
5. Подведем итог |
1. Основные признаки перегрева двигателя
Фото из Яндекс Картинки
В первую очередь каждый водитель должен знать признаки, указывающие на то, что двигатель его машины перегрелся. Незнание этих признаков или их игнорирование может привести к весьма печальным последствиям – вплоть до капитального ремонта двигателя. А в некоторых случаях может потребоваться даже его замена на новый. А это обойдется владельцу авто ох как недешево!
Ниже приводится перечень признаков, указывающих на перегрев двигателя:
- Стрелка прибора, указывающая температуру охлаждающей жидкости двигателя, «уходит» в красную зону.
Это значит, что температура антифриза поднялась выше критически допустимой отметки и необходимо срочно принять меры, направленные на ее снижение. - Пар, выбивающийся из-под капота.
Это говорит о том, что антифриз, циркулирующий в системе охлаждения двигателя, настолько расширился от перегрева мотора, что вылился наружу – за пределы расширительного бачка. Затем он попал на раскаленные наружные детали двигателя и трансмиссии и «запари́л». - Двигатель теряет мощность.
При перегреве критически уменьшаются зазоры между трущимися частями двигателя, что в значительной мере увеличивает силу сопротивления между ними. Также уменьшается плотность поступающего воздуха, и электроника, управляющая мотором, ограничивает мощность. - Детонация двигателя во время долгой поездки или под нагрузкой.
Это явление тоже может быть вызвано перегревом двигателя. Ощущается, как звон мотора или неприятный металлический стук.
2. Что делать, если двигатель перегрелся
«Печку» — на максимум! Фото из Яндекс Картинки
Так как же действовать, что же предпринять в первую очередь, если при движении по трассе или во время «ползания» в городской пробке, вдруг обнаружатся признаки перегрева вашей машины?
Самое главное – не паниковать и в первую очередь выяснить, есть ли в системе охлаждения двигателя автомобиля антифриз. Ведь он может по тем или иным причинам, которые будут описаны ниже, просто вытечь оттуда.
А проверить его наличие или отсутствие можно следующим образом.
Не останавливая автомобиль, включить «печку» обогрева салона на полную мощность и посмотреть, что произойдет дальше. Возможны два варианта развития дальнейших событий, которые мы сейчас и рассмотрим.
Вариант 1
Если в салон в результате этого действия через со́пла пойдет горячий воздух, значит все нормально – охлаждающая жидкость в системе есть.
И алгоритм дальнейших действий в этом случае должен быть таков:
- Не останавливаясь, продолжать некоторое время движение с включенной на полную мощность «печкой». Это нужно для того, чтобы «печка» отводила от перегретого двигателя часть тепла на себя. А вентилятор работающего двигателя быстрее охлаждал радиатор. Да и встречный поток воздуха движущегося автомобиля еще больше способствовал бы этому.
- Затем следует остановиться, открыть капот и еще некоторое время постоять с работающим на холостых оборотах двигателем.
- Через несколько минут следует заглушить мотор и очень осторожно открыть крышку радиатора (или расширительного бачка). Но повторяю – очень осторожно, так как горячая жидкость может вырваться из-под крышки буквально фонтаном и вызвать у вас сильные ожоги.
- Только после того, как будут выполнены все действия, описанные выше, и мотор в достаточной мере остынет, можно приступать к выяснению причин, повлекших за собой перегрев двигателя.
Внимание! Ни в коем случае нельзя обливать перегретый двигатель холодной водой! Это может повлечь за собой образование трещины в головке блока цилиндров или даже в самом блоке цилиндров! Максимум, что можно сделать в этой ситуации – это аккуратно облить холодной водой только радиатор.
Вариант 2
Если при включении «печки» на полную мощность ничего не изменится, и в салон через дефлекторы отопления будет поступать обычный воздух с такой же температурой, как в салоне, то значит антифриза в системе охлаждения двигателя нет или совсем мало.
И тогда необходимо будет выполнить следующие действия:
- Включить аварийные огни и остановиться у обочины дороги.
- В этом случае необходимо обязательно заглушить двигатель!
- Аккуратно открыть капот автомобиля и терпеливо ждать, когда двигатель остынет сам естественным образом. На это может уйти довольно много времени.
- Убедившись, что двигатель достаточно остыл, открыть крышку радиатора или расширительного бачка и долить до нужного уровня охлаждающую жидкость или дистиллированную воду. При их отсутствии, на худой конец, можно залить и обычную воду, но только максимально чистую.
- Приступить к выяснению причин перегрева двигателя.
Как и в предыдущем варианте, ни в коем случае нельзя обливать еще не остывший двигатель холодной водой, а равно заливать ее вовнутрь. Результат может быть один – трещина в ГБЦ или в самом блоке.
3. Причины, вызывающие перегрев двигателя и способы их устранения
Фото из Яндекс Картинки
Для лучшей наглядности представлю дальнейшее объяснение в виде таблицы.
Причины перегрева двигателя | Способы устранения |
1) Недостаточное количество охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения двигателя. Это может произойти в результате естественного испарения ОЖ или внутренней или наружной течи. Внутренняя течь — затекание антифриза вовнутрь двигателя в случае, когда нарушена целостность прокладки головки блока цилиндров. Наружная течь — вытекание ОЖ наружу в случае нарушения целостности радиатора, соединительных патрубков, прокладки помпы и т. д. |
В случае обнаружения внутренней течи ОЖ, следует заменить прокладку головки блока цилиндров. При обнаружении наружной течи — заменить или отремонтировать радиатор, заменить соединительные патрубки, прокладку помпы и т. д. После устранения этих причин необходимо долить охлаждающую жидкость до нужного уровня. |
2) Неудовлетворительное состояние радиатора. В процессе движения автомобиля на радиатор постоянно попадает грязь, различные насекомые, которых особенно много в воздухе в теплое (летнее) время года. В результате этого его ячейки забиваются и не пропускают воздух. А это негативно отражается на его основной функции — охлаждать антифриз (или воду), которые отводят тепло от работающего двигателя. |
Регулярно продувать радиатор сжатым воздухом. Кроме того, хотя бы иногда демонтировать его с машины и тщательнейшим образом прочищать. |
3) Заклинил термостат. Как известно, антифриз во время работы двигателя циркулирует по двум контурам: по, так называемым, малому и большому кругу. Пока двигатель холодный, ОЖ, чтобы он быстрее нагрелся, течет по малому кругу, минуя радиатор. Как только мотор прогрелся, жидкость начинает циркулировать по большому кругу — через радиатор. Регулирует этот процесс нехитрый прибор — термостат. Иногда он не срабатывает — заклинивает. И тогда, несмотря на то, что двигатель уже достаточно прогрелся, антифриз продолжает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор. Это провоцирует перегрев двигателя. |
Исправность термостата можно проверить следующим образом. Запустить двигатель и подождать, пока он нагреется примерно до температуры срабатывания термостата. Затем необходимо потрогать верхний (подводящий жидкость к радиатору) и нижний (отводящий) патрубки. До температуры срабатывания термостата нижний патрубок должен оставаться холодным. При температуре примерно 90 градусов, прибор должен сработать и нижний патрубок быстро нагреется. Если этого не произошло и он остался холодным, то термостата не сработал. Его необходимо заменить. |
4) Неисправна помпа (водяной насос). В результате такого явления, как кавитация, разрушается крыльчатка помпы и она перестает эффективно «гонять » антифриз внутри системы охлаждения двигателя. Происходит перегрев двигателя. Еще одна довольно часто встречающаяся неисправность помпы — выход из строя подшипника, в результате чего водяной насос просто заклинивает. |
В этом случае выход один — заменить неисправную помпу на новую. |
5) Неисправен электровентилятор охлаждения радиатора. Этот вентилятор особенно эффективно помогает охлаждать радиатор с сильно нагревшейся ОЖ, например, при движении «короткими перебежками» с очень малой скоростью. Например, в городских пробках. Основные неисправности электровентилятора — выход из строя электродвигателя, перегорание предохранителя или реле, износ подшипника. |
Замена электродвигателя, реле, предохранителя, подшипника. |
6) Нарушение целостности (прогар) прокладки головки блока цилиндров двигателя. В этом случае выхлопные газы из камеры сгорания цилиндров через повреждения прокладки ГБЦ проникают в систему охлаждения двигателя. Происходит вытеснение ими охлаждающей жидкости и, как следствие этого – перегрев двигателя. |
Замена прокладки головки блока. Эта работа должна проводиться, как правило, только подготовленными специалистами. |
4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя
Мойка радиатора под давлением.Фото из Яндекс Картинки
Как говаривал еще Гиппократ: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». От себя добавлю – «и дешевле».
Это знаменитое высказывание древнегреческого врача и философа вполне применимо и к нашей сегодняшней теме.
В ряде случаев перегрев двигателя можно предотвратить, если своевременно выполнять ряд профилактических мер. Кстати, выполнить их совсем не сложно.
Ниже приводится их перечень:
- Регулярно проверять уровень антифриза в системе охлаждении двигателя автомобиля;
- Следить за чистотой радиатора. Регулярно производить его продувку сжатым воздухом. А иногда – и его демонтаж с последующей промывкой;
- Почаще проверять состояние патрубков радиатора и ремней привода помпы и вентилятора (на старых моделях авто);
- На автомобилях старых моделей необходимо правильно установить угол зажигания. От его неправильной установки тоже может произойти перегрев двигателя;
- Периодически проверять исправность работы термостата, помпы и электровентилятора охлаждения радиатора.
5. Подведем итог
Перегрев двигателя – это очень серьезная проблема с весьма неприятными последствиями. Если вовремя не заметить и не предотвратить его, то можно «попасть» на очень крупную сумму денег, которую придется потратить на капремонт двигателя или даже его замену.
Но будем надеяться, что вы теперь знаете, что делать, если перегрелся двигатель.
Не пренебрегайте профилактическими мерами, чтобы максимально обезопасить двигатель от перегрева. А в дороге почаще обращайте внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости.
Причины и последствия перегрева двигателя
Для нормального функционирования силовой установки очень важно соблюдение теплового режима. Любой мотор работает за счет энергии сгорания горючей смеси. Горение же в свою очередь сопровождается выделением большого количества тепла, которое должно отводится. Но нередко случается так, что температурный режим двигателя нарушается, и он просто перегревается. Последствия такой проблемы могут быть самыми печальными.
Многие автолюбители списывают перегрев двигателя на внешние факторы, хотя они далеко не всегда являются причиной.
Весь принцип работы системы охлаждения силового агрегата, которая и обеспечивает поддержание требуемого температурного режима, построен на теплообмене. Основной рабочий элемент системы – охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения и омывая самые разогреваемые составляющие части, отбирает у них тепло, а затем отводит его в окружающую среду благодаря радиатору. Эффективность работы последнего во многом зависит от потока проходящего через него воздуха, который подается на него при движении.
Основные причины перегрева
Исходя из изложенного, можно понять, что внешним фактором перегрева двигателя может стать именно отсутствие воздушного потока. То есть длительное простаивание в пробке с заведенным мотором, особенно в летней время, движение на малых скоростях при повышенных оборотах могут привести повышению температуры двигателя.
Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.
Но это только одна из причин. Значительно чаще происходит такая проблема из-за технической неисправности или появления определенных нарушений в системе охлаждения. Так, виной несоблюдения температурного режима может стать:
- водяной насос;
- термостат;
- радиатор;
- трубопроводы;
- вентилятор радиатора;
- датчик температуры.
Насос и термостат
Водяной насос (помпа) является одним из основных элементов системы, поскольку этот узел обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. В целом помпа обладает сравнительно простой конструкцией, поэтому ломается она редко. Единственной причиной перегрева, виновником которой является исключительно насос, является повреждение его крыльчатки, что опять же – редкостное явление.
Часто оказывается, что привод этого насоса становится причиной нарушения теплового режима. Теоретически это так – привод поврежден или сильно прослаблен, а значит, и в движение насос приводить он не сможет. Но на практике все несколько иначе.
Самой распространенной компоновкой двигателя является та, в которой помпа приводится от ремня ГРМ. И если он оборвется, то мотор уж точно не перегреется, поскольку работать он не сможет при такой поломке.
Также в некоторых установках помпа работает от приводного ремня дополнительного оборудования. И если он сильно провиснет или порвется, то водитель выявит это еще до того, как мотор перегреется по отказавшим элементам, которые приводит в действие этот ремень – ГУР, кондиционеру, генератору. Так что привод, по сути, можно исключить из причин повышения температуры.
Единственное на некоторых авто используется насос с электроприводом. Вот здесь уже отказ или поломка помпы запросто может стать причиной нарушения температурного режима.
Но насос может стать косвенным виновником перегрева. В случае повреждения сальника, используемого в конструкции, корпус помпы начнет пропускать жидкость. Если не следить за мотором, то постепенно уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) сильно упадет и ее будет просто не хватать, чтобы выполнять свою функцию.
Термостат обеспечивает разделение всей системы охлаждения на два круга – большой и малый. По сути, он является клапаном, который перенаправляет жидкость по требуемому кругу в зависимости от температуры мотора.
Если же этот клапан заклинит в положении, при котором ОЖ циркулирует по малому кругу, то она просто не будет поступать на радиатор для отвода тепла, поэтому двигатель очень быстро перегреется.
Примечательно, что при заклинивании термостата, при котором жидкость движется только по большому кругу, двигатель наоборот – не сможет выйти на требуемую температуру.
Причины перегрева двигателя и способы решения проблемы
Радиатор и трубопроводы, вентилятор, датчик
Радиатор является теплообменником и от него во многом зависит соблюдение температурного режима. Но если он сильно засорен внутри отложениями или же соты его сильно закупорены пылью, грязью, насекомыми и т. д., то этот элемент не сможет эффективно отдавать тепло окружающей среде.
Трубопроводы становятся причиной перегрева в случае их повреждения или отсутствия герметичности в местах соединения. Из-за этого появляются утечки ОЖ, падение которой ниже нормы приведет к прекращению нормального выполнения своей функции системой.
Неработающий вентилятор радиатора становить виновником достаточно часто. Он используется в конструкции для создания принудительного потока воздуха на радиатор, чтобы «сбить» температуру, если она поднялась выше нормы. Но в случае, когда вентилятор не сработает, температура будет продолжать повышаться.
Что касается датчика, то он может стать причиной проблемы в случае поломки, из-за чего его информация не будет соответствовать действительности. То есть, водитель, ориентируясь на него, уверен, что температура в норме, а на самом деле она завышена, причем сильно.
Последствия
Последствия перегрева зависят от его степени. Так, многие агрегаты могут «пережить» кратковременное превышение температуры без каких-либо негативных последствий. То есть, если водитель вовремя заметил, что стрелка температурного датчика приближается к красной зоне, остановился, заглушил мотор, выждал время, чтобы мотор остыл, то в дальнейшем проблем не возникнет.
Видео: К чему может привести перегрев двигателя
Хуже, если водитель обратил внимание на нарушение, когда уже двигатель «закипел». Такой перегрев уже можно отнести к средней степени. Чаще всего это выливается в пробой прокладки ГБЦ. И хорошо, если этот пробой ведет наружу, поскольку обнаружить его будет несложно по появлению подтеков охлаждающей жидкости или масла на блоке цилиндров.
Но нередко пробой появляется между каналами подачи масла и ОЖ или одного из этих каналов с цилиндром. Такую поломку выявить значительно сложнее, и до того, как она будет обнаружена, составные части мотора уже могут получить повреждения.
Наибольший вред приносит длительный перегрев. Такое может случиться, к примеру, если водитель в пробке заметил, что мотор «закипел», но еще некоторое время двигался в таком режиме, чтобы съехать на обочину или в технологический карман.
Воздействие высоких температур в таком случае становится причиной:
- Коробления головки блока и ее посадочного места на блоке цилиндров.
- Появлению микротрещин на блоке и ГБЦ.
- Оплавлению днища поршня и разрушению перемычек кольцевых проточек.
- Заклиниванию двигателя.
- Повреждению элементов ГРМ и КШМ.
После длительного воздействия повышенной температуры двигатель получает настолько сильный урон, что далеко не всегда его удается устранить даже при помощи капитального ремонта. В некоторых случаях восстановлению агрегат просто не подлежит.
Видео: Перегрев двигателя, Закипел автомобиль
Стоит отметить, что урон многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора, его состояния. Одни силовые установки могут вполне «пережить» достаточно серьезный перегрев с малейшими повреждениями, у других же из-за малейшего превышения температуры узлы и механизмы получают достаточно сильные разрушения.
Признаки перегрева. Что делать при их появлении
Чтобы не допустить нанесения урона двигателю, следует во время движения контролировать температурный режим по датчику. Но этот датчик может быть сломан, а о возникшей проблеме просигнализируют и другие признаки:
- появление характерного запаха сильно разогретого антифриза (начальная стадия перегрева). Из-за сильного нагрева часть его переходит в газообразное состояние, из-за чего в системе повышается давление. При достижении определенной отметки часть пара будет стравливаться через клапан в крышке, поэтому и появляется запах охлаждающей жидкости;
- клубы пара, выходящие из-под капота (средняя степень). При сильном превышении температуры очень много ОЖ становится паром, при этом давление в системе резко возрастает, клапан его ставить уже не успевает и пар начинает прорываться через крышку, возможен также срыв одного из патрубков.
При проявлении хоть малейших признаков следует сразу же съехать с дороги, заглушить двигатель и открыть капот. Далее следует выждать время для остывания мотора.
Ни в коем случае нельзя сразу же после остановки трогать крышку расширительного бачка и трубопроводы. Поскольку из-за пара внутри системы находится высокое давление, и малейшее воздействие на составные части может привести к прорыву горячего пара, что чревато получением сильных ожогов.
Осмотр двигателя следует проводить только после того, как пропадут звуки кипения (бульканья) жидкости. Сначала следует проверить уровень в бачке, чтобы оценить потери ОЖ. Далее следует проверить крепление всех трубопроводов системы.
В дороге выявить, что стало причиной закипания двигателя, практически невозможно. Но зато можно выждать, пока мотор полностью не остынет, восполнить уровень антифриза водой и продолжить движение, постоянно контролируя температуру. При превышении ее снова останавливаемся, ждем остывания и продолжаем движение. Таким образом можно добраться до нужного места для проведения ремонта и замены ОЖ.
Признаки, причины и последствия перегрева двигателя. Что делать.
Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя. В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период. Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы
Причины в моторе
Недостаточное количество антифриза
ухудшает охлаждение верхней, наиболее горячей части мотора — головки блока цилиндров, а затем приводит к полному прекращению циркуляции жидкости. Антифриз чаще всего уходит через резиновые патрубки или прохудившиеся радиаторы — основной и отопителя. Если паровой клапан пробки радиатора или расширительного бачка, призванный поддерживать повышенное давление в системе (у некоторых автомобилей до 1,5 бар), не герметичен, то температура кипения жидкости снизится. Тогда при повышенных нагрузках двигатель закипит.
Как понять, что двигатель греется: признаки
Перегрев двигателя, даже однократный, чреват неприятными последствиями. Для избегания подобной неисправности необходимо контролировать температуру ДВС и его состояние.
Основные симптомы перегрева ДВС:
- перемещение стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону (от 120 градусов);
- на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, так же это может сопровождаться специфическим звуком;
- значительное уменьшение тяги, мощности автомобиля;
- более громкая работа ДВС, в которой можно заметить звонкие металлические звуки;
- при значительном перегреве двигателя появляется белый налет на свечах, видимые повреждения на них;
- при сильном перегреве внешний осмотр состояния мотора может выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей ДВС;
- появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо осуществлять после значительного снижения температуры двигателя);
- вспенивание масла ДВС или изменение его цвета на серо-рыжеватый;
- постоянно включенный вентилятор радиатора или его не включение при движении в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
- появление пара под капотом, сообщающее о закипании охлаждающей жидкости.
Контроль масла в двигателе
Любой автомобиль требует внимания. Периодически необходимо проверять уровень моторной жидкости – это делается с помощью щупа, уровень должен быть между о и min».
А также следить за периодичностью замены всех жидкостей, в частности за горюче-смазочными материалами во всех агрегатах транспортного средства.
Своевременно производить замену, а если нужно – прибегать к использованию промывочных составов. Не стоит перегружать мотор. Следить за тем, качественные ли материалы льете в свою машину, и только тогда можно быть точно уверенным, что проблема быстрого расхода масла в двигателе Вам не страшна.
Помните! Обязательно подбирайте моторные масла по рекомендациям производителя, они их дают не просто так.
Любящий свой автомобиль водитель должен знать все о своем транспортном средстве, постоянно контролироваться, как и что творится в движке его авто. Наплевательское отношение приведет к капитальному ремонту двигателя.
Помните, использование транспортного средства с низким уровнем смазки, ведет к «масляному голоданию» и быстрому его износу, что сулит дорогой ремонт.
Неисправности при большом расходе масла в двигателе
Потери смазки через выхлопную трубу
В следствии перерасхода капельки выходят через выхлопную трубу на холодную. Причиной этого может служить выход из строя катализатора либо турбины. Определяется это достаточно просто, достаточно взять лист бумаги и приложить к срезу трубы. Также на прогретом двигателе из выхлопной трубы идет сизый дым. Ремонт турбины дизельного двигателя дорогостоящая услуга, поэтому лучше не доводить до состояния поломки.
Потери масла в охлаждающую систему
Почему в антифризе может присутствовать смазка? Ничего хорошего это не сулит. Т.к. по этой причине снижается охлаждение.
Прокладка маслоохладителя пришла в негодность, либо прокладка ГБЦ в плохом состоянии. По этой причине смазка просачивается. Поэтому в антифризе появляются его частицы.
Помните! Если с двигателем производился капитальный ремонт или он в эксплуатации более 5 лет, то нормы расхода масла увеличиваются минимум на 20%.
Последствия перегрева
Для многих водителей перегрев двигателя — обычная проблема, которая ничем серьезным не угрожает их транспортному средству. Но благодаря перегреву двигателя — транспортное средство может получить очень серьезные повреждения, водитель обязан учитывать этот фактор:
Слабый перегрев двигателя
Если агрегат работал не так долго при колоссальных температурных нагрузках — ничего серьезного не случиться. Важно, чтобы водитель вовремя оценил показатели специального датчика, указывающего на наличие проблемы. Поршни немного поплавятся, но двигатель продолжит нормально функционировать. Если случился более сильный перегрев — поршни существенно деформируются, выхлопная труба будет выдавать исключительно черный дым. Это приведет к регулярному повторению перегрева — деформированные поршни будут тереться о стенки цилиндров.
Серьезный перегрев двигателя
Может деформироваться головка блока, прогореть прокладка, разрушиться определенные элементы на поршнях.
Катастрофический придел перегрева ДВС
Здесь поршни в цилиндрах могут попросту заклинить. Это приведет к полному разрушению двигателя вашего транспортного средства. Элементы конструкции цилиндра будут пробиты шатуном — придется транспортировать автомобиль в автосервис и просить замену двигателя.
Для чего необходимо прогревать мотор?
Прогревание мотора начали проводить с прошлого столетия, когда транспортное средство сдвигалось с места после приобретения двигателем нужной температуры. Прогрев происходит на холостых оборотах. Перед движением нужно подождать несколько минут, чтобы мотор не остановился в пути. Все детали прогреваются и функционируют нормально. Прогревание необходимо для обеспечения нормальной работы двигателя, сужения зазоров между деталями, необходимой вязкости моторного масла и снижения расхода топлива.
Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?
В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.
Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?
Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.
Причины, из-за которых двигатель может перегреться
Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.
Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:
- вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
- термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
- датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
- электронный блок управления двигателем.
Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.
Внешний перегрев
При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.
Долго греется мотор — когда стоит нервничать?
Вполне возможно, что двигатель демонстрирует длительный прогрев по той причине, что автомобиль имеет такие конструктивные особенности. Для ВАЗ 2107, к примеру, сложно будет тронуться с места в мороз, если авто не проработает в режиме прогрева до 5 минут. Такая же история в старых двигателях ВАЗ 2114 и многих других представителях данного производителя. Нужно беспокоиться о состоянии авто, если есть такие особенности:
- раньше двигатель грелся намного быстрее, а теперь для нормального начала эксплуатации приходится долгие минуты стоять и слушать неровные обороты агрегата и мертвую стрелку температуры;
- при прогреве начали появляться невиданные раньше симптомы — слишком сильно плавают обороты, падает напряжение в бортовой сети, машина глохнет или происходят другие аномалии;
- при старте движения вы чувствуете значительную нехватку мощности, двигатель старается вытягивать под нагрузкой, создается впечатление, что сзади вы тащите тяжелый прицеп;
- при запуске приходится слишком долго крутить стартером, прогрев происходит на малых оборотах, мотор постоянно работает словно под большой нагрузкой, а расход просто огромный;
- до рабочих температур даже после нескольких часов эксплуатации двигатель не добирается, это также свидетельствует о неполадках, которые стоит устранить для нормальной поездки.
Конечно, не стоит сравнивать летний режим прогрева и зимние варианты эксплуатации, так как сезонное поведение машины может сильно измениться. Но при таких неполадках наряду с длительным прогревом мотора стоит обратиться на СТО. Проблема в том, что многие такие неприятности могут давать негативный эффект на эксплуатацию автомобиля, снижать эффективность его работы и сокращать потенциальный срок службы многих деталей агрегата.
Почему перегревается двигатель автомобиля
Весной причиной перегрева двигателя могут быть установленные на зиму утепляющие приспособления (автоодеяло или просто картонка перед радиатором), но это редкость. Чаще автомобильный мотор перегревается, если неисправен один из компонентов системы охлаждения.
Если радиатор забьется снаружи мусором (пух, перья, листва, насекомые и т. п.), избыточное тепло от охлаждающей жидкости не будет уходить в окружающее пространство. В этом случае перегрев двигателя до критической температуры обеспечен.
Более сложная разновидность проблемы – засорение трубок радиатора изнутри. В этом случае причиной перегрева двигателя также является снижение отдачи тепла в атмосферу. Просвет трубок зарастает накипью из-за использования водопроводной воды или забивается вследствие неумелого применения герметика.
Норма расхода масла
В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.
Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.
Как избежать закипания двигателя в будущем
Чтобы избежать такой проблемы, как перегрев двигателя, в будущем, надо позаботиться о качестве антифриза – использовать только проверенные варианты.
Также стоит своевременно проходить все техосмотры, в ходе которых можно удостовериться в работоспособности системы охлаждения автомобиля. Все они прописаны в паспорте машины и проводятся при определенном пробеге. Кроме того, стоит очень внимательно следить за сигналами, которые подает автомобиль.
Когда вы выполните диагностику описанную выше, вы сразу же поймете, что не так с вашим двигателем и сможете легко устранить проблему закипания двигателя. Сформируете для себя понимание того, что может произойти с закипевшим двигателем и какие последствия Вас ждут. Сможете выполнять профилактику и предварительную диагностику, скажем 1 раз в сезон, для избежания проблемы закипания двигателя.
P.S. Возможно и у Вас такая же проблема — тревожный сигнал Check Engine на панели приборов, а если нет, то не спешите думать, что она не проявит себя в дальней поездке. Лучшим решением избавить себя от головной боли перед длительной поездкой это деактивация датчиков. Каких? Читайте в этой статье — https://www.chipmaster.ru/otklyuchit-datchik-kisloroda-udalit-virezat-katalizator/
Последствия
Последствия перегрева зависят от его степени. Так, многие агрегаты могут «пережить» кратковременное превышение температуры без каких-либо негативных последствий. То есть, если водитель вовремя заметил, что стрелка температурного датчика приближается к красной зоне, остановился, заглушил мотор, выждал время, чтобы мотор остыл, то в дальнейшем проблем не возникнет.
Видео: К чему может привести перегрев двигателя
Хуже, если водитель обратил внимание на нарушение, когда уже двигатель «закипел». Такой перегрев уже можно отнести к средней степени. Чаще всего это выливается в пробой прокладки ГБЦ. И хорошо, если этот пробой ведет наружу, поскольку обнаружить его будет несложно по появлению подтеков охлаждающей жидкости или масла на блоке цилиндров.
Но нередко пробой появляется между каналами подачи масла и ОЖ или одного из этих каналов с цилиндром. Такую поломку выявить значительно сложнее, и до того, как она будет обнаружена, составные части мотора уже могут получить повреждения.
Наибольший вред приносит длительный перегрев. Такое может случиться, к примеру, если водитель в пробке заметил, что мотор «закипел», но еще некоторое время двигался в таком режиме, чтобы съехать на обочину или в технологический карман.
Воздействие высоких температур в таком случае становится причиной:
- Коробления головки блока и ее посадочного места на блоке цилиндров.
- Появлению микротрещин на блоке и ГБЦ.
- Оплавлению днища поршня и разрушению перемычек кольцевых проточек.
- Заклиниванию двигателя.
- Повреждению элементов ГРМ и КШМ.
После длительного воздействия повышенной температуры двигатель получает настолько сильный урон, что далеко не всегда его удается устранить даже при помощи капитального ремонта. В некоторых случаях восстановлению агрегат просто не подлежит.
Стоит отметить, что урон многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора, его состояния. Одни силовые установки могут вполне «пережить» достаточно серьезный перегрев с малейшими повреждениями, у других же из-за малейшего превышения температуры узлы и механизмы получают достаточно сильные разрушения.
Источник https://transportinet.ru/peregrev-dvigatelya-priznaki-prichiny-sposoby-ustraneniya/
Источник https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/prichiny-i-posledstviya-peregreva-dvigatelya/
Источник https://toyota-chr2.ru/sovety/peregrev-dvigatelya.html
Источник