Детское кресло или адаптер: что купить в машину
Сегодня нет никаких препятствий для того, чтобы в одиночку путешествовать даже с грудным ребенком. Главное – всегда помнить о правилах безопасности. О том, как выбрать детское удерживающее устройство для автомобиля и к каким приспособлениям прибегать не стоит – в материале портала Москва 24.
По букве закона
Согласно пункту 2.1.2 ПДД при движении за рулем автомобиля водитель обязан «быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности». Дети также являются полноценными пассажирами транспортного средства (ТС), однако когда речь заходит о них, в силу специфики их параметров и роста в правилах появляются дополнения.
И сегодня в автомобиле непросто не рекомендуется держать ребенка на руках во время движения, но это официально запрещено.
Это миф, что езда на родительских коленях может обезопасить ребенка от любых непредвиденных обстоятельств на дороге. «При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно», – объясняется на официальном сайте Госавтоинспекции. А если при этом еще и не пристегнут держащий малыша родитель, верная гибель младшего практически неизбежна.
Поэтому, чтобы максимально обезопасить ребенка в автомобиле, стоит приобрести детское удерживающее устройство (ДУУ). Кресла и детские ремни были придуманы не только для удобства взрослых: официально доказано, что ничего лучше специальных ДУУ не оберегает детей в момент столкновения.
На сегодняшний день, согласно правилам дорожного движения, перевозка детей в автомобиле в возрасте до семи лет должна осуществляться только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. Без исключений: как на переднем, так и на заднем сиденьи маленький ребенок обязательно должен быть надежно зафиксирован во время движения транспорта. Однако для детей постарше (7–11 лет включительно), согласно изменениям в ПДД, действующим с лета 2017-го, выбор обеспечивающего безопасность устройства остается на совести родителей. Правилами разрешено использовать как ДУУ, так и простые ремни безопасности. Но такое послабление распространяется только на заднее сиденье: если ребенок сидит спереди, родители также должны установить удерживающее устройство.
Кресло или адаптер
Раньше такой вопрос стоял среди родителей, которые активно пользовались транспортным средством с ребенком на руках. В правилах существовала поправка: перевозка детей должна была осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или с помощью «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» .
Этими иными средствами были «направляющие лямки» или адаптеры, которые использовались как в комплекте с детским бустером (сиденье без спинки), так и без него – только с ремнями безопасности.
Стандартная система безопасности автомобиля рассчитана на параметры взрослого человека с определенными размерами. Если пристегнуть обычными ремнями ребенка, то они займут не то положение, для которого предусмотрены: одна часть ремня будет проходить вдоль живота, вторая – в области шеи или головы.
Адаптер же регулировал стандартный ремень безопасности таким образом, чтобы маленького ребенка он пристегивал по тем же линиям, что и взрослого человека. Его также можно было подстроить под индивидуальные размеры. А главное преимущество – доступная цена. Именно поэтому такие приспособления пользовались большой популярностью в России.
Вот только «направляющие лямки» не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Росстандарт выяснил, что при лобовом столкновении ребенок получает чрезмерную нагрузку на органы брюшной полости.
Во время аварии безопасность во многом зависит от положения сидящего человека. При подобном столкновении у взрослого ремень безопасности упирается в выступ верхней части костей таза, который и удерживает его тело. В то же время детские кости еще недостаточно крепки, чтобы обеспечивать такую защиту, и как следствие – у ребенка подобной опоры нет. Получается, что тело малыша не фиксируется во время движения. Поэтому во время лобового столкновения он «выныривает» из ремня, перетянутого лямкой, и удар приходится как раз в брюшную полость, что чревато тяжелейшими травмами внутренних органов.
Согласно данным LAB (французской Лаборатории исследования безопасности), именно повреждения брюшной полости являются самыми распространенными и серьезными травмами при ДТП у маленьких пассажиров в возрасте от 6 до 11 лет. Однако не обязательно попадать в аварию, чтобы травмировать ребенка. При такой защите для получения повреждений достаточно будет и резкого торможения.
Кроме того, адаптер не защищает и другую нежную часть детского организма. «В случае ДТП или резкого торможения, особенно при боковом ударе, самая сильная нагрузка идет на шею и шейные позвонки», – рассказала порталу Москва 24 член Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре. Она подчеркнула, что при использовании адаптеров ничто не помогает удержать шею в зафиксированном состоянии.
По словам Агре, «направляющие лямки» часто бывают некачественными. «Накладки (адаптеры. – Прим. ред.) никто не сертифицирует, с ними не проводится краш-тестов, делаются они из непонятных материалов», – отметила она. Вследствие этого во время столкновения или сильного торможения «лямка» может порваться, и тогда ремень надавит прямо на шею ребенка, что может привести к удушению.
Поэтому в связи с «провалом» краш-теста 9 февраля 2017 года в Правила Евразийской экономической комиссии ООН были внесены изменения об исключении «направляющих лямок» (корректоров ремня безопасности) из числа детских удерживающих устройств. А значит, в настоящее время их запрещено использовать для организации безопасности ребенка в автомобиле.
Более того, Наталья Агре посоветовала не пристегивать и стандартными ремнями более взрослых детей, которых, в соответствии с текущими ПДД, можно возить на заднем сиденьи автомобиля без ДУУ. Ведь несмотря на возраст, параметры ребенка редко дотягивают до взрослого человека, а значит, посадка будет неправильной. И при столкновении ремень также может спровоцировать удушение.
Остается последний, самый надежный вариант – детские автомобильные кресла.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Выбираем с умом
Наталья Агре посоветовала родителям планировать такую покупку заранее. Кресло должно тщательно подходить ребенку по всем параметрам, быть удобным и иметь надежные крепления.
«В первую очередь проверьте, есть ли в вашем автомобиле система ISOFIX (система крепления детских кресел. – Прим. ред.) «, – сказала собеседница портала. По ее мнению, такой вид креплений наиболее надежный, чем фиксация кресла ремнями. И если в автомобиле есть эта система, значит и кресло должно появиться соответствующее.
«Также не поленитесь проверить сертификаты качества потенциальной покупки, посмотреть в интернете краш-тесты с конкретным креслом», – добавила Агре. Нелишним будет и пробежаться по сайтам с отзывами, чтобы понять, устраивает ли качество продукта других потребителей, а если нет – в чем заключаются основные претензии. Там же можно найти информацию о видах и фирмах кресел, которые советуют уже опытные водители.
И главное: удерживающее устройство должно идеально подходить по размерам ребенку, чтобы надежно фиксировать положение его тела. Для каждого возраста существует определенное кресло, соответствующее средним параметрам малыша в этот период взросления.
Эксперты советуют подбирать менее универсальные с точки зрения возраста приспособления – тогда они надежнее фиксируют тело ребенка. А Наталья Агре предложила просто взять ребенка с собой в магазин: «Если ребенок не совсем маленький, идите за покупкой вместе с ним: предложите ему сесть, узнайте, комфортно ли – ведь малышу долгое время придется находиться в этом кресле».
Получить ремня безопасности: как перевозить детей в автомобиле по новым правилам?
Вот уже почти месяц в России действуют новые правила перевозки детей, вступившие в силу с 12 июля. Однако у автомобилистов по-прежнему возникает масса вопросов по поводу того, как теперь перево¬зить ребёнка в машине. Сегодня попытаемся разобраться во всех тонкостях новых правил.
Как было
До 12 июля перевозить детей до 12-летнего возраста можно было только с использованием детских удерживающих устройств, которые соответствуют весу и росту ребёнка, а также иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремня безопасности (п. 22.9 гл. 22 ПДД).
Как стало
С 12 июля детей в возрасте до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребёнка. При этом формулировка «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремня безопасности» из ПДД исчезла.
Перевозить детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) теперь можно с использованием автокресла или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье автомобиля — только в автокресле.
Штраф за нарушение правил перевозки детей для водителей не изменился и составляет 3 000 рублей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП).
Кроме того, по новым правилам запрещается оставлять в автомобиле на время его стоянки ребёнка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица (пункт 12.8 ПДД РФ). Наказание за оставление ребёнка в машине — предупреждение или штраф 500 рублей (ч. 1 ст. 12.19 КоАП).
Когда можно перевозить ребёнка без детского кресла?
По закону перевозить ребёнка без детского удерживающего устройства, используя только ремни безопасности, можно на заднем сиденье — начиная с 7-летнего возраста, на переднем — с 12-летнего возраста. Оштрафовать за это вас никто не вправе. Но когда речь идёт о ребёнке, надо думать в первую очередь о безопасности. Штатные ремни безопасности автомобиля обеспечивают комфортную транспортировку пассажиров весом от 36 кг и ростом от 150 см. Для ребенка, который не дорос до этих параметров, путешествие без автокресла может стать смертельно опасным.
— Могут быть исключения, когда будет оправданным использование не детского автокресла, а штатных ремней безопасности, — сообщают в ГИБДД. — Например, когда ребёнок по своим физическим данным перерос ростовые и весовые параметры, на которые рассчитаны автокресла, а также когда речь идёт о перевозке ребёнка-инвалида, больного ребёнка в лечебное учреждение, перевозке ребёнка попутным транспортом в удалённых районах и сельской местности, в неблагоприятных погодных условиях. Необходимо также принимать во внимание ситуации, когда конструкция транспортного средства не позволяет разместить требуемое количество детских удерживающих устройств.
На что обращать внимание при покупке детского удерживающего устройства?
Формулировка того, что вообще можно считать детским удерживающим устройством, достаточно сложна для восприятия. В ГОСТе она звучит так: «Совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и в некоторых случаях дополнительного устройства (например, детской люльки, съёмного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства».
Что касается практических советов при покупке автокресла, рекомендуем читателям изучить прилагающиеся к изделию документы и обратить внимание на 3 важных момента:
- 1. На автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому стандарту безопасности — ECE R44/03 или ECE R44/04.
- 2. Автокресло должно быть сертифицировано в России.
- 3. У устройства, прошедшего краш-тест, должен быть документ, подтверждающий соответствие требованиям ГОСТ Р41.44-2005 (хотя если есть маркировка ECE R44/03 или ECE R44/04, это необязательно).
Нигде не прописано, что вы обязаны возить эти документы с собой на случай, если их потребует гаишник. Но это даст вам уверенность, что приобретённое вами автокресло соответствует всем нормам безопасности.
Что значит формулировка «соответствующих росту и весу ребёнка»?
Детские удерживающие устройства разделяются на несколько видов (категорий) в зависимости от роста и веса ребёнка. Цены на них в воронежских магазинах начинаются от 2,5 — 3,5 тыс. рублей.
Группа 0+ (автолюльки)
до 13 кг (от рождения до 1 года).
Как правило, такие устройства крепятся спиной по ходу движения. Поэтому их нельзя устанавливать на сиденьях, оснащённых подушками безопасности (предварительно не отключив подушки).
Группа 1
9 — 18 кг (от 9 месяцев до 4 лет)
Группа 1, 2, 3
9 — 36 кг (от 1 до 12 лет)
Группа 2
15 — 25 кг (от 4 до 6 лет)
Группа 2, 3
15 — 36 кг (от 4 до 12 лет)
Конечно, инспектор ГИБДД не будет взвешивать вашего ребёнка, чтобы определить, подходит ему автокресло или нет. Но если вы, к примеру, двухлетнего ребёнка втиснули в автолюльку или, наоборот, грудного младенца пристегнули в кресло большего размера, вас могут оштрафовать. Не говоря уже о том, какой опасности вы подвергаете при этом ребёнка.
Можно ли использовать адаптеры и бустеры?
Адаптеры — треугольники, которые надеваются на ремень безопасности, чтобы он проходил не по шее маленького пассажира, а в районе грудной клетки.
Бустеры — сиденья с подлокотниками и без спинок, используемые, чтобы приподнять ребёнка для фиксации ремнями безопасности.
Устройства были популярны у автомобилистов из-за дешевизны (адаптеры стоят 400 — 700 руб., бустеры — 600 — 1 000 руб.).
Но с 12 июля, как мы уже писали, из ПДД исчезла формулировка «иные средства, позволяющие пристегнуть ребёнка с помощью ремня безопасности». Ссылаясь на это, гаишники стали штрафовать за использование адаптеров и бустеров.
Хотя некоторые марки адаптеров и бустеров имеют маркировку ECE R44/03 или ECE R44/04, а значит, формально могут считаться детскими удерживающими устройствами. Так что опротестовать штраф за такой адаптер или бустер вполне реально.
Но, не будем забывать о безопасности. Как показали многочисленные краш-тесты, адаптеры поднимают поясную лямку ремня безопасности в область живота и травмируют внутренние органы ребёнка при аварии. Что касается бустеров, то они не обеспечивают фиксацию головы ребёнка во время ДТП. В связи с этим в Европе с февраля 2017 года запрещена продажа бустеров для перевозки детей ростом ниже 125 см и весом менее 22 кг.
Можно ли использовать лямки-переходники на ремни безопасности для детей?
Дальняя дорога таит в себе много рисков. Поэтому при перевозке детей необходимо подумать об их безопасности. Некоторые водители покупают в магазинах автозапчастей треугольные переходники, которые сжимают ремень безопасности и позволяют перераспределять нагрузку с шеи на грудную клетку ребенка. Стоимость этого приспособления колеблется в районе 500 рублей. По сравнению с этой ценой детские кресла стоят просто космических денег: 5-15 тысяч рублей. Неудивительно, что эти лямки получили настолько широкое распространение. Однако инспекторы ГИБДД нередко штрафуют за переходники водителей на 3 тысячи рублей. В каких случаях это происходит?
Дошкольники
В соответствии с пунктом 22.9 Правил дорожного движения (ПДД), «перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и в кабине грузовой машины, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Другими словами, маленьких пассажиров дошкольного возраста нужно возить в машине исключительно в детских креслах или с удерживающими устройствами. В соответствии с новыми правилами Росстандарта, лямки-переходники для ремня безопасности не являются удерживающими устройствами. Для маленьких пассажиров они применяться не могут. Они допустимы лишь в комбинации с другими сертифицированными детскими устройствами для фиксации тела, к примеру, с бустерами.
Самыми безопасными для детей остаются автомобильные кресла с системой крепления ISOFIX.
Для детей до года лучше применять автомобильную люльку. Она допускает перевозку ребенка массой до 10 кг. Иногда можно встретить люльки для детей до 13 кг.
Привычные автокресла делятся на три группы. В первой можно перевозить детей до 4 лет массой до 18 кг. Вторая группа кресел предназначена для детей от 4 до 7 лет и рассчитана на нагрузку от 15 до 25 кг. К третьей группе относят кресла для детей от 7 до 12 лет с максимальным весом 36 кг.
Младший школьный возраст
При перевозке детей от 7 до 12 лет действуют иные правила.
Другими словами, детей старше 7 лет на задних сиденьях машины можно пристегивать в том числе штатными ремнями безопасности. Однако многочисленными исследованиями доказано, что «взрослые» ремни не могут обеспечить для ребенка весом до 36 кг и ростом до 150 см такой же уровень защиты, как для взрослого . Официально одобренные детские удерживающие системы справляются с этой задачей намного лучше.
Поэтому ремни лучше применять лишь в исключительных случаях в качестве альтернативы указанным удерживающим системам. При аварии «взрослый» ремень грозит школьнику тяжелыми травмами. В области таза у ребенка слабо развит так называемый подвздошный гребень, который еще не может крепко держать тело и защищать брюшную полость от травм у детей в возрасте от 6 до 11 лет.
Поэтому, несмотря на то, что штатные ремни для детей от 7 лет разрешены, лучше все равно перевозить их со специальными приспособлениями.
В этом случае подойдут не только бустеры и кресла, но и лямки-переходники на ремень безопасности. Они хоть и хуже по функциональности, чем кресло или бустер, но защищают ребенка младшего школьного возраста лучше, чем голый штатный ремень. Однако их нельзя использовать для кресла переднего пассажира.
В дальнюю дорогу лучше с креслом
Подведем итог. Для детей до 7 лет использовать лямку запрещено. Если инспекторы ГИБДД заметят треугольник на ремне на груди у малыша, то они вправе выписать штраф в размере 3000 рублей по статье 12.23 КоАП РФ за нарушение правил перевозки людей. Можно возить детей только в кресле как на переднем, так и на заднем сиденье машины.
Если же ребенку уже исполнилось 7 лет и он сидит на заднем диване машины, то его можно пристегивать лямкой, надетой на простой ремень безопасности. Она подойдет для кратковременных поездок. Для дальней дороги лучше купить надежное кресло с креплением ISOFIX или бустер.
При перевозке детей старше 7 лет на месте пассажира спереди допустимы только детские кресла или удерживающие устройства. Треугольная лямка не подойдет.
Источник https://www.m24.ru/articles/transport/11032019/154908
Источник https://moe-online.ru/news/pomozhem-razobratsya/367559
Источник https://aif.ru/auto/safety/mozhno_li_ispolzovat_lyamki-perehodniki_na_remni_bezopasnosti_dlya_detey
Источник