Что включает в себя понятие «обеспечение безопасности дорожного движения»
Обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер, способствующих профилактике ДТП, уменьшению тяжести их последствий. Цели – сохранение жизни и здоровья, имущества, защита прав водителей и пешеходов.
Федеральный закон о безопасности дорожного движения №196-ФЗ от 10.12.1995 г включает в себя:
- главные принципы, понятия и требования;
- направления работы;
- программы, обеспечивающие эту деятельность;
- условия содержания и ремонта дорог;
- требования к состоянию ТС при изготовлении и ремонте;
- условия их эксплуатации;
- особенности ограничений для использования ТС;
- меры по организации движения;
- права и обязанности его участников;
- условия получения ВУ и его лишения;
- медицинское обеспечение безопасности;
- меры по обучению водителей и пешеходов правилам;
- перечисление органов и должностных лиц, отвечающих за безаварийность.
Организация дорожной безопасности включает в себя:
- проектирование и строительство дорог;
- своевременный их ремонт;
- сертификацию ТС и их деталей при изготовлении, обязательную постановку на учет в ГИБДД;
- регистрацию изменений, внесенных в конструкцию машины;
- контроль со стороны собственников ТС за их исправностью;
- необходимость приобретения полиса ОСАГО;
- обязательный техосмотр ТС;
- запрет на использование автомобиля, мотоцикла, не соответствующих требованиям безопасности, без страховки, пьяным водителем;
- установка дорожных знаков, нанесение линий разметки, организация парковок;
- медицинское обследование для всех категорий водителей, оказание помощи пострадавшим в ДТП;
- обучение управлению ТС в соответствии с категорией;
- перечень причин, по которым ВУ могут отнять, способ вернуть его;
- обучение граждан безопасному поведению на дорогах, создание пособий;
- осуществление контроля безопасности.
Основные средства:
- знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
- светофоры;
- искусственно создаваемые неровности;
- барьерные ограждения;
- сигнальные столбы;
- дорожная разметка;
- надземные и подземные пешеходные переходы;
- приборы для измерения скорости ТС;
- алкотестеры;
- электронные табло сменяемой информации;
- жезл регулировщика;
- световозвращающие приспособления;
- системы видеофиксации правонарушений.
Правила дорожной безопасности регулируются Постановлением правительства №1090 от 23.10.1993 г. и делают обязательным для всех правосторонне движение, устанавливают приоритет дорожного знака над разметкой, временных символов над постоянными.
Управление дорожной безопасности находится в компетенции комиссии, в состав которой входят представители нескольких министерств. Но все же наибольшая нагрузка ложится на МВД и его структурное подразделение ГИБДД. Часть ее несут представители региональных властей, сотрудники дорожных и ремонтных служб. В каждой организации или на предприятии есть ответственный за безопасность дорожного движения. Это должностное лицо, обязанное: контролировать соблюдение всех требований водителями фирмы; инструктировать их, организовывать медосмотры и стажировку; следить за технической исправностью ТС; осуществлять профилактику ДТП.
Читайте подробнее в нашей стать об обеспечении безопасности дорожного движения.
Что такое обеспечение безопасности дорожного движения
Обилие на дорогах транспорта, его использование требуют постоянного контроля. Ведь автомобили не только вносят в жизнь удобства, но и могут стать причиной травм, гибели людей, нанесения материального ущерба. Чтобы этого не происходило, создана система, обеспечивающая безопасность на дороге.
Само понятие означает комплекс мер, способствующих профилактике ДТП, уменьшению тяжести их последствий. Цели, которые ставит перед собой государственная безопасность дорожного движения, – сохранение жизни и здоровья его участников, их имущества, защита прав водителей и пешеходов.
Федеральный закон
Основные моменты процесса организации движения, минимизирующего риски для всех, отражены в правовом документе №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Последние изменения в него внесены в 2018 г. Федеральный закон о безопасности дорожного движения включает в себя:
- главные принципы, понятия и требования;
- направления работы;
- программы, обеспечивающие эту деятельность;
- условия содержания и ремонта дорог;
- требования к состоянию ТС при изготовлении и ремонте;
- условия их эксплуатации;
- особенности ограничений для использования ТС;
- меры по организации движения;
- права и обязанности его участников;
- условия получения ВУ и его лишения;
- медицинское обеспечение безопасности;
- меры по обучению водителей и пешеходов правилам;
- перечисление органов и должностных лиц, отвечающих за безаварийность.
Рекомендуем прочитать о полномочиях сотрудников технадзора ГИБДД. Из статьи вы узнаете об основных задачах технадзора ГИБДД, функциях отдела и инспектора, регламенте их работы.
А здесь подробнее о требованиях к багажнику автомобилиста.
Организация по управлению дорожной безопасности
Организация дорожной безопасности включает в себя:
- проектирование и строительство дорог таким образом, чтобы они соответствовали стандартам, техническим регламентам;
- своевременный их ремонт, наличие объектов сервиса;
- ограничение или прекращение движения на время восстановления полотна;
- сертификацию ТС и их деталей при изготовлении, обязательную постановку на учет в ГИБДД для осуществления возможности использования;
- регистрацию изменений, внесенных в конструкцию машины;
- контроль со стороны собственников ТС за их исправностью;
- необходимость приобретения полиса ОСАГО;
- обязательный техосмотр ТС;
- запрет на использование автомобиля, мотоцикла, не соответствующих требованиям безопасности, а также не имеющим страховки или пьяным водителем;
- установка дорожных знаков, нанесение линий разметки, организация парковок, информирование участников движения об изменениях в этой части;
- использование единых правил движения, применение для его организации технических средств;
- медицинское обследование для всех категорий водителей, оказание помощи пострадавшим в ДТП;
- реализацию прав участников движения на свободное перемещение по дорогам в соответствии с правилами, получение информации об ограничениях в этом и их причинах, бесплатную медпомощь после ДТП, возмещение понесенного в его результате вреда;
- обучение управлению ТС в соответствии с категорией, необходимости получения подтверждающего это документа, условия выдачи прав;
- перечень причин, по которым ВУ могут отнять, способ вернуть его;
- обучение граждан безопасному поведению на дорогах, создание пособий для этого;
- осуществление контроля безопасности путем проверок деятельности ответственных за нее органов и должностных лиц, в том числе по заявлениям граждан;
- ответственность за нарушение законов в данной области.
Это значит, что дорожно-транспортная безопасность обеспечивается множеством служб и организаций.
Основные средства
Организация движения невозможна без предметов под названием «средства дорожной безопасности». К ним относятся:
- знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
- светофоры;
- искусственно создаваемые неровности;
- барьерные ограждения;
- сигнальные столбы;
- дорожная разметка;
- надземные и подземные пешеходные переходы;
- приборы для измерения скорости ТС, которые есть у сотрудников ГИБДД;
- алкотестеры;
- электронные табло сменяемой информации;
- жезл регулировщика;
- световозвращающие приспособления для велосипедистов и пешеходов;
- системы видеофиксации правонарушений.
Правила дорожной безопасности
Как ездить и ходить по дорогам, чтобы не стать виновником или жертвой аварии, подробно рассказано в ПДД. Они приняты Постановлением правительства №1090 от 23.10.1993 г., не раз редактировались. Документ содержит информацию об:
- обязанностях водителей, пешеходов и пассажиров;
- сигналах светофоров, требованиях дорожных знаков;
- особенностях выполнения разных маневров (обгона, поворота, разворота и др.);
- движении на автомагистралях, железнодорожных переездах, в населенных пунктах, жилых зонах и других территориях, имеющих особенности;
- приоритете одних ТС перед другими в разных условиях;
- использовании внешних световых приборов;
- особенностях буксировки, перевозки пассажиров и грузов; , пешеходам, управляющим гужевым транспортом;
- особенностях разных категорий дорожных знаков и разметки;
- требованиях к техническому состоянию используемых ТС;
- ответственности за это должностных лиц;
- неисправностях, при наличии которых эксплуатация ТС запрещается.
Правила дорожной безопасности делают обязательным для всех правостороннее движение, устанавливают приоритет дорожного знака над разметкой, временных символов над постоянными. Водителям и пешеходам следует выполнять несколько условий:
- вовремя ремонтировать машину, проходить ТО;
- соблюдать требования знаков, разметки и регулировщика;
- не садиться за руль в плохом самочувствии, нетрезвыми;
- выбирать скоростной режим авто не только в соответствии со знаками, но и дорожными, погодными условиями;
- маневрировать по правилам;
- пользоваться ремнями безопасности, детскими креслами, зеркалами заднего вида;
- быть внимательными.
Кто отвечает за дорожную безопасность
Управление дорожной безопасности, то есть сохранность жизни, здоровья и имущества участников движения находится в компетенции комиссии, в состав которой входят представители нескольких министерств. Но все же наибольшая нагрузка ложится на МВД и его структурное подразделение ГИБДД. Часть ее несут представители региональных властей, сотрудники дорожных и ремонтных служб.
В каждой организации или на предприятии есть ответственный за безопасность дорожного движения. Это должностное лицо, обязанное:
- контролировать соблюдение всех ее требований водителями фирмы;
- инструктировать их, организовывать медосмотры и стажировку;
- следить за технической исправностью ТС;
- осуществлять профилактику ДТП.
Рекомендуем прочитать о причинах возникновения ДТП. Из статьи вы узнаете об основных и второстепенных причинах ДТП, условиях, сопутствующих авариям, советах поведения на дороге в опасных ситуациях.
А здесь подробнее о видеофиксации нарушений ПДД.
Обеспечение безопасности дорожного движения – широкое понятие. В ее организации участвуют не только строители и ремонтники дорог, страховщики, инструкторы автошкол, сотрудники ГИБДД, но и обычные водители, пешеходы. Сделать дорогу безопасной можно лишь общими усилиями участников движения.
Полезное видео
Смотрите в этом видео об обеспечении безопасности дорожного движения:
Системы повышения безопасности движения автомобиля
Большим недостатком автомобилизации являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). На автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов нашей страны в год погибает до 30 тыс. человек. Для повышения безопасности дорожного движения необходимо одновременное совершенствование и развитие конструкций автомобилей. Вот о том, какие бывают системы повышения безопасности дорожного движения, мы и поговорим в этой статье.
Ситуации, связанные с безопасностью дорожного движения
Системы повышения безопасности нацелены на то, чтобы помочь водителю оценить дорожную ситуацию, выявить источники опасности и совершить соответствующие маневры. Задача состоит в том, чтобы, предпочтительно, полностью исключить дорожные происшествия или, как минимум, свести их последствия к минимуму.
При возникновении ситуации, опасной с точки зрения безопасности дорожного движения, зачастую всего за доли секунды решается, произойдет ли авария. Согласно исследованию, приблизительно 60% столкновений с задней частью автомобиля и приблизительно 30 % столкновений с передней частью автомобиля можно было бы избежать, если бы водитель отреагировал на опасность на полсекунды раньше. Каждой второй аварии на пересечениях дорог можно было бы избежать при условии более быстрой реакции водителя.
В конце 1980-х годов, когда была представлена концепция высокоэффективной и частично автоматизированной системы управления дорожным движением в рамках проекта ЕС «Прометей», электронных компонентов системы еще не было. Благодаря вновь созданным высокочувствительным датчикам и мощным микрокомпьютером еще на один шаг приблизились к созданию «интеллектуального» автомобиля. Датчики принимают информацию об окружающей обстановке, а системы повышения безопасности вырабатывают предупреждения на основе данных о выявленных объектах или непосредственно совершают требуемые маневры. Все это происходит в течение тех решающих долей секунды, которых недостаточно для реакции даже самого внимательного и опытного водителя.
Причины аварий и возможные контрмеры
Анализ причин аварий на дорогах Германии вне зон застройки показывает, что более трети общего количества аварий произошло потому, что водитель менял полосу движения или не смог остаться на прежней полосе движения (рис. «Причины аварий на дорогах Германии вне зон застройки» ). Системы повышения безопасности, способные обозревать «слепую зону» и подавать предупреждения об опасностях, связанных с изменением полосы движения, являются средством уменьшения количества аварий, вызванных указанными причинами.
Приблизительно еще треть аварий составляют столкновения с задней и передней частью автомобиля. Системы предупреждения столкновений могут представлять собой первый уровень защиты против таких столкновений. Вторым уровнем защиты могут быть системы ухода от столкновений, которые активно вмешиваются в управление динамикой автомобиля. Первый шаг в этом направлении уже сделан с разработкой адаптивного круиз-контроля (АСС).
Аварии, в которых участвуют пешеходы, и аварии на пересечениях дорог отличаются высоким уровнем сложности. Анализ таких сложных дорожных ситуаций по плечу только сетевым системам с возможностями интерпретации сценариев. Исследователи сейчас заняты разработкой таких систем.
Многофункциональные системы повышения безопасности делятся на следующие две категории:
- Системы безопасности, нацеленные на предотвращение аварий;
- Системы создания комфортных условий для водителя, имеющие в качестве перспективной цели обеспечение частичной автоматизации управления автомобилем.
Можно также выделить следующие различия между системами:
- Активные системы, вмешивающиеся в управление динамикой автомобиля;
- Пассивные системы, т.е. такие, которые предоставляют информацию, но не вмешиваются в управление динамикой автомобиля.
Функции удобства и функции безопасности
На рис. «Системы повышения безопасности, имеющие функции безопасности и обеспечения управления и основанные на датчиках кругового обзора» показаны различные системы повышения безопасности. Системы пассивной безопасности (рис. нижний левый угол) обеспечивают функции для уменьшения последствий аварии, такие, как подготовка к столкновению и меры защиты пешехода.
Системы помощи водителю, не вмешивающиеся в управление автомобилем (нижний правый угол) создают предпосылки для облегчения работы водителя. Такие системы подают водителю предупреждения или рекомендации относительно маневра. Средства облегчения парковки включают разнообразные функции, от простой подачи сигнала о расстоянии до помехи до частично автоматизированного движения автомобиля на свободное место для парковки, при котором водителю требуется только управлять автомобилем по продольной оси (помощник руления при парковке).
Выявление потенциально опасных объектов в «слепой зоне» осуществляется датчиками ближнего действия (например, ультразвуковыми или радарными датчиками). Видео датчики могут быть успешно использованы для улучшения обзора для водителя в ночное время. Система предупреждения о смене полосы движения использует видеокамеру для мысленного продолжения полосы движения перед автомобилем и предупреждения водителя об уходе с полосы движения при том, что сигнал об изменении движения не был подан. Предупреждение может быть подано в виде звукового сигнала через динамики, или механически в форме изменения усилия на рулевом колесе.
Адаптивный круиз-контроль (АСС)
Адаптивный круиз-контроль (АСС) — одна из систем управления автомобилем (верхний правый угол иллюстрации). Более продвинутая версия этой системы снимает с водителя часть задач по управлению в сложной обстановке движения в медленном потоке и большим количеством автомобилей в потоке — сперва, задействуя тормоза до полной остановки, а затем ведя автомобиль вперед на малой скорости (АСС, функция Stop & Go). В качестве дальнейшего развития этой системы предполагается организовать взаимодействие между различными датчиками, чтобы обеспечить возможность линейного контроля автомобиля даже для езды по городу и на больших скоростях. Это будет сделано на основе интеграции данных от радаров и видеосистем.
Путем интеграции систем линейного контроля с системами бокового обзора (системами отслеживания положения на полосе тоже основанными на видео технологиях) теоретически возможно создать автономную систему управления. Системы отслеживания положения на полосе — это дальнейшее развитие систем предупреждения о смене полосы движения.
Активные системы безопасности дорожного движения (верхний левый угол иллюстрации) охватывают все функции, имеющие целью предотвратить аварии. Повышенные требования, предъявляемые к таким системам в отношении функциональности и надежности, распространяются от простой функции остановки автомобиля до того, как он столкнется с препятствием во время парковки, до функции компьютеризированного управления маневром для ухода от столкновений. Функции средней сложности обеспечиваются выдачей предупреждений и прогнозов от систем безопасности дорожного движения. В этот ряд включены такие функции, как предупредительное задействование тормозов при обнаружении опасности, посредством кратких циклов торможения (кинестетическое предупреждение водителю), вплоть до экстренного торможения.
Электронные датчики кругового обзора
Применение электронных систем кругового обзора позволяет обеспечить ряд функций облегчения труда водителя — как предупредительных, так и активного вмешательства в управление. На рис. «Дальность действия датчиков системы кругового обзора», показана дальность обнаружения для различных датчиков систем кругового обзора, используемых в настоящее время.
Очень малая дальность обзора
Система помощи при парковке ParkPilot действует на очень небольшом расстоянии посредством ультразвука. Используемые в настоящее время датчики имеют дальность приблизительно 2,5 м. Версии датчиков с дальностью свыше 4 м также используются в более продвинутых системах помощи при парковке и для перемещения автомобиля на свободное место для парковки.
Во время маневров для парковки система ParkPilot, основанная на ультразвуке, может использоваться в сочетании с видео датчиками, установленными в задней части автомобиля.
Большая дальность обзора
Большая дальность обеспечивается применением радаров большой дальности (LRR) в системах повышения безопасности движения. В данное время используются датчики с рабочей частотой 76,5 ГГц и дальностью примерно 200 м.
Малая дальность обзора
Ультразвуковые датчики с увеличенной дальностью могут использоваться в качестве «виртуального щита безопасности» вокруг автомобиля, с определенными ограничениями (до 20 м). Этот щит может выполнять ряд функций. Во-первых, сигналы от помех, находящихся в пределах этой дальности, предупреждают водителя о потенциально опасных ситуациях; во-вторых, эта система служит источником данных для систем безопасности и создания комфорта и удобства работы для водителя. Эти датчики могут также обеспечивать обзор даже в «слепых зонах». Для обеспечения большей дальности могут использоваться датчики радаров ближнего действия (SRR) с рабочей частотой 24 ГГц.
Средняя дальность
Начиная с 2005 года, в Германии серийно выпускаются автомобили, оборудованные системами улучшения обзора в ночное время. В будущем такие системы будут играть ключевую роль среди систем повышения безопасности, поскольку они не только выполняют ряд функций для облегчения управления автомобилем, но и специально предназначены для анализа визуальной информации (классификация объектов).
При выполнении функции улучшения видимости в ночное время, пространство перед автомобилем подсвечивается инфракрасным лучом. На дисплее показано изображение от камеры, которая работает также в инфракрасном диапазоне. Поле зрения для водителя увеличивается до 150 м и более, причем инфракрасный луч не слепит других водителей и может быстрее идентифицировать помехи и опасности в темноте.
Дневная и ночная камера фронтального обзора помогает обеспечивать ряд функций, например, определение полосы движения и дорожных знаков. Система определения полосы движения помогает определять границы и направление полосы движения. Если есть опасность ухода автомобиля с полосы, система подает предупреждение водителю. При дальнейшем развитии этой системы можно обеспечить функцию автоматизированной помощи водителю для удержания автомобиля на полосе движения, когда система возвращает автомобиль на полосу, повернув рулевое колесо. В сочетании с системой круиз-контроля может быть сформирована идеальная система облегчения управления автомобилем в условиях плотного медленного потока.
Еще одна функция, для которой пригодятся данные от видео сенсоров — распознавание дорожных знаков. Эта система может распознавать и анализировать дорожные знаки (например, ограничение скорости или запрет обгона). Затем на комбинации приборов отображается последний из распознанных дорожных знаков. При превышении скорости подается предупреждение водителю.
Камера фронтального обзора также помогает датчикам системы круиз-контроля, не только измеряя расстояния до объектов, но и помогая затем в их идентификации. Сочетание видеосистемы с радаром дальнего действия дает синергетический эффект — и дальность обнаружения, и надежность идентификации объектов существенно улучшаются для системы круиз-контроля.
Камера заднего обзора обеспечивает важные преимущества, если программы обработки изображения идентифицируют обнаруженные объекты и подают сигналы водителю в случае необходимости. Такая необходимость может возникнуть, например, если смена полосы движения может быть опасной, т.к. быстро приближается другой автомобиль по соседней полосе.
В настоящее время в системах повышения безопасности, обеспечивающих информирование водителя, используются видео технологии. Современные видео датчики пока еще далеки от возможностей человеческого глаза в отношении разрешающей способности, чувствительности и световосприятия. Однако, развитие методов обработки изображений расширяет возможности этих датчиков.
Синтез информации от датчиков
Для того чтобы обеспечить гибкость функций помощи водителю и одновременно получить возможность идентификации нескольких объектов одновременно, в будущем предполагается совместно обрабатывать сигналы от многих датчиков. Эта процедура именуется «синтезом информации от датчиков». Она позволяет системам повышения безопасности формировать цельную реалистичную картину дорожной обстановки. Таким образом, информация о дорожной обстановке оказывается более надежной, чем, если бы она формировалась на основе данных от отдельных датчиков.
В будущем системы повышения безопасности будут постепенно включать в себя функции все новых и новых датчиков и устройств, и будут получать новые связи с другими системами автомобиля.
Дорожные условия и безопасность движения
Дорожные условия и безопасность движения — эти понятия не отделимы друг от друга. Сложные дорожные условия — одна из причин напрямую влияющая на безопасность движения.
К дорожным условиям можно отнести как качество самого дорожного покрытия (ямы,неровности,выбоины,разметка), так и погодные условия, а также рельеф местности (например, движение по серпантину в горах).В этой статье мы кратко остановимся на тонкостях управления автомобилем в наиболее сложных дорожных условиях.
Дорожные условия и безопасность движения
Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях так или иначе касается всех водителей. Несмотря на то, что большая часть населения проживает в городах, городская дорожная сеть далека от идеала. Поэтому даже в крупных городах сложные метеорологические условия и традиционно «внезапная» зима каждый год провоцируют массу ДТП.
В соответствии с требованиями ПДД водитель обязан соблюдать необходимые меры безопасности, избегать возникновения аварийных ситуаций вплоть до полной остановки транспортного средства.
В то же время, дорожные службы обязаны вовремя реагировать на изменение погодных условий, на качество дорожного покрытия и предпринимать все меры по обеспечению безаварийного движения транспорта.
Однако на практике картина представляется несколько иной.
При сложных дорожных условиях безопасность движения в первую очередь зависит от мастерства водителя,его внимательности в сочетании с осторожностью.
Соблюдение несложных правил, позволит сократить вероятность ДТП в несколько раз.
Вождение в гололед
Одним из наиболее опасных дорожных условий является гололед. Характеризуется он стекловидным покрытием на дороге, которое состоит из льда, пыли и воды. Ввиду особого состояния воды при минусовых температурах, любой предмет на наледи легко скользит по произвольной траектории. Автомобиль, попадая на обледенелое дорожное покрытие, практически всегда теряет управление из-за недостаточного сцепления. Особо опасны состояния: лёд+свежий снег, лёд+вода. При гололеде несомненными плюсами будут:
— качественные шипы и квалифицированное шипование;
— антиблокировочная система тормозов ABS ;
— небольшая скорость движения;
К гололеду также относится и снежный накат, имеющий сходную структуру и низкий коэффициент сцепления.
Управление автомобилем в условиях гололеда:
— трогание плавное, без рывков в прямом направлении;
— торможение плавное, без выключения сцепления, при необходимости – переход на низшие передачи;
-использование приема прерывистого торможения (Для автомобилей без ABS);
— не раскручивать двигатель, «газовать» плавно и постепенно. Это же касается и переключения передач. Любые рывки и перегазовки практически гарантированно приводят к срыву ведущих колес и заносу автомобиля.
— с механической коробкой, переключение передач должно быть максимально быстрым, с идеально подобранными оборотами двигателя;
— движение в гору следует производить на более повышенных оборотах двигателя, примерно +20% к номиналу. Это позволит переключаться более аккуратно, не допуская срыва колес в пробуксовку.
-если уж забуксовали, следует раскачивать автомобиль. Не в коем случае не «газуйте»! Колесо очень быстро закопается в лед, и тронуться без помощи будет уже невозможно. Критически опасные периоды – весна и осень, время суток – утро и вечер.
Вождение в снегопад
Также довольно частое явление в нашей стране. Влечет за собой две основные опасности – ухудшение видимости и изменение сцепления с дорогой. Первое очень опасно, особенно ночью. Свет фар мгновенно рассеивается падающими снежинками, лучи фар становятся бесформенными и дорожное покрытие практически не освещают. При сильном снегопаде ночью возможен эффект само ослепления – когда световое пятно ухудшает видимость почти до нуля.
Снегопад грозит снижением эффективности сцепления с дорогой. По этой причине стоит снижать скорость до максимально возможной. Заранее, при первых же признаках снегопада проверьте работу дворников и омывателя.
Стиль вождения аналогичен управлению в условиях гололеда. Очень опасны торможения на гладкой и/или неровной поверхности – на булыжных мостовых, трамвайных путях, дорожной разметке и т.д. Почти всегда это чревато потерей управления.
Нужно учесть, что снег почти всегда быстро забивает световую оптику. Неудивительно, что через полчаса езды ваши фары могут перестать освещать путь, а стоп-сигналы и указатели поворотов будут совершенно не видны! Это очень опасно!
Если впереди автомобиль с шипованными шинами – увеличьте дистанцию. Такие автомобили, особенно под управлением новичков, имеют обыкновение внезапно «вставать колом», подставляясь под удар. Ознакомиться с основными правилами вождения в зимний период вы можете почитав статью: «Вождение зимой».
Предельное внимание к разметке, знакам, светофорам, особенно на незнакомой дороге. Их может быстро замести, а вы, невольно, спровоцировать аварийную ситуацию. Почитайте статью: «Действия водителя при ДТП».
Должен быть исправен обогреватель – во время снегопада стекла быстро запотевают и можно почти мгновенно «ослепнуть».
Снежные заносы и даже небольшие сугробы проезжаем медленно, чтобы не получить удар в бампер.
Зимой полезно иметь ремни или цепи противоскольжения – это может выручить в сложной ситуации. Позаботьтесь также о лопате и хорошем тросе.
Управление автомобилем в дождь
Дождь, ливень. Основные опасности также две – снижение видимости и изменение сцепления с дорогой. Дождь переносится несколько легче, чем снегопад, хотя бы, потому что не несет, как правило, резкого изменения температуры воздуха и не «забивает» световые приборы. Однако неприятные «сюрпризы» есть и у дождя. Он имеет обыкновение заливать ямы значительных размеров и глубины, которые становятся неотличимы от обыкновенной лужи. Попасть колесом в такую яму как минимум неприятно, как максимум – грозит вырванной подвеской и опрокидыванием.
На незнакомой дороге следует вести себя крайне осмотрительно, и не превышать скорость. Во-первых, можно попасть в «замаскированную» водой, уже упомянутую яму. Во-вторых, можно «схватить» аквапланирование. Это очень неприятный эффект, который характеризуется полной или частичной потерей контакта колеса с дорогой. Физика явления проста. На определенной скорости колесо уже не может вовремя «выдавить» из-под себя слой воды и начинает в буквальном смысле плыть. Сцепление с дорожным покрытием при этом нулевое и автомобиль почти всегда теряет управление. А это – потенциальная авария.
Ввиду того, что аквапланирование возникает на достаточно высокой скорости, зачастую водители сталкиваются с ней на загородных трассах или городских скоростных магистралях. Что значит потеря управления автомобилем в условием оживленного попутного и встречного движения, объяснять, полагаем, не нужно. Кроме того, то же аквапланирование делает невозможным быстрое и эффективное торможение. А если, к тому же, половина колес катится по твердому асфальту, а половина – «плывет»? Нажатие на педаль тормоза почти гарантирует мгновенный занос автомобиля.
При попадании в лужу не следует менять траекторию движения и резко тормозить. Лучший выход – плавно сбросить газ с одновременным притормаживанием.
Движение в условиях тумана
Туман является промежуточным по сложности явлением между снегопадом и ливнем, имеющий, однако, свои особенности. Туман может сделать видимость нулевой, то есть вы не будете видеть ничего, кроме капота своего автомобиля. Туман часто зовется «обманщиком» или «генератором иллюзий» — он хорошо поглощает свет и звуки. Причем звуки он может искажать, например иллюзорно приближая далекие звуки, а близкие значительно отдаляя. Особенно опасен утренний или внезапный туман, обычно в районах озер и рек. Вхождение в туман может быть внезапным для водителя, что чревато тяжелейшими авариями.
При приближении к туману обязательно снижаем скорость практически до нуля, так как на расстоянии понять и почувствовать плотность тумана невозможно. Обязательно включаем все световые приборы. Некоторые специалисты рекомендуют открыть окна и периодически подавать звуковые сигналы. Если видимость нулевая, лучше не продолжать движение и найти возможность вообще съехать с дороги. Туманы явление не очень продолжительное, однако, крайне опасное. Каждый год мы видим жуткие аварии не только на отечественных трассах, но и на зарубежных автобанах с десятками, а то и сотнями разбитых авто и покалеченных водителей. Хорошим помощником будут качественные и правильно отрегулированные противотуманные фары.
Езда в ночное время
Тяжелый период для вождения. Особенно это касается неосвещенных загородных трасс. Несмотря на то, что интенсивность движения ночью падает в десятки раз, вероятность попасть в аварию, наоборот, значительно возрастает. Внимание ослабевает, нарушается привычный режим бодроствования и сна, естественно снижается время реакции водителя.
Основные опасности ночной езды:
— повышенная утомляемость и усталость,
— опасность засыпания за рулем,
— ослепление встречным и попутным транспортом,
— искажение видимости, необъективная оценка расстояния, цвета и структуры объектов.
Для движения ночью существуют свои правила и ограничения:
— всегда снижайте скорость до минимальной, особенно зимой и на незнакомой дороге.
— никогда не смотрите на встречный свет фар! Если вы случайно «поймали» луч – тут же сбрасывайте скорость и плавно останавливайтесь, не меняя полосы движения.
— внимательно смотрите на обочину. Это позволит не съехать с покрытия (при отсутствии разметки) и вовремя заметить стоящий на обочине автомобиль или идущего пешехода.
— если встречный автомобиль слепит вас – поморгайте ему несколько раз дальним светом. Встречный автомобиль должен поморгать в ответ. Если этого не происходит – водитель встречного авто не понял вас или просто не замечает ваших сигналов. Тут имеется три варианта: остановиться и пропустить, продолжать движение с ближним светом, продолжать движение, но включив дальний. Каждый сценарий имеет своих сторонников и противников, определяйтесь сами. Наша рекомендация – снизить скорость вплоть до остановки.
— повороты проходятся медленно, особенно в незнакомой местности. Ночью без яркой разметки очень трудно оценивать кривизну поворотов, поэтому рисковать не стоит.
— самое опасное время около 4 часов утра. Обязательно попросите кого-то подменить вас, а если вы единственный водитель – стоит поспать. Найдите безопасное местечко и поспите хотя бы полчаса. Обычно этого срока хватает, чтобы восстановить силы.
Напоследок, учитывая начало курортного сезона, небольшие рекомендации по езде в горной местности.
Горные серпантины
Иногда, например, путешествуя на юг, с горными дорогами может столкнуться и неподготовленный водитель. Управление в горах также имеет свои особенности. Главное – соблюдение техники безопасности. Распространенные происшествия на горных дорогах это съезд с дорожного полотна дороги, столкновения при обгоне на подъеме, превышение скорости на спусках и соответствующая потеря управления с «вылетом» с автомагистрали или попутным столкновением.
Главное правило – снижение скорости. Если серпантин достаточно высок, непривычное кислородное голодание может влиять на восприятие скорости и расстояния, провоцировать иллюзии. Если у вас нет опыта вождения в горной местности, лучше исключить обгоны – это довольно опасно. Снижение скорости необходимо еще и потому, что горные повороты, как правило, очень крутые.
При необходимости остановки постарайтесь исключить ее на подъеме. Всегда останавливайтесь на спуске, причем величина подъема или спуска значения не имеет.
Заранее запаситесь противооткатными клиньями или, хотя бы, парой плоских булыжников – это может понадобиться.
Запаситесь тормозной жидкостью и тосолом. На горных дорогах тормоза часто выходят из строя, а автомобили закипают. Особенно это критично в летний зной.
Рекомендации по вождению в условиях горной дороги:
— исключите переключение передач на подъеме.
— если вы заметили впереди медленно движущийся автомобиль – не приближайтесь к нему, продолжая движение на расстоянии. Это необходимо на случай потери тем управления.
— при видимом препятствии на подъеме заранее переключитесь на пониженную передачу, но двигатель не перекручивайте – очень быстро получите перегрев!
— на спуске категорически запрещено глушить двигатель и выключать скорость!
— учитывайте «мертвые зоны», особенно у большегрузов.
Безопасность движения в сложных дорожных условиях зависит в первую очередь от самого водителя,его мастерства, осторожности, внимания и здравого выбора манеры вождения.
В заключении я предлагаю прочесть статью блога: «Культура вождения» ,что напрямую влияет как на безопасность движения,так и на вождение в сложных дорожных условиях.
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, если есть что добавить или хотите оставить отзыв, в комментариях.
Источник https://avto-urist.online/obespechenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya/
Источник https://press.ocenin.ru/sistemy-povysheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya/
Источник https://wmeste.su/dorozhnye-usloviya-i-bezopasnost-dvizheniya/
Источник