Вариаторная коробка передач: Принцип работы, Плюсы минусы, Отличие от АКПП МКПП
Изначальный вариант трансмиссии в автомобилях — это механическая коробка передач. И за столь долгое время существования уже все водители к ней привыкли и даже приспособились. Теперь же в связи с активным развитием автомобильной промышленности появляются другие механизмы, которые призваны облегчить вождение и внести толику обновленного комфорта. Одним из таких узлов является вариатор. Можно даже уточнить, что это разновидность автоматической трансмиссии (АКПП). Но как устроен вариатор на автомобиле, из чего он состоит и как работает? Но главное — в чем его отличие от традиционного узла трансмиссии? И что это такое?
Все эти и другие сопутствующие вопросы достойны внимания и хорошего разбора. Собственно этим сейчас и займемся.
Главная отличительная особенность
Чем автомат отличается от вариатора? Начнем, пожалуй, с упоминания главной характеристики, которая отличает этот механизм от механической и автоматической коробки. МКПП, как правило, обладает шестью скоростями (5 в прямом и 1 в обратном направлении).
У автоматической коробки их насчитывается до 8, а то и 9. Что касается вариатора, то их бесчисленное множество, что обусловлено устройством этого механизма. Его даже можно считать альтернативой АКПП. Чтобы в точности понять, как устроена эта коробка, стоит описать принцип работы силового агрегата.
У всех привычных для нас трансмиссионных агрегатов (и МКПП, и АКПП) имеется один существенный минус — это фиксированные передаточные числа. И порой того, что имеется, не хватает.
Даже передвигаясь по ровной дорожной поверхности, машине приходится сопротивляться силе инерции. По достижении баланса между оборотами и передаточным отношением она начинает разгоняться. Затем передача понижается, а для ее повышения требуется большее количество ступеней, но в обычных КП их численность ограничена.
Вдобавок каждый раз, когда водитель переключается с одной передачи на другую, возникает рывок, что опять-таки обусловлено технологическими особенностями механизма. А значит, пора искать другие решения. Поэтому появилась идея заменить ступени трансмиссии рациональным вариантом. Так и родилась вариаторная коробка передач.
Изменение крутящего момента происходит постепенно, то есть не так как в других механизмах. Присутствие этого агрегата ощущается так, словно машину приводит в движение не ДВС, а мощный электродвигатель. Причем автомобиль набирает скорость плавно и бесшумно. И если сравнивать традиционный порядок переключения передач с его рассматриваемым аналогом, разгоняется машина заметно быстрее.
Вдобавок машинами, оснащенными вариаторными коробками, намного проще управлять. Даже автолюбитель в отсутствии опыта найдет общий язык с такой машиной, так как трансмиссия никак не реагирует на стиль вождения и не глохнет.
Осознанный выбор брендов мирового масштаба
Именитые производители уже признали аналог автоматической трансмиссии надежным и уже даже стали изготавливать их. А чтобы не было путаницы в этой массе механизмов, каждая компания нарекла продукцию фирменным именем:
- Subaru — бесступенчатый вариант в лице «Lineartronic».
- Honda производит «Multimatic».
- Mercedes-Benz — «Autotronic».
- Audi — «Multitronic».
- Toyota — «Multidrive».
- Nissan — изготавливает две разновидности:
- «X-Tronic».
- «Hyper».
- «Ecotronic».
- «Durashift CVT».
Как проверить при покупке автомобиля вариатор в нем или автомат? Чтобы потенциальные владельцы понимали, какое именно перед ними транспортное средство (с АКПП или альтернативной ее версией), оно обозначается дополнительным индексом CVT в названии. Полностью аббревиатура расшифровывается так: постоянно изменяющаяся трансмиссия или оригинальный вариант — Continuously Variable Transmission.
Разновидности
Есть несколько типов, каждый из которых обладает технологическими особенностями:
- клиноременной;
- клиноцепной;
- тороидный.
Из всех трех вариаций именно клиноременной механизм встречается намного чаще, нежели другие представленные аналоги. Таким вариантом снащены 95% машин из общей численности транспортных средств с подобного рода трансмиссией.
Клиноременный агрегат
Как правило, здесь фигурирует одна передача, в редких случаях их две. Устройство вариатора автомобиля включает два шкива:
- ведущий;
- ведомый.
Они оба соединены клиновидным ремнем. Изначально он изготавливался из армированной резины, однако позднее она была заменена стальными пластинами. Такой ремень уже обеспечивает передачу крутящего момента больших значений, и у него меньший радиус изгиба. Вдобавок такой вариант отличается долговечностью.
Конструкция самих шкивов тоже оригинальная — это две конусовидные половины, имеющие уклон в сторону оси вала. Пока задействован вариатор, эти части время от времени то сближаются, то отдаляются.
Принцип работы
Принцип работы вариатора тоже основан на «ступенях», но здесь они создаются программно. К примеру, в тех ситуациях, когда необходима тяга, а не скорость — преодоление снежного покрова или слишком грязного участка дороги.
Как мы помним, шкивы то сходятся, то расходятся. При их раздвижении ремень лента уходит внутрь, а в ходе сближения он принимает форму клина. Это оказывает влияние на передаточное число. При схождении шкивов оно увеличивается, а когда они удаляются — уменьшается.
Но что руководит подвижными элементами? За это обычно отвечают пружины и центробежная сила, которая создается при помощи гидравлического привода, а он находится под контролем электроники. Именно она задает все необходимые условия, столь нужные для эффективной работы CVT в автомобиле. Благодаря этому увеличивается ресурс, и снижается расход топлива.
Клиноцепной вариант
Здесь уже ремень заменен цепью, а само звено при этом образовано множеством пластин, скрепляющихся цилиндрическими осями. Такой подход обеспечил снижение радиуса изгиба. Для изготовления цепи используется высокопрочная сталь. Когда задействован вариатор на машине этот элемент находится в тесном контакте со шкивами и принимает на себя колоссальные нагрузки. В результате повышается температура до больших значений, и возникает необходимость в охлаждении важных деталей.
Клиноцепной агрегат способен выдать самый большой КПД, если сравнивать с прочими аналогами. Но это приводит к росту конечной стоимости его и автомобиля в частности. Впервые такая конструкция была разработана производителем Audi.
Тороидный механизм
О том, что такое вариатор, мы имеем представление из описанных выше примеров. Но что представляет собой этот зверь? Здесь устройство еще изысканнее — ремня и цепи здесь не найти. Но также есть два диска:
- ведущий;
- ведомый.
Также присутствуют ролики, которые способны изменить положение, исходя из конкретной ситуации. Иными словами именно с их помощью меняется передаточное число. Ролики меняют положение путем воздействия на них специальных устройств. Также они осуществляют регулировку силы их прижатия к дискам. Каждый производитель применяет собственные разработки. Nissan это гидравлический механизм, который находится под управлением электроники.
Принцип действия
Когда ролики обращены к ведомому диску обеспечивается максимальная тяга. Что это дает? Обеспечивается следующее:
- Минимальный контакт между роликами и ведущим диском.
- Максимальное пятно контакта роликов и ведомого вала.
В случае набора скорости необходима обратная последовательность — передаточное отношение нужно снизить, а обороты наоборот — повысить. Следовательно, противоположным образом изменяется и площадь контакта роликов с дисками.
Сильные стороны
Какие же преимущества есть у этого трансмиссионного узла? На автомобиле с бесступенчатой трансмиссией передвигаться в разы удобнее, если сравнивать с прочими коробками. Также имеются другие не менее существенные преимущества:
- Машина двигается плавно и без рывков даже когда быстро разгоняется или тормозит.
- Обеспечение стабильности показателей в ходе продолжительного движения транспортного средства.
- Нагрузка на ДВС распределяется оптимальным образом.
- Из плюса, приведенного выше, вытекает еще одно полезное качество — это способствует экономному расходу топлива.
- Количество вредных веществ газа выхлопной системы гораздо ниже, нежели у машин с АКПП или МКПП.
- Наличие альтернативной коробки позволяет исключить пробуксовку колес. Соответственно повышается уровень безопасности езды по обледенелому покрытию.
- Благодаря электронному управлению работой силового агрегата увеличивается ресурс трансмиссии, что позволяет снизить количество неисправностей.
К тому же любой автомобиль не издает такого шума, какой можно услышать от транспорта, оснащенного ступенчатой коробкой.
Ряд недостатков альтернативной АКПП
У любой коробки передач плюсы и минусы обусловлены особенностями технологического исполнения. И со временем положительных сторон в результате эволюции механизма появляется больше. К сожалению, у любой технологической разработки присутствуют некоторые недоработки, чего просто не избежать.
Механизм CVT не является исключением, и он пока еще проходит этап всеобщего «тестирования» усилиями рядовых автолюбителей. И судя по некоторым отзывам, новая альтернатива пока еще не столь популярна, хоть обладает рядом неоценимых достоинств. Да, существующие недостатки производители стараются устранить, но пока имеем то, что имеем:
- На мощные машины такую трансмиссию нельзя ставить, правда есть исключения.
- Ремонт обходится очень дорого, да и не каждый автосервис возьмется за такую работу. Сложно найти мастера, который отлично разбирается в столь сложном механизме.
- Еще одно отличие автомата от вариатора в том, что его работоспособность находится в прямой зависимости от показаний сенсоров. А их очень много и стоит хотя бы одному выйти из строя, как вся система начинает функционировать неправильным образом.
- Чем плох еще этот агрегат? Как и АКПП его тоже следует «заправлять» специальной жидкостью. Только ее стоимость намного выше, нежели у трансмиссионного масла к обычным автоматическим коробкам. Также необходимо регулярно контролировать уровень жидкости.
- Механизм подвергается колоссальным нагрузкам.
- Вариатор на машине плох еще тем, что на нее накладывается ряд ограничений касательно использования прицепов и возможности буксировки.
В последнее время многие производители стараются увеличить количество ступеней в АКПП. На данный момент их пока не более 9, но вероятно в будущем их численность перевалит далеко за 10. Такая мера вполне объяснима — нужно обеспечить экономный расход топлива и улучшить динамику разгона.
Любого автолюбителя рано или поздно заинтересует вопрос, можно ли буксировать автомобиль с вариатором? Тут все зависит от ситуации, но во избежание серьезных проблем, лучше отказать в этой просьбе, иначе все может обернуться дорогостоящим ремонтом.
Поведение автомобиля
Исходя из выбранной программы, агрегат сам подбирает нужное передаточное число при разгоне. В этом ему активно помогает электроника. Тот водитель, кто решил пересесть с машины, где привычная трансмиссия (МКПП или АКПП) на транспорт, оснащенный CVT, почувствует существенную разницу в ходе его разгона.
Нажатие педали газа сопровождается переводом мотора в режим высоких оборотов. Он остается так работать в течение всего периода, пока машина разгоняется. При этом можно услышать характерный рев мотора. Только темп разгона в этом случае намного выше, нежели у прочих аналогов трансмиссии.
В некоторых случаях к узлу применяют другие настройки и тогда ощущения будут иными — будет чувствоваться рост оборотов ДВС. Подъем в гору или торможение не переключает вариатор на высокую передачу, даже если сильнее надавить на педаль акселератора. Его шкивы примут то положение, когда обеспечивается максимальный крутящий момент с целью увеличения тяги.
У некоторых моделей есть возможность задать определенное количество «воображаемых» ступеней и альтернативная коробка будет самостоятельно переключаться между ними, исходя из ситуаций. То есть получается своего рода имитация работы АКПП. При этом включать нужную передачу может и сам водитель.
Какой вариант лучше?
Автомат или CVT — вот в чем вопрос? Сегодня автомобили с уже привычной АКПП видишь в разы чаще, нежели транспорт, оборудованный вариатором. Правда в его защиту играет то, что разработка пока еще считается новой, которая продолжает изучаться. Производители будут вносить исправления в целях повысить качество и сделать эксплуатацию транспортного средства еще комфортнее.
Стоит учесть, что автоматическая коробка пригодна для установки на мощные автомобили. Но с точки зрения экономии расхода топлива, то здесь победу одерживает CVT. Но что лучше в итоге? Тут все зависит от множества факторов и прежде всего, будущему владельцу стоит выделить для себя приоритеты:
- Тем, кому по душе плавная езда без рывков, стоит склонить чашу весов в сторону CVT.
- Любителям скоростной езды, а также тем, кому приходится сталкиваться необходимостью буксировки или частого пользования прицепом, стоит присматриваться к АКПП.
В защиту классической автоматической коробки передач стоит привести весомый аргумент — меньшие расходы на содержание трансмиссии. Опять-таки однозначного мнения по поводу того, какой трансмиссионный узел лучше, нет. Здесь свои сторонники и противники и поэтому каждому автолюбителю предстоит сделать собственный выбор на основе полученной информации и с учетом плюсов и минусов.
Что такое вариатор и принцип его работы
Все , кто так или иначе знаком с автомобилями знает, что одним из важнейших критериев выбора автомобиля является тип коробки переключения передач. Каждый слышал про механические и автоматические коробки, но далеко не все слышали о бесступенчатых трансмиссиях, в данном случае поговорим о вариаторных коробках.
История вариатора
Хоть трансмиссии типа вариатор уже давно не новшество, но для наших краёв всё же диковинка и вещь малоизученная, а потому интересная.
Невероятно, но за созданием вариатора не стоят такие пионеры автомобилестроения как Р. Бош, Ф. Порш, Г. Даймлер, В. Майбах, К. Бенц , Р. Дизель или же Г. Форд. Запатентовали его лишь в 1886 году. Однако задолго до этого (в далёком 1490 году) первый прототип вариатора изобрёл гениальный художник и “человек-универсал” эпохи Возрождения ‒ Леонардо да Винчи.
Начало использования вариатора на автомобилях относится к 50-м годам прошлого века. Спустя пять столетий после изобретения первого вариатора. Автомобилем, впервые получившим бесступенчатую трансмиссию, стал первый легковой автомобиль компании DAF ‒ DAF 600. В основе этого вариатора лежали резиновые клиновые ремни и называлась эта трансмиссия DAF Variomatic. Затем патент ушёл в Volvo, что было связанно с продажей отделения пассажирских автомобилей DAF.
В конечном итоге, вариа́тор (от лат. variātor «изменитель») — это ещё один из вариантов автоматической трансмиссии. В автомобиле с вариатором ничто, с первого взгляда, не выдаёт его присутствия. Те же две педали что и в классическом автомате, тот же рычаг переключения с аналогичными режимами. Всё интуитивно понятно и знакомо, если вы сталкивались с автоматическими трансмиссиями. Однако принцип работы вариатора кардинально отличается от принципа работы гидротрансформаторных (обычных) автоматов.
Он не имеет строго определенных передач, ни первой, ни второй и никакой либо ещё. Потому его “переключения”(назовём их так) осуществляются без ощутимых рывков.
Вариатор обеспечивает плавное изменение передаточного числа в нужном диапазоне. Поэтому переключений, к которым мы привыкли на автоматических коробках, тут нет, а вместе с этим нет и подёргиваний при движении автомобиля.
Виды вариаторных коробок
Вариаторы подразделаются на несколько видов, к самым популярным из них относятся:
- клиноременной вариатор (ремень и шкивы изменяемого диаметра);
- клиноцепной вариатор (цепь и снова шкивы);
- тороидальный вариатор (диски, ролики и колёса).
Популярнейшим из них является клиноременной вариатор. Рассмотрим принцип его работы на просто примере: имеется пара карандашей (они же шкивы вариатора), расположенные параллельно на удалении друг от друга. Соединяем их резинкой (она же клиновидный ремень) и начинаем вращать любой из карандашей. Вместе с вращением первого так же вращается и второй. Однако если толщина одного карандаша будет больше, чем у другого, то за полный оборот большего карандаша, меньший сделает более одного оборота, чем изменилось передаточное число.
Именно на таком принципе и основывается вариатор, но диаметры его шкивов находятся в непрерывном изменении. Шкивы его выполнены из пар конусов, острые концы которых обращены друг к другу. Поликлиновый ремень же соединяет шкивы вариатора.
Посредством изменения радиуса огиба ремнём ведомого и ведущего шкивов постепенно (плавно) меняется передаточные числа.
Также если пары конусов шкива могут сближаться и отдаляться, то мы уже имеем шкивы с изменяемым радиусом их огибания. Так отдаляясь на максимальное расстояние друг от друга конуса будут создавать выемку шкива с наименьшим радиусом, в которую будет проваливаться ремень, а если конуса по максимуму сблизятся, то мы уже будем иметь наибольший радиус огибания шкива ремнем.
Для изменения передаточного числа шкива, они оснащены специальными системами, которые синхронно сдвигают и раздвигают пары конусов на каждом шкиве. Так когда один шкив соединён с двигателем (ведущий вал), а другой с колёсами (ведомый вал), то передаточное число может меняться в очень большом диапазоне.
А для движения автомобиля задним ходом, ко всей этой системе обычно добавляют планетарную передачу. Таким образом мы и получили бесступенчатую трансмиссию типа вариатор.
Особенности работы тороидального вариатора
Принцип работы тороидального вариатора аналогичен клиноременному вариатору, однако в его устройстве использованы другие компонент: вместо шкивов мы имеем диски, а ремень заменяется роликами и колёсами. Результат же один и тот же: бесступенчатая работа трансмиссии. Рассмотрим принцип её работы:
- один из дисков связан с двигателем ( аналог ведущего шкива)
- другой диск связан с карданным валом (аналог ведомого шкива)
- колёса и ролики играют роль клинового ремня, связывая между собой диски.
Если углубляться в работу тороидального вариатора, то мы отметим, что колёса могут вращаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря таким видам движения колёсики контактируют в нужной для них области диска. Когда колёса касаются ведущего диска в центральной области, тогда они принудительно касаются ведомого диска в зоне обода, за счёт чего уменьшается скорость и возрастает крутящий момент.
Устройство ремня
Каждый опытный автомобилист хоть раз в жизни сталкивался с ремнями и связанными с ними проблемами. Ремень ГРМ, ручейковый или любой другой ремень имеют ограниченный ресурс. Однако нагрузки в трансмиссии порой в разы больше нежели нагрузки на другие ремни автомобиля. Потому к этим ремням предъявляются особые требования по “живучести”.
Для продления срока жизни вариатора ремни имеют непростую конструкцию.
Обычные автомобильные ремни не способны передать сжимающих усилий, а только растягивающие. Ремень вариатора ( достаточно условное название представляет собой стальную ленту с особым покрытием или наборы стальных лент, либо тросиков , которые пронизаны большим количеством стальных трапецевидных пластинок. Эта самая лента своими краями соприкасается со шкивами. Благодаря продуманной конструкции ремень вариатора при сжатии не складывается, а наоборот обретает жёсткость. Это и позволяет ему передавать как усилия растяжения так и усилия сжатия.Но не все вариаторы имеют такой вид ремня, так например вариаторы автомобилей Audi оснащены клиновидным ремнём в виде широкой пластинчатой стальной цепи, которая соприкасается со шкивами своими краями.
Дабы минимизировать проскальзывание цепи при передаче таких внушительных усилий при такой малой площади контакта, используется особая жидкая смазка. При действии определённого давления, в области соприкосновения цепи и шкива, смазка меняет своё агрегатное состояние.
В зависимости от выбранного режима управления коробкой передач, вариатор сам выбирает как именно ему изменять передаточное число. На автомобилях с механической коробкой передач, сразу поднимаем обороты до максимума на первой передаче, потом на второй, третьей и так далее. А при разгоне автомобиля на вариаторе двигатель работает на определенных оборотах ( которые развивают максимальный крутящий момент), но при этом мы ничего не переключаем и передаточное число меняется без рывков.
Ощущение всего этого весьма необычные. При нажатии газа в пол, двигатель набирает обороты и застывает на этом уровне на протяжении разгона, издавая характерный звук (сравним с шумом от пылесоса). Плюсом этого является стремительный набор скорости, так как не тратится время на переключение передач.
Однако же настройка вариатора может иметь такие значения, что разгон на автомобиле будет сопровождается ростом оборота моторов, напоминая обычные коробки переключения передач.
Вариатор также сам может определить нужный крутящий момент двигателя и передаточное число даже при нажатии педали газа, например при подъёме в гору. Сама коробка перестроится на пониженное передаточное число для увеличения крутящего момента.
Также определённые автомобили оснащённые вариаторами с очень необычно заданными программами управления коробкой, которые подразумевают “условные” передачи (зачастую их количество 6 или 8). Они позволяют резко перескакивать с передачи на передачу, имитируя классические автоматические трансмиссии. Также данные коробки имеют возможность ручного переключения передач. Это аналогично автоматическим коробкам, которые имеют возможность секвентального (ступенчатого) переключения передач в ручном режиме.
В конченом итоге мы описали пока лишь плюсы вариаторных коробок передач, однако не обошлось без минусов. Один из самых существенных ‒ это ограничение мощности используемых двигателей. Неспроста они впервые появились на компактных автомобилях. Даже сейчас спустя полвека их появления мощные и тяжелые автомобили оснащены механической или автоматической ( гидротрансформаторной), а также роботизированной трансмиссиями.
Не стоит отрицать, что продвижение в этой области есть. Так например новая Audi A4(B8) 2.0 TFSI имеет мощность 211 лошадиных сил и оснащена фирменным вариатором от Audi Multitronic.
Вы подумаете что 211 “лошадей” это мало для больших представительских седанов или внедорожников, масса которых порой более 2 тонн, а мощность почти всегда более 200 лошадиных сил. Однако не спешите разочаровываться. Так самые новые Nissan Murano и Nissan Teana, имеющие массу 2 тонны, оснащены двигателем в 250+ лошадиных сил работают вкупе с вариаторными коробками. Так что в скором времени мы сможем увидеть и более интересные варианты.
Подведём промежуточные итоги.
Вариатор ‒ преимущества и недостатки
С каждый днём всё больше и больше автомобилей оснащаются вариаторами, которые обладают порой очень и очень заманчивыми достоинствами не только для водителя, но и для экологии. Рассмотрим же основные преимущества и недостатки данного вида трансмиссии:
Преимущества:
- плавность хода: движение на автомобилях с вариаторами будет исключено от рывков и прочих неприятностей переключения передач;
- постоянное поддержание оптимальной мощности автомобиля;
- меньший расход топлива, как следствие использования оптимальной мощности;
- больший КПД трансмиссии, обусловленный малыми потерями мощности по сравнению с классическими автоматами;
- работа двигателя в наилучшем диапазоне оборотов;
- уменьшение вредных выбросов в атмосферу;
- нехитрая конструкция и меньший вес, нежели у обычных автоматов.
Недостатки:
- требовательность к более частому периодическому обслуживания вариатора, который заключается в быстром износе ремня (не относится к клинноцепным вариаторам). Ресурс ремней ограничен 50-60 тысячами километров, а может и того меньше в зависимости от производителя и модели. В классических автоматах лишь диагностику рекомендуется проводить при пробегах 60-100 тыс. км ( в зависимости от модели);
- ограничение мощности используемых двигателей, как следствие непригодность использования в тяжелых внедорожниках и подобного рода машин;
- несмотря на простоту конструкции, она имеет достаточно малый ресурс, потому общий срок службы их достаточно невелик;
- сложности с сервисным обслуживанием вариатора, которые связаны с 1-ым и 3-им пунктами из списка недостатков и как следствие ремонт узла составляет больше проблем чем его замена, а стоимость замены может составлять от трети до половины стоимости самого автомобиля;
- эффект “подтупливания” вариатора, выражаемый в том, что изменение передаточного числа происходит не мгновенно, а с некоторой паузой в 1-2 секунды.
В конечном итоге, если у вас во главе угла стоит надёжность, то стоит не задумываясь выбирать классическую автоматическую коробку переключения передач. Даже имея более сложное устройство она имеет больший ресурс.
В результате качественная автоматическая коробка стоит больших денег, на фоне их варитор менее дрогой. Однако неоспоримым плюсом данного типа трансмиссий является плавность хода автомобиля, оптимальное использование его мощности, экономичность и бодрая динамика.
Потому имея запас из бесчисленных вариантов передаточного числа мы имеем возможность либо стремительно рвануть с места, используя весь крутящий момент двигателя, либо же очень плавно и спокойно перемещаться, расходуя оптимальный ресурс автомобиля и экономя топливо.
На современном этапе автомобилестроения выявляется тенденция роста числа передач у гидротрансформаторных автоматических трансмиссий. Так последние автомобили представительского сегмента имеют 8-ступенчатые автоматы, что сделано с целью сохранения хорошей динамики и для уменьшения расхода топлива. Вероятно, что с ростом технического прогресса, количество передач будут увеличиваться. Однако при всём этом вариатор имеет такие качества, до которых едва ли дойдёт обычный автомат с ограниченным количеством передач.
Как выглядит вариатор в салоне автомобиля
Здравствуйте Иван. До недавнего времени это было просто! 🙂 Надо было посмотреть на рычаг КПП в салоне. Если в машине установлена традиционная АКПП, на рычаге будут следующие положения: P-R-N-D(4)-(D)3-(D)2. В скобках указаны значения, которых может и не быть, но они не ключевые в данном случае. Самое главное — наличие цифр, — 4-3-2. Это является отличительным показателем АКПП — наличие передач, о которых свидетельствуют цифры.
В АКПП вариаторного типа передач, как таковых нет, — разгон и торможение коробки обеспечивается ремнем, приводимым в действие двумя валами. Соответственно на рычаге АКПП вариаторного типа Вы увидите следующую картину P-R-N-D-L(S). Как видите, на рычаге отсутствуют какие либо цифры. Такое было возможно только на вариаторной АКПП.
А вот на современных автомобилях производитель стал указывать буквы вместо цифр на селекторе АКПП. Будьте внимательны, вышеуказанный метод работает только для автомобилей до 2006 года выпуска. С уважением, Хондаводам.ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Еще интересные статьи
Как отличить автомат от вариатора визуально
Многим автолюбителям уже понятно, что лучше для себя выбрать – автоматическую коробку переключения передач или механическую. У тех же, кто отдал предпочтение автомату, возникает трудность в том, как отличить АКПП от вариатора, поскольку, по сути, вариатор является всего лишь разновидностью АКПП.
Как это сделать, не заводя машину
Существуют способы, которые позволяют правильно определить разновидность коробки передач, даже не заводя машину. Они состоят в следующем:
- Следует внимательно ознакомиться с сопроводительными документами на автомобиль. Кроме того, нужно рассмотреть обозначения, нанесенные на двигатель. Если машина оснащена коробкой-автоматом, то об этом будут свидетельствовать буквы A или AT, а если вариатором – CVT.
- Иногда такую информацию можно найти, воспользовавшись интернетом, различными каталогами и брошюрами. Зачастую там можно отыскать сведения, касающиеся типа трансмиссии, установленной на конкретной модели автомобиля.
- Определенную помощь могут оказать и обозначения, нанесенные возле рычага переключения коробки. Если речь идет о коробке-автомате, то за скоростью «D» следуют «L» и «2», тогда как у вариатора имеется лишь «L».
Отличия, заметные на ходу
Обнаружить отличия можно и во время тест-драйва:
- Сев за руль, следует создать условия, обеспечивающие динамический разгон. Если переключение скоростей будет сопровождаться щелчками в коробке передач, а значение, указываемое тахометром, начнет возрастать, то это свидетельствует о том, что на машине установлен вариатор.
- Во время поездки выберите участок дороги, на котором имеется подъем. Остановите машину на этом подъеме, отпустив тормоз. Если автомобиль начнет медленно двигаться, поднимаясь по уклону, то это является явным признаком коробки-автомата. В аналогичной ситуации автомобиль при наличии вариатора слегка сдаст назад и на холостых оборотах двигаться не будет.
В том случае, когда не удается самостоятельно установить тип коробки, полезным явится посещение станции техобслуживания. Осмотрев днище автомобиля, настоящий специалист наверняка сумеет ответить на ваш вопрос.
Пять способов, как определить, вариатор или автомат.
Вариаторы, также как и автоматические коробки передач, обладают своими недостатками и достоинствами, подробнее в статье — что надежнее вариатор или автомат. Поэтому прежде чем приобрести автомобиль, каждый человек, как правило, заранее уточняет все нюансы, которые касаются того или иного спорного момента, например, какую именно коробку передач он бы предпочел (точнее, какая КПП для него является более подходящей). Взвесив все за и против, покупатель всегда выбирает именно ту машину, которая отвечает его запросам в большей степени. А чтобы не допустить ошибку в своем выборе, помимо остальных важных нюансов следует знать, как определить автомат или вариатор стоит на рассматриваемом авто, и уметь распознать каждую из названных «коробок» визуально.
Первый способ.
Для этого первым делом следует очень внимательно изучить все обозначения на авто, а также на его двигателе и в сопровождающих документах. Автоматическая коробка передач имеет буквенное обозначение – А (или АТ), а вариатор — CVT.
Второй способ.
Если же первым способам, по тем или иным причинам, вы не смогли воспользоваться, то тогда вам необходимо просто найти и изучить интересующую вас информацию об автомобиле в различных информационных изданиях, будь то автомобильные журналы или статьи в интернете. Там вы точно сможете узнать все о КПП выбранного вами авто.
Третий способ.
Еще один способ определить тип КПП автомобиля — это пробная поездка. Именно с е помощью можно выявить, чем вариатор отличается от автомата: во время переключения передач автоматическая коробка выдает определенные толчки с одновременным изменением числа оборотов, которые легко определяются по тахометру либо просто на слух. При этом стоит заметить, что современные вариаторы во время неспешной размеренной езды зачастую могут «копировать» работу АКПП, поэтому отсутствие характерных для автомата толчков лучше определять только во время динамичной езды.
Четвертый способ.
Еще один несложный способ: на участке дороги с движением под горку затормозите и отпустите педаль газа. Автомат начнет плавное движение вперед и не станет откатываться назад. Вариатор же в такой ситуации поведет себя наоборот: начнет откатываться назад, а движение вперед на холостых оборотах будет отсутствовать. Однако данный способ актуален только для тех авто, которые оснащены вариатором без режима остановки при откатывании.
Пятый способ.
Ну, а самый простой вариант того, как определить вариатор или автомат, – это обратиться на станцию техобслуживания автомобилей, где опытные специалисты точно и подробно ответят на все ваши вопросы, которые касаются вашей машины и ее коробки передач.
Рекомендую прочитать:
Вариатор или автомат — что лучше? — DRIVE2
— Каждый водитель понимает, чем механическая трансмиссия отличается от автоматической, однако термин «вариатор» начали использовать сравнительно недавно, поэтому для многих он все еще до конца не понятен. Сколько передач у вариатора? Чем хорош вариатор? Как отличить автомат от вариатора? Об этом и о многом другом вы узнаете из сегодняшней статьи.
— Вариатор представляет собой устройство, которое передает тягу от двигателя к колесам, способное достаточно плавно менять скорость, с которой вращаются ведомый и ведущий диски. Вариаторы нашли широкое применение в различных скутерах, снежных и водных мотоциклах. Однако в автомобилях вариатор начали активно использовать лишь несколько лет назад
— Прежде чем ответить на вопрос о том, что лучше – вариатор или автомат, нужно сказать, что вариатор обеспечивает более плавное движение транспортного средства. Во время разгона слышен только легкий шум, который постоянно нарастает. Машина с вариатором в большинстве случаев разгоняется быстрее по сравнению с моделями, оснащенными АКПП и «механикой», так как не расходуется время на переключение скоростей. Если говорить о том, кто сможет быстрее достичь определенного уровня оборотов, автомат или вариатор, последний уверенно лидирует.
— Чем хорош вариатор по сравнению с иными видами трансмиссии – машина с такой коробкой не будет глохнуть в самый неподходящий момент. Кроме этого, вы не будете катиться вниз при подъеме, поэтому данный вариант может стать оптимальным для водителей-новичков.
— Некоторым автолюбителям не нравится то, что вариатор издает специфический звук во время работы, причем он не зависит от режима работы силового агрегата. Кроме этого, многие автовладельцы предпочитают наличие спортивного «рыка», поэтому вопрос о том, что выбрать – вариатор или автомат, для них неактуален. Однако данный момент сложно назвать существенным «минусом» вариатора, так как он не сказывается на скоростных показателях машины.
— Данное отличие вариатора от автомата можно даже назвать преимуществом, так как электроника оптимизирует функционирование мотора, выбирая оптимальный вариант его работы. Если же вам очень нравятся обычные коробки передач, рекомендуем выбрать опцию в виде «типтроника». Это своеобразный эмулятор переключения передач. Также вариаторы оснащаются опцией, которая позволяет быстро изменить передаточное число двигателя в результате резкого нажатия педали акселератора.
— Эта информация должна помочь вам понять, чем отличается вариатор от автомата. Но, нередко бывает очень сложно определиться, что лучше автомат или вариатор в вашем случае. Конечно же, машина с вариатором имеет серьезные преимущества.
+ Итак, чем хорош вариатор: • лучший разгон;• продление срока эксплуатации двигателя, за счет оптимизации нагрузки;• экономное потребление топлива; меньший показатель вредных выбросов в атмосферу;
• менее шумная работа по сравнению с иными КПП.
— Складывается впечатление, что вопрос «автомат или вариатор» даже не стоит обсуждать, однако на самом деле у данного вида трансмиссии есть также определенные «минусы», которые также нужно брать во внимание.
— Недостатки или «минусы» вариатора:
1: Вариатор, как правило, не устанавливают на автомобиль с мощными моторами.2: Если аккумуляторная батарея отключена в течение около 100 км, выполняется автоматическая калибровка вариатора, которая нужна для его нормального функционирования.3: Еще одно отличие вариатора от автомата состоит в том, что в него заливают жидкость, стоимость которого существенно превышает стоимость стандартного трансмиссионного масла. Его нельзя заменить аналогом от иной модели машины.4: Ремонт вариатора – недешевая процедура, которую могут выполнить исключительно опытные мастера.5: Есть определенные ограничения, касающиеся буксировки машины с такой трансмиссией.
6: Вариатор может функционировать правильно лишь в том случае, если разные датчики будут показывать нормальные значения. Если хотя бы один из этих датчиков сломается, возникнет немало трудностей, одна из которых – неправильная работа вариатора.
Однако, хотя минусов вариатора существует немало, почти все эксперты считают, что в будущем большая часть автомобилей будет оснащаться именно таким видом КПП.
— Далее мы рассмотрим некоторые рекомендации, придерживаясь которых вам не придется осуществлять ремонт вариатора:
• На протяжении зимнего периода необходимо избегать серьезных нагрузок. Необходимо чтобы все детали могли нормально прогреться.• Не забывайте, что вариатор не создан для спортивной езды, поэтому не стоит соревноваться на светофорах с другими авто.• Вовремя меняйте жидкость и проверяйте ее состояние.• Регулярно проверяйте работоспособность датчиков, от которых зависит функционирование вариатора.
• Если возникли проблемы с данной трансмиссией, не стоит думать, что вы сможете осуществить ремонт вариатора своими руками, так как хороших результатов вы не достигнете.
Источник http://promercedes.ru/korobka-peredach/variatornaya-korobka-peredach
Источник http://auto-bel.org/chto-takoe-variator-i-princip-ego-raboty/
Источник http://piter-at.ru/raznoe/kak-vyglyadit-variator-v-salone-avtomobilya.html
Источник