Молодые ABBA и рэп в игре: как технологии меняют концерты
В 2021 году шведская группа ABBA, которая последний раз выпускала альбом 40 лет назад, обрадовала фанатов новым релизом и анонсом мирового турне. Правда, на сцену выйдут не сами музыканты, а их цифровые проекции. Участники группы отработали концертную программу в костюмах с датчиками для захвата движения, после чего дизайнеры достроили образы, заодно омолодив облик артистов.
Это не единственный случай, когда на сцене появляется цифровая копия артиста. Например, в 2012 году на фестивале Coachella «выступила» реалистичная проекция покойного рэпера Тупака Шакура. А японская певица-вокалоид Хацунэ Мику вообще не имеет реального прототипа, если не считать артистку Саки Фуджита, которая еще в 2007 году предоставила записи своего голоса для программы-синтезатора. На концертах «оживший» аниме-персонаж танцует на сцене в окружении живых музыкантов.
2. Нейросеть на сцене
Песни для Хацунэ Мику пишут реальные люди. Однако искусственный интеллект на сегодняшний день достиг таких высот, что способен самостоятельно генерировать музыку. И в 2019 году музыкальный ИИ впервые вышел на сцену: нейросеть Mubert дала совместный концерт с Неоклассическим трио Кирилла Рихтера.
Впрочем, как говорят специалисты, большинство современных алгоритмов генерации музыки призваны не заменить человеческое творчество, а помочь в создании произведений. Поэтому подобные концерты, скорее всего, останутся нишевой «фишкой» для любителей технологий.
3. Смешение виртуального и реального миров
Достижения в сфере искусственного интеллекта и растущие мощности компьютеров позволяют создавать цифровые декорации, которые реагируют на действия артистов в режиме реального времени. Например, в 2020 году Билли Айлиш дала онлайн-концерт, во время которого гигантский анимированный паук заключил ее в клетку из своих лап.
Пожалуй, самая мощная на сегодняшний день демонстрация игр с реальностью произошла на открытии Финала лиги чемпионов УЕФА в мае 2021 года в Порту, Португалия. Гвоздем программы стало шестиминутное иммерсивное шоу ди-джея Marshmello. Артист, скрывавший лицо под маской зефирки, отработал выступление в калифорнийской студии, а на сцене находилась его проекция, для которой были созданы впечатляющие цифровые декорации.
Ди-джей танцевал в окружении армии собственных двойников и совершил путешествие по 16 городам команд-участниц финала. Зрители получили возможность почувствовать себя частью шоу — цифровая вода затопила стадион Драгау, где проходило открытие.
4. Погружение в виртуал
После «живых» выступлений цифровых артистов на реальной сцене идея дать концерт в виртуальной реальности уже не кажется удивительной. Тем более, что технология существует не первый год: еще в 2016-м американская метал-группа Avenged Sevenfold пригласила фанатов на виртуальный 3D-стрим своего концерта на крыше здания Capitol Records в Лос-Анджелесе.
В 2019 году скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальном мире, созданном специально для ее нового альбома Artemis. Зрители — а их было порядка 400 тысяч — имели возможность полностью погрузиться в происходящее с помощью VR-шлемов либо смотреть видео в одной из нескольких социальных сетей. Интерактивности концерту добавляли комментарии и вопросы зрителей, вспыхивавшие звездами на небе в режиме реального времени.
5. Игры с реальностью
400 тысяч зрителей — это не предел. Виртуальная реальность позволяет привлечь на концерт еще более огромную аудиторию — благодаря коллаборациям, которые вполне можно назвать «межмировыми». Цифровые копии артистов выступают на аренах игровых миров, куда ежедневно заходят миллионы геймеров. Так поступила, например, Ариана Гранде, которая в августе 2021 года дала концерт в игре Fortnite.
По оценке экспертов, певица может заработать на этом более $20 млн. В эту сумму входит не только гонорар за выступление, но и отчисления от продажи тематических внутриигровых товаров. Кстати, в 2019 году в Fortnite выступил Marshmello. А легендарная панк-группа Offspring в 2019-м дала концерт в игре Word of Tanks.
6. Зарядка энергией фанатов
Всеобщий тренд на экологичность и устойчивое развитие отразился и на концертной индустрии. Пожалуй, сильнее всех углубилась в тему группа Coldplay. Для своего турне в 2022 году рокеры подготовили целый набор экотехнологий. Например, кинетическое покрытие пола, которое преобразует энергию от фанатских прыжков в электричество. Для тех, кому этого мало, по краям зрительской зоны установят велотренажеры с электрогенераторами. А все открытые поверхности концертной площадки покроют солнечными панелями.
Все это оборудование отправится по городам в автобусах, заправленных биотопливом, сделанным из отработанного на кухнях масла. А если музыкантам все-таки придется подключиться к общей электросети, они обещают проследить, чтобы энергия поставлялась от возобновляемых источников.
7. Самоизоляция как часть шоу
Пандемия сильно подкосила традиционную концертную индустрию. Несмотря на обширные онлайн-возможности, музыканты и организаторы несут убытки в отсутствие живых офлайн-концертов. Живые встречи с фанатами требуют соблюдения строгих мер санитарной безопасности, что тоже влетает в копеечку.
Однако американская группа The Flaming Lips умудрилась превратить противоковидные меры безопасности в элемент шоу. В январе 2021 года музыканты начали серию концертов, на которых зрители находились в прозрачных шарах, вмещающих до трех человек.
Внутри каждого кокона находилась дополнительная колонка, бутылка воды, аккумуляторный кондиционер, полотенце и таблички для общения с персоналом. Например, чтобы выйти в туалет, нужно было поднять табличку, надеть маску и дождаться сопровождения. Сами музыканты тоже выступали в коконах, что придавало концерту еще более футуристический вид.
8. Ближе к телу
И все же большинство технологий направлены на то, чтобы объединять зрителей и артистов, а не наоборот. И в реальном мире тоже. Самый простой пример — светодиодные браслеты для фанатов, которые способны пульсировать в такт музыке.
Уже существуют специальные костюмы, которые переводят музыку в физические вибрации. Их основная цель — позволить глухим и слабослышащим людям в полной мере получить ощущения от живого концерта. Подобные технологии позволят зрителям получать от посещения концерта максимум ощущений.
Автомобиль года — 2021: выбираем лучшую машину из представленных в Новосибирске («Крузер 300» или «Крета»?)
НГС подводит итоги автомобильного года традиционным голосованием за лучший автомобиль из числа тех, что появились на нашем рынке за последние 12 месяцев. В голосовании представлены машины, которые актуальны именно для Новосибирска, — практичность, умеренная цена или, наоборот, престиж и солидность. Итак, отмечайте свой «Автомобиль года — 2021»!
Hyundai Creta
«Крета» на испытаниях в Арктике
Фото: Дмитрий Косенко
Hyundai Creta — это как раз и практичность, и относительно умеренная стоимость, и общее сочетание «цена — качество». Именно поэтому Creta уже долгие годы безоговорочно лидирует в России в сегменте кроссоверов, а в Новосибирске регулярно становится самым продаваемым автомобилем среди вообще всех сегментов.
В 2021-м у нас была представлена Creta 2-го поколения, которая ранее вышла на азиатские рынки. Это абсолютно новые кузов, «оперение», салон, но прежняя платформа и прежние агрегаты — проверенные моторы 1,6 и 2,0 литра, механика, 6-ступенчатый гидроавтомат. Правда, с внешностью передней части «Креты» вышел конфуз — многим не понравились эти странные разъехавшиеся фары. Предполагается, что производитель в срочном порядке должен будет перерисовать лицо автомобиля и выйти на рестайлинг.
Стоит машина рублей за базовую механику, — за средний вариант, — за самый топ.
Toyota Land Cruiser 300
«Крузер» на площади Ленина
Фото: Дмитрий Косенко
«Крузер» в Сибири — это наше всё. Цена уже не так важна, в первую очередь это престиж, положение в обществе. Но и практичность, надежность, комфорт — тоже не на последнем месте.
Toyota Land Cruiser 300 вышел в новом кузове, но сохранил родовые черты, габариты, пропорции. От атмосферного двигателя V8 отказались в пользу 3,5-литрового V6 с двумя турбинами (415 «лошадей» и 650 Н·м крутящего момента) — веяние времени. Второй вариант — 3,4-литровый дизель на 299 сил и 700 Н·м крутящего момента (подробнее о «Крузере» читайте в обзоре Дмитрия Косенко).
Стоимость машины на сегодня составляет – рублей в зависимости от комплектации.
Hyundai Tucson
Космическая внешность авто
Еще один представитель Кореи, только, в отличие от «Креты» (которая все-таки считается бюджетной), это полноценный среднеразмерный кроссовер с хорошим оснащением. Tucson хорошо раскупается в мире, популярен он и в Новосибирске, а новое поколение поразило всех смелой авангардной внешностью с этой ячеистой оптикой, интегрированной в радиаторную решетку. Вероятно, рестайлинг «Креты» и будет выполнен в стиле Tucson.
Стоит автомобиль рублей за 2-литровый начальный вариант на механике, рублей — за 2,5-литровый средний вариант на автомате и рублей — за самый топ.
KIA Carnival
Машина для большой семьи
Фото: Дмитрий Косенко
Это представитель редкого сейчас сегмента минивэнов, но представитель очень даже неплохой в плане сочетания цены и качества. Другие игроки рынка — «немцы» и «японцы» — будут подороже, Carnival же и выглядит современно, и имеет достаточный простор (длина — 5155 мм, ширина — 1995 мм), и оснащение у него приличное. Комплектует минивэн дизелем 2,2 литра на или бензиновым мотором 3,5 литра на , коробка — 8-ступенчатый автомат, привод только передний, клиренс — 18,2 см, число мест — 7 или 8.
Стоимость минивэна — – рублей.
LADA Niva Travel
Дешево и сердито
Просто взяли устаревшую уже «Шевроле-Ниву», подшаманили, сделали похожим на Toyota RAV4 — и автомобиль стрельнул на рынке, показав отличные продажи. А так-то автомобиль простейший — двигатель 1,7 литра о 80 «лошадях», механическая КП, скромные размеры, незатейливый салон. Зато привод постоянный полный.
В самом топе машина имеет мультимедиа-систему с ЖК-экраном, кондиционер, электрообогрев лобового стекла, парктроник, камеру заднего хода, подогрев передних сидений — стоит такой рублей. А в начальной версии за рублей почти ничего нет, руль да педали — и то хорошо.
Volkswagen Taos
Кому не хватило на Tiguan
Фото: Дмитрий Косенко
Volkswagen Taos — это представитель модного сейчас подсегмента субкомпактных кроссоверов с ценой подешевле. Taos — это еще не Tiguan, но все равно самый настоящий кросс со всеми атрибутами, да еще и немецкой марки.
На наш рынок модель идет с двумя двигателями — атмосферный 1,6 на и турбированный 1,4 на Коробки передач — механика, 8-ступенчатый японский гидроавтомат Aisin и 7-ступенчатый новый робот DQ381, привод — передний или полный. В списке оснащения могут быть кожаный салон, электропривод водительского сиденья, система управления дальним светом, электрообогрев лобового стекла, декоративная подсветка салона. Стоит такой вариант рублей, а начальная машина с механикой — рублей.
Mercedes-Benz E-класс
Mercedes-Benz E-класс — драйвер продаж
Фото: Дмитрий Косенко
Mercedes-Benz E-класс — один из самых популярных автомобилей Mercedes, приносящих производителю значительную часть выручки, в том числе и в России. Машина полностью обновилась, одной из первых получила новый мерседесовский руль-краб с четырьмя боковыми спицами. В российской моторной гамме: 2-литровый наддувный бензиновый двигатель мощностью ., 1,6-литровый дизель о 160 «лошадях» и 2-литровый дизель о 194 «лошадях». Есть еще мощные бензиновые версии на 320 и 367 сил (2 и 3 литра). Автомат 9-ступенчатый, привод постоянный полный или задний.
Стоимость «немца» — от до рублей.
Mercedes-Maybach GLS
Красота, да и только
Фото: Дмитрий Косенко
Это роскошный автомобиль, купить который из числа обычных людей могут примерно нисколько. Но это символ того, к чему нужно стремиться, и наша статья об этом автомобиле показала огромный интерес людей (прочитали 275 тысяч человек).
Mercedes-Maybach GLS — более оснащенная и более престижная версия обычного внедорожника Mercedes GLS под люксовым суббрендом Maybach. Обилие хрома, двухцветный кузов с дополнительной линией ручной работы на границе цветов, колесные диски специального дизайна 23-го размера, натуральный лакированный шпон, сиденья с массажем, кресло заднего правого пассажира с подставкой для ног. Мотор — 4-литровый наддувной 558-сильный V8 со стартер-генератором.
Тюнинг ВАЗ 2102: доработки кузова, салона, двигателя
На сегодняшний день ВАЗ 2102 практически не привлекает внимание. Однако, если подвергнуть эту модель тюнингу, можно не только улучшить её внешность, но и повысить уровень комфорта и управляемости. Чтобы авто отличалось от серийной модели, тратить большие средства необязательно. Будет достаточно установить современные диски, затонировать стёкла, заменить штатную оптику на современную и обновить салон.
Тюнинг ВАЗ 2102
ВАЗ 2102 в заводской комплектации имеет немало недочётов, которые касаются как двигателя, тормозов, так и подвески. В те года, когда эту модель только начали выпускать, характеристики автомобиля были довольно неплохими. Если же учитывать параметры сегодняшних машин, то ВАЗовская «двойка» похвастаться ничем не может. Однако некоторые владельцы этих авто не спешат с ними расставаться и практикуют тюнинг, улучшая внешний вид, а также те или иные характеристики.
Что такое тюнинг
Под тюнингом автомобиля принято понимать доработки как отдельных узлов и агрегатов, так и в целом машины под конкретного владельца. В зависимости от желания владельца и его финансовых возможностей, может быть увеличена мощность двигателя, установлена более эффективная система торможения, система выхлопа, улучшена либо полностью видоизменена отделка салона и многое другое. При внесении кардинальных изменений в автомобиль, можно в итоге получить совсем иную машину, которая лишь отдалённо будет напоминать оригинал.
Фотогалерея: тюнингованная ВАЗовская «двойка»
Тюнинг позволяет подчеркнуть индивидуальный стиль и характер автомобиля
Немного поработав над внешностью автомобиля, можно придать ему совершенно другой вид за вполне разумные деньги
Тюнинг кузова открывает широкие возможности для воплощения различных идей
Установка современных дисков в совокупности с расширением арок выделяет авто среди аналогичных
Тюнинг кузова
Изменение кузова «двойки» является одним из первоочерёдных мероприятий по доработке автомобиля. Объясняется это тем, что именно внешние изменения сразу бросаются в глаза, чего нельзя сказать о доработках мотора либо трансмиссии. Тюнинг кузова можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подразумевает более серьёзные видоизменения:
- лёгкий — при этом варианте ставят диски из лёгких сплавов, тонируют стёкла, меняют радиаторную решётку;
- средний — выполняют аэрографию, монтируют обвес, меняют штатную оптику на современную, убирают молдинги и родные дверные замки;
- глубокий — проводится серьёзная доработка кузова, при которой занижают крышу или делают её более обтекаемой, убирают задние двери, расширяют арки.
Важно понимать, что если кузов машины находится в плачевном состоянии, например, сильно повреждён коррозией либо имеет вмятины после ДТП, то сперва нужно устранить недостатки и только после этого приступать к внесению доработок.
Тонировка лобового стекла
Затемнение лобового стекла практикуется многими автовладельцами. Прежде чем приступить к подобному тюнингу, нужно знать, что ветровое стекло должно иметь светопропускную способность не ниже 70%. В противном случае могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД. Основные преимущества затемнения лобового стекла сводятся к таким моментам:
- защита салона от ультрафиолетового излучения;
- предотвращение рассыпания стекла на осколки в случае ДТП;
- исключение ослепление водителя солнечными лучами и фарами встречного транспорта, что повышает безопасность вождения.
Тонировка лобового и других стёкол не должна вызывать особых проблем. Главное, подготовить необходимый инструмент и ознакомиться с последовательностью действий. Сегодня одним из наиболее распространённых тонировочных материалов является плёнка. Она наносится на ветровое стекло в несколько этапов:
- Очищается поверхность стекла изнутри.
- Вырезается необходимый кусок плёнки с запасом.
- Наносится мыльный раствор на стекло.
- Снимается защитный слой, после чего наносится сама плёнка на стекло и разглаживается при помощи шпателя или резинового валика.
Видео: как тонировать лобовое стекло
Изменение фар
Одним из элементов внешнего тюнинга ВАЗ 2102 является оптика. Нередко фары задают дизайн автомобиля. Довольно популярной доработкой является установка «ангельских глазок».
Эти элементы представляют собой светящиеся кольца, которые монтируются в головную оптику. Также довольно часто на рассматриваемых авто можно увидеть козырьки на фарах, что смотрится довольно симпатично и привлекательно. Чтобы улучшить качество освещения дороги, следует установить фары нового образца под цоколь H4 (с внутренним отражателем). Это позволит поставить галогенные лампы с большей мощностью (60/55 Вт), чем штатные (45/40 Вт).
Тонировка и решётка на заднее стекло
При затемнении заднего стекла на «двойке» преследуются те же цели, что и в случае с лобовым стеклом. Процесс нанесения плёнки состоит из аналогичных действий. Если в каком-то месте не удаётся разровнять материал, можно применить строительный фен. Однако нужно быть аккуратным, чтобы не повредить плёнку потоком горячего воздуха. Иногда владельцы классических «Жигулей» устанавливают решётку на заднее стекло. Элемент выполнен из пластика и придаёт некую агрессивность автомобилю. Мнения автолюбителей насчёт такой детали расходятся: некоторые считают решётку устаревшим элементом для тюнига, другие, наоборот, стремятся установить её с целью придания большей строгости внешнему виду. Установка решётки решает сразу несколько задач:
- снег удерживается на поверхности решётки, оставляя стекло чистым;
- содержимое багажника защищается от посторонних глаз;
- предотвращается перегрев салона в летнее время.
Из отрицательных моментов установки решётки стоит выделить сложность очистки стекла от загрязнений и мусора. Поставить рассматриваемый элемент можно двумя способами:
- с демонтажем заднего стекла;
- без снятия стекла путём поддевания решётки под уплотнитель.
Каркас безопасности
Под каркасом безопасности в автомобиле принято понимать конструкцию, выполненную, как правило, из труб и предотвращающую серьёзные деформации кузова во время столкновения либо при перевороте машины. Каркас собирается внутри салона автомобиля и крепится к кузову. Установка подобной конструкции направлена на сохранение жизни водителя и экипажа автомобиля в случае ДТП. Изначально каркасы применялись для оснащения раллийных автомобилей, но позже их стали использовать и в других видах гонок. Рассматриваемые системы могут быть различных конструкций, начиная от самых простых в виде бугелей-арок над головой водителя и пассажира и заканчивая сложным скелетом, который объединяет в единое целое чашки передней и задней подвески, а также пороги и боковины кузова.
Важно понимать, что установка подобной конструкции на «двойку» или другую классическую модель обойдётся минимум в 1 тыс. долларов. Кроме этого, для такого переоборудования придётся разобрать полностью весь салон машины. Неправильный монтаж может быть причиной получения дополнительных травм в момент столкновения. Однако одним из главных моментов является невозможность регистрации авто с такой конструкцией в ГИБДД.
Тюнинг подвески ВАЗ 2102
Если есть желание внести изменения в конструкцию штатной подвески ВАЗ 2102, то внимание в основном уделяется занижению кузова и увеличению жёсткости подвески. Тюнинг предполагает установку следующих элементов:
- спереди пружины от «Нивы»;
- cзади укороченные стандартные пружины плюс проставки;
- регулируемая тяга Панара;
- перевёрнутые, поменянные местами и доработанные для занижения передние рычаги;
- газомасляные амортизаторы;
- усиленные шаровые опоры;
- полиуретановые сайлентблоки.
Помимо перечисленных деталей потребуется отпилить полностью передние отбойники, а задние наполовину. Подобные изменения в подвеске обеспечат лучшую управляемость и устойчивость автомобиля, а также повысят комфорт во время движения.
Тюнинг салона ВАЗ 2102
Поскольку в салоне автомобиля водитель и пассажиры проводят основную часть времени, поэтому интерьеру уделяется немалое значение. Внесение изменений в салоне позволяет не только его улучшить, но и повысить комфорт, который в ВАЗовской «двойке» оставляет желать лучшего.
Изменение передней панели
Торпеду на классических «Жигулях» можно изменить либо заменить на изделие от других автомобилей, например, Mitsubishi Galant и Lancer, Nissan Almera и даже Maxima. Однако наиболее популярной является панель от BMW (Е30, Е39). Конечно, рассматриваемую деталь от иномарки придётся изменять и дорабатывать по размерам салона «двойки».
Что касается родной панели, то её можно отделать кожей, алькантарой, винилом, экокожей. Для доработок торпеду придётся снять с автомобиля. Кроме перетяжки, в стандартную панель довольно часто монтируют новые приборы, например, вольтметр, датчик температуры. Также иногда можно встретить «Жигули» с современными шкалами приборов, которые придают некий спортивный стиль и делают показания более читабельными.
Видео: перетяжка передней панели на примере ВАЗ 2106
Изменение обшивки
Основная масса рассматриваемых авто имеет обшивку салона, которая давно устарела и находится в печальном состоянии. Для обновления интерьера сперва необходимо выбрать цветовую гамму и определиться с отделочным материалом.
Сидений
Сегодня существует немало фирм, которые занимаются изготовлением чехлов и перетяжкой сидений. Изделия могут быть сделаны как под конкретную модель машины, так и по индивидуальным пожеланиям заказчика. Однако стоит учитывать, что установка чехлов на сидения является временным решением, поскольку они растягиваются и начинают ёрзать. Перетяжка кресел — вариант хоть и недешёвый, но более надёжный. Из распространённых материалов для подобной процедуры можно выделить:
- кожа;
- экокожа;
- алькантара;
- ткань.
Комбинация материалов позволяет получить оригинальные изделия.
Карт дверей
Вполне логично после обновления сидений выполнить отделку дверных карт. Изначально эти элементы обивались чёрным дерматином, а также низкокачественным пластиком. Чтобы улучшить эту часть салона, потребуется снять дверную обшивку, убрать старый материал, сделать выкройку из нового и закрепить его на каркасе. В качестве отделки могут использоваться перечисленные выше материалы.
Потолка
Потолок в «Жигулях» также является «больной» темой, поскольку он довольно часто провисает, пачкается и рвётся. Обновить потолок можно следующими способами:
- заменой обивки. При таком варианте предполагается демонтаж потолочного материала вместе с дугами. Дополнительно можно проклеить верх слоем шумоизоляции;
- отделкой поверх старого материала. Если старый потолок ещё не провис, то на него можно нанести новую отделку.
В качестве потолочного материала многие владельцы ВАЗ 2102 и других «Жигулей» используют карпет.
Тюнинг двигателя «двойки»
ВАЗ 2102 оснащались карбюраторные моторами объёмом 1,2–1,5 л. Мощность этих силовых установок колеблется от 64 до 77 л.с. На сегодняшний день они являются устаревшими и говорить о какой-то динамике автомобиля не приходится. Те владельцы, которых не устраивает мощность мотора, прибегают к различным доработкам.
Карбюратор
Самые минимальные переделки можно начать с карбюратора, поскольку внесение изменений в поступающую горючую смеси в камеры сгорания двигателя в той или иной степени влияет на динамические характеристики авто. Характеристики карбюратора можно изменить следующим образом:
- В вакуумном приводе дроссельной заслонки убираем пружину, что положительно отразится на динамике и незначительно на увеличении расхода топлива.
- Диффузор первичной камеры с маркировкой 3,5 меняем на диффузор 4,5, аналогичный второй камере. Также можно заменить распылитель ускорительного насоса с 30 на 40. В начале разгона динамика будет особенно заметна, при практически неизменном расходе бензина.
- В первичной камере главный топливный жиклёр (ГТЖ) меняем на 125, главный воздушный (ГВЖ) на 150. Если будет ощущаться недостаток динамики, то во вторичной камере меняем ГТЖ на 162, а ГВЖ на 190.
Более конкретные жиклёры подбираются под мотор, который установлен на автомобиле.
При желании внести кардинальные изменения в систему подачи топлива, можно рассмотреть вариант установки двух карбюраторов. В этом случае топливо будет распределяться более равномерно по цилиндрам. Для доработок потребуется два впускных коллектора от «Оки», а также два одинаковых карбюратора, например, «Озон».
Система зажигания
В системе зажигания, как правило, меняют контактный распределитель на бесконтактный с установкой сопутствующих элементов (свечи, проводка, коммутатор). Свечные провода ставят хорошего качества (Finwhale, Tesla). Оснащение мотора бесконтактной системой зажигания обеспечит не только лёгкий пуск, но и в целом беспроблемную работу силового агрегата, поскольку в бесконтактном трамблёре отсутствуют механические контакты, которые время от времени приходится чистить и регулировать.
Доработка ГБЦ
В процессе тюнинга двигателя без внимания не оставляют и головку блока. В этом механизме выполняют шлифовку каналов как по впуску топлива, так и по выпуску отработанных газов. Во время этой процедуры не только увеличивают сечение каналов, но и убирают все выступающие части, делая переходы плавными.
Кроме этого, ГБЦ оснащают спортивным распределительным валом. Такой вал имеет острые кулачки, посредством которых клапаны больше открываются, что способствует лучшему газообмену и увеличению мощности мотора. Одновременно следует установить более жёсткие пружины, что исключит зависание клапанов.
Одной из доработок головки блока является установка разрезной шестерни распредвала. Эта деталь позволяет более точно настроить механизм газораспределения и тем самым повысить мощность силовой установки.
Блок двигателя
Доработки блока мотора направлены на увеличение объёма последнего. Больший объём позволяет повысить мощность и динамику двигателя. Более высокая мощность при эксплуатации транспортного средства обеспечивает комфорт, поскольку высокий крутящий момент позволяет меньше раскручивать мотор из-за того, что тяга появляется на меньших оборотах. Увеличить рабочий объём можно следующими способами:
- изменением диаметра цилиндров;
- увеличением хода поршня путём замены коленвала.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2102 можно выполнить как при помощи серийных деталей, так и с использованием специальных элементов, рассчитанных именно на улучшение характеристик мотора. Если рассмотреть в качестве примера «копеечный» силовой агрегат, то цилиндры можно расточить до 79 мм в диаметре, а после установить поршневые элементы от 21011. В результате получим двигатель объёмом 1294 см³. Чтобы увеличить ход поршня, потребуется установка коленвала от «тройки», а ход поршня станет 80 мм. После этого приобретаются укороченные на 7 мм шатуны. Это позволит получить двигатель объёмом 1452 см³. Если одновременно выполнить расточку и увеличение хода, то можно поднять объём мотора ВАЗ 2102 до 1569 см³.
Нужно учитывать, что независимо от установленного блока, расточку более чем на 3 мм делать не рекомендуется, поскольку стенки цилиндров становятся слишком тонкими и ресурс двигателя значительно уменьшается, а также возникает вероятность повреждения каналов системы охлаждения.
Дополнительно к описанным процедурам необходима установка укороченных поршней и использование бензина с бо́льшим октановым числом.
Видео: увеличение объёма двигателя на «классике»
Внедрение турбонаддува
Одним из вариантов тюнинга классических «Жигулей» является установка турбины. Как и любые другие серьёзные доработки автомобиля, монтаж турбонаддува потребует немалых капиталовложений (около 1 тыс. долларов). Этот механизм обеспечивает подачу воздуха в цилиндры под давлением посредством отработанных газов. Из-за того, что на «двойке» установлен карбюраторный мотор, это вызывает определённые сложности:
- Поскольку подача горючей смеси в цилиндры происходит через жиклёры, подобрать необходимый элемент для обеспечения нормальной работы двигателя на всех режимах довольно проблематично.
- На турбированном моторе возрастает степень сжатия, что требует увеличения объёма камеры сгорания (установки дополнительных прокладок под ГБЦ).
- Потребуется правильная настройка механизма, чтобы воздух подавался согласно оборотам двигателя. Иначе объём воздуха будет чрезмерным или недостаточным по отношению к объёму топлива во впускном коллекторе.
Тюнинг выхлопной системы ВАЗ 2102
Во время проведения тюнинга классической «двойки» систему выхлопа также следует доработать. Прежде чем приступать к внесению изменений, нужно определиться с преследуемыми целями. Тюнинговать систему выхлопа можно несколькими способами:
- аудиотюнинг. Этот вариант подразумевает улучшение звука выхлопа на выходе из глушителя. Автомобиль, который имеет спортивное звучание, в совокупности с внешним тюнингом всегда считается стильным и оригинальным. В этом случае вместо штатного глушителя устанавливается прямоточный;
- визуальный. Такой способ позволяет усовершенствовать внешний вид выхлопной системы. Затраты на такие изменения будут минимальными, поскольку потребуется приобрести всего лишь насадку на глушитель, выполненную из хромированной нержавеющей стали;
- технический. Именно этот вариант предполагает увеличение мощности. Подобные доработки проводятся специалистами, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование и знания.
Выпускной коллектор
Доработка коллектора выпуска, как правило, предполагает обработку каналов и их шлифовку при помощи напильника и шарошек. Возможен также вариант установки заводского «паука». Конструктивно такая деталь выполнена из переплетённых и соединённых между собой труб. Установка изделия позволяет лучше продувать и очищать цилиндры от отработанных газов.
Штаны
Приёмная труба или как многие автомобилисты называют её «штанами», предназначена для соединения выпускного коллектора с резонатором. При установке на ВАЗ 2102 прямоточного глушителя, приёмную трубу придётся заменить из-за увеличенного диаметра глушителя. Таким образом, выхлопные газы будут выходить без сопротивления.
Прямоток
Прямоток или прямоточный глушитель представляет собой элемент выхлопной системы, посредством которого удаётся избежать появления противотока, т. е. продукты сгорания движутся в одном направлении. Прямоточный глушитель смотрится красиво и звучит эффектно. Рассматриваемое изделие выполнено из труб увеличенного диаметра и имеет сглаженные изгибы и меньшее число сварных швов. В трубе отсутствует шумопоглотитель, а непосредственно шум гасится геометрией самой трубы.
Конструкция прямотока направлена на то, чтобы отработанные газы легче выходили из мотора, что положительно отражается на увеличении КПД и мощности, хоть и ненамного (до 15% от мощности мотора).
Немало автовладельцев занимаются тюнингом своих авто, причём не только иномарок, но и стареньких «Жигулей». Сегодня предлагается широкий выбор всевозможных элементов для улучшения и видоизменения автомобиля. Исходя из своих возможностей и потребностей, можно создать идеальную машину под себя. Многое в тюнинге можно выполнить своими руками. Однако если дело касается изменения технических характеристик автомобиля, то эту работу лучше доверить специалистам.
Источник https://trends.rbc.ru/trends/industry/61b87bf09a7947abe304b05b
Источник https://ngs.ru/text/auto/2021/12/29/70338281/
Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tyuning/vaz-2102-tyuning.html
Источник