Сносит-заносит. Опытный гонщик подсказал, как правильно ездить зимой
Зимой сцепление шин с дорогой существенно ухудшается: снег и гололед делают поведение авто менее предсказуемым. Оттого срыв в занос (даже при аккуратном вождении) — далеко не редкость в холодный сезон. Сегодня вспоминаем, как избежать заноса зимой, а также вернуть машине устойчивость и управляемость в экстренной ситуации.
Для этого мы отправились на самый продвинутый белорусский стадион «Заря», который находится в Стайках. В предстоящее воскресенье здесь состоится очередной этап зимней серии автомобильных трековых гонок, а пока участники активно тренируются, чему мы несказанно рады: все собраны в одном месте, да и инструкторы как на подбор. На парковке нас ожидает Сергей Лапицкий — директор комплекса и многократный чемпион страны по трековым автогонкам, мастер спорта по автомобильному спорту в Беларуси. Он-то нам и расскажет о премудростях безопасного зимнего вождения.
На улице ощутимый мороз. Результат его ночных стараний можно ощутить под ногами — весь гоночный трек превратился в один большой каток, даже пройти непросто.
«Если водитель не стажируется, его уровень падает»
Показывать, как поступать в экстремальной ситуации, Сергей будет на подопытных автомобилях: переднеприводном Citroen Saxo и заднеприводных «Жигулях». Обе машины — с механической КПП.
«Жигули» подготовлены к автомобильным трековым гонкам в классе «Легенды СССР». За их основу взята стандартная версия модели с доработанной блокировкой дифференциалов и усиленной рамой.
А вот Citroen Saxo участвует в гонках на разных типах покрытий, поэтому технически он более серьезно усовершенствован. Тюнинг коснулся тормозной системы, подвески, несущая конструкция была усилена рамой, а на помощь двигателю пришел электронный блок, который увеличивает мощность хэтчбека.
— На мой взгляд, потеря управления зимой связана с обычной неуверенностью в своих действиях и страхом. Многие водители делают в экстренном случае все наоборот, даже те, кто знает, какие ошибки могут стать фатальными, — начинает ликбез Лапицкий. — У меня есть правило, которое я люблю произносить вслух: «В любой непонятной ситуации жми на газ». Стабилизировать автомобиль на переднем или заднем приводе можно только за счет использования акселератора.
Под ногами тает лед. Трогаемся с места правильно
Гонщик подчеркивает, что чаще всего машины не оснащены приборами противоскольжения, а шины автомобилей для городской эксплуатации не предусматривают наличие шипа (или же он небольшой — гражданский).
— Этой зимой у нас уже возникали ситуации, когда после оттепели лужи и мокрый асфальт превращались в очень скользкую зеркальную корку льда. Невозможно было не только ездить, но и ходить нормально, — вспоминает эксперт.
По словам Сергея, все движения при трогании с места на такой поверхности должны быть максимально плавными. Главная задача — это не допустить пробуксовки, причем данное правило касается обоих приводов.
— Еще одну ошибку на скользком покрытии чаще допускают водители заднеприводных автомобилей. Они пытаются начать движение на вывернутых колесах. Если передний привод еще как-то допускает подобные решения, то для заднего тронуться окажется практически невозможно: машина упрется в собственные вывернутые колеса.
Скользко. Переход на следующую передачу
Сергей Лапицкий поясняет, что переход на повышенную передачу в гололед особенно важен перед подъемом в горку.
— Перед водителем стоит задача быстро переключить передачу, потому что неопытные выпускники автошкол могут долго переключать, пока машина теряет разгон. Нужно максимально разогнаться на первой передаче, после чего мгновенно перейти на вторую и продолжать движение.
При подъеме с уклоном автогонщик не рекомендует останавливаться. В таком случае вновь тронуться с места будет очень сложно. Более того, автомобиль может утягивать вниз.
Как только транспортное средство преодолело препятствие, водителю стоит вспомнить о правильном торможении. Самое эффективное торможение на обледенелой дороге — двигателем. Ни в коем случае нельзя использовать накат, включив нейтральную передачу. «Потерявшая контроль тяги машина неуправляема. Авто управляется газом».
— В ледовых гонках вообще практически не используется педаль тормоза. В редких случаях прибегают к ступенчатому торможению, а наиболее частый способ — это именно торможение двигателем. Для этого нужно включить пониженную передачу и отпустить педаль акселератора, — поясняет Сергей. — Пожалуй, это самое действенное средство.
Существенная разница между спуском наблюдается у переднего и заднего приводов. Первый при загруженной передней оси становится более податливым к управлению, а у второго ведущая ось разгружена, за счет чего скорректировать движение авто можно умелыми нажатиями на педаль акселератора.
Как выйти из заноса и не разбить автомобиль?
— Лучший совет — это не доводить до ситуации, когда понадобятся приемы из контраварийного вождения, — убежден именитый гонщик. — Для этого надо правильно выбрать скорость движения и все свои действия совершать плавно. При соблюдении данных условий машина на переднем приводе будет постепенно входить в поворот, не пуская задние колеса в занос.
Переднеприводный автомобиль всегда едет туда, куда смотрят колеса |
Если вы все-таки неверно выбрали скорость и вошли в поворот с заносом, то сразу же меньше крутите «баранку». Неопытный автомобилист на переднеприводной машине поначалу сделает все правильно: поддаст оборотов и выкрутит руль в сторону заноса, вот только он может быть не готов вернуть его в исходное положение. А сделать это нужно обязательно, иначе авто улетит в отбойник.
Водитель входил в управляемый занос, гася скорость о снежный бурт, однако зацепился за обледеневшую глыбу, после чего машина перевернулась |
Если заднеприводный автомобиль уходит в занос, следует вывернуть руль в сторону заноса. Как только авто начнет возвращаться на прямолинейную траекторию, газ сбрасывается, а руль ставится в центральное положение. Произойдет торможение двигателем, которое без блокировки колес замедлит ускорившуюся заднюю ось и повысит вероятность успешного выхода из заноса.
Замедлить заднюю ось машины можно и стояночным тормозом. Однако для автомобилистов без пройденных курсов контраварийной подготовки тормозить «ручником» при заносе категорически не рекомендуется.
Погасить скорость уходящего в занос заднеприводного авто получится о снежный бортик рядом с дорогой. Специалист уточняет, что делать это стоит в крайнем случае (когда владелец уже не переживает о повреждениях кузова), позволяя задней части машины прикасаться к сугробам, за счет чего занос становится контролируемым. К сожалению, вряд ли новичку удастся проделать такое с первой попытки.
Колеса не крутятся, а машина едет! Что делать?
Нередко на заледенелых дорогах бывают ситуации, когда водитель все же ошибается и ударяет по педали тормоза изо всех сил. В итоге скорость движения автомобиля относительно поверхности выше, чем скорость движения колес.
— Задача сидящего за рулем в данной ситуации — уравнять скорость. Правда, есть еще один нюанс. Заведена ли машина в этот момент? По опыту гонок могу сказать, что в подобных случаях мотор может заглохнуть. Тогда необходимо резко выжать сцепление, бросить его, а затем провернуть ключ зажигания, подгазовывая и ловя момент. Неподготовленный человек так не сделает, именно поэтому я и говорю, что нам нужны дополнительные образовательные программы для водителей.
— Я повторяю с завидной регулярностью, что безопасными дороги будут тогда, когда на них окажутся люди, регулярно стажирующиеся на автотреках и повышающие свою квалификацию. Если опытные водители нередко ошибаются, то что говорить о новичках, которым получить навык практически негде.
Штурмуя сугробы, застрять не планировали
Оставаясь реалистами, мы с экспертом моделируем ситуацию: необходимо проехать по глубокому снегу. Ям и выбоин под ним не обнаружили, осталось дело за малым — пробить колею.
— В глубокий снег однозначно лезть не стоит, особенно если он тяжелый и влажный. В таком случае его нужно понемногу и целенаправленно раскатывать, — подчеркивает Сергей. — Проезжаем вперед на 10–15 см, выжимаем сцепление и откатываемся назад, тем самым утрамбовывая снег. Важно не допускать пробуксовок. Иногда стоит потратить время на подготовку колеи, нежели сразу с разгона въехать в снег и сесть на все мосты. Такое движение путем раскачки одинаково эффективно как для переднего, так и для заднего привода.
Если машина все-таки увязла, следует попробовать продвинуться задним ходом в пределах колеи. Проехав там один раз, высока вероятность того, что удастся и во второй. Главное, по словам эксперта, не выезжать за пределы колеи, иначе колеса окажутся на поверхностях с разной плоскостью, а выбраться будет очень трудно.
Поделившись с нами основными советами по контраварийному вождению зимой, Сергей отправился на тренировку. Перед уходом он напомнил, что в предстоящее воскресенье — 7 февраля — на стадионе «Заря» состоится третий этап Ice Racing. Заезды проходят в двух классах, среди которых «Легенды СССР» — с подготовленными автомобилями ВАЗ, а также «Лайт» — переднеприводные авто с объемом двигателя до 2 000 см3.
Вход для зрителей будет открыт с 12:00, официальное открытие и заезды по сетке стартуют в 13:00, а после них — около 16:00 — состоятся финальные заезды в каждом из классов. Билеты можно приобрести на входе. Все зрители получат возможность пройти в технический парк и взглянуть на автомобили участников, пообщаться с ними. Стоимость для взрослых — 15 рублей, детский билет (от 6 до 12 лет) — 8 рублей, до 6 лет вход бесплатный.
Как ездить зимой на переднем приводе
Холодное время года может принести немало неприятных хлопот автомобилистам. Если вы ездите на переднем приводе, вам не помешает знать основные правила, как ездить зимой на таком транспорте.
Преимущества переднеприводных автомобилей зимой
Водить автомобиль в зимнюю пору года на переднем приводе заметно легче, чем транспортное средство на заднем. Объясняется это тем, что силовой агрегат такого автомобиля расположен спереди. Из-за такого расположения возникает давление на переднюю ось больше, чем на заднюю. Таким образом, два колеса, которые являются ведущими, еще и имеют большее сцепление с дорогой. Да и в ситуации, когда ваш автомобиль забуксовал, можно поворачивая рулевое колесо выбраться из накатанной колеи.
Во время заноса
Если случилось так, что автомобиль начало заносить на невысокой скорости, необходимо предпринять несколько действий. Первым делом следует немного больше придать газу..
Внимание! Во время заноса на переднеприводном авто во время заноса руль необходимо выкручивать в сторону заноса автотранспортного средства. Если поступить наоборот, начать тормозить и пытаться вырулить в сторону дороги, то и без того неприятное положение можно ещё больше ухудшить. В таком случае появляется значительный риск полностью потерять управление.
Чтобы выйти из скольжения, следует выполнять несколько другие действия. В первую очередь, потребуется на непродолжительное время включить ручной тормоз. Это позволит приостановить вращение колес задней оси. Затем нужно немного надавить на педаль газа, а руль вращать в противоположную сторону заноса.
Если контроль автомобиля не удался и автомобиль все-таки начало крутить на дороге, водители с большим опытом советуют в таких ситуациях нажать педаль газа и сцепления, и ожидать пока средство передвижения остановится полностью. После этого у вас появится возможность живо убрать автомобиль с проезжей части. Начинающим автомобилистам стоит потренироваться в выполнении таких навыков перед тем, как садиться за руль переднего привода зимой.
Повышайте свое мастерство
Статистика гласит, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит именно зимой. Но в теплое время года аварии приводят к более трагичному результату. Это происходит из-за того, что во время гололеда у многих автомобилистов пропадает желание «погонять».
Больше всего повреждений приходится на крылья, задний и передний бампера. Основаниями для автомобильных аварий служат недостаточное мастерство вождения автомобиля на скользкой дороге и неверный выбор дистанции. Поэтому необходимо постепенно повышать свой уровень вождения. Сделать это можно, пройдя дополнительные курсы и переняв опыт у инструкторов.
Что советуют специалисты
Автоэксперты дают свои рекомендации, как ездить зимой на переднем приводе. Изначально необходимо позаботиться о том, чтобы технически автомобиль был подготовлен к зиме. На колесах обязательно должна быть зимняя резина. Резина не должна быть «лысой». В омыватель должна быть залита специальная жидкость, которая предназначена для использования во время морозов. Светотехника автомобиля должна быть исправна. Наличие шипов на резине необязательно.
Факт! На сухом асфальте устойчивость автомобиля даже хуже, чем на нешиповонанной зимней резине.
- Совет первый. Никаких резких движений.
- Совет второй. Не нужно сильно давить на газ во время езды зимой.
Из места парковки выезжайте на минимальной тяге. Уж лучше двигатель несколько раз заглохнет и прекратит свою работу, чем закопаться колесами и забуксовать. Если не вышло – можно начать «раскачивать» автомобиль. Газуете, отпускаете, нажимаете сцепление и снова жмете на педаль газа. Данный приём выбраться «враскачку» часто позволяет выехать в крайне трудной ситуации. К соседним машинам на стоянке лучше не парковаться в плотную.
Так если машина начнет соскальзывать, то она не зацепит другие автомобили. Если остановка недлительная – лучше не прижиматься к тротуарам. Там снега больше, чем на основной части дороги. Заехать на скорости туда можно запросто. А вот выехать не всегда так же просто. Если дорога имеет крутой подъем, следует подумать, будет ли возможность сдать назад задним ходом, если не выйдет подняться вверх. При наклоне дороги велика вероятность, что колеса начнут безрезультатно буксовать.
Вспомогательные советы
Что еще стоит учесть для понимания, как ездить зимой на переднем приводе? Как правило, многие автомобилисты утверждают, что они выбирают передний привод, так как часто передвигаются в зимнюю пору года. Дескать, их автомобили практически не сталкиваются с пробуксовками, чувствуют себя уверенно, как в повороте, так и на прямом отрезке дороге.
В самом деле, благодаря конструктивным особенностям, расположению двигателя, коробки передач и других узлов автомобиль более управляемый. Вес больше распределяется на переднюю ось машины и сцепление с дорожной поверхностью возрастает, а передние колеса являются ведущими, что тоже отражается на возможности выбраться из колеи и на управлении в целом. В теории это так.
Однако случается и такое, что на повороте имеется гололед и машина просто становится неуправляемой. Как бы водитель не пытался вращать рулевое колесо, машина все скользит прямо. Обычно неподготовленные водители в такой ситуации поворачивают руль в нужном им направлении еще сильнее и выжимают педаль тормоза, а это приведет к полной потери контроля. Опытные автогонщики твердят, чтобы не бросали педаль газа. Но есть и другие способы вывести машину из заноса.
Анализируя то, как лучше ездить зимой на переднем приводе, важно понять несложную догму. Если занесло передние колеса – вернуть управление поможет только скольжение задних колес. Последнее обеспечивается различными способами, смотря какова скорость авто. Если движетесь на малой скорости, то достаточно несильно поднять ручник или легонько придавить педаль ускорения. Во время этого газ категорически отпускать нельзя, а даже будет лучше его нажать еще сильнее.
Основная разница управляемого заноса на переднеприводных автомобилях, в отличие от заднеприводных, это то, что колеса необходимо направлять в ту сторону, куда мы хотим двигаться. А если скорость машины не превышает 50 км/ч, то стоит повернуть руль на короткое время в сторону заноса и немного «газовать». Эти меры помогут устремить вашу машину в «правильное русло».
Как правильно тормозить на механике? Часть 1
В одной из прошлых статей я рассказал о том, как правильно тормозить, в общем и целом. Но для многих водителей остается открытым вопрос: «Как правильно тормозить на авто с механической коробкой передач?». И тут возникает много попутных вопросов: выжимать педаль сцепления или нет, включать нейтраль или нет, понижать передачи или тормозить на одной передаче и так далее. Поговорим…
Сразу уточню, в большей части статьи речь пойдет о служебном, штатном, повседневном торможении. В конце статьи я расскажу также и об экстренном торможении на механике. И для начала перечислю основные мысли из трех предыдущих статей: «Крутящий момент двигателя», «Движение накатом» и «Минусы автомата».
Что такое безопасное вождение?
Вы ведете машину безопасно, если в любой момент времени у вас есть возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневр можно совершить тремя основными способами:
1. Изменение направления движения (действия рулем)
- торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
- торможение двигателем (отпускание педали газа)
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Если сцепление шин с дорогой хорошее и машина исправна, она всегда хорошо отреагирует на ваши действия рулем и тормозом – повернет или затормозит. С педалью газа, то бишь с ускорением и торможением двигателем, дело обстоит сложнее. «Газ» активен не всегда, а только при выполнении следующих условий:
1. Должна быть включена передача.
2. Должна быть включена та передача, при которой двигатель имеет запас тяги.
Должна быть включена передача
То есть вы не едете накатом: не выжимаете сцепление и не включаете нейтральную передачу. Как только вы перешли на накат – потеряли педаль газа в качестве инструмента управления авто.
Отсюда первый вывод: на «механике» правильно тормозить на передаче до полной остановки. Полностью исключите движение накатом из повседневной езды.
Давайте вспомним, для чего мы выжимаем педаль сцепления при торможении? Чтобы двигатель не заглох. А когда глохнет двигатель? Когда его обороты упадут ниже холостых. Обычно холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру, и где-то до 500 мотор еще «терпит», дергается, но работает. Ниже 500 – уходит в отключку. И помните, что мотор не заглохнет ни на 2000 об/мин, ни на 1500 об/мин, ни тем более на 3000 об/мин. А только ниже холостых. Поэтому смело тормозите при включенной передаче и следите за тахометром. Понятно, не все время смотрите, а периодически бросайте быстрый взгляд 🙂 Основное внимание – на дорогу вперед и также коротко – в зеркало заднего вида (а вдруг авто сзади не успевает затормозить за вами?). Смотрите на тахометр и выжимайте педаль сцепления, когда стрелка приблизится к 1000 об/мин.
Возможно, вы сейчас подумали, что еще мы выжимаем педаль сцепления или включаем нейтраль при торможении, чтобы сэкономить топливо? Это не так, поскольку на современных машинах при торможении на включенной передаче подача топлива в мотор полностью прекращается, в то время как при накате мотор потребляет 1-2 литра в час топлива. Читайте об этом подробнее в статье «Движение накатом».
Запомните: нейтральная передача – технологическая необходимость и нужна только для того, чтобы водитель мог переключать передачи, а мотор – работать при остановленной машине. Но никак не для того, чтобы включать нейтралку во время движения! Аналогично дело обстоит с педалью сцепления. Она нужна, чтобы можно было плавно тронуться, переключать передачи и не заглохнуть во время остановки. И не для того, чтобы ее выжимать во время движения.
Должен быть запас тяги двигателя
Передача включена не просто любая, а именно та, которая обеспечит режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. Другими словами, при торможении стрелка тахометра не должна опускаться ниже 2500 об/мин (кроме I и II передач), если мы говорим про стандартный атмосферный бензиновый мотор. Если мотор бензиновый с наддувом, эта грань ниже – в районе 2000 об/мин. Если у вас дизель, эта грань еще ниже – в районе 1500 об/мин.
Что это означает для нас на практике? А то, что нужно не просто тормозить на передаче, а включать пониженные передачи по мере снижения скорости, чтобы поддерживать рабочие обороты двигателя.
Если помните, в статье «Крутящий момент двигателя» я писал о двух зонах тахометра: экономичной и скоростной. Для атмосферного бензинового мотора граница между этими зонами находится в районе 3000-3500 об/мин. Это значит, при штатном разгоне нужно переключать передачи вверх каждый раз по достижении стрелкой тахометра этих значений. По ощущениям разгон на каждой передаче до 3000 об/мин – плавный, спокойный, а если «докручивать» до 3500, разгон будет чуть более активным, «живым». Но важнее другое – после каждого переключения на 3500 стрелка опускается в район 2500 об/мин, после чего водитель снова продолжает разгон до 3500. В итоге при разгоне стрелка «гуляет» от 2500 до 3500 об/мин и обратно на каждом переключении передачи вверх.
Аналогично стрелка тахометра должна себя вести и при торможении: тормозите (двигателем или тормозом, неважно) и поглядываете на тахометр. Как только стрелка дошла до 2500 об/мин, включаете пониженную передачу, и стрелка поднимается в район 3500 об/мин. Продолжаете торможение и ждете, пока она снова опустится до 2500. Снова включаете пониженную и так далее до II передачи, на которой уже тормозите до полной остановки. И выжимаете педаль сцепления, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин, после чего уже тормозите накатом до полной остановки машины.
Зачем нужен крутящий момент при торможении?
Ожидаю с вашей стороны вопрос: «Для чего все это нужно? Почему нельзя просто нажать на тормоз и остановиться?» Конечно, можно и просто нажать на тормоз. Но в вождении автомобиля многие действия и их последствия носят вероятностный характер. Делая то или другое, мы повышаем или понижаем вероятность ДТП. И торможение по принципу «просто тормоз» вполне безопасно с точки зрения торможения самого по себе, но совсем не безопасно с точки зрения «а вдруг во время торможения что-то произойдет». Приведу пару примеров.
Уход от наезда сзади
Представим себе ситуацию: вы подъезжаете к повороту, собираетесь повернуть налево, включаете «поворотник» и начинаете тормозить. Ваша скорость была, скажем, 60 км/ч, вы ехали на IV передаче и на ней же тормозите. До начала торможения тахометр показывал что-то около 2000 об/мин, после чего стрелка ушла ниже по мере снижения скорости. Вдруг в зеркале заднего вида вы обнаружили быстро приближающийся к вам авто, который явно не успевает оттормозиться и норовит въехать вам в багажник, о чем даже нервно сигналит вам фарами и «гудком». Выход? Отказаться от поворота и проехать прямо, перестав тормозить и резко ускорившись. А на деле у вас все еще включена IV передача, тахометр показывает уже меньше 1500 об/мин, что означает полную потерю тяги мотора (даже в случае наличия турбины или дизельного двигателя). Вы судорожно топчите газ, но ничего не происходит, машина не ускоряется. Времени на переключение нет, да и какую передачу включить – тоже не понятно…
Переиграем ситуацию: вы тормозите и включаете пониженные передачи по мере снижения оборотов двигателя. И вот вы заметили летящий на вас сзади авто, а под рукой уже готова II передача, тахометр показывает 3000 об/мин, машина послушно реагирует на нажатие педали газа и вы резво уходите вперед, избегая столкновения.
Снос автомобиля
Или еще пример. Вираж дороги, вы оттормозились, вошли в поворот и уже на дуге поняли, что скорость слишком высока. И вот передние шины теряют сцепление с дорогой, траектория поворота распрямляется, а машина направляется на обочину встречной полосы…
Что же делать, если начался снос? Есть разные варианты, но наиболее приемлемый «гражданский» вариант – отпустить педаль газа, то есть применить торможение двигателем, тем самым, снизить скорость и дождаться, пока шины восстановят сцепление с дорогой. После чего продолжить движение в первоначально заданном направлении.
Как вы понимаете, если в повороте была включена нейтральная передача, описанный выше прием невозможен в принципе, поскольку на нейтрали автомобиль не управляется педалью газа. Далее, если передача все-таки включена, скажем, пятая, а скорость была 70 км/ч, то тахометр показывал бы точно меньше 2000 об/мин. Значит тяга мотора на минимуме, и торможение двигателем будет очень слабым.
Идеально, если на дуге скоростного поворота тахометр показывает 3000-3500 об/мин, что для 70 км/ч на большинстве машин соответствует третьей передаче. Тогда торможение двигателем даст явный эффект и с большей вероятностью позволит прекратить снос автомобиля и избежать ДТП.
И это только два примера из множества других, где может понадобиться экстренный разгон или торможение двигателем.
Крутящий момент и безопасность
Отсюда вывод: при снижении скорости включайте пониженные передачи, и тогда вы повысите безопасность своего движения. Включайте пониженную передачу каждый раз при снижении стрелки тахометра до 2500 об/мин на атмосферном бензиновом моторе, до 2000 на турбированном бензиновом моторе и до 1500 на дизельном моторе. Можно и при более высоких оборотах, это уже на ваше усмотрение. Но точно не при более низких, я здесь привожу нижние усредненные границы. Рекомендую вам уточнить значения максимального крутящего момента для вашей машины и при переключении передач отталкиваться от этого.
Особенно актуально включение пониженной передачи при движении в повороте, так как автомобиль на дуге намного менее устойчив, чем на прямой. Детали и практика – на курсах «Магия переключения передач», «Вождение по гоночной трассе» и «Курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Кстати, обратите внимание на тахометр вашего авто. Он пронумерован примерно до 7000 об/мин, если у вас бензиновый мотор, и тысяч до 5, если дизель. Задумайтесь, для чего-то же в машине предусмотрены такие высокие обороты? И вот вопрос: для чего, если среднестатистический водитель держит обороты в районе 1500-2000? Если вы относитесь к числу таких водителей, хороший повод задуматься о правильности манеры езды…
Что сначала: торможение или переключение передач?
Остановлюсь подробнее на вопросе «что сначала: тормозим, а потом переключаемся, или переключаемся, а потом тормозим?». Есть разные мнения на эту тему, и многие автогонщики – профессионалы своего дела – сходятся во мнении на том, что нужно сначала тормозить, и только потом переключаться. В частности, об этом пишет в своих книгах уважаемый мною Михаил Горбачев.
На мой взгляд, не все так однозначно, внесу некоторые уточнения, после чего все встанет на свои места. Еще раз ответим на вопрос: для чего мы переключаем передачи вниз при торможении? Для того чтобы сохранить нужные нам обороты двигателя и не потерять тягу мотора. Зачем нужна тяга мотора при торможении – подробнее читайте выше, а здесь я еще раз опишу вкратце основные моменты:
- для возможности интенсивного ускорения во избежание столкновения;
- для возможности торможения двигателем во избежание потери управляемости;
- для создания антиблокировочного эффекта тормозам. Это актуально для старых машин без АБС, и здесь я не буду рассматривать этот вопрос. Скажу коротко: если у вас такой автомобиль – включайте пониженные передачи – и будете тормозить еще безопаснее.
Есть и еще один момент – спортивный:
- для возможности интенсивного ускорения на выходе из поворота и сокращения времени прохождения гоночной трассы.
На гонках тормози
Именно последний пункт наиболее важен для гоночного вождения и именно поэтому гонщики всегда переключают передачи вниз при торможении. При этом они переключаются не на средних оборотах, как рекомендую делать я для городской езды – при 2500 об/мин, а на высоких: так, чтобы после переключения стрелка тахометра поднималась до красной зоны. А машина в гоночном режиме на прямой идет в режиме интенсивного разгона, стрелка тахометра находится в скоростном диапазоне и к концу прямой часто достигает красной зоны. Понятно, что в этой ситуации гонщик не может и не должен переключаться перед торможением, поскольку в этом случае стрелка тахометра зашкалит. Сначала он тормозит, обороты от максимальных снижаются, скажем, от 7000 до 5000, после чего он переключает передачу вниз, поднимая обороты снова до максимальных – 7000 об/мин в нашем примере.
В городе переключайся
Что же касается городской езды, то в штатных режимах стрелка тахометра обычно находится в экономичном режиме: 2000-3500 об/мин. При разгоне доходит до верхней границы зоны – 3500 об/мин, а при установившемся движении оптимальные обороты – 2500 об/мин. Теперь вспомним, что переключаться вниз желательно при достижении стрелкой тахометра как раз 2500 об/мин. Выходит, в такой ситуации – сначала переключение, затем торможение.
Мне иногда возражают, мол, ты пока переключишься, пройдет время, и ты потеряешь в торможении. Друзья, мы же не на гонках. Если вам нужно нажать на тормоз за 100 метров до светофора, почему нельзя спрогнозировать это заранее и начать переключаться вниз за 110 метров? И после переключения – как раз за 100 метров до остановки – перейти к торможению, что сложного-то? Применяйте навыки защитного вождения!
Можно, конечно, сначала тормозить, но мы тут же потеряем обороты, стрелка тахометра уйдет вниз за 2000, тогда какой смысл в переключениях вообще? Мы же переключаемся не ради физзарядки для рук и ног, а ради поддержания нужных нам оборотов мотора. Значит, мы должны это делать своевременно и руководствоваться показаниями тахометра, а не моментом нажатия на педаль тормоза. Если обороты высокие и переключаться рано – тормозите, а потом переключайтесь. Если обороты уже низкие, и пора переключаться – переключайтесь и тормозите потом. Понижение передач и торможение – два независимых процесса, они могут существовать как вместе, так и по отдельности друг от друга. Водитель может вообще не касаться педали тормоза, а тормозить только двигателем и понижать передачи. Тогда фраза «сначала жмем на тормоз, а потом переключаемся» вообще не имеет смысла.
Так что, друзья, будьте гибкими и применяйте те или иные приемы вождения разумно.
В следующей статье – конкретные приемы торможения и рекомендации по их использованию.
Источник https://av.by/news/snosit-zanosit-opytnyj-gonshchik-podskazal-kak-pravilno-ezdit-zimoj
Источник https://mensdrive.ru/poleznye-stati/zimoj-na-perednem-privode
Источник https://kaminsky.su/blog/kak-pravilno-tormozit-na-mehanike-chast-1
Источник