От чего зависит тормозной путь автомобиля и как его можно рассчитать
При покупке нового автомобиля, будущий автовладелец уделяет все свое внимание параметрам и функционалу авто. Ему не требуется проверять состояние подвески, чистоту фильтров, а также работоспособность двигателя. И все благодаря тому, что авто еще не имеет пробега. Однако при покупке автомобиля «с рук», его будущему владельцу необходимо проверить все состояние ТС, и в частности значение тормозного пути. Ведь этот показатель будет говорить о самом главном – исправности тормозной системы.
Что такое тормозной путь
Тормозной путь – это расстояние, требуемое автомобилю для его полной остановки с момента приведения в действие тормозного механизма. Иными словами, это то количество метров, через которое ТС остановится после нажатия педали тормоза. Однако данное определение отражает лишь саму суть тормозного пути, но не помогает определить конкретное расстояние до полной остановки. А все потому, что на процесс торможения влияет множество факторов.
От чего зависит значение тормозного пути
Значение параметра тормозного пути зависит от многих факторов. Одни из них зависят от самого владельца авто (например, поддержание исправности тормозной системы и умение правильно ее задействовать), а другие – от внешних факторов, например:
- от состояния дорожного полотна;
- его качество;
- от погодных условий (наличие воды или снега на полотне).
Вследствие этого можно сделать вывод, что значение данного параметра непостоянно. Ведь оно будет меняться равнозначно изменению внешних условий.
Формула расчета тормозного пути
Прежде чем рассчитывать параметр тормозного пути, следует понять, что существует 2 типа торможения – плавное и экстренное. В зависимости от того или другого типа торможения, будет различаться и формула расчета тормозного пути:
Для плавного торможения: Сд/2к1к2 = Тп, где
- Сд – скорость движения авто, м/с;
- к1 – коэффициент ускорения силы тяжести (неизменное значение, равное 9,81 м/с 2 );
- к2 – коэффициент сцепления шин с дорогой (динамичное значение, связанное с состоянием дорожного полотна, имеющее диапазон значений от 0,10 до 1);
- Тп – тормозной путь, м.
Чем лучше состояние дороги, тем выше значение коэффициента сцепления. Например, для чистого асфальтированного полотна он равен 0,8. Для экстренного торможения: (Сд/2к1к2)/2 = Тп.
Пример расчета тормозного пути
Если автомобиль движется со скоростью 84 км/ч (или 23 м/с – необходимый перевод данного параметра, рассчитываемый как 84*1000/3600) по чистому асфальтобетонному покрытию, то его средний тормозной путь будет равен 23/(2*9,81*0,8)= 1,46 метров.
Соответственно, для расчета экстренного тормозного пути, данное значение будет делиться еще на 2, и составит – 0,73 метра. Если при движении по аналогичному покрытию и с заданной скоростью, реальное значение стандартного тормозного пути окажется гораздо выше установленной «нормы» в 1,46 метров, то будет не лишним провести осмотр ТС на предмет исправности тормозной системы!
Что такое тормозной путь автомобиля и от чего он зависит?
Одним из важных параметров безопасности является тормозной путь автомобиля. Способность машины быстро снижать свою скорость до нуля всегда будет цениться среди автовладельцев. Но что такое тормозной путь и от чего он зависит?
Что называется тормозным путем?
Тормозной путь – расстояние, которое требуется автомобилю, чтобы остановиться с момента начала работы системы торможения.
Под данным термином подразумевается отрезок пути, который машина преодолевает с момента начала срабатывания тормозной системы до полной остановки транспортного средства. Некоторые водители путают это понятие с «остановочным путем», но не смотря на схожесть в названии, есть четкая смысловая разница.
Тормозной путь – это способность автомобиля, точнее, показатель его возможности экстренно совершить быструю остановку. Чем он меньше, тем больше шансов остаться в живых при ДТП. Короткий тормозной путь может запросто спасти жизнь невнимательному пешеходу, ребенку или появившейся на дороге собаке.
Что подразумевают под остановочным путем?
Остановочный путь – расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки
Минимальное время реакции водителя – 0,4с. Чтобы остановить машину, ему вначале нужно обработать информацию о ситуации на дороге. Рефлексы помогают нам быстро нажать педаль тормоза, но реакция и осмысление происходящего тоже требуют некоторого времени. За это время автомобиль проезжает на заданной скорости какое-то расстояние, прежде чем начинается торможение.
Остановочный путь образуется из суммы тормозного пути и расстояния, отведенного на время реакции водителя. По-другому это определение звучит так: это небольшой отрезок дороги, который преодолевает автомобиль или любое другое транспортное средство с того самого момента, когда шофер заметил опасность до полной остановки. Вполне естественно, что остановочный путь будет всегда и при любых условиях больше тормозного.
При этом тормозной путь автомобиля будет всегда одинаков, даже если за рулем сидят разные водители. Тормозная система работает всегда одинаково при выжиме педали тормоза до упора. А вот различия в остановочном пути существенны. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, который находится за рулем, а также от его состояния. К примеру, не трезвый водитель имеет более длительное время реакции, а, следовательно, больше остановочный путь. Поэтому можно сделать вывод, что этот параметр больше относится к самому человеку и лишь во вторую очередь — к машине.
Что такое формула тормозного пути
В специальных дорожных службах, на испытательных автомобильных полигонах, автопроизводители, сотрудники исследовательских центров и просто люди, близкие науке, стараются вычислить данный параметр автомобиля, посредством испытаний и даже на стадии проектирования.
При торможении автомобиль подчиняется законам физики, а значит, его тормозной путь можно рассчитать. Формула, позволяющая его определить, звучит следующим образом: тормозной путь равен отношению скорости автомобиля в момент начала торможения в квадрате, помноженному на тормозной коэффициент, к 254 помноженным на коэффициент сцепления с дорожным покрытием.
Данная формула уже давно применяется практически во всех подразделениях ГИБДД и является наиболее точной.
Как найти тормозной путь?
Найти его не сложно. Достаточно подставить в уже имеющуюся формулу значения:
Допустим, что скорость автомобиля в момент начала торможения составляет 110 километров в час. Чтобы подставить коэффициент сцепления шин с дорогой, необходимо обратиться к табличным значениям. Допустим, дорожное покрытие — мокрый асфальт. Согласно табличным данным, коэффициент на данном покрытии будет равен 0,45. Коэффициент торможения для легковой машины составляет 1. Таким образом, тормозной путь легковушки составит 98-100 метров.
При этом остановочный путь будет немного длиннее тормозного. При 100 метрах тормозного пути, остановочный составит около 120 метров, учитывая среднее время реакции водителя на изменяющуюся дорожную обстановку около 1 сек.
Что влияет на длину тормозного пути?
Тормозной путь зависит от множества факторов. Поэтому при расчете можно смело увеличивать или уменьшать показания, исходя из:
- состояния покрышек;
- средней скорости движения;
- общее состояние машины, включая тормозную систему;
- особенности дороги — асфальт, гравий, грязь или снег;
- наличие или отсутствие АБС в машине;
Начать следует с самой популярной системы — АБС. Многие автовладельцы ошибочно полагают, что антиблокировочная система колес должна уменьшать тормозной путь. На самом деле, она просто сохраняет управляемость автомобиля при попытке оттормозиться юзом.
Учитывая особенность работы ABS, она чисто физически не может сократить тормозной путь автомобиля, поэтому торможение юзом при равных условиях будет эффективнее.
Скорость движения
Как уже ясно из формулы средняя скорость движения оказывает большое влияние на длину этого пути. Чем быстрее движется машина, тем дольше она будет останавливаться, следовательно, тормозной путь прямо пропорционален этому параметру.
Техническое состояние автомобиля
Немаловажное значение имеет и исправность автомобиля. Есть множество факторов, которые могут оказать влияние на способность быстро останавливаться. К примеру, состояние тормозных дисков и колодок. Если диски кривые, то эффективность торможения будет снижаться, ровно так же, если бы колодки были изрядно стерты.
Другой негативный момент — вообще отсутствие тормозов на одном из контуров. К примеру, на старых автомобилях сильно страдают задние барабанные тормоза из-за недобросовестного обслуживания. Из-за этого эффективность торможения серьезно снижается, а значит, увеличивается путь необходимый для остановки.
Дорожное покрытие
Вид дорожного покрытия также влияет на длину этого пути. Машина по-разному будет вести себя на грязи, асфальте или гравийном покрытии. Для торможения нужна хорошая сила трения, поэтому лучшими характеристиками для сцепления шин с дорогой обладает асфальт. Его коэффициент сцепления составляет 0,8 для сухого покрытия и 0,45 для мокрого. При этом худшим принято считать лед — всего 0,1.
Проблема мокрого асфальта состоит в том, что на его поверхности создается маленькая водяная пленка. При торможении, шина собирает большое количество воды перед собой и скользит по ней, увеличивая тормозной путь автомобиля. Зимой эта проблема актуальна, но при этом создает опасность и гладкая поверхность льда. Резине сложнее за нее зацепиться, даже шипованной.
Состояние покрышек
Последним, но тоже очень важным фактором сцепления шин с дорогой в процессе торможения является их состояние. Чем ниже остаточная величина протектора, тем большее расстояние пройдет автомобиль при торможении.
Рисунок протектора имеет большое значение. Если его нет, покрышке попросту нечем цепляться за поверхность дороги, отсюда низкое трение, особенно на гололеде и мокрой дороге. Если на шине остается достаточно большая толщина протектора, то сила трения возрастает и автомобиль быстрее снижает свою скорость.
Особого внимания заслуживают летние и зимние шины не по сезону. Применение летних шин зимой чревато очень длительным торможением. Летняя шина при низких температурах становится жесткой и не способна держаться за дорогу. Зимняя резина, напротив, слишком мягкая и буквально «плавает» по асфальту зимой. Мягкая резина будет дольше скользить по асфальту, прежде чем остановится.
Влияет ли масса машины?
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что вес машины может оказывать большое влияние на длину тормозного пути. На самом деле, это не так, даже если машина движется с горы. Масса лишь увеличивает кинетическую энергию, а она, в свою очередь, перегревает тормоза, снижая их эффективность. При условии, что автомобиль будет загружен до разрешенной массы, тормозной путь его будет одинаковым с другим таким же автомобилем, но с меньшей массой. Чтобы не перегреть тормоза, рекомендуется использовать торможение двигателем на спуске.
Как уменьшить тормозной путь?
Зная о причинах большого тормозного пути, проблему можно решить несколькими способами:
- Привести техническое состояние автомобиля в порядок. Здесь подразумевается полностью обслуженная тормозная система. Колодки должны иметь достаточную толщину, а диски не должны иметь биений. Все рабочие тормозные цилиндры не должны иметь подклиниваний.
- Следите за шинами. Резина должна иметь остаточную величину протектора в пределах нормы. Эту норму задают в ПДД и перечне неисправностей, с которыми эксплуатация автомобиля запрещена. Она составляет не менее 1,6 мм.
- Двигаться с меньшей скоростью. Если вы не уверенны в тормозном пути своего автомобиля, значит, необходимо сбавить скорость. Скорость — это 60% влияния на тормозной путь машины, а потому этот параметр необходимо контролировать.
- Используйте торможение «педаль в пол». Если сохранение управляемости в данный момент не в приоритете, то торможение с полной блокировкой колес будет самым эффективным. К сожалению, на автомобилях с АБС повлиять на это никак нельзя.
- Выбирайте погодные условия. Состояние дороги будет напрямую зависеть от погоды. Если осадков ожидается много, имейте ввиду, двигаться придется медленнее обычного. Хорошим вариантом для поездки является — солнечный летний день.
- Не перегревать тормозные колодки. Чтобы сохранить их эффективность в экстренной ситуации, для торможения можно использовать двигатель машины.
Поможет ли торможение двигателем снизить тормозной путь?
На отдельных участках дорог, к примеру, затяжных спусках, целесообразнее использовать торможение двигателем. Суть данного способа заключается в том, что водитель отпускает педаль газа, двигаясь на передаче и замедляется за счет падения оборотов двигателя.
Но помогает ли этот способ сократить расстояние, необходимое для торможения? Нет. Как было сказано ранее, чтобы остановить машину перед внезапно возникшим препятствием, необходимо тормозить юзом и создать максимальное трение с дорожным покрытием. Подобный способ торможения поможет лишь сохранить управляемость автомобиля и не допустит перегрева колодок, но использовать его, как средство сокращения тормозного пути – неправильно.
Скорость движения и тормозной путь автомобиля.
презентация к уроку (7 класс) на тему
Презентация для классного часа в 7 классе «Скорость движения и тормозной путь автомобиля».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_dvizheniya_i_tormoznoy_put.pptx | 2.24 МБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скорость движения и тормозной путь автомобиля
Скорость движения и тормозной путь автомобиля Основой безопасного управления автомобилем является умение водителя предвидеть изменение дорожной ситуации. В каждый момент времени водитель должен знать и контролировать ситуацию вокруг своего автомобиля, анализировать намерения других участников движения и в связи с этим корректировать свои действия, т.е. заранее изменять скорость, интервал и дистанцию так, чтобы движение было более безопасным и всегда оставалось место для маневра.
Скорость движения Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия, особенности и состояние автомобиля и груза.
Скорость движения В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. На отдельных участках дорог населенных пунктов скорость может быть выше, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение и установлены соответствующие знаки.
Скорость движения и тормозной путь автомобиля Важной составляющей безопасной езды является выбор скорости для безопасного движения в конкретной ситуации. Общее правило по выбору скорости движения выглядит так: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости . Это относится к проезду перекрестков с ограниченным обзором, к движению по узким переулкам, в «закрытых» поворотах. Особенно актуально это правило при движении в темное время суток, во время тумана, дождя, снегопада.
Скорость движения и тормозной путь автомобиля Есть специальная формула для вычисления тормозного пути с применением коэффициентов, в зависимости от автомобиля и состояния дорожного покрытия, но суть не в этом. Остановочный путь автомобиля — это тормозной путь плюс время реакции водителя. И он всегда больше тормозного пути. В темное время суток, в гололед это расстояние увеличивается.
Остановочный путь автомобиля
Остановочный путь автомобиля Тормозной путь зависит: От скорости движения; От состояния колес и тормозной системы; От состояния дороги; Погодных условий; Способа торможения; Веса автомобиля. Время реакции водителя зависит: Физического состояния водителя; Возраста; Водительского опыта.
Тормозной путь При увеличении скорости тормозной путь увеличивается в несколько раз на сухой дороге; На 30% на мокрой дороге; Примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом; В 5 раз, если асфальт покрыт льдом.
Тормозной путь Скорость движения в км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Тормозной путь в метрах по сухой дороге 0,65 2,6 5,8 10,4 16,3 23,5 32,1 41,9 53,0 65,5 По мокрой дороге 0,85 3,4 7,5 13,5 21,3 30,5 41,7 54,5 68,9 85,2 По дороге покрытой льдом 3,3 13,0 29 52,0 81,5 116 160 209 265 327
Движение пешеходов Участниками дорожного движения, кроме водителей и пассажиров транспортных средств, являются и пешеходы. Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Переход проезжей части пешеходом разрешен по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов разрешается переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны
Движение пешеходов Для безопасности движения пешеходы, как и водители, должны не только строго соблюдать правила дорожного движения, но и оценивать ситуацию вокруг.
ДТП с участием детей в Миассе По статистике, в нынешнем году на территории Челябинской области зарегистрировано 4479 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 24 ребенка погибли и 455 детей получили травмы. В 143 происшествиях дети пострадали по собственной неосторожности.
На территории Миасского городского округа зарегистрировано 14 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых 16 детей получили травмы. В девяти ДТП дети пострадали по своей неосторожности.
Движение пешеходов Надо помнить: Машина быстро остановиться не сможет; Водитель может поздно заметить пешехода в темное время суток, при ограниченной видимости.
Движение пешеходов Учитесь не только видеть, но и слышать улицу; Обращайте внимание на сигналы автомобилей (указатели поворота, заднего хода, тормоза); Контролируйте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля; Учитывайте при переходе через улицу дорожные и климатические условия, скорость движения автомобилей.
Источник http://avtoelektrik-info.ru/sovety/ot-chego-zavisit-tormoznoj-put-avtomobilya-i-kak-ego-mozhno-rasschitat
Источник http://spbavtoshkola.ru/blog/chto-takoye-tormoznoi-put-avtomobilya
Источник http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/11/22/skorost-dvizheniya-i-tormoznoy-put-avtomobilya
Источник