Нужно ли менять тормозную жидкость в машине
Тормозная жидкость используется практически в любом современном легковом автомобиле. При помощи этой жидкости передается усилие от педали к рабочим тормозным цилиндрам. Жидкость является важным компонентом системы тормозов, и следить за состоянием и уровнем данного расходника нужно наиболее пристально. Ведь от эффективности и надежности тормозов зависит не только целостность автомобиля и безопасность движения, но и жизнь самого водителя.
Многие автовладельцы иногда сталкиваются с необходимостью замены жидкости для тормозной системы, но как часто это нужно проделывать, и какие симптомы говорят о том, что жидкость нужно менять – мало кто знает.
Общая информация
Любой автомобиль приводится в движение при помощи двигателя, а каждый двигатель имеет несколько цилиндров. Но цилиндры есть не только в силовой установке. Они также имеются и в системе торможения. Данная система состоит из двух типов цилиндров:
- Главного.
- Рабочих.
Поршень главного цилиндра приводится в движение при помощи тормозной педали. Данный поршень создает давление в цилиндре, и это давление при помощи тормозной жидкости передается на поршни рабочих цилиндров. Эти исполнительные устройства установлены на каждом колесе, и с их помощью осуществляется воздействие на тормозные колодки.
Чтобы тормоза были эффективными и надежными, в тормозной системе используется специальная жидкость. Данная жидкость имеет необычный состав, и разительно отличается по своим свойствам от обычной воды. В первую очередь тормозная жидкость от воды отличается тем, что у неё более высокая температура кипения. Эта особенность очень важна, поскольку при интенсивной работе тормозной системы жидкость в ней может довольно сильно нагреваться.
Регулярная диагностика тормозной системы позволяет своевременно выявить снижение или потерю рабочих свойств тормозной жидкости, и после диагностики, как правило, происходит замена жидкости на новую. Какие преимущества даёт замена жидкости в тормозной системе?
Плюсы
- Жидкость для тормозной системы довольно гигроскопична, и со временем данная жидкость поглощает большое количество воды (конденсата). Повышенная концентрация воды может снизить температуру кипения жидкости для тормозов, тем самым снизить эффективность торможения. Снижение эффективности тормозов – это опасный симптом, который может привести к серьезной аварии. Своевременная замена тормозной жидкости повышает общую безопасность автомобиля.
- Как правило, при замене жидкости также прокачивается и тормозная система. В ходе прокачки удаляется весь воздух. Со временем система медленно завоздушивается, что также ведет к снижению эффективности тормозов. Многие автовладельцы не сразу понимают, что в тормозной системе скапливается воздух, и не всегда решаются на прокачку тормозных контуров. Данная прокачка при замене тормозной жидкости – обязательная процедура, без проведения которой тормозная система попросту не будет работать.
- Замена жидкости в системе с последующей прокачкой тормозов позволяют выявить мелкие изъяны в работе тормозной системы. Очень часто при прокачке тормозов выявляются нарушения целостности резиновых манжетов и прочих уплотнителей. Повреждение этих резинотехнических изделий влечёт за собой медленную потерю жидкости из тормозных контуров. Замена жидкости также является профилактическим мероприятием для всех элементов системы тормозов.
- В ходе замены жидкости и тщательной прокачки системы также очень часто выявляются дефекты или повреждения тормозных шлангов. Эти элементы системы тормозов испытывают постоянное динамическое и гидродинамическое воздействие, что в конечном итоге приводит тормозной шланг в негодность. Также резина, из которой состоит сам шланг, со временем высыхает и трескается. То же самое происходит и с внутренней оплёткой шланга.
- Жидкость для тормозов подвержена старению, и в ней могут накапливаться разные посторонние примеси. Это может быть не только вода. Тормозная жидкость постоянно взаимодействует с резиновыми элементами тормозной системы, и частицы резины в растворенном виде также могут накапливаться в тормозной жидкости. Со временем жидкость приобретает темный цвет, и это говорит о том, что пришло время менять тормозную жидкость.
Замена этого важного расходника имеет не только положительные стороны, но также влечет за собой и некоторые неудобства.
Неприятные моменты, которые могут быть связаны с заменой жидкости
- Можно лишиться энной суммы. Всё дело в том, что точно определить целесообразность замены жидкости в системе может только квалифицированный специалист. На станциях технического обслуживания, как правило, есть специальное оборудование, при помощи которого определяется состояние жидкости для тормозов. Некоторые «специалисты» на СТО могут ввести в заблуждение незадачливого автовладельца, и предложить ему замену тормозной жидкости на новую, в то время как состояние данного расходника будет ещё вполне рабочим. Бесспорно, эта процедура должна проводиться регулярно, но лишь в том случае, когда тормозная жидкость действительно утратила свои рабочие параметры.
- Нарушение резьбовых соединений. Замена жидкости и последующая прокачка системы влечёт за собой откручивание и закручивания множества штуцеров и шлангов. Данные действия не очень полезны для резьбовых соединений, и частое откручивание/закручивание может привести к выходу из строя шлангов и штуцеров.
- Некачественная жидкость. Также при замене жидкости есть вероятность нарваться на контрафакт, который по своим показателям будет хуже устаревшей жидкости, которая до этого работала в тормозной системе. Поэтому нужно приобретать жидкость для тормозов у проверенных продавцов.
- Повышенный износ уплотнителей. Как показывает практика, частая замена жидкости в тормозной системе ведет к быстрому износу резинотехнических изделий, которые используются в тормозной системе в качестве уплотнителей.
- Более резкое торможение. После замены жидкости эффективность торможения заметно возрастает, и с обновлённой жидкостью, при воздействии на педаль тормоза с привычным усилием, тормозные колодки схватывают намного сильнее. Об этом нужно помнить, и заранее приловчиться к новым особенностям торможения, чтобы на скользкой дороге или при гололёде машина не ушла в занос.
Заключение
Замена жидкости в тормозной системе является ответственным мероприятием, от которого многое зависит. Устаревшая жидкость существенно снижает эффективность работы тормозов, что не безопасно как для самого водителя, так и для окружающих. Менять жидкость нужно лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Определить состояние тормозной жидкости поможет опытный специалист в доверенном автосервисе.
Чтобы замена жидкости была действительно полезной, нужно использовать жидкости от проверенных брендов. Произвести замену можно собственными силами, но лучше доверить это дело профессионалам. Автомеханик со стажем знает не только как аккуратно поменять жидкость в тормозной системе без вреда для резьбовых соединений, но и как правильно прокачать тормозную систему.
Как часто и зачем надо менять тормозную жидкость. И надо ли?
Как часто надо менять «тормозуху»? Можно ли мешать один ее «сорт» с другим? А надо ли при необходимости доливать или делать полную замену? А как измерить степень «износа» тормозной жидкости? Чтобы разобраться в этих более чем актуальных вопросах, для начала разберемся в понятиях и технических деталях.
Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, с помощью которого идет передача усилия, создаваемого в главном тормозном цилиндре, колесным парам.
Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств, которые у нас в стране описаны межгосударственным стандартом. Впрочем, на практике принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116, который был разработан Министерством транспорта США (United States Department of Transport). Именно он и породил абревиатуру DOT, ставшую именем нарицательным для тормозной жидкости. В этом стандарте описываются такие характеристики, как степень вязкости; температура кипения; химическая инертность к материалам (например, резине); коррозионная стойкость; постоянство свойств в пределе рабочих температур; возможность смазывания элементов, работающих в контакте;уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы. В соответствии со стандартом FMVSS №116, варианты смеси тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы и даже вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.
МИНЕРАЛКА С КАСТОРКОЙ
Базой для тормозной жидкости (до 98%) служат соединения гликолей. В современные тормозные жидкости на их основе может входить до 10 и более отдельных компонентов, которые можно объединить в 4 основные группы:смазывающие (полиэтилен и полипропилен), снижающие трение в подвижных деталях тормозных механизмов; растворитель/разбавитель (гликолевый эфир), от которого зависит температура кипения жидкости и ее вязкость; модификаторы, предотвращающие разбухание резиновых уплотнений и, наконец, ингибиторы, борющиеся с коррозией и окислением.
Существуют тормозные жидкости и на силиконовой основе. К ее достоинствам относятся такие качества, как химическая инертность к большинству материалов, используемых в конструкции автомобиля; широкий диапазон рабочих температур – от -100 ° до +350°С; неизменность вязкости при различных температурах; низкая гигроскопичность.
Минеральная основа в виде смеси касторового масла с различными спиртами в настоящее время непопулярна из-за высокой вязкости и низкой температуры кипения. Однако она обеспечивала отличную степень защиты; низкую агрессивность к лакокраске; отличные смазывающие свойства и негигроскопичность.
ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Многие считают, что свойства тормозной жидкости не меняются в процессе эксплуатации, так как она работает в замкнутом пространстве. Это опасное заблуждение. При нажатии на педаль тормоза, воздух проникает в компенсационные отверстия системы и тормозная жидкость впитывает из него влагу. Гигроскопичность «тормозоху хоть и становится со временем недостатком, но она необходима. Это свойство позволяет избавится от капель воды в тормозной системе. Попав в нее, вода может стать причиной коррозии и заморозки при низких температурах, что в худшем случае оставит вас без тормозов в зимнее время, а в лучшем приведет к коррозии и дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения и больше вязкость при низких температурах. Достаточно содержания в тормозной жидкости 3% воды, чтобы ее температура кипения упала с 230°C до 165°C.
Выбираем недорогой, но надежный автосервис
Как тратить меньше денег на топливо и реже посещать АЗС
Превышение допустимого процента влаги и снижение температуры кипения может проявиться в таком симптоме, как единократный отказ тормозной системы и возврат ее к корректной работе. Симптом очень опасный. Он может говорить об образовании паровой пробки при чрезмерном нагревании тормозной жидкости с высоким содержанием влаги. Как только кипящая тормозная жидкость снова охлаждается, пар конденсируется обратно в жидкость и тормозные характеристики автомобиля восстанавливаются. Это называют «невидимой» поломкой тормозов – сначала они не работают, а потом «оживают». Это является причиной многих необъяснимых аварий, в которых инспекция проверяет тормоза, а не тормозную жидкость, и кажется, что все работает правильно.
Периодичность замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от ее типа. Стоит учитывать и стиль езды. Если водитель совершает частые поездки, надо считать не время, а километраж. В таком случае максимальный срок службы жидкости – 100 000 километров.
Как поясняет специалист СТО «ТЕХЦЕНТРИК» Александр Николаев, «для большинства автомобилистов рекомендуется использовать DOT4. Этот состав идет на всех европейских автомобилях с завода производителя, в то время как DOT5 используется для более агрессивной езды. Он хуже поглощает воду, что ведет к коррозии. Среднестатистическому автомобилисту следует менять жидкость каждые 60 000 км или каждые 2 года, гонщики меняют ее перед каждым заездом. Несвоевременная замена тормозной жидкости приведет к проникновению влаги, что влечет за собой выход из строя тормозных цилиндров и поршней суппорта. При повышенной нагрузке нарушается теплоотдача механизмов, что повлечет закипание жидкости. Педаль «встанет колом» (с высочайшей вероятностью такое произойдет в горной местности или на серпантине), тормозные диски «поведет» (деформирует), что сразу проявится в биение на руле в педаль.
ТРЕБУЙТЕ НЕ ДОЛИВА, А ЗАМЕНЫ
Другое опасное заблуждение заключается в том, что тормозную жидкость можно не менять полностью, а просто доливать по мере необходимости. На самом деле, необходимо регулярно производить полную замену тормозной жидкости из-за ее, как уже говорилось, гигроскопичности. Изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности, что в последствие может привести к коррозии внутренних частей автомобиля, более медленной реакции тормозной системы на нажатие педали и образованию паровых пробок».
НО НЕ СМЕШИВАТЬ?
Выбирать тормозную жидкость проще всего, доверившись брендам. Это не такая дорогая вещь, чтобы экономить на ней. Можно ли доливая жидкость, смешивать разные марки? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Ряд специалистов считает, что можно, но при идентичности базовой составляющей и рекомендует придерживаться продукции одной фирмы. Чтобы не промахнуться, стоит помнить, что растворы с силиконом будут иметь надпись Silicone base (DOT 5 silicone base); смеси с минеральными компонентами обозначены как LHM; а составы с полигликолями – Hydraulic DOT 5.
Эксперты Bosch считают, что замена тормозной жидкости должна происходить, не только если она содержит более чем 3% влаги. Также показаниями к смене являются ремонт тормозных механизмов или длительный простой машины. Разумеется, стоит сменить ее, если вы приобрели машину на вторичном рынке.
Помимо регулярной замены, решение о смене жидкости можно принимать, оценив степень ее «изношенности» с помощью технических средств, определяющих измерение температуры кипения и процентное содержание воды. Прибор — их выпускают многие фирмы, в частности Bosch, устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля. Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT3, DOT4, DOT5.1, на основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости.
Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле
Обслуживание автомобиля всегда сопряжено с заменой расходных материалов. Одним из таких является тормозная жидкость. В этой статье рассмотрим, что такое качественная тормозная жидкость, на что следует обратить внимание при ее выборе и как часто нужно менять ее.
Содержание статьи
Что такое тормозная жидкость и для чего она нужна
Тормозная жидкость — важная составляющая безопасности при вождении автотранспорта, потому что от исправности системы тормозов зависит жизнь автомобилистов. К тормозным жидкостям и срокам их замены традиционно применяются жесткие требования. Насущный вопрос автовладельцев – как часто меняется тормозная жидкость в автомобиле.
Тормозная жидкость нужна для эффективной и быстрой остановки автомобиля. Механизм ее действия простой. Когда водитель нажимает педаль тормоза, создается давление, которое идет на элементы системы тормозов. В зависимости от типа привода машины (переднего, заднего) колодки сжимаются или разводятся тормозными суппортами. Далее колодки оказывают давление на тормозной диск — это процесс торможения, в ходе которого выделяется тепло, так как колодки трутся о металл. Элементы системы испытывают температурные нагрузки до 150 градусов по Цельсию. Если выделяемое тепло станет нагревать жидкость больше, чем она способна выдержать, произойдёт кипение. Следом возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза начнёт «проваливаться», а тормоза не сработают, что приведет к трагичным последствиям.
Чтобы этого не случилось, заливать надо особые тормозные жидкости, а не обычную воду и спирт. Вода доходит до кипения при высоких температурах, а при низких — замерзает и превращается в лед. Это обусловлено физико-химическими признаками этого вещества. Другая причина против ее использования – вода окисляется, способствует появлению ржавчины. Это приводит к ржавлению поршней в суппортах, разрыву сальников. Что касается спирта — он способен закипеть, может воспламениться. Поэтому советуется не экспериментировать, а использовать в эксплуатации машины тормозную жидкость качественного производства.
Качественная жидкость имеет такие характеристики:
- хорошо смазывать (нужно для правильной работы цилиндров)
- защищать детали от коррозии, выдерживать сильные перепады нагрузок от разности температур (-30 +150 градусов по Цельсию). Большой диапазон обусловлен температурой у цилиндров тормозов, работающих режиме активного, экстренного торможения.
- быть неагрессивной к элементам из резины, так как контактирует с металлическими запчастями и с уплотнителями из резины.
Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля
Тормозная жидкость состоит из основы и особых добавок. Основа занимает 92-98 процентов состава, остальное присадки. Вид жидкости определяется по типу основного состава:
- Минеральная жидкость. Имеет низкую степень агрессивности к резиновым материалам, высокие свойства смазки, с трудом впитывает влагу. Применялась в старых машинах с тормозными барабанами. В нее входит масло, спирт, а также разные минеральные вещества. Каждый производитель использовал разные примеси. Минеральная жидкость считается устаревшей, так как закипает при высокой температуре (от 110 градусов), густеет при температуре от -20 градусов и не позволяет правильно работать тормозам.
- Гликолевая жидкость. Состав: полиэтиленгликоли и полиэфиры. Гликолевая жидкость отвечает многим характеристикам хорошей тормозной жидкости: отлично смазывает, хорошо защищает от коррозии, не портит детали из резины, выдерживает нужный температурный диапазон. Есть минус, жидкость легко и быстро впитывает влагу, ее меняют не реже двух-трех раз в год. В противном случае суппорта проржавеют, что приведет к неправильной работе тормозов.
- Силиконовая жидкость. В основе лежат полимеры. Силиконовая жидкость почти не впитывает влагу, нейтральна к металлическим и резиновым элементам. Она обладает высокой текучестью, не замечает перепадов температуры. Ее минус — низкие смазывающие свойства, которые приводят к износу сальников. Она используются в специальных спортивных машинах для гонок, реже в обычных машинах. Замена тормозной жидкости рекомендована через определенный период времени (раз в 2 года). Заменить раньше стоит, если она перестала быть прозрачной и видно осадок. Но проверить состояние тормозной жидкости сложно из-за технологических особенностей строения автомобиля.
Если вы столкнулись с ситуацией, что нужен долив тормозной жидкости в бачок, важно знать, что за продукт был залит раньше. Мешать тормозные продукты разных классов запрещается.
Источник http://plusiminusi.ru/nuzhno-li-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-mashine/
Источник http://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2015-03-06-kak-chasto-i-zachem-nado-menjat-tormoznuju-zhidkost-i-nado-li/
Источник http://localrepair.ru/blog/kak-chasto-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile
Источник