Как правильно называется рычаг переключения передач. Как называется переключатель скоростей в машине. Что такое кулиса в коробке передач
Для ремонта или замены коробки передач, её нужно однозначно снимать. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно снять или установить коробку передач на ВАЗ 2106 своими руками.
Установка и снятие коробки передач ВАЗ 2106
1. Работу нужно проводить на смотровой канаве или подъемнике.
2. Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.
3. Отсоединяем от коробки передач карданную передачу и снимаем ее с автомобиля.
4. Снимаем приемную трубу глушителей.
5. Отсоединяем клеммы от выключателя света заднего хода.
6. В салоне аккуратно снимаем декоративный чехол с кольца.
7. Поддев отверткой, разъединяем кольца, удерживающие коврик.
8. Сдвигая и приподнимая коврик, отворачиваем четыре самореза крепления крышки.
9. Вынимаем из-под коврика крышку с поролоновым уплотнителем и приподнимаем их.
10. Нажав вниз на рукоятку переключения передач, тонкой отверткой вынимаем запорную втулку из канавки стержня рычага…
11. …и снимаем рукоятку.
12. Нанося удары по монтажной лопатке, вставленной между двигателем и перегородкой моторного отсека, отгибаем рым-шайбу верхнего болта крепления картера сцепления.
13. Ключом «на 19» отворачиваем болт.
14. Удобнее для этой цели использовать специальный изогнутый ключ с головкой.
15. Ключом или головкой «на 13» с карданным шарниром отворачиваем два верхних болта крепления стартера к картеру сцепления.
16. Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем нижний болт крепления стартера.
17. Ключом «на 10» отворачиваем четыре болта крепления крышки картера сцепления.
18. Рукой или раздвижными пассатижами отворачиваем гайку, крепящую гибкий вал привода спидометра к корпусу привода.
19. Устанавливаем под нижнюю часть картера коробки упор. Головкой «на 19» с карданным шарниром на удлинителе воротка отворачиваем оставшиеся три болта крепления картера сцепления.
20. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления поперечины.
21. Снимаем коробку передач, сдвинув ее назад.
22. Для замены коробки передач отсоединяем картер сцепления. Устанавливаем коробку передач в порядке, обратном снятию. Перед установкой нанесите на шлицевой конец первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4.
Напомним, что предыдущая статья была про снятие и установку панели приборов на ВАЗ 2106 своими руками.
Советский союз – это не просто государство, а целая эпоха, длившаяся более 70 лет. Государство стремилось стать одним из лидеров на мировой арене, поэтому крайне важно было, чтобы автомобильная промышленность была не хуже, чем в странах западного мира. Одним из ярких представителей такой гонки автопрома стал легендарный автомобиль ВАЗ 2106. Выросло несколько поколений наших граждан, которые считают шестерку лучшим отечественным автомобилем. И это не лишено здравого смысла, ведь инженеры автозавода в Тольятти создавали простой и оттого надёжный автомобиль.
Коробка передач авто ВАЗ 2106 также отличалась высокой степенью надёжности и качества. Впрочем, без высококачественного трансмиссионного масла работа КПП была бы недолгой. КПП шестерки – это основной элемент трансмиссии, с помощью которого передается крутящий момент с силового агрегата через сцепление на привод ведущих колес, регулируя скорость их вращения.
КПП ВАЗ 2106 и их устройство
На этот автомобиль устанавливалось два вида коробок передач, одна из них – механическая 4-ступенчатая трансмиссия. Вторая – улучшенный вариант предыдущей, рассчитанная на 5 скоростей, также механического типа. При этом пятиступенчатая коробка передач из-за своей модернизации отличалась большей ценой и была более требовательна в обслуживании. Кроме того, обе эти КПП (и пятиступенчатая, и 4-ступенчатая) могут быть взаимозаменяемы.
Схема переключения передач ВАЗ 2106 показана на фото.
Устройство любой из них представляет собой простую конструкцию, состоящую из нескольких валов (первичный, вторичный, промежуточные), картера и механизма переключения передач с синхронизаторами. На первичном валу находится крепко посаженная шестерёнка, которая входит в постоянное зацепление со всеми остальными шестернями. Вал вращается за счёт двух подшипников, расположенных спереди и сзади, передний к тому же находится в гнезде коленчатого вала с торца. Задний находится внутри картера и уплотнен с помощью сальника. Наличие последнего объясняется тем, что в картере находится трансмиссионное масло.
Порядок регулировки клапанов при помощи щупа
Регулировочные работы проводятся на холодном двигателе. Температура мотора должна быть в пределах 20-25 градусов Цельсия. Автомобиль должен стоять на ровной площадке. Если работы проводятся в гараже, необходимо обеспечить достаточный уровень освещенности рабочей зоны.
Перечень инструментов для выполнения регулировки:
- Отвертка с прямым шлицем.
- Ключ или ручной стартер для поворота коленчатого вала.
- Гаечные ключи номиналом «10» «14» и «17».
- Непосредственно сам щуп. Щуп будет выступать в данном случае в качестве специального измерительного прибора, который позволит судить о правильности выставленного теплового зазора.
- Первоначальным этапом работы можно назвать частичную разборку газораспределительного механизма, что позволит обеспечить доступ к регулируемым деталям. Для этого снимаем крышку воздушного фильтра и сам воздушный фильтр.
Затем снимается клапанная крышка и нашему взору открывается корпус распределительного вала, коромысла клапанов и штоки самих клапанов. После этого проворачиваем коленчатый вал до совпадения меток, нанесенных на крышке переднего сальника и шкиве. Такое положение коленчатого вала соответствует началу такта сжатия в цилиндре № 4. В этом положении проверяются зазоры клапанов № 8 и № 6 четвертого и третьего цилиндров. Вставляем щуп толщиной 0,15 мм в зазор между кулачком распредвала и коромыслом. Щуп должен войти с некоторым усилием. Если щуп не входит или входит слишком легко, то требуется регулировка зазора.
Правильная регулировка зазора происходит следующим образом:
- При помощи гаечного ключа на «14» удерживаем головку регулировочного болта, а ключом на «17» ослабляем затяжку контргайки.
- При помощи поворота головки регулировочного болта проводим регулирование зазора.
- Контргайкой проводим фиксацию положения регулировочного болта.
- После фиксации положения болта проводим повторную проверку щупом.
Для того чтобы корректно выполнить регулировку клапанов, необходимо составить своего рода таблицу, в которой указывается последовательность регулирования клапанов:
- регулируем 6 и 8 клапана;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- регулируем 4 и 7 клапана;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- регулируем клапана номер 1 и 3;
- проворачиваем коленчатый вал на пол-оборота;
- завершаем регулировку выставлением зазора 5 и 2 клапана.
Затем следует несколько раз полностью провернуть коленчатый вал и еще раз проверить зазор при помощи щупа, после чего выполнить сборку всех демонтированных перед регулировкой узлов и деталей. Мы убедились, что регулировка клапанов по методу щупа сводится к двум простым операциям (в два приема): поворот коленчатого вала и регулировка высоты болта. Однако данный способ нельзя назвать точным из-за наличия износа в паре трения кулачок — коромысло.
Вышеуказанного недостатка лишен способ регулировки при помощи индикатора и регулировочной рейки.
Основные неисправности на КПП ВАЗ 2106 и как их устранить
Неисправности коробки передач «шестерки» имеют не одну причину. Соответственно, и способы их устранения будут разниться.
Причина неисправности
Наличие шума в КПП (может пропадать если выжать педаль сцепления)
Шумов нет, но скорости включаются с трудом
Между третьей и четвертой передачей отсутствует возможность зафиксировать рычаг переключения передач на нейтральной передаче
Самопроизвольное отключение передач
При переключении передач слышен шум, треск или визг
Вкратце о порядке замены кулисы
Если кулиса ВАЗ 2112 не поддается регулировке — остается только ее заменить. В продаже имеются специальные ремонтные комплекты, позволяющие сэкономить на обслуживании изделия. Хотя, зачастую оказывается куда более простым и надежным решением купить устройство в сборе и произвести его замену.
Порядок замены кулисы для автомобилей десятого семейства предполагает следующие действия (кстати, в интернете в большом количестве имеются фотографии, иллюстрирующие данный процесс):
- ослабить хомут крепления карданчика под днищем автомобиля;
- снять защитный чехол рычага КПП в салоне автомобиля;
- демонтаж воздушного туннеля пола;
- собственно, демонтаж кулисы и ее замена.
Можно ознакомиться со схематическим фото агрегата. Хотя, в целом, процесс не сложнее сборки-разборки конструктора и интуитивно понятен, потому дополнительных пояснений не требует.
Теперь можно изучить механизм старой кулисы на предмет неисправностей. Очень часто проблемы с рычагом возникают в следствие износа обоймы шаровой опоры. Не менее подвержены физическому старению прочие подвижные элементы конструкции, механизм шарнира и его защитный пыльник. После установки новой кулисы в обязательном порядке не забудьте произвести ее регулировку.
На этом все. Желаем вам только комфортной езды на дороге, надежной работы всех силовых агрегатов и успехов в ремонте. Заботьтесь о своем железном коне и он вас обязательно отблагодарит своей стабильной работой.
Чтобы избавиться от всего этого, необходимо произвести несложную процедуру регулировки кулисы КПП, тем более, что регулировка кулисы отнимет у вас не более получаса времени.
Регулировка кулисы КПП предусматривает наличие помощника, в таком случае результат, да и сама работа, будут более качественными. Регулировать кулису модно несколькими способами, ниже мы расскажем о каждом из них более подробно.
Перед тем как отрегулировать кулису КПП необходимо выполнить ряд подготовительных работ:
Способ № 1 — регулировка кулисы по задней скорости.
- Ослабьте хомут.
- Включите заднюю скорость и расположите рычаг так как вы хотели бы его видеть в этом положении.
- Затем затяните хомут и проверьте как работает кулиса, устраивает ли вас нынешнее положение рычага и работа кулисы.
Этот метод используют, как правило, тогда, когда первый способ не дал результата.
Способ № 3 — регулировка кулисы на «нейтралке».
Если у вас отсутствует пластиковый фиксатор ограничитель, регулировка делается по нейтральной передаче.
Если регулировка кулисы ни к чему не привела и с переключением по-прежнему беда — замените кулису полностью или попросите помощи у специалистов.
Источники
- https://vashalada.ru/mashiny/vaz-2110/zamena-kulisy-vaz-2110.html
- https://vaz-remont.ru/samostoyatelnaya-regulirovka-kulisy-na-vaz-2110-regulirovka-kulisy-kpp-svoimi-rukami/
Как заменить КПП на ВАЗ 2106
Перед тем как приступать к демонтажу коробки передач и дальнейшему разбору, необходимо убедиться, что причина неисправности в самой КПП, а не связана с другими элементами. Например, возможны следующие варианты.
- Масло в коробке ниже минимального уровня или вовсе отсутствует. Как правило, в такой ситуации передачи будут включаться с сильным хрустом и большим трудом.
- Ослабли крепления коробки, и она болтается. В основном ослабленная коробка заметна на ходу при езде по кочкам.
- Неисправности сцепления. Вышел из строя привод сцепления, в таком случае если выжать педаль сцепления до упора, то передачи также будут включаться с трудом и сильным хрустом.
Если же есть точная уверенность в том, что причина неисправности кроется непосредственно в коробке передач, то можно переходить к процессу ее снятия.
Демонтаж КПП
Автомобиль нужно разместить над смотровой ямой (если, конечно, нет возможности воспользоваться подъемником). Под задние колеса обязательно надо положить противооткатные упоры, рычаг стояночного тормоза должен быть опущен вниз. Рычаг переключения передач подлежит снятию.
Снять рычаг недостаточно, так как на кулисе (основной рычаг переключения скоростей) остаётся ещё три втулки, которые нужно отвернуть.
Для этого необходимо, воспользовавшись двумя отвертками, аккуратно развести лепестки верхней втулки. После этого ее надо снять. Затем, приложив небольшие усилия, можно снять втулки А и Б с рычага.
Открутить два винта, крепящих крышку к полу и демонтировать её. Воспользовавшись отвёрткой, ослабить два винта, держащих чехол рычага ручного тормоза и снять его. Открутить винты под передними сидениями, с помощью которых закреплены коврики спереди к полу.
Отодвинуть передние сиденья до упора назад и отогнуть края ковриков.
Открутить гайки на передних сидениях, с помощью которых салазки прикреплены к кронштейнам.
Открутить четыре самореза, крепящих накладку к порогу, и снять её (накладки снимаются с обеих сторон).
Поднять коврик пола и отодвинуть максимально вперед, при этом кольцо коврика (А) должно быть продетой через кулису (Б).
Открутить винты, с помощью которых закреплена пластиковая крышка кулисы, и снять её.
Снять шланг, с помощью которого в корпус воздушного фильтра поступает теплый воздух. После отсоединения шланга подвода теплого воздуха нужно, вооружившись гаечным ключом, открутить все болты, с помощью которых крепится стартер, и отодвинуть его вперёд. Отсоединить сливную пробку картера и слить масло в любую подходящую ёмкость.
Снять выхлопную систему, начиная с выпускного коллектора. От фланца коробки передач нужно отсоединить муфту карданного вала (после снятия глушителя). Отсоединить колодку проводов (смотрите фото) от датчика включения сигнала заднего хода (находится непосредственно на КПП в правой ее части).
Подручным инструментом (плоскогубцы или же просто руками) ослабить гайку спидометра и отсоединить конец тросика от редуктора.
Демонтировать рабочий цилиндр сцепления (снимать его полностью не нужно, достаточно достать из кронштейна; шланг цилиндра снимать не обязательно). Открутить четыре болта, с помощью которых крепится крышка картера сцепления
Как выбрать рулевую рейку
В случае, когда дефект узла не позволяет обойтись легким ремонтом, целесообразней полностью заменить узел. Но здесь придется выложить немаленькую сумму: стандартная ВАЗовская рейка будет стоить порядком 3 000 руб, тюнинговые версии стоят много дороже, до 15 000 руб. Вот почему вопросом номер один является грамотный выбор рейки, дабы не наколоться на брак.
- Лучше отдавать предпочтение оригинальным деталям, нежели копиям, так как они гарантируют не только идеальную совместимость, но и хорошее качество. Хотя сегодня появилась масса фирм и фирмочек, которые продают дешевые копии под брендом оригиналов. Поэтому не стоит приобретать комплектующие в сомнительные магазинчиках и на рынке, а у серьезных и проверенных продавцов.
- Не обращать внимания на слишком дешевые детали, так как они вряд ли прослужат долго.
- При выборе рейки на десятку, необходимо, чтобы номер изделия заканчивался на «10», помните, что рулевая рейка — сугубо индивидуальная деталь, к каждой модели своя, так что не ошибитесь.
- Конечно же, необходимо провести визуальный осмотр изделия перед покупкой на выявление дефектов, повреждений пыльников и других составляющих элементов.
Экскурс в историю
На первых автомобилях не было привычного для нас редуктора с зубчатыми передачами, усилие на ведущие колеса передавалось ремнем. Такое устройство использовал Карл Бенц — для увеличения скорости водителю необходимо было перекинуть кольцо с одной пары шкивов на другую. Зубчатые колеса в трансмиссии впервые применил Вильгельм Майбах, в автомобилях его конструкции были механические коробки.
Передача крутящего момента от нее на ведущие колеса осуществлялась при помощи стальной цепи. Соосная коробка в начале 20 века появилась на автомобилях Луи Рено, который также является изобретателем карданного вала.
На первых порах в автомобилестроении преобладала разнесенная компоновка агрегатов, при которой редуктор располагался отдельно от силового агрегата. Передача крутящего момента в них происходила через специальный вал, как было на модели BMW 501.
Механические коробки первых выпусков были очень сложными, управление ими требовало значительных усилий и хороших навыков. В 1928 году американский инженер Шарль Кетеринг из General Motors предложил устройство для синхронизации. Первая удачная коробка, снабженная таким механизмом, была установлена на автомобиле «Корвет». На европейском континенте лидером в разработке трансмиссий стала компания ZF.
Прочно закрепившееся название МКПП имеет следующую расшифровку аббревиатуры -механическая коробка переключения передач. Ранее в названии под первой буквой П понималось слово перемены, однако со временем оно было заменено на более подходящее по смыслу. Сокращенное наименование механической коробки в технических описаниях часто фигурирует с числом, обозначающим количество ступеней.
Современная МКПП имеет достаточно совершенное устройство, обеспечивающее, помимо переключения передач в движении, выполнение ряда функций:
- обеспечение перемещения автомобиля задним ходом;
- разобщение трансмиссии и работающего двигателя автомобиля во время кратковременных остановок;
- наличие нейтрального положения коробки позволяет выполнять пуск двигателя.
Автомобили, оснащенные такого рода трансмиссиями, при прочих равных показателях экономичнее машин с автоматической трансмиссией.
Регулировка смеси карбюратора
Для окончательного ответа, как отрегулировать карбюратор ВАЗ 2106, необходимо установить его холостые обороты. Такая регулировка смеси карбюратора ВАЗ 2106 производится следующим образом:
- Производим запуск силовой установки и прогреваем его до рабочего состояния 90 градусов.
- Находим на корпусе изделия болты качества и количества смеси.
- Эти болты необходимо закрутить до конца, а затем повернуть в обратную сторону на 2-3 об. После этого проводим регулировку смеси карбюратора при помощи этих винтов и выставляем требуемый холостой ход.
- Для достижения этого требуется винтом качества смеси медленно делать смесь «бедной», а винтом количества – уменьшать обороты мотора.
Для наглядности и понимания технологии процесса можно посмотреть регулировку карбюратора ВАЗ 2106 на фото, которые выложены на нашем сайте
Следует помнить, что регулировка смеси карбюратора имеет важное значение не только для нормализации расхода топлива, но и для корректной работы легкового автомобиля.
Формула изобретения
1. Вилка (1) переключения передач для осевого сдвига муфты сцепления в коробке передач, имеющая две секции (4, 5) плеч вилки, лежащие друг напротив друга и соединенные между собой поперечной секцией (3) вилки,отличающаяся тем, что секции (4, 5) плеч вилки и поперечная секция (3) вилки сформированы из проволоки или стержня (7, 8).
2. Вилка переключения передач по п.1, отличающаяся тем, что стержневой элемент (7, имеет множественные изгибы.
3. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что по меньшей мере два стержневых элемента (7, объединены для формирования вилки переключения передач.
4. Вилка переключения передач по п.3, отличающаяся тем, что в поперечной секции (3) вилки первый стержневой элемент (7) и второй стержневой элемент (8) связаны между собой и расположены таким образом, что между ними сформирован зазор (9).
5. Вилка переключения передач по п.3, отличающаяся тем, что в секции (4, 5) плеча вилки первый стержневой элемент (7) и второй стержневой элемент (8) расположены рядом друг с другом.
6. Вилка переключения передач по п.3, отличающаяся тем, что в секции (4, 5) плеча вилки первый стержневой элемент (7) и второй стержневой элемент (8) разнесены относительно друг друга.
7. Вилка переключения передач по п.3, отличающаяся тем, что первый и второй стержневые элементы (7, сформированы из единого отрезка проволоки, физически представляющего собой единый структурный элемент.
8. Вилка переключения передач по п.3, отличающаяся тем, что каждый из первого и второго стержневых элементов (7, сформирован из одного отрезка проволоки и они представляют собой два структурных элемента.
9. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что на конце (10, 11) плеча вилки (1) переключения передач имеется скользящий башмак (12).
10. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что стержневой элемент (7, на конце (10, 11) секции плеча вилки (1) переключения передач имеет изгиб.
11. Вилка переключения передач по п.9, отличающаяся тем, что конец (10, 11) секции плеча вилки изогнут по существу так, что имеет U-образную форму.
12. Вилка переключения передач по п.11, отличающаяся тем, что изогнутый (10, 11) конец секции плеча вилки образует скользящее ушко (13).
13. Вилка переключения передач по п.12, отличающаяся тем, что скользящее ушко (13) изогнуто.
14. Вилка переключения передач по п.10, отличающаяся тем, что изогнутый конец (10, 11) секции плеча вилки снабжен скользящим башмаком (12).
15. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что стержневой элемент имеет по существу круговое и/или полигональное поперечное сечение.
16. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что стержневой элемент выполнен из металла и/или пластика.
17. Вилка переключения передач по п.1 или 2, отличающаяся тем, что стержневая структура (Р) в поперечной секции (3) вилки прочно соединена с переключающим штоком (2).
Механическая коробка передач ВАЗ схема переключения скоростей, общее устройство
Следует отметить, что на ВАЗ 2106 в базовом оснащении установлена трансмиссия: 4-х ступенчатая или 5-ти ступка. Следует отметить, что помимо МКПП, на автотранспорте может присутствовать АКПП.
Коробку передач «Жигулей» отличают небольшие габариты. Среди основных элементов устройства стоит выделить – три вала (первичный, вторичный, промежуточный).
Сальник первичного вала КПП отличают компактные габариты. При этом он рассчитан на длительный ресурс эксплуатации. Меняющиеся передаточные числа КПП ВАЗ 2101 позволяют машине эффективно передвигаться по дороге с разной скоростью.
Шестерни коробки имеют прямые и косые зубья. Присутствуют кольца синхронизаторов, благодаря которым отмечается легкость управления машиной, оперативно осуществляется смена скоростей. Коробка на ВАЗ 2101 соединяется с силовой установкой через сцепление.
К трансмиссии относится кулиса, обеспечивающая связь рычага переключения передач с стержневидным штоком. Средней ресурс эксплуатации данной запчасти – 100000 км пробега.
Сочетания передаточных чисел КПП ВАЗ обеспечивают транспорту должную тягу на 1 ступени и максимальное ускорение на 4.
КПП ВАЗ 2101 — ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Коробка переключения передач (КПП) ВАЗ 2101 — один из основных узлов автомобиля. Предназначение механизма состоит в том, чтобы преобразовывать крутящий момент, поступающий от коленчатого вала двигателя, и передавать его трансмиссии.
УСТРОЙСТВО
На «копейке» устанавливалась коробка из четырёх передних передач и одной задней. Переключение между ступенями осуществляется путём перемещения рукоятки переключения скоростей, находящейся в салоне. На момент производства этот тип КПП считался одним из лучших, что было обусловлено минимальными потерями. Основными элементами коробки являются картер, механизм переключения и три вала:
- первичный;
- вторичный;
- промежуточный.
Детали первичного вала КПП: 1 — стопорное кольцо; 2 — пружинная шайба; 3 — подшипник; 4 — первичный вал; 5 — пружина синхронизатора; 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7 — стопорное кольцо; 8 — подшипник
Составных частей в коробке немало, но при этом узел имеет относительно небольшие габариты. Чтобы было возможно разъединять коробку с двигателем, соединение выполнено через сцепление. Первичный вал агрегата имеет шлицы, посредством которых происходит его зацепление с фередом (ведомым диском). Крепление первичного вала внутри коробки выполнено на подшипниковых узлах: передний вмонтирован в заднюю часть коленвала, а задний размещён в картере коробки.
Детали вторичного вала КПП: 1 — стопорное кольцо; 2 — пружинная шайба; 3 — ступица синхронизатора; 4 — муфта синхронизатора; 5 — стопорное кольцо; 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7 — пружина синхронизатора; 8 — шайба; 9 — шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 11 — шестерня II передачи; 12 — шайба; 13 — пружина синхронизатора; 14 — блокирующее кольцо; 15 — стопорное кольцо; 16 — ступица синхронизатора; 17 — муфта синхронизатора; 18 — стопорное кольцо; 19 — блокирующее кольцо синхронизатора; 20 — пружина синхронизатора; 21 — шайба; 22 — шестерня I передачи; 23 — втулка шестерни I передачи; 24 — подшипник; 25 — шестерни заднего хода; 26 — пружинная шайба; 27 — стопорное кольцо; 28 — шестерня привода спидометра; 29 — задний подшипник; 30 — сальник; 31 — фланец эластичной муфты; 32 — гайка; 33 — уплотнитель; 34 — центрирующее кольцо; 35 — стопорное кольцо
Обратный конец первичного вала оснащён звёздочкой, которая представляет собой цельную деталь с валом и находится в зацеплении с промежуточным валом (промвалом). Чтобы предотвратить вытекание смазки из корпуса коробки, задний подшипниковый элемент уплотняется манжетой. Торцевая часть вторичного вала входит в первичный.
Центровка вторичного вала выполнена тремя подшипниками, одновременно обеспечивающими его крепление. Спереди используется игольчатый, он расположен в торце первичного вала. Второй подшипник шарикового типа является промежуточным и располагается за шестерней 1 передачи. Третий подшипник также шариковый, находится в крышке корпуса коробки сзади вторичного вала. Промвал размещён ниже двух предыдущих валов. На одном уровне с ним расположен узел, который позволяет автомобилю двигаться назад.
Схема короки передач ВАЗ 2101: 1 — поддон КПП; 2 — заглушка отверстия контроля количества смазочного материала КПП; 3 — шестеренка 2-й ступени ПрВ; 4 — шестеренка 3-й ступени ПрВ; 5 — ПрВ с набором шестеренок; 6 — подшипник ПрВ (перед); 7 — упорный болт; 8 — шайба; 9 — шестеренка ПрВ (с постоянным сцеплением); 10 — шайба синхронизатора 4-й ступени ПВ; 11 — первичный вал; 12 — крышка передка картера; 13 — сальник; 14 — подшипник ПВ (зад); 15 — картер механизма сцепления; 16 — корпус 17 — сапун системы вентиляции картера; 18 — шестеренка ПВ (с постоянным сцеплением); 19 — подшипник ВВ (перед); 20 — венец синхронизатора 4-й ступени; 21 — муфта синхронизатора 3-й и 4-й ступеней; 22 — кольцо синхронизатора 3-й ступени; 23 — пружина синхронизатора 3-й ступени; 24 — шестеренка 3-й ступени ВВ; 25 — шестеренка 2-й ступени ВВ; 26 — ступица муфты синхронизатора 1-й и 2-й ступеней; 27 — вторичный вал; 28 — шестеренка 1-й ступени ВВ; 29 — втулка; 30 — подшипник ВВ (промежут.); 31 — шестеренка ЗХ ВВ; 32 — стержень рычага; 33 — подушка; 34 — втулка; 35,36 — втулки (дистанционная, запорная); 37 — пыльник (внешний); 38 — пыльник (внутр.); 39 — шайба опоры рычага (сферическая); 40 — рычаг КПП; 41 — сальник ВВ (зад); 42 — фланец муфты кардана; 43 — гайка ВВ; 44 — уплотнитель; 45 — кольцо; 46 — подшипник ВВ (зад); 47 — шестеренка одометра; 48 — привод одометра; 49 — крышка корпуса КПП (зад); 50 — вилка ЗХ; 51 — шестеренка ЗХ (промежут.); 52 — шестеренка ЗХ ПрВ; 53 — ось промежуточной шестеренки ЗХ; 54 — шестеренка 1-й ступени ПрВ; 55 — магнит; 56 — пробка
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Чтобы машина перемещалась с разными скоростями, для каждой передачи в коробке ВАЗ 2101 присущи свои передаточные числа, которые уменьшаются по мере повышения передачи:
- первая — 3,753;
- вторая — 2,303;
- третья — 1,493;
- четвёртая — 1,0;
- задняя — 3,867.
Такие сочетания передаточных чисел обеспечивают высокую тягу на первой ступени и максимальную скорость на четвёртой. Для уменьшения шумов при работе узла, все шестерни коробки, работающие во время движения машины вперёд, выполнены с косыми зубьями. Шестерни заднего хода имеют прямой тип зубьев. Чтобы обеспечить лёгкость управления и смену передач с минимальными нагрузками (ударами), ступени переднего хода оснащены кольцами синхронизаторов.
КАКУЮ КПП ПОСТАВИТЬ НА ВАЗ 2101
На ВАЗ 2101 можно поставить несколько вариантов коробок. Их выбор зависит от преследуемых целей, т. е. чего хочет добиться владелец авто: большей тяги, динамики или же необходима универсальная машина. Главное различие между коробками передач — разница в передаточных числах.
ОТ ДРУГОЙ МОДЕЛИ ВАЗ
Заднеприводные «Жигули» на заре своего выпуска, в частности, ВАЗ 2101/02 оснащались всего лишь одной коробкой — 2101 (на них отсутствовал включатель фонаря заднего хода). Аналогичная КПП устанавливалась на 21011, 21013, 2103. В 1976 году появился новый агрегат 2106 с другими передаточными числами. Им также оснащали ВАЗ 2121. В 1979 году была представлена ещё одна КПП — 2105 со своими передаточными числами, которые были промежуточными между 2101 и 2106. Коробку 2105 можно было использовать на любой классической модели «Жигулей».
На ВАЗ 2101 можно установить пятиступенчатую коробку 21074
Какую же коробку выбрать для ВАЗ 2101? Стоит принять во внимание, что наиболее универсальной является КПП 2105. При разработке коробок передач подбирались компромиссные параметры между надёжностью, экономичностью и динамикой. Поэтому, если на ВАЗ 2106 поставить коробку 2101, то динамика машины улучшится, но срок службы редуктора заднего моста уменьшится. Если, наоборот, установить КПП от «шестёрки» на «копейку», то разгон будет медленным. Есть ещё один вариант — оснастить ВАЗ 2101 пятиступенчатой коробкой 21074. В результате несколько снизится расход топлива, нагрузка на мотор при высоких скоростях также уменьшится. Однако на подъёмы «копеечный» двигатель с такой коробкой будет плохо тянуть — придётся переключаться на четвёртую передачу.
Конструктивные особенности
Схема КПП ВАЗ-2101 показывает, что весь узел состоит из трех валов, которые помещены в корпус КПП. Несмотря на большое количество составных частей, КПП является сравнительно компактной. Отметим, что схема эта не полная, поскольку на ней не видно ползунов, фиксаторов и вилок переключения. Они располагаются в картере с другой стороны КПП.
Первичный вал принимает крутящий момент от коленчатого вала. Чтобы обеспечить возможность разъединения КПП с силовой установкой, это соединение осуществляется не напрямую, а через механизм сцепления. Для обеспечения соединения с ведомым диском механизма сцепления на перв. валу сделаны шлицы.
Закреплен первичный вал на 2-х подшипниках. Причем один из них (передний) расположен в коленвалу, и вал КПП вставляется в него своим концевиком. Другой размещен в передней части картера.
На втором конце перв. вала имеется шестеренка, и сам вал сделан с ней заодно. Шестеренка эта имеет постоянное сцепление с шестеренкой пром. вала. Для исключения вытекания масла, задний подшипник этого вала прикрыт сальником.
Передний конец втор. вала входит в первичный. Для исключения осевого смещения и соблюдения центровки их относительно друг друга, вторичный вал посажен на 3 подшипника. Передний – игольчатого типа, установлен в отверстии торца перв. вала, куда входит концевик втор. вала.
Второй подшипник – промежуточный, является шариковым и установлен он за шестеренкой 1-й ступени. Третий – тоже шариковый, располагается на задней части втор. вала в крышке картера.
Ниже этих валов располагается еще один – промежуточный. С ним на одном уровне находится механизм, обеспечивающий движение автомобиля назад.
НЕИСПРАВНОСТИ КПП ВАЗ 2101
Коробка передач ВАЗ 2101 является надёжным узлом, но поскольку многие автомобили этой модели на данный момент имеют довольно большой пробег, проявлению той или иной поломки удивляться не стоит. Исходя из этого следует рассмотреть наиболее распространённые неисправности «копеечных» коробок передач.
НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ ПЕРЕДАЧИ
Одна из неисправностей, которая может проявиться на коробке ВАЗ 2101, это когда передачи не включаются. Проблема может быть обусловлена несколькими факторами. На классических моделях «Жигулей» включение передач осуществляется гидравлическим способом, т. е. при нажатии педали жидкость толкает поршень рабочего цилиндра, что приводит к движению вилки сцепления и отведению диска. Если возникает течь цилиндра, то передачи не будут включаться, потому что вилка попросту не будет двигаться. В этом случае необходимо проверить уровень жидкости в бачке под капотом и осмотреть систему на предмет течи.
Наиболее распространенной причиной, по которой передачи могут не включаться, является течь рабочего цилиндра сцепления
Довольно редким случаем, но все же имеющим место быть, является выход из строя самой вилки сцепления: деталь может переломиться. Возможная причина — низкое качество изделия. Чтобы устранить проблему придётся заменить вилку. Не стоит забывать также о выжимном подшипнике, который путём нажатия на лепестки сцепления отсоединяет диск от маховика и корзины. При возникновении поломки подшипника включение передач становится проблематичным. К тому же могут присутствовать характерные звуки (свист, хруст).
Помимо перечисленных причин, проблема с включением передач может быть связана с синхронизаторами коробки. Если передачи не удаётся включить на работающем двигателе или переключение происходит с трудом, то вероятной причиной являются синхронизаторы. При износе этих шестерён включение может быть вовсе невозможным. Для устранения проблемы потребуется обязательная замена деталей. Кроме этого, нюансы с функционированием передач могут быть по причине износа механизма сцепления (корзины или диска).
ВЫБИВАЕТ ПЕРЕДАЧУ
На ВАЗ 2101 передачи иногда могут самопроизвольно выключаться, т. е. выбивают, чему есть ряд обоснований. Одной из причин является открутившаяся гайка фланца на вторичном валу коробки передач. Проблема проявляется в результате жёсткой эксплуатации КПП, например, при резком трогании с быстрым отпусканием педали сцепления, динамичной езде, выключении сцепления не до конца. В результате такой езды ускоряется износ практически всех элементов коробки: колец синхронизаторов, зубьев шестерён, сухарей, фиксирующих пружин, подшипников.
Выбивание передач может быть вызвано ослабленной гайкой фланца КПП вторичного вала. Её затяжку производят с усилием 6,8 – 8,4 кГс*м
После того как гайка фланца отпускается, появляется свободный ход (люфт), что приводит к ударному включению передач. В результате происходит самопроизвольное выключение как передних, так и задней передачи. Кроме этого, ступени может выбивать при износе вилок, отвечающих за переключение передач. Сюда же стоит отнести выработку посадочных мест штоков, а также пружин и шариков.
ШУМ, ХРУСТ В КОРОБКЕ
Возникновение тех или иных нюансов с коробкой передач ВАЗ 2101 свидетельствует о неполадках элементов механизма (поломка или износ). В зависимости от характера неисправности, коробка может шуметь, причём шуметь по-разному. Из основных причин появления шума выделяют:
- низкий уровень масла;
- износ подшипников;
- большая выработка главной передачи.
В качестве смазывающей жидкости в картере коробки ВАЗ 2101 находится трансмиссионное масло, которое предназначено для смазывания деталей и снижения трения. Если во время эксплуатации автомобиля появился шум, то это может указывать на снижение уровня смазки либо ухудшение её антифрикционных свойств. Падение уровня может быть причиной выхода из строя сальника, что нельзя не заметить по картеру коробки — он будет весь в масле. При появлении шума из-за выработки в подшипниках или главной паре потребуется разборка коробки и замена вышедших из строя деталей.
Помимо шума, на «копеечной» коробке со временем может появиться хруст, например, при переключении передач со второй на первую. Вероятной причиной является выход из строя синхронизатора. Такая неполадка проявляется, как правило, при частых переходах с повышенной на пониженную передачу на высокой скорости, в то время как производителем рекомендуется выполнять подобные действия на малой скорости. Выход из сложившейся ситуации — разборка коробки и замена синхронизатора соответствующей передачи. Если хруст появляется при любых переключениях, то причиной является износ корзины сцепления, что приводит к неполному включению передач и появлению такой проблемы.
Одной из причин появления хруста при переключении передач является повреждение синхронизаторов
Механическая коробка передач ВАЗ схема переключения скоростей, общее устройство
Общее устройство механических коробок переключения передач на ВАЗ
Механические коробки переключения передач ВАЗ — очень надежные, неприхотливые коробки, схема переключения скоростей у них самая стандартная, никакой экзотики. И это огромный плюс, так как их обслуживание и ремонт так же просты и бесхитростны. Ремонтировать их приходится сравнительно не часто, так как они прекрасно держать крутящий момент от колечатого вала ВАЗовских, даже форсированных двигателей. Для сравнения, многие механические коробки переключения передач с трудом держат крутящий момент стоковых двигателей, сопоставимых по мощности с ВАЗовскими, и очень бысто выходят из строя при малейшейм увеличении мощности мотора. Что же делает ВАЗовские МКПП такими выносливыми? Давайте обратимся к схеме их устройства и поймем, чем они хороши, и в чем их недостатки.
Устройство 4-х ступенчатой МКПП ВАЗ 2101 — 2106. Общая схема коробки передач.
Устройство 5-ти ступенчатой МКПП ВАЗ 2106 — 2107. Общая схема коробки передач.
Устройство 5-ти ступенчатой МКПП ВАЗ 2108 — 2110. Общая схема коробки передач.
Устройство 5-ти ступенчатой МКПП Лада Приора, Калина. Общая схема коробки передач.
Первые коробки ВАЗов автомобилей 70-х годов выпуска имели коробку переключения передач скопированную с автомобилей марки Фиат, но общее они имели только устройство. МКПП ВАЗ были усиленными, на них устанавливали валы и шестерни из более прочного металла, что при сравнительно не очень мощных двигателях позволяло «ходить» данным коробкам без ремонта от 10 лет и более. Конечно, есть у коробок ВАЗа и феноменальный недостаток, не устраненный и по сей день, думаю, многие поняли о чем идет речь, это — вой коробки. Причина этому одна — недостаточная технологическая точность обработки подшипников и шестерен. Этот недостаток исправляется сменой технологии и оборудования по обработке, но на данный момент (2020 год), компания этот шаг не приняла и все МКПП производства ВАЗ марки Лада, так сказать, воют. Некоторые в большей, другие в меньшей степени, что довольно удивительно.
Новые, троссовые коробки передач, устанавливаемые на модели автомобилей с 16-ти клапанными двигателями стали гораздо тише даже при торможении двигателем. Они имеют усиленные синхронизаторы (которые, все же, не назвать беспроблемными). Они способны, согласно паспортным данным, выдерживать крутящий момент в 160 Н·м. На практике они работают исправно и при гораздо больших нагрузках, когда двигатель автомобиля форсируют.
Не стоит думать, что мы намеренно хвалим механические коробки передач ВАЗ, мы лишь отметили их заслуженные положительные качества. Но, конечно, проблемы в ходе эксплуатации с ними встречаются. Отметим наиболее частые неисправности, их причины и способы решения.
Лада Приора на механической КПП, разработанной специально для нее — ВАЗ 2170. Хруст при переключении на вторую скорость на ней стал народной «притчей во языцех»
Таблица наиболее частых неисправностей механических коробок переключения передач ВАЗ, а так же их устранение и ремонт
Самым удачным МКПП на Ладах считается коробка, устанавливаемая на Ладу Весту
Новым уровнем в строении механических коробок переключения передач ВАЗа для переднеприводных автомобилей стала коробка ВАЗ 21807, это пятиступечатая МКПП устанавливаемая на Ладу Весту. Считается одной из самых удачных МКПП, так как является усиленной, способна держать высокий крутящий момент. Такие проблемы как гул коробки, быстрый износ подшипников и шестерен, течи масла из сальников для этой коробки не характерны, но стуки на холостых иногда встречаются, хоть и далеко не на всех экземплярах, что является удивительным явлением.
Так же следует отметить и механическую коробку передач ВАЗ 21809, устанавливаемую на Ладу X-ray. Она так же прочна как и ВАЗ 21807, но в эксплуатационной практике владельцев часто встречаются течи сальников и затруднение при включении задней скорости.
Лада X-ray на МКПП, которая так же является довольно удачной
Схемы переключения переключения на МКПП ВАЗ, переключение скоростей на 4-х и 5-ти ступенчатой механической коробке передач
Схема переключения передач на 4-х ступенчатой МКПП, применяемой на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, Нива 2121
Схема переключения передач на 5-ти ступенчатой МКПП, применяемой на моделях ВАЗ 2107, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2114, 2114, 2115, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта, Х-рей, Веста, Нива 21213, 21214, (2123 — Шевролет Нива)
Небольшой Итог
Итак, что можно в итоге сказать о механических коробках на ВАЗ и Ладах? Наверное то, что начинались они в 70-х годах феноменально качественными, затем, 5-ти ступенчатые МКПП немного сдали в качестве, чем, конечно, слегка огорчили владельцев. Но и невозможно не отметить то, как ВАЗ разобрался (ну, почти разобрался) с многими проблемами своих МКПП. Достаточно лишь взглянуть на коробку Лада Веста и ее версии Спорт, с форсированным 140 сильным двигателем, как замечательно коробка работает с моментом в целых 180 Н·м!
Все коробки ВАЗ невероятно ремонтопригодны, их можно восстановить из любого состояния, причем сделать это можно за сравнительно небольшие деньги. Другой большой вопрос вызывает качесво запасных частей для коробок передач на нашем рынке. Речь сейчас не только о дешевых аналогах, но, к сожалению и о заводских запасных частях.
Благодарим вас за внимание к данной статье, мы постарались собрать много полезного о эксплуатации и ремонте МКПП ВАЗ, проблемах и способах их решения, а так же другой информации о коробках ВАЗа. Надеемся, вам было интересно и вы нашли что-то полезное и нужное для себя!
РЕМОНТ КПП ВАЗ 2101
Необходимость в ремонте коробки передач ВАЗ 2101 возникает только при проявлении характерных симптомов: шумы, утечка масла, затруднённое включение или выбивание передач. Чтобы разобраться в причине той или иной неполадки и выявить вышедшую из строя деталь, КПП приходится демонтировать с автомобиля. Прежде всего, необходимо подготовить соответствующий инструмент и материалы для снятия агрегата и его разборки:
- набор торцовых либо накидных ключей на 10, 12, 13;
- набор головок с удлинителями;
- плоскогубцы;
- набор отвёрток;
- пинцет;
- чистая ветошь;
- подставка под коробку;
- воронка и ёмкость для слива масла.
КАК СНЯТЬ КПП
Демонтаж коробки выполняют в следующей последовательности:
- Устанавливаем машину на смотровую яму, эстакаду или подъёмник.
- Снимаем минусовую клемму с АКБ.
- Нажимаем на рычаг переключения передач, вставляем плоскую отвёртку в отверстие запорной втулки и сдвигаем её вниз для снятия рычага.
Нажав вниз на рукоятку переключения передач, вставляем плоскую отвёртку в отверстие запорной втулки и сдвигаем её вниз для снятия рычага
Приемная труба крепится к выпускному коллектору посредством гаек — откручиваем их и сдёргивает трубу вниз
Откручиваем нижний крепёж картера сцепления к блоку двигателя
Откручиваем от КПП рабочий цилиндр сцепления, выводим его из уха вилки и отводим в сторону
Для снятия кардана потребуется демонтировать кронштейн безопасности
Отсоединяем трос спидометра от привода спидометра
Эластичную муфту можно снять как вместе с карданным валом, так и отдельно от него. Для этого отворачиваются гайки крепления и вынимаются болты
Откручиваем крепление стартера к картеру сцепления, для чего понадобится ключ и головка на 13
Отворачиваем четыре болта крепления крышки картера механизма сцепления ключом на 10
Коробка передач крепится к кузову автомобиля при помощи поперечины — снимаем её
На последнем этапе демонтажа коробки передач под агрегат подставляют упор и отворачивают крепеж, после чего снимают узел с автомобиля
ВИДЕО: ДЕМОНТАЖ КПП НА «КЛАССИКЕ»
КАК РАЗОБРАТЬ КПП
Чтобы произвести дефектовку деталей коробки, её придётся разобрать, но предварительно нужно слить масло. Затем приступаем к разборке агрегата:
- Демонтируем вилку механизма сцепления и выжимной элемент.
- Очищаем грязь с картера КПП и ставим её вертикально.
- При помощи головки на 13 откручиваем крепёж опоры, после чего снимаем её.
Головкой на 13 откручиваем крепление опоры и снимаем её
Откручиваем гайку крепления привода спидометра и снимаем его с коробки
Для демонтажа выключателя света заднего хода потребуется ключ на 22, которым откручиваем элемент
Ключом на 13 отворачиваем упор перемещения рычага переключения передач
Головкой на 13 отворачиваем гайки крепления задней крышки КПП
Снимаем заднюю крышку, передвинув рычаг переключения вправо, что освободит его от штоков
Аккуратно поддеваем отвёрткой прокладку задней крышки и снимаем её
С задней части вала снимаем шариковый подшипник
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и её фиксатор в виде шарика
Снимаем вилку включения заднего хода и промежуточную шестерню заднего хода
Снимаем со штока включения заднего хода дистанционную втулку
Съёмником или подходящим инструментом снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала
После снятия стопора демонтируем со вторичного вала ведомую шестерню заднего хода
Откручиваем крепление стопорной пластины при помощи ударной отвертки, после чего снимаем её
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода из корпуса КПП
Головкой или ключом на 10 отворачивам крепление нижней крышки коробки и снимаем деталь с узла
Откручиваем крепление картера сцепления к картеру КПП головкой на 13 и 17
Разъединяем корпуса коробки и механизма сцепления, после чего снимаем уплотнитель
Головкой на 13 отворачиваем крепления крышки фиксаторов штоков
После снятия крышки вынимаем шарики и пружины из отверстий
Вынимаем шток вилки задней передачи
Откручиваем головкой на 10 болт крепления вилки включения 1 и 2 передач
Вынимая штоки, удаляем блокировочные сухари
Вынимаем шток вилки включения 1 и 2 передач
Откручиваем крепёж вилки включения 3 и 4 передач и вынимаем сам шток
Откручиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, нажав на муфты и включив одновременно две передачи
Плоскими отвёртками зацепляем стопор, вынимая подшипник промвала
Извлекаем задний подшипник промежуточного вала и наклонив, вынимаем сам промвал из корпуса коробки
Вынимаем две вилки переключения передач
Снимаем игольчатый подшипник со вторичного вала
Извлекаем задний подшипник вторичного вала, после чего выимаем сам вал
Для разборки вторичного вала зажимаем механизм в тисах и снимаем муфту синхронизатора 3 и 4 передач и другие детали, расположенные на валу
ВИДЕО: КАК РАЗОБРАТЬ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ ВАЗ 2101
После разборки КПП необходимо промыть все элементы в солярке и выполнить дефектовку. Детали не должны иметь сколов и прочих дефектов. Поверхности штоков и валов, пригодных для дальнейшей эксплуатации, не должны иметь следов износа. Корпус КПП должен быть без трещин, в местах установки подшипниковых узлов не должно быть следов вращения деталей. Наличие на шлицах валов следов закусывания, коррозии и прочих дефектов является недопустимым. Если есть мелкие повреждения, их устраняют наждачной бумагой малой зернистости, после чего прибегают к полировке. Однако лучшим выходов из ситуации будет замена повреждённых деталей на новые.
ЗАМЕНА ПОДШИПНИКОВ
Любые подшипники в механизмах автомобиля со временем изнашиваются, будь то роликовые или шариковые и коробка передач не исключение. Износ приводит к появлению люфта, возникают различные дефекты (раковины на шариках, разрывы сепараторов), что является недопустимым. Такая деталь, как подшипник, ремонту либо восстановлению не подлежит и заменяется на новую. Даже если не было признаков поломки этих элементов (шум, гул), а при дефектовке деталей КПП были обнаружены изъяны, подшипники нуждаются в замене.
ПОДШИПНИК ПЕРВИЧНОГО ВАЛА
Если было выявлено, что подшипник первичного вала вышел из строя, то для его замены полностью разбирать коробку нет необходимости. Основное, что потребуется — это снять КПП с машины. После этого, демонтировав малое стопорное кольцо, упираемся отвёртками в большой стопор, выдвигаем подшипник и лёгкими ударами молотка выбиваем деталь с первичного вала. Запрессовывается новое изделие путём нанесения лёгких ударов по внутренней обойме подшипника. В процессе запрессовки первичный вал необходимо оттягивать вперёд.
Для замены подшипника первичного вала КПП, полностью разбирать коробку передач не требуется
ПОДШИПНИК ВТОРИЧНОГО ВАЛА
Замена подшипника на вторичном валу КПП ВАЗ 2101 потребует не только снятия, но и разборки агрегата. Только в этом случае будет обеспечен доступ к детали. Удерживается элемент на вторично валу посредством шпонки, после извлечения которой можно демонтировать изношенную деталь. Установка нового изделия производится в обратной последовательности.
Чтобы заменить изношенный подшипник вторичного вала потребуется демонтировать и разобрать КПП
Как снять коробку передач?
Прежде чем приступить к изъятию из штатного места коробки передач (2101), стоит заранее подготовить соответствующий инструмент, требуемый для проведения данных работ. В частности, это набор торцовых ключей, головок с удлинителями разных размеров, отвертки, плоскогубцы. Из дополнительных материалов – ветошь.
Коробку передач ВАЗ возможно изъять следующим образом:
- Автотранспорт нужно поставить на смотровую яму.
- Нуждается в съеме минусовая клемма с АКБ, в отсоединении заднего крепления выхлопной системы.
- При помощи отвертки снимается рычаг КПП.
- Подлежит демонтажу хомут, приемная труба КПП (фиксируется гайками).
- Откручиваются крепежи картера, сцепления, с вилки которого снимается пружина, изымается шплинт оси толкателя.
- Подлежит демонтажу кронштейн безопасности карданного вала, трос спидометра с привода, эластичная муфта.
- Чтобы снять муфту, целесообразно использовать специальный хомут.
- Необходимо открутить крепление стартера к картеру сцепления коробки.
- Аккуратно снимается крышка корпуса сцепления, поперечина КПП.
В завершении, осуществляется демонтаж коробки вместе со сцеплением. Далее устройство подлежит разборке. Это позволяет определить, какие комплектующие детали были изношены до предела и нуждаются в замене. Недопустимо наличие коррозии, сколов и трещин. При самостоятельном ремонте необходима схема коробки. Установка 5 ступенчатой КПП на ВАЗ должна происходить в обратном порядке.
ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ
Необходимость в замене сальников возникает при появлении течи масла из корпуса коробки передач. Из строя может выйти как передняя, так и задняя манжета. В этом случае уплотнители потребуется заменить.
САЛЬНИК ПЕРВИЧНОГО ВАЛА
Если были замечены признаки повреждения сальника первичного вала, т. е. появились следы течи смазки в области картера механизма сцепления, то вероятной причиной является выход из строя манжеты первичного вала. Течь масла может появиться также из двигателя при износе заднего сальника коленвала. Для того чтобы определить, откуда именно подтекает масло, можно попытаться выяснить это по запаху, поскольку моторная смазка отличается от трансмиссионной.
Сальник первичного вала КПП установлен в картере механизма сцепления
ОПИСАНИЕ И РАЗМЕРЫ
Сальник первичного вала коробки передач ВАЗ 2101 имеет такие размеры: 28x47x8 мм, что соответствует внутреннему и наружному диаметру, а также толщине обоймы.
ЗАМЕНА САЛЬНИКА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА
Чтобы заменить манжету на первичном валу, потребуется демонтировать коробку с машины и снять картер сцепления.Затем, используя наставку, выбиваем из корпуса сальник и вынимаем его пассатижами. Для установки новой детали потребуется подходящая по размеру оправка и молоток.
Для замены сальника первичного вала потребуется демонтировать КПП, снять картер сцеления и выбить поврежденный элемент. Новая манжета устанавливается в обратном порядке
САЛЬНИК ВТОРИЧНОГО ВАЛА
При выходе из строя сальника вторичного вала появляются следы течи масла в задней части КПП. В этом случае деталь нуждается в замене.
ОПИСАНИЕ И РАЗМЕРЫ
Манжета вторичного вала имеет такие размеры: 32x56x10 мм. При покупке уплотнителя на эти параметры следует обращать внимание, чтобы по ошибке не взять деталь другой размерности.
ЗАМЕНА САЛЬНИКА ВТОРИЧНОГО ВАЛА
На вторичном валу коробки ВАЗ 2101, по сравнению с первичным, сальник меняется гораздо проще, поскольку в демонтаже агрегата нет необходимости. К предварительным мероприятиям относится снятие кардана вместе с эластичной муфтой. После этого выполняют следующие действия:
- Демонтируем центрирующее кольцо со вторичного вала.
- Снимаем стопорный элемент.
- Откручиваем гайку на 30.
- Снимаем фланец съёмником или сбиваем его молотком.
- Старый сальник поддеваем отвёрткой и извлекаем его из задней части КПП.
- Новую манжету запрессовываем подходящим отрезком трубы.
ВИДЕО: ЗАМЕНА САЛЬНИКА НА ВТОРИЧНОМ ВАЛУ НА «КЛАССИКЕ»
МАСЛО В КПП ВАЗ 2101
Масло в коробке передач «копейки», как и в любом другом агрегате автомобиля, нуждается в периодической замене. Но прежде чем выполнить эту процедуру, нужно знать, когда и как его заменить и какую смазку использовать.
КАКОЕ МАСЛО ЗАЛИВАТЬ В КОРОБКУ ВАЗ 2101
Сегодня существует широкий выбор трансмиссионных масел для автомобилей. Разница между ними заключается в применяемых присадках, а, точнее, в их классах. Существуют следующие классы маркировок: от GL 1 до GL 5. Для КПП ВАЗ 2101 оптимальным вариантом считается масло класса GL 5 со степенью вязкости 85W90 или 80W90. Такая смазка предназначена для гипоидных передач, обеспечивает хорошее смазывание трущихся элементов даже при высоких нагрузках. К тому же масло GL 5 можно использовать не только для коробки передач, но и для заднего моста. Из производителей предпочтение следует отдавать тем, кто подходит по ценовому показателю.
В коробку передач ВАЗ 2101 необходимо заливать трансмиссионное масло класса GL5 вязкостью 85W90 или 80W90
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА
Чтобы коробка исправно функционировала, уровень масла в картере всегда должен быть оптимальным. Его необходимо периодически проверять. При нормальном уровне смазки в коробке он должен быть наравне с нижним краем отверстия для заливки. Объем масла в картере КПП ВАЗ 2101 составляет 1,35 л.
КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО В КОРОБКЕ ВАЗ 2101
Трансмиссионное масло хоть и редко меняется, но все же нужно знать, когда эта процедура необходима. Как правило, на «классике» её производят через 40–60 тыс. км. пробега либо через 3 года с момента заливки.
КАК СЛИТЬ МАСЛО
Чтобы слить масло с КПП ВАЗ 2101, потребуется шестигранный ключ и подходящая по объёму ёмкость, например, обрезанная пластиковая бутылка. При помощи шестигранника отворачивают пробку сливного отверстия, которое расположено в нижней крышке картера коробки и сливают масло.
Для слива масла на КПП ВАЗ 2101 откручивают сливную пробку в нижней крышке коробки с помощью шестигранника
Сливную пробку протирают от грязи и заворачивают на место. Кроме этого, нужно обратить внимание на слитое масло и, если в нём присутствует металлическая пыль, нужно будет в кратчайшие сроки заняться ремонтом коробки.
КАК ЗАЛИТЬ МАСЛО
Чтобы залить смазку в коробку передач, необходимо отвернуть пробку заливного отверстия ключом на 17 и очистить её от загрязнений. Масло заливают в нужном объёме при помощи специального шприца. Многие не отмеряют необходимый литраж смазки, а просто заливают её до тех пор, пока она не начнёт вытекать обратно. После заливки сразу же заворачивают пробку на место. Вместо шприца можно использовать самодельные приспособления, если есть желание и время на их изготовление.
Масло в коробку передач заливают с помощью специального шприца через маслозаливное отверстие
ВИДЕО: ЗАМЕНА МАСЛА В КПП НА «КЛАССИКЕ»
Выбор горючего для системы трансмиссии
Механическая коробка передач ВАЗ 2106 не является требовательной к топливу. Необходимость в проведении замены горюче-смазочного вещества возникает после второго года эксплуатации. Как правило, используется масло с маркировкой 80W-90. Замену горючего возможно осуществить своими руками. Для этого следует вооружиться гаечным ключом и шестигранником.
Уровень масла коробки передач 2101 автотранспорта рекомендуется проверять каждые 15000 км. Объем топлива в картере не превышает 1.4 литра. В замене горючее нуждается после 40000 км пробега.
Чтобы слить масло с КПП, нужно заранее заготовить пустую тару, ветошь, шестигранный ключ. Работы проделываются на прогретом двигателе. Сливная пробка отворачивается при помощи ключа. Учитывая это, необходимо заранее подставить пустую тару для слива трансмиссионки. Как только вытекла жидкость, закручивается сливная пробка (предварительно очищенная от осевших загрязнений). Далее можно приступать к заправке КПП новым горючим. Данная процедура осуществляется при помощи специального шприца или воронки, к которой подсоединен эластичный шланг.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КУЛИСА НА КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
Назначение кулисы в любой коробке передач — связь рычага переключения передач со штоком, подводящим к КПП. Несмотря на то что этот механизм имеет продолжительный срок эксплуатации, со временем детали изнашиваются. Как правило, проблемы возможны не ранее, чем через 100 тыс. км. пробега. Единственное, что может требовать более частой замены, это резиновые и пластиковые элементы стержня рычага КПП, которые используются для его соединения с рычагом на коробке.
КАК СНЯТЬ КУЛИСУ НА ВАЗ 2101
Для демонтажа кулисы (короткого рычага, расположенного на коробке) на ВАЗ 2101 потребуется удалить длинный рычаг управления передачами и защитную накладку, расположенную на полу салона. Для снятия механизма необходимо извлечь резиновую манжету, а затем открутить крепёж шаровой опоры рычага. Во время извлечения нужно быть аккуратным, чтобы оттяжная пружина не спала. Если снять кулису таким образом не удастся, потребуется демонтировать заднюю крышку коробки, на что уйдёт немало времени и сил. Снимают кулису, как правило, во время ремонта коробки, и то не всегда.
Кулису на коробке передач снимают довольно редко, поскольку механизм из строя практически не выходит
КАК ПОСТАВИТЬ КУЛИСУ
Установка механизма управления передачами производится в обратной последовательности. Кулиса уплотняется прокладкой и, если уплотнитель находится в плохом состоянии, лучше его заменить, что исключит попадание грязи внутрь коробки и возможное подтекание масла.
При монтаже кулисы устанавливают на место прокладку, а после и сам механизм
РЕГУЛИРОВКА КУЛИСЫ
Кулиса на коробке передач ВАЗ 2101 имеет простую конструкцию и каких-либо регулировочных работ при ремонте либо замене детали не требуется.
Обслуживание и ремонт КПП ВАЗ 2101 вполне по силам каждому автовладельцу, что обусловлено несложной конструкцией механизма. Единственное — для проведения мероприятий, связанных с демонтажем узла, желательно позвать помощника, поскольку коробка является довольно тяжёлым механизмом и самостоятельно снимать её с автомобиля будет нелегко и небезопасно. При правильном и своевременном обслуживании КПП в течение продолжительного времени не будет доставлять каких-либо проблем.
Источник https://vmyatynnet.ru/korobka-peredach/ustrojstvo-rychaga-pereklyucheniya.html
Источник https://avtonomnaya-gazifikaciya.ru/priora/korobka-peredach-vaz-2101.html
Источник
Источник