Установка ГБО на авто своими руками или в сервисе: что нужно знать?
Установка ГБО на авто — сложный процесс, требующий наличия специальной аппаратуры и знаний. В него входит установка бака, редуктора, подключения охлаждающей системы, блока управления, настройки и решения других задач. Также необходимо понимать, что после завершения работ необходима регистрация в ГИБДД, без которой автовладелец получает штраф в размере 500 р, а при злостном невыполнении возможны и более серьезные последствия.
Как установить
Установка ГБО на автомобиль требует привлечения специалистов и выполнения работ в сертифицированном СТО. Это особенно актуально при переводе машины на метан, где процесс монтажа более сложный. Да и само устройство оборудования достаточно не такое уж и простое, и есть ряд автомобилей, на которые ставить газобаллонное оборудование нельзя.
Для лучшего понимания ниже приведем краткую инструкцию по монтажу ГБО 4 поколения на авто. Алгоритм действий такой:
- Подготовьте оборудование и инструмент.
- Откройте капот авто и определите место для редуктора. Он должен находиться в удобном для подключения системы охлаждения месте на основной рампе, но не на двигателе. Важно, чтобы при подключении трубки не заламывались и не перегибались. Старайтесь установить этот элемент ГБО на авто в точке с меньшей вибрацией.
- Прикрепите редуктор на выбранное место.
- Подключите трубки охлаждающей системы. Это необходимо делать параллельно системе. Соединение должно осуществляться до запорного клапана путем врезки тройника.
- Подготовьте место для баллона. Перед установкой газобаллонного оборудования на автомобиль определите точку для крепления емкости. Самый простой вариант — установка изделия вместо запаски. Остается лишь подвести трубки подачи и заправки. Обратите внимание, чтобы глушитель не повредил элементы системы.
- Закрепите баллон к кузову авто двумя болтами. Отверстие после сверления закрасьте краской и вставьте предохранительный штуцер.
- Установите мультиклапан в баллон.
- Продолжите трубку для заправки. Как правило, при установке ГБО на легковой автомобиль она выводится под крышку для заправки машины бензином. Сам заправочный клапан необходимо прикрепить максимально жестко к кузову.
- Подключите соединительную трубку, в том числе подведите газ на редуктор.
- Проложите к прокладке трубки подачи газа между клапаном и редуктором. При установке ГБО на машину следите, чтобы трубки были надежно соединены, изгибы были плавными и не резкими. Особое внимание уделите месту подключения трубки к мультиклапану.
- Установите форсунки газа. Следующий этап установки газобаллонного оборудования на авто — врезка инжектора. Его необходимо делать максимально близко к бензиновой форсунке. Этот момент важен, ведь от него зависит качество воспламенения.
- Выберите место и поставьте блок управления на авто.
- Снимите клемму с аккумулятора.
- Закрепите «мозги» кузову и уложите кабель питания к АКБ — красный к «+», а черный к «минусу».
- Распределите провода по пучкам. Один из самых ответственных этапов в вопросе, как поставить ГБО на машину. Здесь необходимо ориентироваться по цветам и приведенной схеме.
- Поставьте МАР сенсоры. Они бывают разных типов — для установки на кузове или для врезки в трубку подачи газа на форсунки.
На завершающем этапе необходимо проверить правильность и надежность монтажа всех элементов и подключения проводов.
Стоит ли устанавливать самому
Многие автовладельцы спрашивают, как поставить ГБО на авто своими руками. Процесс монтажа трудный и требует предельного внимания. Любая ошибка может привести к утечке, повреждению и последующему взрыву. Вот почему при отсутствии опыта лучше поручить работу специалистам.
Отметим, что техническая часть установки ГБО на авто своими руками еще возможна, но главные трудности возникают при подключении электрической части и настройке аппаратуры с помощью ноутбука. Для такой работы уж точно потребуется специальный опыт.
Что нужно для установки
Перед началом работ важно разобраться, что нужно для установки ГБО на автомобиль. Под рукой должен быть набор комплектующих, которые потребуются для проведения монтажа. В него входит:
- редуктор;
- блок управления;
- баллон;
- проводка;
- один датчик давления и два температуры;
- газовые форсунки;
- разъем заправочного устройства;
- шланги и трубки.
Также потребуется инструмент: ключи, пассатижи, ноутбук и программное обеспечение. В зависимости от ситуации может потребоваться и другое оборудование, чтобы установить ГБО на машину с учетом рекомендаций.
Что делать после установки
Как только монтаж завершен, необходимо настроить работу газобаллонной аппаратуры на авто. Этот вопрос можно решить самостоятельно (при наличии знаний и опыта) или обратиться к квалифицированным мастерам. Если делать работу своими руками, потребуется шнур за 30-45 долларов, а это дополнительные расходы. В таких тратах нет необходимости, поэтому лучше съездить на СТО.
Если порядок и правила установки газобаллонного оборудования на автомобиль соблюдены, приступайте к проверке. Сделайте следующие шаги:
- Набросьте клеммы на АКБ.
- Включите зажигание (пока не заводите авто).
- Повторите процедуру с включением зажигания два-три раза для накачивания бензонасосом нужного давления.
Если все сделано правильно, машина готова к настройке и подбору ДЮЗ форсунок. Прикоснитесь к редуктору. Если он горячий — хорошо, а если нет — попробуйте убрать воздушную пробку.
Зная, как установить ГБО на автомобиль правильно, вы сможете выполнить поставленные задачи. Но аппаратуру необходимо еще зарегистрировать, а здесь могут возникнуть трудности. Для этого необходимо пройти следующие шаги:
- Получите заключение предварительной техэкспретизы авто на возможность установки газобаллонной системы. Потребуется ПТС, СТС и паспорт владельца.
- Получите разрешение на установку в ГИБДД (даже если установка уже выполнена).
- Поставьте газобаллонное оборудование самостоятельно или обратитесь на сервис. Для этого нужно заранее уточнить, где устанавливают ГБО на автомобиль в вашем городе.
- С пакетом документов получите новую диагностическую карту.
- Получите свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям безопасности.
- Приезжайте в отделение ГИБДД на авто с документами и получите новые СТС / ПТС с записью о ГБО.
В среднем этот процесс занимает около двух недель.
За и против
В завершение выделим преимущества и недостатки установки ГБО на машине. Преимущества:
- экономия на топливе;
- меньший износ двигателя, а влияние газобаллонного оборудования на авто сильно преувеличено;
- больше автономный пробег;
- экологически чистый выхлоп;
- повышение ресурса мотора авто.
- дополнительные траты на ТО газовой установки авто;
- уменьшение свободного места в багажнике;
- крупные расходы на установку, даже с учетом субсидий;
- снижение мощности двигателя;
- если что-то сделано не так, проблемы возникнут практически сразу (в лучше случае авто перестанет заводится после установки, в худшем — тотал).
В комментариях поделитесь опытом установки газобаллонной системы на авто и трудностями, которые при этом возникали.
Какие виды газового оборудования на авто?
Первые силовые агрегаты, работающие за счет сгорания газового топлива, появились ранее бензиновых образцов. Но, тем не менее, были вытеснены на долгие годы этим аналогом, так как устройство газового мотора уступало по уровню мощности бензиновому.
Сегодня же эта проблема решена, газовый двигатель внутреннего сгорания является особой разновидностью моторов, работающих по принципу теплового цикла Отто. Для приведения в действие сложного устройства используется газообразное топливо.
Газовое оборудование на авто: характеристики, конструкция, правила установки
Большая часть газового оборудования, устанавливаемого на современных автомобилях, функционирует за счет сжиженной смеси пропан-бутан. Но есть и установки, работающие на метане или ином газообразном сырье.
Принцип работы двигателя на сжиженном газе
Классические модели транспортных средств оснащаются силовыми агрегатами на дизеле или бензине. При установке газового двигателя, работающего на сжиженном топливе, наблюдается улучшение работы ДВС. Так, например, запуск мотора в холодное время года улучшается при использовании пропан-бутана.
Помимо этого, рабочие циклы внутри блока цилиндров характеризуются большей устойчивостью и равномерностью горения, чем при работе на бензине/дизеле. Главное преимущество работы на сжиженном веществе – чистота топлива.
В его составе занижено количество окислов металлов, серы и прочих вредных примесей, негативно сказывающихся на функционировании мотора.
Обратите внимание!
При переоборудовании бензинового мотора на газовое топливо учитывайте, что сжиженное вещество характеризуется меньшей плотностью, поэтому показатель расхода увеличивается. К примеру, машина на сжиженном газе пройдет 0.8 того пути, который она смогла бы преодолеть, используя бензин.
Также в сжиженном газе нет свинца, который добавляется производителями в бензин для улучшения некоторых его свойств. Таким образом, газовые двигатели, использующие сжиженное топливо, более долговечны в эксплуатации.
В процессе работы газовая топливная система производит меньшее количество нагара, углеродных образований внутри цилиндров. Эксперты отмечают, что сжиженная газовая смесь характеризуется высшим октановым числом, чем бензиновое топливо. А, значит, степень сжатия подобного вещества выше, поэтому возрастает и уровень КПД силового агрегата.
Принцип работы автомобильного мотора на сжатом газе
Конструкторы двигателей для автомобилей предлагают варианты устройств, функционирующих на сжатом газе – природном метане, который среди аналогичных видов топлива характеризуется наивысшей степенью экологичности. Перевести транспортное средство для работы на метане можно двумя способами:
- Доукомплектовать машину специальным ГБО;
- Установить заводскую метановую силовую установку.
Обратите внимание!
Массового серийного выпуска автомобилей, функционирующих исключительно на газообразном сырье, ведущие автоконцерны не осуществляют. Выпуск подобных автомобильных комплектаций представлен лимитированными линиями, но в Россию официально такие модели не завозятся. Разница в стоимости, если сравнивать с традиционными бензиновыми, в среднем составляет от 150 000 до 200 000 рублей.
Эксперты рекомендуют устанавливать на бензиновые модели дополнительное газобаллонное оборудование для автомобиля любого поколения (с 1 по 5), работающее параллельно с бензиновой цепью. Емкости для содержания метана выполняются в виде цилиндров с округлыми концами и отличаются от традиционных баллонов бытового пользования.
Оборудование для авто изготовляется из высокопрокатного стального сплава, характеризующегося большим ресурсом прочности и устойчивости к механическому воздействию. Принцип работы подобной системы позволяет всего за несколько минут перейти из работы на одном типе топлива на другой без остановки работы силового агрегата.
Сейчас производители газового оборудования автомобилей предлагают новинку – баллон металлокомпозитного образца, главные отличия – это меньшая масса и увеличение срока службы без переосвидетельствования (в среднем 5 лет). По техническом нормам емкости для ГБО должны успешно переносить уровень давления, превышающий рабочий показатель в полтора раза.
Процедура перевода дизельного агрегата в режим использования газообразного топлива требует некоторых модификаций в конструкции мотора. Для работы на метане необходимо изменить уровень сжатия. Для разных машин этот процесс выполняется различными способами, главные среди которых:
- Фрезеровка поршневого элемента;
- Установка прокладки под ГБЦ;
- Замена поршневого комплекта;
- Укорочение шатуна.
Как правило, специалисты прибегают к методу фрезерования поршней. Помимо изменения степени сжатия внутри агрегата, необходимо вмонтировать систему впрыска нового топлива, включающую специальные форсунки и искровое зажигание.
Только после установки этих дополнительных комплектующих систем дизельный автомобиль сможет использовать газ в качестве топлива. В завершение процедуры монтажа газовой установки на дизельном транспорте монтируется система управления газовым двигателем, представленная функциональным электронным блоком.
Некоторые производители известных транспортных средств предлагают уникальные заводские модели авто с метановыми моторами. К их числу относят немецкие компании Opel, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz.
Примером подобного лимитированного продукта считается VW Passat Variant Ecofuel Sportline. Схема работы силового агрегата этой машины полностью построена на использовании природного газа – метана. Объем двигателя упомянутой модели составляет 1.4 л, а уровень производительности достигает показателя в 150 л. с.
Конструктивные особенности газобаллонного оборудования
Главное отличие в двигателе внутреннего сгорания, использующего газообразное горючее, от бензиновых и дизельных аналогов заключается в повышенном уровне сжатия.
Такие установки уменьшают износ конструктивных элементов автомобиля, характеризуются экономичностью в обслуживании и эксплуатации за счет низкой себестоимости добываемого сырья. Автомобили отечественного производства можно доукомплектовать газовым оснащением, вмонтировав ГБО.
Схема конструкции переоборудованного дизельного силового агрегата на работу с газом такая:
Компоненты оборудования для работы авто на газе
Монтаж газобаллонного оборудования выполняется с четким соблюдением технологических норм и стандартов безопасности, поэтому эксперты рекомендуют доверить эту процедуру профессионалам.
Специализированные сервисные центры по завершению установки предоставляют владельцу авто гарантию на качество проделанной работы и безопасность эксплуатации. Конструкция ГБО для бензинового автомобиля включает следующие компоненты:
- Газобаллон с необходимыми комплектующими элементами, предназначенными для безопасной заправки топливом, а также подачи оного в мотор;
- Газопровод с дополнительными деталями, соединяющий баллон и двигатель;
- Редуктор давления, преобразующий высокий уровень давления газообразного вещества до нужного показателя в рабочем моторе;
- Устройство для выбора горючего вещества: дает возможность переходить из использования бензинового топлива на работу на метане или ином типе газообразного горючего;
- Смеситель, участвующий в процессе получения горючей смеси.
Дизельный силовой агрегат, работающий на газообразном горючем, включает такие дополнительные компоненты:
- Емкость для хранения газообразного горючего;
- Клапан;
- Редуктор давления;
- Газовая форсунка;
- Дизельная форсунка;
- Устройство для переключения;
- Датчик оборотов;
- Электронная система управления.
Сравнительный анализ работы ДВС на разном топливе
Автомобильные силовые установки, использующие в рабочем состоянии различное горючее, в целом работают по общему принципу, поэтому владельцы личного транспорта могут с легкостью переоборудовать ДВС, сделав устройство газовым или же гибридным.
Система питания, подающая газ, монтируется специалистами как на легковые модели, так и машины с большой грузоподъемностью. Каждый из видов топлива для мотора внутреннего сгорания имеет плюсы и минусы, поэтому, принимая решение о переоснащении машины, следует провести сравнительный анализ каждого из них.
Преимущества бензинового агрегата:
- Более высокие показатели мощности мотора, что обеспечивает быстрое увеличение скоростного режима и улучшению динамику;
- Износ клапанов происходит медленнее, так как жидкое топливо удаляет с них гарь, вызывающую нарушение контактов в работе с седлом и прогорание. Таким образом, бензин повышает срок эксплуатации силового агрегата;
- Потребление этого горючего ниже, чем газообразного (в среднем на 15%).
К существенным недостатком бензиновой установки эксперты относят дороговизну упомянутого топлива, низкие качественные характеристики, ускорение износа цилиндров, вредные выхлопы и прочие вещества, выделяемые в атмосферу. Преимущества газового двигателя такие:
- Продукты, выделяемые в процессе сгорания газообразного горючего, не содержат вредные компоненты (свинец, сера, углероды), поэтому этот тип топлива более экологичен;
- Высший показатель октанового числа;
- Снижение рабочей нагрузки на блок цилиндров, что защищает их от преждевременного износа и повышает запас прочности мотора (в среднем на 15%);
- Не выделяет продуктов горения, как бензин, поэтому замена технической жидкости в двигателе (масла) требуется реже (в полтора раза);
- Дешевизна: учитывая стоимость бензина и дизеля, цена газа на заправках ниже почти в 2 раза, что понижает затраты на оплату топлива, несмотря на то, что расход газообразного горючего выше.
Решаясь установить газовое оборудование для автомобиля, учитывайте также минусы подобного оснащения:
- Для установки требуется дополнительное пространство. Как правило, емкость для хранения газа монтируется в багажнике, поэтому его полезная площадь сокращается;
- Дороговизна установки ГБО: стоимость монтажа системы зависит от класса двигателя автомобиля, который переоснащается. Помимо этого, необходимо оплатить услуги специалистов, выполняющих работу и покупку дополнительных комплектующих устройств;
- Снижение мощности силового агрегата, поэтому скорость набирается медленнее.
Принимать решение в пользу установки ГБО следует с учетом того, как быстро установка окупится. Во-первых, при монтаже газа будьте готовы к более частой потребности посещения техцентра для ТО мотора. Система питания газом выделяет конденсат, который рекомендуется удалять через каждые 10 000 км пробега. Также после 100 000 км пробега заменяется мембрана редуктора.
Все достоинства газового оборудования раскрываются при установке подобного оснащения на дизельных автомобилях. Уровень сжатия в ДТ моторе выше, поэтому показатель КПД также возрастает, составляя 30-45%. Для работы системы необходимо регулирование давление газа, что возможно за счет установки специального оборудования.
В среднем переоборудование транспортного средства обойдется в 500-1000 условных единиц (с учетом цен на иностранное оборудование), поэтому процедура выгодна для тех автомобилистов, которые часто ездят на авто и преодолевают большие расстояния. Тогда ГБО окупиться быстрее, учитывая соотношение цен бензина и газа.
История развития ГБО, полная информация о поколениях
Несмотря на то, что нефть время от времени дешевеет, цены на топливо продолжают неуклонно расти. В поисках более дешевой альтернативы многие автолюбители переоборудуют свои транспортные средства на газ.
- Со времени своего существования газобаллонное оборудование (ГБО), претерпело много изменений.
- На сегодняшний день известно 5 поколений ГБО, однако следует учитывать, что первые три поколения по своим техническим и эксплуатационным характеристикам оставались далекими от совершенства.
- Первыми, кто активно начал переоборудовать свои автомобили под газ, были водители маршрутных такси марки “Газель”.
- Вслед за ними всё больше начали устанавливать ГБО и частные автовладельцы.
- Хотя первые системы газового оборудования и были достаточно капризными, тем не менее экономия давала о себе знать.
- Так как же развивалось ГБО и в чем заключается его эволюция?
По сути дела радикальных отличий между поколениям ГБО нет. Просто время от времени производители постепенно совершенствуют свои изделия, добавляя новые узлы.
Взглянув на ситуацию более объективно, то версий ГБО получается три. Именно в них имеются конструктивные различия. Тем не менее между этими конструкциями имеются промежуточные варианты.
Традиционной системой питания двигателя автомобиля считается бензиновая. Эта система также модифицировалась. Сперва были только карбюраторы. Затем инжекторы с распределительным впрыском и непосредственный впрыск.
Поколения ГБО также отличаются принципами подвода газа к силовому агрегату.
Первое поколение ГБО :
С этого поколения началась эпоха газа как топлива для авто. В работе этой системы применяется пропан-бутан или метан.
Как и у бензиновой системы у газовой также имеется свой “бак”. Его функцию выполняет баллон, устанавливаемый в багажнике или салоне.
После заправки баллона газ по запорной аппаратуре поступает к испарителю, объединенному с охладительной системой. В испарителе газ трансформируется в пар. Затем на его пути стоит редуктор, дозирующий впрыск. Дозировка осуществляется исходя из степени давления во впускном коллекторе двигателя.
В метановой системе при движении от испарителя к редуктору происходит прогрев газа.
В первом поколении газового оборудования испаритель и редуктор были выполнены в виде раздельных блоков. В более поздних версиях эти два узла стали монтировать в едином корпусе. В редукторах первого поколения присутствовал вакуумный клапан. Его открытие происходило от появления во впускном коллекторе низкого давления (вакуума).
По этой причине первое поколение ГБО именовали “вакуумным”. От вакуумного клапана через карбюратор или специальный смеситель смесь подавалась к коллектору. К слову смеситель также монтировался отдельным узлом.
Такую систему подачи газа сложно назвать идеальной. В данной конструкции газ на пути к камере сгорания должен преодолевать большое расстояние.
По этой причине у владельцев вакуумного оборудования возникали частые проблемы с запуском двигателя. Зачастую сложно было запустить непрогретый двигатель, поскольку вакуумное давление было слабым.
Из-за этого в вакуумную систему монтировали так называемый “подсос”. Благодаря ему производилась прямая подача газа к двигателю. При этом образование бензиновой смеси прекращалось.
Среди недостатков первого поколения ещё можно отметить разгерметизацию системы при длительной эксплуатации. Из-за этого при старте мотора происходили хлопки. Даже были случаи возгорания.
Второе поколение ГБО :
Как уже говорилось выше между первым и вторым поколением ГБО не появилось радикальных отличий. Однако новшества и преимущества есть. Во втором поколении в редукторе появился модернизированный запорный клапан. В отличие от своего вакуумного предшественника он стал электромагнитным.
На тот момент это было настоящим техническим прорывом. У водителей появилась возможность выбора вида топлива. Для этого в кабине появилась специальная кнопка. С ее помощью можно переключать подачу бензина либо газа. Стал более облегченным “холодный” старт.
Благодаря своим изменениям, стало возможным использовать второе поколение ГБО на инжекторных двигателях.
Из недостатков второго поколения ГБО можно отметить изредка случающиеся хлопки, что создавало определенный дискомфорт при управлении автомобилем. Также эксплуатация второго поколения приводила к быстрому износу свечей.
Третье поколение ГБО:
В результате усовершенствования оборудования появилось третье поколение, где регулировка подачи газа стала автоматической.
В системе появился специальный контроллер, который снимал информацию с датчика кислорода. Исходя из этих данных контроллер определял, какое необходимо количество смеси для двигателя. Регулировка осуществлялась “шаговым” моторчиком.
Также на редукторе появился датчик температуры. Он блокировал работу ГБО при достижении редуктором необходимого нагрева. Все данные, необходимые для этой процедуры, прописаны в контроллере.
Третье ГБО стало соответствовать требованиям ЕВРО-2. Всё благодаря возможности получения информации с кислородного датчика. К недостаткам третьего поколения можно отнести заторможенную реакцию газооборудования на изменения скоростного режима. Также оборудование медленно осуществляет регулировку состава газовой смеси.
- Четвертое поколение ГБО :
- Оборудование четвертого поколения еще можно назвать системой распределенного впрыска.
- Как и предыдущие версии ГБО четвёртое не обошлось без недочетов:
Это поколение стало новое вехой на пути эволюции ГБО. Эта версия представляет собой целый “букет” технических новшеств.
В редукторе поддерживается стабильное давление. На нем уже не лежит обязанность впрыска в коллектор. В данной версии ГБО для каждого цилиндра имеются газовые форсунки, к которым контроллера подводится отдельный шлейф. Команду форсункам на впрыск отдает контроллер.
- двигатель немного потерял мощность;
- быстрый износ выпускных клапанов и их седел;
- немного возрос расход топлива, поскольку исчезла возможность запуска непосредственно от газа.
Пятое поколение ГБО :
Газ стал применяться не как в предыдущих версиях в качестве пара, а в жидком виде. Благодаря этому в системе поддерживается постоянное давление.
Среди ее преимуществ можно выделить следующие:
Работа пятого поколения основана только на пропан — бутане. Вся конструкция этой версии претерпела радикальные изменения.
Газовый баллон был оборудован насосом для подачи топлива, схожим по принципу работы с бензиновым.
Практика показала, что пятое поколение можно по праву назвать совершенной системой.
- легкий запуск двигателя без использования бензина;
- отсутствие редуктора;
- отсутствие необходимости подключения к системе охлаждения двигателя;
- значительное уменьшение расхода газа, сравнимое с объемом расхода бензина;
- применение пластиковых трубок и полное отсутствие шлангов;
- прирост мощности автомобиля.
Несмотря на целый ряд преимуществ у пятого поколения ГБО имеются и свои индивидуальные недостатки. Оборудование этой версии крайне требовательно к качеству газа. Проблема весьма актуальна для отечественных заправок, где имеется риск получить газ с различными примесями.
Система фильтрации оборудования не способна задержать эти примеси, что приводит к быстрому выходу из строя насоса для подачи газа. Поскольку пятое ГБО рассчитано на работу только на пропан — бутане, использование в нем газа метан из-за его физических свойств становится невозможным.
Шестое поколение ГБО :
Известно о разработке и постепенном внедрении шестого поколения ГБО. По заявлениям разработчиков это революционная система при которой газ, как топливо, будет обладать всеми свойствами бензина:
- достаточная мощность;
- умеренный расход;
- экологичность;
- простота в обслуживании;
- малое количество оборудования.
На отечественном рынке данное поколение ГБО не появилось, однако в Европе уже приступили к его производству. С полной уверенностью можно заявить, что газ становится альтернативой жидким видам топлива. Эксплуатация автомобиля на газу обходится в два раза дешевле при сохранении всех маневренных показателей. А если нет разницы, то стоит ли переплачивать.
Виды ГБО
Газобаллонное оборудование для автомобилей набирает популярность с каждым годом. Причина этого проста – установка ГБО на автомобиль делает его использование более эффективным и экономичным.
ГБО можно установить на любой автомобиль – грузовой и легковой, с карбюраторным и инжекторным двигателем. При этом бензиновая топливная система не нарушается и может использоваться попеременно с газовой.
Применение ГБО удобно для водителей. Но перед тем, как решиться на их установку, нелишним будет разобраться, какие газобаллонные системы существуют, и какая из них будет наиболее выгодна в вашей ситуации.
ГБО I поколения
Газобаллонные системы подразделяют на три типа (поколения). У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, о которых следует знать подробнее.
- Вакуумное управление;
- Механический дозатор газа;
- Вакуумный или электронный газовый редуктор.
Системы этого типа допустимы к установке на инжекторные и карбюраторные автомобили. Основные их преимущества – это простота конструкции и невысокая стоимость. Но есть и ряд недостатков.
При отрицательной температуре за бортом автомобиля с ГО 1 поколения запуск двигателя придется производить только на бензине. Переключение между видами топлива осуществляется вручную.
При работе системы во впускном коллекторе могут раздаваться хлопки, что часто тревожит водителей. Но основной недостаток систем этого класса – повышенный расход газа, по сравнению с бензином.
ГБО II поколения
От ГБО I поколения эти системы отличаются наличием электронного дозирующего устройства. Дозатор работает по принципу обратной связи с кислородным датчиком. Как и в предыдущем случае, установка систем допустима на автомобиль с любым типом двигателя.
Достоинства системы:
- Уменьшение расхода топлива;
- Простота конструкции;
- Надежность системы;
- Устойчивость впускного коллектора к хлопкам.
К недостаткам, как и в первом поколении, относятся недопустимость запуска двигателя на ГБО при отрицательных температурах и ручное переключение между видами топлива.
ГБО III поколения
Системы этого класса отличаются возможностью обеспечить синхронный распределенный впрыск газа. Впрыск производится дозатором-распределителем на электронном управлении, который регулируется с помощь сигналов от датчика кислорода.
Для лучшего распределения газа, форсунки системы монтируются у впускного клапана каждого цилиндра коллектора. На основании данных кислородного датчика, в газовой магистрали нагнетается избыточное давление, что и приводит к открытию форсунок.
Преимуществом систем ГБО 3 поколения стал уменьшенный, по сравнению с ранними версиями, расход газа. Недостатки остались те же, что и у систем 2 поколения, плюс более высокая стоимость за счет усложненной конструкции.
ГБО IV поколения
В системах данного класса усовершенствован электронный блок управления – он отслеживает время впрыска бензиновой системы и на основании этих данных определяет состав смеси. В ГБО 4 поколения использованы электромагнитные форсунки, которые устанавливаются у каждого цилиндра. По популярности системы этого класса на сегодняшний день лидируют, не смотря на ряд ограничений по установке.
Из преимуществ ГБО IV поколения стоит отметить автоматическое переключение между видами топлива и еще более сниженный, по сравнению с предыдущими моделями, расход газа. Основным недостатком, пожалуй, является невозможность установки системы этого типа на авто с системой впрыска топлива напрямую в цилиндр двигателя.
Остальные недостатки те же, что и у предшествующих поколений – ограничение на запуск двигателя на морозе и высокая стоимость.
ГБО V поколения
Данные системы рассчитаны на применение в любых автомобилях с двигателем инжекторного типа Евро-3, Евро-4, а так же системами диагностики OBD II и EOBD. Газовые баллоны систем ГБО 5 поколения оснащены топливным насосом, за счет чего газ поступает в цилиндры двигателя в жидком виде. Дозировку топлива и время впрыска определяет автоматический блок управления.
К 5 поколению систем ГБО производители смогли устранить проблему невозможности запуска двигателя при низких температурах. Немаловажными достоинствами стали сниженный расход газа и работу без потери мощности.
Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование
Что такое ГБО в автомобиле? Это газобаллонное оборудование, которое устанавливают на машину для экономии денег. Ведь бензин и дизельное топливо дорожает чуть ли не каждый месяц, а при заправке газом можно сэкономить от 20 до 40% своих кровных денежных средств. И это при учёте того, что газ тратится немного больше, чем бензин.
Так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы установки системы ГБО, не портится ли двигатель, безопасно ли это (ведь придётся всё время возить газовый баллон)? Эти и другие вопросы сразу появляются у каждого, кто задумывался о том, не установить ли на своё авто хороший комплект ГБО нового поколения. Ведь стоимость установки выльется в хорошую сумму и по идее её надо как можно скорее окупить.
Максимальную выгоду установка системы питания газом принесёт таксистам, большим внедорожникам, любителям путешествовать в Европу на своём авто (в этом случае всё может окупиться за одну поездку).
Также не стоит забывать, что придётся пройти регистрацию ГБО в ГАИ, и разобраться с такими вопросами, как влияние на двигатель и безопасность водителя.
В статье максимально расскажу о том, стоит ли переходить на газ, плюсы и минусы, цена, полезные советы, а так же есть ли реальная экономия и как её посчитать.
Что это такое?
Расшифровка аббревиатуры ГБО звучит так – газобаллонное оборудование. Эта система позволяет в дополнение к бензину или другому топливу использовать альтернативный источник энергии – сжиженный газ (метан или пропан-бутан). То есть в автомобиле можно использовать как стандартное горячее, так и газ. Переключаться между ними просто, причём при этом не теряется динамика и скорость транспортного средства.
Как вообще появилась идея об использовании газа вместо горючего? В конце 18 века французский учёный Филипп Лебон открыл так называемый светильный газ. А в 1823 году Самуэль Браун из Англии создал газовый двигатель на этом самом светильном газе. Через 37 лет Ж. Э. Ленуар наладил массовый выпуск ДВС на голубом топливе.
Отец ГБО — Самуэль Браун
В начале 20 века развитые европейские страны со скудным наличием нефти берут на вооружение отличную замену бензина – сжиженный газ. Именно в Германии совершенно случайно обнаружили сжиженный газ после получения дизельного топлива. Его применили в качестве источника энергии для автомобиля и уже в 1935 году на выставке были представлены автомобили, которые работали на метане, метаноле, нефтяном газе (пропан-бутан) и тепловом топливе. Поскольку в то время был дефицит бензина, то использование систем питания газом стало очень популярным, в том числе и в России. У нас на Родине в качестве горячего применялся газ, который выделялся в специальных газогенераторах из торфа и угля.
Полвека назад кроме Германии и Англии массово применять газовое топливо стали в Украине, Китае, Литве, Италии, России, Турции, Польше и других развитых странах.
Сейчас самый главный поставщик газового оборудования является Италия. А на некоторых авто уже изначально устанавливают только газовое оборудование, либо двухтопливное (бензин + газ).
Для классификации систем ГБО применяются поколения, которые неофициально утверждены среди автолюбителей. О них пойдёт речь ниже.
Виды и поколения
Газобаллонное оборудование всё время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие неофициальные поколения ГБО:
1 поколение. Самая простая механическая система. В неё входит газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. ГБО первого поколения давно не выпускаются на рынке. Их запрещено применять с 2006 года из-за нарушения экологических норм. Но, несмотря на это, эту систему до сих пор некоторые устанавливают на свои авто.
Схема ГБО первого поколения: 1 — газовый баллон, 2 — мультиклапан, 3 — запорный газовый клапан, 4 — редуктор-испаритель, 5 — смеситель, 6 — бензиновый клапан, 7 — выносное заправочное устройство
2 поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средства, выпущенными с завода после 2000 г. В состав системы входит электрический редуктор, дозатор (электронный) и датчик содержания кислорода – лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные авто.
Фото ГБО 2 поколения
3 поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объём подачи газа при помощи форсунок, основываясь данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО 3 поколения можно установить на авто, для которых не подходит ГБО 4 поколения.
ГБО 3 поколения
4 поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределённым впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь – электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить 4 поколение газобаллонного оборудования и выше.
ГБО 4 поколения
4+ поколение. Это системы для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подаётся топливо в соотношении 80% — газ и 20% — бензин.
5 поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО 4 поколения, поэтому оно не популярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подаётся в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подаётся в испарённом). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат тоже может нарушить работу топливного насоса, который стоит недёшево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора, двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС, мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В 5 поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса, такую систему ставить экономически невыгодно. Установка ГБО 5 поколения в 3-4 раза дороже, чем установка ГБО-4.
ГБО 5 поколения
6 поколение. Улучшенная версия 5 поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдёт для инжекторных ДВС). Цена установки высока и начинается от двух тысяч евро.
ГБО 6 поколения
На старые автомобили (до 2000 г.) можно поставить любую систему ГБО. А для новых авто после 2000 г. можно ставить только ГБО 4 и 5 поколения. ГБО 5 и 6 поколения подойдут не на любую машину, да и ставить их экономически невыгодно. Самый лучший выбор – это ГБО 4 поколения.
Кроме поколений автолюбители условно подразделяют ГБО на классы.
Классы ГБО
Автолюбители также разделяют газобаллонное оборудование на следующие классы:
1 класс. Это системы, которые содержат все детали одного бренда. Поэтому такие системы питания газом являются наиболее эффективными и надёжными.
Комплект итальянского ГБО Lovato
2 класс. Это системы, в которые входят детали разных производителей. А продаются ГБО 2 класса под новым названием, которое сам придумал продавец. В свою очередь такие ГБО делятся на системы высокого качества (итальянские бренды) и бюджетные (производитель – Китай или Турция).
3 класс. Это китайские подделки, внешне похожие на качественное брендовое оборудование. Качество оставляет желать лучшего.
Теперь отвечу на самый главный вопрос, стоит ли вообще устанавливать на автомобили ГБО.
Стоит ли устанавливать
Когда не стоит устанавливать газобаллонное оборудование:
- На автомобили с малым количеством лошадиных сил (малолитражки). Если на такие авто поставить ГБО, то их динамика сильно ухудшится. Экономия топлива здесь невысокая, потому что изначально расход бензина не очень большой. Также от багажного отделения совсем не останется места.
- На новый автомобиль. Если установить на него ГБО, то он автоматически лишится официальной гарантии.
На новое авто ГБО ставить не надо, иначе можно лишиться гарантии - На легковые автомобили с дизельным двигателем – тут экономия будет примерно 20%.
- При малом пробеге в год. Для видимой экономии есть смысл устанавливаться систему питания газом на те автомобили, на которых ездят более 15000 км пробега в год. В ином случае окупаемость может составить не один год.
- При дальнейшей эксплуатации автомобиля менее 2-3 лет.
- Самым экономным водителям. Разумеется, газобаллонное оборудование ставят для того, чтобы максимально сэкономить. Но чтобы система работала надёжно и безотказно, надо выбрать хорошее оборудование, установить его должны профессионалы в специальном сервисе. В дальнейшем следует регулярно проводить диагностику и обслуживание ГБО, а также техосмотр и сменить документы на автомобиль. Для этого надо выделить деньги и время автомобилиста. Если же поставить ГБО в гараже подешевле, а про обслуживание системы вообще не забыть, то лучше отказаться от такой затеи вообще из-за возможной опасности.
Когда ГБО стоит устанавливать:
- При ежегодном пробеге автомобиля более 20000 км (такси, грузовым автомобилям, автобусам, всем кто при помощи транспорта зарабатывает деньги).
- При повышенном расходе бензина (более 9 л на трассе и более 12 л в городе).
- При применении высокооктанового бензина (АИ-95 или АИ-98).
- При неагрессивном стиле вождения.
- Если автомобиль уже снят с официальной гарантии.
ГБО идеально подходят для любого коммерческого авто
При установке водителю надо узнать, сколько будет потреблять автомобиль газового топлива. В норме потребление газа должно быть на пару литров больше, чем при использовании бензина на 100 км (не более 10-20%), либо вообще соответствовать расходу стандартного топлива.
А теперь давайте выясним устройство и принцип работы газобаллонного оборудования.
Устройство
В ГБО входят детали, которые обеспечивают использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива с сохранением функции переключения обратно на бензин.
В состав газобаллонного оборудования входят следующие компоненты:
- Баллон. Это ёмкость для газа, которая бывает тороидальной или цилиндрической формы. Баллон тороидальной можно хранить в нише для запаски с целью экономии багажного места. Средний объём баллонов – 40 л. Их заправляют на 80% от полного объёма в целях безопасности. Есть 4 вида баллонов, которые различаются долговечностью и весом.
- Редуктор-испаритель. Превращает жидкий газ в газообразное состояние, который требуется для работы двигателя.
- Газовые трубопроводы, шланги, фитинги. Обеспечивают поступление газа от баллона к мотору.
- Мультиклапан и вентиляционная коробка. Устанавливают на горловину ёмкости для газа. В мультиклапан входят расходный и заправочный клапана, а также индикатор уровня газа в баллоне и заборная трубка. При утечке газа аварийный клапан перекрывает его поступление. Либо при помощи венткоробки газ отводится наружу из багажника.
- Газовый редуктор. Он подаёт нужное количество газа с определённым давлением. Имеет как вакуумное, так и электронное управление в зависимости от поколения ГБО. Для регулировки давления используется винт.
- Газовый фильтр. Предотвращает попадание лишних предметов в ДВС.
- Манометры. Измеряют давление в редукторе и баллоне.
- Датчик давления газа. Передаёт данные о давлении газовой смеси в блок управления. Если давление повышается, то ЭБУ перекрывает подачу газа в мотор.
- Смеситель. Он смешивает воздух и газ. Так готовится рабочая газовая смесь.
- Дозатор. Регулирует количество поступающего газа.
- Электронный блок управления. Отсюда происходит управление системой ГБО, от ЭБУ выводится кнопка-переключатель «газ/бензин» на панель приборов в салон. Наличие такой кнопки указывает, что стандартная система питания остаётся в автомобиле и на неё можно переключиться в любой момент. Такой блок управления имеется в инжекторных авто.
- Газовый, бензиновый или электромагнитный клапан. Ставится только в карбюраторные машины. Перекрывают газовую магистраль при остановке автомобиля или переключения на бензин. В нём также есть фильтр для очистки топлива. В инжекторных авто эту роль выполняет эмулятор форсунок.
- Выносное заправочное устройство. При помощи него осуществляется заправка баллона.
ГБО бывает 2 типов: инжекторное (создан для инжекторных моторов, здесь газ подаётся в мотор под давлением) и эжекторное (предназначен для карбюраторных моторов, здесь газ подаётся при помощи карбюратора).
Немного технического материала — как работает ГБО, написал как можно понятнее.
Принцип работы
Расскажу про принцип работы ГБО 4 поколения, который является самым популярным среди автолюбителей.
- После переключения с бензинового топлива на ГБО, газ в сжиженном состоянии переходит из баллона в газовую магистраль.
- Регулирование расхода голубого топлива осуществляется при помощи мультиклапана. Через него же происходит заправка с помощью выносного заправочного устройства.
- Далее жидкий газ поступает в газовый клапан-фильтр. Он очищает газ от примесей и отложений. Также этот клапан закрывает поступление газа при переходе на бензин или при выключении работы автомобиля.
- Потом очищенный от смолистых отложений газ поступает в редуктор-испаритель. Здесь давление газа резко снижается от 16 до 1,8 атмосфер. Голубое топливо моментально испаряется и происходит поглощение тепла до температуры около -40°C. Для того, чтобы газ переходил из жидкого в парообразное состояние, редуктор должен быть прогрет до температуры более +40°C. Именно система охлаждения двигателя подогревает редуктор, чтобы он не промёрз. Поэтому прежде чем включить ГБО, авто работает на бензине до выставленной температуры (до 50°C), а потом происходит переключение на газ.
- Далее, при помощи разряжения во впускном коллекторе работающего мотора, газ идёт из редуктора через дозатор в смеситель, а потом в двигатель при помощи карбюратора (узел питания двигателя). Чем сильнее водитель жмёт на газ, тем больше газа засасывается в движок. Так происходит только в карбюраторных машинах.
- А в инжекторных автомобилях газ поступает в ДВС через газовые форсунки, которыми управляет блок управления. Если компьютер «поймёт», что давление недостаточное, то блок управления переключится на бензиновое топливо. Важный момент – инжекторное ГБО работает по принципу незаметности для электроники авто, чтобы она «не знала», что вместо бензина используется голубое топливо.
- Водитель при помощи кнопки переключателя топлива может выбрать «газ», который отключит бензиновый клапан и откроет газовый. А если выберет «бензин», то клапаны сработают наоборот. Дополнительно этот контроллер показывает, сколько газа осталось в баллоне и наличие возможных ошибок.
Кратко объясню, как устанавливают ГБО на авто.
Как установить ГБО?
При установке ГБО на автомобиль, то систему питания надо модернизировать. Надо установить баллон в багажное отделение, от него проложить магистраль к подкапотной области. Также в блок цилиндров ДВС надо встроить газовые форсунки, на впускной коллектор присоединить газовые сопла. Трубки следует обязательно связать с системой охлаждения двигателя. Все компоненты должны быть соединены «намертво», потому что в трубках создаётся очень высокое давление.
Далее надо правильно настроить электронику, где есть свои тонкости. Важно понимать, что установку газобаллонного оборудования должен производить только специалист со специальным допуском.
На самом деле в конструкции автомобиля мало что меняется при установке ГБО. В топливную магистраль встраивается клапан, который перекрывает подачу бензина. Другие компоненты машины остаются нетронутыми. ГБО – это дополнение, которое можно в любой момент времени убрать.
Также рекомендуется при установке системы заменить свечи зажигания с большим калильным числом.
Посмотрите подробное видео:
Грамотная установка ГБО на автомобили!
С установкой разобрались, теперь выясним, какой газ рекомендуется и «с чем его едят».
Какой газ подходит?
Для ГБО подходят только следующие виды газа:
- Метан – это сжатый природный газ (компримированный природный газ). Он не сжижается. Его получают из продуктов жизнедеятельности животных и разных отходов органического происхождения. Его также применяют в обычных газовых плитах. Имеет меньшую цену за литр по сравнению с пропаном, но метановых газовых заправок в России очень мало. Установка ГБО для метана дорогая. Метан расходуется больше, чем пропан (в среднем 11 л на 100 км).
- Пропан-бутан – сжиженный нефтяной переработанный газ. Это продукт отхода при добыче нефти, поэтому он стоит дешевле бензина (примерно в 2 раза). Также его используют в холодильниках и аэрозолях. Бутан специально добавляют в пропан для улучшения качеств последнего. Заправок с пропан-бутановой смесью много по стране. Установка пропановой ГБО дешевле, чем метановой.
Оба типа газов имеют разные требования к системе ГБО. Во-первых – это сам газовый баллон. Метан должен храниться в баллоне под давлением, которое в разы больше, чем для пропана-бутана. Поэтому баллон для метана тяжелее и больше, к тому же к этому газу повышенные требования безопасности. Поэтому автовладельцы больше выбирают пропан-бутановую смесь в качестве топлива.
Примерное давление в баллоне со сжиженным пропаном – от 12 до 16 атмосфер, а с метаном — более 200 атмосфер. Газовый баллоны не заправляют до конца из-за того, что при повышении температуры он расширяется (когда вы заезжаете в тёплое место). В зимний период его заправляют до 80-85%, а в летний – до 75%. Время заправки баллона – не более 5 минут. Также обращу вше внимание, что в летний и зимний периоды пропан-бутан имеет разное процентное соотношение.
Все газовые баллоны должны проходить регулярное обслуживание и тарировку.
В обычный газовый баллон может поместиться до 40 л газовой смеси, что сравнимо с объёмом бака легкового автомобиля. Газа же расходуется более 10-20% по сравнению со стандартным топливом, поэтому это экономически выгодно.
Существует 2 вида баллонов. Первый – в форме цилиндра, он вмещает больше газа, но его придётся класть багажник за спинку заднего сидения, что не совсем удобно для хетчбэков и универсалов. Второй – тороидальный, похож на тюбинг для катания. Его можно положить на место запаски, и багажное отделение будет свободным. Останется только решить, куда вы положите запасное колесо. Отмечу, что для ГБО 5 и 6 поколения необходимы иные типы баллонов.
Какие есть преимущества и недостатки газового оборудования?
Плюсы и минусы
Для начала ознакомимся с преимуществами:
- Высокая экономия на топливе по сравнению с бензином. Сколько можно сэкономить я написал ниже в статье. Главное условие для экономии – пробег должен быть не менее 10 000 -15 000 км в год.
- ДВС, работающий на газе – экологичнее в 3 раза, чем неэтилированный бензин. Газ – это чистое топливо, количество вредных выбросов в атмосферу минимальное. К тому же в голубом топливе нет серы и присадок. Сейчас в Европе уже есть льготы для тех, кто использует авто на газе. А в некоторых районы Европы на бензиновом автомобиле ездить запрещено. Газ уступает по экологичности только электрокарам и автомобилям на водороде.
- Отмечается плавность в работе мотора из-за медленного горения газа. Да и к тому же октановое число у газа значительно выше – от 100 до 110, тогда как у бензина максимальное – 98 (АИ-98). Разгон будет плавный, шум от мотора станет тише в 2 раза, пропадут дёргания машины. Также высокое октановое число оказывает высокое сопротивление топлива к взрыву (детонации).
- Значительно увеличивается ресурс мотора из-за снижения на него нагрузки (примерно на 30-45%).
- Повышается запас хода в 2 раза. Когда газ закончится, авто переключится на бензин. Это защищает водителя от некачественных АЗС, которые находятся далеко от населённых пунктов.
- Увеличенный ресурс масла. Поскольку газ не оставляет никакого нагара и отложений на картере ДВС (корпусе), а также в цилиндрах, то и масло долго не стареет при повышенном пробеге, его менять надо реже. Также масляная плёнка с деталей мотора не смывается, что улучшает работу деталей мотора.
- Увеличивается ресурс свечей примерно на 40%.
- Вероятность взрыва меньше, чем при использовании бензина. Как бы это ни звучало, но это факт. В ГБО имеются различные клапаны и датчики, которые непрерывно обеспечивают безопасность применения. Если будут повреждены трубки с газом, то он сразу же испарится. Например, если произойдёт утечка бензина, то при наличии искры он сразу же вспыхнет.
- Безотказность запуска мотора. При поломке бензонасоса, машина с газобаллонным оборудованием сможет завестись. Если это случилось на холоде, то прогрейте редуктор горячей водой и запустите мотор на газе. Этого хватит, чтобы доехать до автосервиса.
Какие есть недостатки?
- Высокая стоимость установки. Цена зависит от поколения и вида мотора.
- Баллоны с газом займут полезную площадь багажника (до 40%) или заменят место под запасное колесо и инструменты. А без запасного колеса ездить за город в наших условиях – рискованное удовольствие.
- Необходимо регулярное обслуживание системы из-за возможных утечек газа с заменой газового фильтра и резиновой диафрагмы в редукторе. Причём надо строго придерживаясь рекомендаций производителя. Если произойдёт утечка пропан-бутана, то будет локальный взрыв, а если метан – то машина будет полностью уничтожена.
- Сложнее продать автомобиль. Некоторым покупателям не нравится, когда вносятся любые изменения в конструкцию авто. Но можно постараться демонтировать ГБО без следов, либо её тщательно скрыть. Но на это потребуются деньги. Иногда при продаже авто ГБО снимают, чтобы поставить на другое транспортное средство, или чтобы продать систему отдельно. При установке старой системы питания газом на другое авто можно сэкономить до 40% денег.
- Проблемы с парковкой. Иногда запрещено ставить авто в подземных парковках из-за того, что газ пропан тяжелее, чем воздух. При сгорании он оседает внизу. А поскольку такие парковки проветриваются реже, то это сильно снижает безопасность. Но вряд ли будут осматривать каждый автомобиль, поэтому многие паркуют машины с ГБО в таких местах, несмотря на запреты. Также по этой причине нельзя оставлять автомобиль с ГБО в гараже со смотровой ямой.
- Мало газовых заправочных станций по сравнению с бензиновыми или дизельными. Это связано с высокими требованиями по безопасности, а также проблемой с транспортировкой и хранением газа. Поэтому придётся при любой возможности заправлять машину.
- Снижение мощности двигателя до 20%. Не верьте слухам, что ГБО ускоряет автомобиль. При использовании ГБО машина технически не станет быстрей.
- На холоде необходимо потратить часть бензина на прогрев редуктора. Только после этого можно переключиться на газ. Если этого не делать, то редуктор быстро выйдет из строя, какой бы он качественный не был. Поэтому в баке всегда должен находиться бензин.
- Придётся проходить регистрацию в ГИБДД. Для этого понадобится собрать документы, либо обратиться в фирму, где вам помогут за определённую плату.
- Придётся время от времени сливать конденсат из редуктора (на ГБО 4 поколении). На ГБО 5 и 6 поколений это можно не делать.
- Повышается вес машины от 20 до 40 кг.
- Нельзя завести двигатель на газу при отрицательных температурах.
- Придётся часто менять воздушный фильтр.
- Если автомобиль на гарантии, то при установке ГБО вы автоматически её лишитесь.
- Есть сложности с переделкой машин с турбонаддувом.
- Нельзя оформить стоянку автомобиля с ГБО в подземной парковке в своём доме.
Как мы видим, как плюсов, так и минусов хватает. Поэтому каждый решает для себя, стоит ли заморачиваться с установкой ГБО, чтобы сэкономить на топливе.
Тем не менее, продолжим. Расскажу, как пользоваться системой питания газом.
Как пользоваться ГБО
Когда на автомобиль ставят ГБО, то переключатель с газа на бензин выносят на панель приборов. Там есть 3 положения: «бензин», «газ» и «нейтральное положение». Здесь водитель может выбрать, какой клапан закрыть или открывать. При выключенном моторе перекрыты газовый и бензиновый клапаны одновременно. Также если нет искры зажигания, то ГБО перекроет подачу газа в движок.
В морозы следует сначала завести двигатель, включив переключатель на «бензин», а когда мотор редуктор прогреется, то можно перейти на газ. Вообще всегда рекомендуется заводиться на бензине, это поможет прослужить мембранам редуктора дольше.
ГБО 4 поколения и выше могут при помощи газового ЭБУ управлять впрыском бензина в цилиндры. Здесь мотор сам вычисляет, какое топливо применять в данный момент времени.
Переключать авто на газ следует на свободной дороге. Делается это так: переключатель надо перевести в нейтральное положение. Когда почувствуете, что авто начинает «глохнуть», то значит, что ДВС выработал весь бензин. В этот момент поставьте переключатель на «газ». Перед долгой стоянкой всегда переключайте двигатель с газа на бензин таким же образом.
Совет тем, кто любит агрессивную езду. При работе мотора на газу очень не рекомендуется держать высокие обороты (более 5 тыс. об./мин.), иначе возникнет перегрев узлов ДВС. Хотя в некоторых ГБО при превышении 4 тыс. оборотов произойдёт переключение на бензин без участия водителя. Также система питания газом постоянно проверяет датчики и остаток газа в баллоне.
Всегда следите за запахом газа в салоне. При правильной работе и отсутствии утечек запаха никакого быть не должно.
Важный совет! На трассе при резких обгонах или высокой скорости движения рекомендуется переключаться на бензин, чтобы не терять динамику авто, а при езде в городе переключайтесь на газ.
Что можно отрегулировать в системе самостоятельно? Увеличивать или уменьшать холостой ход можно при помощи винта на редукторе. А при помощи дозатора можно настроить количество и качество газовой смеси. Но делать это надо, предварительно взяв консультацию у автомехаников, которые вам установили газовое оборудование.
Подробно отвечу на один из главных вопросов про ГБО: опасна ли эта штука?
Опасно ли ГБО?
Несмотря на то, что давление в пропановом баллоне в разы меньше, чем в метановом, пропан является более взрывоопасным. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха в 2 раза. Если произойдёт его утечка в закрытой области, то он будет не улетучиваться, а накапливаться. А при попадании искры произойдёт взрыв. Метан же наоборот, легче, чем воздух в 1,5 раза и при утечке он начнёт улетучиваться наружу.
Также есть вероятность разрыва баллона с газом. Это может произойти, если вы после поездки в сильный холод загоните авто в тёплое помещение. А если баллон давно не менялся и максимально заправлен, то вероятность взрыва баллона в тёплом месте ещё выше.
Если произойдёт обычная утечка газа или баллона, то он станет сразу же охлаждаться. Потом газ просто испарится. При отрицательной температуре риск взрыва — минимален.
При установке газобаллонного оборудования проверенных производителей в сертифицированных центрах обеспечивается самый высокий уровень безопасности, сведя риск взрыва практически к нулю. Также в современных ёмкостях для газа имеются предохранительный клапан, который срабатывает при повышении давления более 27 атм. А мультиклапан автоматически перекрывает подачу газа при полной остановке машины. Дополнительно в баллоне присутствует арматура, обеспечивающая дополнительный уровень безопасности.
Сама пропан-бутановая смесь ничем не пахнет, но в неё добавляют этантиол для обнаружения утечек, который неприятно пахнет.
В немецком клубе ADAC проводились испытания. Например, при имитации удара автомобиля сзади с нанесением максимального повреждения системе ГБО. Затем авто подожгли. Тест прошёл вполне успешно. Если оборудование правильно установлено, то оно менее опасно при аварии по сравнению с бензином. К тому же прочность баллона в разы выше, чем бензобака. Проще уничтожить саму машину, чем сломать газовый баллон.
Частые возгорания автомобиля с ГБО случаются, если будут нарушены правила при установке оборудования. Либо при езде со сломанной системой питания газом. По статистике похожих ситуаций при эксплуатации машин с неисправной бензиновой системой примерно столько же, сколько и с ГБО.
А чтобы произошёл взрыв, то в салоне должно очень сильно пахнуть газом – только мёртвый не заметит. Если появился запах – то немедленно останавливайте автомобиль, закрывайте вентиль газового баллона, проверьте систему на герметичность, особенно в месте крепления баллона – он не должен быть ослаблен (а это означает разрыв газопровода).
Просто так газом в салоне пахнуть не будет – всё это мифы и слухи.
Соблюдайте эти простые правила эксплуатации ГБО и всё будет в порядке:
- Строго соблюдайте все рекомендации производителя и специалистов, которые установили вам эту систему. Вы ведь не будете её ставить самостоятельно?
- Никогда не заправляйте баллон более, чем на 80%. Для этого в нём есть ограничитель, который ни в коем случае не надо удалять. А также зимой старайтесь не заезжать в тёплые помещения.
- Не превышайте максимально разрешённое давление в баллоне.
- Вовремя проходите обслуживание ГБО, меняйте все фильтры и другие компоненты.
- Не заправляйте баллон обычным бытовым газом.
- Никогда не используйте баллоны, бывшие в употреблении. Срок работы нового баллона не более 10-12 лет, а в дальнейшем он ржавеют, что повышает риск его разгерметизации.
Главное, чтобы установка ГБО произошла в строгом соответствии с правилами, тогда вы можете не переживать об утечке газа. При переключении на бензин или при выключении зажигания электроника моментально перекроет подачу газа в двигатель.
Помните, если автомобиль с ГБО стоит в гараже, то не надо туда входить с зажжённой сигаретой или пользоваться зажигалкой. Вообще при наличии в воздухе газа в количестве 2%, может случиться его возгорание, не говоря о том, что это смертельно для человека по причине отравления. Но даже если даже утечка газа случилась во время движения автомобиля, то отравиться им никак не получится.
Отмечу, что опасность возгорания существует только при установке ГБО старых поколений. На системах 4 поколения и выше имеются датчики, которые постоянно следят за состоянием компонентов и не допустят его возгорание. Такой продуманной системы безопасности нет даже для бензиновой машины, где утечку топлива можно выявить не сразу.
Также ходят слухи, что ГБО убивает движок. Так ли это на самом деле? Ответ — ниже.
Вреден ли газ для двигателя
Здесь мнения разнятся: одни говорят, что газ полезен для мотора, другие утверждают, что газ сократит работу ДВС. Что из этого правда? Давайте разбираться.
Газ полезен для двигателя: он позволяет продлить срок его работы. Любой грамотный автомеханик подтвердит: в ДВС на газу на цилиндрах не появляется нагар, масляная плёнка не смывается с деталей силового агрегата, свечи работают дольше, нет детонации мотора, не загрязняются компоненты отложениями и примесями, дольше служит моторное масло. По статистике мотор на газу живёт почти в 2 раза дольше до наступления капитального ремонта.
А второе утверждение правдиво только частично — проблемы с работой двигателей были, если он уже старый и к нему подключают ГБО 1-3 поколения. Особенно, если двигатель эжекторный, а ГБО – 2 поколения. Если при установке системы неправильно настроить угол опережения зажигания, то это может привести к высыханию стенок цилиндров. В более новом ГБО (4 поколения и выше) угол опережения настраивается автоматически.
Также были моменты, когда сами автовладельцы подкручивали подачу газа, чтобы уменьшить его расход. А такое делать нельзя, если ГБО работает без ошибок и замечаний. Это нарушает работу головок блока цилиндров и может вызвать прогорание клапанов.
Для сохранения работоспособности мотора не перегружайте автомобиль. Также пусть автомеханики настроят автоматический переход на бензин при повышении оборотов более 3500 оборотов, и дополнительный впрыск бензина при интенсивных обгонах.
При установке ГБО 1-3 поколений во впускном коллекторе появлялись хлопки газа, что могло привести к пожару.
Если в моторе нет гидрокомпенсаторов, то это может ускорить износ силового агрегата при установке газового оборудования. Либо надо вовремя провести регулировку зазора клапанов. Да и вообще на любом движке надо увеличить эти самые зазоры, чтобы уменьшить вероятность перегрева автомобиля.
Это интересно! Во времена СССР правительство решило сэкономить природные ресурсы. Приказали все государственные машины перевести на газ. А статья в расходах на бензин была очень жирная, да и его можно было слить. С газом же такие штуки не прошли. Он дешёвый, да и «слить» его не удастся. Поэтому водители и руководители стали массово жаловаться, что ломаются двигатели, прогорают цилиндры и прочее. Поэтому, правда это или нет – решать вам.
Что предстоит проходить автовладельцу после установки ГБО?
Обслуживание систем ГБО
На самом деле затраты на обслуживание газобаллонного оборудования не такие уж большие. Примерный ресурс ГБО может доходить до 200 тыс. км пробега. Всё зависит от качества системы и топлива.
Если газ некачественный, то быстро может сломаться газовый инжектор. Именно ресурс работы элементов впрыска газа определяет расходы на обслуживание систем ГБО. Чаще всего ломаются клапаны, реже – резиновые детали и диафрагма в редукторе (их срок службы не более 4 лет).
- Каждые 15000 км пробега надо менять газовый фильтр, который стоит от 600 до 1000 р. в зависимости от системы.
- Каждые 30000 км пробега следует провести простое техобслуживание по чистке газовых форсунок, смазки резьбы в вентилях, а также такие проверку: герметичности сжатым воздухом, стабильности работы ДВС при разной частоте вращения коленвала, работу датчиков. Также надо проверить работоспособность клапанов на баллоне. Вместе с заменой фильтра такие манипуляции стоят в среднем 2500 тыс. руб.
- Один раз в 2 заправки или после тысячи км пробега обязательно сливайте конденсат, который образуется в редукторе. Главное знать, где находится этот винт у мастеров, которые ставят ГБО. Это касается ГБО-4 поколения и ниже.
- После 60000 км пробега следует провести заменить резиновую мембрану на газовом редукторе.
- Один раз в год обязательно надо провести проверку всего оборудования, арматуры баллона и магистрального вентиля. Узлы системы при необходимости заменяют. Газовый баллон перед проверкой не должен содержать газ. Такую проверку лучше всего делать осенью.
- Есть также техобслуживание – оно называется освидетельствование газового баллона. Для этого надо сдать баллон в специальный пункт, где проведут его проверку, покрасят и прикрепят табличку с датой испытаний и датой следующих проверок.
Для максимального сохранения работоспособности системы ГБО надо проводить самостоятельно ежедневное обслуживание. Перед поездкой проводите визуальный осмотр креплений компонентов системы для проверки герметичности, а также проверяйте работу мотора на холостом ходу и при повышении оборотов. После поездки эту процедуру надо повторить, убрать с компонентов ГБО грязь и пыль, слить конденсат из редуктора.
Если возникли проблемы с нормальной работой системы ГБО по причине его неправильной настройки или самостоятельной установки, то автосервисы могут отказать в ремонте и диагностике.
Теперь озвучу средние цены на установку системы ГБО.
Стоимость установки ГБО
Цена установки ГБО-4 на стандартный автомобиль с 4 цилиндрами обойдётся в среднем в 30000 руб. без учёта регистрации оборудования в ГИБДД. Метановая ГБО обойдётся в среднем в 50000 руб.
Рекомендуется установить ГБО производства Италии и Голландии – они более надёжны и долговечны. Российские системы более дёшевы (на 10-15 тыс. руб.), но это может обернуться скорым ремонтом.
Баллон с газом покупается отдельно. Здесь же можно довериться нашему производителю — качество баллонов здесь не хуже, чем в европейских.
Стоимость зависит от типа газа, поколения системы, а также типа двигателя (количества цилиндров). ГБО более известной фирмы будет стоить на 50% дороже, чем малоизвестной. Цилиндрический баллон стоит дешевле, чем тороидальный. А баллон для метана дороже, чем для пропана.
Если установить более дешёвое газобаллонное оборудование, то оно сможет проработать не более 3 лет, а более дорогое при своевременном обслуживании проработает до 15 лет и более. Яркий пример – фирма BRC.
Есть даже такая поговорка – «подсел на газ». Это значит, что если автовладельцу понравилось ездить на голубом топливе, то он устанавливает ГБО и на последующие автомобили.
Также на цену установки влияет то, кто будет устанавливать оборудование. Если обратиться в специализированный сервис, то вы можете быть уверены в качестве и надёжности, но придётся доплатить на гарантию и ответственность фирмы. Также за дополнительную плату сертифицированный автосервис поможет зарегистрировать оборудование в ГИБДД. На самом деле это получится выгоднее, чем проводить регистрацию самостоятельно.
Цена установки ГБО варьируется от 30 до 200 тыс. руб.
Обычные гаражные сервисы проведут установку гораздо дешевле, но здесь не будет никакой гарантии и сертификата для постановки ГБО в ГИБДД.
Как поставить авто с ГБО на учёт в ГИБДД? Подробный ответ – ниже.
Как зарегистрировать ГБО в ГИБДД
По закону ГБО на автомобиле должно быть безопасным и официально зарегистрированным в ГИБДД. Пошаговый порядок действий:
- Перед тем, как проводить установку оборудования, надо пройти предварительную техническую экспертизу и получить заключение.
- Далее надо написать заявление в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию авто.
- После того, как разрешение получено, можно ехать в сертифицированный сервис для проведения установки газового оборудования. Там вам должны выдать заключение и копии сертификатов на оборудование.
- После установки оборудования пройдите техосмотр и получите на руки диагностическую карту.
- Собранный пакет документов отнесите в ГИБДД для получения свидетельства о соответствии авто с внесёнными изменениями в конструкцию. На это даётся 10 дней после установки оборудования.
- Снова зарегистрируйте авто в ГИБДД.
В пакет документов входят:
- Заключение предварительной технической экспертизы.
- Заявление на внесение изменений в конструкцию.
- Протокол проверки безопасности авто после внесённых изменений.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Копии сертификатов на оборудование, а также ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о прохождении регистрации).
- Паспорт водителя.
Если не зарегистрировать оборудование на учёт в ГИБДД, то водителю выпишут соответствующий штраф или сделают предупреждение.
Теперь самое интересное — сколько можно сэкономить денег и быстро ли окупится ГБО?
Экономия
Как посчитать экономию и когда окупится газобаллонное оборудование?
Несмотря на то, что расход газа по сравнению с бензином на 10-20% больше, его стоимость почти в 2 раза меньше. При большом пробеге за год можно сэкономить хорошую сумму, которую можно потратить на что-нибудь полезное.
Формула для расчёта окупаемости ГБО выглядит так:
(A * (B — 1,2 * C)) / 100, где
- А – расход бензина в литрах на 100 км пробега;
- B – стоимость 1 литра бензина;
- C – стоимость 1 литра газа;
- 1,2 – это повышающий коэффициент. Здесь он показывает, что расход газа будет на 20% больше, чем бензина.
Когда мы поделим цену установки ГБО вместе с дополнительными тратами на экономию с 1 км пробега, то получим примерный срок окупаемости системы.
Рассмотрим реальный пример.
Автомобиль расходует 12 литров АИ-92 на 100 км. Стоит 1 литр бензина 43 р., а литра газа пропана – 23 р. При установке ГБО на автомобиль будет сэкономлено на каждый км пробега: (12 * (43-1,2 * 23))/ 100 = 1,85 р. Таким образом, вы будете экономить каждые 10 000 км пробега (1,85 * 10000) = 18500 рублей.
Цена установки ГБО-4 составила 30000 р. Окупаемость системы наступит через (30000 / 1,85) = 16216 км пробега. Как правило, полная окупаемость системы наступает в среднем через 1-2 года активной езды.
При расчёте окупаемости надо взять в расчёт следующие дополнительные траты:
- Стоимость регистрации авто в ГИБДД (вместе с техосмотрами) от 8 до 12 тыс. руб. Платится один раз.
- Количество бензина, который будет тратиться на прогрев и при интенсивной езде.
- Замена фильтров и комплектующих.
- Цена техосмотра оборудования каждые 10000 км.
Видео: плюсы и минусы газового оборудования на авто
Теперь вы точно знаете, что такое ГБО в автомобиле, нужна ли вам эта система, сможете ли вы её быстро окупить. Главное не стоит забывать о том, что ГБО предназначена в первую очередь для экономии денег на топливе.
Важно помнить, что газовое оборудование должно быть 4 поколения и выше, а после установки вы должны регулярно ездить на техосмотр, несмотря на то, что двигатель на газе гораздо безопаснее, чем на бензине.
Напишите своё мнение, что вы думаете об установке газобаллонного оборудования, был ли у вас опыт использования, рекомендуете ли вы связываться с переделкой автомобиля ради экономии.
Источник https://avtodigitals.ru/ustanovka-gbo-na-avto/
Источник https://propan-metan.ru/pokoleniya-gbo/kakie-vidy-gazovogo-oborudovaniya-na-avto.html
Источник https://motorist.guru/tyuning/gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html
Источник