Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании
Эта статья должна помочь правильно оценить ситуацию и, если необходимо, сделать выбор.
Автомобили на метане и пропане
Эти два вида природного топлива стали составлять серьезную конкуренцию бензину. Однако, решив перевести свою машину на газ, автовладелец всегда строит перед выбором — какой газ выбрать?
Метан
Его называют природный газ (химическая формула CH4) и все время находится в газообразном состоянии. Транспортируется под давлением по газопроводам по улицам городов.
Метан перемещается по газопроводам
Доставляется, во-первых, в квартиры граждан с целью использования для отопления и приготовления пищи. Во-вторых, на промышленные предприятия. В-третьих, на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) для заправки автомобилей.
Пропан
Для бытовых нужд и автомобилей используется смесь газов – пропана и бутана (химические формулы C3H8 и C4H10). Они закачиваются в баллоны в сжиженном состоянии под давлением 16 атмосфер. Имеют свойство испаряться.
В емкости находятся одновременно в двух состояниях – сжиженном и газообразном. Поэтому 20% объема баллона жидкой фазой не заполняется для скопления здесь их паров.
Заправка пропан-бутаном
Смесь пропан-бутана тяжелее воздуха. Поэтому при утечке она стремиться опуститься вниз и скапливаться в низинах местности. Испаряясь и смешиваясь с воздухом. В результате образует взрывоопасную смесь при содержании в воздухе газа от 2% до 9%. При наличии источника огня такая смесь взорвется.
Пропан-бутановая смесь имеет разный состав в зависимости от периода года, когда используется газ. Пропан легко испаряется, а бутан – наоборот, трудно. Именно из-за этого, в чистом виде такие газы для бытовых нужд и автомобилей не применяются. На их свойства оказывает влияние температура воздуха.
Поэтому, оптимальной для применения считается именно их смесь, а не чистый газ пропан или бутан. Для зимних условий в смеси должно быть больше пропана, чтобы она лучше испарялась. Для летних – больше бутана, чтобы давление газа при испарении не превышало допустимое.
В составе этих газов много примесей. Они оказывают неблагоприятное влияние на процесс их сгорания. Поэтому, для автомобилей важен качественный сжиженный газ.
Особенности ГБО на метане
Отличием использования метана от пропана в качестве моторного топлива для автомобиля является давление газов. В газобаллонном оборудовании (ГБО) на метане оно составляет около 220 атмосфер. Это почти на полтора порядка больше, чем при использовании пропана (максимум 16 атмосфер).
Отсюда и два основных отличия ГБО для метана. Во-первых, баллоны повышенной прочности. Во-вторых, редуктор с несколькими (чаще с двумя) ступенями снижения давления газа.
Есть еще незначительные отличия при использовании метана. Однако, в общем, процесс сжигания газа и оборудование такие же, как и на пропане.
Баллоны для метана
Этот газ имеет небольшую плотность — в тысячу раз ниже, чем бензин. Поэтому при его накоплении в достаточном количестве для обеспечения запаса хода применяют принудительное сжатие. Газ закачивают в баллоны под давлением 200 – 220 атмосфер. Это требует, чтобы баллон был достаточно прочным.
Стальные баллоны для метана
Таких свойств можно достигнуть за счет применения для их изготовления качественного металла. Необходима специальная технология изготовления и соответствующая толщина стенки баллона.
Современные технологии позволяют изготавливать такие баллоны высокого давления не только из металла. Используются и другие высокопрочные материалы. Все эти особенности приводят в итоге к тому, что стоимость баллона становится довольно не малой.
Какие бывают баллоны для метана
Изготовленные из стали — это старые конструкции, используемые много лет. Вопрос обеспечения высокой прочности здесь решается за счет толщины стенки баллона. Это приводит к огромному весу и, как правило, невозможности использования для легкового автомобиля.
Емкость баллона невелика. Поэтому для достижения хотя бы среднего запаса хода необходимо использовать сразу несколько их единиц. Это значительно повышает вес автомобиля и занимает почти все пространство багажника.
Автомобили на метане со старыми стальными баллонами страдают отсутствием места в багажнике
Например, возьмем один баллон объемом 53 литра для легкового автомобиля. Его диаметр 322 мм, длина – 882 мм и объем газа – 10, 6 м 3 . Вес составляет 70 килограммов. Этого количества газа хватает примерно на 90 километров пробега.
В основном автомобили на метане такие баллоны применяют для грузового и пассажирского транспорта (автобусов). Для сравнения — баллон такой же емкости для пропана весит 22 килограмма.
Баллоны с лейнером
Это облегченный вариант баллонов для метана. Здесь основная оболочка изготовлена из специальной прочной легированной стали. Ее толщина меньше, чем у обычного стального баллона, за счет усиления прочным армирующим покрытием.
Баллоны с лейнером для метана
Вес такого баллона меньший. Он приемлем для использования в легковом автомобиле. Примерно один килограмм массы соответствует одному литру емкости баллона. Стоимость – около $4,5 за литр объема.
Баллоны с лейнером из алюминия усилены специальным очень прочным покрытием из карбоволокна. Оно пропитано усиливающим составом из эпоксидной смолы. Вес – примерно 0,8 килограмма на один литр емкости. Стоимость – около $12 за один литр.
Есть баллоны, изготовленные из композитных материалов. Здесь лейнер состоит из полимерной основы с армирующей композитной оболочкой из углеродного волокна. Вес – около 0,8 килограмма на один литр емкости. Стоимость – около $12,0 за один литр.
Автомобили на метане — компактный баллон для метана из композитных материалов
В этом перечне каждый последующий тип баллона стоит дороже, чем предыдущий. Следует иметь в виду, что все баллоны для метана имеют только цилиндрическую форму. Поэтому, разместить его в месте, предусмотренном для хранения запаски в легковом автомобиле, невозможно.
Автомобили на метане — редукторы и запорная арматура
Давление метана в баллоне при полной заправке превышает 200 атмосфер. В этой связи процесс его снижения происходит в несколько этапов. Их может быть два и даже три.
Газовый редуктор Tomasetto AT12 для ГБО на метане
Переходя от одной ступени к другой, давление поэтапно снижается до рабочей величины. Только после этого автомобили на метане могут использовать этот газ в двигателях.
Особенностью запорной арматуры ГБО на метане является то, что вентиль на баллоне оснащен скоростным клапаном. Это устройство для мгновенного прекращения истечения газа из баллона.
Автомобили на метане — вентиль баллонный OMB со скоростным клапаном
Оно срабатывает в случае, если произошел разрыв газовой магистрали от баллона до редуктора.
Влияние метана на двигатель автомобиля
Когда метан горит в цилиндрах, он не срывает масляную пленку с их стенок. При октановом числе 120 (по исследовательскому методу) детонация при использовании метана исключена.
Это является полной противоположностью бензину, и положительно сказывается на ресурсе мотора. Соответственно, масло в нем можно менять реже.
Двигатель на метане теряет мощность до 20%, в то время как на пропане – до 10%. Причиной этому в основном являются регулировки ГБО. Для метана это еще и его неспособность в требуемой пропорции связываться с составляющими компонентами воздуха.
Стоимость ГБО на метане, сервис и заправка газом
Оборудование для перевода автомобиля на метан примерно на 50% стоит дороже, чем на пропан. Все связано с большой стоимостью баллонов и арматуры высокого давления.
Сервисов по установке ГБО на метане гораздо меньше, чем на пропане. Причиной является гораздо меньшее количество желающих использовать метан, чем пропан.
Заправлять автомобили на метане нужно только на специальных заправках (АГНКС).
АГНКС для заправки автомобилей метаном
Их в больших городах пока не так много, а в малых вообще может не быть. Одной заправки таким газом хватает примерно на 200 километров пробега. Для сравнения – один полностью заправленный баллон пропана позволит проехать до 500 километров.
Затраты на топливо и пробег
Расход газа в соотношении с одним литром бензина равен:
- примерно 0,9 – 1,0 кубическому метру метана;
- около 1,2 литра пропана.
Метан дешевле пропана. Один его кубический метр стоит 15 рублей, в то время как пропан – 18 рублей. Могут быть и другие цены в зависимости от региона. Расход на 100 километров пробега в среднем:
- метана – 10 кубических метров;
- пропана – 12 литров.
Можно привести реальный пример из жизни. В баллон для метана на 95 литров входит 23 кубических метров газа. На Skoda Octavia удается проехать 180 километров до следующей заправки. Давление в полностью закачанном баллоне 220 атмосфер и 22,5 кубических метра газа. Это стоит 122 рубля (ноябрь 2017 год).
Реальная экономия денег против бензина (стоимостью 39 рублей за литр) при езде на газе составляет:
- на пропане – в 1,6 раза. Во многом расход пропана, а соответственно и экономия на нем зависит от правильной регулировки состава газовоздушной смеси.
- на метане – в 2,8 раза.
В любом случае использование газа вместо бензина является выгодным.
Экономим деньги — заправляем газ
Здесь многое зависит от правильного выбора газовой установки и ее обслуживания классными специалистами. Нельзя сбрасывать со счетов и то, в какой манере управляются автомобили на метане.
Автомобили на метане — безопасность эксплуатации
Главным опасением при рассмотрении вопроса о переводе машины на природный газ, является огромное давление, под которым он находится в баллоне. Для правильного понимания этого момента следует знать больше информации об этих емкостях и их безопасности.
При ДТП
Надежность баллона под природный газ очень высока. Он проходит многократные тесты на прочность. Это испытания повышенным давлением (300 атмосфер), удары, падения, поджоги и даже отстреливание пулями.
Проведенные опробования показывают, что вероятность повреждения баллона для метана составляет от одного до пяти процентов случаев.
Испытание баллонов
Он устанавливается в машине в наименее уязвимом месте при ДТП, куда к нему трудно добраться. Правильно расположенный в кузове автомобиля баллон, менее опасен, чем бак для бензина.
Есть одно обязательное условие безопасного пользования баллоном для метана. Оно состоит в периодическом испытании емкости. Это делается один раз в пять лет. На прочность избыточным давлением (300 атмосфер) и на плотность давлением 200 кгс/см 2 .
При удачных результатах опробований, вы получаете всестороннюю гарантию. Баллон выдержит значительно большее давление, чем то, с каким в него закачивают газ на заправке.
Автомобили на метане — утечки газа
Природный газ легче воздуха и при утечке стремится подняться вверх. В смеси с воздухом в соотношении от 4 до 15% при наличии источника огня взрывается. Выход метана из трубопровода от баллона до редуктора отсекается скоростным клапаном. Утечка прекращается. К тому же сам трубопровод изготовлен из стали и является достаточно прочным.
Нельзя сказать, что автомобили на метане абсолютно безопасны. Все неприятности, как правило, случаются в результате халатного отношения к оборудованию. Статистика говорит о том, что происшествия, связанные с газом, происходят реже, чем с бензиновыми авто.
Большинство людей к таким машинам относятся более ответственно, понимая, что газ – это опасно. Отсюда, и внимание к этому оборудованию больше, и ухода, что снижает риски пользования.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Это статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.
Лучшие авто для ГБО 2021. ТОП-12 машин, на которые можно ставить Газ
Почти любое легковое авто из США можно оборудовать ГБО (газобаллонным оборудованием). Установка газа в авто из Штатов пользуется сейчас широким спросом ввиду того, что, во-первых, позволяет свести к минимуму расходы на топливо, и, во-вторых, стоит очень дешево. Переоборудование автомобиля под ГБО стоит около $500 в Украине.
Если вы ищете лучшие авто для установки ГБО, экспертный рейтинг Auction Auto поможет вам сделать взвешенный и безопасный выбор. Мы не будем перечислять все возможные модели и двигатели, на которые можно поставить газовое оборудование — их неисчислимое множество.
Мы отобрали ТОП-10 самых подходящих машин из Америки для установки ГБО в 2021 году. Эти машины проверены, на них сотни раз устанавливали Газ и они тщательно проверены экспертами на предмет эффективности работы ГБО.
ТОП-10 лучших авто из США для установки ГБО
1. Ford Fusion
Пятидверный хэтчбек Ford Fusion — по-настоящему хороший автомобиль. У него есть комфортная управляемость и плавность хода. В его салоне достаточно места на двух рядах удобных сидений, а позади них размещен большой и удобный багажник. Информационно-развлекательная система субкомпактвэна Форд Фьюжн обширна и проста в управлении.
Для установки ГБО на Ford Fusion выбирайте 2.5-литровый двигатель. Он оснащен системой распределенного впрыска топлива, ввиду чего монтаж газовых баллонов обойдется не дороже 400-500 долларов.
2. Toyota Camry
Среднеразмерный автомобиль Тойота Камри ценят за динамичную управляемость, комфортную езду, мощный двигатель, отличный интерьер с материалами высокого класса и удобную информационно-развлекательную систему. Подержанный Camry из США — это лучшее сочетание цены и качества в этом классе автомобилей. Очень универсальный автомобиль, с превосходным сочетанием пассажирского и грузового пространства, высоких оценок безопасности и надежности, положительных отзывов автомобильных журналистов и доступных функций для семейного отдыха.
Установить ГБО на Тойота Камри можно вне зависимости от года выпуска. Советуем искать с менеджером на аукционах США бу авто 2015, 2016, 2017 и 2018 года. Чем новее машина, тем выше стоимость.
3. Honda Civic
Honda Civic — отличный автомобиль для установки газа. Доступен в кузове седан, купе или хэтчбек. Civic более универсал, чем большая часть компактных автомобилей на мировом рынке. Независимо от того, какой стиль кузова вы выберете, вы получите маневренный, энергичный автомобиль с хорошими оценками экономии топлива и высококлассным салоном. Выдающееся сочетание качества и стоимости.
Для установки ГБО на Хонду Цивик рекомендуем выбирать машины последнего поколения, с 2.0-литровым двигателем.
4. Volkswagen Jetta
Немецкий компактный автомобиль Jetta оснащен удобными сиденьями, энергичным и достаточно мощным двигателем, адаптивным управлением шасси, низким расходом топлива. Этот седан понравится тем, кто любит традиционный стиль и хочет как можно реже заниматься обслуживанием.
Если хотите переоборудовать Фольксваген Джетта под газ, ищите атмосферные 2.0-литровые и 2.5-литровые моторы. На эти машины легко ставить газобаллонное оборудование и стоит это дешево. Причем, ставить можно ГБО 4 поколения.
5. Hyundai Elantra
Качественный компактный автомобиль Hyundai Elantra ценится в Америке и Европе за просторный салон с двумя рядами сидений, богатый список стандартного оборудования, низкий расход топлива. И в целом, это очень комфортный в управлении автомобиль. В базовой версии Хюндай Элантра есть множество полезных технологий, включая поддержку беспроводной связи Android Auto и Apple CarPlay.
Под ГБО подходят 1.8-литровые и 2.0-литровые моторы Хендай Элантра. Их мощность достигает 156 “лошадей”. Двигатели подержанных Хюндай Элантра безупречно подходят под работу на газе.
6. Kia Optima Hybrid
Kia Optima Hybrid — достойнейший корейский седан, которые очень ценят американцы и европейцы. У него красивый салон с приличного уровня материалами, простая в использовании информационно-развлекательная система и множество стандартных функций безопасности.
Гибридный Киа Оптима можно эффективно переоборудовать под газ. Однако стоимость будет несколько выше, чем у обычных машин на бензине. Дело в том, что гибридная Оптима комплектуется системой непосредственного впрыска топлива и цена оборудования достигает 800$. Но это стоит денег: с ГБО Kia Optima Hybrid имеет расход 7 л газа в городском режиме.
7. Jeep Cherokee
Jeep Cherokee является хорошим компактным кроссовером, который имеет стабильно высокие продажи и крепкий авторитет на родине, в США. Эта американская машина отлично подходит как для ежедневных поездок на работу, так и сложного бездорожья. Внутри Джип Чероки из США стоят удобные и просторные сиденья, а информационно-развлекательный интерфейс Uconnect удобен для пользователя.
Cherokee – отличный вариант для модификации под газ. Можно смело ставить ГБО на базовой мотор кроссовера и наслаждаться всеми преимуществами автомобиля без высокой платы за топлива. Автомобиль прекрасно подходит для поездок на дальние расстояния, долгих приключений на природе.
8. Nissan Rogue
Подержанный Ниссан Рог из Америки — замечательный вариант для установки ГБО, если вам импонирует формат компактного кроссовера. Авто порадует вас комфортабельным и просторным салоном, где много мягких на ощупь поверхностей. Также Rogue имеет широкий спектр стандартных функций безопасности. У него хороший рейтинг надежности и довольно низкий расход топлива.
Как известно, Nissan Rogue продается и в Америке, и в Европе — в европейских странах он выходит под названием X-Trail. В отличие от этой версии, на “американца” можно смело ставить ГБО 4 поколения. Европейский Рог такой свободы вам не даст.
9. Mitsubishi Outlander
Популярный трехрядный кроссовер Mitsubishi Outlander с достойной топливной экономичностью, хорошим багажным отделением и надежной системой буксировки. Стандартные функции в этом Mitsubishi включают двухзонный автоматический климат-контроль и информационно-развлекательную систему с 7-дюймовым сенсорным экраном, HD Radio, шестью динамиками, портом USB и Bluetooth. В более насыщенных комплектациях есть люк на крыше, запуск с помощью кнопки, 8-дюймовый сенсорный экран, дополнительный порт USB, аудиосистема с восемью динамиками, спутниковое радио, Apple CarPlay и Android Auto.
У Mitsubishi Outlander обширная моторная гамма. Для установки газобаллонного оборудования можно выбирать любой из них. Какой больше нравится. На любой мотор Аутлендер из США можно ставить 4 поколение ГБО.
10. Hyundai Tucson
Хороший компактный кроссовер Hyundai Tucson давно полюбили в США. У него комфортная езда, достаточно места для комфортного размещения четырех взрослых и простая в использовании стандартная информационно-развлекательная система. Корейский кроссовер Tucson оснащен отзывчивым 7-дюймовым сенсорным экраном и климат-контролем. Tucson также стандартно поставляется с Android Auto, Apple CarPlay, Bluetooth, портами USB и аудиосистемой с шестью динамиками. Доступны беспроводная зарядка устройства, 8-дюймовый сенсорный экран, аудиосистема Infinity с восемью динамиками, навигация, спутниковое радио и панорамный люк на крыше.
На американские Хюндай Туксон можно смело ставить ГБО, только выбирайте 2.0-литровый или 2.4-литровый двигатель. Вы получите минимальный расход топлива на одном из лучших южнокорейских автомобилей десятилетия.
Авто из Кореи с серийным/заводским ГБО
Если вам интересны машины топовых корейских брендов Hyundai и Kia , обратите свое внимание на каталог бу авто с ГБО из Кореи. Они имеют свои преимущества, даже перед рынком США. В отличие от Америки, на корейские авто Хюндай и Киа ставится заводское ГБО. Корея славится именно серийными газовыми машинами. В Штатах такого нет. Многие автомобили в Южной Корее оснащены ГБО под названием LPi (Liquid Propane Injection) — они работают на сжиженном газе и имеют непосредственный впрыск топлива в двигатель. Владелец получает более мощный мотор, который при этом экономично расходует газ. Кроме того, машины с LPI не имеют трудностей с зажиганием.
Чтобы посмотреть все доступные автомобили на газу, перейдите в каталог авто из Кореи, и выберете в фильтре "ГБО", затем "Найти", или просто кликните по ссылке .
Как принудительно завестись на газу машину с газовым оборудованием 4 поколения
Если в баке закончился бензин или вышел из строя топливный насос, система ГБО 4 поколения позволяет осуществить аварийный запуск двигателя сразу на газу.
В этой статье разберем, как правильно заводить мотор на газовом топливе, и приведем примеры основных способов пуска.
Зачем реализована функция
Для правильного приготовления топливовоздушной смеси, необходимо чтобы жидкая пропан-бутановая смесь нагрелась от стенок редуктора и в парообразном состоянии поступила к форсункам.
Газобаллонной установкой 4-го поколения задуман автоматический переход с газа на бензин. Происходит это после прогрева испарителя до заданной температуры от циркуляции охлаждающей жидкости, при первоначальном пуске ДВС на штатном топливе.
Принудительный запуск нужен именно для экстренных случаев, если произошла поломка бензиновой системы.
Количество попыток ограничено программой блока управления при настройке ГБО. Конечно, деактивировать функцию или поменять число пусков можно самостоятельно имея диагностический кабель и программу. Но важно помнить, что частое применение аварийных запусков может являться причиной скорого выхода из строя мембраны редуктора-испарителя.
Как завести машину на газе при помощи аварийного режима
Включение функции осуществляется кнопкой управления газ/бензин в салоне авто. У разных систем газового оборудования активация экстренного запуска может немного отличаться последовательностью действий. Однако принцип везде схож.
При более ранних моделях ЭБУ (например, Stag 300), а также некоторых Ловато, алгоритм будет следующий: на выключенном зажигании, надавить и держать кнопку, должен (не мигая) загореться зеленый светодиод. После чего сразу приступить к запуску.
В системах Диджитроник Maxi 2 и Стаг 200 GoFast нужно включить зажигание, нажать и удерживать переключатель (примерно 2-3 секунды). Когда в постоянном режиме загорит зелёный светодиод (перестанет моргать), можно пробовать заводить мотор сразу на газе.
Когда двигатель запустится перевести его на бензин уже будет не возможно, только после того как выключить ДВС и вновь завести.
К тому же зуммер будет напоминать о необходимости срочного ремонта топливной системы.
Также если аварийный пуск производится не по причине поломки бензонасоса, а из-за отсутствия бензина в баке, прежде чем заводить автомобиль нужно вынуть предохранитель насоса. Если этого не сделать насос будет работать на сухую, затем оплавится и сгорит.
Стаг Q генерации заводится таким же образом, только при удерживании переключателя нужно дождаться, когда прозвучат 3 коротких сигнала.
Чтобы завести машину на газу с оборудованием BRC, необходимо удерживая переключатель ГБО, включить зажигание. После смены красного мигающего света на постоянный зеленый, можно отпустить кнопку и запускать мотор.
Если не запускается ГБО с газа, скорее всего, исчерпан лимит на количество попыток, не активирован экстренный старт в программе или имеется другая неисправность.
Запуск в холодное время года
Все описанные выше примеры желательно применять при температуре окружающего воздуха выше 0°. Но если нужда заставляет заводить мотор сразу с газа, а на улице сильный или не очень мороз, нужно сначала каким-то образом подогреть редуктор.
Крайний метод – аккуратно облить горячей водой редуктор-испаритель и попробовать завести двигатель (хватит 1,5-2 литра воды температурой 60-90°C). При этом желательно не залить подкапотное электрооборудование. После запуска мотора возможно придется какое-то время поливать воду на редуктор, до того момента пока не нагреется тосол/антифриз в системе охлаждения.
Источник https://idoit.ru/2018/03/17/avtomobili-na-metane/
Источник https://auctionauto.com.ua/luchshie-avto-dlya-gbo-2021-top-12-mashin-na-a-kotorie-mozhno-stavit-gaz
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/avarijnyj-zapusk-na-gazu-gbo-4-pokoleniya
Источник