Ремонт и техобслуживание автомобиля с ГБО, возможные неисправности газобаллонного оборудования на автомобиле и способы их устранения.
Ремонт и техническое обслуживание автомобиля с ГБО имеет свои особенности. Так, в случае необходимости применения теплового воздействия на автомобиль, его узлы и агрегаты, даже не относящиеся к самому газовому оборудованию, например, применение открытого огня в виде сварки, паяльной лампы, нагрева в сушильной камере при окраске и т. д., следует.
1. Слить или выпустить из баллонов газ.
2. Выработать на заведенном двигателе остатки газа, находящегося в газовой аппаратуре.
3. Продуть баллоны нейтральным газом (например, азотом, углекислотой).
4. Закрыть все краны.
5. После окончания всех видов ремонта произвести полную проверку газовой аппаратуры.
В случае ремонта электрооборудования автомобиля с ГБО следует.
1. Закрыть все краны на баллоне.
2. Выработать на заведенном двигателе остатки газового топлива.
3. Открыть капот и крышку багажника и проветрить до исчезновения запаха газа.
В остальном ремонт автомобиля с ГБО производится общим порядком, как на стандартном автомобиле. Диагностика и устранение неисправностей газобаллонного оборудования, его регулировка, техническое обслуживание и ремонт ГБО, особенно включающего в себя элементы электроники, следует производить в специализированных центрах, имеющих специальное оборудование для их настройки. Возможные симптомы, причины и способы устранения неисправностей автомобилей с ГБО приведены ниже.
Возможные неисправности на автомобиле с ГБО и методы их устранения.
Двигатель не запускается или глохнет при движении.
— Закрыт расходный вентиль на мультиклапане.
— Прекратилась подача газа в смеситель.
При температуре окружающей среды ниже плюс 5 градусов надо запускать двигатель автомобиля с ГБО на бензине и только после его прогрева до плюс 14 градусов переходить на газ. Двигатель с впрыском газа прогревается на бензине, и как только запрограммированная температура будет достигнута, ЭБУ самостоятельно переводит двигатель на питание газом.
— В системе подогрева редуктора-испарителя образовалась воздушная пробка, из-за снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Чтобы избежать такой неисправности, надо следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, не допуская ее снижения.
— Не открывается электромагнитный клапан газового фильтра или пусковой электромагнитный запорный клапан редуктора-испарителя.
Проверить открытие клапанов по характерному щелчку при включений зажигания. При отсутствии щелчка проверить и восстановить контакт проводов на клеммах клапанов. Неисправные клапаны снять, отремонтировать или заменить.
Появление запаха газа в салоне, багажном отделении или подкапотном пространстве автомобиля с ГБО.
— Нарушилась герметичность газовой системы в местах соединения газопроводов, клапана второй ступени редуктора-испарителя или блока арматуры.
Значительные утечки газа обнаруживаются визуально (по обмерзшим местам), незначительные — после нанесения мыльной эмульсии (по пузырькам газа). Включить зажигание. Внимательно осмотреть трубопроводы и приборы газовой системы питания. Выключить зажигание. Закрыть расходный вентиль баллона и подтянуть накидные гайки газовой магистрали.
Если невозможно устранить утечку подтяжкой, заменить ниппель (конусную муфту). Выпустить паровую фазу газа из баллона, соблюдая меры предосторожности. Снять и отремонтировать блок арматуры или заменить его. Уплотнитель блока арматуры перевернуть нерабочей стороной или заменить. При утечке газа через штуцеры вентилей посадить их на свинцовый сурик.
Повышенный расход топлива при работе двигателя на бензине после выработки газа.
— Увеличение сопротивления подаче воздуха через смеситель из-за несоответствия типа смесителя рабочему объему двигателя.
При работе двигателя на газе наблюдается расход бензина.
— Нарушение герметичности электромагнитного бензинового клапана.
Устранить неисправность бензинового клапана или заменить его.
Ухудшение работы двигателя автомобиля с ГБО после пробега около 50 000 километров.
— Износ резинотехнических деталей редуктора-испарителя.
Разобрать редуктор-испаритель, удалить смолистые отложения, отремонтировать или заменить вышедшие из строя детали.
Провалы в работе двигателя при резком открытии дроссельных заслонок.
— Уменьшение проходного сечения в канале дозатора (бедная горючая смесь).
Отрегулировать дозатор на всех режимах работы двигателя.
Снижение мощности двигателя, пониженная максимальная скорость автомобиля с ГБО и рывки при его движений.
— Засорение фильтра электромагнитного газового клапана.
Снять фильтрующий элемент, промыть в растворителе и продуть сжатым воздухом.
— Расходный вентиль на баллоне полностью не открыт.
Открыть вентиль для нормального поступления газа в редуктор.
— Диафрагмы редуктора повреждены или потеряли эластичность.
Частично или полностью разобрать редуктор. Если невозможно исправить поврежденные диафрагмы, заменить их.
Затрудненный пуск прогретого двигателя автомобиля с ГБО или его неустойчивая работа в режиме холостого хода.
— Самопроизвольное изменение положения регулировочного винта холостого хода на редукторе-испарителе.
Отрегулировать винтом-регулятором на редукторе (давление второй ступени) холостой ход.
— Давление во второй ступени редуктора-испарителя значительно выше или ниже нормы.
Повернуть регулировочный винт второй ступени редуктора-испарителя против часовой стрелки для увеличения подачи газа и следовательно частоты вращения коленчатого вала двигателя. И наоборот, по часовой стрелке — для уменьшения подачи газа.
— Пропуск газа через клапан второй ступени редуктора-испарителя или засорение клапана.
Очистить или заменить клапан. Отрегулировать регулировочным винтом холостого хода давление второй ступени редуктора-испарителя.
Повышенный расход газа. Затрудненный пуск двигателя автомобиля с ГБО. Неустойчивая работа в режиме холостого хода.
— Недостаточно разрежение в вакуумном разгрузочном устройстве редуктора-испарителя. Негерметичен вакуумный шланг.
Восстановить герметичность присоединения вакуумного шланга или заменить его. Отсоединить от впускного коллектора двигателя вакуумный шланг и засосать через него воздух. Если разрежение не ощущается, снять крышку второй ступени редуктора и разгрузочное устройство. Восстановить герметичность диафрагмы приклеиванием куска капроновой ткани или заменить ее.
— Засорение воздушного фильтра.
Проверить и заменить фильтр.
На бензине двигатель автомобиля с ГБО работает нормально, но при переключении на газ глохнет.
— Неполное открытие расходного вентиля на баллоне.
— Засорение фильтров электромагнитного газового клапана и пускового штуцера редуктора-испарителя.
Очистить фильтры от смолистых отложений и промыть их растворителем.
— Неисправен электронный блок управления.
Проверить или заменить блок управления.
— Засорение магистрального газопровода.
Закрыть расходный вентиль на газовом баллоне, отсоединить газопровод от блока арматуры и газового электромагнитнргр клапана и продуть газопровод сжатым воздухом. В случае сильного засорения прочистить газопровод проволокой.
Поступление газа в смеситель при включении зажигания.
— Неисправен электронный блок управления или электромагнитный газовый клапан.
— Нарушена герметичность клапана второй ступени редуктора-испарителя.
Восстановить герметичность клапана подрезкой и шлифовкой торца седла клапана или заменить его резиновый уплотнитель.
При полностью исправной системе питания автомобилей ВАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402, двигатели глохнут во время движения автомобиля при переключении рычага управления коробкой передач в нейтральное положение.
— Прямой (инерционный) наддув воздуха в воздушный фильтр.
На автомобилях ВАЗ — переключить регулятор температуры подаваемого в воздушный фильтр воздуха в зимнее положение или переставить патрубок при отсутствии регулятора. На автомобилях ГАЗ — корпус воздушного фильтра развернуть на 30 градусов влево.
По материалам книги «Автомобильные газовые топливные системы».
Владимир Золотницкий.
Что входит в обслуживание ГБО?
Установка газового оборудования на автомобиль дает неплохую возможность сэкономить на топливе. Однако многие неопытные автомобилисты, при монтаже ГБО на свой автомобиль, не учитывают стоимость и периодичность обслуживания газового оборудования. Дело в том, что техническое обслуживание ГБО является обязательным мероприятием, и должно проводиться регулярно.
Дело здесь даже не столько в поддержании рабочего состояния, сколько в безопасности самого автомобилиста. Ведь использование ГБО любого поколения неизбежно связано с повышенным риском.
Техническое обслуживание ГБО
Регламент проведения технического обслуживания
ТО газового оборудования на авто имеет определенный регламент, соблюдение которого является обязательным:
- замена фильтров;
- слив конденсата из газового редуктора;
- настройка газовых форсунок;
- проверка состояния патрубков;
- проверка утечки газа;
- диагностика работы всех газовых систем.
Важно! Сливать конденсат необходимо на ГБО 1 и 2 поколения. Более современные системы не требуют повышенного внимания к этой части. Периодичность технического обслуживания газового оборудования напрямую зависит от стиля езды. В среднем, специалисты рекомендуют проводить ТО каждые 10 тыс. км пробега.
Однако в современных условиях лучше всего проводить осмотр, начиная от 8 тысяч. Это позволит вовремя выявить возможную неисправность, что крайне важно для дальнейшей корректной работы.
Где проводить ТО
Некоторые автовладельцы предпочитают все ремонтные работы проводить самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов. Но газобаллонное оборудование имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Если у автомобилиста нет опыта работы с таким оборудованием, то даже простое обслуживание ГБО нужно проводить при помощи специалиста.
Техобслуживание газового оборудования и его диагностика должны выполняться с использованием современного оборудования. Это помогает значительно увеличить длительность эксплуатации всех систем.
Установка газового оборудования оправдывает себя примерно за 5 лет, именно через этот срок оно, скорее всего, выйдет из строя, если ТО будет проводиться без соблюдения всех технологий.
Также важно учитывать, что обслуживание делится на 2 вида. Если оно гарантийное, то владельцу нужно просто приехать на сервис в указанный мастерами срок. Если ТО постгарантийное, то вся ответственность лежит непосредственно на водителе. Здесь ему самому придется решать, где именно проводить ремонт.
Самостоятельно можно проводить лишь ограниченное количество работ, связанных с обслуживанием ГБО:
- автомобилист может подтянуть хомуты;
- провести замену фильтров.
Когда речь идет о чистке форсунок или о редукторе, то лучше всего доверить это дело профессионалам.
Замена фильтров
Этот этап обслуживания газового оборудования автомобиля можно проводить самостоятельно, поэтому многие автомобилисты интересуются подробностями этого процесса.
В первую очередь необходимо соблюдать технику безопасности. Все работы должны проводиться только на открытом воздухе, ремонтировать ГБО в закрытом помещении строго запрещено. Этот момент также поможет определить квалификацию мастера. Ни один специалист не станет ремонтировать ГБО в закрытом помещении.
Также очень важно, чтобы в пределах 50 метров от автомобиля не было источников открытого огня. Не стоит даже курить поблизости от авто, на котором проводится ТО. Необходимо проследить также, чтобы никто рядом тоже не пытался курить. Даже при соблюдении этих требований нужно иметь под рукой огнетушитель.
Заменить самостоятельно можно фильтр жидкой фазы в редукторе или клапане. Почти на всех ГБО эта замена проводится по одной схеме:
- при помощи штуцера нужно перекрыть подачу газа;
- далее необходимо завести мотор, чтобы вышли остатки газа;
- заглушить машину;
- на крышке фильтра необходимо аккуратно ослабить 3 болта;
- после того, как вышли остатки газа, необходимо аккуратно снять крышку;
- старый фильтр удаляется;
- посадочное место тщательно очищается;
- устанавливается новый фильтр;
- все элементы собираются в обратном порядке.
Также самостоятельно можно провести замену фильтра паровой фазы. Чаще всего она расположена в газовой магистрали, между редуктором и рампой форсунок. Обычно он крепится при помощи хомутов. Замена не вызывает никаких трудностей. Главное – вовремя заменить хомут, если старый износился.
Дальнейшее обслуживание газового оборудования проводится при помощи специального адаптера. Он нужен, чтобы ГБО можно было подключить к компьютерному оборудованию для диагностики. Такое оборудование не найдешь в обычном гараже, поэтому необходимо ехать на сервис.
Как выбрать СТО для проведения технического осмотра
Если обслуживание гарантийное, то оно будет проводиться на определенном сервисе. Когда срок гарантии истекает, у автомобилиста есть выбор: оставаться на сервисе или искать новый.
Лучше всего не менять мастера, так как к моменту истечения срока гарантии он уже будет знаком со всеми особенностями авто и самой системы ГБО, которая на нем установлена. Однако часто случаются ситуации, когда автомобилист вынужден сменить сервис. Это происходит по многим причинам, например, из-за слишком высокой цены или удаленности сервиса от дома.
Чтобы выбрать новое СТО, которое будет проводить обслуживание ГБО, нужно обратить внимание на некоторые детали. В первую очередь, ценник на сервисе должен соответствовать своему ценовому сегменту. Слишком низкая стоимость обслуживания должна настораживать.
Также очень полезно изучить отзывы о сервисе, представленные в сети. Для этого лучше всего посетить тематические форумы, так как все отзывы на сайте сервисов обычно пишутся под заказ.
Можно воспользоваться советом друзей и знакомых, если они уже обслуживаются у какого-либо мастера. И также очень важно обратить внимание на оборудование, которое используется на СТО. В целом, своевременное ТО помогает значительно увеличить длительность использования ГБО и сэкономить в будущем.
Прохождение ТО для машины с ГБО
У современных системах ГБО 4-го поколения ломаться практически нечему. Исключение представляет износ его резиновых частей (к примеру переходников, или патрубков). В связи с этим любой автомобиль с установленным газобаллонным оборудованием должен как минимум раз в полгода побывать на станции, для того чтобы профессиональные мастера могли провести регулировку настроек системы, диагностику блока управления и осмотреть систему на предмет возможных утечек.
Первую проверку газовых баллонов необходимо провести через 10 месяцев со дня покупки. Затем баллон ГБО необходимо сдавать для проверки как минимум раз в 2 года (соответственно дате которая обозначена в талоне).
В зависимости от температурных условий эксплуатации ГБО и качества газа примерно каждые 30-50 тыс. км пробега (в среднем это каждые 2-4 года) требуется заменять резиновые (или силиконовые) уплотнители соединений в клапанах и магистралях.
Заменять свечи необходимо каждые 10 тыс. км. пробега. В противном случае свечами будет производится менее 3-4 импульсов, и как результат топливовоздушная смесь в цилиндре перестанет воспламенятся.
Дабы поддерживать оптимальный состав воздушно-газовой смеси, мастерами по газовому оборудованию рекомендуется заменять воздушный фильтр примерно каждые 7 тыс. км. пробега. Каждые 30 тыс. км. необходимо прочищать газовые форсунки для впрыска (и менять фильтры в случае необходимости).
После прохождения 3.5 тыс. км. стоит наведаться в мастерскую по ГБО, где смогут солить конденсат из редуктора. По крайней мере один раз на каждые 60 тыс. км. необходимо производить разборку газового редуктора для проверки в каком состоянии находится мембрана. И в случае необходимости специалист сможет провести ее замену.
Если не проводить вовремя эти работы, со временем вы начнете замечать повышенный расход газа. К тому же вероятность сбоев в работе газобаллонного оборудования сильно возрастет.
Как и любому другому оборудованию, ГБО требуется периодическое плановое обслуживание. Для проведение этих работ стоит обращаться к проверенным профессионалам.
Виды и периодичность технического обслуживания ГБО
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО). Проводится перед выездом автомобиля на линию и после возвращения его в АТП. Перед выездом на линию ГБА должен быть подвергнут внешнему осмотру для проверки крепления баллонов к кронштейнам и кронштейнов к продольным брускам платформы или раме автомобиля.
Момент растяжки болтов, стягивающих хомуты, должен иметь предел 1,5—2,0 кгс • м, затяжка хомутов до соприкосновения концов недопустима. Кронштейны должны быть надежно прикреплены к продольным брусьям платформы, момент затяжки болтов не должен быть менее 10 кгс • м.
После открытия расходных и магистрального вентилей необходимо проверить герметичность соединений всей газовой магистрали переносным прибором — шахтным интерферометром ШИ-11, устранить негерметичность.
Кроме того, перед выездом на линию следует проверить работу двигателя на газе и показания контрольно-измерительных приборов.
После возвращения ГБА в АТП необходимо выполнить следующее:
- очистить арматуру и агрегаты газового питания от грязи;
- проверить газовую систему на герметичность интерферометром ШИ-11;
- вымыть автомобиль, слить отстой из газового редуктора низкого давления, проверить отсутствие подтекания бензина в соединениях трубопроводов и бензинового электромагнитного клапана-фильтра;
- поставить автомобиль на стоянку, закрыть расходные вентили у баллонов, выработать газ из системы (до полной остановки двигателя), закрыть магистральный вентиль.
В зимнее время при заполнении системы охлаждения двигателя водой необходимо по возвращении в АТП перед постановкой автомобиля на ночную стоянку слить воду из системы охлаждения. Эту операцию совмещают со сливом воды из подогревателя газа.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). Прежде чем поставить ГБА на пост ТО, необходимо повторить все операции, выполняемые при ЕО, закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы (до остановки двигателя).
Кроме того, следует выполнить следующие работы: закрыть магистральный вентиль и перейти на работу на бензине; проверить состояние и крепление расходных и магистральных вентилей.
При необходимости устранить обнаруженные неисправности; смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей, для чего очистить их от старой смазки и нанести новую.
Шток вентиля должен вращаться свободно, без заеданий’ проверить состояние и крепление газового редуктора высокого давления и его газопроводов. При необходимости устранить неисправности и закрепить; снять, очистить от грязи и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра.
Своевременная очистка необходима не только для снижения сопротивления в системе подачи газа, но и для того, чтобы исключить возможность попадания посторонних частиц под клапаны редуктора и смесителя, так как это отрицательно влияет на работу системы питания и может послужить причиной внутренней негерметичности узлов.
Причем очищают фильтрующие элементы редукторов высокого и низкого давлений; проверить состояние и крепление газового редуктора низкого давления, карбюратора-смесителя и подводящих газопроводов; проверить внешнюю герметичность электромагнитного запорного клапана-фильтра и работу предохранительного клапана газового редуктора высокого давления (не реже 1 раза в 3 мес), если давление срабатывания предохранительного клапана в пределах 1,7—0,2ч МПа (17,0-2 кгс/см2) не восстанавливается, обеспечить прижатие клапана к седлу в корпусе нажатием на шток.
Герметичность газовой системы проверяют продувкой ее сжатым воздухом или азотом при закрытых расходных вентилях и открытом магистральном вентиле. Сжатый воздух подают через наполнительный вентиль.
Проверку герметичности газовой системы допускается проводить при наполненных газом баллонах вне помещения при помощи прибора ШИ-11 или обмыливанием соединений. Устранять негерметичность соединений можно при выработанных баллонах.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
После выполнения указанных работ при ТО-1 проверяют герметичность газовой системы питания и работу двигателя на холостом ходу на газе и на бензине при различной частоте вращения коленчатого вала, определяют содержание СО в отработанных газах и в случае необходимости выполняют регулировку карбюратора-смесителя.
Включает все работы, что и при ТО-1, и, кроме того, ряд дополнительных, углубляемых по сравнению с ТО-1 контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных операций, выполняемых со снятием в необходимых случаях узлов и приборов газобаллонной установки с автомобиля. ТО-2 может выполняться на поточной линии или унифицированных тупиковых постах, оборудованных передвижными или стационарными постами К-277 и К-278.
Перед проведением ТО-2 баллоны должны быть освобождены от газа и продегазированы азотом или другим инертным газом. При ТО-2 тщательно проверяют крепление всех приборов и трубопроводов газовой системы питания, работу редукторов высокого и низкого давления, дозирующе-экономайзерного и разгрузочного устройств, предохранительного клапана редуктора высокого давления.
В случае необходимости производят устранение обнаруженных неисправностей и соответствующую регулировку приборов газобаллонной установки.
Если не удается устранить неисправности редуцирующих и других при-л пов газовой системы питания непосредственно на автомобиле, то их емонтируют и все дальнейшие ремонтные и регулировочные работы проводят в специализированной мастерской с использованием стенда К-278.
На специальном стенде с помощью грузопоршневого манометра во время ТО-2 проверяют работу манометров высокого и низкого давления не реже 1 раза в 6 мес. Результаты проверки заносят в журнал.
Любые операции ТО-2 должны заканчиваться проверкой на герметичность и прочность соединений всех элементов газовой системы питания, на надежность срабатывания электромагнитных клапанов на газе и бензине, а при необходимости регулировкой карбюратора-смесителя на минимальное содержание СО в отработанных газах.
Сезонное обслуживание (СО). Не реже 1 раза в 6 мес ТО-2 совмещают с СО, в процессе которого дополнительно продувают трубопроводы сжатым газом.
При подготовке к зимней эксплуатации 1 раз в год с помощью стендового оборудования в условиях специализированной мастерской необходимо провести ревизию газовой аппаратуры: редукторов высокого и низкого давления, вентилей электромагнитных клапанов, фильтрующих элементов, карбюраторов-смесителей, бензонасосов. Все эти приборы снимают с автомобиля, разбирают, проверяют и при необходимости заменяют изношенные детали.
Манометры высокого и низкого давления, включая манометры, установленные на стендах, 1 раз в год, а также после каждой ревизии должны предъявляться для поверки органам Государственного комитета СССР по стандартам.
Манометры не разрешается эксплуатировать, когда отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок поверки, стрелка манометра при выключении не возвращается на нулевую отметку шкалы, когда разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний прибора.
Регулировка газовой аппаратуры при ТО и ТР. Регулировка газовой аппаратуры системы питания автомобилей — основа обеспечения надежной работы двигателя, его высокой экономичности, малой токсичности отработанных газов. Она обеспечивает тягово-скоростные свойства автомобиля, безопасность его эксплуатации.
В АТП и на станциях ТО регулировку газовой системы питания автомобилей должны проводить на одном из постов ТО, на посту диагностики или специальном отведенном для этой цели месте. Желательно, чтобы пост ТО был оборудован стендом с беговым барабаном и динамометрическими устройствами.
Такой стенд позволяет проводить регулировку газовой системы питания на нагрузочных режимах работы двигателя (по его мощностям и экономическим показателям), что особенно важно при подборе регулировочных отверстий в дозирующе-экономайзерном устройстве.
Перед проведением регулировочных работ двигатель должен быть прогрет до температуры 80—85 °С. Редуктор высокого давления. Прежде чем приступить к регулировке редуктора, необходимо проверить, закрыты ли расходные вентили на баллонах и магистральный вентиль.
После чего следует снять датчик контрольной лампы падения давления газа и на его место подсоединить контрольный манометр для измерения давления газа на входе. Открыть баллонный и магистральный вентили, проверить давление на выходе.
При вращении штуцера по часовой стрелке давление газа на выходе должно увеличиться, а при вращении против часовой стрелки — уменьшаться. При регулировке желательно, чтобы давление газа в баллонах было не ниже 16 МПа (160 кгс/см2). Если давление в баллонах находится в интервале 16—8,0 МПа (160 — 80 кгс/см2), давление газа на выходе из редуктора должно быть 1,15± ±0,1 МПа (11,5± 1 кгс/см2).
Затем следует пустить двигатель, работающий на газе, и проверить давление на выходе. Оно должно несколько уменьшиться. Резкое снижение давления газа на выходе при открытии дроссельных заслонок карбю-ратора-смесителя на работающем двигателе свидетельствует о засорении фильтра редуктора.
В этом случае необходимо закрыть расходные вентили на баллонах, а также магистральный вентиль и произвести очистку или замену фильтра. Съем фильтра или подтяжка каких-либо соединений при наличии газа в редукторе категорически запрещается.
Кроме того, необходимо остановить двигатель, выключить зажигание. Проверить давление срабатывания предохранительного клапана. С этой целью плавно вращать штуцер, повышать давление на выходе до момента срабатывания предохранительного клапана.
Измерить давление, оно должно быть в пределах 1,5—1,7 МПа (15—17 кгс/см2). Проверить внутреннюю герметичность клапана. С этой целью полностью вывернуть штуцер. При этом газ не должен попадать в камеру низкого давления, независимо от давления газа в баллонах.
Несоблюдение этого условия свидетельствует о негерметичности редуцирующего узла. После проверки давления срабатывания предохранительного клапана и внутренней герметичности редуцирующего узла с помощью штуцера вернуться к исходному давлению. Включить двигатель, закрыть расходный и магистральный вентили и выработать газ из системы (до остановки двигателя).
Отсоединить контрольный манометр, поставить на место датчик контрольной лампы падения давления. Открыть магистральный и расходные вентили, проверить редуктор высокого давления на внешнюю герметичность.
В случае необходимости ремонт редуктора производится на специализированном участке по ремонту топливной аппаратуры в АТП или в мастерской. Редуктор низкого давления. Регулировка редуктора низкого давления заключается в правильной установке с помощью регулировочных винтов давления газа в I и II ступенях.
Для регулировки давления газа в I ступени необходимо переключатель вида топлива поставить в положение «Газ»; поднять капот автомобиля; открыть расходный и магистральный вентили на баллонах, включить зажигание; по манометру низкого давления, установленному в кабине автомобиля, проверить давление газа в I ступени.
Пустить двигатель. Если во время перехода на нагрузочные режимы давление газа I ступени резко падает, это свидетельствует о засорении входного фильтра. Остановить двигатель. Если после этого давление газа в I ступени продолжает возрастать и стрелка манометра низкого давления колеблется, это свидетельствует о негерметичности I ступени.
Для осмотра клапана этой ступени необходимо вновь пустить двигатель, закрыть расходный и магистральный вентили, выработать газ из системы (до полной остановки двигателя), выключить зажигание, отсоединить входной штуцер подачи газа с корпусом фильтра в сборе, осмотреть клапан.
Разборка узлов I ступени (клапана и мембраны) проводится в специализированной мастерской. Давление газа в полости ступени редуктора проверяется при работе двигателя на холостом ходу и на нагрузочных режимах (при наличии нагрузочного стенда с барабанами).
Для этого необходимо снять крышку люка, расположенную на корпусе редуктора, установить ее со штуцером для подсоединения водяного пьезометра (вакуумметра), как показано на рис.
1; пустить двигатель (обычным способом); измерить разность уровней воды в трубках пьезометра (вакуумметра, при работе двигателя на холостом ходу и на нагрузочных режимах), сверить соответствие полученных данных с нормативными значениями.
Регулирование давления в полости II ступени редуктора выполняют регулировочным ниппелем путем изменения упругости пружины при вворачивании регулировочного ниппеля
давление увеличивается, при вывертывании — уменьшается.
Если с помощью ниппеля не удается добиться требуемого давления (разрежения) газа в полости II ступени редуктора (при нормальной работе редуцирующего узла I ступени), редуктор следует отремонтировать в специализированной мастерской.
Карбюраторы-смесители. Регулировка их должна производиться на автомобиле при работе двигателя на холостом ходу для получения минимально устойчивой частоты вращения, хорошей приемистости двигателя и достижения допустимой концентрации СО в отработанных газах.
Карбюраторы-смесители имеют, как обычно, винты упорные, ограничивающие закрытие дроссельных заслонок, и регулировочные в системе холостого хода; при этом у карбюратора-смесителя К-91 (ГБА ЭИЛ-138А) два регулировочных винта, а у карбюраторов К-126Д, К-126БГ (ГБА ГАЗ-52-27, ГАЗ-52-28, ГАЗ-53-27) соответственно по одному регулировочному винту.
Порядок регулировки карбюраторов-смесителей при работе на газе следующий: на неработающем двигателе упорные и регулировочные винты завернуть до упора, однако не слишком туго, а затем упорный винт отвернуть на 3 об., регулировочный винт у карбюраторов К-91 — на 1 об., а винт у карбюраторов К-126Д и К-125БГ на 1,5 об., дополнительно у карбюратора К-91 винт (для регулировки переходного режима) отвернуть на 2 об., пустить двигатель на газе (и при необходимости прогреть его); установить с помощью упорного винта дросселя минимально устойчивую частоту вращения (по тахометру); обеднить газовоздушную смесь с помощью винта регулировки холостого хода, завертывая его при каждой пробе на 1/4 об. до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями, после чего для обогащения смеси вывернуть регулировочный винт на 1/2 об.; измерить содержание СО (оно будет завышенным); вновь установить упорным винтом дросселя минимально устойчивую частоту вращения; ввертывая в несколько приемов винт регулировки холостого хода (в начале регулировки на 1/4 об., затем на 1/8), добиться концентрации СО, соответствующей требованиям табл. 17 при минимально устойчивой частоте вращения, каждый раз корректируя ее упорным винтом дроссельных заслонок.
Проверить правильность регулировки карбюратора-смесителя на приемистость двигателя. С этой резко нажать на педаль привода дроссельных заслонок и отпустить U в этом случае, когда двигатель перестанет работать, надо увеличить частоту вращения коленчатого вала, отвернуть упорный винт дросселя на 1/8 об.
Если же при нажатии на педаль частота вращения возрастет немедленно или слышны «хлопки» в карбюраторе-смесителе (карбюратор К-91) и в глушителе, надо винт 9 переходных режимов отвернуть на 1/8 об.
Правильно отрегулированный карбюратор-смеситель должен обеспечить устойчивую работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала, хорошую приемистость двигателя и концентрацию СО в отработанных газах, не превышающую допустимые пределы. Если добиться сочетания этих трех показателей не удается, то карбюратор-смеситель надо снять с автомобиля и направить для проверки и ремонта на участок газовой аппаратуры.
Невозможность отрегулировать карбюратор-смеситель на содержание СО в отработанных газах в пределах установленных норм свидетельствует о следующем:
— при работе двигателя на минимально устойчивой частоте вращения о неисправности системы холостого хода;
— при работе на повышенной частоте вращения о неисправности газосмесительного устройства, обратного клапана или дозирующе-эконо-майзерного устройства. В обоих случаях причиной повышенного содержания СО может быть повышенное давление газа во II ступени редуктора низкого давления.
Установка зажигания на газовых двигателях. Скорость горения газовоздушной смеси несколько меньше, чем бензовоздушной. У универсальных двигателей (автомобиль ГАЗ-52-27 и его модификации, а также все автомобили, работающие на СПГ) угол опережения зажигания устанавливается такой же, как у их бензиновых прототипов, поскольку в случае более раннего зажигания при работе на бензине неизбежно появление детонации, а смесь метана с воздухом не детонирует.
Обслуживание ГБО: что, где, когда? Основные моменты!
Поставил и забыл — именно так происходит у большинства автомобилистов, которые установили ГБО на свой автомобиль. Такое понятие, как обслуживание газового оборудования — это что-то невообразимое и, как правило, вызывающее непонимание понятие.
А ведь, если разобраться, то установленное ГБО — это полноценная дополнительная топливная система, которая также требует ухода и внимания. Лучший вариант — это когда авто и все его системы обслуживает опытный механик, который знает все об этом автомобиле.
Но, не у всех и не всегда есть такая возможность, поэтому одни просто никак не обслуживают ГБО, пока оно не начнет работать со сбоями, а другие что-то пробуют делать своими руками.
Периодичность проведения ТО, как правило такая же, как и периодичность замены моторного масла и фильтров и составляет примерно 10 тыс. км. Однако есть нюансы, которые могут сократить данный интервал, речь идет о качестве топлива, качестве оборудования, стиле езды, а также условиях эксплуатации и климате.
Лучше если обслуживание будет проводиться через меньший интервал, например каждые 7 или 8 тыс. км. пробега.
Что собой представляет плановое ТО и какие работы проводятся?
- Замена газовых фильтров и чистка корпусов, в которых они расположены.
- Слив конденсата из редуктора.
- Проверка соединений на герметичность. Осмотр стыков и «протяжка» хомутов.
- Проверка целостности шлангов охлаждения.
- Осмотр состояния свечей зажигания.
- Проверка состояния проводки и контактов.
- Диагностика электроклапанов, в том числе и мультиклапана.
- Визуальный осмотр газового баллона, соединений и крепежей.
- Диагностика и калибровка форсунок.
- Общая диагностика работы ГБО и настройка.
Вкратце о самой процедуре..
- Перекрывается подача газа на мультиклапане.
- Обесточивается автомобиль, для этого достаточно снять клеммы с АКБ.
- Откручивается крышка, под которой фильтр жидкой фазы и стравливается остаток газа.
- Фильтр достается и проверяется его состояние.
- Производится замена старого фильтра и установка нового.
- После все собирается в обратной последовательности, соединения обмыливаются для того, чтобы выявить утечку газа.
- Далее подключается АКБ и проводится дальнейшая диагностика, если в ней есть необходимость, о ней говорилось ранее.
- Если есть необходимость, подключается диагностический прибор через специальный кабель к электронному блоку и производится коррекция параметров.
Если ТО производится регулярно, а во время эксплуатации нет каких-либо нареканий, то обслуживание ГБО не представляет никаких сложностей и вполне под силу рядовому автомобилисту.
Но если требуется коррекция или оборудование работает с перебоями, есть перерасход топлива или другие признаки неисправности, то без участия профессионалов и спецоборудования не обойтись. Чтобы избежать проблем с газобаллонным оборудованием, следует соблюдать правила эксплуатации, которые просты донельзя.
- Заправляться только качественным топливам, и не гнаться за дешевизной.
- Своевременно и регулярно сливать конденсат.
- Вовремя менять фильтры.
- Переключаться на газ только после того, как антифриз прогрелся до 50 °С.
- Каждые 20-30 тыс. выполнять масштабные ТО с проверкой всего вышеописанного, с обязательной заменой мембран редуктора.
- Подключать диагностический прибор и выполнять необходимую проверку и коррекцию параметров.
В случае любых нарушений в работе двигателя или ГБО, в сущности, немедленно принимать меры по устранению неисправностей. Если статья вам понравилась, напишите об этом в х и поделитесь ссылкой на материал со своими близкими в социальных сетях, для этого ниже имеются специальные кнопки. Спасибо за внимание, до новых встреч на ГБОшнике.
Пан Пропан: 20 вопросов про газобаллонное оборудование для автомобиля
Газобаллонное оборудование автомобиля (ГБО) – система из нескольких устройств, позволяющая использовать газ в качестве топлива для двигателя. Все, что нужно знать перед решением перевести машину на газ, – в этом материале.
Заменяет ли ГБО штатную систему питания, которую придется снимать?
ГБО позволяет ехать только на газе, не используя бензин. Но штатная система питания не демонтируется. Обе системы – бензиновая и газовая – существуют параллельно. Может работать то одна, то другая.
Какой именно газ используют в качестве топлива?
На автотранспорте получили распространение два вида горючего газа: сжатый природный и сжиженный нефтяной. Природный газ нашел широкое применение в качестве топлива на крупных машинах – грузовиках и автобусах, поскольку он требует больших заправочных емкостей и более сложной системы питания.
Легковушки используют сжиженный нефтяной газ, для которого не нужны большие баллоны и сложная топливная аппаратура. Этот газ – смесь пропана и бутана, которая получается на нефтеперерабатывающих заводах в виде побочного продукта производства. На заправочные станции газ поставляется в смеси «летняя», которая состоит на 45-55% из пропана, и «зимняя»: содержит 85-95% пропана.
Как устроена система для езды на газе?
Основными частями системы для езды на сжиженном газе являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух». Из баллона по магистрали газ поступает в редуктор-испаритель, который понижает давление с 16 до 1-2 ат, переводя газ в парообразное состояние. После этого летучий газ идет по магистрали в смеситель, где перемешивается с воздухом: готовая горючая смесь всасывается в цилиндры двигателя.
За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны, один из которых стоит в газовой, а другой – в бензиновой магистралях. Для заправки баллона существует вентиль со стандартным разъемом под штуцер «пистолета» ГЗС.
Какие преимущества дает использование газа?
Прежде всего, на установку ГБО идут, чтоб экономить на топливе – газ, в среднем, в 2 раза дешевле бензина (этот вопрос подробно разберем ниже). Есть и технические плюсы газа. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число 105 – больше чем у любого бензина.
Газ сгорает в цилиндрах двигателя без детонации, ровно и полностью, не смывает масляную пленку, образуя гораздо меньше нагара на стенках и свечах. За счет этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%. Особенно это заметно по времени «жизни» лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое и дольше и даже более. А это тоже хоть и косвенная, но экономия: как минимум, на «промывках», как максимум – на крупном ремонте.
А каковы недостатки?
При использовании газа в качестве топлива мощность двигателя снижается на 10-15%. При этом расход газа оказывается на 15-30% больше, чем бензина. Газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля на 45-70 кг. Баллон занимает место в багажнике или грузовом отделении. Газ более взрыво- и пожароопасен, чем бензин. И, наконец, чтобы поставить газовое оборудование, нужно заплатить.
На какой автомобиль можно поставить такое оборудование?
Теоретически на газ можно перевести любой двигатель. В том числе турбированный и дизельный. (Правда, для «дизелистов» газ все-таки менее актуален).
Нет особых проблем и с типом кузова. Владельцам седанов проще всего – стандартный цилиндрический баллон без особого ущерба свободному пространству ставится в глубину багажника, за спинку задних сидений. Для хэтчбеков и универсалов используют тороидальные баллоны, которые ставятся в нишу «запаски». Есть варианты и с двумя небольшими «боковыми» баллонами, размещаемыми по разным сторонам багажного отделения.
Сколько времени занимает заправка баллона?
Приблизительно от 4 до 7 мин.
На сколько хватает баллона?
В зависимости от объема двигателя, режима езды, емкости баллона – от 200 до 400 км.
Где заправляться?
Газозаправочных станций значительно меньше, чем обычных АЗС. Но все же они есть. Например, в Петербурге 9 таких станций: они располагаются ближе к окраинам. Такие же станции есть почти во всех районных центрах Ленобласти.
Кто производит газобаллонное оборудование и сколько оно стоит?
Сейчас на рынке царствуют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo, Lovato, Marini, Tartarini, Zavoli и др. Есть на рынке и продукция турецких (Voltran), венгерских (Kargas, Longas) и польских (Elpigas) фирм. Активно работают российские производители – такие, как «Компрессор», НЗГА, «Полиавто» и «САГА».
Цены на газобаллонное оборудование начинаются от 6 000 руб. за простые системы для карбюраторных машин. Сложная, электронная система с распределенным впрыском газа, с большим количеством дополнительных блоков и датчиков, может обойтись в районе 30 000-40 000 руб. и выше. Как правило, система для трех-семилетней инжекторной иномарки стоит 12 000-20 000 руб. плюс от 3000 до 7 000 руб. за установку.
Можно ли снять газовое оборудование, вернув «все как было», без ущерба для автомобиля?
Можно. Но демонтаж, особенно электронных систем, требует квалификации. Поэтому, если есть желание отказаться от газа, то разумнее снять только баллон, что несложно сделать самому. Аппаратура же под капотом и магистрали не помешают, и их можно не снимать. А то вдруг опять надо будет ставить.
Насколько опасно ездить на газе?
Сейчас техника, конечно, продвинулась вперед. Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии и систему пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители, снижающие взрывоопасность. Как утверждают производители, сейчас машины с ГБО не опаснее бензиновых.
Однако у автомобиля с газобаллонным оборудованием, особенно при аварии, больше риски возгорания и взрыва.
Верно ли, что в машине на газу ужасно пахнет?
Чем качественнее уплотнения в клапанах, вентиле, магистралях, редукторе-испарителе и смесителе – тем меньше выхлоп. Современные исправные системы почти не распространяют запаха. Но все-таки, в багажнике, где стоит баллон, или под капотом, больше или меньше, но пахнет всегда.
Можно ли курить в машине с ГБО?
Можно, только осторожно. Ремнем лучше не пристегиваться – вдруг придется выпрыгивать… А если серьезно, то при несильном запахе газа зажженная сигарета в салоне прямой опасности не представляет. Вспомним-ка «газовые такси» 80-х годов, где пассажиры просто задыхались от вони, а таксисты при этом смолили вовсю, и нигде не слышно было, чтоб кто-нибудь взлетел на воздух.
Сколько конкретно можно сэкономить, если ездить на газе?
Посмотрим цены на топливо. На момент написания материала, средняя цена 1 л 92-го бензина в Петербурге составляла 18 руб., 95-го – 21 руб. За 1 л сжиженного газа на ГЗС просили 10 руб. 50 коп.
Возьмем теперь «среднестатистическую» машину, расходующую 12 л бензина на 100 км (с учетом городского цикла). Газа она «съест» больше – примерно 14.5 л. Таким образом, за 100 км пути на 92-м бензине придется выложить 216 руб., на 95-м – 252, а на газе – 152 руб. 25 коп.
Отсюда получаем экономию: 63 руб. 75 коп. на 100 км на 92-м бензине и 99 руб. 75 коп. – на 95-м. Из чего следует, что система за 20 000 руб. с установкой окупит себя через 20 050 км пробега для 95-го бензина, а для 92-го – через 31 372 км.
Каков срок службы газовой аппаратуры?
Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. Но вот различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в 2-3 года, а возможно, и чаще.
Нужно ли специальное ТО для газового оборудования?
Нужно. У автомобилей с ГБО раз в полгода на станции, имеющий сертификат на такие работы, делается осмотр системы на предмет утечек. Если система электронная, то проводится и диагностика блока. Обязательно проверяются баллоны: первая проверка делается через 10 мес. со дня продажи, а затем – каждый год-два (согласно обозначенной в талоне дате).
Как проходят техосмотр машины с газобаллонным оборудованием?
Для прохождения техосмотра для автомобиля с ГБО нужно иметь дополнительные документы. Это свидетельство о проверке баллона; документ об установке, выданный станцией; копия лицензии станции-установщика. Если ГБО куплено самостоятельно, то нужна будет и копия сертификата на оборудование. Все эти документы рекомендуется всегда возить с собой.
Источник https://auto.kombat.com.ua/remont-tehobsluzhivanie-avtomobilya-s-gbo-vozmozhnyie-neispravnosti-oborudovaniya/
Источник https://propan-metan.ru/ustrojstvo-gbo/chto-vhodit-v-obsluzhivanie-gbo.html
Источник https://www.kolesa.ru/article/111-technosphere-propane-2006-12-20
Источник