Основные части автомобиля и их назначение
Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:
- Двигатель;
- Кузов;
- Шасси;
- Электрооборудование.
Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.
Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.
Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова .
Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.
- Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, тем самым, позволяя изменять крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса обычно состоит из таких механизмов: сцепление , коробка передач , карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
- Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, переднего и заднего мостов, подвески (рессоры и амортизаторы), колес и шин. Подробнее о видах и типах подвесок автомобилей .
- Механизм управления автомобилем состоит из рулевого управления и тормозной системы ( с барабанными и дисковыми тормозами ). Он позволяет изменять направление и скорость движения автомобиля, останавливать его и удерживать на месте.
Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.
Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)
Основной элемент авто. Функция – приводит авто в движение.
Машины оснащают бензиновыми, дизельными моторами и электродвигателями.
ДВС, работающие на бензине или дизеле, состоят из: блока и головок цилиндров, распредвала, выхлопной системы, впускной системы (для подачи воздуха), карбюратора, инжектора.
Шасси автомобиля
Шасси автомобиля – это целая система, объединяющая в себе механизмы, которые передают энергию двигателя к ведущим колесам. Шасси состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Задачей трансмиссии является передача энергии от двигателя к колесам. Трансмиссия состоит из коробки передач (бывает механической и автоматической – с автоматическим переключением передач без участия водителя), сцепления, полуоси и дифференциала.
Трансмиссия
Отвечает за передачу крутящего момента от ДВС к колесам.
В легковых авто к трансмиссии относится коробка переключения передач (КПП), дифференциал. В полноприводных мощных автомобилях трансмиссионная система также состоит из раздаточной коробки и полноприводной системы.
На машины устанавливают механические (МКПП), автоматические (АКПП), механические автоматизированные коробки, вариаторы.
Коробка передач состоит из:
- Картера;
- первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
- дополнительного вала и шестерни заднего хода;
- синхронизаторов;
- механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
- рычага переключения.
Ходовая часть
Основная функция – смягчение ударов при движении авто по кочкам, ямам, обеспечение комфорта.
Ходовая часть включает: переднюю / заднюю подвеску, колеса. Система подвески включает: амортизаторы, пружины, рычаги, сайлент-блоки, втулки. К передней подвеске также необходимо добавить рулевые тяги и шрусы.
Современные модели мощных легковых авто оснащают независимой передней / задней подвеской. В независимом типе ходовой части колеса крепятся по отдельности. Это позволяет достигнуть максимального комфорта в процессе движения по неровному дорожному покрытию.
Механизмы управления
Эти устройства состоят из рулевого управления, которое связано с передними колесами рулевым приводом и тормозами. В большинстве современных авто применяются бортовые компьютеры, сами контролирующие управление в ряде случаев, и даже вносящие нужные изменения.
Здесь же отметим такую важную часть, как то, из чего состоит колесо автомобиля. Без него машина бы просто не состоялась. Это поистине одно из самых великих изобретений состоит здесь из двух составляющих: шины из резины, которая бывает камерной и бескамерной, и диска из металла.
Рулевое управление
Отвечает за маневренность и поворот авто. Поворот руля осуществляется рулевой рейкой.
Устройство рулевого управления:
- поперечная тяга;
- нижний рычаг;
- поворотная цапфа;
- верхний рычаг;
- продольная тяга;
- сошка рулевого привода;
- рулевая передача;
- рулевой вал;
- рулевое колесо.
Тормозная система
Отвечает за безопасность. Благодаря работе тормозов машина останавливается. Система торможения состоит из: тормозных дисков, колодок, суппортов, цилиндров, контуров.
Чем выше мощность ДВС, тем мощнее должна быть тормозная система.
Работа мотора
Чтобы лучше понять принцип работы, нужно в деталях разобрать, из чего состоит двигатель автомобиля.
Корпусом является блок цилиндров. Внутри него находятся каналы, охлаждающие и смазывающие мотор.
Поршень — это не что иное, как пустотелый металлический стакан, наверху которого находятся канавки колец.
Поршневые кольца, расположенные внизу, маслосъемные, а наверху — компрессионные. Последние обеспечивают хорошее сжатие и компрессию воздушно-топливной смеси. Их применяют как для достижения герметичности камеры сгорания, так и в качестве уплотнителей для предотвращения попадания туда масла.
Кривошипно-шатунный механизм ответственен за возвратно-поступательную энергию движения поршней на коленчатый вал.
Итак, понимая из чего состоит автомобиль, в частности, его двигатель, разберемся в принципе работы. Топливо сперва попадает в камеру сгорания, перемешивается там с воздухом, свеча зажигания (в бензиновом и газовом вариантах) выдает искру, воспламеняя смесь, или же смесь воспламеняется сама (в дизельном варианте) под действием давления и температуры. Сформированные газы заставляют поршень двинуться вниз, передавая движение коленчатому валу, из-за чего он начинает вращать трансмиссию, где движение передается колесам передней, задней оси или обеим сразу, в зависимости от привода. Немного позже коснемся и того, из чего состоит колесо автомобиля. Но обо всем по порядку.
Салон автомобиля или зона комфорта
Салон современного автомобиля обладает высоким уровнем комфорта, за счет множества систем автомобиля. Устройство кондиционирования обеспечивает создание комфортного микроклимата в салоне автомобиля в независимости от погоды на улице. На некоторых моделях автотранспорта установлен многозонный климат контроль, который организовывает микроклимат для каждого отдельного пассажира.
Сиденья автомобиля стало иметь множество регулировок, так что любой водитель или пассажир может настроить сиденья под себя для комфортной посадки. А также в сиденьях имеются функции подогрева, охлаждения и даже массажа. Многие автомобили на данный момент оборудуются датчиками света и дождя, что, несомненно, создает комфорт водителю.
И не стоит забывать о вспомогательных системах: парковочный радар, обзорные камеры по периметру автомобиля, помощник при парковке. Мультимедийные устройства позволяют не только прослушивать аудио-файлы, но и также просматривать видео и имеют выход в интернет, во многих системах установлен bluetooth, что позволяет производить общение по телефону с помощью мультимедиа, не отвлекаясь от управления транспортным средством.
Электрооборудование
Одна из наиболее сложных систем легковых авто с множеством самых разных элементов и соединяющих их проводов, опутывающих весь корпус автомобиля, – это электрооборудование, которое служит для обеспечения электроэнергией всех электротехнических устройств и электронной системы. Электрооборудование включает в себя следующие устройства и системы:
- аккумуляторную батарею;
- генератор;
- систему зажигания;
- световую оптику и систему освещения салона;
- приводы электродвигателей вентиляторов, стеклоочистителей, стеклоподъёмников и других устройств;
- обогрев стёкол и салона;
- всю электронику автоматической коробки передач, бортового компьютера и защитных систем (ABS, SRS), управления двигателем и других;
- гидроусилитель руля;
- противоугонную сигнализацию;
- звуковой сигнал.
Это неполный перечень устройств, входящих в электрооборудование авто и потребляющих электроэнергию.
Устройство кузова автомобиля и всех его составных частей необходимо знать каждому водителю, чтобы поддерживать машину всегда в исправном состоянии.
Назначение и требования
Если двигатель называют сердцем автомобиля, то кузов – это его оболочка или тело. Как бы то ни было, именно кузов является самым дорогим элементом машины. Основное его назначение – это защита пассажиров и внутренних компонентов от воздействия окружающей среды, размещение посадочных мест и прочих элементов.
Кузов автомобиля
Как к важному конструктивному элементу к кузову предъявляются определенные требования, среди которых:
- стойкость к коррозии и долговечность;
- сравнительно небольшая масса;
- необходимая жесткость;
- оптимальная форма, чтобы обеспечить ремонт и обслуживание всех агрегатов автомобиля, удобство погрузки багажа;
- обеспечение необходимого уровня комфорта для пассажиров и водителя;
- обеспечение определенного уровня пассивной безопасности при столкновении;
- соответствие современным стандартам и тенденциям в дизайне.
Основные типы
Прежде чем разобрать, из чего состоит кузов легкового автомобиля, нужно выделить основные типы его исполнения. Легковые машины серийного производства выпускаются в таких основных типах:
- седан;
- хетчбэк;
- универсал.
Есть и другие типы, но эти три являются основными и наиболее распространенными.
Кузов типа седан являются самыми популярным. Серийный седан имеет четыре двери для пассажиров, моторный отсек и багажный. Такой тип кузова является наиболее оптимальным для перевозки пассажиров и небольшого багажа.
Хетчбэк представляет собой машину с двумя дверями для пассажиров, моторный отсек и багажное отделение, не разделенное с салоном. Такой тип имеет ограничения по перевозимому грузу, а также не очень удобен для перевозки пассажиров. Однако такое исполнение имеет свои преимущества. Автомобили в таком типе кузова имеют более низкий вес и размеры, что положительно сказывается на его экономичности относительно расхода топлива.
Легковые машины в кузове универсал рассчитаны на усиленные нагрузки. Багажное отделение таких машин отличается увеличенным объемом, что не мешает оставаться салону в полноценном размере. Устройство универсала дает возможность еще больше расширить багажное отделение за счет складывания задних пассажирских сидений.
Материал и технология изготовления
Кузов современного легкового автомобиля изготавливается из высокопрочной стали, которая проходит несколько этапов обработки. Небольшая толщина используемого металла позволяет намного уменьшить общий вес машины, что положительно сказывается на его динамике и экономичности. Несмотря на маленькую толщину стали, конструкция кузова рассчитана таким образом, что он является одновременно и легким, и прочным.
На большинстве современных авто кузовные детали скрепляются между собой точечной сваркой. Это позволяет обеспечить надежность соединения элементов и уменьшить количество кромок и острых углов, которые наиболее уязвимы по отношению к коррозии. В перспективе автомобильная промышленность будет применять лазерное сваривание деталей. Такой подход сводит к минимуму наличие выпуклостей и впадин на швах, а конструкция кузова станет более простой и надежной.
Общее устройство кузова
Чтобы разобраться, из чего состоит кузов легкового автомобиля, следует рассмотреть основные детали, которые входят в его устройство. Для более простого понимания, устройство кузова автомобиля можно условно разделить на три отсека. Из чего же состоит кузов? Общая схема расположения частей следующая:
- моторная зона – предназначена для расположения силового агрегата и дополнительно выполняет функцию пассивной безопасности автомобиля;
- пассажирская часть – нужна для размещения пассажиров и органов управления автомобилем;
- багажный отсек – используется для багажа;
Рассмотрим, из чего состоит каждый из этих элементов более подробно.
Моторная часть состоит из следующих основных деталей:
- передние верхняя и нижняя поперечины;
- фронтальные лонжероны;
- нижняя поперечина для расположения двигателя.
Схема моторного отсека устроена таким образом, что при столкновениях энергию удара принимают на себя лонжероны и передняя балка. Деформируясь, они уменьшают нагрузку на пассажирский отсек. Такая конструкция повышает шансы водителя и пассажиров уберечься от травм в ДТП.
Схема расположения деталей пассажирского отсека легкового авто следующая:
- нижняя передняя балка под лобовым окном;
- передняя и задняя поперечины крыши;
- боковой лонжерон крыши;
- передние, боковые и задние стойки;
- пороги;
- днище;
- усиливающие конструкции днища.
В других источниках названия деталей кузова могут незначительно отличаться, однако сути дела это не меняет. Приведенная схема позволяет в общих чертах разобраться, из чего состоит кузов и каково его устройство.
Все части пассажирского отсека легкового авто имеют необходимую жесткость, которая обеспечивает надежное крепление облицовочных и функциональных деталей. Помимо этого устройство пассажирской части делается таким образом, чтобы обеспечить максимальную пассивную защиту в случае боковых столкновений.
Багажный отсек легкового авто состоит из задней панели и крыльев. Схема этого отделения разработана таким образом, что его устройство позволяет выдерживать нагрузки от полезного багажа, а также обеспечить пассивную безопасность в случае ударов в заднюю часть автомобиля.
Устройство кузова легковых машин зависит от модели, производителя и других деталей. Однако в большинстве серийно выпускаемых машин схема расположения кузовных деталей примерно одинакова. Резкое отличие имеют только спортивные автомобили и прототипы концептуально новых моделей, произведенных в количестве нескольких единиц. Кузов таких машин может иметь иную конструкцию.
Компоновка кузовов
Несущая часть автомобиля может состоять из рамы и кузова, только кузова или быть комбинированной. Кузов, который выполняет функции несущей части, так и называется несущим. Именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях.
Также кузов может быть выполнен в трех объемах:
- однообъемный;
- двухобъемный;
- трехобъемный.
Однообъемный выполняется как цельный корпус, который объединяет отделение для двигателя, пассажирский салон и багажный отсек. Такая компоновка соответствует пассажирским (автобусы, микроавтобусы) и грузопассажирским автомобилям.
Двухобъемный имеет две зоны пространства. Пассажирский салон, объединенный с багажником, и моторный отсек. К такой компоновке относятся хэтчбек, универсал и кроссовер.
Трехобъемный состоит из трех отсеков: пассажирского, отсека для двигателя и багажного отделения. Это классическая компоновка, которой соответствуют седаны.
Компоновка кузовов
Жесткость
Жесткость – это свойство кузова автомобиля сопротивляться динамическим и статистическим нагрузкам в процессе эксплуатации. Она напрямую влияет на управляемость.
Чем выше жесткость, тем лучше управляемость автомобиля.
Жесткость зависит от типа кузова, общей геометрии, количества дверей, размера машины и окон. Большую роль также играет крепление и положение лобового и заднего стекол. Они могут увеличить жесткость на 20-40%. Для большего увеличения жесткости устанавливаются различные распорки-усилители.
Наиболее устойчивыми считаются хэтчбеки, купе и седаны. Как правило, это трехобъемная компоновка, которая имеет дополнительные перегородки между багажным отделением и двигателем. Недостаточную жесткость показывают кузова типа универсал, пассажирский, микроавтобус.
Есть два параметра жесткости – на изгиб и на кручение. На кручение проверяют сопротивление при давлении в противоположных точках относительно его продольной оси, например, при диагональном вывешивании. Как уже было сказано, современные автомобили имеют цельный несущий кузов. В таких конструкциях жесткость обеспечивается главным образом за счет лонжеронов, поперечных и продольных балок.
Алюминиевый кузов
Современные конструкторы постоянно ищут способы снижения массы без потери жесткости и прочности. Одним из перспективных материалов является алюминий. Масса алюминиевых деталей в 2005 году в европейских автомобилях составила 130 кг.
Сейчас активно применяется материал пеноалюминий. Это очень легкий и одновременно жесткий материал, который хорошо поглощает удар при столкновении. Пенистая структура обеспечивает высокую термостойкость и шумоизоляцию. Минусом данного материала является его высокая стоимость, примерно на 20% дороже традиционных аналогов. Широко применяют алюминиевые сплавы концерны «Ауди» и «Мерседес». Например, за счет таких сплавов удалось значительно снизить массу кузова Ауди А8. Она составляет всего 810 кг.
Алюминиевый кузов Audi A8
Кроме алюминия рассматриваются пластиковые материалы. Например, инновационный сплав «Fibropur», который по жесткости практически не уступает стальным листам.
Кузов является одним из важнейших конструктивных компонентов любого автомобиля. От него во многом зависит масса, управляемость и безопасность транспортного средства. Качество и толщина материалов сказывается на долговечности и устойчивости к коррозии. Современные автопроизводители все чаще применяют углепластик или алюминий, чтобы снизить массу конструкции. Главное, чтобы кузов смог обеспечить максимально возможную безопасность для пассажиров и водителя в случае столкновения.
Подробное устройство автомобиля для начинающих
Каждому владельцу машины должно быть известно общее устройство автомобиля. Знания дадут возможность раскрыть принцип функционирования современного транспортного средства и его строение. Одним словом, узнать всё о машинах.
Рама и кузов
Как и человек, машина имеет собственный скелет — каркас. На нём держатся все навесные системы и элементы. Правильнее называть его остовом или несущей системой. Она, в свою очередь, бывает рамной или безрамной, рамно-кузовной. Главное предназначение остова — крепить, держать все основные агрегаты и системы автомобиля, воспринимать нагрузки при движении.
В основе рамного строения автомобиля лежит жёсткая стержневая схема — рама. На неё крепят все основные узлы автомобиля, включая и сам кузов. Подобная конструкция характерна для тракторов, грузовых автомобилей и некоторых крупных внедорожников. Рама должна быть очень прочной, но одновременно лёгкой и технологичной.
Основными деталями такого шасси являются две или более (зависит от конструкции авто) продольно расположенные балки, соединённые поперечинами. Это и есть лонжероны, которые так часто вызывают интерес новичков. Наибольшее распространение получили клепаные рамы, простые в изготовлении и более технологичные. С другой стороны, они не подходят для тяжёлых автомобилей. Здесь целесообразнее использовать цельносварные рамы. А при мелкосерийном производстве некоторых авто применяют болтовое соединение. Сам кузов крепится на раму с помощью особых кронштейнов на болтах с толстыми резиновыми прокладками, уменьшающими вибрации.
Безрамный кузов сам является опорой, несущей составляющей. Изготавливать его, обслуживать и ремонтировать гораздо сложнее. Несмотря на это они вытеснили рамы, стали повсеместно применяться в создании современных легковых авто. В первую очередь из-за меньшей массы и превосходной устойчивости за счёт низкого центра тяжести. К тому же по безопасности безрамная конструкция лучше всех остальных систем. Первый в мире автомобиль с такой системой — Lancia Lambda 1922 года выпуска.
Часто несущий кузов сравнивают со скорлупой яйца. Как известно, его очень трудно сломать продольно, так как вся сила не концентрируется в одном месте, а рассеивается по всей площади. Так и целиком безрамная или рамно-несущая конструкция автомобиля, состоящая из множества панелей, приваренных между собой, образует прочную единую конструкцию. Примечательно, что даже стёкла такого кузова берут определённую часть нагрузки и влияют на общую жёсткость.
Кузова принято различать и по основным типам. Например, легковые автомобили выпускаются в виде седана, хэтчбека или универсала. Существуют и другие разновидности, но они не столь распространены. Наиболее популярен седан, который разделён конструктивно на три части: моторный отсек, салон и багажник. А вот хэтчбек не имеет отдельного багажного отсека. Последний соединён с салоном, что вызывает определённые неудобства. Зато хэтчбек компактнее седана и легче, что положительно сказывается на расходе горючего и маневренности. Универсал же рассчитан на высокие нагрузки, оснащён багажником огромных размеров. Такой кузов у всех современных внедорожников.
Кузов делают из высокопрочной стали, проходящей несколько этапов обработки. Как правило, стараются использовать тонкие листы металла, чтобы уменьшить общую массу автомобиля.
Панели крепятся между собой точечной сваркой. Это пока что лучшая технология скрепления, так как надёжна и позволяет уменьшить количество кромок и острых углов, наиболее чувствительных к ржавлению.
Кузов автомобиля состоит из:
- зоны мотора и дополнительных систем с поперечинами и фронтальными лонжеронами;
- пассажирского салона или кабинки с днищем, порогами, стойками и лонжеронами;
- багажника с задней панелью и крыльями.
Двигатель
Устройство автомобиля невозможно представить без главного источника механической энергии, приводящего его в движение. Пока наиболее распространены двигатели внутреннего сгорания, хотя постепенно и вытесняются гибридными и электрическими разновидностями.
В каждом ДВС имеются цилиндры и поршни. В них происходит преобразование тепловой энергии, выделяемой при сжигании топлива. Данный процесс повторяется несколько сотен раз в минуту, чтобы обеспечить непрерывное и быстрое вращение коленвала. Последний передаёт крутящий момент дальше, непосредственно на приводы колёс.
Более всего распространены четырёхтактные моторы. Они названы так из-за 4-х основных процессов или тактов, происходящих в цилиндрах за один ход поршня. Сначала происходит впуск топливно-воздушной смеси в камеру сгорания, затем сжатие горючего, потом воспламенение посредством подачи искры свечой и выпуск отработанных газов. В процессе этих четырёх тактов образуется рабочий ход или крутящий момент, передаваемый через шатун на коленвал.
Виды двигателей и их отличия
Все поршневые ДВС отличаются по типу впрыска. Не так давно были популярными и карбюраторные типы зажигания, но они уступили место инжекторным или впрысковым системам.
В устройстве автомобиля для чайников инжекторные двигатели классифицируются по типу впрыска упрощённо:
-
или моноинжектор — применяется всего одна общая форсунка для всех цилиндров;
- распределённый впрыск — каждый цилиндр двигателя имеет отдельную форсунку;
- непосредственный впрыск — топливо и воздух подаются в камеру отдельно, а форсунки ставятся не над впускными клапанами, а прямо в цилиндрах.
Силовые установки принято различать по типу питания:
- бензиновые;
- дизельные.
- рядные — все цилиндры (количество 4 или 6) расположены на одной линии;
- V-образные — цилиндры (количество 4, 6 или 8) находятся в двух плоскостях;
- оппозитные — с противоположным расположением цилиндров и поршней.
Известны также движки типа VR (Mitsubishi Galant), особенностью которых является малый угол развала. Такой мотор меньше в длину и ширину, чем обычные V-6 или V-8. Ещё один редкий агрегат внутреннего сгорания — W12. Здесь цилиндры располагаются сразу в три ряда.
Помимо поршневых двигателей, сегодня постепенно входят в моду и другие виды агрегатов:
- роторный на бензине — здесь поршней в цилиндрах нет, а главным элементом является ротор, вращающийся по заданной траектории;
- гибридный — сочетает поршневой и электрический тип моторов, работает по принципу экономии горючего.
Трансмиссия
Связующее звено между двигателем и колёсами называется трансмиссией. Этот незаменимый проводник выполняет несколько функций в автомобиле:
- передаёт крутящий момент на ведущую ось;
- изменяет вращение и распределяет его по колёсам.
Современные трансмиссии бывают разного типа: классические, электрические, гидрообъёмные, гибридные. Конструкция включает ведущий и зависимый мосты. Различают передний, задний или полный привод на все четыре колеса.
Сцепление
По-другому — муфта. Она служит для короткого разъединения мотора с коробкой передач и плавного их соединения во время переключения скоростей. Также сцепление защищает детали от чрезмерных нагрузок при резких торможениях или ускорениях.
Стандартное однодисковое сцепление включает корзину, вилку, подшипник и диск с феродо. Механизм приводится в действие от троса, проложенного от педали в салоне до вилки включения.
Механическая КПП
Механизм для ступенчатого изменения передаточного числа. Выбор скорости на МКПП осуществляется вручную, водителем автомобиля. Основная функциональная составляющая такой коробки реализуется за счёт механических устройств, поэтому она так и названа.
Различают двухвальные и трёхвальные коробки. Здесь есть главный, второстепенный и промежуточный валы. Для безударного и комфортного переключения скоростей предусмотрены синхронизаторы. Образец двухвальной КПП установлен на Ваз 2104, 2105, 2109.
Автоматическая КПП
Новый вид трансмиссии, которая бывает нескольких типов:
- классическая;
- полумеханическая DSG;
- роботизированная;
- вариаторная CVT.
Автоматическая коробка позволяет максимально плавно переключать скорости, сохраняя целостность сцепления длительное время. За счёт этого АКПП может адаптироваться под разный стиль вождения. А варианты с возможностью ручного переключения дают машине отличную динамику.
Устройство автомата довольно сложное. Состоит он из гидроблока, планетарных механизмов, фрикционов и других, не менее важных элементов. Особые функции здесь выполняют разнообразные датчики.
Управление автоматической коробкой осуществляется посредством селектора. Рабочие режимы зависят от выбранного положения: P, N, R, D. На внедорожниках с большим числом диапазонов работы используются дополнительные режимы: S, L, OFF и т. д. Также имеются отдельные кнопки типа Snow, Shift, Sport. Они характеризуют работу автомата в зависимости от внешних условий.
Колеса и подвеска
Автомобильная подвеска — это система, включающая несколько узлов и элементов. Именно она обеспечивает связь между кузовом и колёсными приводами. Но основная её задача — снижать вибрации, удары и толчки, которые неизбежны во время передвижения автомобиля, особенно по неровным дорожным покрытиям. Одновременно ходовая часть обеспечивает непрерывный контакт колёс с асфальтом, эффективно передаёт ведущее усилие и контролирует тормоза.
Подвеска имеет сложную конструкцию, несмотря на кажущуюся простоту. Она состоит из следующих частей:
- рессор, пружин или пневмоэлементов;
- амортизаторов;
- поперечных и реактивных тяг, а в спорткарах ещё и рокеров;
- стабилизаторов;
- сайлент-блоков, втулок;
- ограничителей хода;
- гранаток;
- шаровых.
Классифицируются современные автомобильные подвески на три основных типа:
- зависимые — когда противоположные колёса жёстко связаны между собой балкой или мостом;
- полузависимые — колёса тоже связаны, но имеется небольшое перемещение за счёт упругой П-образной балки;
- независимые — с использованием рычагов и возможностью колёс менять своё вертикальное положение относительно друг друга.
Зависимая подвеска проста и надёжна, но плохо управляется, на высоких скоростях менее комфортна. А вот независимый вариант отличается превосходной управляемостью и высоким удобством, но менее надёжен при эксплуатации. Промежуточное решение — использование полузависимой ходовой, чаще устанавливаемой сзади на бюджетные модели авто.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
- удержания машины на спусках;
- аварийного торможения в чрезвычайных случаях.
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
- главный тормоз — не меньше 5,8 м/с2;
- аварийный и ручной — 2,75 м/с2.
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Электрооборудование и системы помощи водителю
Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.
Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.
К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
На многих автомобилях в тормозной привод встраивается ABS. Эта конструкция с несколькими датчиками, модуляторами и блоком управления призвана предотвращать блокировку и скольжение колёс во время торможения. АБС позволяет управлять траекторией автомобиля, обеспечивая равномерное и прямолинейное торможение.
Система отлично помогает в освоении тонкостей водительского мастерства, предназначена в первую очередь для новичков. Опытному шофёру, знакомому с экстремальным типом вождения не понаслышке, АБС позволяет расслабиться.
Такая же активная система безопасности, ставшая в наше время неизменной частью комплектации автомобиля. Это важнейшее дополнение, помогающее улучшить курсовую устойчивость вкупе с ABS и EBD.
Подробнее о функциях ESP:
- не допускает резких и опасных рывков руля во время заноса;
- распределяет тормозное усилие в процентном отношении на каждое колесо, в зависимости от условий;
- увеличивает или уменьшает обороты мотора;
- контролирует угловую скорость и поперечное ускорение в начале заноса.
ESP оснащена множеством датчиков, расположенных почти на всех органах управления авто.
Системы помощи при парковке
Они разнообразны, получили широкое распространение в последние годы.
К ним относятся:
- передний и задний парктроники;
- камеры кругового и заднего обзора;
- ассистенты.
В автошколе начинающего автомобилиста специально не знакомят с этими системами, чтобы научить парковать машину по зеркалам. Тем не менее почти все современные автомобили оборудуются помощниками, особенно задним парковочным радаром, так как это повышает комфорт управления.
Задний парктроник состоит из датчиков, блока управления, монитора и звукового динамика. Он начинает работать после включения задней передачи, контролируя расстояние до ближайшего препятствия.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
Это дальнейшее развитие системы круиз-контроля, поддерживающей заданную постоянную скорость движения. ACC устанавливается многими автопроизводителями: Mitsubishi, Toyota, Volkswagen, BMW. В неё входит управляющий блок, исполнительные устройства и датчик, определяющий расстояние. Последний называют лидаром.
Контролёр получает информацию от датчиков. Благодаря встроенному программному обеспечению происходит сравнение параметров со стандартными значениями. Адаптивный круиз-контроль работает в диапазоне скоростей от 0 до 200 км/ч. Некоторые модели оснащаются дополнительными подсистемами, оказывающими воздействие на тормоз и пуск двигателя.
Противоугонная система
Данное устройство представляет собой группу технических средств, монтируемых на автомобили с целью защиты их от угона и несанкционированного использования.
Современные противоугонные комплексы — это:
- автосигнализация;
- блокирующие системы;
- противодействующие устройства.
Сигналки различаются по типу информирования:
- акустические — сирена;
- радио — передача радиосигнала;
- универсальные — комбинация сирены и радио.
Блокирующие комплексы или иммобилайзеры бывают контактными и бесконтактными. Они имеют возможность блокировать важные агрегаты автомобиля — двигатель, коробку передач, руль, тормоз.
Наконец, противодействующие устройства предназначены для прямого физического воздействия на злоумышленника, например, посредством электрошокера или слезоточивого газа, громкого шума.
Устройство автомобиля для начинающих представленными выше системами не ограничивается. Но основные узлы и агрегаты были частично рассмотрены.
Устройство автомобиля
Перегрев двигателя: как сохранить мотор автомобиля?
В статье рассмотрены причины и признаки перегрева двигателя, разобраны степени и первые действия при повышении температуры, а также даны советы и рекомендации о том, как правильно ухаживать за мотором автомобиля, чтобы предотвратить его поломку.
Почему современные моторы ломаются чаще старых атмосферников
Развитие технологий и техники почему-то не сказывается на надежности моторов. Почему так происходит мы сейчас выясним.
Сложная техническая конструкция
Требования к экологичности моторов и расходу топлива с каждым годом все больше ужесточаются, поэтому моторы постоянно усложняют, чтобы они стали более экономичными и соответствовали новым топливным стандартам.
Как сделать акустику в машине лучше, чем она была изначально
Не нравится акустика в машине? Недовольны воспроизведением штатной аудиосистемы в салоне? Такое бывает и не раз. Особенно это коснулось собственников легковых авто, купленных по средней цене. Стоимость таких машин колеблется от 500 тыс. до миллиона рублей.
Ремень ГРМ или цепь — что лучше для вашего автомобиля?
Каждый водитель наверняка хоть раз задавался вопросом, что лучше выбрать — ремень ГРМ или цепь. Этот вопрос один из самых популярных, сродни спору о механике и автомате. Многие производители автомобилей все чаще отдают предпочтение ремню. Его ставят на Фольксвагены, Тойты и Опели с моторами V8 и V6.
Однако в народе споры не утихают. В нашем материале мы постараемся расставить все точки над и, разобраться во всех «за» и «против» касательно наиболее приемлемого варианта привода распределительного вала.
Все еще мечтаете о больших колесах?
Мы провожаем взглядом автомобили, украшенные большими колёсами. Огромный радиус дисков выглядит внушительно, даже устрашающе. Всем очевидно – на дороге хищник. Однако знайте: это бывает практично. Насколько хороши крупные колёса, рассмотрим поподробнее.
Приобретая новенького «коня», многие на минутку задумываются, может, им установить диски на автомобиль большего посадочного размера. В перечне сервисных услуг имеется возможность установки на пару дюймов больший радиус. Однако и систему тормозов придётся поменять. Для адекватной работы тормозов, надо доработать длину тормозных трубок и шлангов.
Все, что вы хотели знать о тормозной жидкости: виды, составы, выбор, проверка уровня, замена и другие нюансы
Тормозная жидкость – это одна из важнейших жидкостей автомобиля. От её качества зависит не только работа автомобильной тормозной системы, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозная жидкость мгновенно передаёт усилие от одного главного тормозного цилиндра к четырём тормозным цилиндрам колёс.
В тормозной системе задействована жидкость из-за того, что она хорошо проводит давление, так как несжимаема. Казалось бы, нужно взять воду, но физические процессы в автомобиле не позволяют этого сделать. Здесь переходит энергия движения в тепловую энергию. Цилиндры подвергаются сильному нагреву, жидкость закипает и какая-то её часть переходит в пар. Но пар может сжиматься, поэтому такой переход жидкости в газообразное состояние недопустим. Вывод: чем выше температура кипения жидкости в тормозной системе, тем ниже вероятность отказа тормозов.
Ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109 (Солекс) для разгона
Ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109, (в данном случае «Солекс») — дополнительная механическая топливоподающая система, которая обеспечивает принудительную подачу бензина во время открытия дроссельных заслонок. Ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109 не зависит от расхода воздуха через диффузоры.
Для чего необходима вспомогательная топливоподающая система? Все дело в том, что в первую секунду, после резкого нажатия на педаль газа, к цилиндрам доходит лишь часть поданной карбюратором топливной смеси. Ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109 обеспечивает необходимое количество горючей смеси в цилиндрах уже на первой секунде разгона.
Игольчатый и электромагнитный клапаны карбюратора ВАЗ 2109
«Самара» (ВАЗ 2109), сама по себе – машина выносливая и надёжная. И если что-то «летит», то обычно это результат экстремальных температур, или неправильной эксплуатации. Но, время не щадит никого, даже автомобили. Потому, однажды она может просто не завестись. И причина такой неисправности может оказаться вовсе не в двигателе, или зажигании. Часто к подобным поломкам приводит выход из строя клапанов.
Проверка и ремонт клапанов
Проверка клапанов – обязательный процесс при диагностике автомобиля. Она поможет отсеять часть вариантов причин неисправности.
Часто так бывает, что игольчатый клапан карбюратора ВАЗ 2109 иногда может просто «залипать». И это становится причиной проблем. Если игольчатый клапан подачи топлива неисправен, его следует прочистить, либо заменить.
Большой расход топлива ВАЗ 2109 (карбюратор), что делать?
Есть масса различных проблем с карбюраторами на «ВАЗах». И один из них — большой расход топлива ВАЗ 2109 (карбюратор).
Уж если так сложилось, что вы обнаружили такую проблему в работе вашего автомобиля, то это означает, что требуется регулировка карбюратора ВАЗ 2109.
В сети есть несколько хороших видео с рекомендациями на эту тему. Вот некоторые из них:
Зачем в машине одометр?
Если отвечать кратко на вопрос, что такое одометр в автомобиле, то можно сказать, что это небольшое устройство в автомобиле, которое фиксирует пробег, или километрах машины. Одометры могут быть электронными и механическими, и в зависимости от этого у них различается разный принцип работы.
Принцип работы механического одометра
Как делается ремонт карбюратора ВАЗ 2109
Уж так сложилось в нашем государстве, что благодаря ценовой и налоговой политике, автомобиль зарубежного производства, а главное – высокого качества, себе позволить может далеко не каждый.
Те же проблемы связаны и с заменой запчастей. Если купить подержанный автомобиль могут многие наши сограждане, то вот с ремонтом и заменой агрегатов и отдельных систем, могут возникать сложности. Но наших людей это редко останавливало.
Принцип работы и схема карбюратора ВАЗ 2109
Ранее мы уже поднимали тему карбюраторов для этого популярного российского автомобиля ВАЗ 2109. Они просты по своей конструкции, и большинство автомобилистов прекрасно знакомы с внутренним устройством этой важной детали авто. Но, для наглядности, мы решили продемонстрировать вам всё более подробно.
Схема карбюратора ВАЗ 2109
Здесь показан стандартный ВАЗовский карбюратор. Демонстрируем вид слева.
Под номером один мы видим воздушную заслонку.
Пусковому устройству достался номер два, а третий – датчик количества смеси.
За ускорительным насосом здесь закреплён четвёртый номер, а пятый за электромагнитным клапаном. Да, чуть не забыли про крышку карбюратора – номер шесть.
Карбюратор для ВАЗ 2109 (Лада Самара) прост в обслуживании
«Девятка» — едва ли не самый популярный автомобиль российского автопрома. Простой, достаточно надёжный и адекватный по цене, он стал лакомым кусочком для не слишком богатых автолюбителей.
В принципе, не смотря на все претензии к ВАЗу и некоторый скептицизм населения, автомобиль восприняли неплохо и покупают до сих пор. Причём, не только его модификации – ВАЗ 21093 и прочие, но и оригинальную «девятку» в классической компоновке.
Датчик холостого хода ВАЗ 2114 стоит около 350 рублей
Каждый владелец четырнадцатой модели знает, что такое датчик холостого хода ВАЗ 2114, и как он влияет на работу машины.
Датчик холостого хода предусмотрен для того, чтобы помогать двигателю автомобиля, набрать требуемое число оборотов, в то время пока он отключен от трансмиссии. От правильной и стабильной его работы зависит как ваше авто будет работать в момент переключения передач, при езде накатом на нейтральной скорости, в то время когда машина стоит на светофоре и т.д.
Если начнут возникать проблемы, к примеру, машина глохнет, нестабильно работает двигатель, то будьте уверены, что может потребоваться замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114.
Самое главное про клиренс Опель Астра
Автомобили Опель являются одними из популярнейших авто. И не зря. Они подкупают автолюбителей своим комфортом, надежной работой, легким управлением. Очень часто выбор той или иной модели зависит от клиренса автомобиля. Ведь его величина влияет на качество езды по российским дорогам.
А, как известно, многие европейские производители не стремятся подгонять свои автомобили под реалии местных дорог с их ямами и ухабами, особенно в дачных поселках. Клиренс Опель Астра, наоборот, сможет удовлетворить все требования для езды по отечественным городским и загородным дорогам.
Технические характеристики популярных вариаций Опель Астра
Автомобили Опель Астра благодаря своим высоким техническим показателям и повышенной комфортности популярны и в России. Производство этой модели было начато в начале 90-х и до сих пор происходит совершенствование моделей Астра.
Наиболее популярны среди автовладельцев кузова Опель Астра универсал, технические характеристики которого рассмотрим ниже.
Ремонт карбюратора Солекс 21083 (видео-инструкция)
Многие автолюбители перед тем, как приступить в разборке и ремонту карбюратора, предпочитают ознакомиться с его устройством, основные узлами и нюансами. На самом деле, устройство карбюратора Солекс 21083 не такое сложное, как поначалу может показаться.
Карбюратор Cолекс 21083 ремонт (видео), где представлен более детальный и наглядный процесс сборки, разборки и настройки карбюратора, станет отличным помощником. Полезным будет почитать техническую документацию, где более подробно и наглядно описаны все вероятные причины неисправностей, а также пути их устранения.
Карбюратор Солекс 21083 жиклеры: виды и подбор
Жиклеры карбюратора Солекс 21083 представлены в виде двух видов: топливные и воздушные.
Воздушные и топливные жиклеры противоположные по своему взаимодействию на состав и качество горючей смеси. В процессе увеличения площади сечения жиклера топливного будет наблюдаться обогащение горючей смеси, а в случае с воздушным жиклером – обеднение.
Устройство карбюратора Солекс 21083 1107010
Существует одна из модификаций карбюратора Солекс 21083, которая оснащена автоподсосом, благодаря чему топливная система автоматически заполняется.
Водителю не придется подкачивать с помощью акселератора или клапана на карбюраторе заполнение топливной системы. Карбюратор Солекс 21083 1107010 позволяет легко и быстро выполнить запуск двигателя, а также демонстрирует лучшие технические показатели.
Тюнинг карбюратора Солекс 21083 для улучшения технических характеристик
Многие автолюбители предпочитают увеличить эффективность работы заводского карбюратора, тем самым делая ряд доработок.
Тюнинг карбюратора Солекс 21083 – отличная возможность наиболее оптимально настроить под свои предпочтения и стиль вождения систему подачи топлива. Делая тем самым свое авто более приемистым и резвым, технические характеристики в этом случае улучшаются, но, как правило, приходится жертвовать экономичностью.
Данный карбюратор можно внедрить и на девятку, поэтому делая тюнинг двигателя ВАЗ 2109, заодно можно и позаботиться о тюнинге карбюратора, ведь одно другое дополняет. И в итоге получится очень резвая машины, которая сможет потягаться с иномарками. И вообще, тюнинг своими руками — дело хорошее и очень полезное для автомобиля и его хозяина.
Источник https://autotua.ru/osnovnye-chasti-avtomobilya-i-ih-naznachenie/
Источник https://swapmotor.ru/polezno-znat/ustrojstvo-avtomobilya.html
Источник https://avto-all.com/ustroystvo-avto
Источник