Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать
Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:
- Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
- «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
- Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
- По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.
Для чего нужен и как работает антифриз?
Функционал современных автомобильных антифризов:
- Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
- Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
- Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.
Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.
Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.
Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.
Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:
- принципами антикоррозионной защиты;
- совместимостью с материалами;
- сроками службы.
Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.
Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?
Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.
Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.
Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.
Виды антифризов
Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.
В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.
Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.
Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.
Правильная классификация антифризов
Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.
Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
- Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
- Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.
За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.
На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.
В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.
G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.
Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).
Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!
Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.
Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!
Нужно долить. Как не ошибиться?
Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.
Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.
Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.
При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.
Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:
- Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
- Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
- Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
- Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.
Таблица смешивания антифризов различных стандартов.
Как правильно поменять антифриз?
Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!
Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.
Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:
- Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
- Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
- Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.
Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.
Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.
Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.
Антифриз для двигателя авто: учимся отличать лучшее
В этой статье мы разберем все заблуждения неопытных автомобилистов и расскажем о том, можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных марок, какая польза и вред от глицерина и как выбрать ОЖ для своего автомобиля.
Без антифриза автомобильный мотор, имеющий жидкостную систему охлаждения, долго проработать не сможет. Слишком сильный нагрев, возникающий в процессе работы двигателя, спровоцирует катастрофические процессы и, как следствие, поломку агрегата. Но даже купив и залив в радиатор охлаждающую жидкость, водитель не может быть в полной мере спокоен. Сегодня на рынке технологических жидкостей для авто царит такой бедлам, что по незнанию вполне можно приобрести тосол очень низкого качества.
Нестандартные «стандарты»?
Раньше, во времена «советского» однообразия в производстве, все производители антифризов обязаны были руководствоваться нормами ГОСТ 28084-89. Он предписывал делать жидкости охлаждающие из этиленгликоля и четко регламентировал процентные составляющие других дополнительных элементов. Но свобода предпринимательства, воцарившаяся после развала СССР, попрала верховенство государственных стандартов и позволила производителям использовать очень хитрую лазейку. Теперь есть возможность производить «незамерзайки» по техусловиям (ТУ). То есть, наклеить этикетку «Охлаждающая жидкость» отныне можно на любой «коктейль», изготовленный по оригинальному «рецепту». Как следствие, на прилавках магазинов сегодня можно найти очень странные по составу антифризы для двигателя автомобиля.
Глицерин и охлаждающая жидкость: уместен ли их союз?
За пределами нашей страны производители уже давно «варят» ОЖ (охлаждающие жидкости) на основе глицерина, которым они в некоторой степени заменяют этиленгликоль. Он хорош тем, что не способен нанести вред человеку и окружающей среде и вдобавок, использование глицерина снижает стоимость изготовления антифриза. Но использовать нужно только такой глицерин, которому были приданы особые характеристики: он был очищен от примесей и переработан таким образом, что термостойкость увеличилась, а вязкость уменьшилась. Но наши отечественные компании зачастую пытаются «схитрить» и в погоне за сверхприбылью колотят ОЖ на основе обычного, непригодного для выполнения сложных задач глицерина.
Некачественный антифриз на основе неподготовленного глицерина характеризуется:
-
скорым разложением от термических нагрузок;
Все это приводит к очень печальным последствиям:
-
Буквально в течение 90 дней активной работы мотора предрасположенный к термическому разложению антифриз расщепляется на кислоты, накипи и канцероген акролеин. В результате происходят необратимые коррозионные процессы элементов системы охлаждения и закупоривание в каналах блока цилиндров.
Нужен ли в охлаждающей жидкости метанол?
Все перечисленные выше недостатки «дешевого» глицерина производители пытаются компенсировать добавлением различных присадок. И метанол является одной из них, ведь он способен значительно снизить показатели вязкости или плотности охлаждающего двигатель «коктейля». Но есть у метанола один «минус» — он закипает уже при температуре в 64,7 градуса. Это очень сильно ударяет по технологическим характеристикам ОЖ, в которую он добавлен. Летом такой антифриз не спасает мотор от перегрева и водитель вынужден испытывать все «прелести» периодических «закипаний» двигателя машины. Кроме того, метанол является очень сильным ядом, он способен растворять резину и полимеры и предрасположен к кавитации и очень сильному испарению.
Какую охлаждающую жидкость покупать?
Приходилось слышать от опытных автомобилистов утверждение, что хорошая ОЖ должна быть маркирована обозначениями G11 и G12, якобы являющимися символом высокого качества этого товара. Но на самом деле указанные обозначения были когда-то внедрены компанией Volkswagen в рамках продвижения «своих» антифризов. Поэтому обозначения G11 и G12 являются всего лишь внутрикорпоративной маркировкой немецкого автопроизводителя и не несут информации о составе или качестве охлаждающей жидкости. Базировать поиск качественного антифриза на попытках узреть на этикетке данные сочетания букв и цифр неразумно. Лучше обратить внимание на имя производителя этого товара. Есть такие торговые марки антифризов, которые известны автомобилистам на протяжении многих лет. Именно их и нужно приобретать, ведь такие бренды дорожат своей репутацией и поставляют на рынок качественный товар.
Ещё одним заблуждением потребителя является мнение, что по цвету жидкости можно определить её качество. Некоторые водители, купившие однажды отличный антифриз розового цвета, в дальнейшем стараются найти жидкость аналогичного оттенка. Но на самом деле окрас тосола ни в коем случае не зависит от химического состава жидкости. Все охлаждающие жидкости в момент смешивания компонентов являются бесцветными субстанциями, а уже потом производители добавляют в них окрашивающие пигменты для достижения боле привлекательного товарного вида.
Выбирать ОЖ рекомендуется, отталкиваясь от авторитетности бренда или компании-производителя и стоимости товара. Качественный антифриз просто не может стоить дешевле 100 рублей за литр. Помогают подобрать нужную ОЖ автомобилистам и автопроизводители, размещая на своих сайтах рекомендации относительно названий антифризов.
Можно ли смешивать разные антифризы?
Если речь идет о жидкостях, изготовленных согласно одного и того же государственного стандарта, то подобное смешивание не принесет никаких плохих последствий. Но зачастую у разных антифризов различными есть показатели теплоотдачи, длительности сохранения рабочих характеристик или способности к коррозии. Поэтому, если долить в старый антифриз совершенно другую по характеристикам жидкость, то можно столкнуться со свертыванием или ухудшением технологических характеристик ОЖ. Поэтому лучше использовать одинаковые сорта жидкостей, ведь зачастую присадки, добавки и другие химические «довески» в составе антифриза могут быть враждебно настроенными по отношению к подобным второстепенным составляющим другой ОЖ.
Видео, как правильно менять антифриз:
Антифриз или тосол? Смотрите видео:
Охлаждающие жидкости. Краткий курс
В советское время (об истории по этой теме — в конце статьи) роль охлаждающей жидкости выполнял тосол, и это название до сих пор доминирует в лексиконе автомобилистов. Тосол, антифриз (термин этот пришел в начале 90-х) и ОЖ — это слова одного логического ряда? Безусловно! Ведь антифриз — это не что иное, как не замерзающая при отрицательных температурах (а другого и не предусмотрено) охлаждающая жидкость. Но в российской терминологии сложилось утверждение, что антифриз и тосол — это разные понятия. Почему?
Для понимания разберем химсостав охлаждающих жидкостей. Основа — смесь в строго определенной пропорции моноэтиленгликоля (далее — МЭГ) и воды. В идеальном соотношении ОЖ обычно 52% МЭГ, 45-46% воды и 2-3% присадок и красителей. Такое соотношение очень важно. При изменении концентрации основных компонентов заметно меняется и температура начала кристаллизации (к примеру, в смеси из 96% МЭГ и 4% воды температура начала кристаллизации всего лишь -20 °C). При замерзании подобной смеси вода продолжает оставаться в жидком состоянии, а МЭГ кристаллизуется.
Особенность мирового рынка ОЖ состоит в том, что по ряду причин не сложилось единой классификации. Каждый маститый автопроизводитель придумывает для себя собственный состав жидкостей и требования к ним (как следствие — собственные сертификаты). Плюс к этому во многих странах существуют различные национальные сертификаты ОЖ (BS 6580 в Англии, O-NORM V 5123 во Франции, JIS K 2234 в Японии и т. д.).
Чтобы не утонуть в разномастных классификациях, удобнее всего разделять ОЖ по типу применяемых присадок. Тут сразу возникает один весьма важный вопрос: «А могут ли ОЖ содержать и другие компоненты, в том смысле, что не моноэтиленгликоль, в качестве основы?». Могут. Вот только качество ОЖ от их применения резко снижается. К примеру, в составе очень многих ОЖ вместо недешевого МЭГ слишком «экономные» производители применяют его смесь с глицерином, разбавленным метанолом. Результат — низкая температура закипания ОЖ (уже при 97 °C и даже ниже) и высокая температура начала кристаллизации.
Присадки
Присадки в ОЖ выполняют весьма важные функции. Во-первых, предотвращают коррозию (а смесь МЭГ и воды коррозионно активна), препятствуют вспениванию (тут применяется профессиональный термин — кавитация) и смазывают помпу.
Сейчас существует несколько типов присадок.
Первые — неорганические — бораты, силикаты, нитриты, нитраты. В общем, солевые присадки. Созданные на их базе ОЖ обычно называют традиционными. Латинское обозначение — IAT. ОЖ данного класса достаточно доступны и надежны (наш тосол, к примеру — еще в 1989 году для него был создан ГОСТ 28084-89). Главный недостаток — низкий срок службы и относительно высокая коррозионная активность.
Второй тип ОЖ (выполненных по гибридной технологии) — сочетание неорганических солевых присадок с присадками, созданными на основе солей органической карбоксилатной кислоты (примерное соотношение 50/50). Латинское обозначение — HOAT. Здесь появляется знаковое обозначение — G11.
Поясню. Изначально эта классификация придумана концерном Volkswagen AG для своих автомобилей. Но именно фольксвагеновская классификация ОЖ в нашей стране и стала наиболее распространенной. И именно такие ОЖ в России стали называть антифризами. У этих ОЖ есть типичный признак — зеленый цвет. Это опять же отсылка к требованиям Volkswagen.
Изначально смесь МЭГ и воды бесцветная, прозрачная, как вода и сладкая на вкус (пробовать не советую — мгновенная слепота и долгая мучительная смерть). Цвет антифризу придает специальный пигмент— именно для того, чтобы различать разные его типы. Главное преимущество этого типа ОЖ — увеличенный срок службы, отличная защита элементов системы охлаждения от коррозии (особенно — элементов из алюминия).
Третий тип ОЖ — антифризы с карбоксилатными присадками. Латинское обозначение — OAT, или G12 по классификации Volkswagen AG. Цвет жидкости — красный (иногда — розовый). Преимущества этих ОЖ перед предыдущими — опять же увеличенный срок службы, еще более эффективная борьба с коррозией цветных металлов (прежде всего — алюминия).
На вершине всей этой линейки — так называемые лобридные антифризы. Латинское обозначение — Lobrid, по классификации Volkswagen AG — G12++, G13. Цвет — фиолетовый, зеленый и даже синий. Лобридные антифризы — это ОЖ на базе карбоксилатных присадок с небольшим добавлением присадок минеральных (соотношение — примерно 10/1).
Условно эту группу ОЖ можно разделить на три подгруппы:
1. SI-OAT — ОЖ на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок силикатных.
2. PSI-OAT — ОЖ на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок силикатных и фосфатных.
3. P-OAT — лобридный антифриз на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок фосфатных (может быть и красным, и зеленым).
Volkswagen AG в последнее время активно внедряет ОЖ G13 — лобридный антифриз, но весьма оригинальный по составу. Основа его — пропиленгликоль с долей силикатных присадок (SI-OAT). Главные плюсы — экологическая безопасность и почти неограниченный срок службы. И самое важное — совместимость почти со всеми типами ОЖ (об этом ниже). Правда, и цена его значительно выше.
В последнее время Volkswagen AG при классификации своих ОЖ не использует обозначение G13, а применяет маркировку VW TL 774L.
В общем, тут возникает путаница какая-то.
Основные игроки на рынке ОЖ
В России три основных производителя ОЖ — «Тосол-Синтез Трейдинг» (ранее — «Тосол-Синтез-Инвест»), «Техноформ» и Sintec Lubricants. Каждый из этих трех столпов рынка претендует на лидерство в России, притом что реальные объемы производства никто не раскрывает.
«Тосол-Синтез» — наследник известного советского завода «Капролактам» из Дзержинска Нижегородской области. Он когда-то десятилетиями выпускал упоминаемый не раз тосол (и еще целый ряд весьма опасных веществ кожно-нарывного и нервно-паралитического действия). Тосол выпускался в стальных бочках по 220 кг или напрямую заливался в железнодорожные цистерны. В перестройку (в 1989 году) в Дзержинске отцы-основатели — Валерий Артамонов (бывший начальник одного из цехов того самого «Капролактама») и Альберт Кальманович (весьма незаурядная личность) создали кооператив «Эффект». Который поначалу занялся производством шампуней, благо сырье здесь лежало буквально под ногами. А чуть позже партнеры перешли к тому, что стали фасовать тосол в канистры собственного производства. Что тоже было несложно — «Капролактам» (кроме всего прочего) занимался синтезом полимеров. Оставалось только найти термопластавтоматы для изготовления канистр (а они у партнеров уже были) да развернуть разливочную линию.
Бизнес постоянно развивался, и в 1993 году была зарегистрирована компания, которая со временем получила название «Тосол-Синтез-Инвест». Она стала производить ОЖ под брендом Felix. Фирма наращивала производство и увеличивала номенклатуру. Были освоены ОЖ класса G11, а потом и G12, G13. Важную роль в развитии сыграло сотрудничество с немецким концерном BASF (стал поставщиком пакетов присадок к ОЖ и не только). Сейчас компания выпускает весьма широкую линейку ОЖ под брендами Glysantin, Felix, AWM, Sakura, X Freeze, «Полярник» (последние два бренда формально выпускаются компанией «Синтез-Пак», но реально это продукт «Тосол-Синтеза»). «Тосол-Синтез-Инвест» также является производителем ОЖ для сторонних брендов (контрактное производство) — например, «Каждый день» и Ford. Компания — один из крупнейших в России производителей тормозных жидкостей. Первой представила на российском рынке смазочные материалы Kixx. Под ее брендами сейчас выпускают автокосметику, фильтры, свечи зажигания, щетки стеклоочистителя и другие товары для автомобилистов.
Другой крупный игрок на российском рынке ОЖ — компания «Техноформ» из Климовска (микрорайон Подольска, Московская обл.) с дополнительной производственной площадкой в Нижнекамске. Предприятие создано в 2003 году. Серьезную роль в становлении и развитии сыграло сотрудничество с иностранными партнерами (Arteco, Wigo, Yara, Clariant). ОЖ выпускаются под брендом Coolstream и другими (например, до недавнего времени G Energy, правда, сейчас «Газпром» поменял производителя своей ОЖ).
Третий крупный производитель — АО «Обнинскоргсинтез» (Обнинск, Калужская обл.). Компания основана в 1999 году. Производит ОЖ под брендами Sintek, «Лукойл» и другими. Также выпускает тормозные жидкости, автохимию и другие автотовары, а также масла под брендами Sinteс, Rolf, Totachi (потребители в Германии и Японии и не догадываются, что продукты произведены в Калужской области).
В последнее десятилетие активны на российском рынке белорусские производители ОЖ (М-standart с брендом GreenCool, Green Stream).
Достаточно широко на рынке представлены и крупные транснациональные корпорации (ОЖ под брендами Febi, Castrol, Mobil и другими)
Рекомендации по использованию и подбору охлаждающих жидкостей
Чуть ли не главный вопрос, возникающий у автомобилистов относительно антифризов, — можно ли при доливе смешивать ОЖ разных цветов.
Здесь главное четко понимать, что цвет — это индикатор состава ОЖ (конкретно — состава пакета присадок). Если одни производители «красят» свои антифризы исходя из четкого соблюдения требований сертификатов, по которым они производят ОЖ (как правило, это крупные игроки рынка, дорожащие своей репутацией), то другие (как правило, это безвестные заводы — ноунеймы) могут и ОЖ по чисто минеральной классической технологии на непонятного качества основе окрасить в красный! А таких заводиков на Руси великой огромное множество (складывается впечатление, что в том же Дзержинске антифризы разливают чуть ли не в каждой подворотне).
Общее правило при доливе ОЖ: ничего не опасаясь, можно смешивать антифризы по традиционной (IAT) технологии с гибридными (HOAT) и (или) с лобридными (SI-OAT, PSI-OAT и P-OAT) антифризами. Также лобридные антифризы (вот их еще одно ключевое преимущество — универсальность) вполне беспроблемно можно смешивать с антифризами карбоксилатными.
Но ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатные ОЖ с антифризами на основе чисто солевых (IAT) присадок! Не стоит смешивать гибридные и карбоксилатные ОЖ. Читатель здесь наверняка скажет: «Да ладно, ничего не мешает и маститому российскому производителю ради экономии залить в свои канистры подкрашенное черт знает что».
В России, как известно, всякое случается. Но в данном случае я не думаю, что стоит этого опасаться. Во-первых, вся «Большая тройка» российских производителей ОЖ вложила кучу денег и сил в создание своих брендовых продуктов прежде всего для поставки на конвейеры отечественных (и не совсем отечественных) производителей. Во-вторых — многое делалось для попадания на полки магазинов крупных российских ритейлеров (а это зачастую сложнее, чем получить так называемую «первую заливку» на автозаводах).
У тех и у других потребителей сверхвысокие требования. Да и желающих сюда попасть (конвейеры/торговые сети) более чем достаточно. Вряд ли серьезный производитель рискнет поставить такому клиенту некондицию. К тому же у каждого из нашей «Большой тройки» в портфеле есть два-три суббренда. Вот посредством их на мелкооптовый рынок и можно сливать вообще любой продукт. Ведь, как я уже говорил, на данный момент в России нет действующего ГОСТа на ОЖ! Вообще нет! Продавай что душе угодно. (Так что, дорогие читатели, если вы видите на прилавке магазина «Антифриз G12 Гостовский», «по ГОСТу» и так далее, то можете это изделие направлять строго по азимуту).
Эта ситуация порождает один достаточно большой плюс: доля подделок на рынке брендовых антифризов равна нулю (в отличие от рынка смазок, где, по некоторым оценкам, треть товара — откровенный контрафакт). Тут упомянем, что в Белоруссии все производится по строгим ГОСТам. В том числе и ОЖ. И качество белорусских ОЖ поэтому на весьма высоком уровне.
Вообще при необходимости доливки ОЖ в радиатор я бы посоветовал не заниматься экспериментами, а добавить ту жидкость, которая была залита изначально. У многих автопроизводителей на расширительных бачках четко указан бренд и тип заливаемой жидкости. Чуть сложнее тем, кто купил машину б/у и просто не знает, что в качестве ОЖ использовал предыдущий владелец. Здесь, на мой взгляд, стоит сразу поменять ОЖ на новую, имеющую допуск завода-изготовителя. Надеюсь, не надо говорить о том, что после слива из системы старой ОЖ эту самую систему нужно промыть с использованием специальной жидкости-промывки. Да и экономить при этом особо не стоит: ОЖ меняется никак не раньше, чем через 100 000–150 000 км пробега — на этом особо не разоришься. Если же вы вдруг решили залить что-либо подешевле, то для сокращения ущерба для автомобиля стоит почаще (по крайней мере, не реже одного раза в год) менять данную ОЖ.
Другой не менее важный вопрос: через какое время эксплуатации следует менять ОЖ? Тут, на мой взгляд, все-таки стоит ориентироваться на требования производителя автомобиля. Обычно этот срок четко указывается в руководстве по эксплуатации. Ну и следить за состоянием жидкости в автомобиле (цвет ОЖ в расширительном бачке, наличие осадка). При резком изменении цвета (а особенно — при появлении бурых отложений) жидкость стоит поменять. Но прежде чем это сделать, надо выяснить причину. Как правило, она заключается в проникновении масла (реже — выхлопных газов) в ОЖ.
Существует простой способ выявления такой неисправности — при работающем на холостых оборотах двигателе сразу после пуска откройте крышку расширительного бачка. Выходящие через бачок пузырьки воздуха — верный признак попадания отработанных газов в систему охлаждения. Бывает и обратная ситуация — ОЖ попадает в камеру сгорания и (или) в систему смазки. Симптомы такого «недуга — повышенный расход ОЖ (она постоянно как будто выкипает и требует долива), сопровождающийся наличием белого пара в выхлопе при полностью прогретом двигателе даже при температуре воздуха выше 20 градусов (ОЖ попадает в цилиндры) или пены на масляной крышке двигателя (ОЖ попадает в систему смазки). Причины — скорее всего прогар (повреждение) прокладки головки блока цилиндров или (что еще хуже) нарушение геометрии самой головки блока в результате перегрева мотора.
ОЖ служит хорошо и долго в полностью исправном и ухоженном двигателе. Часто автовладельцы видят причину своих проблем с системой охлаждения исключительно в ОЖ. Хотя ее состояние зачастую лишь индикатор состояния самого автомобиля.
Цена вопроса (или вопрос цены)
Многие читатели наверняка зададутся вопросом: стоит ли при выборе ОЖ отдавать предпочтение более дорогим брендам или лучше попробовать использовать более бюджетный продукт, также соответствующий требованиям автопроизводителя?
Вообще стоит учитывать, что цены в России на все (и на ОЖ в том числе) — это процентов на 90 «хотелки» сначала производителя, а затем и продавцов. Да и длина цепочки от производства до радиатора автомобиля может быть очень разной.
Спрос, как писал один классик, всегда рождает предложение. Мало того, он разогревает аппетит продавца. Любую вещь с себестоимостью, скажем, 100 рублей влегкую могут продавать и за 1000, и за 2000. А если будет возможность — то и за все 10 000.
Вообще все начинается со стратегии продвижения на рынок. Одни производители готовы сотрудничать только с определенным кругом проверенных дистрибьюторов, другие — с кем угодно, лишь бы платили. В этом коренное различие.
И здесь для примера снова возьмем нашу «Большую тройку». «Техноформ» изначально строил свой бизнес на создании ОЖ по требованиям автозаводов. Именно эти антифризы заливаются на конвейеры КАМАЗа. Они же первыми создали ОЖ под требования Hyundai/Kia, Renault и т. д. Мелкооптовые покупатели для них вторичны. Как следствие — высокие цены на продукт на розничном рынке (5-килограммовая канистра ОЖ Coolstream G 12+ на полке розничного магазина может стоить более 1000 рублей в зависимости от региона).
«Тосол-Синтез» придерживается слегка другой стратегии. Свою продукцию реализует строго через определенных региональных дистрибьюторов: каждый в своем регионе. В Москве таких пять, в Нижегородской области — два. Некоторые закрывают несколько регионов. Дистрибьюторы хоть и независимы от продавца, но выполняют навязанные им «правила игры». Главное — выдерживать заданный компанией «Тосол-Синтез» объем реализации. Каждый месяц производитель дает план закупок и продаж. Сюда же включается и другая продукция компании — тормозная жидкость, автохимия, щетки стеклоочистителя… В зависимости от выполнения плана дистрибьютор получает бонусы от производителя. Главный из них — скидка на поставляемый товар. Больше продаешь — дешевле получаешь. Кроме этого «Тосол-Синтез» определяет и рекомендованные цены. К примеру, розничная цена на антифриз «Феликс Карбокс G 12» в канистре 5 кг в конце 2021 года — 906 рублей (обращаю внимание, что ОЖ считается именно в килограммах, а не в литрах). Регламентируется минимальная цена поставки для розничных клиентов (магазины, сетевые заправки и т. д.).
При этом дистрибьютор может поставлять ОЖ своим контрагентам дороже рекомендованной цены. Но ни в коем случае нельзя «сливать» продукцию дешевле. К нарушителям применяются штрафы. К примеру, базовая (без скидок) цена поставки упомянутого антифриза «Феликс Карбокс» (5 кг) от дистрибьютора — 697 рублей. То есть предполагаемая наценка в магазине — около 30%. Правда, конкретный магазин волен делать любую наценку. В крупных городах-миллионниках с платежеспособным населением она зачастую намного выше — 50–80%, в глубинке ниже — 20–25%.
Кроме официальных дистрибьюторов «Тосол-Синтез» поставляет свою продукцию крупным интернет-площадкам и ритейлерам. Условия таких поставок — коммерческая тайна. И вот почему: к примеру, в 2018 году в одной из крупнейших торговых сетей на букву «М» упомянутый антифриз «Феликс Карбокс» стоил в рознице ниже, чем поставлялся по оптовой цене дистрибьюторам (что вызвало у них массовое возмущение). На что представители «Тосол-Синтеза» отреагировали с невинной простотой — вроде как торговая сеть сама решила продавать антифриз ниже закупочной цены.
Схожую стратегию продвижения проводит и «Обнинскоргсинтез».
В ценообразовании есть и еще несколько общих тенденций. Максимально высокие цены — на пике сезона — обычно в сентябре–октябре–ноябре. Летом, наоборот, цены слегка снижаются. К тому же применяется множество акций и программ. Цены от производителей повышаются каждый год в преддверии высокого сезона — обычно на 3-4 процента выше заявленного официально размера годовой инфляции. За исключением нынешнего аномального года — в 2021-м стоимость ОЖ выросла в среднем на 30–50%. Брендовые ОЖ дорожают намного быстрее безымянных.
Откуда есть пошла ОЖ
В те далекие, почти былинные времена, когда слово «Жигули» ассоциировалось лишь с маркой широко известного в узких кругах пенного напитка да горной системы в Куйбышевской области, весь люд русский лил в радиаторы своих «железных коней» обычную воду, как правило, водопроводного происхождения. А она, как известно, обладает весьма большой теплоемкостью (4,184кДж/кг* при температуре 20 °С), неплохой теплопроводностью (2,179 Дж/(ч*м*гр. С)). К тому же минимальной вязкостью (1 мм2/с). И абсолютно бесплатна (что для тогда еще советских граждан было ооочень большим плюсом). Воду можно нагреть до состояния «кипяток» перед заливкой в радиатор для уверенного зимнего пуска. Ну, в общем, не жизнь была у русичей, а сказка. Правда, воду из автомобиля также приходилось сливать перед каждой ночной зимней стоянкой. Была и еще одна проблема — накипь, которая постепенно забивала как основной радиатор, так и радиатор отопителя.
Но в один прекрасный день 1966 года Совмин СССР принял решение о строительстве в Союзе ССР нового завода по производству легковых автомобилей. Продолжение все знают. У «Фиата» была куплена лицензия на производство по полному циклу модели Fiat-124. Была она, конечно, слегка адаптирована под суровые условия эксплуатации. Завод полного цикла построили в Куйбышевской области, а несколько заводов-смежников — в соседних регионах.
По техдокументации «Фиата» в качестве охлаждающей для 124-й модели должна была использоваться специальная жидкость — антифриз (под маркой Paraflu 11). Разумеется, было принято решение производить его в Союзе. Причем не копировать иностранный продукт, а создать свой.
Задачу эту поставили организации с мудреным названием ГосНИИОХТ (в переводе с русского на понятный — Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). В результате была разработана жидкость с названием «Тосол». Само слово — это тоже аббревиатура (ну любили в СССР их использовать по поводу и без). Состоит из двух частей: ТОС — технологии органического синтеза и Ол — суффикса, используемого в химии для обозначения спиртов.
Были созданы три марки: «Тосол-А» — концентрат («А» означает «автомобильный»). «Тосол-А40» — готовая к применению жидкость с температурой начала кристаллизации не выше -40 °C, и «Тосол-А65» — также готовая к применению жидкость с температурой начала кристаллизации не ниже -65 °C.
В СССР и ранее предпринимались попытки создания незамерзающих жидкостей для систем охлаждения автомобилей, и даже был конечный продукт (достаточно вспомнить ГОСТ 159-52). Вот только большого распространения они не получили по нескольким причинам: малые объемы производства, цены, низкие потребительские качества.
На берегу реки Оки с древних времен существовало село Растяпино. Нет, не потому, что там жили одни растяпы (хотя наверняка и они имели место быть). Просто там существовали верфи. А для строительства кораблей в те времена нужен был строевой лес. Чтобы его получить, бревна растяпывали топорами (ну никак русичи не могли обойтись без этого культового, можно даже сказать, скрепного инструмента). Когда в конце 20-х годов в стране началась индустриализация, в Растяпино решили построить центр химической промышленности. На месте села вырос город, названный впоследствии Дзержинском. Крупнейшим предприятием данного города стал завод «Капролактам». Именно он и начал производить данный продукт. А что было дальше, когда задули ветра перестройки, мы уже рассказали выше.
Источник https://liquimoly.ru/servis/info/antifriz/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/423-antifriz-dlya-dvigatelya-avto-uchimsya-otlichat-luchshee.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/86510.html
Источник