Техническая проверка авто перед покупкой: пошаговая инструкция
Техническая проверка машины – обязательный пункт покупки авто с пробегом любого класса. Она включает множество пунктов. Мы дадим пошаговую инструкцию, что нужно сделать с автомобилем, где и как.
Содержание
Шаг 1. Визуальный осмотр внешнего вида автомобиля
-
;
- салон;
- геометрия кузова;
- динамические характеристики (управление, торможение, разгон и пр.).
Рассмотрим их подробнее, начиная с внешнего вида автомобиля.
Прихватите на осмотр авто обычный магнит. Он должен прилипать ко всем частям машины. Если где-то контакт теряется, есть дополнительный слой краски.
Если магнита нет, но есть хорошее зрение, сядьте на корточки и присмотритесь к боковой части машины: равномерно ли отражение? Кажется, что есть изломы? Авто перекрашен.
Оцените в целом внешний вид машины: состояние фар, стекол, зеркал, стыки деталей. Не должно быть крупных сколов, запотеваний, ржавчины.
Отдельный элемент проверки внешнего вида авто – состояние покрышек. Оцените износ резины, глубину протектора, степень стертости кромок, узнайте год выпуска покрышек. Убедитесь в том, что нет микротрещин, порезов, следов ремонта.
Геометрия
Посмотрите, ровные ли стыки и зазоры между дверьми, капотом, багажником и остальным кузовом, симметричны ли они, легко ли закрываются. Если требуется усилие, видите расхождения, бейте тревогу. Трещина на лобовом стекле без видимого центра, особенно горизонтальная, – также повод насторожиться.
Шаг 2. Осмотр салона авто
По состоянию салона можно понять, как долго пользовались машиной, а также все ли в порядке с техжидкостями, нет ли течей. На сиденье вам должно быть комфортно, под ковриком сухо.
Важный этап проверки салона – наличие подушек безопасности. Если вы видите, что обшивку кресел или лобовое стекло меняли, цвет заглушек не совпадает с палитрой отделки салона – большая вероятность того, что машина попадала в серьезное ДТП, при котором сработали подушки.
После осмотра салона приступайте к проверке «внутрянки» машины. Для начала откройте капот.
Шаг 3. Проверка подкапотных элементов
Проверка ДВС
Осмотрите мотор. Если видите подтеки, посторонние жидкости, деформацию корпуса или отсутствие пластиковой крышки (на тех авто, в которых она должна быть), авто мог попасть в ДТП, а также частично или полностью выйти из строя. Если двигатель, наоборот, чистый, откажитесь от покупки. С мотором есть неполадки, которые продавец пытается скрыть.
Заведите машину или попросите сделать это владельца. Она должна запуститься без проблем и работать ровно, без посторонних стуков, провалов и «подгазовок». Если для дизельного мотора тарахтение – норма, то для бензинового – нет.
Проверка АКБ
Осмотрите батарею. Грязь на контактах будет мешать работе контактов, окисленные выводы (клеммы с налетом) – работе аккумулятора в целом. Не должно быть трещин, вмятин на корпусе – может вытечь электролит.
Эффективно проверять аккумулятор, когда машина долго стояла на улице в холодное время года. Если завелась легко, АКБ исправен, если «с натяжкой», его нужно менять или искать причину потери напряжения.
После проверки подкапотного пространства вернитесь в салон.
Оценка КПП
Перед тем, как самостоятельно проверить масло в МКПП или АКПП, убедитесь, что в интересующей вас машине есть специальный щуп под капотом. Повод для беспокойства – цвет. Если масло стало коричневым или черным, это говорит о том, что его пора менять или детали КПП сильно изношены.
Если вы смотрите б/у машину с коробкой–вариатором, запомните: масло должно быть прозрачным, без комков и сгустков. Если оно темное или даже черное, из коробки, вероятно, уже выжали все. Если есть прожилки, КПП также порядочно изношена.
Уровень масла также должен быть в норме. На щупе есть две метки: для измерения при заглушенном и работающем двигателе.
Оценка системы зажигания
Особенно важно это сделать, если, стоя рядом с заведенной машиной, вы слышите неровную работу цилиндров, хлопки в трубе или видите, что мотор перегревается, расход растет, а из впускного коллектора валит черный дым.
Инструкция с описанием, как правильно сделать проверку, есть на сайте.
После того, как оцените работу системы зажигания, возьмитесь за проверку ходовой части автомобиля.
Шаг 4. Проверка ходовой части автомобиля
Проверка подвески
По увеличению затратности список элементов подвески состоит из следующих:
- шаровые опоры;
- сайлентблоки;
- стойки;
- амортизаторы.
По сути, не прибегая к услугам сервисменов и не загоняя машину на подъемник или смотровую яму, вы можете посмотреть только рулевую рейку, амортизаторы и подшипники.
Так, исправная рулевая рейка не должна издавать посторонние звуки и люфтить при повороте руля.
Если видите на пружинах подтеки масла, а при раскачивании машина не прекращает качаться, амортизатор пора менять. Признак сильно изношенной пружины – проседание машины.
Чтобы понять, исправны ли подшипники, качните машину вниз и вверх. Если она ведет себя, как маятник, подшипники пора менять.
Шаг 5. Подключаем технику
После визуальной оценки интересующего авто возьмитесь за оборудование. Поговорим о том, что можно проверить с его помощью.
Лакокрасочное покрытие
Начинать проверку с использованием оборудования лучше также с кузова машины, внешней составляющей. Наиболее продвинутые берут на осмотр машины толщиномер – прибор поможет оценить толщину краски без лишних усилий. Просто прикладываете прибор к кузову и следите за цифрами на экране. Важно понимать, какое значение в пределах нормы для машины, которую вы смотрите. Узнайте актуальную информацию у знакомых автовладельцев или на форумах.
Генератор
После оценки ЛКП откройте капот и возьмите мультиметр. Первым делом можно оценить работу генератора. Этот элемент вырабатывает ток в машине и питает АКБ. Если он неисправен, вы рискуете «встать» на дороге в самый неподходящий момент. Нормальное напряжение при заглушенном моторе – около 12,5 Вольт, когда двигатель работает, – от 13,8 до 14,8 Вольт. Включите свет, подогрев, кондиционер – напряжение должно «упасть» до 13,5 – 14 Вольт.
Аккумулятор
Для проверки батареи также потребуется мультиметр. Нормальные цифры напряжения – те же, что при оценке работы генератора.
Датчики
Многие важные для бесперебойной работы автомобиля датчики также необходимо проверять с помощью омметра или мультиметра, а также нехитрого набора инструментов, типа отвертки, гаечного ключа.
Обязательно проверьте работу датчика температуры, если двигатель часто перегревается, расход топлива повышен, а при росте температуры в элементах мотора авто теряет в управлении.
Если вы чувствуете резкие скачки, когда растут обороты или на холостом ходу двигатель работает неровно, пора проверить работу датчика дроссельной заслонки.
Шаг 6. Тест-драйв
Пошаговая инструкция по технической проверке автомобиля не обходится без тестирования машины в реальных условиях. Обязательно прокатитесь на машине сами. Если продавец не пускает за руль, что ж, пусть тестирует автомобиль самостоятельно.
Попросите владельца авто самостоятельно несколько раз развернуться, притормозить, разогнаться, а также проехать, например, по лежачему полицейскому. Наблюдайте за действиями владельца авто – он не будет переживать за сохранность машины, а вы получите ответы на вопросы.
Пристальное внимание при тестировании машины уделите рулевому управлению.
Закройте окна, выключите музыку и слушайте звуки, которые издает автомобиль при движении. Забейте тревогу, если:
- при повороте колес и работе насоса есть посторонний шум, хруст, лязг и т. д.;
- стучит рейка;
- руль поворачивается с усилием или, наоборот, слишком легко, вибрирует на поворотах, а также люфтит или заедает;
- при движении прямо автомобиль уводит влево или вправо.
Шаг 7. Профессиональная проверка автомобиля
Увы, самостоятельная проверка машины с пробегом не дает 100% гарантии, что вместо надежного железного коня вам не подсунут кота в мешке. Рекомендуем посетить автосервис вместе с продавцом машины, но будьте готовы самостоятельно оплатить проведенные манипуляции.
Существуют два типа проверок у специалистов: стационарная (в автосервисе) и выездная.
Обычная, стационарная, предполагает, что вы приезжаете на СТО и отдаете машину в руки автомастеров. Они делают все то же самое, что и вы при самостоятельной проверке, только более тщательно. Мастера устранят найденные проблемы в этот же день или хотя бы помогут заказать запасные части.
Также во многих сервисах сегодня есть современные сканеры и программы, позволяющие находить электронные ошибки. Большинство автомобилей с пробегом напичкано разнообразной электроникой. Сбой одной системы потянет за собой другую, и вы можете лишиться транспортного средства надолго.
Но проверка в автосервисе имеет несколько минусов. Так, например, не посещайте автосервис, который посоветовал владелец машины, – у него может быть предварительная договоренность с мастерами. Также будьте готовы к тому, что проверка займет немало времени – 1-4 часа.
Выездная проверка
Выездная проверка имеет больше плюсов. Вы можете полностью отстраниться от осмотра машины, но при этом будете уверены, что машину изучат вдоль и поперек. Эксперт «со стороны» будет заинтересован только в том, чтобы машина, которую вы выбираете, была безопасной и технически исправной.
Заказать выездную проверку можно на сайте «Автокод». Специалист приедет в удобное для вас время и место, где проведет следующие процедуры:
- проверит ЛКП с помощью толщиномера;
- отсканирует двигатель видеоэндоскопом, который помогает изучить износ деталей в труднодоступных местах;
- подключит диагностический сканер, чтобы узнать, есть ли ошибки в электронике;
- осмотрит элементы подвески, коробки, мотора с помощью двухстоечного подъемника;
- оценит ходовые качества машины во время тест-драйва и многое другое.
Чтобы заказать выездную проверку, оставьте заявку на сайте «Автокод»: укажите контактный телефон, город, в котором находится машина, а также минимальную информацию об интересующем автомобиле.
Что еще важно проверить
Кроме технической проверки, важно провести юридическую. Для этого, правда, специалисты уже не нужны. Вся необходимая информация есть в базах данных ГИБДД, РСА, таможенной и налоговой служб, страховых компаний, банков. Узнать сведения о машине можно за 5 минут, не выходя из дома, или же прямо на осмотре машины – нужно только открыть сайт или мобильное приложение «Автокод». Введите госномер или VIN машины в специальную форму и начинайте проверку.
Отчет покажет штрафы, количество владельцев, реальный год выпуска, проведенные ремонтные работы. Из результатов проверки вы узнаете данные полиса ОСАГО, ПТС, а также информацию об ограничениях или запретах ГИБДД, таможенную историю и многое другое.
Автокод подойдет вам, если вам нужна одна или несколько проверок автомобиля. А если вы постоянно проверяете автомобили, воспользуйтесь сервисом «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволит оперативно проверять большое количество машин. Используя сервис, вы сможете добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
Если проверка не найдет проблем у автомобиля и вы решитесь на покупку, перед тем, как подписывать договор, пробейте владельца через специальный сервис. Вы узнаете, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства.
Бывают ситуации, когда судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Покупатель берет юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. Проверка владельца убережет вас от этой проблемы. Посмотреть пример отчета
Мы надеемся, что наша пошаговая инструкция помогла вам понять, как проверить техническое состояние авто перед покупкой.
Воздуховод в машине как называется
Жаркая погода и авто – несовместимые вещи: как же душно бывает летом находится в машине. По этой причине водители, проводящие много времени «за баранкой» задаются вопросом как быстро охладить салон автомобиля, чтобы достичь благоприятной температуры, прохлады.
Кто-то предпочитает проветрить салон, перед тем как сесть за руль, оставляет салон с открытыми дверями на 10-15 минут, а кому-то проще включить вентилятор и кондиционер, выжав их на полную мощность.
Мало кто знает, что при регулировке температуры внутри салона обязательно учитывать один очень важный нюанс, касающийся здоровья водителя и пассажира.
Воздуховод в авто
В каждом авто присутствует возможность регулировки элементов, встроенных гаджетов и прочего, обеспечивающего поступление воздуха в салон автомобиля. Автомобилисты обычно называют это или воздуховодом, или дефлектором.
В некоторых современных машинах также имеется климатконтроль, то есть автоматическая регулировка дефлекторов.
Но не все машины могут похвастать функцией, поэтому или водителю, или пассажиру приходится самостоятельно регулировать воздуховоды, подбирая оптимальное положение для нормальной температуры в салоне и благоприятной атмосферы для длительного путешествия в авто.
Менять положение дефлектора можно как по направлению воздуха, так и по проходящему через него объему. От первого будет зависеть, куда направлены холодные потоки воздуха, а от второго на сколько много холодного воздуха будет поступать в автомобиль.
Чтобы изменить направление достаточно подвигать ползунок, который регулирует положение наружной части. Для управления заслонками, которые обеспечивают разный объем воздуха и находятся за обшивкой панели, необходимо прокрутить другой механизм – небольшое колесико.
В зависимости от положения воздуховод или полностью закрывает проходимость воздуха, или обеспечивает полный проход масс.
Почему нельзя держать воздуховод открытым
Летом автомобилисты предпочитают полностью открыть дефлектор, надеясь максимально охладить салон. В теории решение выглядит верным, но на практике имеет ряд недостатков, про которые или забывают, или даже не догадываются.
Полностью открывать воздуховод не следует, рекомендуется закрывать хотя бы на 20%, чтобы пыль оседала на заслонки, а также, чтобы снизить риск простудиться.
Почему?
Несмотря на то, что фильтры, стоящие внутри автомобиля, отлично справляются с очищением воздуха от пыли и грязи, при быстрой работе часть все-таки попадает в салон автомобиля.
Частично закрытые заслонки принимают удар на себя, поэтому часть той пыли, что проникла через фильтры, осядет на заслонках.
Что уж говорить о том, что несмотря на жарку погоду от холодного воздуха очень просто простудится, и полностью открытые воздуховоды, направленные на водителя или пассажира, могут стать причиной развития простуды.
Именно поэтому перевозя в машине кого-то, особенно маленьких детей, заслонки желательно оставлять частично закрытыми, чтобы не заболеть.
Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.
Стандартная система отопления
Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.
Поток воздуха
Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.
Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.
В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.
Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.
Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.
В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.
Отопитель (печка)
В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.
Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.
В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.
Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.
Способы терморегуляции
Система отопления с водяными клапанами
В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.
Система отопления на основе смешивания воздуха
В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.
Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.
Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.
Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.
Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.
Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.
В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.
Автомобили с воздушным охлаждением
В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.
Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.
При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.
В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
Ето хреновина называется дефлектор. Меняется путём не сильного, но настойчивого выдавливания оного от туда.
вроде как направляющие в соплах
Это есть не что иное, как вентиляционные отверстия с регулировкой дефлекторами направления потока. Видно, что это съёмные детали. Всё таки, не ломайте их.
Дефлекторы. Меняются очень просто: аккуратно отожмите боковую поверхность подвижной решетки до выхода штифта из паза корпуса, закрепленного в панели.
Для поддержания чистоты нужно знать, как почистить воздуховоды в машине, ведь в них часто скапливается много пыли, грязи и бактерий, которые могут создавать неприятный запах. Особенно это ощущается с наступлением осени, когда на улице много сырости, она проникает в авто и начинается развитие собственной микрофлоры внутри воздуховодов, и после включения печки в салоне начинает царить неприятный запах. Также такое может случаться весной, когда после зимы включается кондиционер, а вместо прохладного воздуха идёт запах плесени и сырости.
Как почистить воздуховоды в машине, чтобы не пришлось разбирать всю систему вентиляции? Об этом будет рассказано на данной странице. Ведь что-то демонтировать для очистки совсем не нужно.
Неприятный запах в системе вентиляции исходит из-за бактерий и микроорганизмов, которые в ней накапливаются, проникая с улицы. Устранить причину появления этих бактерий не получится, ведь не получится же при нормальной эксплуатации держать автомобиль постоянно в сухом и теплом месте. Потому, лучшим выходом будет очистка воздуховодов время от времени.
Важно знать, что устранить запах с помощью ароматизаторов не получится. Неприятный запах просто смешается с запахом ароматизатора, и находиться в салоне станет еще невыносимей. Кроме неприятного запаха бактерии еще могут навредить здоровью человека. Значительно возрастает риск заболевания ангиной, бронхитом и другими болезнями дыхательной системы.
Устранить эту проблему можно двумя способами:
- Обратиться к специалистам по дезинфекции. Такой метод самый надежный, после очистки специалистами и их средствами, во всей системе вентиляции не останется и следа от микроорганизмов, кроме того, такие конторы после обработки еще и дают гарантию на определенный период. Единственный минус такого метода – это стоимость. Цена такого способа в несколько раз превышает самостоятельную чистку.
- Самостоятельная чистка. Чтобы проделать такую операцию самому, нужно приобрести специальное антисептическое средство. О данном способе будет подробно рассказано ниже. При правильном применении конечный результат будет ни чуть не хуже, чем у специалистов.
Средство для самостоятельной чистки – это аэрозоль, который находится в баллончике. Такой аэрозоль найти легко, эти средства хорошо распространены по точкам продажи автохимии и автозапчастей.
Чистку лучше всего проводить в начале весны или поздней осенью, когда начинается активное использование салонного отопителя или кондиционера.
После покупки, не у всех средств есть инструкция по применению, именно для таких случаев и написана наша инструкция:
- С салона убираются все личные вещи и посторонние предметы;
- Снимается и выбрасывается салонный фильтр;
- Запускается двигатель и включается кондиционер, на самую низкую возможную температуру. Поток воздуха переключается в режим «на лицо» и включается рециркуляция воздуха. После закрытия дверей подождать 5 минут;
- В процессе реакции, корпус аэрозоля может нагреваться больше 100 градусов Цельсия, потому, если в комплекте не предусмотрена никакая подставка, нужно сделать её самому, к примеру, из картона;
- По истечении 5 минут, открывается передняя пассажирская дверь и на пол ставится аэрозоль с подставкой. Обдув нужно включить на максимальную мощность. На корпусе баллона нажимается специальная кнопка и двери закрываются. Секунд через 10-20 начинается химическая реакция, и вещество начинает выходить. В салоне при этом никого не должно находиться;
- Всё это дело надо оставить работать на 10 минут. Через окно можно увидеть, как белый аэрозоль выходит из баллона, всасывается в районе ног пассажира и выходит через центральные воздуховоды. Значит всё идет по плану;
- По истечении 10 минут открываются двери. Сразу лезть и выключать обдув и глушить двигатель не стоит, нужно подождать пока салон немного проветрится;
- Когда салон проветрен, выключается вентилятор обдува, кондиционер и глушится двигатель;
- После проделанных манипуляций баллон аэрозоля отправляется в мусор, как обычные бытовые отходы и устанавливается новый фильтр салона. На этом работу можно считать завершенной
Вот и всё. Как видно, нет ничего сложного в процессе самостоятельной чистки. Нужно поддерживать чистоту в авто и регулярно менять салонный фильтр, тогда вопрос, как почистить воздуховоды в машине будет тревожить реже, чем раз в год. Есть еще одно правило – выключать кондиционер за 5 минут до постановки автомобиля на стоянку. За эти 5 минут испаритель высохнет и не будет возможности для развития бактерий, ведь, как известно, они развиваются только во влажной среде.
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Летом и поздней весной, когда температура на улице достигает максимальных показателей, практически все автовладельцы хотят как можно быстрее охладить и проветрить салон своей любимой машины. Для этого используется все, что только может помочь сделать температуру комфортной для водителя и пассажиров.
Некоторые водители перед поездкой просто проветривают салон с помощью открытых окон и дверей, также могут и не закрывать окна во время поездки, что чревато последствиями, в виде простуды. Другие владельцы машин включают на полную мощность вентиляторы, одновременно подключая кондиционер. Результат быстрый, но стоит понимать, что есть некие нюансы во время регулирования климатической системы, о чем и будет написано ниже в данной статье.
Что такое воздуховоды
Каждый автомобиль оснащен такой системой, которая регулирует поступление нового и свежего воздуха в салон. Владельца своих машин дали название таким системам, как дефлекторы и воздуховоды. Есть автомобили, где воздуховоды регулируются автоматически, когда начинает работать климатический контроль.
Но не все машины имеют такие функции. Поэтому приходится самостоятельно устанавливать нужное и комфортное положение.
Обратите внимание! Регулирование дефлекторов климатического контроля возможно по направлению, или по объему поступающего нового воздуха в салон автомобиля.
Если регулирование происходит по направлению, то необходимо управлять ползунки, они меняют положение воздуховода с наружной стороны. Во время управления заслонками, которых за обшивкой панели не видно, чаще всего применяется крутящийся механизм. Есть 2 положения:
- Полное закрытие подачи воздуха в салон;
- Максимальный проход воздуха в салон.
Причины, по которым нужно частично закрывать дефлекторы
В жаркий период года водители так и хотят по максимуму открыть дефлекторы, чтобы не мучиться от летней духоты и охладить жаркий воздух салона. По сути, это правильное и адекватное решение, но практика показывает несколько недостатков, о которых не все могут догадаться. Воздуховодами конечно можно и нужно пользоваться, но нельзя их открывать полностью.
Лучше открывать их всего лишь на 80 процентов. Но для чего это нужно? Почему нельзя открыть и оставшиеся 20 процентов? Воздушные фильтры в современных машинах могут качественно очищать воздух от уличной пыли и прочего мусора, но когда включены режимы быстрой работы, то об эффективной очистке не может идти и речи. Поэтому часть не очищенного воздуха попадает внутрь салона.
Попавшая пыль будет оседать на поверхности машины, это будит проводить к тому, что воздух станет суше, а салон нужно периодически протирать. Также на всю открытые дефлекторы способны просквозить человека. Особенно нужно обратить внимание, когда в салоне дети. Ведь простуда и боли в спине никого не порадуют, особенно в летний период года. Будьте осторожны!
Как проверить новый автомобиль в салоне
Раньше я работал на заводе и в автосервисе, поэтому разбираюсь в устройстве машин. Когда стал сопровождать сделки по покупке авто, заметил, что в салоне покупатель рискует не меньше, чем на вторичном рынке. При этом денег потерять он может больше: стоит-то новая машина дороже.
В статье расскажу, что нужно проверять при покупке нового автомобиля в салоне, как принимать новую машину в автосалоне и как дешево купить новый автомобиль.
Вот что нужно проверить и на что обратить внимание при покупке авто в салоне у дилера:
- Официальный дилер или нет.
- Есть ли у машины дефекты, например крашеные элементы.
- Какие скидки есть в запасе у дилера.
- Просят ли аванс.
- Навязывают ли дополнительное страхование и на каких условиях.
- Предварительный договор и договор купли-продажи: данные автомобиля, ваши данные, цена и условия оплаты.
- Акт приема-передачи: номер ПТС, вин-номер автомобиля, дата и номер договора купли-продажи.
- Отдадут ли ПТС сразу.
- Условия кредита, если покупаете в кредит.
Как выбрать автосалон
На рынке есть два вида автосалонов: официальные и неофициальные серые дилеры. У каждого свои цены и условия.
Проверка дилера на официальном сайте производителя. Не каждый автосалон, где продают автомобили определенной марки, официальный, но если вы уже определились с маркой — все просто. Достаточно зайти на сайт производителя автомобиля и найти там раздел поиска дилера. Далее — найти в нем свой город или город, в котором вы планируете приобретать автомобиль.
Рейтинг дилера. Некоторые автоиздания ведут рейтинг автодилеров, но положительный рейтинг не дает никаких гарантий, что конкретный автомобиль не будет иметь недостатков.
Отзывы покупателей. Положительные отзывы покупателей, опубликованные в интернете, тоже не дают никаких гарантий. Даже если несколько человек, которых вы лично знаете, приобретали автомобиль в определенном автосалоне и всем довольны, не факт, что они купили полностью исправный автомобиль: они могут просто еще не знать о неисправностях.
Как победить выгорание
Стоит ли покупать у неофициальных дилеров
Серые автодилеры отличаются от официальных тем, что покупают автомобили не напрямую у производителя, а у других автосалонов и частных лиц. Это не значит автоматически, что машины плохие, битые или ворованные, — просто есть такой способ продавать машины.
Одни покупатели считают, что серые салоны — хороший вариант купить новый автомобиль дешевле, чем у официального дилера. Другим кажется, что у серых дилеров больше шансов купить неисправный автомобиль, чем у официальных, но это не всегда верно.
Проблемы с качеством могут возникнуть и у официальных дилеров. Способы доставки у них одинаковые, а значит, автомобиль можно повредить по дороге независимо от того, какой дилер будет его продавать. Брак автопроизводителей тоже никто не отменял. Поэтому проверять автомобиль перед покупкой нужно в любом случае.
Плюсов или минусов по части качества ни у одного из салонов нет, а риск есть всегда. В любом случае при неисправности автомобиля закон будет на стороне покупателя. Продавец не может сказать: «Извините, мы не официальный дилер и закон о защите прав потребителей на нас не распространяется». Еще как распространяется — это подтвердят Роспотребнадзор и суд, но лучше до такого не доводить. Судебные разбирательства — это долго, иногда дорого и всегда непредсказуемо.
Почему стоит проверять даже новый автомобиль
Есть мнение, что, если покупать новый автомобиль у официального дилера, проверять его не нужно. Мол, машина новая, «муха не сидела». Но перед тем как попасть в автосалон, машина проделывает огромный путь, даже если она российской сборки. Ее собирают в регионах, например в Калининграде, Калуге, Санкт-Петербурге. Там грузят на автовоз и доставляют до автосалона открытым способом. В дороге, при погрузке или при выгрузке с машиной может случиться всякое.
Поэтому покупатель в салоне должен внимательно проверить даже новый автомобиль. Если подписать акт приема-передачи заранее, то все дефекты при осмотре будут головной болью покупателя, а не дилера.
По моему опыту, менеджеры в автосалонах даже не скрывают, что часть машин они продают со вторично окрашенными деталями. Показывать эти крашеные автомобили они, конечно же, отказываются.
новых машин продаются с крашеными элементами
Причина вторичной покраски — небрежная сборка и транспортировка. Вот что обычно красят:
- Царапины, которые машина получила при погрузке или выгрузке с автовоза.
- Вмятины из-за того, что рабочие небрежно с ней обращались.
- Сколы или царапины из-за транспортировки автомобиля открытым способом.
- Дефекты из-за неправильных условий хранения. Например, машина могла попасть под град уже на заднем дворе официального дилера.
Допустим, человек купил машину с окрашенной деталью, а потом захотел ее продать. Покупатели нанимают автоэксперта для проверки машины, тот сразу же распознает вторичную окраску и использует это при торге. Покупатель может сам прийти смотреть машину с толщиномером — прибором, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия автомобиля. За крашеный элемент придется делать скидку.
Даже если человек пригонит автомобиль в трейд-ин в тот же самый салон, где покупал, салон выкупит его дешевле. В среднем окрашенная машина теряет в цене до 10%.
Порядок покупки автомобиля в автосалоне
Подбор модели и комплектации автомобиля. Если при подборе автомобиля просто подойти к продавцу в автосалоне и спросить, какая модель и комплектация вам больше подходит, высока вероятность, что консультант покажет вам проблемный автомобиль и расскажет о его достоинствах.
Интересы продавца и покупателя совпадают не всегда. Иногда продавцу важно избавиться от неликвидного товара, а что у покупателя потом возникнут проблемы, его уже не касается. Бывает так, что история автомобиля сотрудникам салона неизвестна: где он падал с автовоза и падал ли вообще.
Поэтому модель и комплектацию лучше выбирать заранее и самому, а если нет возможности — привлечь друзей или знакомых. В самом крайнем случае — ознакомиться с отзывами в интернете: даже они, скорее всего, будут более информативны, чем мнение продавца автосалона.
Тест-драйв. Обычно на тест-драйв выделяют отдельный автомобиль, который не выставляется на продажу, так что оценить техническое состояние машины, которую вы покупаете, по результатам пробной поездки не получится.
Заключение договора. Как правило, в автосалоне договор составляют работники автосалона. Покупателю при этом ничего делать не надо — пока заполняются все реквизиты, он может сидеть на мягком диване, пить кофе и общаться с менеджером. Если автосалон добросовестный, ничего страшного в этом нет.
Но в договоре почти всегда есть пункт о том, что покупатель принял автомобиль в исправном состоянии и претензий к продавцу не имеет. После этого доказать, что машина получила повреждения до продажи, бывает очень сложно. Автосалон тут же достает договор и говорит: «Вот написано, что с машиной все в порядке, вот ваша подпись. Что-то не устраивает — обращайтесь в суд и доказывайте, что это не вы машину сломали».
Поэтому все проверки лучше проводить до подписания договора купли-продажи. Если что-то пропустить, доказывать свою правоту, вероятно, придется в суде, а это непросто и придется тратиться на адвоката.
Помимо вин-номера и номера двигателя, в договоре нужно проверить:
- Ваши фамилию, имя, отчество и паспортные данные.
- Марку машины.
- Комплектацию — должно быть указано дополнительное оборудование, о котором вы договорились с дилером.
- Стоимость — она должна быть та, что вы обсудили с дилером, а не изначальная.
Договор купли-продажи следует читать внимательно. Если менеджер стоит у вас над душой или говорит, что договор «просто формальность», попросите дать полчаса и принести чаю, чтобы комфортно ознакомиться с договором. Либо заберите его домой.
Сначала читать, потом подписывать
Оплата. После оплаты предъявить претензии автосалону можно, если доказать, что случай является гарантийным. Поэтому все проверки лучше выполнить до передачи денег. Пока деньги в руках у покупателя — от сделки можно отказаться.
Приемка автомобиля. В акте приема-передачи обратите внимание на номер ПТС, вин-номер автомобиля, дату и номер договора купли-продажи.
Как дилеры обманывают при покупке авто
О самых распространенных схемах обмана покупателей автомобилей мы рассказывали в наших статьях:
Здесь я обобщил варианты, как обманывают дилеры.
Формирование комплектаций и продажа ненужных опций. Автосалоны иногда предлагают машину в более дорогой комплектации, чем указано на их сайтах. Когда покупатель приехал, часто из соседнего города, ему говорят: «Извините, ту машину, о которой шла на сайте, только что продали, но есть другая — чуть подороже».
Продажа ненужных услуг и дополнительного оборудования. Бывает, что на сайте указана цена машины в миллион рублей, а в автосалоне говорят: «У нас она есть, но вот в ней еще коврики, тонировка — итого она стоит на 80 тысяч рублей дороже, чем на сайте сказано. А то, что коврик получается в два-три раза дороже, чем в соседнем магазине, — извините, рынок. А не нравится — подождите автомобиль без дополнительного оборудования от полугода и больше».
Продажа другой машины вместо выбранной покупателем. Так бывает, если в автосалоне стоят несколько машин одной модели и одного цвета. Покупателю для осмотра предоставляют одну, а получит он другую — и не факт, что она будет технически исправна.
Продажа поврежденных машин. Битые машины ремонтируют на СТО и выставляют в автосалоне как новые. Покупатель об этом может не узнать даже при длительной эксплуатации.
Несоответствие обещанных характеристик машины реальным. Рассказывают, что автомобиль обладает комплектацией и качествами, которых на самом деле у него нет.
Получение денег под видом аванса. Просят внести аванс, а потом оказывается, что вы подписали договор на консультационные услуги и деньги уже не вернуть.
Подписание предварительного договора с условием, что дилер вправе поднять цену. Это не тот случай, когда выгодно покупать новый автомобиль в салоне. При продаже цена становится выше, а отказаться нельзя.
Навязывание невыгодного кредита. Иногда в автосалонах менеджеры предлагают оформить автокредит в банке, который дает более выгодные условия не вам, а менеджеру. Некоторые банки борются с конкурентами, подкупая сотрудников автосалона деньгами или подарками.
Отказ выдать ПТС. Так происходит, когда дилер не выкупил автомобиль у завода-изготовителя. Деньги, которые вы оставили в кассе, салон перечислит изготовителю, изготовитель отправит ПТС дилеру. Весь процесс может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Все это время вы будете ходить пешком и платить проценты банку, если взяли авто в кредит.
Как выяснить, есть ли крашеные детали
Можно попробовать для начала внимательно осмотреть автомобиль. Но разницу в цвете окраски можно увидеть, только если машину красили совсем в кустарных условиях. Лучше всего для проверки взять толщиномер. Он распознает мельчайшие отклонения в толщине краски.
Если решите проверять автомобиль самостоятельно, в комнате выдачи попросите менеджера принести толщиномер из отдела трейд-ина. Предупредите, что хотите проверить автомобиль, чтобы в нужный момент прибор был доступен и мастер не занят.
Попросите мастера измерить все кузовные элементы. В Т—Ж уже была подробная статья, как правильно проверить кузов машины толщиномером. Там написано, что именно надо измерять этим прибором. Если кратко: средняя толщина краски должна быть от 100 до 150 микрометров. Все элементы должны быть окрашены слоем примерно одинаковой толщины. Максимально допустимое различие в толщине — 20—25%.
А вот толщина на капоте сильно превышает норму — 187 мкм: элемент красили
А вот толщина на капоте сильно превышает норму — 187 мкм: элемент красили
Осмотрите пластиковые элементы: бампер, накладки на пороги, крылья. Именно их чаще всего повреждают, когда загружают машину на автовоз или сгружают с него. Определить их покраску с помощью прибора не получится, поскольку это пластик. Тут нужно внимательно смотреть на оттенок краски, наличие явных переходов и пыль, попавшую под лак. Такого на заводе не бывает.
Также посмотрите на все стекла автомобиля, болты крепления капота и дверей. На болтах не должно быть царапин и облезшей краски. Все стекла должны быть от одного производителя. Исключениями могут быть лобовое и заднее ветровое стекло.
Если не уверены, что сами как следует осмотрите машину, пригласите профессионального осмотрщика — его можно найти на «Авито», «Профи-ру» или «Юду». Можно обратиться в профессиональную компанию по подбору и диагностике автомобилей. Разовая проверка обычно стоит 1500—2000 Р у частного мастера, 5000 Р — у компаний. Бывают предложения под ключ: поиск машины, диагностика и торг с продавцом стоят от 20 000 Р .
Как могут обмануть с документами
Иногда бывает так: счастливый владелец нового автомобиля приезжает ставить его на учет в ГИБДД и получает отказ. На осмотре выясняется, что номера кузова, рамы или вин-номер содержат ошибки: менеджер просто ошибся в цифрах. На руках у владельца машина с одними номерами, а в договоре они совершенно другие. Приходится ехать обратно в автосалон. Если дилер — порядочная компания, то договор переподпишут и можно будет снова ехать в ГИБДД. Но так бывает не всегда.
Недобросовестный дилер может специально указать в договоре другой вин-номер и выдать другую машину. То есть на заднем дворе покупателю показывали одну машину, а выдали и включили в документы другую. Мошенник может сказать: «Ничего не знаю. Вы читали договор, когда подписывали, видели, какая машина в нем указана. Ее вы и купили». В этом случае придется долго ходить по судам, и какое решение суд в итоге примет — никто не знает.
Встречается и другая ситуация. Покупателю показывают автомобиль, он измеряет толщину краски толщиномером — все идеально. Но вин-номер при осмотре не проверяет. А пока он подписывает документы, машину меняют на другую. Она будет той же марки и цвета, но с битым капотом или неисправной электроникой.
Такую машину можно вернуть в салон в первые 14 дней, если покупатель обнаружит замену — а так бывает не всегда. Иногда владельцы вообще не знают, что автомобиль поврежден, пока сами не соберутся его продавать. В ГИБДД ошибку тоже не заметят: вин-номер в договоре совпадает с тем, что на машине.
Чтобы избежать такой ситуации, при осмотре машины следует проверить вин-номер и сверить его с тем, что указан в паспорте транспортного средства и в договоре. Это займет не более 20 минут, зато потом не придется ходить по судам и ругаться с дилером.
Производители размещают вин-номера в разных местах. Не все сотрудники ГИБДД могут сразу определить, где он находится. Попросите сотрудника автосалона показать вин-номер: вы сможете сверить его с документами, а если сотрудник ГИБДД на осмотре сам не найдет номер — показать ему.
ПТС стоит проверить на подлинность. Узор должен быть четким и не расплываться, если поднести документ к лицу. В ПТС может быть уже вписан дилер, который выкупил автомобиль у представительства, — он владельцем не считается.
Первые две цифры серии ПТС должны совпадать с номером региона, где растаможивали или собирали автомобиль.
Вин-номер , который указан в ПТС и на автомобиле — на стойке в дверном проеме, на кузове машины, под капотом или под сиденьем, под лобовым стеклом, — должен совпадать с номером, указанным в договоре купли-продажи.
Номер двигателя автомобиля тоже нужно сверить с тем, что указан в ПТС и в договоре.
Как получить скидку при покупке новой машины
Скидку на новый автомобиль можно получить, даже если в нем нет никаких дефектов. Есть несколько готовых фраз, которые помогут тем, кто ищет, как дешево купить новый автомобиль:
- «Я бы купил сегодня, если бы машина была на 1—3% дешевле, а так сильно сомневаюсь».
- «У меня ограничен бюджет — я не могу потратить на машину больше 1 млн рублей, а у вас она стоит 1 036 000 Р ».
- «Я психологически не готов покупать машину дороже 850 тысяч».
При торге стоит помнить, что РРЦ — рекомендуемая розничная цена — это не всегда реальная стоимость автомобиля. Проще говоря, РРЦ — это стоимость, которую рекомендовал завод-производитель. Поэтому можно прочитать пару статей по технике переговоров и попытаться получить скидку от 2 до 10% в зависимости от стоимости автомобиля. Для этого нужны аргументы. Приведу главные.
Выгода с процентов. Если берете машину в кредит, имеете полное моральное право потребовать обратно часть выгоды, которую дилер получит с ваших процентов по кредиту и страховой премии.
Дата покупки. В году есть «золотые дни», когда стоит покупать автомобили. Они связаны с внутренней отчетностью дилера. Это 30—31 августа и 30—31 декабря. В эти дни машины продают даже не в ноль, а в минус. Именно в это время закрывается отчетность и все планы продаж автомобилей — дилер сделает все, чтобы получить премию завода-производителя за выполненный план.
Еще выгодно покупать в конце квартала или в конце месяца. Например, 28 февраля дилер готов дать скидку охотнее, чем 1 марта. А цена 31 марта еще ниже, чем 28 февраля, потому что закрывают не только месяц, но и квартал в целом.
Лучшее предложение от другого дилера. Сходите к двум-трем дилерам, соберите со всех распечатки с условиями, а потом говорите одному из дилеров: «Я хотел бы купить у вас, но у ваших конкурентов дешевле».
Если условия везде одинаковые, нужно сказать одному из дилеров напрямую: «Какой мне смысл покупать у вас, если у конкурентов цена та же». Рано или поздно один из них подвинется и начнет торг за горячего клиента. Главное — не вносить предоплату до того, как определитесь с ценой и дилером.
Однажды мой клиент внес предоплату в один автосалон, а потом мне удалось договориться о цене на 85 тысяч рублей ниже в другом салоне этой же сети. В итоге за создание внутренней конкуренции и внутреннего демпинга нам заблокировали скидку и давали лишь половину от нее.
Затем уже третий дилер, который не входил в сеть, подтвердил нам еще более низкую цену, и мы купили машину там. Поэтому предоплата идет в кассу один раз — после окончательного выбора дилера и обсуждения с ним всех условий покупки.
Скидки дилера. Многие менеджеры не могут сами предложить большую скидку. Поэтому для большего эффекта можно попросить менеджера согласовать индивидуальные условия с руководителем отдела продаж или даже с директором автосалона.
У дилера припрятано множество скидок, в том числе скидка постоянному покупателю, дилерская скидка и скидка как особому клиенту. Сумма этих скидок различается от бренда к бренду, но в сумме может достигать 10% от стоимости автомобиля.
Например, мы купили БМВ X3 за 2 935 000 Р с дополнительным оборудованием на 100 000 Р , хотя первое предложение дилера было 2 995 000 Р .
При этом мы смогли сэкономить еще и на страховании жизни, поскольку заплатили за него 184 000 Р вместо 220 000 Р . И еще получили 10 000 Р скидки на каско. В итоге суммарная выгода — 206 000 Р . А рекомендованная розничная цена автомобиля — 3 520 500 Р . Если считать от этой цены, наша скидка достигла 16% и составила 585 500 Р.
Если в машине есть крашеные детали. В этом случае побороться за скидку в 10% от стоимости автомобиля или дополнительное оборудование на схожую сумму точно стоит. Скажите, что вы не сможете выгодно продать машину, да и вообще неприятно покупать крашеный автомобиль.
Размер скидки зависит от класса машины. Например, покупателю Шкоды могут предложить скидку в 50—100 тысяч, чтобы перекрыть боль от крашеного капота.
Если такую машину брать не хочется, стоит попросить дилера заменить автомобиль на аналогичный. За неудобство и потраченное время попросите дать вам на время подменный автомобиль: на нем вы сможете приехать за новой машиной, которую подготовят взамен.
На чем еще можно сэкономить
Дополнительные опции. Большая часть дилеров навязывает клиенту дополнительные опции. Обычно это:
- Сетка против камней в бампер для защиты радиатора.
- Брызговики.
- Защита картера двигателя.
- Тонировка.
- Установка сигнализации или системы охраны.
- Ковры в салон.
- Нанесение керамического покрытия для создания глянца.
Устанавливать их у официального дилера за свой счет невыгодно из-за двойной цены, но отказываться от расчета этих опций не стоит. Есть большая вероятность, что вместо скидки на автомобиль, которую вы попросите, или вдобавок к ней менеджер предложит выбранные опции бесплатно. Например, моему клиенту так подарили комплект зимних колес на дисках к машине.
Еще следует оценить, что из предложенного дилером действительно необходимо и сколько это реально стоит. Любой автосервис установит защитные сетки в бампер за 5—7 тысяч вместо 15—30 тысяч, которые просит дилер.
Однажды при покупке автомобиля Мерседес-Майбах мы отказались даже от покупки ковриков в салон. У официального дилера они стоили 25 тысяч, а на «Авито» — 9900 Р .
Способ оплаты. Многие думают, что если они принесут деньги наличными, то дилер сделает самую большую скидку. Но это не так.
Кредит дает большую возможность для торга: дилер получает от банка комиссию за оформление кредита. Размер комиссии у каждого банка свой, но в среднем это 5—10% от тела кредита. Часть от этой суммы можно сторговать.
Если вы ищете, как купить новую машину в салоне за наличные с максимальной выгодой, попытайтесь получить скидку в размере 1—3% за то, что купите «прямо сегодня». Это сработает еще лучше, если прийти в конце месяца, квартала или года. В это время дилеру нужно выполнить план и он готов пойти на скидку.
ОСАГО и каско. Для кредита банк потребует оформить каско на автомобиль, процент от которого дилер также получит обратно. Возврат может доходить до 20% от суммы страховки. Еще есть дополнительные виды страхования, например GAP — сохранение стоимости автомобиля — и страхование жизни. Некоторые недобросовестные дилеры требуют оформить эти страховки обязательно и по неадекватной цене.
Я знаю случай, когда при цене автомобиля в 1 510 000 Р человеку включили в тело кредита GAP стоимостью 151 тысячу рублей — это 10% от цены.
Приведу еще пример. Когда мы покупали Шкоду Кодиак в кредит, нам предлагали купить страхование жизни и каско на общую сумму 470 тысяч рублей, а сам автомобиль стоил 1,4 млн. То есть страховка была больше 30% от стоимости автомобиля.
От любого дополнительного страхования клиент вправе отказаться. А если все-таки купил по незнанию, страховку можно забрать у дилера и вернуть в страховую компанию в период охлаждения — в течение 14 дней с того момента, как полис вступит в силу. Удерживать полис дилер не вправе по закону, даже если ссылается на внутренние регламенты.
Будьте внимательны: дилер может прописать в договоре, что, если вы возвращаете страховку, увеличивается процент по кредиту или аннулируется скидка на автомобиль.
Лизинг. Этот способ подойдет только организациям, особенно тем, что платят НДС. В лизинге обычно нет дополнительных скидок за каско, зато есть программы поддержки. Например, «Мерседес» дает скидку на новый автомобиль от 8 до 12% при покупке в лизинг в зависимости от лизинговой компании. Мы купили с клиентом Мерседес-Майбах со скидкой 12% — за 1 392 000 Р .
Еще в случае с лизингом можно списать НДС компании соразмерно сумме платежей за период выплат за машину
Особенности покупки машины в кредит
Проверка технического состояния автомобиля, покупаемого в кредит, ничем не отличается от проверки машины, которую вы покупаете без участия банка.
А вот если кредитная машина сломается, это приведет к большим убыткам: пока вы ее ремонтируете, банк платежи не приостановит. Так что я советую уделять проверке таких автомобилей больше внимания.
Что делать после покупки нового автомобиля
Если сделка прошла удачно, у вас есть 10 дней, чтобы оформить полис ОСАГО и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. После этого вы можете его использовать без ограничений.
Источник https://avtocod.ru/tehnicheskaya-proverka-avto-pered-pokupkoy-poshagovaya-instrukciya
Источник https://mastershuma.ru/vozduhovod-v-mashine-kak-nazyvaetsja/
Источник https://journal.tinkoff.ru/avto-u-dilera/
Источник