Анализ рынка подержанных автомобилей
Так, продажи новых автомобилей в этот период рухнули на 64 процента, подержанных — на 48. Но «гуттаперчивость» второго сегмента, его способность оперативно реагировать на конъюнктуру, маневрировать ценами позволили несколько смягчить падение: образно говоря, рынок авто с пробегом успел подстелить себе соломки.
По мнению исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, в этом сегменте много новаций, активно применяются ИТ-инструменты. Банки охотно кредитуют этот сегмент, потому что рынок авто с пробегом в разы больше рынка новых, и деньги здесь обращаются быстрее. Он стабилен: не так резко падает во время кризиса и не так стремительно растет в «жирные» годы.
Эти слова подтверждает статистика. Так, в 2018 году продажи новых автомобилей в России выросли на 12 процентов, а подержанных — на 2,4. Зато в 2019-м, когда рынок новых опустился на 2,3 процента, «пробег» сдал позиции всего на 0,4 процента, то есть в пределах погрешности остался в принципе на прежнем уровне.
Нынешний год несколько сломал традиции и предполагаемые сценарии. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2020 года рынок новых автомобилей подрос на 1,8 процента благодаря «сильному» марту (+4 процента). А б/у-сегмент увеличил продажи на всего на 6 процентов именно из-за «слабого» марта (+0,1 процента против +9,6 процента в феврале и +8 процентов в январе).
А пандемия и вовсе спутала все карты. И если новые автомобили даже при закрытых шоу-румах дилерские центры умудрялись продавать онлайн (примерно 5 процентов от уровня продаж в «мирное» время), то в случае в подержанными этот метод не столь эффективен.
«Продавать автомобили с пробегом онлайн гораздо сложнее, чем новые автомобили, поскольку клиенты хотят увидеть машину вживую и оценить ее реальное состояние. Поэтому продажи авто с пробегом в период ограничений — это штучные продажи», — рассказал гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. Предвидя вопрос, почему же тогда падение рынка авто с пробегом было не столь удручающим, как новых, поясним: машины б/у в отличие от «нулевочек» продаются не только через дилерские центры, но и частным образом (более 85 процентов всех продаж), в том числе и через маркетплейсы.
«Что происходит на рынке? Отчетливо вижу две тенденции. Первая: за время самоизоляции в апреле-июне количество предложений хороших автомобилей (3-5 лет, без ДТП, один владелец, пробег до 100 тысяч километров) сильно сократилось. Связано это с падением рынка новых автомобилей в два раза: следовательно, люди не сдают в трейд-ин и не продают на свободном рынке свои «ласточки».
Рынок машин постарше и «автохлама» сократился гораздо меньше. И второе: цены на хорошие автомобили с пробегом существенно выросли», — говорит гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
«Средняя стоимость подержанного автомобиля по России во II квартале 2020 года составила 429 тысяч рублей — на 5 процентов больше, чем год назад, — сообщил руководитель категории «Автомобили» в Авито Кирилл Вотяков, — Однако, по сравнению с предыдущим кварталом, цены снизились на 2 процента. Интересно, что в рамках второго квартала от региона к региону ситуация отличается. Например, в Краснодарском крае машины подорожали на четыре процента (это самый большой рост), а самое большое снижение отмечено в Свердловской и Самарской областях — минус три процента.
При этом, отмечает Кирилл Вотяков, в премиум-сегменте по итогам II квартала 2020 года наблюдаются тренды, противоположные тенденциям вторичного авторынка в целом. Спрос на автомобили премиум-сегмента в возрасте от трех до пяти лет в России вырос на 17 процентов по сравнению с предыдущим кварталом и на 16 процентов — по сравнению со II кварталом 2019 года. При этом, как выяснили эксперты Авито Авто, предложение по этому сегменту за II квартал, напротив, снизилось — на 2 и 12 процентов соответственно. Средняя стоимость премиальных подержанных автомобилей в возрасте от трех до пяти лет в России по итогам II квартала составила 3,473 миллиона рублей — на 12 процентов больше, чем год назад, и на 2 процента больше, чем в январе-марте.
Какие же перспективы у рынка автомобилей с пробегом в ближайшей перспективе? Эксперты прогнозируют снижение продаж «вторички» от 15 до 30 процентов, при этом рынку новых предрекают падение на 20-40 процентов.
Однако учитывая, что сейчас на один проданный новый автомобиль приходится пять машин с пробегом, скорее всего, вторичный рынок восстановится быстрее, считает Кирилл Вотяков.
«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в стране на фоне пандемии растет интерес к персональному автотранспорту. Покупка личного автомобиля сейчас выходит в топ приоритетов даже у тех, кто раньше этого не планировал. По данным исследования, проведенного Авито Авто в июне, 9 процентов россиян, у которых раньше не было машины, собираются приобрести свой первый автомобиль в целях безопасности. Еще 3 процента планировали отказаться от личного автомобиля, но передумали и сохранят машину. 57 процентов респондентов после снятия ограничительных мер стараются чаще пользоваться личным автомобилем. Рост заинтересованности в покупке автомобилей на фоне пандемии — международный тренд», — подчеркнул эксперт.
Что происходит с рынком подержанных автомобилей во время текущего общемирового коллапса? Дром вник в ситуацию по состоянию на утро понедельника 6 апреля (уточнение времени очень важно, так как ситуация постоянно меняется).
Авторынки
Официальные дилеры, повинуясь указанию властей, с 28 марта ушли на вынужденные каникулы. Хотя купить новый автомобиль все же можно. Бо́льшая часть услуг, в том числе и бронирование, доступна онлайн. Есть бесконтактная доставка. А как обстоят дела на авторынках?
Ситуация постоянно меняется. В первые дни апреля легендарный рынок «Зеленый угол» во Владивостоке жил обычной жизнью. Спокойная обстановка и отсутствие каких-либо тревог по поводу закрытия рынка на карантин. Массового оттока продавцов и покупателей не наблюдается. Медицинские маски носят далеко не все. Похожая ситуация была на иркутском авторынке у торгового центра «Фортуна», хотя его аналог в предместье Рабочее уже закрыт.
Иркутск
В Хабаровске авторынок живет повседневной жизнью, пусть продавцов и покупателей стало значительно меньше. Продавцы боятся обвала рубля, покупатели думают о том, как выжить, и автомобиль в этих мыслях занимает далеко не первое место. Тем не менее какое-то движение есть: люди ходят, покупают, торгуются, меняются. Приоритеты не изменились, разве что покупатели стали больше обращать внимание на функционал — вырос спрос на микроавтобусы.
В Красноярске авторынок открыт, но покупателей нет. Ни одного! Продавцов — десятая часть от обычного. Новый автомобиль на продажу уже не поставить.
В Новосибирске рынок, в том числе и продажа автозапчастей, работает, но с ограничениями по времени. При этом закрыты все точки общепита, а также СТО и автомойки. Покупателей практически нет. Настроения у продавцов панические.
Новосибирск
В Новороссийске, где рынок закрыт, на некоторых стоянках в городе тусуются собственники продаваемых автомобилей. Но показывать машины некому — потенциальных покупателей нет. В этом городе продавцы куда отзывчивее — готовы подъехать к потенциальному покупателю для осмотра. Ситуация в Ростове-на-Дону еще лучше: у покупателей и продавцов есть взаимный интерес (хотя и здесь авторынок закрыт). В субботу смельчаки приезжали в областной центр на просмотр из соседнего города.
В Санкт-Петербурге авторынки в традиционном понимании отсутствуют уже несколько лет. Самыми крупными когда-то были «толкучки» на проспекте Энергетиков и «Юнона». Теперь их заменили «автосалоны» — так теперь себя называют стоянки, пусть это будет даже вагончик со сторожем-продавцом-менеджером и парковка. Сейчас все они официально закрыты, никому не хочется иметь проблем с Роспотребнадзором. Но торговля идет. Крупные игроки (вроде Рольфа и Major) при продаже автомобиля с пробегом применяют ту же схему, что и с новыми машинами. Консультация с дежурным менеджером по телефону, выбор машины на сайте. Если приобретение планируется с помощью автокредита, то заявку обещают также одобрить онлайн. Оценка при сдаче в трейд-ин также делается удаленно. При покупке на выбранный подержанный автомобиль предоставляется фото- и видеоотчет о техническом и внешнем состоянии.
Санкт-Петербург
Как такая покупка выглядит на практике, пояснил руководитель отдела трейд-ин официального дилера Audi Максим Дембровский. Автомобиль бронируется на сайте, заказывается бесконтактная доставка (вносится залог — 1000 рублей). Предварительно продезинфицированный автомобиль доставляется эвакуатором в любое удобное место, уже с регистрационными номерами и полным комплектом документов. Покупаете? Оплата — по QR-коду через мобильный банк. Нет? Машина уезжает, залог возвращается. Возможно, такой сервис сохранится и после апокалипсиса.
На закрытых дверях автосалонов помельче висят объявления с просьбой по поводу приобретения машины звонить по такому-то номеру. Для самых нетерпеливых менеджеры готовы организовать показ. Диагностика — без проблем: пригоняй эвакуатор за свой счет и вези автомобиль в сервис, с которым договорился. По телефону в тест-драйве отказывают. Но для реального покупателя возможно. Большинство настаивают, чтобы клиент приехал в маске и перчатках. На вопрос о дезинфекции перед покупкой однозначного ответа не дают.
Санкт-Петербург
Другие площадки по продаже автомобилей в Санкт-Петербурге не работают: ворота закрыты, машины стоят под слоем пыли, вагончик менеджера пуст. По телефону отказывают даже в показе: «звоните после окончания режима самоизоляции».
Закрыты авторынки и торговые площадки в Казани, Саратове, Чебоксарах, Краснодаре, Екатеринбурге и Уссурийске. На и без того закрытые рынки периодически приезжает с проверками полиция. Во всех этих городах на звонки по объявлениям и просьбы посмотреть автомобиль продавцы чаще всего отвечают отказом и отправляют смотреть Drom.ru. Максимум на что готовы пойти продавцы — показать авто возле дома, но только реальному покупателю.
Саратов
В Махачкале нет возможности выезжать не то что за город на авторынок, но даже в центр города: полиция забирает нарушителей в отделение. Как следствие, спрос и предложение на нуле.
В Грозном, точнее, во всей Чечне не до торговли автомобилями — в республике тотальное ограничение на передвижение. О какой-либо купле-продаже даже речи не идет: выходить из дома можно только в продуктовый магазин или аптеку.
Спрос
Несмотря на пандемию, интерес к покупке подержанного автомобиля есть. Стимулирующий фактор — падение курса рубля и ожидаемый в связи с этим рост цен. Различные сервисы фиксируют как минимум стабильность спроса, как максимум — незначительный рост.
В феврале ситуация в регионах была типична для конца зимы. К примеру, в Екатеринбурге, Челябинске, Чебоксарах, Кемерово, Уссурийске, Симферополе и Воронеже было продолжение январского штиля. Но вот на «Зеленом углу» во Владивостоке спрос был выше, чем годом ранее. В Новосибирске зимнее затишье закончилось только в середине февраля, но продажи сдвинулись во всех сегментах — и среди автомобилей без пробега по России, и с пробегом. Стало больше потенциальных покупателей на авторынках Иркутска. Хорошо раскупались гибриды, бензиновые универсалы и малолитражки. Последние быстро находили покупателей в Улан-Удэ и Хабаровске. Оживился спрос в Тольятти, естественно, на местную продукцию. В Саратове пошли вверх продажи недорогих ВАЗов, старых Chevrolet Niva, а также Ford и Opel за 300–400 тысяч рублей.
Тольятти
С началом марта спрос постоянно рос. В последние дни перед закрытием работы у менеджеров значительно прибавилось. В Санкт-Петербурге некоторые автосалоны работали до глубокой ночи, как говорится, до последнего клиента. По словам менеджера автосалона «Экспо Кар» (дилер Geely, Chery, Zotye, JAC и Foton), покупатели выгребли почти половину склада как новых, так и подержанных автомобилей. Другой менеджер автосалона, занимающийся продажами новых и подержанных машин премиум-класса, также констатировал повышение спроса, особенно на BMW X7 и Mercedes-Benz GLS. Не было проблем с клиентами и у компании по подбору и покупке автомобилей из США. В марте удалось продать несколько рестайлинговых Ford Mondeo (Fusion для американского рынка), которые у нас официально не предлагались.
Несколько дней самоизоляции изменили ситуацию — спрос резко упал. По словам продавцов, сейчас есть редкие звонки. Небольшой интерес есть к дорогим автомобилям — премиум-класс всегда менее чувствителен к кризисам. Спрашивают в основном машины стоимостью в пределах полутора миллионов.
Санкт-Петербург
Сотрудник ГИБДД на условиях анонимности рассказал, что регистрации автомобилей почти сошли на нет. Площадки перед МРЭО (работают по записи через сервис Госуслуг) пустуют, хотя еще дней десять назад были заполнены.
Резкое падение спроса отмечают и профессиональные перекупщики. Самые опытные — прошедшие не один кризис — заблаговременно закупились по максимуму, полагая, что лучше переждать бурю, имея на руках ликвидный товар, чем деньги, которые завтра рискуют превратиться в фантики.
С ними солидарны и их вечные антагонисты — автоподборщики. Последние не останавливают работу (например, компания «Автоподбор» блогера Ильдара Сибгатуллина). Но рынок таких услуг фактически мертв. Мы позвонили одному подборщику — он с готовностью принял заявку, озвучил стоимость услуг, но не сказал о сроках исполнения заказа. Договориться об осмотре можно далеко не со всеми официальными дилерами. Совсем плохо идут на контакт частные продавцы. Максимум — осмотр возле дома. К поездке на сервис для диагностики готовы только самые отчаянные.
Новороссийск
Предложение
Большинство планировавших замену автомобилей покупателей встали на паузу. Число выставленных объявлений на Дроме и других площадках стало падать ввиду полной неопределенности. Что будет с ценами и спросом — непонятно ни покупателям, ни продавцам. Опыт Италии показывает, что спрос на подержанные автомобили падает почти в четыре раза. Возможно, к такому же надо готовиться и нам.
Самый интересный и сложный вопрос. Давайте, посмотрим, что происходило с ценами на Дроме в марте на подержанные автомобили.
В период с 18 по 29 марта 2020 по сравнению с предыдущими двумя неделями средняя стоимость авто в объявлениях уменьшилась на 3,7% при этом количество новых объявлений не изменилось. Однако цена проданных авто увеличилась на 6,4%, а количество проданных авто выросло на 8,5%. То есть цены стали меньше, но люди покупают не то, что дешево, а то что и так было дорогим. Такое поведение можно объяснить резким обвалом рубля, начавшимся как раз 18 марта 2020, покупатели же быстро вкладывают свои сбережения, опережая возможный рост цен.
С 30 марта по 5 апреля. Средняя стоимость авто в поданном объявлении уменьшилась на 13,3% а количество поданых объявлений сократилось аж на 41% к предыдущему периоду. При этом цена проданных авто рухнула на 14%, а количество таких автомобилей сократилось на 34% по отношению к предшествующему аналогичному периоду. Это можно объяснить введеным режимом нерабочих дней. Данные сокращения продаж можно считать резко начавшимся кризисом. Подсчет проводился по объявлениям о продаже б/у авто за исключением случаев повышения цены сразу после продажи или за некоторое время до продажи, чтобы исключить вводящие в заблуждение манипуляции ценами со стороны продавцов.
Прогнозы
Перекупщики рапортуют, что сейчас, в отличие от прошлых кризисов, поведение на рынке хаотично. Одни продавцы повышают цены пропорционально росту курса валюты, другие, наоборот, «скидывают» машины дешевле — «не до жиру, быть бы живу». Аналитики сетуют, что ценообразование на вторичном рынке сейчас не подвержено никакой логике, бал правят панические настроения.
В привычном режиме никто из продавцов не будет работать до конца апреля. Часть участников рынка, кто не готов перейти на онлайн-обслуживание, рискуют не открыться вовсе. Но даже активно внедряя онлайн-торговлю выживут не все. Мелкие автосалоны «вагонного типа» более живучи: их текущие убытки куда меньше, чем у более крупных участников рынка.
Пессимисты из числа экспертов столичного авторынка говорят, что резкого повышения цен на подержанные авто стоит ждать уже в начале лета. Хорошая новость — рост будет меньше, чем на новые автомобили. Повышение спроса в перспективе будет очень медленным. В целом ситуация похожа на то, что уже происходило в 2015 году, и будет развиваться по схожему сценарию. Денег нет, но вы держитесь, и главное — мойте почаще руки.
Дром будет мониторить ситуацию с ценами и рынками. Раз в неделю планируем делать обзор ситуации.
В последние годы рынок подержанных автомобилей в России постепенно осваивается новыми игроками. На этот рынок вышли профессиональные продавцы автомобилей с пробегом – дилерские центры, специализированные автосалоны по продаже подержанных автомобилей, интернет-аукционы. В отличие от частных продавцов автомобилей, они проводят диагностику и проверку юридической чистоты автомобиля, дают гарантию на автомобили с пробегом. Их доля пока невелика, но тенденция очевидна: российский рынок автомобилей с пробегом постепенно перестает быть стихийным рынком частных лиц.
Как показывает анализ автостатистики, в 2011 г. в России было продано 2,65 млн. новых легковых автомобилей и LCV*. По итогам года емкость рынка подержанных автомобилей превысила емкость рынка новых автомобилей в два раза. В 2011 г. доли зарегистрированных новых и подержанных автомобилей составляли 33% и 67% рынка легковых автомобилей, соответственно.
Несмотря на огромный количественный перевес, по темпам роста в 2011 г. рынок автомобилей с пробегом уступил рынку новых автомобилей. В 2011 г. рынок подержанных автомобилей показал снижение на 9,4%, относительно 2010 г., в то время как рынок новых легковых автомобилей и LCV вырос на 39%.
Руслан Ермачков, генеральный директор компании «Формула 91», специализирующейся на продаже автомобилей с пробегом, объясняет сокращение рынка тем, что рынок автомобилей с пробегом связан с рынком новых автомобилей не напрямую – существует разрыв в два-четыре года. Этот разрыв обусловлен тем, что первый владелец задумывается о смене автомобиля именно после двух-четырех лет эксплуатации.
Снижение 2011 г. является следствием падения продаж новых автомобилей в 2009 г., считает эксперт, то есть речь идет о некотором дефиците предложений, который практически не покрывается за счет импорта, как раньше. Рост продаж новых автомобилей в 2010-2011 гг., скорее всего, положительно скажется на рынке автомашин с пробегом через два-три года, полагает Руслан Ермачков.
В денежном выражении объем рынка автомобилей с пробегом, по оценкам экспертов ГК «Favorit motors», составляет 80 млрд. долларов. Аналитики группы компаний «РОЛЬФ» оценивают вторичный рынок автомобилей скромнее – в 45 млрд. долларов.
Сотрудники компании «Формула 91» оценивают емкость рынка в 2012 г. в 1,8-1,9 трлн. рублей. Это примерно на 10% выше того объема, который был продан за 2011 г. Десятипроцентный рост, считают в компании «Формула 91», может обеспечить та категория покупателей, которая делает выбор между недорогим (до 500 тыс. руб.) новым автомобилем и автомобилем с небольшим пробегом (2-3 года). Такие автомобили пользуются сейчас повышенным спросом.
В Европе пропорции продаж новых и подержанных автомобилей аналогичные: в Германии – 2,6 подержанных автомобилей на один новый, в Англии – 3 подержанных на один новый, приводит данные Александр Смирнов, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом «Ауди Центр Таганка». Однако, в Европе и США почти половина автомобилей с пробегом продается через официальных дилеров. В России же, по мнению экспертов, доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров – от 2 до 4%.
Дилеры активно начали выходить на рынок автомобилей с пробегом в период кризиса, когда торговля новыми автомобилями сильно сократилась, отмечает Денис Смышляев, директор «Оками Маркет» − компании, специализирующейся именно на продаже автомобилей с пробегом. Люди искали более экономичный вариант автомобиля и в результате покупали подержанный автомобиль.
Цивилизованные форматы продаж автомобилей с пробегом продвигают две основные категории игроков – официальные дилерские центры и специализированные компании по продаже подержанных автомобилей.
Сегодня практически каждый авторитейлер создал в структуре своей компании подразделение по продаже автомобилей с пробегом. В некоторых компаниях такие подразделения, развиваясь, образуют самостоятельное направление бизнеса, но чаще такие подразделения работают без образования нового юридического лица.
Александр Смирнов рассказывает об истории развития направления продаж автомобилей с пробегом в «Ауди Центр Таганка»: «Продажи автомобилей с пробегом мы начали в 2000 г. и считаем себя пионерами этого направления бизнеса. Сначала, как всегда, было трудно – нам предлагали весь «хлам», который привозили из-за рубежа: битые, скомпонованные из трех разных автомобилей, а также не прошедшие полную таможенную очистку машины. В то время нужно было быть искусным экспертом, чтобы разглядеть весь этот «неликвид» и принимать для продажи только достойные автомобили. Мы сразу приняли решение, что на каждый автомобиль мы будем делать тщательную диагностику и предоставлять результаты каждому потенциальному покупателю. Мы первые начали продавать автомобили с пробегом в кредит, придумали схему «trade-in по цене клиента», которую сейчас практикуют многие из дилеров».
Продажи подержанных автомобилей в «Ауди Центр Таганка» с 2004 г. выросли в 4,4 раза – до 786 автомобилей в 2011 г. В текущем году компания планирует продать 1000 подержанных автомобилей.
Примерно тот же порядок продаж у некоторых других официальных дилеров. Так, группа компаний «Обухов», авторизованный дилер Volvo, продал приблизительно 500 автомобилей Volvo с пробегом в прошлом году, а в текущем планирует увеличить реализацию на 25%. Официальный дилер Infiniti «АвтоСпецЦентр на Ленинском» также продает порядка 500 подержанных автомобилей в год.
Сегодня редко можно встретить автодилера, у которого направление продаж подержанных автомобилей было бы монобрэндовым, соответствующим официальному брэнду дилера. Чаще всего автосалоны продают автомобили с пробегом самых разных марок. Как к этому относятся автопроизводители −владельцы брэнда?
«В требованиях нашего представительства (Infiniti) нет запретительных предписаний к приему подержанных автомобилей других марок, и это большой плюс, − комментирует ситуацию начальник отдела trade-in «АвтоСпец-Центр на Ленинском» Александр Барбасов. – В зачет нового или подержанного автомобиля мы можем принять автомобиль абсолютно любой марки. Если сдаваемый автомобиль дороже покупаемого, выплатим разницу. Ограничений практически нет, есть два основных требования: юридическая чистота и диагностика. Если сдаваемый автомобиль − непрофильный, нужна диагностика от любого официального дилера. Таким образом, каких-либо сложностей при продаже непрофильных автомобилей у нас не возникает».
Работать же с «профильными» подержанными автомобилями дилерам активно помогают сами автопроизводители.
«За рубежом давно, а в России несколько лет назад стали появляться различные брэндированные программы по поддержке продаж подержанных автомобилей, которые имеют своей целью выделить автомобили с пробегом соответствующего брэнда среди прочих, − рассказывает Константин Соловьев, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом ГК «Обухов». − Это так называемые программы специально отобранных и подготовленных автомобилей с пробегом (selected used cars), на которые к тому же предоставляется гарантия. Такая программа, курируемая представительством, существует и у Volvo в России. Рост продаж автомобилей с пробегом в рамках таких программ очевиден».
«Многие автопроизводители давно поняли, что поддержка продаж автомобилей с пробегом через официальных дилеров помогает существенно увеличить не только продажи подержанных автомобилей, но и новых, − отмечает Александр Смирнов. − Такая услуга повышает лояльность клиентов к марке, увеличивает продажи запчастей и дополнительного оборудования. С прошлого года мы совместно с «АУДИ Россия» дали старт программе продаж сертифицированных автомобилей с пробегом «АУДИ с пробегом: PLUS». Представительство марки утвердило стандарт по диагностике и предпродажной подготовке таких автомобилей, ввело продленную гарантию на них. Часть этих расходов компенсируется представительством. Также «АУДИ Россия» активно рекламирует эту программу и проводит обучение наших сотрудников».
Источники автомобилей с пробегом
Основные каналы формирования склада подержанных автомобилей у дилеров – это trade-in, прием автомобиля на комиссию и выкуп автомобиля. Кроме того, в продажу поступают автомобили, использовавшиеся для тест-драйвов в автосалонах, но их количество невелико – например, в «Ауди Центр Таганка» это всего 2% от склада автомобилей с пробегом. Основной поток подержанных автомобилей здесь обеспечивает trade-in (60%), а доли комиссионных и выкупных автомобилей составляют 18% и 20%, соответственно.
В «АвтоСпецЦентре на Ленинском» принятых по trade in автомобилей примерно столько же, а доля выкупных автомобилей составляет около 5%. Все остальные автомобили – комиссионные.
В компании BlueFish, подразделении ГК «РОЛЬФ» по продаже автомобилей с пробегом, на выкуп пришлась гораздо большая доля, чем у перечисленных выше дилеров, – 40%. Доля комиссионных автомобилей составляет лишь 5%. Доля автомобилей, принятых по trade-in, — 55%. Это весь объем автомобилей, поступаемых в ГК «РОЛЬФ» по сделкам trade-in.
Каналы получения подержанных автомобилей в «Ауди Центр Таганка», %
Источник: данные компании «Ауди Центр Таганка».
Каналы получения подержанных автомобилей в компании BlueFish, %
Источник: данные компании BlueFish.
Кроме того, в качестве источников приобретения автомобилей с пробегом BlueFish практикует выкуп автомобилей из корпоративных парков у юридических лиц, а также зачисление в продажу автомобилей, которые использовались для тест-драйвов в дилерских центрах «РОЛЬФ». Но доля этих источников крайне мала. В основном компания BlueFish ориентирована на приобретение автомобилей у частных лиц.
Прежде существовал еще один канал пополнения склада – импорт автомобилей с пробегом. Однако, после повышения пошлин в 2009 г., покупатели потеряли интерес к импортным автомобилям, и содержание штата сотрудников, занимающихся ввозом и таможенной очисткой автомобиля, стало нерентабельным.
На данный момент такие автомобили к дилерам не поступают. В компании BlueFish отмечают, что в нашей стране, в силу увеличившихся продаж иномарок в 2003-2008 гг. и подъема продаж в 2010-2011 гг., существует громадный внутренний парк автомобилей, которые в большинстве случаев были изначально адаптированы под специфику российского рынка, имеют прозрачную сервисную историю и пользуются на рынке большим спросом. Поэтому сейчас на рынке достаточно качественных автомобилей для того, чтоб работать с ними, не отвлекаясь на схемы импорта.
Критерии закупаемых автомобилей
При приеме подержанных автомобилей дилеры учитывают множество факторов: год производства, пробег, техническое состояние, внешний вид и состояние салона. Принимается во внимание текущий спрос на данную модель, наличие информации об истории обслуживания автомобиля, количество владельцев.
Константин Соловьев подчеркивает, что дилер несет ответственность за реализуемые автомобили с пробегом, поэтому должен быть довольно щепетилен при их приеме: «Мы не примем машину, у которой не в порядке документы, или машину «со сложной судьбой»; не примем также автомобили, на которых срабатывали подушки безопасности или автомобили с серьезными кузовными повреждениями».
Не самый привлекательный вариант для дилера – автомобиль с низким уровнем ликвидности: спорткар, кабриолет, эксклюзивная версия какой-либо модели. Как правило, такие автомобили могут быть выкуплены только «под клиента» или же приняты для последующей продажи по комиссионной схеме.
В целом, как отмечает Александр Барбасов, есть два основных требования к принимаемому подержанному автомобилю: юридическая чистота и проведение диагностики. Если сдаваемый автомобиль не профильный для дилерского центра, нужна диагностика от любого официального дилера.
Под одной крышей
Торговля в одном дилерском центре новыми и подержанными автомобилями предъявляет определенные требования к размещению автомобилей − и те, и другие должны быть выставлены максимально выгодно. Как авторитейлеры организуют продажу подержанных автомобилей?
Рассказывает Александр Смирнов: «В нашем дилерском центре три шоу-рума: для новых автомобилей, автомобилей с пробегом и бутик для продажи автомобилей Audi по индивидуальным заказам. Автомобили с пробегом других марок мы продаем так же, как и автомобили Audi, импортер особых требований к продаже этих автомобилей не предъявляет. Требования предъявляются только к продаже автомобилей по программе «АУДИ с пробегом: PLUS». Для этих автомобилей нужна выделенная разлинованная специальным образом площадка, POS-материалы и обученный персонал».
В «АвтоСпецЦентре на Ленинском» жесткого формата организации торговли подержанными автомобилями нет, автомобили с пробегом выставлены на отдельно стоящей открытой площадке. В ГК «Обухов» существуют шоу-румы для экспозиции автомобилей с пробегом, но в тех центрах компании, где такой возможности нет, машинам выделены места на стоянке перед дилерским центром.
Насколько прибыльна для авторитейлеров торговля подержанными автомобилями?
По данным Александра Барбасова, доля направления продаж автомобилей с пробегом в структуре валовой прибыли дилерского центра составила 4% в 2011 г. Александр Смирнов не называет цифр, но отмечает, что, если не брать бонусные программы от автопроизводителя, отдел продаж автомобилей с пробегом добился более высокой прибыли в расчете на один автомобиль, чем отдел продаж новых автомобилей.
«Наш доход по валовой прибыли сравним с доходом отдела дополнительного оборудования и страхования по всем автомобилям (новым и с пробегом). Конечно, основной доход идет от продажи новых автомобилей, запчастей и СТОА, но, я думаю, в скором времени мы выйдем на второе место после запчастей, как это происходит в дилерских центрах по всему миру», − выразил надежду эксперт.
Доля продаж автомобилей с пробегом в «АвтоСпецЦентр на Ленинском», как и в «Ауди Центр Таганка», составляет 30%. В монобрэндовой ГК «Обухов» этот показатель меньше – доля продаж автомобилей с пробегом, по отношению к реализации новых автомобилей, примерно равна 14%.
Наценки на подержанные автомобили различаются, в зависимости от сроков продажи и канала получения автомобиля.
Если автомобиль был выкуплен у владельца, либо сдан в trade in, то обычно средняя маржинальность сделки среди официальных дилеров составляет около 10%, отмечают в компании BlueFish.
В случае использования комиссионной схемы вознаграждение дилера составляет 5-7%. Более высокий доход со сделок trade in обусловлен тем, что обычно выкуп автомобиля у клиента и его последующая продажа – это два события, разнесенных по времени. А в этом промежутке дилер несет издержки на хранение автомобиля, его рекламу, а также на устранение его технических недостатков для приведения автомобиля в полностью исправное состояние. Средний срок продажи автомобиля с пробегом составляет 30-40 дней.
К дополнительным источникам прибыли при продаже автомобилей с пробегом можно отнести специализированную подготовку автомобиля к реализации, кредитование, страхование, реализацию дополнительного оборудования и аксессуаров, услуги ГИБДД, продажу продленной гарантии, а также осуществление сделок trade in так называемого «второго поколения», то есть обмен автомобиля с пробегом на другой автомобиль с пробегом.
По данным автотрейдинговой компании «Формула 91», интерес россиян к подержанным иностранным легковым автомобилям остается стабильно высоким: средняя стоимость предлагаемого иностранного легкового автомобиля в 2011 г. даже выросла, по сравнению с 2010 г., на 4,4% и составила около 462 тыс. руб. В 2010 г. эта цифра была на 20 тыс. руб. ниже. Отечественные легковые автомобили подешевели на 6,8%: российский автомобиль в 2011 г. стоил в среднем 131 тыс. руб., что на 10 тыс. руб. меньше средней цены предыдущего года.
Учитывая тенденции рынка, компания «Формула 91» значительно увеличила предложение автомобилей иностранного производства. Если в 2010 г. количество импортных машин, выставляемых на продажу, превышало количество отечественных в 4,6 раза, то в 2011 г. — уже в 6,4 раза. В целом же предложение всех подержанных автомобилей компании выросло на 43%.
В сегменте легкого коммерческого транспорта, по данным компании, наибольшей популярностью пользовались автомобили марок Hyundai, Mercedes-Benz, Ford, ГАЗ; в сегменте легковых автомобилей − ВАЗ, Ford, Volkswagen, Toyota, Nissan.
Самыми покупаемыми моделями иностранных автомобилей в 2011 г. стали Volkswagen Passat, Ford Focus и Hyundai Grand Starex, а самой популярной отечественной моделью – ВАЗ-21099. Средний возраст продаваемого иностранного легкового автомобиля снизился и составил 9 лет. Средний возраст отечественных автомобилей увеличился с 9 до 11 лет.
В 2011 г. при приобретении подержанного транспорта покупатели охотнее стали пользоваться услугами кредитных организаций, отмечают в компании. По оценкам специалистов «Формулы 91», за прошедший год количество выданных кредитов в этом сегменте выросло в 4,4 раза. Самыми популярными марками и моделями автомобилей, приобретаемыми в кредит, в том числе и в коммерческое пользование, стали Ford Focus, Mazda3, Mazda6, Opel Astra, Opel Zafira, Hyundai Grand Starex, Volkswagen Passat, Mercedes Sprinter и Volkswagen Transporter.
Идеальный для продажи автомобиль, подводят итог в компании, – это машина иностранного производства возрастом от 3 до 5 лет, купленная и побывавшая в обслуживании у дилера, имеющая одного хозяина, стоимостью 250-500 тыс. руб. Наличие кондиционера, автоматической коробки передач также будет являться преимуществом при продаже.
По мнению экспертов компании «РОЛЬФ», наиболее востребованный ценовой сегмент среди подержанных автомобилей – это 500-700 тыс. руб. Есть дилеры, которые работают и в более высоком ценовом сегменте, но это больше зависит от портфеля брэндов компании (имеются в виду новые автомобили). Чем больше в нем премиальных брэндов, тем выше средняя цена реализации.
Екатеринбургская сеть автосалонов «Оками» продажей подержанных автомобилей занимается с 2004 г. При каждом автосалоне, входящем в сеть «Оками», был свой отдел продаж автомобилей с пробегом. С 2009 г. все самостоятельные подразделения объединили в одно под названием «Оками Маркет».
Аналогичным образом развивалось и направление подержанных автомобилей в сети салонов «Модус», образовав сеть по продаже автомобилей с пробегом «Модус плюс». В группе компаний Musa Motors направление автомобилей с пробегом оформилось в Musa Motors Used Cars, в группе компаний «РОЛЬФ» − в компанию BlueFish.
В отдельное направление бизнес автомобилей с пробегом в группе компаний «РОЛЬФ» был выделен в 2007 г. Проект получил название BlueFish. На первом этапе работа проекта была связана только с брэндом Mitsubishi, но уже в 2008 г. BlueFish начал работать с автомобилями всех брэндов. В 2009 г. была запущена программа «Помощь на дорогах». Карта помощи предоставляется всем клиентам BlueFish и позволяет получить оперативную поддержку на дороге – техническую консультацию, мелкий ремонт на месте, эвакуацию автомобиля и даже доставку бензина.
В начале 2010 г. BlueFish предложил клиентам трехмесячную гарантию на автомобили с пробегом, распространяющуюся на основные элементы двигателя, трансмиссии, охлаждающей системы, осей и мостов автомобиля. В 2011 г. продажи компании превысили 1000 автомобилей в месяц. Сегодня BlueFish сотрудничает с компанией AAA Auto, крупной европейской сетью по продаже подержанных автомобилей, вышедшей на российский рынок осенью 2011 г.
AAA Auto имеет 20-летний опыт работы на вторичном рынке Европы. Эта компания предлагает услуги trade in, комиссии, выкупа автомобилей. Как и в салонах официальных дилеров, автомобили с пробегом здесь проходят диагностику и проверку юридической чистоты.
В рамках сотрудничества Группа «РОЛЬФ» приобрела 5% акций компании ООО «AAA AUTO», дочерней компании Группы AAA Auto в России. Сотрудничество компаний будет заключаться в оказании партнерами друг другу спектра взаимовыгодных услуг, в числе которых обучение сотрудников BlueFish, отвечающих за закупку и продажу автомобилей с пробегом, работе по западным технологиям, прежде всего, в области закупки автомобилей.
Суперавтомаркет «Формула 91» начинал свою работу в 1997 г. как Мытищинский авторынок. Удачное расположение и значительная площадь авторынка (более 30000 м2) сделали его популярной торговой площадкой. Первой услугой, которую здесь начали оказывать покупателям, была комиссионная продажа автомобилей.
В 2002 г. на территории авторынка был создан современный технический центр, выполняющий все виды ремонтных работ. В 2003 г. начала действовать программа развития бизнеса, задачей которой было повысить лояльность потребителей: в 2007 г. построен торговый комплекс, благоустроена территория, сформирована профессиональная команда менеджеров, в 2008 г. появилось название «Формула 91».
В 2012 г. компания предполагает сделать акцент на повышении качества обслуживания клиентов: планируется запустить услугу «Персональный менеджер». Также больше внимания будет уделено безопасности проведения сделки куплипродажи. Компания продает не только подержанные легковые, но и грузовые автомобили, а так-же спецтехнику.
Безусловно, формат торговли влияет на формирование склада и структуру прибыли. Так, например, автомобили с пробегом, предлагаемые «Формулой 91», преимущественно комиссионные (до 80%). Остальные автомобили – выкупные.
В компании пока нет услуги trade in в классическом понимании, поскольку дилерский центр еще только планируется построить, но она предлагает trade in «второго поколения». Кроме того, проверка юридической чистоты и технического состояния приобретаемого автомобиля здесь проводится по желанию покупателя и за его счет: компания обеспечивает присутствие на площадке экспертов, и эта услуга платная.
Соответственно, структура дохода здесь также иная. Стандартных наценок на автомобили не существует, так как компания стремится максимально приблизиться к рыночной цене на автомобили. При комиссионной продаже клиент оплачивает в среднем 3,5% от стоимости автомобиля. При выкупе автомобиля клиент потеряет примерно 10% от средней стоимости автомобиля, но не будет зависеть от факта продажи автомобиля, а сможет получить деньги сразу.
Информационные технологии – автомобилям с пробегом
Сегодня подержанный автомобиль можно также приобрести на интернет-аукционах. Эта форма покупки автомобилей с пробегом появилась в России уже достаточно давно и изначально была ориентирована на импортные лоты – американские, японские, европейские.
На сегодняшний день в нашей стране самые известные аукционы, которые работают на внутреннем рынке подержанных автомобилей, – это YOSHIDA и «КарОператор.Ру». Интернет-аукцион YOSHIDA, проект Группы компаний «Favorit motors», продает автомобили в рознице. Аукцион компании «КарОператор.Ру» работает в сегменте В2В, его клиентами являются юридические лица.
Интернет-аукцион YOSHIDA начал работать в 2008 г. по принципам японских аукционов – сдача автомобилей частными лицами, оценка технического состояния автомобиля, заполнение аукционного листа, выставление на торги. Потенциальные покупатели торгуются через сертифицированных брокеров YOSHIDA, ориентируясь при выборе автомобиля на данные аукционного листа и фотографии.
Теоретически частные лица могут стать участниками аукциона, однако на практике участие осуществляется через брокера. Для продавца автомобиля участие в интернет-аукционе бесплатное. Прибыль аукциона образуется за счет комиссионного вознаграждения, которое удерживается с покупателя. В среднем это около 1% от стоимости приобретенного автомобиля. Наиболее востребованы покупателями аукциона автомобили С-класса стоимостью 300-400 тыс. руб.
Отличие от японских аукционов заключается в том, что покупатель все же осматривает автомобиль перед покупкой. Самая высокая цена на торгах не означает окончательную покупку, а лишь виртуальное резервирование автомобиля. После этого клиент приезжает на площадку, где выставлен автомобиль, и перед окончательной оплатой оценивает его на соответствие данным аукционного листа. Если машина соответствует представлениям покупателя, он ее оплачивает и забирает. Если после осмотра автомобиль покупателю по каким-то причинам не нравится, никаких финансовых санкций не применяется, и автомобиль снова выставляется на торги.
На аукцион YOSHIDA выставляются не только автомобили, которые хотели бы продать частные лица, но и автомобили, полученные в результате зачета по trade-in ГК «Favorit motors». Компания YOSHIDA в этом случае выступает как оператор. Кроме того, YOSHIDA принимает заявки на выкуп корпоративного транспорта.
C 2008 г. продажи через аукцион увеличились в восемь раз и, как считает исполнительный директор по корпоративному бизнесу ГК «Favorit motors» Андрей Стребков, вступление России в ВТО, скорее всего, будет способствовать дальнейшему интенсивному развитию аукциона.
Другой уникальный проект российского рынка подержанных автомобилей – электронная биржа (аукцион) компании «КарОператор.ру», работающая только с корпоративными клиентами. Директор по маркетингу Роман Шутов вспоминает, что, когда компания три года назад вышла на рынок, мало кто среди участников рынка верил, что она сможет продавать автомобили заявленным способом. Поэтому работать начинали с европейскими автопроизводителями – им подобные схемы работы были ближе.
Компания «КарОператор.ру» является поставщиком полного комплекса услуг на всех этапах жизненного цикла автомобилей с пробегом. Ее клиенты – владельцы автопарков (прокатные и лизинговые компании, транспортные предприятия, крупные корпорации), крупные автопроизводители и импортеры, автомобильные дилеры и холдинги. Компания оказывает услуги аутсорсинга по работе с автопарками – учет и контроль за состоянием автомобилей, вывод автомобилей из эксплуатации, реализация. Именно для реализации автомобилей с пробегом была создана система электронных торгов.
Электронная биржа представляет собой интернет-площадку, где в торгах участвуют зарегистрированные пользователи – профессиональные игроки вторичного рынка автомобилей. На данный момент в системе зарегистрировано 200 дилеров и 100 независимых трейдеров.
На торги выставляются автомобили, реализуемые компанией «КарОператор.ру» на основании доверенности от ее клиентов, и автомобили участников системы. Как и в других интернет-аукционах, участники торгов ориентируются на фотографии и аукционные листы. Минимум цены устанавливает владелец автомобиля, а выигравший торги участник оплачивает аукциону 1% от той стоимости машины, которая стала окончательной на аукционе. Возможности отказаться от покупки при получении автомобиля здесь уже нет.
Система электронных торгов интегрирована с единой базой данных, в которой участники имеют возможность вести учет и контроль своих складов автомобилей с пробегом, обмениваясь друг с другом информацией. Пользователи системы могут подыскать в общей базе подержанных автомобилей именно тот, который нужен клиенту. Таким образом, действительно создается единая система продажи подержанных автомобилей среди разных игроков рынка.
Львиная доля автомобилей, проданных через систему, – легковые; доля LCV составляет лишь 5%. По итогам 2011 г. компания продала через электронную биржу 1000 автомобилей. Для участников рынка автомобилей с пробегом «КарОператор.Ру» становится существенным каналом пополнения склада: так, «Ауди Центр Таганка» в последнее время до 15% продаваемых автомобилей с пробегом выкупает на торгах в «КарОператор.Ру».
Трудности и перспективы
Говоря о сложностях развития продаж автомобилей с пробегом, все участники рынка, независимо от формата торговли, сходятся в одном: главная проблема − отсутствие единой базы данных с корректной историей эксплуатации автомобиля, данных о проведенном ТО, ремонте, случаях ДТП, а также базы кредитных автомобилей.
В Европе, США, Японии любой автомобиль имеет прозрачную историю, доступную любому участнику рынка: где и как куплен, пробег, состояние, техническое обслуживание в процессе эксплуатации, информацию о владельцах. В России, кроме федеральной базы розыска, которая содержит только информацию о проблемах с автомобилем, никакой другой обобщенной базы данных нет. «О консолидированной базе кредитных автомобилей в правительстве пока идут только разговоры», − замечает генеральный директор «Формулы 91» Руслан Ермачков.
Другая сложность, с которой сталкивается дилер, – это специфическое отношение россиян к продаже автомобиля с пробегом: до сих пор около 90% сделок проводятся «из рук в руки». Сейчас основная задача дилеров – это объяснить потенциальным клиентам, что качественный сервис, безопасность, юридическая чистота сделки и экономия времени, которые может предложить серьезная компания, гораздо важнее, чем возможность заработать больше, продавая самостоятельно.
Константин Соловьев, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом в ГК «Обухов», отмечает, что для его компании основной сложностью является дефицит автомобилей с пробегом для реализации, − компания работает только с брэндом Volvo. На данный момент проблема не в том, чтобы продать автомобиль, а в том, чтобы обеспечить себе комфортное для роста продаж количество автомобилей на складе.
Несмотря на существующие сложности, эксперты рынка настроены скорее оптимистично. По мнению Руслана Ермачкова, в 2012 г. на рынке автомобилей с пробегом не произойдет существенных изменений: объем продаж сохранится на прежнем уровне, а колебания не превысят 5-7%.
В крупных городах доля дилерских продаж автомобилей с пробегом с каждым годом растет. И 2011 год не стал исключением.
По оценкам компании «Рольф», количество проданных официальными дилерами автомобилей с пробегом в Москве заметно выросло: примерно на 15%, по отношению к 2010 г. Доступность услуг по проверке юридической чистоты и технического состояния автомобиля – все это постепенно делает покупку автомобиля с пробегом более цивилизованной и удобной.
Статьи по теме:
Доля кроссоверов в продажах Hyundai составляет 60%. Локомотивом является, конечно же, Hyundai Creta, которой в…
© 2020 FCA US LLC. Chrysler, Jeep, Dodge, Ram, Mopar и логотип Pentastar являются зарегистрированными…
9G-Tronic (заводское обозначение W9A NAG3 700) — первая девятиступенчатая гидротрансформаторная автоматическая коробка передач для автомобилей…
Группа компаний ОБУХОВ является официальным дилером Вольво в РФ. У нас можно не только приобрести…
Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России
По сравнению с 2019 годом на конец 2020 года глобальный авторынок показал отрицательную динамику по количеству продаж автомобилей. Общемировые продажи составили порядка 77,7 млн авто, что на 14% меньше предыдущего года. Однако авторынок России в 2020 году вошел в ТОП-10 по общемировым продажам, несмотря на то что по сравнению с 2019 годом просел на 9,1% (рис.1).
Рис. 1. Топ-10 мировых авторынков в 2020 году, млн шт.
Источник: «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы»
По данным специалистов «Автостат», в конце 2020 года в России эксплуатировалось 45 миллионов легковых автомобилей. Для сравнения: 10 лет назад в 2011 году насчитывалось порядка 33 миллионов автомобилей. То есть за 10 лет, с 2011 по 2021 год, число легковых автомобилей на российских дорогах выросло почти на 36%. Однако если в 2011 году легковых автомобилей старше 10 лет насчитывалось порядка 50%, то в настоящее время их почти 60%. Основную долю в общем объеме легковых автомобилей в России занимают легковушки в возрастной категории от 11 до 15 лет (23%) (рис.2).
Рис. 2. Возрастная структура легковых автомобилей в России в 2011 – 2021 гг., %
Источник: Автостат
За прошедший 2020 год автобизнес России столкнулся с дефицитом как новых, так и подержанных машин. Вторичный рынок становится популярнее благодаря росту цен на новые машины, падению доходов и образовавшемуся дефициту на первичном авторынке. В 2020 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом (новых – 1,46 млн). Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи новых легковых авто упали почти на 10% (рис.3).
Рис. 3. Динамика продаж новых и подержанных автомобилей в России, млн.шт.
Источник: Автостат, АЕВ
По состоянию на конец 2020 года в России на один купленный новый автомобиль приходилось 3,8 подержанных автомобилей (1:3,8) (рис.4).
Рис. 4. Соотношение продаж новых и подержанных легковых автомобилей за 2020 год, тыс. шт.
Источник: Автостат
Самый большой разрыв в продажах новых и подержанных авто зафиксирован в апреле-мае 2020 года, когда в связи с пандемией большинство дилерских центров не работало. Это привело к тому, что на один проданный новый автомобиль приходилось порядка 4,9 с пробегом. Тем не менее, уже в декабре 2020 года продажи новых автомобилей и подержанных находились в соотношении 1:3,5, как и в начале 2020 года.
Регионы-лидеры по продажам подержанных автомобилей
По состоянию на конец 2020 года на каждую 1000 жителей России было продано 48 автомобилей, в число которых входило 10 новых и 38 подержанных авто. По регионам России самое большое количество новых автомобилей на 1000 жителей было продано в Санкт-Петербурге и Москве, а подержанных – в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе (рис.5).
Рис. 5. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2021 года, шт.
Источник: Автостат
По сравнению с 2019 годом незначительный рост продаж автомобилей с пробегом зафиксирован в нескольких регионах: г. Москва (+5,38) и г. Санкт-Петербург (+3,04), Свердловская область (+3,3), Республика Татарстан (+2,9) и Челябинская область (+2,8) (рис.6).
Рис. 6. Топ-10 территорий по продаже автомобилей с пробегом за 2019 – 2020 гг, тыс. шт.
Источник: Автостат (анализ)
Данные «Автостата» позволяют говорить о том, что по итогам 2020 года средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля в России составила 550 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем в 2019 году.
Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом массового сегмента в прошлом году достигла 450 тыс. рублей, увеличившись на 10%. Аналогичный показатель в премиум-сегменте вырос чуть сильнее – на 11% до 1,46 млн рублей. Стоит отметить, что средневзвешенная цена б/у автомобиля рассчитывается с учетом объемов продаж по модели и году выпуска (без учета модификаций).
Сегмент автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет показал рост стоимости порядка 15 – 20%. Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили» в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%.
Эксперты считают, что рост цен и дефицит автомобилей у дилеров вынудили россиян перейти на вторичный рынок, что привело к нехватке и подержанных машин в России. Другими словами, повышение цен на новые автомобили, а также их дефицит стали основными драйверами переориентации потребителей на ассортимент вторичного рынка.
При этом уже сейчас автоэксперты отмечают, что хороших предложений на «вторичке» практически не осталось.
Кроме того, подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали в годовом выражении на 9%, а их средняя стоимость на конец декабря 2020 года составляла 666,4 тыс. рублей. По мнению специалистов, это связано с курсом рубля и нехваткой на «вторичке» качественных и «честных» автомобилей, а также наплывом перекупщиков. По сути, рост цен и объема продаж автомобилей с пробегом, в основном, произошел в декабре 2020 года, когда только за один последний месяц года было продано более 530 подержанных машин. Это на 16,6% больше, чем в декабре годом ранее.
ТОП автомобильных брендов по продаже «вторички»
В течение 2020 года на вторичном рынке лидерство удерживал отечественный автомобиль Lada, спрос на который, правда, по сравнению с предыдущим годом, уменьшился на 4,7%. Если в 2019 году было продано порядка 1 346,5 тысяч этих авто, то в 2020 году – 1 283,5 тысяч. В общем объеме продаж автомобилей с пробегом эта марка занимала долю в 23%.
Следующее место по объему продаж на вторичном рынке, как и в 2019 году, занимает автомобиль марки Toyota. Автомобили этой марки были проданы в России в количестве 619,7 тыс. шт., что на 3,7% или 597,6 тыс. шт. больше, чем годом ранее.
На третьем месте по объему продаж находятся автомобили марки Nissan. Всего в 2020 году авто этой марки на вторичном рынке было продано 315 тыс. шт., что на 3,8% больше, чем в 2019 году. Годом ранее было продано 303,9 тыс. шт. (рис.7).
Рис. 7. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, %
Источник: Авито Авто.
В Топ-5 самых продаваемых автомобилей с пробегом в России вошли также авто марок Hyundai и KIA. Продажи подержанных автомобилей Hyundai в 2020 году показали рост 7,3%, по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, если в 2019 году было продано 284,5 тыс. шт., то в 2020 году – 305,2 тыс. шт. Что касается KIA, продажи авто этой марки также увеличились в 2020 году по сравнению с предыдущим на 12,8% и составили 298,8 тыс. шт.(табл.1).
Таблица 1. Топ-10 марок легковых автомобилей с пробегом, проданных в России за 2019 – 2020 гг.
Всего по России
Из 10 лидирующих марок автомобилей на вторичном рынке России только две марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – отечественная LADA (-4,7%) и FORD (-1,4%). Все остальные марки-лидеры продемонстрировали положительный рост продаж в 2020 году по сравнению с предыдущим. Наибольший рост наблюдался у марки KIA (+12,8%).
Самым популярным среди россиян в 2020 году был автомобиль Ford Focus, который, правда, по сравнению с предыдущим годом снизился в продажах на 1,8%. LADA 2114 также была востребована у жителей России и тоже показала отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – минус 8,9% (рис.8).
Рис. 8. Топ-5 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2019 -2020 г., тыс.шт.
Источник: Автостат
Далее следует Hyundai Solaris, KIA Rio и Toyota Corolla, показавшие рост продаж по сравнению с 2019 годом на 8,2%, 15,2% и 1,6% соответственно.
Самый большой прирост в продажах по сравнению с 2019 годом показал автомобиль KIA Rio (+15,2%), а самое сильное падение отмечено у отечественной LADA 2107 (-12,3%).
Эксперты Автостата в Топ-10 востребованных моделей автомобилей на вторичном рынке включили также Lada 2107, которая сократилась в продажах по сравнению с 2019 годом со 118,4 тыс. до 103, 8 тыс., или на 12,3%; Lada 2170 Priora – 102,2 тыс. (-3,8%); Lada 2190 Granta – 94,4 тыс. (+12%); Lada 2121 Niva – 90, 8 тыс. (-0,1%); Lada 2110 – 83,3 тыс. (-14%) и Renault Logan – 79,2 тыс. (+1,3%) (рис.9).
Рис. 9. Топ-20 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2020 г., тыс. шт.
Источник: Авито Авто (анализ)
Как и в 2019 году, самыми популярными на вторичном рынке России были кроссоверы и внедорожники из сегмента SUV, продажа которых в 2020 году составила 1,49 млн. Второе место по продажам заняли средние авто из сегмента С – продано порядка 1,42 млн., а третье место – у компактных автомобилей класса В – 1,05 млн. (рис.10).
Рис. 10. Сегменты Топ-5 на вторичном рынке автомобилей в 2019 – 2020 гг., млн шт.
Источник: Автостат (анализ)
Седаны являются наиболее предпочтительным автомобилем по типу кузова на вторичном рынке в 2020 году. Их доля занимает 42% в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Второе место занимают универсалы с долей 33%, на третьем месте хэтчбек/лифтбек -22% (рис.11).
Рис. 11. Соотношение легковых автомобилей с пробегом по типу кузова на вторичном рынке, %
Источник: Автостат
Прогноз развития вторичного авторынка в России
По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.
Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.
Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.
Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.
Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.
Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.
Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.
Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).
Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей
Источник: Авто.ру.
Высока вероятность, что продажи на вторичном рынке авто будут сокращаться, в первую очередь, в силу его насыщения в 2020 году. Большой спрос на автомобили с пробегом в предыдущем году оказали влияние на снижение количества предложений на вторичном рынке, поэтому необходимо определенное время для того, чтобы рынок стабилизировался. Эксперты спрогнозировали рост цен на новые автомобили, соответственно, поднимутся цены и на авто с пробегом. Но повышение цен на вторичном рынке прогнозируется как незначительное по причине увеличения срока эксплуатации и пробегов авто. Одновременно с ростом срока владения будет наличествовать дефицит ликвидных вариантов автомобилей с пробегом.
Обзор цен на б/у автомобили на российском рынке
Отсутствие стабильности на валютном рынке, высокий уровень инфляции и санкции, наложенные на российскую экономику, сильно отразились на продажах авто. Дилеры новых автомобилей вынуждены закладывать в стоимость возможные риски. Это, — в совокупности с резким падением спроса, — привело к росту цен.
Вслед за автосалонами ценники поползли вверх и на рынке подержанных автомобилей. Высокая стоимость новых моделей вынуждает автовладельцев с неохотой расставаться со своими старыми машинами. Продавцы часто ставят необоснованно завышенную цену. Поэтому ориентироваться на этом рынке неподготовленному человеку сложно. Чтобы помочь вам не переплатить при покупке авто с пробегом, мы составили обзор средних цен на самые популярные бу автомобили в России.
Отечественный автопром
Снижение доходов населения привело к тому, что в рейтинге самых продаваемых б/у автомобилей более половины — отечественного производства. Самой популярной среди людей по-прежнему остается классика — Лада 2107 . Главное, что привлекает в ней покупателей — это недавний год выпуска (она выпускалась до 2012 года, поэтому на рынке до сих пор много “молодых” машин). За неприхотливый двигатель, устаревший дизайн и ужасную эргономику автомобиля начала 2000-х продавцы просят от 60000 до 80000 рублей. Есть варианты и за 30000 (совсем “убитые”).
По-прежнему популярны у россиян Лада 2109, 21099 и более свежая на вид Лада Самара. Эти простые и не очень надежные “девятки” (зато их можно отремонтировать “на коленке” в любом гараже!) можно приобрести в ценовом диапазоне от 40 до 70 тыс. рублей. На рынке есть варианты с обвесами, карбоном, эксклюзивным салоном и необычными техническими доработками — их крайняя цена не выходит за 250000. Но это скорее исключения, рассчитанные на истинных фанатов модели.
Неизменной популярностью на вторичном рынке автомобилей пользуется отечественный внедорожник Лада 4х4 . Люди считают, что это самое то для охоты, рыбалки, поездок на дачу, да и просто повседневной эксплуатации в российской глубинке, не избалованной качеством и количеством дорог. За 5-7-летнюю Ниву просят от 300000 и выше. Автомобили старше по возрасту (в зависимости от состояния) можно найти и в полтора, и в два, а то и в три раза дешевле.
Горьковский автомобильный завод представлен в рейтинге неизменной “Волгой”. ГАЗ 3110 продается, конечно, хуже бюджетных иномарок, но все еще окончательно не утратил своей привлекательности для россиян. 15-20-летние “Волги” в среднем стоят 60-70 тыс. рублей. Есть и совсем дешевые предложения, но они часто требуют капитального восстановления.
Из семейства АвтоВАЗа также популярностью пользуются Лада 2114 и 2113. Цены на них стартуют в среднем от 90-100 тыс. рублей. За ухоженные машины некоторые хозяева просят 120000-150000. Цена Лады 2110 на вторичном рынке колеблется до ста тысяч за машину до 2000 года выпуска и от 120000 за более свежие варианты. Приора дороже — автомобиль 2008-2010 годов в хорошем состоянии обойдется в районе 200000 рублей. За более молодые экземпляры просят и 300000, и даже 400000.
Иномарки
Самой продаваемой б/у иномаркой в России является Ford Focus (преимущественно второго поколения). Эти автомобили в огромных количествах приобретались менеджерами среднего звена и офисными работниками в начале 2010-х. Сейчас многие из них выставлены на продажу. Ценник за 7-10 летний автомобиль колеблется в районе 300-400 тысяч рублей — в зависимости от состояния и комплектации. Машины третьего поколения стоят на порядок дороже — от 500 тысяч.
Среди азиатских автогигантов неизменным доверием российских автолюбителей пользуется японская корпорация Toyota. На данный момент их самая продаваемая модель на вторичном рынке России — Corolla X поколения. Приценятся к этому авто лучше имея в кармане хотя бы 400 или даже все 500 тысяч рублей.
За не менее надежный Mitsubishi Lancer IX (до рестайлинга) в неплохом состоянии придется отдать около 300000 рублей. За Х поколение просят в среднем на сто тысяч больше.
Также очень ценятся бюджетные Renault Logan за их надежность и простоту. Первое поколение можно приобрести за 250000 рублей. Второе поколение обойдется уже около 400 тысяч.
Из подержанных автомобилей классом выше чаще всего покупают уже ставший классикой Volkswagen Passa t и японскую Toyota Camry . Полюбившийся водителям всего мира немецкий Пассат B5 можно найти за 300-400 тысяч рублей. Конечно машины следующих поколений и моложе будет стоить значительно дороже.
Представительская Тойота Камри 6 поколения стоит на вторичном рынке в районе 600000 рублей. Для сравнения, на эти деньги можно купить целый автопарк из отечественных “семерок”.
Подводя итоги
Российский рынок б/у автомобилей насыщен самыми разными предложениями для покупателей любого уровня достатка. Цены зависят от года производства, комплектации и общего состояния машины. Исходя из прогнозов уровня инфляции можно предполагать незначительный рост цен на подержанные авто в течении года — но не более 10%.
Источник http://myavtoreviews.ru/analiz-rynka-poderzhannyh-avtomobilej/
Источник http://delprof.ru/press-center/open-analytics/vtorichnyy-rynok-avtomobiley-kak-pandemiya-izmenila-avtobiznes-v-rossii/
Источник http://autosaloner.ru/obzor-cen-na-bu-avtomobili-na-rossijskom-rynke-v-2017-godu/
Источник