Передаточное число коробки передач.
Что такое передаточное число? Довольно часто от автовладельцев можно услышать вопрос «что такое передаточное число». В данной статье я попытаюсь кратко осветить эту тему. Итак, передаточные механизмы передают вращение одного вала другому, т.е. заставляют вращаться второй вал через вращение первого. Этот вопрос исследовал еще Леонардо да Винчи. Некоторые его изобретения используют и по сей день в конструкциях велосипедов и даже автомобилей.
Так, на основе его эскизов зубчатых передач, глобоидной червячной передачи, конической, спиральной передач и роликовой цепи были разработаны ныне действующие механизмы КПП автомобиля. Передаточное число же представляет собой отношение угловых скоростей ведущей к ведомой шестерне (колес, валов) или отношение радиусов ведомой к ведущей шестерне. В частности, передаточные числа КПП определяются отношением числа зубьев ведомой к ведущей шестерне. В случае участия в передаче нескольких пар шестерен общее передаточное число представляет собой произведение передаточных чисел всех участвующих в передаче пар шестерен.
Как работает коробка передач?
Чтобы получить крутящий момент различной величины, который позволит работать автомобилю в различных условиях, в коробке передач установлены несколько пар шестеренок, которые имеют различные передаточные числа. «Задняя» передача получается путем помещения между ведущей и ведомой шестеренками еще одной, промежуточной, которая сделает вращение обратным. Любая коробка передач, механическая, автоматическая или роботизированная, обеспечивает оптимальный режим работы двигателя в разных дорожных условиях с помощью изменения передаточного числа. Также в любой КПП существуют высокие и низкие передачи. Чем больше передаточное число, тем мощнее (или короче) считается передача. Это означает, что двигатель набирает обороты тем быстрее, чем мощнее передача. При этом, однако, частота переключения передач также возрастает. Это является следствием того, что на данной передаче максимальная скорость, при которой нужно включать передачу выше, будет меньше
Как рассчитать передаточное число
Посчитайте количество зубьев шестерни вторичного вала коробки передач, допустим там 15 зубцов. Подсчитайте их количество на ведомой шестерне, которая крепится на дифференциал, пусть на ней будет 51 зубец. Подставьте числа в приведенную выше формулу: 51 / 15 = 3,4. Полученное число будет являться передаточным числом для главной пары данной зубчатой передачи. Следовательно, ведомая шестерня дифференциала будет крутиться в 3,4 раза медленнее ведущей шестерни вала коробки передач при ее вращении.
Влияние передаточного числа на динамику авто
Правильно подобранное передаточное число коробки передач является залогом согласованной работы всей трансмиссии. При его подборе стоит руководствоваться, прежде всего, мощностью и моментными характеристиками двигателя, а также размерами колес и, безусловно, личностными пожеланиями водителя. Изменяя ПЧ, можно уменьшить либо увеличить величину перенаправляемого крутящего момента. Это осуществляется изменением числа зубьев на каждой из шестеренок.
Чем выше значение данного числа, тем «мощнее» и «короче» будет передача, а значит, мотор намного быстрее будет выкручивать необходимое количество оборотов, при этом набор скорости осуществляется так же быстро, но возникает потребность в более частом переключении передач, и, следовательно, максимальное значение скорости на каждой ступени будет несколько снижено. Повышенное ПЧ способствует более стремительному ускорению.
Уменьшение же значения передаточного числа приводит к увеличению максимальной скорости, однако это хорошо только в том случае, когда двигатель имеет достаточный запас мощности. Но это негативно сказывается на разгонной динамике авто. Чем ближе значения ПЧ, тем более быстрым и плавным будет разгон при переключении передач. При обычной езде количество оборотов должно находиться в пределах 2-2,5 тысячи, это значение можно увидеть на тахометре, как только обороты превышают данное значение, а вам при этом еще необходимо набрать скорость, нужно перейти на более повышенную передачу. Безусловно, переключение передач, должно быть только последовательным.
Подбор передаточного числа КПП: что и как делать?
Любой автолюбитель при выборе транспортного средства в первую очередь обращает внимание на технические параметры автомобиля. Но при этом далеко не все автомобилисты догадываются, что одним из самых важных факторов, который оказывает огромное влияние на управляемость автомобилем, а также на его скорость и параметры расхода топлива считается передаточное число коробки передач. Несмотря на то, что каждый производитель автомобилей выпускает свои типы авто, все они имеют коробки передач с единым принципом устройства. Как правило, КПП — это некоторое количество валов с размещенными на них шестернями с конкретным количеством зубьев. Основным предназначением этой конструкции является именно распределение усилия, которое вырабатывается непосредственно мотором автомобиля. Если бы производители не предусмотрели такую конструкцию, то любой автомобиль было бы невозможно сдвинуть с места.
Передаточное число: какое влияние оказывает?
Передаточное число — это параметр, который можно просчитать самостоятельно. Величина его вычисляется путем деления количества зубьев ведомой шестерни на количество ведущей. При этом чем большее значение передаточного числа, тем более стремительно силовой агрегат может накрутить нужное количество оборотов. То есть при большом передаточном числе автомобиль гораздо быстрее набирает разгон. Однако здесь есть один немаловажный нюанс, максимум скорости в таком случае будет меньшим, а переключение передач придется выполнять намного чаще. Именно по этой причине большинство автопроизводителей считают приемлемым значение параметра в среднем диапазоне и создают коробки передач многоступенчатой конструкции.
Как рассчитать передаточное число
Рассчитайте передаточное число, пользуясь его определением, по формуле: К = К1/К2, где К1 — количество зубьев ведомой шестерни, а К2 — количество зубьев ведущей шестерни. Например, для расчета передаточного числа крутящего момента от коробки передач к колесам нужно рассчитать соотношение ведомой шестерни дифференциала и шестерни вторичного вала в коробке передач, или, как это называют автолюбители, найти передаточное число для главной пары.
Посчитайте количество зубьев шестерни вторичного вала коробки передач, допустим там 15 зубцов. Подсчитайте их количество на ведомой шестерне, которая крепится на дифференциал, пусть на ней будет 51 зубец. Подставьте числа в приведенную выше формулу: 51 / 15 = 3,4. Полученное число будет являться передаточным числом для главной пары данной зубчатой передачи. Следовательно, ведомая шестерня дифференциала будет крутиться в 3,4 раза медленнее ведущей шестерни вала коробки передач при ее вращении.
Рассчитайте передаточные числа коробки переключения передач для каждой передачи по приведенной формуле. Чем ближе будут передаточные числа, тем более плавным и быстрым будет разгон автомобиля при последовательном переключении передач. Подсчитайте, во сколько раз уменьшатся обороты двигателя при изменении передачи, поделив передаточное число низшей передачи на передаточное число высшей.
Сделайте выводы по произведенным расчетам. Необходимо знать: чем выше передаточное число, тем скорость автомобиля будет набираться быстрее, однако передачи нужно будет переключать чаще. Устанавливая пару с меньшим передаточным числом, можно повысить максимальную скорость машины, однако автомобиль будет разгоняться хуже. Рассчитайте при необходимости по приведенной формуле передаточное число для зубчатых передач любых узлов в вашем автомобиле.
Значения передаточного числа
Для механической коробки передач, работающей в пятискоростном режиме, передаточные числа находятся в таких диапазонах:
· 1-я передача – от 3 до 4;
· 2-я передача – от 2 до 2,9;
· 3-я передача – от 1,2 до 1,9;
· 4-я передача – от 0,9 до 1,2;
· 5-я передача – от 0,7 до 0,9;
· задний ход – от 3 до 4.
В автоматических коробках передач диапазоны значений несколько шире. Сделано это для того, чтобы в различных режимах силовой агрегат работал динамичнее и более гладко. Кроме того, если в автоматике передаточные числа будут настроены неправильно, то езда на автомобиле станет некомфортной с периодическими рывками и внушительным расходом топлива. Поэтому оптимальными для АКПП считаются значения передаточного числа, расположенные близко к друг другу. При таких параметрах разгон автомобиля будет происходить без неприятных рывков во время переключения скоростей.
Подробнее о передаточном числе будет рассказано в этом видеоролике:
Влияние передаточного числа главной передачи на максимальную скорость автомобиля
Для изучения влияния передаточного числа главной передачи на максимальную скорость движения рассмотрим мощностной баланс автомобиля при различных передаточных числах главной передачи (рис. 6.1).
характеризует изменение тяговой мощности на ведущих колесах автомобиля при передаточном числе главной переда-
Рис. 6.1. Графики мощностного баланса автомобиля с разными передаточными числами главной передачи:
кривые тяговой мощности при передаточных числах главных передач
u
г1
— u
г4;
v
1
— v
4— значения максимальной скорости движения при передаточных числах главных передач
u
г1 —
u
г4
чи, равном u
г1
.
При указанном передаточном числе автомобиль развивает максимальную скорость движения
v
1.
Уменьшение передаточного числа главной передачи до u
г2(кривая
2
)приводит к увеличению максимальной скорости автомобиля до
v
2при том же значении угловой скорости коленчатого вала.
По мере уменьшения передаточного числа главной передачи максимальная скорость автомобиля возрастает до тех пор, пока кривая суммарной мощности N
д
+ N
в,затрачиваемой на преодоление сопротивления движению автомобиля, не пересечет кривую тяговой мощности
N
тв точке ее максимума (кривая
3
).Скорость автомобиля
v
3,соответствующая этой точке пересечения кривых
N
д
+ N
ви
N
т, является максимально возможной на данной дороге. При дальнейшем уменьшении передаточного числа главной передачи (кривая
4
)максимальная скорость автомобиля снижается до
v
4.
Таким образом, выбирать передаточные числа главной передачи необходимо с учетом назначения и условий эксплуатации автомобиля. Так, например, для городского автобуса целесообразно большее передаточное число главной передачи (u
г1или
u
г2)
.
В этом случае благодаря значительному запасу мощности обеспечивается лучшая приемистость автобуса, хотя и уменьшается его максимальная скорость.
Что касается спортивных и гоночных автомобилей, то следует отдать предпочтение передаточному числу u
г3, так как для этих автомобилей важна максимальная скорость движения. Выбор передаточного числа
u
г4нецелесообразен, поскольку максимальная мощность двигателя вообще не используется, что приводит к ухудшению тягово-скоростных свойств автомобиля.
Если проектируемый автомобиль предназначен для работы в тяжелых дорожных условиях, то передаточное число главной передачи необходимо увеличить, чтобы обеспечить возрастание тяговой силы на ведущих колесах и динамического фактора автомобиля по тяге.
6.4. Влияние числа передач в коробке передач на скорость
Для выявления влияния числа передач в коробке передач на скорость движения автомобиля в различных дорожных условиях сравним динамические характеристики одного и того же автомобиля при установке на него трехступенчатой (рис. 6.2, а
)и четырехступенчатой (рис. 6.2,
б
) коробок передач. При этом первые и последние передачи данных коробок передач имеют равные передаточные числа, а динамические факторы автомобиля по тяге на первой и последней передачах обеих коробок одинаковы.
При сравнении максимальной скорости автомобиля на дорогах с различным сопротивлением очевидно преимущество четырехступенчатой коробки передач. Так, на дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления ψ1, максимальная скорость v
max′автомобиля с трехступенчатой коробкой передач меньше максимальной скорости, развиваемой при использовании четырехступенчатой коробки. Максимальная скорость
v
max′′ при движении по дороге с коэффициентом сопротивления, равным ψ2, также меньше у автомобиля с трехступенчатой коробкой передач. Следовательно, увеличение числа передач в коробке приводит к возрастанию средней скорости движения автомобиля. Чем больше число передач, тем полнее используется мощность двигателя в различных дорожных условиях, улучшаются тяговые свойства и повышается топливная экономичность автомобиля.
Однако при очень большом числе передач усложняется конструкция и увеличивается масса коробки передач, а также затрудняется управление автомобилем. В связи с этим на легковых автомобилях обычно применяют четырех- и пятиступенчатые короб-
Рис. 6.2. Динамические характеристики автомобиля с трехступенчатой (а)
и четырехступенчатой
(б)
коробками передач:
I —IV — передачи; v’
max,
v»
max
—
максимальные значения скорости движения при коэффициентах сопротивления дороги соответственно ψ1 и ψ2
ки передач, а на грузовых автомобилях и автобусах — пяти- и шестиступенчатые. На грузовых автомобилях, предназначенных для работы в составе автопоездов, увеличение числа передач основной коробки в два раза и более достигается применением дополнительных коробок передач.
6.5. Последовательность проектировочного тягового
При выполнении тягового расчета проектируемого вновь автомобиля приходится иметь дело с тремя группами параметров. Это параметры, задаваемые техническими условиями на автомобиль, выбираемые и расчетные параметры автомобиля. Рассмотрим указанные параметры.
Параметры, задаваемые техническими условиями.К этим параметрам относятся тип автомобиля, грузоподъемность или пасса-жировместимость, максимальная скорость v
max автомобиля на высшей передаче, коэффициент сопротивления дороги ψ
v
,которое может преодолеть автомобиль при максимальной скорости, максимальный коэффициент сопротивления дороги ψmax, преодолеваемого автомобилем на первой передаче, тип двигателя по используемому топливу (бензиновый, газовый, дизель) и тип трансмиссии (механическая, гидромеханическая и т.д.).
Для легковых автомобилей коэффициент сопротивления дороги ψv
задают равным коэффициенту сопротивления качению
fv
при максимальной скорости автомобиля, т.е. максимальную скорость автомобиль может развить только на ровной горизонтальной дороге.
Для грузовых автомобилей коэффициент ψv
задают в виде диапазона значений (0,025…0,035), т.е. с некоторым запасом для достижения устойчивой максимальной скорости. Благодаря этому грузовой автомобиль сможет при максимальной скорости преодолевать небольшие подъемы, буксируя прицепы.
Максимальный коэффициент сопротивления дороги, преодолеваемого на первой передаче, для автомобилей с колесной формулой 4×2 обычно составляет 0,3… 0,45 — для легковых автомобилей, 0,3…0,4 — для грузовых и 0,28…0,33 — для автобусов. Для грузовых автомобилей с колесной формулой 6×4 ψmaх = 0,4…0,55, а для полноприводных ψmaх = 0,6… 0,7.
Выбираемые параметры.Этими параметрами являются масса снаряженного автомобиля т
0,фактор обтекаемости автомобиля
k
в
F
а(или коэффициент сопротивления воздуха
k
ви лобовая площадь автомобиля
F
а),распределение нагрузки по осям снаряженного и полностью груженого автомобиля, угловая скорость коленчатого вала ω
N
при максимальной мощности двигателя и механический КПД трансмиссии ηтравтомобиля. Значения указанных
параметров выбирают по техническим характеристикам существующих автомобилей аналогичного типа.
Расчетные параметры.К этим параметрам относятся максимальная мощность двигателя N
max, передаточное число главной передачи
и
г,передаточные числа основной коробки передач
и
ки передаточное число дополнительной (раздаточной) коробки передач
и
д.
Используя выбранные значения параметров и значения, заданные техническими условиями, при проектировании нового автомобиля сначала определяют его полную массу и подбирают шины, а затем находят максимальную мощность двигателя и передаточные числа трансмиссии — главной передачи, коробки передач и раздаточной коробки.
Определение полной массы автомобиля.Полная масса проектируемого автомобиля т
а,кг, определяется в соответствии с его типом и назначением. С этой целью можно пользоваться следующими выражениями:
для легковых автомобилей
0— масса снаряженного автомобиля, кг; 70 — масса одного пассажира, кг;
n
пасс— число пассажиров, включая водителя;
т
б
—
масса багажа (25…50 кг);
для грузовых автомобилей
пасс — число пассажиров в кабине, включая водителя;
т
гр— грузоподъемность автомобиля, кг;
для городских автобусов
сид
—
число мест для проезда сидя;
n
ст— число мест для проезда стоя; 2 — число мест для водителя и кондуктора; для междугородных автобусов
сид
+
1 — число мест для проезда сидя, включая место водителя.
Подбор шин для автомобиля.При подборе шин сначала необходимо определить нагрузку, приходящуюся на одно колесо полностью груженого автомобиля.
У легковых автомобилей нагрузка на передние и задние колеса при полной нагрузке автомобиля почти одинакова.
У грузовых автомобилей с колесной формулой 4×2 при двухскатных задних колесах и полной нагрузке на передние колеса приходится 25… 30 % всей нагрузки автомобиля. Хотя на задние двухскатные колеса устанавливают четыре шины, на каждую из них приходится большая нагрузка, чем на шину переднего колеса. Поэтому шины для грузового автомобиля подбирают исходя
из нагрузки на одно заднее колесо. По значению этой нагрузки в соответствии с ГОСТом определяют размер шин и радиус колеса r
Определение максимальной мощности двигателя.Для определения этой величины сначала находят мощность двигателя при максимальной скорости движения, используя уравнение мощност-ного баланса автомобиля, представленное в развернутой форме.
Мощность при максимальной скорости
фактор обтекаемости, Н∙с2/м4;
v
max— максимальная скорость, м/с; ψ
v —
коэффициент сопротивления дороги при
v
max;ηтр — КПД трансмиссии.
После определения мощности двигателя при максимальной скорости рассчитывают его максимальную мощность по формуле
где а, b, с —
эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя;
а = b = с =
1 для бензиновых двигателей;
а
= 0,53,
1,56,
с
= 1,09 для дизелей; = 1,05… 1,1 для бензиновых
двигателей без ограничителя угловой скорости коленчатого вала;
= 0,8 …0,9 — для бензиновых двигателей с ограничителем уг-
ловой скорости коленчатого вала; =1,0 для дизелей.
С учетом найденной максимальной мощности двигателя и выбранной угловой скорости коленчатого вала ωN
при максимальной мощности рассчитывают и строят внешнюю скоростную характеристику двигателя. Для определения эффективной мощности и эффективного крутящего момента двигателя используют формулы, приведенные в разд. 2.
Определение передаточного числа главной передачи.Передаточное число главной передачи находят исходя из максимальной скорости автомобиля на высшей передаче, заданной техническими условиями на проектируемый автомобиль.
Значение передаточного числа главной передачи определяют по формуле
max — максимальная скорость автомобиля, км/ч; ωmах — максимальная угловая скорость коленчатого вала, рад/с;
r
к
—
радиус колеса, м;
и
к— передаточное число коробки передач на высшей передаче;
и
д— передаточное число дополнительной коробки передач на высшей передаче (
и
д = 1).
Полагают, что передаточные числа коробки передач на высшей передаче имеют следующие значения: и
к
=
1,0 — для прямой передачи и
и
к
=
0,9… 1,0 — для повышающей передачи легковых автомобилей;
и
к= 1,0 — для грузовых автомобилей с числом передач не более шести;
и
к= 0,7…0,8 — для многоступенчатых коробок передач грузовых автомобилей.
Найденное расчетным путем передаточное число главной передачи и
гдолжно иметь следующие значения: не более 5,0 — у легковых автомобилей; не более 7,0 — у грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 т; не более 8,0 — у грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т.
Расчетное значение передаточного числа главной передачи необходимо сравнить с существующими передаточными числами главных передач автомобилей аналогичного типа и назначения. В том случае, если у новой модели автомобиля проектируется ведущий мост, то это значение передаточного числа уточняют с учетом числа зубьев шестерен главной передачи.
Выше был рассмотрен вариант определения передаточного числа главной передачи по заданной максимальной скорости автомобиля. Однако иногда задают не максимальную скорость автомобиля, а мощность двигателя при максимальной скорости движения. В этом случае сначала рассчитывают мощность двигателя
при максимальной угловой скорости коленчатого вала, а затем графическим способом определяют максимальную скорость автомобиля.
Рис. 6.3. Определение максимальной скорости движения автомобиля: А — точка, соответствующая максимальной скорости |
С этой целью на оси ординат откладывают значение произведения Nv
ηтр(рис. 6.3) и проводят горизонтальную линию. Затем для разных скоростей движения автомобиля рассчитывают значения мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги
N
д и сопротивления воздуха
N
в,и строят кривую
N
д
+ N
всуммарных потерь. Точка
А
пересечения кривой
N
д
+ N
ви прямой
Nv
ηтр соответствует максимальной скорости автомобиля.
Определение передаточных чисел коробки передач.При определении передаточных чисел коробки передач нужно помнить о том, что I передача предназначена для преодоления максимального сопротивления дороги. Промежуточные передачи коробки передач используются при разгоне автомобиля, преодолении повышенного сопротивления движению, работе автомобиля в условиях, не позволяющих двигаться свысокой скоростью (гололед, выбитая дорога, задержка впереди идущим транспортом и т.д.), а также при торможении двигателем на затяжных пологих спусках.
При расчете передаточных чисел сначала находят передаточное число I передачи по заданному техническими условиями максимальному коэффициенту сопротивления дороги ψmax или максимальному динамическому фактору автомобиля по тяге D
max на I передаче.
Это передаточное число определяют с помощью выражения, полученного из формулы для динамического фактора, пренебрегая силой сопротивления воздуха, так как она незначительна при небольших скоростях движения:
a
—
вес автомобиля с полной нагрузкой, Н;
М
mах— максимальный крутящий момент двигателя, Н∙м.
Полученное передаточное число I передачи коробки передач не гарантирует отсутствия буксования ведущих колес автомобиля. Чтобы не было буксования ведущих колес при движении на I передаче, необходимо выполнение следующего неравенства:
сц— динамический фактор автомобиля по сцеплению;
т
p2
=
= 1,20…1,35 — коэффициент изменения реакций на задних ведущих колесах; (
G
а2 — вес, приходящийся на задние колеса автомобиля с полной нагрузкой, Н; φ
х
= 0,6…0,8 — коэффициент сцепления колес с дорогой.
Из этого соотношения определяют новое передаточное число I передачи, при котором буксования ведущих колес не будет:
После проверки передаточного числа I передачи на отсутствие буксования ведущих колес автомобиля из двух найденных передаточных чисел I передачи коробки передач для дальнейших расчетов выбирают меньшее.
По этому значению передаточного числа I передачи и известному значению передаточного числа высшей передачи определяют передаточные числа промежуточных передач.
Если высшая передача прямая (и
п
=
1), то для расчета передаточных чисел промежуточных передач используют следующее выражение:
число передач, не считая повышающую передачу и передачу заднего хода;
k
— номер передачи.
Если высшая передача повышающая (и
k
<
1), то значение ее передаточного числа выбирают в соответствии с типом автомобиля, а остальные передаточные числа промежуточных передач рассчитывают с помощью приведенного выше выражения.
Передаточное число передачи заднего хода
зх=(1,2…1,3)
u
1
.
Окончательное значение передаточного числа передачи заднего хода определяют при компоновке коробки передач. Рассчитанные передаточные числа коробки передач являются ориентировочными и при проектировании новой коробки передач могут незначительно изменяться.
Определение передаточного числа дополнительной коробки передач.Для дополнительной коробки передач определяют передаточное число понижающей передачи, зависящее от ее назначения и типа.
Демультипликатор обычно применяют на тяжелых грузовых трехосных автомобилях с неведущим передним мостом. Такие автомобили изготавливают главным образом на основе агрегатов двухосных базовых автомобилей.
Однако по условиям эксплуатации требуется больше передач в трансмиссии с увеличенными передаточными числами по сравнению с тем, что может обеспечить коробка передач базового автомобиля. Поэтому применение демультипликатора позволяет увеличить передаточные числа коробки передач и в 2 раза — количество передач.
Передаточное число понижающей передачи демультипликатора определяют по формуле
где ψmax = 0,4…0,55 — максимальный коэффициент преодолеваемого сопротивления дороги.
Полученное передаточное число понижающей передачи демультипликатора проверяют на отсутствие буксования ведущих колес
так же, как и передаточное число 1 передачи коробки передач. Из двух найденных передаточных чисел выбирают меньшее.
Раздаточная коробка используется в трансмиссии полноприводных автомобилей. Она не только распределяет мощность и крутящий момент между ведущими мостами, но и выполняет функции демультипликатора, т. е. увеличивает числа и количество передач в трансмиссии.
Передаточное число понижающей передачи раздаточной коробки может быть определено по формуле
Его можно также рассчитать исходя из условий отсутствия буксования ведущих колес:
Выбранное передаточное число понижающей передачи раздаточной коробки передач проверяют по значению обеспечиваемой им минимальной скорости движения автомобиля:
где ωmin — минимальная устойчивая угловая скорость коленчатого вала двигателя.
Минимальная скорость автомобиля при выбранном передаточном числе раздаточной коробки передач должна составлять 1,5… 2,5 км/ч.
Если найденная минимальная скорость автомобиля превышает рекомендуемое предельное значение, то передаточное число понижающей передачи раздаточной коробки передач уточняют, пользуясь выражением
На основании данных, полученных при проектировочном тяговом расчете автомобиля, строят графики силового и мощност-ного балансов, динамической характеристики, ускорений, времени и пути разгона. При этом используются уравнения для показателей тягово-скоростных свойств автомобиля, приведенные в разд. 3.
6.6. Тяговый расчет автопоезда
Тяговый расчет автопоезда выполняют с помощью тех же уравнений, которые использовались при проектировочном тяговом расчете автомобиля. Однако при проведении тягового расчета автопоезда следует учитывать не только массу автомобиля-тягача, но дополнительно еще и массу прицепа или полуприцепа, т.е. полную массу всего автопоезда. Поэтому при расчете необходимо определить также полную массу прицепа или полуприцепа, которая допустима для заданного автомобиля-тягача, а также найти новое передаточное число главной передачи, обеспечивающее работу автомобиля в составе автопоезда.
Максимальная допустимая масса прицепа или полуприцепа зависит от максимальной тяговой силы на ведущих колесах автомобиля-тягача, которая ограничивается силой сцепления колес с дорогой.
На рис. 6.4 приведена схема прицепного автопоезда, в соответствии с которой максимальную тяговую силу на ведущих колесах автомобиля-тягача можно определить из выражения
база автомобиля;
l
1 — расстояние от его центра тяжести до оси передних колес.
При движении автопоезда на I передаче с малой скоростью сопротивлением воздуха можно пренебречь. Тогда получим
пp
—
вес прицепа с полной нагрузкой, Н.
Объединим приведенные выражения, представив их в виде
Рис. 6.4. Схема прицепного автопоезда |
и определим из полученного соотношения максимальный коэффициент сопротивления дороги, которое может быть преодолено автомобилем с прицепом:
Схема седельного автопоезда приведена на рис. 6.5. В этом случае максимальная тяговая сила на ведущих колесах автомобиля-тягача находится по формуле
пп
—
вес полуприцепа с полной нагрузкой, Н;
L
пп— база полуприцепа;
l
пп — расстояние от центра тяжести полуприцепа до оси его колес, или
Пренебрегая сопротивлением воздуха при движении автопоезда на I передаче, определяем максимальный коэффициент сопротивления дороги, преодолеваемого автомобилем с полуприцепом:
Из приведенных выражений следует, что чем больше расстояние от центра тяжести полуприцепа до оси его колес, тем больше может быть масса буксируемого полуприцепа на дорогах с одинаковым коэффициентом сцепления колес с дорогой.
Рис. 6.5. Схема седельного автопоезда |
Для того чтобы получить на ведущих колесах автомобиля-тягача тяговую силу, достаточную для преодоления максимального сопротивления дороги, характеризуемого коэффициентом ψmах, необходимо соответствующее передаточное число трансмиссии.
Автомобили, не предназначенные для работы с прицепом или полуприцепом, часто не могут обеспечить требуемую тяговую силу на ведущих колесах. В таких случаях следует изменять передаточное число трансмиссии автомобиля, варьируя передаточное число главной передачи или передаточные числа коробки передач либо вводя в трансмиссию автомобиля дополнительную коробку передач (например, демультипликатор).
Для прицепного автопоезда передаточное число трансмиссии определяется из выражения
Для седельного автопоезда
Из последнего выражения определяется требуемое передаточное число трансмиссии для автомобиля с полуприцепом:
Передаточное число трансмиссии автопоезда при включенной I передаче в коробке передач
1,
u
т,
u
д
—
передаточные числа соответственно I передачи коробки передач, главной передачи и дополнительной коробки передач.
Для получения требуемого передаточного числа трансмиссии может быть изменено каждое из передаточных чисел механизмов, входящих в ее состав. Обычно для этого изменяют передаточное число главной передачи. Часто устанавливают также дополнительную коробку передач с необходимым передаточным числом, сохраняя неизменными передаточные числа главной передачи и коробки передач.
Тюнинг трансмиссии. Как подобрать передаточные числа для КПП?
Большинство технологий, применяемых в тюнинге трансмиссии, проверены в автоспорте. Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел.
В автоспорте применяются синхронизированные (как на ‘дорожных’ автомобилях) и несинхронизированные (кулачковые) коробки передач. По принципу переключения они делятся на обычные (Н-схема) и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах).
В автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки применяются кулачковые КП. Они имеют ряд преимуществ – выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня – кулачковая муфта), позволяют опытным пилотам тратить меньше времени на переключение передач за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления, в них не разрушаются синхронизаторы (которых попросту нет).
Тюнинг трансмиссии — изменение передаточного числа главной пары
Трансмиссия спортивного автомобиля — важнейший механизм реализации мощности двигателя. Даже со слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел. Поговорим, что дает изменение главной пары и применение коммерческих рядов трансмиссии.
Изменение передаточного числа главной пары
Передаточное число коробки передач — отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача «короче» и «мощнее», т.е. мотор быстрые набирает обороты, набор скорости происходит стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие — снижение максимальной скорости на данной передаче.
Первое средство повышения разгонной динамики — изменение передаточного числа или, как принято говорить, «укоротить» или «удлинить» главную пару автомобиля. На большинстве современных легковушек передаточное число главной пары колеблется от 3,7 до 4,3.
Более «короткая» пара улучшает динамику машины. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартный авто (стоковая — 3,7) в автомобиль с пушечной динамикой. Расплата за это — приходится часто перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль — первый. «Длинная» пара (3,7-3,9) — повышает максимальную скорость, но страдает разгон.
Любопытно, что чем больше передаточное соотношение, тем пара считается «короче», а чем оно меньше — тем «длиннее». Так говорят потому, что с короткой парой короче разгон на каждой передаче (но меньше предельная скорость).
На гоночных машинах используются главная пара 4,7; для участия в авто кроссе — 5,1. Если важен разгон — следует выбирать главную пару «покороче». Но езда на трассе будет невыносимой. Потому, что снизиться максимальная скорость и при 5000 оборотах будете ехать на «пятой» передаче всего 120-140 км/ч. Для любительского тюнинга подойдут главные пары от 4,1 до 4,3, которые дают оптимальный баланс разгонной динамики и максимальной скорости.
Применение тюнингового рядов трансмиссии
В продолжение разговора о «перебирании рычагом» упомянем о специальных тюнинговых рядах (в профессиональной среде их именуют коммерческими рядами) передач. Хозяева стоковых машин знают, что если сильно выкрутить двигатель на первой передаче, при переключении на вторую обороты резко падают, снижается динамика. Виной — слишком большой разрыв между передаточными числами 1-й и 2-й передач.
Тюнинговые ряды обеспечивают равномерный разгон автомобиля на всех передачах. Первая передача, по сравнению со «стандартом», слегка «понижена». В этом варианте динамика ухудшается, зато передача становится более «длинной», а в сочетании с главной парой 4,3 — предел мечтаний. Вторая приближена к первой, что избавляет от ощутимого «провала». Третья и пятая — как на «стандарте». Четвертая приближена к третьей, шестая — к пятой.
Рекомендую к прочтению:
Что такое передаточное число коробки передач
Передаточное число является основной характеристикой зубчатой передачи. Такая передача передает крутящий момент от двигателя (в случае с автомобилем на ведущие колеса). Также зубчатая передача позволяет как уменьшить, так и увеличить крутящий момент, поступающий от двигателя. Изменение становится возможным благодаря увеличению или уменьшению количества зубцов на шестернях.
Итак, передаточное число (АКПП, МКПП) представляет собой отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни в устройстве коробки передач, редуктора и т.д. Если просто, например, ведущая шестерня имеет 30 зубьев, а ведомая 60. В этом случае передаточное число такой зубчатой пары будет составлять 2, то есть 60:30.
- Величина передаточного числа в коробке передач и редукторе напрямую оказывает влияние на динамику разгона, а также на показатель максимальной скорости. В ступенчатых КПП имеется несколько зубчатых пар с разными передаточными числами. Чем больше число, тем больше тяги обеспечивает данная передача. При этом мотор быстрее набирает обороты, машина активно разгоняется, однако максимальная скорость не высокая на данной передаче. Для увеличения скорости возникает необходимость в переключении на ступень выше.
На повышенных передачах (4, 5, 6) происходит уменьшение передаточного числа, что повышает максимальную скорость автомобиля. При этом разгон на таких передачах менее интенсивный, чем на пониженных.
Еще добавим, что на динамику разгона также влияет и передаточное число главной пары редуктора. Чем большим оказывается указанное число, тем лучше динамика автомобиля, причем на всех передачах. При этом максимальная скорость ниже. Например, возьмем модели ВАЗ. Если поставить на машину главную пару, которая имеет число 4.1 или 4.3 вместо 3.9, авто будет более динамичным, однако показатель максимальной скорости также будет уменьшен.
- Также при создании КПП конструкторы пытаются достичь оптимального баланса между разгонной динамикой и экономичностью. Если же за счет изменения передаточного отношения необходимо добиться лучшей разгонной динамики автомобиля, экономичность однозначно пострадает.
Кстати, зачастую в 5-и ступенчатых КПП пятая «повышенная» передача не является передачей для достижения максимальной скорости, как многие ошибочно полагают. Стандартно такая передача позволяет получить максимальную экономию горючего, а также значительно снизить шум и нагрузки на силовой агрегат при езде с высокой скоростью или скоростью, близкой к максимальной для данного ТС.
Как устроена коробка передач?
Как известно, механическая коробка переключения передач (МКПП) есть не что иное, как многоступенчатый шестеренный редуктор, в функции которого входит изменение крутящего момента. При этом переключение передач (скоростей) можно осуществлять только вручную, поэтому ее довольно часто называют еще и ручной коробкой передач.
Абсолютно любая КПП состоит из набора валов и расположенных на них шестерен. Ведущий вал соединен с маховиком посредством сцепления, а ведомый вал, в свою очередь, имеет жесткое соединение с карданным валом. Между ними расположен промежуточный вал, который и направляет вращение от ведущего к ведомому валу. Причем между собой все три этих узла взаимодействуют посредством расположенных на них шестеренок. Для того чтобы уменьшить шум, эти шестерни делают косозубыми.
Таким образом, принцип работы КПП можно свести к кинематическому соединению ведущего и ведомого валов, обусловленному различными комбинациями шестерен с разным передаточным числом (ПЧ).
Что в итоге
Как видно, передаточное число коробки передач оказывает серьезное влияние на динамические показатели и характеристики автомобиля. В рамках проектирования КПП инженеры отдельно учитывают мощность мотора, целевое назначение автомобиля и т.д., поле чего подбираются передаточные числа для всего ряда передач.
Также бывает достаточно внести изменения только в трансмиссию, что уже само по себе дает заметные улучшения. В рамках тюнинга трансмиссии необходимо учитывать целесообразность тех или иных доработок, а также учитывать, в каких режимах будет эксплуатироваться конкретный автомобиль.
Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия
Зубчатые передачи: виды зубчатых передач, их отличительные особенности. Достоинства зубчатых передач и недостатки, изготовление, обслуживание зубчатой пары.
Дифференциал коробки передач: что это такое, устройство дифференциала, виды дифференциалов. Как работает дифференциал КПП в трансмиссии автомобиля.
Устройство планетарной передачи (планетарного механизма). Где используется планетарная передача в автомобиле. Планетарная коробка передач, особенности.
Коробка отбора мощности (КОМ): для чего предназначена, как работает КОМ, особенности, виды и типы. Что нужно учитывать при эксплуатации данной коробки.
Коробка передач «механика»: основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП).
Что такое передаточное число коробки передач и как его определить
Практически любая коробка передач в современных автомобилях состоит из набора шестерен, которые используются для обеспечения нужного режима работы двигателя и для передачи необходимого крутящего момента на колеса через КПП. Исключением является вариатор CVT, который использует бесступенчатые технологии в своем переключении. Все остальные широко распространенные коробки применяют именно шестерни, которые имеют разные размер и могут обеспечить необходимые особенности работы машины. Одной из основных характеристик КПП является так называемое передаточное число.
Если бы в автомобиле не было коробки передач, сдвинуть его с места было бы сложной задачей. А после того, как авто тронулось бы, невозможно было бы набрать нормальную скорость, ведь двигатель очень быстро раскручивается и доходит до пика своих возможностей. Потому был придуман дополнительный блок с шестеренками, которые включаются в зависимости от скорости и режима работы автомобиля. Сегодня мы поговорим о таком моменте технических характеристик машины, как передаточные числа коробки.
Передаточное число: какое влияние оказывает?
Передаточное число — это параметр, который можно просчитать самостоятельно. Величина его вычисляется путем деления количества зубьев ведомой шестерни на количество ведущей. При этом чем большее значение передаточного числа, тем более стремительно силовой агрегат может накрутить нужное количество оборотов. То есть при большом передаточном числе автомобиль гораздо быстрее набирает разгон. Однако здесь есть один немаловажный нюанс, максимум скорости в таком случае будет меньшим, а переключение передач придется выполнять намного чаще. Именно по этой причине большинство автопроизводителей считают приемлемым значение параметра в среднем диапазоне и создают коробки передач многоступенчатой конструкции.
2-й способ – по шильдику
Самый надёжный и простой.
Прочитать информацию на шильдике Вашего редуктора.
Некоторые производители (Митсубиси, Мерседес Бенц и другие) прикрепляют к редуктору такой шильдик (наклейку), либо делают гравировку на корпусе редуктора, на которой нанесена важная информация о редукторе, в том числе и передаточное число. Достаточно найти данный шильдик (наклейку) на редукторе или гравировку и прочитать на ней то, что Вам нужно – конечно при условии, что наклейка или гравировка сохранилась.
Есть очень небольшая вероятность того, что надпись на шильдике не соответствует реальным характеристикам редуктора потому, что редуктор перебирался и была установлена главная пара с другим передаточным числом, информацию на шильдике конечно ни кто не исправлял, либо крышка с прикреплённым шильдиком менялась, и шильдик указывает на характеристику редуктора с которого была снята крышка.
Обратите внимание! Шильдик (наклейка или приклёпанная табличка) или гравировка могут в себе содержать необходимую информацию. Но ни как не цифры/буквы выполненные на теле корпуса редуктора способом отливки. Такие цифры/буквы – несут технологическую информацию о самой отливке корпуса (ни как не увязана с количеством зубьев на главной паре). Проще говоря не возможно что бы при отливке корпуса из чугуна заранее знали с каким п/ч будет установлена пара в этот корпус.
Значения передаточного числа
Для механической коробки передач, работающей в пятискоростном режиме, передаточные числа находятся в таких диапазонах:
· 1-я передача – от 3 до 4;
· 2-я передача – от 2 до 2,9;
· 3-я передача – от 1,2 до 1,9;
· 4-я передача – от 0,9 до 1,2;
· 5-я передача – от 0,7 до 0,9;
· задний ход – от 3 до 4.
В автоматических коробках передач диапазоны значений несколько шире. Сделано это для того, чтобы в различных режимах силовой агрегат работал динамичнее и более гладко. Кроме того, если в автоматике передаточные числа будут настроены неправильно, то езда на автомобиле станет некомфортной с периодическими рывками и внушительным расходом топлива. Поэтому оптимальными для АКПП считаются значения передаточного числа, расположенные близко к друг другу. При таких параметрах разгон автомобиля будет происходить без неприятных рывков во время переключения скоростей.
Подробнее о передаточном числе будет рассказано в этом видеоролике:
Как выбрать катушку с подходящим ПЧ
При выборе удильщик сначала должен выбрать, для какого способа ловли он будет её применять. При этом внимание нужно обращать не только на параметры редукции, но и на размер шпули. Рыболовные «мясорубки» можно условно разделить на несколько категорий:
- спиннинговые;
- матчевые;
- фидерные;
- троллинговые.
Фирма Shimano ставит индекс «PG» на самые «медленные» модели с небольшим ПЧ.
Для ужения спиннингом класса «ультралайт» хорошо подходят с редукцией 5.3–5.5:1, серии 1500–2000. Такие «безынерционки» относятся к скоростному типу. Их применение обусловлено тем, что ловля часто ведётся на быстрых реках и ручьях, где бывает необходима быстрая подмотка лески. Так как ужение проходит с использованием лёгких приманок, а рыба попадается некрупная, механизм не испытывает сильных перегрузок.
Для ловли спиннингом среднего класса применяют «мясорубки» 5.0–5.2:1, серии 3000–3500. Такие отличаются средней скоростью подмотки, высокой надёжностью и хорошей тяговитостью. Они отлично подходят для ловли на джиговые типы приманок, блёсны и воблеры.
При ловле на спиннинг тяжёлого класса используют серии 4000–5000 с редукцией 4.3–4.8. Для них характерна повышенная тяговитость и надёжность, что позволяет ловить на тяжёлые приманки и уверенно бороться с крупной рыбой.
В матчевой поплавочной ловле важно как можно быстрее вымотать оснастку после пустой поклёвки. Именно поэтому для данного вида ужения применяют высокоскоростные «мясорубки» с размером шпули 3000–3500 и редукцией 6.2–7:1.
Параметры катушки
Для фидера лучше использовать с размером шпули 2500–4000 и 5.1:1–5.5:1. Это связано с тем, что при ловле применяют тяжёлые кормушки, оказывающие серьёзное сопротивление при подмотке. В то же время они обладают достаточной скоростью вращения ротора, чтобы быстро вымотать оснастку.
Для троллинга во время рыбалки постоянно испытывает повышенную нагрузку. Для этого вида ловли нужно подбирать с редукцией не более 4.5:1. Такой подход увеличит срок службы механизма. ТОП-16 лучших катушек для троллинга.
Тюнинг трансмиссии. Как подобрать передаточные числа для КПП?
Большинство технологий, применяемых в тюнинге трансмиссии, проверены в автоспорте. Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел.
В автоспорте применяются синхронизированные (как на ‘дорожных’ автомобилях) и несинхронизированные (кулачковые) коробки передач. По принципу переключения они делятся на обычные (Н-схема) и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах).
В автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки применяются кулачковые КП. Они имеют ряд преимуществ – выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня – кулачковая муфта), позволяют опытным пилотам тратить меньше времени на переключение передач за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления, в них не разрушаются синхронизаторы (которых попросту нет).
3-й способ – посчитать.
Самый надёжный, но не пригодный для подсчёта числа на автомобиле (не разбирая мост).
Посчитать количество зубьев на обоих шестернях Вашего редуктора, и поделить количество зубьев на большой шестерне (ведомой) на количество зубьев на малой шестерне (ведущей), полученное число и будет передаточным. Но для этого редуктор должен быть уже снятым с машины. Зачастую этот способ не подходит по затратности процесса снятия- установки редуктора.
Но он максимально подходит для случая когда редуктор уже снят с автомобиля.
Что такое передаточное число коробки передач
Передаточное число является основной характеристикой зубчатой передачи. Такая передача передает крутящий момент от двигателя (в случае с автомобилем на ведущие колеса). Также зубчатая передача позволяет как уменьшить, так и увеличить крутящий момент, поступающий от двигателя. Изменение становится возможным благодаря увеличению или уменьшению количества зубцов на шестернях.
Итак, передаточное число (АКПП, МКПП) представляет собой отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни в устройстве коробки передач, редуктора и т.д. Если просто, например, ведущая шестерня имеет 30 зубьев, а ведомая 60. В этом случае передаточное число такой зубчатой пары будет составлять 2, то есть 60:30.
- Величина передаточного числа в коробке передач и редукторе напрямую оказывает влияние на динамику разгона, а также на показатель максимальной скорости. В ступенчатых КПП имеется несколько зубчатых пар с разными передаточными числами. Чем больше число, тем больше тяги обеспечивает данная передача. При этом мотор быстрее набирает обороты, машина активно разгоняется, однако максимальная скорость не высокая на данной передаче. Для увеличения скорости возникает необходимость в переключении на ступень выше.
На повышенных передачах (4, 5, 6) происходит уменьшение передаточного числа, что повышает максимальную скорость автомобиля. При этом разгон на таких передачах менее интенсивный, чем на пониженных.
Еще добавим, что на динамику разгона также влияет и передаточное число главной пары редуктора. Чем большим оказывается указанное число, тем лучше динамика автомобиля, причем на всех передачах. При этом максимальная скорость ниже. Например, возьмем модели ВАЗ. Если поставить на машину главную пару, которая имеет число 4.1 или 4.3 вместо 3.9, авто будет более динамичным, однако показатель максимальной скорости также будет уменьшен.
- Также при создании КПП конструкторы пытаются достичь оптимального баланса между разгонной динамикой и экономичностью. Если же за счет изменения передаточного отношения необходимо добиться лучшей разгонной динамики автомобиля, экономичность однозначно пострадает.
Кстати, зачастую в 5-и ступенчатых КПП пятая «повышенная» передача не является передачей для достижения максимальной скорости, как многие ошибочно полагают. Стандартно такая передача позволяет получить максимальную экономию горючего, а также значительно снизить шум и нагрузки на силовой агрегат при езде с высокой скоростью или скоростью, близкой к максимальной для данного ТС.
Основные неисправности
- выход из строя подшипника дифференциала — в редукторах подшипники применяются для возможности вращения дифференциала. Это наиболее уязвимая деталь, которая работает в критических нагрузках (скорость, перепады температуры). При износе роликов или шариков, подшипник издает гул, громкость которого растет пропорциональности скорости движения авто. Пренебрежение своевременной замены подшипника грозит заклиниванию шестерен главной пары, впоследствии — к замене всего узла в сборе, включая сателлиты и полуоси;
- срабатывание зубов ГП и сателлитов. Трущиеся поверхности деталей подвержены износу, с каждой сотней тысяч км пробега зубья пары стираются, увеличивается зазор между ними, приводящий к повышенной вибрации и гулу. Для этого предусмотрена регулировка пятна контакта, за счет подкладывания дистанционных шайб;
- срезание зубьев ГП и сателлитов — происходит в том случае, если вы часто трогаетесь с пробуксовкой;
- слизывание шлицевой части на полуосях и сателлитах — естественный износ согласно пробегу авто;
- проворачивание втулки полуоси — приводит к тому, что автомобиль на любой передаче будет стоять на месте, а редуктор вращаться;
- течь масла — возможно последствием увеличения давления в картере дифференциала из-за забитого сапуна или вследствие нарушения герметичности крышки редуктора.
Что в итоге
Как видно, передаточное число коробки передач оказывает серьезное влияние на динамические показатели и характеристики автомобиля. В рамках проектирования КПП инженеры отдельно учитывают мощность мотора, целевое назначение автомобиля и т.д., поле чего подбираются передаточные числа для всего ряда передач.
Также бывает достаточно внести изменения только в трансмиссию, что уже само по себе дает заметные улучшения. В рамках тюнинга трансмиссии необходимо учитывать целесообразность тех или иных доработок, а также учитывать, в каких режимах будет эксплуатироваться конкретный автомобиль.
Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия
Зубчатые передачи: виды зубчатых передач, их отличительные особенности. Достоинства зубчатых передач и недостатки, изготовление, обслуживание зубчатой пары.
Дифференциал коробки передач: что это такое, устройство дифференциала, виды дифференциалов. Как работает дифференциал КПП в трансмиссии автомобиля.
Устройство планетарной передачи (планетарного механизма). Где используется планетарная передача в автомобиле. Планетарная коробка передач, особенности.
Коробка отбора мощности (КОМ): для чего предназначена, как работает КОМ, особенности, виды и типы. Что нужно учитывать при эксплуатации данной коробки.
Коробка передач «механика»: основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП).
4-й – способ – расчётный
Требующий наличие смотровой ямы, домкрата и определённых навыков.
Можно расчитать передаточное число путём вращения редуктора за одно ведущее колесо и подсчёта соотношения количества оборотов сделанных фланцем редуктора к количеству оборотов сделанных колесом.
Для этого необходимо:
- Заехать на смотровую яму,
- зафиксировать автомобиль противооткатным башмаком
- поставить КПП в нейтральное положение,
два ведущих моста, то подсчёт передаточного числа лучше производить на исправном мосту), и поставить метки (мелом) на колесе и на полу, так что бы они совпали.
Источник https://seite1.ru/zapchasti/peredatochnoe-chislo-korobki-peredach/.html
Источник https://adx-motors.ru/transmissiya/peredatochnoe-otnoshenie-kpp.html
Источник https://foksevmash.ru/hodovaya-chast-i-transmissiya/peredatochnoe-chislo-formula.html
Источник