Техническое обслуживание (ТО) ходовой части автомобиля
Плохое состояние дорог и агрессивная манера вождения вредят разным узлам автомобиля, но первой принимает на себя удар система подрессоривания, или подвеска, упруго связывающая колеса и кузов. При неисправности этого узла управление автомобилем усложняется, а комфорт и безопасность водителя и пассажиров резко снижаются. Так что состояние подвески нужно контролировать: диагностики в процессе планового ТО недостаточно, осмотр и проверку необходимо проводить при появлении подозрительных признаков.
Плохое состояние дорог и агрессивная манера вождения вредят разным узлам автомобиля, но первой принимает на себя удар система подрессоривания, или подвеска, упруго связывающая колеса и кузов. При неисправности этого узла управление автомобилем усложняется, а комфорт и безопасность водителя и пассажиров резко снижаются. Так что состояние подвески нужно контролировать: диагностики в процессе планового ТО недостаточно, осмотр и проверку необходимо проводить при появлении подозрительных признаков. К ним относятся:
- скрип, стук и другие посторонние шумы в области передней или задней подвески;
- чрезмерная осадка кузова;
- заносы автомобиля, ухудшение сцепления колес с дорогой, затруднения с управлением;
- ассиметричное расположение колес задней оси.
Передняя подвеска отличается более сложной конструкцией, она обеспечивает движение левого и правого колес независимо друг от друга. Кроме того, она подвергается более серьезной нагрузке, быстрее изнашивается и чаще требует ремонта. Задняя подвеска обычно бывает зависимой или полузависимой, имеет более простую конструкцию и менее подвержена износу и поломкам. Но и она периодически нуждается в диагностике и ремонте.
Из всех узлов автомобиля подвеска подлежит наиболее частой диагностике. Для новых автомобилей рекомендуется проводить диагностику через каждые 15 тыс. км пробега, но по мере увеличения суммарного пробега этот интервал лучше сокращать. Частота проведения диагностики также зависит от состояния дорог, по которым большую часть времени ездит водитель, от его манеры вождения, среды эксплуатации.
Диагностика подвески
Ремонту подвесок должны предшествовать их диагностика, выявление изношенных деталей и расходных элементов, повреждений и деформаций. Состояние подвесок автомобиля можно диагностировать как в автосервисе, так и в условиях собственного гаража. На СТО применяется люфт-детектор для выявления горизонтальных люфтов. Если этого недостаточно, прибегают к более сложной, продолжительной и информативной акустической диагностике (анализу посторонних шумов при движении автомобиля). Диагностика на вибростенде малоинформативна, она позволяет оценить параметры подвески в самых общих чертах, а компьютерная диагностика применима для современных автомобилей с электронным управлением.
Для осмотра и ремонта подвески необходимо обеспечить к ней доступ
Диагностику собственными силами следует начинать с визуального осмотра, дополняя его ощупыванием деталей. Для наилучшего доступа к подвескам автомобиль должен располагаться на специальном стенде, но его может заменить смотровая яма в гараже. Также рекомендуется оценивать:
- степень нагрева при нагрузке;
- реакцию автомобиля на раскачивание;
- его поведение в процессе движения.
При визуальной диагностике передней подвески уделять внимание необходимо всем узлам и деталям, но некоторые из них более износостойки, а другие быстро приходят в негодность:
- сайлент-блоки – элементы с наименее продолжительным сроком службы, часто нуждающиеся в замене;
- поворотный кулак – долговечная деталь, но аварийные ситуации могут привести к ее повреждению;
- шаровые опоры быстро изнашиваются и часто ломаются вследствие значительной нагрузки;
- ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) крайне чувствителен к загрязнениям вследствие повреждения пыльника (разрыв, трещина). Осмотр шарнира и шаровых производится при предварительно разгруженной подвеске;
- во внимательном осмотре нуждаются все крепления, от состояния которых зависит работа остальных деталей.
ШРУС с пыльником
Наконечники рулевых тяг, резиновые вкладыши шарниров, пыльники, защитные чехлы проверяются на целостность, степень износа, отсутствие деформаций, величина люфта определяется на ощупь. Контролируется перемещение наконечников вдоль оси пальцев – оно не должно превышать 1,5 мм. На неисправности рулевых тяг указывают тугое вращение рулевого колеса, биение руля, его увеличенный люфт при горизонтальном покачивании автомобиля.
Амортизаторы проверяются на наличие люфтов в точках крепления, подтекание рабочей жидкости. В современных моделях их состояние можно оценить по реакции автомобиля на раскачивание, в более старых необходим демонтаж для осмотра. Продолжительное раскачивание автомобиля после прекращения воздействия на него говорит об износе стоек амортизаторов. Отсроченная реакция амортизатора на воздействие – о повреждении штока или направляющей. Также нужно оценить состояние пружин, особенно часто деформирующегося первого витка, и чашек опоры.
Штанги стабилизаторов визуально и на ощупь проверяются на прямолинейность, отсутствие деформаций, также исследуется состояние их креплений и резиновых подушек. Концы штанги должны располагаться в одной плоскости, а еще нужно измерить расстояние между центрами проушин и сравнить с нормальным показателем.
При осмотре рычага выявляются его возможные деформации и оценивается степень износа втулок. Все резиновые уплотнители осматриваются на предмет трещин, разрывов и других механических повреждений.
Задняя подвеска состоит из меньшего числа деталей, поэтому ее диагностика проще. По аналогии с передней подвеской проверяются амортизаторы и резиновые уплотнители. Также необходимо осмотреть и ощупать рычажный стабилизатор (реактивную тягу) – оценивается состояние сварных швов в трубчатых тягах, целостность резиновых втулок, наличие/отсутствие деформации данной детали. Если нарушено нормальное расположение задних колес, следует проверить на целостность балку.
Глухой стук в районе задней подвески не всегда является признаком ее поломки, он может быть связан с другими причинами: повреждением крепежа выхлопной трубы, обрывом компонентов глушителя. Состояние крепежа можно оценить визуально и на ощупь, а глушитель в целях диагностики покачивается из стороны в сторону – заметная амплитуда колебаний указывает на его обрыв.
Проверка динамической балансировки колес
У легковых автомобилей необходимо периодически проверять динамическую балансировку колес.
При контроле технического состояния шин их осматривают, проверяют давление воздуха, подкачивают шины, удаляют острые предметы, застрявшие в протекторе (стекло, гвозди и т.п.), проверяют зазор между сдвоенными шинами (20—30 мм для шин малого размера и 40—50 мм — большого размера), проверяют состояние вентиля и обода колеса (наличие вмятин, заусенцев и коррозии). Выпуск на линию автомобилей, у которых давление воздуха в шинах не соответствует норме, не допускается.
Для измерения давления воздуха в шинах применяют манометры поршневого или пружинного типа. Манометр поршневого типа прижимают наконечником 1 к вентилю камеры, утапливая золотник. Из камеры воздух поступает по каналу наконечника под поршень 2 и перемещает его, сжимая тарированную пружину 3. Вместе с поршнем перемещается латунный цилиндрический окрашенный в красный цвет экран 4, скользящий по направляющей трубке 5. При отнятии манометра от вентиля поршень под действием пружины 3 возвратится в исходное положение, а экран останется на месте.
В верхней части корпуса манометра имеется окно, закрытое прозрачным целлулоидом, на котором нанесена шкала делений 6. По кромке экрана 4 и шкале 6 определяют давление воздуха в шине. Точность показаний манометра — в пределах цены одного деления шкалы (0,1 или 0,2 кГ/см2).
Рис. Схема наконечника с манометром для накачки шин воздухом: 1 — кнопка; 2 и 10 — пружины; 3, 6 и 8 — седла; 4 и 9 — клапаны; 5 — манометр; 7 и 11 — штуцеры
Поршневые манометры применяют преимущественно в дорожных условиях. Для контроля давления воздуха в шинах в гаражах применяют наконечники с манометром для воздухораздаточного шланга от компрессора или воздушной магистрали. Схема наконечника с манометром пружинного типа приведена на рисунке.
При отпущенной кнопке (положение I) клапан 4 под давлением воздуха, поступающего через штуцер 7 из шланга, соединенного с шиной, а клапан 9 под действием пружины 10 и давления воздуха, поступающего через штуцер 11 из магистрали, прижимаются соответственно к седлам 3 и 8. Манометр 5 в этом случае показывает давление воздуха в шине. При нажатии кнопки 1 (положение II) до отказа воздух из воздушной магистрали поступает к шине.
При неполном нажатии кнопки 1 (положение III) клапан 9 прижмется к седлу 8, а клапан 4 будет находиться при этом в промежуточном положении. В этом положении воздух из шины может выходить наружу и давление воздуха в ней будет снижаться до момента, пока кнопка не займет своего крайнего положения (I). Это дает возможность установить требуемое давление воздуха в шине.
Сжатый воздух для накачивания шин получают из компрессорных установок, а для раздачи воздуха применяют воздухораздаточные колонки.
Воздухораздаточная колонка представляет собой устройство, состоящее из механизма (регулятора давления) контролирующего давление воздуха, до которого должна быть накачана шина, и шланга, автоматически отключающего подачу сжатого воздуха; иногда колонка имеет механизм для автоматического сматывания длинного шланга на барабан.
Автоматические регуляторы давления по принципу действия можно подразделить на пневмомеханические и электромеханические.
В качестве задающего и регулировочного устройства в регуляторах первого типа служат воздушный манометр и пружина, уравновешивающая давление воздуха, и второго типа — электроконтактный манометр. Исполнительным устройством в пневмомеханических регуляторах служит отсечный плоский или шариковый клапан, а в электромеханических — соленоидный электромагнитный клапан. Принципиальная схема регулятора первого типа показана на рисунке. Регулятор давления воздуха устанавливают в требуемое положение поворотом маховичка 1, который сжимает пружину 3; пружина 3 через толкатель 2 давит на диафрагму 4 и далее на клапан 5, который в этом случае будет находиться в открытом состоянии и пропускать воздух из воздушной магистрали в полость под диафрагму.
Рис. Схема работы регулятора давления воздуха
Поворачивая маховичок 1 при закрытом кране 6, изменяют величину открытия клапана 5 (дросселируя давление воздуха) до тех пор, пока на манометре 7 не установится требуемая величина давления воздуха. После этого открывают кран 6 и сообщают колонку с вентилем накачиваемой шины. Как только в шине будет достигнуто установленное по манометру давление воздуха, под диафрагмой регулятора возникнет избыточное давление, неуравновешиваемое пружиной; при этом диафрагма, прогибаясь вверх, сожмет пружину и освободит клапан 5, который перекроет подачу воздуха из магистрали.
Ремонт передней подвески
Замена амортизаторов, как правило, рентабельнее их ремонта. Амортизаторы, расположенные на одной оси, меняются попарно. Одновременно с их заменой производится замена болтов крепления и резиновых деталей. Пружины с нарушенной структурой необходимо менять. При выходе из строя одной из пружин и отсутствии других повреждений можно заменить только эту пружину. Если ослабло крепление, осуществляется его протяжка, при этом сами амортизаторы, если они в хорошем состоянии, можно не менять, а вот втулки и резиновые подушки обычно подлежат замене.
При ремонте подвески амортизаторы меняются попарно
Если повреждение пыльника ШРУСа было своевременно обнаружено, достаточно демонтировать и тщательно промыть сам ШРУС, а затем защитить его новым пыльником, заполненным смазкой. Если подвеска длительное время эксплуатировалась с поврежденным пыльником, шарнир подлежит замене, поскольку попавшая внутрь узла грязь провоцирует его ускоренный износ. ШРУС и шаровые опоры также нуждаются в замене при выявлении их люфтов, одновременно с ними по мере необходимости меняются расходные элементы.
В рычагах подвески обычно нарушается структура усилителя, и происходит деформация верхней части. Деформировавшийся рычаг подлежит замене: выпрямлять его методом рихтовки запрещается, это чревато возникновением аварийных ситуаций. Рычаг также приходится менять, если выходит из строя шаровая опора запрессованной конструкции, которая демонтируется только вместе с ним. А вот если опора крепится болтами, ее можно отсоединить от рычага и поменять. Когда проблемы ограничиваются износом втулок, в этом случае нет необходимости менять рычаг целиком, достаточно заменить втулки.
Поврежденные, износившиеся подшипники заменяются новыми, при этом обязательно осуществляется регулировка их зазора. Резиновые и резинометаллические детали необходимо менять при обнаружении трещин и прочих нарушений целостности, а также при критическом износе.
Измерение радиального и осевого зазоров в шкворнях
Износ в шкворневом соединении передних колес грузовых автомобилей контролируют по величине радиального и осевого зазоров.
Радиальный зазор (Лр ) в шкворневом соединении определяют по перемещению поворотной цапфы относительно шкворня при подъеме и опускании домкратом передней оси (до опоры колеса на пол).
Как видно из схемы, угол развала колеса при опускании на пол уменьшается за счет зазоров, образуемых вследствие износа шкворня и втулки.
Рис. Измерительная головка стенда
Перемещение цапфы фиксируют при помощи индикатора 1, устанавливаемого на балке передней оси при помощи зажима 3. Стержень индикатора соприкасается с нижней частью опорного тормозного диска 2. Поскольку диаметр диска примерно в два раза больше длины шкворня, индикатор показывает радиальный зазор вдвое больший действительного, что повышает точность замера. Радиальный зазор для грузовых автомобилей (типа ЗИЛ и ГАЗ ) не должен превосходить 0,75 мм.
Осевой зазор замеряют плоским щупом, вставляемым между верхней проушиной цапфы и кулаком передней оси.
Увеличенный зазор между обоймой подшипника и его гнездом в ступице и степень затяжки подшипников ступиц колес может быть выявлен покачиванием колес в поперечной плоскости после устранения люфта в шкворневом соединении. При регулировке зазора в подшипнике его гайку затягивают ключом с динамометрической рукояткой с определенным усилием. При использовании для регулировки простого ключа гайку предварительно затягивают до начала торможения колеса в вывешенном состоянии, а затем отвертывают на 1/3 — 1/2 оборота до начала свободного вращения колеса. Правильно отрегулированное колесо должно от толчка рукой вращаться не менее чем на 8—10 оборотов.
Рис. Изменение положения переднего колеса при наличии зазора в шкворневом соединении: а — в поднятом состоянии; б — в опущенном состоянии
Ремонт задней подвески
При неисправностях задней подвески также в основном осуществляется замена поврежденных деталей: амортизаторов, пружин, подшипников. В случае повреждения балки заднего моста она демонтируется и меняется на новую, при демонтаже необходимо снять задние колеса. В реактивных тягах самым уязвимым местом являются резиновые втулки. При незначительной деформации самого рычажного стабилизатора допустима его рихтовка, а при серьезных повреждениях и искривлениях требуется замена.
В 90 % случаев ремонт подвесок сводится к замене изношенных и поврежденных деталей. В некоторых ситуациях производители рекомендуют применение ремкомплектов для восстановления сложных узлов. Удешевить ремонт подвески можно, приобретая контрактные детали ходовой, JapZap поможет подобрать запчасти для автомобилей разных японских марок. Крайне важна идеальная совместимость всех деталей. Порядок демонтажа и монтажа деталей подвесок в разных марках и моделях автомобилей различается, поэтому при осуществлении ремонта своими руками необходимо внимательно изучить руководство по ремонту конкретной модели.
Ходовая часть автомобиля
Ходовая часть автомобиля каждый раз при поездке испытывает огромную нагрузку. Именно ходовая часть первой принимает на себя удары нашего бездорожья, поэтому она является самым уязвимым элементом машины.
Диагностику и ремонт ходовой части автомобиля необходимо периодически проводить каждому автомобилю.
Проводить диагностику подвески рекомендуется каждый раз после 10-15 тысяч км пробега, а в случае эксплуатации машины по бездорожью и то чаще. Принимая во внимание наши «хорошие» дороги, ремонт ходовой части автомобилей приходится делать чаще, чем менять масло.
Любой владелец автомобиля понимает, что от состояния ходовой части автомобиля зависит безопасность на дороге и только бережное отношение, своевременная диагностика и ремонт ходовой части автомобиля помогут увеличить ее работоспособность и уверенность водителя на дороге.
Во время диагностики ходовой части делается визуальный и инструментальный осмотр:
- Шаровых;
- Сайлентблоков;
- Шрусов;
- Рулевых наконечников;
- Амортизаторов;
- тоек;
- Пружин амортизаторов;
- Развал-схождение;
- Ступичных подшипников;
Признаки неисправности ходовой авто
Мы рекомендуем сразу же обращаться в автотехцентр для диагностики подвески при обнаружении:
- Стуков в подвеске во время движения;
- Скрежет, стук при переезде дефектов дороги;
- Посторонний шум спереди либо сзади при прохождении поворотов;
- Большой люфт рулевого колеса;
- Машину уводит в сторону;
- Вибрации с отдачей в руль и кузов;
- Неравномерный износ покрышек автомобиля;
- Подтеки жидкости.
Очень важно при обнаружении первых симптомов неполадок с подвеской Вашего железного друга быстро реагировать и обращаться на СТО, где быстро выполнят диагностику и ремонт ходовой части автомобиля. Связано это с тем, что возрастает риск возникновения опасной ситуации и потери управления. Для предотвращения возникновения такой ситуации нужно систематически выполнять технические осмотры ходовой, призванные для своевременного обнаружения и устранения неисправностей.
К сожалению, многие автовладельцы, в надежде сэкономить некоторую сумму денег, прибегают к самостоятельной диагностике и выявлению причин постороннего шума или гула. В надежде найти ответы на такие вопросы как выполнить диагностику, как ремонтировать подвеску, они посещают различные сайты, форумы, блоги. Не понимая того, что провести точную диагностику и обнаружить неисправность может только квалифицированный специалист в ходе технического осмотра ходовой части авто.
Техническое обслуживание амортизаторов
Во время эксплуатации какой-либо регулировки амортизаторы не требуют. Однако, если обнаружено замедленное гашение колебаний автомобилей после переезда препятствия, то амортизатор необходимо проверить. В заводских условиях его характеристики проверяются на стенде. Если нет стенда, следует зажать амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачать за верхнюю проушину не менее пяти раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки в 300 Н (30 кгс). Время перемещения на длине рабочего хода растяжения — не более 15 с.
Если амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его следует заменить или отремонтировать.
В процессе эксплуатации у амортизатора может появиться подтекание масла через уплотнение штока в верхней части. Для устранения негерметичности достаточно подтянуть гайку резервуара. При подтяжке одновременно увеличивается натяг резинового сальника штока. Для подтяжки гайки резервуара амортизатор необходимо закрепить за нижнюю проушину в тисках и поднять за верхнюю проушину кожух в крайнее верхнее положение.
Гайку подтянуть специальным ключом моментом 90…150 Н·м (9…15 кгс·м).
1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — диски клапана сжатия; 4 — дроссельный диск клапана сжатия; 5 — пружина клапана сжатия; 6 — обойма клапана сжатия; 7 — тарелка клапана сжатия; 8 — гайка клапана отдачи; 9 — пружина клапана отдачи; 10 — поршень амортизатора; 11 — тарелка клапана отдачи; 12 — диски клапана отдачи; 13 — кольцо поршня; 14 — шайба гайки клапана отдачи; 15 — дроссельный диск клапана отдачи; 16 — тарелка перепускного клапана; 17 — пружина перепускного клапана; 18 — ограничительная тарелка; 19 — резервуар; 20 — шток; 21 — цилиндр; 22 — кожух; 23 — направляющая втулка штока; 24 — уплотнительное кольцо резервуара; 25 — обойма сальника штока; 26 — сальник штока; 27 — прокладка защитного кольца штока; 28 — защитное кольцо штока; 29 — гайка резервуара; 30 — верхняя проушина амортизатора; 31 — гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 32 — пружинная шайба; 33 — шайба подушки крепления амортизатора; 34 — подушки; 35 — распорная втулка; 36 — кожух амортизатора передней подвески; 37 — буфер штока; 38 — резинометаллический шарнир
Рисунок 4 — Амортизаторы передней и задней подвесок
2.1. Снятие и установка амортизатора
Снятие амортизатора передней подвески необходимо производить в следующем порядке:
Установка амортизатора выполняется в обратной последовательности. Снятие амортизатора задней подвески производится аналогично.
Вывод
Исправность всех составляющих подвески автомобиля является важнейшим критерием безопасной и комфортной эксплуатации. Наиболее частые поломки подвески:
- Нагрузки на авто;
- Плохое состояние дорожного покрытия;
- Езда по бездорожью;
- Несвоевременная диагностика;
- Некачественные детали;
- Механические повреждения.
При возникновении неполадок узлов подвески, можно самостоятельно произвести визуальный осмотр и диагностику, но ремонт и замену деталей делать только в автосервисе. Стоимость ремонта ходовой в Москве меньше, чем ремонта кузова.
Особенности ремонта и обслуживания грузовых автомобилей
Техническое обслуживание (ТО) грузовика своими руками
В регулярном проведении технического обслуживания нуждается каждое транспортное средство, в числе которых и грузовые автомобили. Техническое обслуживание или ТО грузового авто – это комплекс мер, которые направлены на поддержание высокой работоспособности автомобиля и улучшение эксплуатационных характеристик его агрегатов и узлов.
В связи с постоянными нагрузками, которыми подвергается грузовой автотранспорт, при условии отсутствия регулярного технического обслуживания, ресурс машины может резко сократиться. Именно поэтому, техническое обслуживание и периодическая диагностика грузовика – это крайне важное мероприятие, которое влияет не только на эффективность работы грузового транспорта, но и помогает значительным образом сократить возможные затраты на его ремонт и дальнейшую эксплуатацию.
Техобслуживание грузового автотранспорта имеет свои особенности, знать о которых должен каждый владелец автомобиля, планирующий проведение ТО грузовика своими руками.
Виды технического обслуживания грузового автомобиля
В Российской Федерации на данный момент принят действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники». В государственном стандарте изложены основные требования к конструкции грузового транспорта, проведению ТО, а также срокам проведения технического обслуживания грузовиков.
Согласно действующему ГОСТ, выделяют несколько основных видов ТО грузового автотранспорта:
Ежедневное обслуживание.
Ежедневное обслуживание включает в себя проведение следующих контрольных работ:
- Внешний осмотр автомобиля: выявление повреждений, проверка состояния кабины, ее запорного механизма, контроль состояния рессор, проверка давления в шинах, наличие номерных знаков.
- У седельного тягача обязательно проверяется исправность седельно-сцепного устройства, у самосвала – исправность заднего борта.
- Проверка исправности приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, устройства для обмыва стекла, компрессора, генератора. У самосвала контролируется работа механизма подъема и упора платформы.
- Проверяется состояние и исправность ручного тормоза, шарниров рулевых тяг и привода рулевого управления.
- Внешним осмотром, с целью обнаружения возможной течи, проверяется герметичность привода тормозов, система гидроусилителя рулевого механизма.
Ежедневное техническое обслуживание предполагает также проведение работ по мойке и очистке автомобиля, включающие в себя не только уборку кабины и платформы, но и очистку фар, зеркал, номерных знаков.
Смазочные и заправочные работы.
- Контроль за наличием топлива в баках.
- Проверка уровня масла в картере двигателя. Контролировать уровень масла возможно не ранее, чем через 5-10 минут после остановки двигателя грузовика.
- Зимой необходимо регулярно сливать отстой из топливного бака и топливного фильтра тонкой очистки. Это выполняется следующим образом: сливается 0,1 литра топлива, после чего запускается двигатель грузовика на 3-4 минуты.
- Обязательно осуществлять контроль за уровнем жидкости в системе охлаждения, в бачке для обмыва стекла.
- Завершающим этапом работ становится слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов. Обратить внимание на то, что слив конденсата осуществляется при наличии воздуха в системе.
Первое техническое обслуживание (ТО-1).
Основная цель проведения ТО-1: предотвращение возможных поломок, способных вывести транспортное средство из строя, повысить уровень загрязнения окружающей среды, значительным образом повысить расход топлива и смазочных материалов.
Проведение ТО-1 включает в себя не только выполнение объема работ, входящих в ежедневное обслуживание, но и комплекс дополнительных мероприятий.
- Проверка натяжения ремня привода водяного насоса. При давлении на центральную часть ветви, ремень водяного насоса от усилия 30 Н или 3 кгс, должен прогнуться от 1 – 1,5 см.
- Проверка сцепления заключается в визуальном осмотре резинового защитного колпака с целью обнаружения на нем разрывов. При наличии повреждений, деталь необходимо заменить.
- При проверке карданной передачи необходимо:
- Проверить люфт в шарнирах и в шлицевом соединении карданной передачи. Работы производятся при выключенной передаче легким покачиванием трубы карданного вала вокруг оси и в радиальной плоскости. Такое действие производится с целью обнаружения ощутимых люфтов, что является недопустимым;
- Проверяются и при необходимости подтягиваются гайки крепления фланцев карданного вала. Работы производятся при расторможенном стояночном тормозе. Под колеса грузовика подкладываются упоры, а рычаг коробки передач устанавливается в нейтральное положение.
- Проверка заднего моста осуществляется с целью обнаружения подтеков в его соединениях. В этом случае необходимо особое внимание обратить на то, что недопустимым является подтекание масла через сальники ступиц, через сальник ведущей шестеренки, прокладки редуктора и крышки заднего моста.
Техническое обслуживание рулевого управления и переднего моста заключается в следующих действиях:
- Проверка креплений и шплинтовки гаек, сошки руля, шаровых пальцев рулевых тяг (момент затяжки – 140 – 200Н/м), гидроусилителя руля, рычагов поворотных кулаков (момент затяжки 180 – 220 Н/м), контроль состояния стопорных шайб. После подтяжки гаек шаровых пальцев должны быть установлены новые шплинты.
- При работающем двигателе осуществляется проверка свободного хода рулевого колеса, проверяется люфт в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя. При неработающем двигателе палец сошки в распределителе гидроусилителя должен иметь люфт не выше 2 мм.
- Необходимо проконтролировать и люфт подшипников ступиц передних колес.
При проверке тормозной системы необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
- Проверка работы компрессора (в частности создаваемого им давления, падение которого при неработающем двигателе и выключенных тормозах не должно быть выше 30 кПа в течение 30 минут, а при включенных тормозах – не более 30 кПа в течение 15 минут).
- Следует также проверить и герметичность всех соединений приборов и трубопроводов тормозной системы.
- В обязательном контроле нуждается состояние крепления и шплинтовка пальцев вилок штоков тормозных камер и деталей привода рабочего тормоза.
- Проследить за тем, чтобы ход штоков тормозных камер находился в пределах 2,5 – 3 см.
- В обязательной проверке нуждается исправность привода и действие ручного тормоза. Особое внимание уделить ходу рукоятки, который должен находиться в пределах от 1,1 – 1,6 см.
- Должны быть подтянуты и болты крепления суппорта ручного тормоза.
- Обязательному контролю подлежит и напряжение ремня привода компрессора. При нажатии на центральную часть короткой ветви с усилием в 30Н, он должен прогибаться на 0,5 – 0,8 см.
- Отрегулировать необходимо и свободный ход педали тормоза.
При ТО ходовой части необходимо проверить:
- Состояние рамы, рессор, кроншетейнеров на предмет наличия трещин на деталях. Недопустимым является и ослабление заклепочных соединений. На наличие подтеканий обязательно проверяются амортизаторы, а втулки – на степень изношенности.
- Гайки крепления колес должны быть затянуты моментом 250 — 300 Н/м.
- Обязательному контролю необходимо подвергнуть состояние шин и соответствие давления в них норме. Посторонние предметы в протекторе и между сдвоенными шинами должны быть удалены.
При проверке системы питания необходимо:
- Проконтролировать исправность механизма управления подачей топлива, включения моторного тормоза. При нажатии на педаль тормоза рычаг регулятора упирается в болт ограничения максимальных оборотов, при свободном положении педали – в болт ограничения минимальных оборотов.
- Внешним осмотром проверяется состояние системы питания, герметичность соединений трубопроводов.
При ТО электрооборудования:
- Внешним осмотром проверяется состояние электропроводки, на штепсельных и клеммовых соединениях проверяется состояние шлангов и чехлов.
- Необходимо проконтролировать крепление и состояние аккумуляторных батарей. Процедуре очистке следует подвергнуть вентиляционные отверстия, батареи. Должен быть проверен и уровень электролита, а при необходимости следует добавить дистиллированную воду.
Смазочные и очистные работы проводятся в строгом соответствии с картой смазки.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Помимо работ, выполняемых при ТО1, рекомендовано проведение дополнительных мероприятий.
При ТО двигателя необходимо:
- Проверить гайки крепления балки передней и задней опор двигателя на раме. Момент затяжения передней опоры – 44 – 62 Н/м, задней – 70 – 100 Н/м.
- Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления приемных труб глушителя с рамой и стремянки выхлопной трубы глушителя с поперечной рамы.
При проверке сцепления особое внимание уделить свободному ходу педали, который должен находиться в пределах 34-43 см при выпущенном из системы воздухе.
При проверке КПП:
- Положение коробки опоры передач отрегулировать.
- Проверить состояние гайки крепления промежуточного механизма коробки с рамкой.
- Проверить крепление поддерживающего кронштейна опоры коробки передач к поперечине рамы.
При проверке рулевого управления и переднего моста:
- Проверить состояние сальников на предмет повреждений, подтеканий масла.
- Внешним осмотром оценить состояние шплинтовки гаек, рулевых тяг и гидроусилителя.
- Проверить состояние упорных подшипников и затяжку гаек шкворней.
- Оценить состояние балки переднего моста, углы поворота передних колес и величину схождения.
- Отрегулировать натяжение ремня привода насоса гидроусилителя.
Проверка тормозной системы включает в себя:
- Проверку состояния тормозных колесных механизмов и подшипников колес, замену изношенных деталей. Накладки не должны иметь трещин, задиров и выкрашиваний.
- Оценить состояние и толщину фрикционных накладок задних ножных тормозов.
- Гайки крепления хомутов воздушных баллонов должны быть также проверены и затянуты.
Техническое обслуживание ходовой части предполагает:
- Проверку креплений кронштейнов рессор и вкладышей кронштейнов.
- Проверку расположения переднего и заднего мостов на предмет отсутствия перекосов.
- Проведение работ по подтяжке гаек стремянок. Проводится при выпрямленных рессорах. Момент затяжки задних рессор – 600 – 650 Н/м, передних – 400 – 450 Н/м, гаек стремянок – 27 – 50 Н/м.
- Проверку состояния втулок амортизаторов и замена изношенных или поврежденных деталей.
- Проверка крепления буксирного прибора с поперечной рамой, шплинтовку и затяжку прорезной гайки. В том случае, если автомобиль постоянно работает с прицепом, необходимо снять буксирный прибор с транспорта для устранения дефектов.
- Оценить состояние ободьев и прижимов колес.
- При необходимости подтянуть гайки крепления кронштейна запасного колеса.
При ТО кабины, платформы и оперения необходимо: проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления стремянок платформы и гайки крепления кронштейнов топливного бака.
При обслуживании системы питания через одно обслуживание проверяется и регулируется угол опережения впрыска топлива, с двигателя снимаются форсунки, на стенде проверяется их работа, после чего они регулируются.
При проверке электрооборудования выполняются следующие виды работ:
- Проверка степени заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой. В случае необходимости батареи снимают для подзарядки.
- Генератор и стартер необходимо осмотреть и очистить от грызи и масла.
- Проверка затяжки стяжных болтов стартера, а при необходимости подтягиваются.
- Проверка установки фар и направление их светового потока.
- Проверка и затяжка болтов крепления генератора.
Тщательное выполнение очистительных, смазочных и заправочных операций согласно утвержденного перечня обеспечивает безупречную работу транспортного средства в процессе эксплуатации.
Межсервисный интервал (периодичность регламентного ТО) в этом случае составляет не менее 4000 км пробега транспортного средства. Однако, многие специалисты отмечают, что проведение некоторых работ по обслуживанию, с целью увеличения безопасности и надежности автомобиля, должно осуществлять при пробеге в 2000 – 3500 км.
Вывод
Как показывает практика, средний пробег грузовых автомобилей в России составляет 150000 – 200000 километров в год. За это время грузовик проходит несколько видов диагностики и технического обслуживания. Одним из главных факторов экономии на ремонте грузового автомобиля не только проводить ТО своевременно, но и качественно, потому что работы по техническому обслуживанию позволяют выявить перечень базовых деталей, которые скоро выйдут из строя. Соответственно, обслуживание позволит существенно сократить расходы на эксплуатацию и дальнейший ремонт грузовика. Но только в том случае, если Вы доверите обслуживание специалистам. В грузовом автосервисе «Технология Движения» имеется современное диагностическое и ремонтное оборудование, что позволяет проводить ТО и диагностику быстро и качественно. С услугами и ценами компании вы можете ознакомиться на сайте.
Перечень работ по ремонту грузовых автомобилей
Наш автосервис специализируется на проведении высококачественной диагностики и ремонта коммерческих автомобилей.
Мы осуществляем следующие виды ремонта автомобилей:
- плановый ремонт;
- текущий ремонт»
- срочный ремонт;
- капитальный ремонт.
Каждому грузовому автомобилю требуется периодическое техническое обслуживание. Это ряд процедур, целью которых служит обеспечение стабильной работы и высокого качества всех элементов транспортного средства.
Специалиста нашего сервиса выполняют весь спектр услуг по техническому обслуживанию грузовых машин в Ростове-га-Дону.
Мы выполняем срочный. текущий и капитальный ремонт следующих автомобилей:
- ГАЗель Бизнес, ГАЗель NEXT,
- CUMMINS ISF 2,8 3,8, ПАЗ Валдай, УМЗ, ЗМЗ,
- Hyundai HD65, HD72, HD78, HD120, HD170,
- Hyundai HD250, HD260, HD270, HD450, HD500,
- Hyundai County, Hyundai Porter, Hyundai Starex,
- Isuzu,
- Iveco,
- Foton ,
- Fiat Ducato,
- Ford Transit.
Мы имеем большой опыт технического обслуживания автомобилей и автобусов Hyundai HD65, HD72, HD78, HD120, HD170, HD250, HD260, HD270, HD450, HD500, Hyundai County, Hyundai Porter, H-1, Hyundai Starex, Isuzu, Iveco, ГАЗель Бизнес, ГАЗель NEXT, Foton, Fiat Ducato, Ford Transit.
Перечень работ по ремонту грузовых автомобилей
Мы проводим следующие виды ремонта ходовой части:
- з амена шкворней,
- замена рессор,
- замена крестовин,
- замена подвесного,
- замена кардана,
- замена шпильки,
- замена рулевого наконечника,
- замена сайлентблоков,
- замена втулок,
- замена подшипника,
- замена колодок,
- замена тормозного цилиндра,
- замена тормозной трубки,
- замена тормозного барабана,
- замена тормозного диска,
- замена стремянки рессоры,
- замена кардана,
- замена балки,
- замена рулевой рейки,
- замена рулевого механизма,
- замена рулевой тяги,
- замена генератора.
Мы проводим следующие виды ремонта двигателя и топливной системы:
- замена стартера,
- замена топливного насоса тнвд,
- замена топливных форсунок,
- замена ремня грм,
- замена ремня генератора,
- замена ремня гура,
- замена гидроусилителя гура,
- замена радиатора,
- замена интеркулера,
- замена маслоохладителя,
- замена тосола антифриза,
- промывка радиатора,
- очистка радиатора,
- ремонт двигателя,
- замена поршневой группы,
- замена поршневых колец,
- замена поршней,
- замена поршневых колец,
- замена шатуна,
- замена коленвала,
- ремонт коленвала,
- проточка коленвала,
- шлифовка коленвала,
- ремонт головки блока гбц,
- шлифовка гбц,
- опрессовка головки блока ,
- замена направляющих клапанов,
- замена клапана,
- замена рокера,
- замена головки блока гбц,
- замена пружины клапана,
- замена распредвала,
- замена датчика,
- замена сальника,
- замена гильзы цилиндра,
- запрессовка гильзы цилиндра,
- проточка гильзы цилиндра,
- опрессовка блока цилиндров,
- замена масляного насоса,
- замена двигателя
- замена форсунки,
- ремонт топливной форсунки,
- прописка топливной форсунки,
- замена поддона двигателя,
- замена передней крышки двигателя,
- замена прокладок двигателя,
- замена компрессора,
- замена помпы,
- замена насоса,
Мы проводим следующие виды ремонта коробки передач:
- ремонт кпп коробки передач,
- замена вала первичного,
- замена вторичного вала,
- замена шестерни кпп,
- замена синхронизатора кпп,
- замена подшипника кпп,
- замена сальника кпп,
- замена масла кпп.
Мы проводим следующие виды ремонта электрического оборудования:
- ремонт электрики,
- ремонт электрооборудования,
- замена приборной панели,
- замена спидометра,
- замена тахометра,
- замена электропроводки,
- ремонт электропроводки,
Мы проводим следующие виды кузовного ремонта:
- растяжка машины на стапеле,
- вытяжка кузовных деталей,
- покраска кузовных деталей,
- ремонт лакокрасочного покрытия,
- покраска крыла,
- покраска капота,
- покраска двери,
- покраска кузова,
- покраска бампера,
- покраска багажника,
- рихтовка крыла,
- рихтовка бампера,
- рихтовка двери,
- рихтовка капота,
- кузовной ремонт,
- ремонт бампера,
- ремонт двери,
- ремонт кабины,
- покраска кабины,
- рихтовка кабины,
Перечень работ по замене расходных материалов, масла и смазки:
- замена масла в двигателе,
- замена масла в редукторе,
- замена тормозной жидкости,
- замена масляного фильтра,
- замена воздушного фильтра,
- замена топливного фильтра,
- замена салонного фильтра
Руководство по эксплуатации грузового автомобиля
Грузовой автомобиль – это особенно сложный, с точки зрения эксплуатации и технического обслуживания, вид транспортного средства. Объем работ, которые необходимо проводить для обеспечения безопасности передвижения, гораздо больше, чем у легковых видов автомобильного транспорта. Грузовик крупнее по размеру и габаритам, испытывает намного больше нагрузок, а появление любых неисправностей и поломок влечет за собой серьезные последствия и смертельную опасность для водителя или пассажиров.
Чтобы не подвергать себя риску, обеспечить долгий срок службы транспортного средства, необходимо знать о правилах и особенностях эксплуатации грузового автомобиля как на предприятии так и при использовании в личных целях.
В каком случае не разрешается эксплуатация грузового автомобиля
Для максимального обеспечения безопасности, водитель грузового транспортного средства перед любой поездкой обязан проверить исправность автомобиля. Существуют поломки, при возникновении которых передвижение на грузовике и его эксплуатация категорически запрещены.
Полный список документов, необходимый для оформления карты.
Тормозная система
Чтобы проверить, исправен ли тормоз, необходимо нажать на педаль тормоза при заглушенном двигателе. Она должна остановиться практически сразу и не двигаться, если водитель пытается дожать вперед. В случае, когда педаль начинает заклинивать, тормозная система не может считаться исправной.
Чтобы проверить вакуумный усилитель тормозов, нужно нажать на педаль, а затем, не убирая ноги, завести двигатель. Если педаль при запуске мотора не «провалилась» и вы слышите шипение, значит усилитель подлежит замене.
Для предупреждения неисправности ручного тормоза, поднимите рычаг и сосчитайте количество щелчков, за которое он пришел в вертикальное положение. Их должно быть 3-4.
Рулевое управление
Для проверки необходимо завести мотор и развить небольшую скорость движения – не более 10 км/ч. Повернуть с колеса в одно крайнее положение, затем – в противоположное, при помощи движения рулем. Колеса не должны перемещаться рывками без повышенных усилий со стороны водителя.
Сцепное устройство
Перед поездкой требуется произвести расцепку и сцепку автопоезда. Она должна осуществляться легко и без особых усилий со стороны водителя. Проверить состояние соединительных и фиксирующих элементов на наличие повреждений, осмотреть дышло, крепления.
Фары и габаритные огни
Зажгите и выключите их, прежде чем начать движение. Если на каком-то из устройств перегорела лампочка, ее необходимо заменить. В случаях, когда фары горят, но свет слишком тусклый, проверьте надежно ли закреплена лампа, исправен ли контакт. Также недостаточная освещенность может быть следствием разряжающегося аккумулятора.
Стеклоочиститель
Он обязательно должен быть исправен со стороны водителя, в противном случае можно лишиться обзора на дорогу во время дождя или снега. Если при включении моторчика дворники не приходят в движения, но слышен щелчок – проверить контакты.
Если при проверке этих систем обнаружена неисправность и ее невозможно устранить самостоятельно, ни транспортировать грузы и пассажиров, ни передвигаться на таком автомобиле нельзя. Необходимо обратиться в автосервис и не использовать автомобиль до окончания ремонта.
Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!
Обстоятельства, влияющие на безопасность эксплуатаци грузового автомобиля
Существуют неисправности, которые ограничивают возможности использования грузового автомобиля. При попадании водителя в определенные условия, они могут спровоцировать аварийную ситуацию
Не работает обогрев
Если перевозка осуществляется в теплом климате, это не страшно. Однако, при сильных морозах окна автомобиля могут покрыться инеем и обзор дороги ухудшится. К тому же, если в салоне будет слишком холодно, водитель не сможет сосредоточиться, внимание может рассеяться, а это повлечет за собой аварию.
Не работает стеклоподъемник
Также зависит от климата. Водитель не сможет выполнять свою работу, если в салоне будет слишком жарко (стекло не опускается) или напротив – ветрено и холодно (стекло заклинило на подъеме).
Не работает звуковой сигнал
Для некоторых водителей такая деталь кажется несущественной и они продолжают ездить на грузовом автомобиле, имеющем данную неисправность. Однако, такая поломка напрямую влияет на безопасность. На дорогах может произойти всякое, и в случае, если возникнет аварийная ситуация и нужно будет подать сигнал, водитель просто не сможет этого сделать.
Правила эксплуатации грузового автомобиля в различных природных условиях
Перевозки грузов при помощи автотранспорта охватывают большую территорию с различными видами местности и климата. В каждом из них использование грузового транспортного средства имеет свои характерные особенности.
В экстремально холодном климате
Это районы, где средняя температура воздуха опускается ниже -60. Такие области занимают более половины территории России. Поэтому для наших водителей вопрос, как эксплуатировать грузовик в условиях холодного климата очень актуален. Если перевозчику предстоит поездка в такую климатическую зону, необходимо помнить о трудностях, с которыми он может столкнуться:
ухудшается проходимость топлива через шланги;
загустевает машинное масло;
снижается герметичность системы тормозов;
покрышки быстро приходят в негодность, резина становится жесткой;
во внутренних элементах машины скапливается конденсат и образуются ледяные пробки.
Все эти системы необходимо регулярно подвергать проверке во избежании поломок, а также передвигаться по скользким дорогам, льду и снегу с пониженной скоростью.
В пустынно-песчаных областях
В этих районах температура поднимается выше +40. Здесь инструкция по эксплуатации грузового автомобиля также имеет свои характерные черты, связанные с возникающими в этих условиях сложностями:
изнашивание элементов автомобиля под воздействием абразивных частиц (песка, пыли);
уменьшается мощность мотора;
масло окисляется; температура охлаждающей жидкости повышается, она начинает выкипать, в результате чего образуется накипь;
снижается упругость и эластичность резиновых элементов автомобиля.
В горной местности
В этих областях особенный климат и дороги, способные вызвать определенные трудности при эксплуатации грузового автомобиля. Чтобы обезопасить себя, водитель должен знать, что происходит с транспортным средством в горах:
уменьшается мощность вентилятора при подъеме;
быстро изнашиваются тормозные колодки;
снижается эффективность работы тормозов при спуске и подъеме;
при поездках по извилистому серпантину увеличивается нагрузка на рулевую систему и ее элементы быстрее приходят в негодность.
Оформить заказ на карты для тахографа.
Все правила эксплуатации грузового автотранспорта направлены на предотвращение аварийных ситуаций и снижение риска для здоровья и жизни водителя. Поэтому пренебрегать ими и легкомысленно относиться даже к незначительной поломке не стоит.
Автосервис грузовой и специальной техники: как выжить в конкурентной борьбе?
В борьбе за увеличение доходов руководители предприятий автосервиса пытаются выяснить, кто их клиент, как привлечь и удержать его. Специфика перевозок накладывает определенный отпечаток на востребованность грузового автосервиса. Раз услуга востребована, правомерен вопрос: кого и как обслуживаем, кто обращается за услугой?
Клиент и доход
Анализ позволил выявить две характерные особенности.
- При повторном обращении на сервис клиент заказывает объем работ больше, чем клиент, приехавший впервые. При первом обращении клиент заказывает «технический минимум» услуг — у него еще нет доверия к фирме.
- При повторном обращении клиент заказывает объем работ такой же или меньше, чем при первом обращении, но частота посещений возрастает.
Поэтому в удельном доходном исчислении (оплата / км пробега) заезд постоянного клиента более выгоден, чем нового. Кроме того, фирма для общения с новым клиентом затрачивает больше времени. Это дополнительные неоплачиваемые услуги в виде разъяснений, консультаций и т.д. При привыкании клиента к фирме появляется доверие к ней, размер заказа увеличивается, а потребность в дополнительных услугах снижается. Поэтому в сфере услуг дешевле проводить программы по улучшению обслуживания клиентов для их удерживания, чем по привлечению новых.
Останется ли автосервис без работы?
Нынешний парк грузового автотранспорта в основном укомплектован «великовозрастными» автомобилями. Большая их доля у частных юридических лиц — не менее 80 процентов. Число крупных ДТП сокращается. Почти у половины автопредприятий списочный состав не превышает 9 автомобилей. Для них свою ремонтную службу не создашь, производственно-техническую базу не построишь — экономически не выгодно. Так, в Москве три четверти владельцев грузового транспорта не имеют собственных ремонтных баз. Где ремонтируют этот транспорт и, главное, доволен ли клиент качеством этого ремонта?
Источник фото: stc-kran-avto.ru Заезд постоянного клиента более выгоден для СТО, чем нового
Из материалов операции «Чистый воздух» в г. Москве следует, что количество автомобилей, неисправных только по экологическим показателям и приписанных к мелким автотранспортным предприятиям, составляет 32,6 %. Действительно, кто будет сам проводить, например, ТО-2 для ЗИЛ-5301 «Бычок» за требуемые 16 часов? Хватит ли для этого квалификации водителя как основного ремонтника. Конечно, при необходимости выполнить можно любой ремонт, но за какое время? А машина должна работать на линии и приносить доход.
Большинство (70-80%) владельцев грузовых транспортных средств в Москве обслуживаются на СТО или на крупных ДТП по договору. Приоритетность заявляемых работ при этом: тормоза, двигатель (система питания], ходовая часть и т.д. Современный автосервис грузовых автомобилей в России это предприятия различных форм организации: фирменные, специализированные, универсальные. Фирменные пока заметной доли рынка не занимают. По данным на 2000 год, КамАЗ имеет 145, МАЗ — 24, УралАЗ — 16 станций.
В Москве из почти 130 предприятий сервиса грузовых автомобилей нет ни одного, где бы предлагали весь пакет технических услуг. Зачастую СТО не имеют современного диагностического оборудования, подъемников, очистных сооружений. И при этом, чтобы попасть на ремонт, владельцу очень часто приходится записываться в очередь. Исходная причина в следующем. Количество грузовиков в частном секторе Москвы — 121430 единиц. Среднее предприятие автосервиса имеет 5-7 рабочих постов. На один рабочий пост условно приходится немногим более 100 автомобилей (на легковой СТО — 180). Но трудоемкость обслуживания грузовых автомобилей выше в 2-4 раза, а годовые пробеги — в 5-6 раз.
Источник фото: youtube.com Большинство владельцев грузовых транспортных средств в Москве обслуживаются на СТО или на крупных ДТП по договору
И все же клиенты имеют возможность выбирать предприятия, где уровень обслуживания лучше. Как показывают наблюдения, у предприятий со слабой организационной структурой мал процент (менее 30) повторных появлений клиентов (не путать с обращениями по гарантии на выполненный ремонт). Для сравнения: у легковых СТО, причем даже не фирменной принадлежности, но у которых девизы «доход» и «клиент» объединены, количество повторных обращений клиентов достигает 70 %. Любой работник сервиса назовет, как минимум, полдесятка преимуществ работы с автомобилем постоянного клиента. Таким образом, ужесточение конкуренции в автосервисе грузовых автомобилей выдвигает требования к руководству СТО по улучшению качества обслуживания клиентов и постоянному развитию своего предприятия.
Клиент всегда прав
Выбор перечня мероприятий по улучшению обслуживания целесообразно начать с анкетирования клиентов. Как правило, этим занимаются специальные организации (службы). Но стоимость этих работ довольно высока.
В МАДИ разработана методика обзорного анкетирования клиентуры, которая позволяет при минимальных затратах выявить:
- появление каких категорий (групп) клиентов необходимо активизировать;
- как поступать с существующим спектром предоставляемых услуг;
- что вызывает недовольство у клиентов.
Источник фото: bloomhuff.com Выбор перечня мероприятий по улучшению обслуживания целесообразно начать с анкетирования клиентов
В литературе подобные методики принято называть пилотными. Все начинается с накапливания массива анкет и их обработки. Анкетирование могут провести инженеры-приемщики, сервис-менеджеры или другие специалисты по работе с клиентурой при выдаче автомобиля из ремонта. Анкета подразумевает получение данных двух групп или характеристик: для оценки деятельности предприятия в целом и конкретного участка (зоны), который будет выявлен при анализе данных первой группы.
Сначала анализу подвергают данные первой группы. При этом в качестве основного критерия, оценивающего работу предприятия выступает резерв загрузки производственной мощности от улучшения обслуживания. Затем, в случае выявленной необходимости улучшения обслуживания и при наличии у предприятия финансовых, организационных и иных возможностей, подключают данные второй, резервной группы. Оценка деятельности конкретного участка (зоны) производится по нормированным показателям качества. В ходе анализа, помимо информации, получаемой от клиентов, используют данные первичной документации (заказ-наряды), производственной программы и показатели деятельности постов.
Источник фото: tehservice.by Оценка деятельности конкретного участка производится по нормированным показателям качества
На основании мнений клиентов дается заключение о степени доверия услугам предприятия и качестве работ. Например, по результатам анкетирования на одном из предприятий автосервиса выявлено, что значительная часть клиентуры (до 40 %) недовольна невнимательным отношением персонала, плохой организацией работ на посту приемки. Данные о деятельности постов позволяют оценить качество работ, которое зависит от наличия технологически необходимого инструмента и оснастки, физического износа оборудования, а также ошибок и нарушений, допускаемых персоналом при выполнении рабочих операций.
«Пилотаж» в действии
Для одного из предприятий грузового сервиса, которое имеет резервы производственной базы и так называемый географический охват клиентов, было определено, в какие районы города следует направить информацию с предложениями о предоставлении услуг. В близлежащем регионе с радиусом примерно 7 км (эта величина выбрана директивно с учетом региональной привязанности и дорожно-транспортных коммуникаций) действия по привлечению новых клиентов решено не проводить (но существующих удерживать). Углубленный анализ показал, что по насыщенности этого региона грузовыми автомобилями потенциально новых клиентов здесь немного.
Источник фото: agrodorservis.ru На основании мнений клиентов дается заключение о степени доверия услугам предприятия и качестве работ
Выявлено также, что основные клиенты — частные предприятия со списочным составом до 14 автомобилей. Остальные клиенты — «муниципалы», а также предприятия, парк которых насчитывает 15 и более единиц. При этом на первом месте по объему разовых заказов на услуги, а значит и размеру выручки стоит муниципальный транспорт. Это явилось основанием для дальнейшего привлечения клиентов этого сектора (хоть он и не доминирующий).
Анкетирование показало массовое «исчезновение» клиентов конкретной марки автомобилей после первого обращения. Причиной оказалась неприспособленность производственно-технической базы и, самое главное, низкий профессионализм персонала. Клиенты не могли получить грамотное разъяснение по эксплуатации топливной системы данной марки автомобиля.
Источник фото: 24ri.ru Наиболее «убыточным» на производстве является участок диагностики двигателя
Проведенные исследования и анализ на предприятиях автосервиса позволили выбрать группу критериев, которые являются основой для математической модели управления производством. Модель состоит из блока входных данных, блока моделирования и блока выходных параметров. На входе в модель имеем критерии, определяющие существующее качество предоставляемых услуг, на выходе — рекомендации по улучшению обслуживания клиентов. Проведенные расчеты и моделирование применительно к конкретной СТО грузовых автомобилей показали следующее:
- Наиболее «убыточным» на производстве является участок диагностики двигателя. Из рисунка 7 видно, что из четырех зон и участков автосервиса наибольшие потери по загрузке, а значит, и доходу, имеет участок диагностики двигателя (суммарная потеря 11 %, что примерно 100-125 н*ч/месяц).
- Основным направлением улучшения работы участка диагностики двигателя является повышение качества оказываемых услуг. В создании дополнительного перечня услуг особой необходимости нет. Низкое качество услуг приводит к потере загрузки на 10 % (синий столбик), что значительно выше, чем убытки от отсутствия затребованных клиентом услуг (красный столбик).
- Подключение резервной группы исходных данных позволило выявить на участке диагностики двигателя услугу, которой больше всего недоволен клиент. Это ремонт и регулировка топливных систем.
Критериями оценки качества услуг являются технология, оборудование и персонал. Результирующий график качества услуг получен обобщением данных пилотного анкетирования клиентов и данных о производственной деятельности участка . Наибольшее падение качества отмечается при регулировке и ремонте топливных систем. При этом недостатки в организации контрольно-диагностических работ по двигателю несущественны.
Источник фото: carnovato.ru Критериями оценки качества услуг являются технология, оборудование и персонал
Первостепенным для повышения качества работ по регулировке и ремонту топливных систем является принятие следующих мер:
- приведение в требуемое техническое состояние основного технологического оборудования (стенды для регулировки ТНВД и форсунок, дымомер);
- организация рабочих мест и их технологическое оснащение в соответствии с типовыми требованиями.
Рамки статьи не позволяют вместить все подробности данной методики. Важно показать то, что для успешного развития предприятия, руководитель хотя бы раз в год должен иметь достоверные сведения о том, кто его клиент и доволен ли он обслуживанием. Иначе клиент предпочтет конкурента.
Сергей Афанасьев, МАДИ (ГТУ)
Журнал «Спецтехника» №2’2003
Ремонт ходовой части
Ходовая часть представляет собой механизмы опоры, благодаря которым обеспечивается соединение корпуса грузового автомобиля и его колес. Именно подвеска во время движения по не слишком ровным российским дорогам испытывает максимальные нагрузки, и в скором времени она может выйти из строя. Своевременный ремонт ходовой у профессионалов позволит предотвратить поломку на трассе, которая может привести к серьезным убыткам. Закажите эту услугу в компании «Технология Движения»!
Что входит в ремонт ходовой части?
Опытный водитель часто самостоятельно может определить, что с системой подвески и амортизаторами что-то не так. Во время движения появляются вибрация и стуки, машину трудно удержать на прямой линии. Одной из характерных признаков неисправностей является неравномерный износ шин, может наблюдаться раскачивание во время поворотов. Даже если водитель обладает большим опытом, все равно лучше довериться профессиональной диагностике. Специалисты нашего центра проведут полную проверку, включающие следующие этапы:
- Диагностика амортизаторов. Дисбаланс в их работе приводит к износу шин, снижению комфорта во время движения, проблемам с шаровыми соединениями и подшипниками.
- Проверка тормозных колодок и определение герметичности тормозных шлангов. Неисправные тормоза могут стать причиной аварии.
- Проверка сайлентблоков, контроль состояния сцепления и многие другие работы. . Шарнирные стержни требуют правильного ухода и регулярного обслуживания. Проверять сход развал периодически необходимо каждому водителю, так как любые нарушения становятся причиной быстрого износа шин и снижения управляемости автомобиля.
После диагностики проводится ремонт ходовой с заменой пострадавших деталей. В результате будут устранены все негативные явления, после чего машина вновь приобретет хорошую управляемость и сможет справиться с любыми трассами. Мы можем предложить запчасти на самые востребованные марки грузовых автомобилей, поэтому вы без труда найдете все необходимое для восстановления. Износ деталей — естественный процесс, и даже при самом аккуратном стиле вождения ходовая часть рано или поздно потребует ремонта.
Цены на ремонт ходовой части грузовиков
Обратите внимание! Цены на ремонт могут отличаться от указанных в прайс-листе в зависимости от марки/модели и года выпуска Вашего автомобиля.
Почему выбирают наши услуги?
Центр «Технология Движения» работает со многими марками грузовых автомобилей. Наши специалисты окажут квалифицированную помощь грузовикам Форд, Мерседес, Ман, Скания, Вольво, мы также работаем с корейскими и китайскими машинами. Заказать ремонт ходовой части у нас будет выгодно по нескольким причинам:
- Большой опыт и высокая квалификация специалистов позволят точно установить проблему с ходовой и провести ремонт пострадавшего узла. Компания специализируется на работе с грузовым транспортом, мы знаем все о современных коммерческих автомобилях.
- Центр оснащен передовым оборудованием для ремонта грузового транспорта. Использование высоких технологий поможет нам справиться с любыми поломками, даже самыми сложными.
- На все услуги мы предлагаем выгодные цены. Вы сможете восстановить машину с минимальными расходами, и все вложения окупятся надежной стабильной работой. Любая поломка грузовика — убытки для компании-владельца, поэтому не стоит ради экономии откладывать профессиональный ремонт ходовой.
Вы можете заказать не только квалифицированный ремонт ходовой, но и полное техническое обслуживание грузовых автомобилей, которое позволит своевременно устранять небольшие неисправности и обеспечит машине стабильную работу. «Технология Движения» — своевременная помощь профессионалов, которая даст возможность забыть о любых проблемах с машиной, обращайтесь!
Источник https://trucklider38.ru/remont/to-hodovoj-chasti-avtomobilya.html
Источник https://ptbnn.ru/drugoe/osobennosti-remonta-i-obsluzhivaniya-gruzovyh-avtomobilej.html
Источник https://td-truck.ru/remont-hodovoy/
Источник