Ходовая часть и ее техническое обслуживание
Ходовая часть является несущей частью автомобиля. В нее входят основание кузова, передняя подвеска, задняя подвеска, ступицы колес, колеса и шины.
Основные неисправности передней и задней подвески
Подвеска соединяет колеса с кузовом, смягчает и поглощает удары колес по неровностям дороги, гасит колебания кузова. Подвеска бывает зависимой и независимой. При зависимой подвеске перемещение одного колеса зависит от перемещения другого колеса. При независимой подвеске каждое колесо соединяется с кузовом по отдельности. В качестве упругого элемента, который смягчает соединение кузова и колес, могут применяться пружины, листовые рессоры, торсионы (рис. 47).
Рис. 47.
Подвеска переднего колеса, амортизационная стойка:
1 — верхняя опора амортизатора, внутри находится упорный подшипник (освобождаем только после того, как пружина надежно стянута); 2 — верхняя опорная чашка; 3 — буфер хода сжатия; 4 — пружина; 5 — опора буфера; 6 — шарнир рулевой тяги; 7 — поворотная цапфа; 8 — тормозной диск; 9 — стопорное кольцо внешнее; 10 — шлицевое окончание шарнира привода; 11 — колпак ступицы; 12 — подшипник ступицы; 13 — шаровой шарнир; 14 — поперечный рычаг подвески; 15 — регулировочные шайбы; 16 — стопорное кольцо внутреннее (обращаем внимание на правильность посадки); 17 — кронштейн амортизатора; 18 — нижняя опорная чашка
Техническое обслуживание подвески в современных автомобилях сводится к осмотру состояния подвески. Осмотр проводят через каждые 15 тыс. км. При осмотре проверяют состояние элементов подвески, резиновых и резино-металлических шарниров, втулок, подушек. Особое внимание обращают на следы масла. Для этого необходимо освободить колесные болты, поднять автомобиль и снять соответствующие колеса.
Обслуживание старых автомобилей требует регулярной проверки и регулировки зазоров в подшипниках ступиц, замены масла в подшипниках, проверки состояния стабилизатора поперечной устойчивости.
Чтобы точно замерить зазор необходим индикатор, однако наличие люфта в подшипниках ступиц передних колес можно определить и без прибора. Проверяемое ведомое колесо необходимо поднять домкратом либо поднять автомобиль на подъемнике. Для проверки зазора следует одну руку положить сверху на поднятое домкратом колесо, а другую снизу, прижать его снизу ногой, а сверху покачать от себя и к себе, т.е. в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса.
Колесо не должно свободно качаться. Однако полная неподвижность колеса также свидетельствует о неправильной регулировке или заклинивании подшипников. Для того, чтобы отрегулировать подшипники, необходимо расшплинтовать или раскернить, а затем отвернуть регулировочную гайку поворотной цапфы. Покрутив вывешенное колесо, проверяем, свободно ли оно вращается. Если происходит задевание или притормаживание, необходимо этот дефект устранить. Затянутую до отказа гайку надо отпустить на 20—25°, т.е. на расстояние, не превышающее половину грани, до совпадения ближайшей прорези в ней с отверстием в цапфе.
Затем необходимо установить новую регулировочную гайку и затянуть ее ключом до отказа, одновременно проворачивая ступицу колеса в обоих направлениях 5—6 раз, чтобы самоустановились ролики подшипников. Затем ослабляем гайку и вновь затягиваем до отказа. После этого на шайбе делаем метку против середины одной из граней гайки. Далее зашплинтовываем или, в зависимости от модели автомобиля, стопорим, вдавливая лунки на гайке в пазы на конце цапфы, и закрываем ее колпачком, заполненным смазкой.
Чтобы отрегулировать ступицы правого колеса, затяжку делают в обратном направлении, так как гайка имеет левую резьбу. Правильность регулировки подшипников окончательно проверяется по нагреву ступиц колеса при движении.
При замене смазки из-за ухудшения ее качества или при ее вытекании необходимо подшипники заполнить смазкой. Для замены смазки отворачивают болты, отводят в сторону суппорт и снимают колпак ступицы, не отсоединяя шланг подвода жидкости. Домкратом поднимают соответствующую часть автомобиля и снимают колесо. Отворачивают регулировочную гайку подшипников ступицы, снимают ее шайбу. Аккуратно снимают ступицу с тормозным диском, подшипником и сальником, промывают внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином и, если сальник поврежден, его заменяют.
Затем устанавливают на поворотную цапфу внутреннее кольцо внутреннего подшипника и закладывают в сепараторы подшипников и во внутреннюю полость ступицы 40—45 г смазки, равномерно распределив ее по всей полости ступицы. Устанавливают ступицу на цапфу, а также внутреннее кольцо наружного подшипника, надевают шайбу и заворачивают новую гайку. Далее регулируют зазор подшипников ступицы и перед установкой колпака ступицы закладывают в него 25 г смазки.
Если амортизаторы рессорные, необходимо смазать листы рессор. Одновременно с этими операциями проверяют состояние резиновых буферов, втулок, хомутов крепления листов рессоры и другие элементы рессорного механизма.
Неисправностями в передней подвеске могут быть изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей, вкладышей, резиновых втулок.
Эти неисправности приводят к изменению углов установки управляемых колес, что вызывает ухудшение управления автомобилем, перерасход топлива, износ шин и т.д.
Снятие и установка передней подвески заднеприводных автомобилей
Для того, чтобы снять переднюю подвеску, автомобиль поднимают либо ставят на смотровую яму, затягивают стояночный тормоз, снимают передние колеса и, удерживая ключом конец штока амортизатора за лыски, отсоединяют верхний край амортизатора. Затем разгибают стопорные пластины, отворачивают болты крепления суппорта к кронштейну, отводят суппорт в сторону и закрепляют его так, чтобы он не висел на шлангах; снимают амортизаторы с кронштейнами, отсоединяют концы штанги стабилизатора от нижних рычагов подвески, выпрессовывают съемником пальцы шарниров рулевого привода из отверстий рычагов и отводят рулевые тяги в сторону. Для сжатия пружины подвески применяют специальные приспособления.
Установка передней подвески. Установку узлов и деталей подвески выполняют в порядке, обратном снятию. При этом на передней подвеске устанавливают пружины одной группы. Чтобы избежать неправильного распределения усилий в резино-металлических шарнирах гайки и оси рычагов затягивают следующим образом: автомобиль устанавливают на ровной площадке и направляют колеса прямо, затем сажают в автомобиль четыре человека и укладывают 40 кг груза в багажник, чтобы в сумме груз был равен 320 кг. Динамометрическим ключом затягивают гайки крепления осей верхнего, а затем нижнего рычага и гайки крепления оси нижнего рычага к поперечине, проверяют и регулируют углы установки колес.
Снятие и установка передней подвески переднеприводных автомобилей
Чтобы снять переднюю подвеску, автомобиль устанавливают на подъемник или смотровую яму и затормаживают его стояночным тормозом. Снимают колпак ступицы, ослабляют болты крепления переднего колеса и отворачивают гайку крепления ступицы. Поднимают переднюю часть автомобиля, снимают переднее колесо, выпрессовывают съемником палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага, отсоединяют стойку стабилизатора поперечной устойчивости от рычага подвески и кронштейн растяжки от кузова, отсоединяют шаровой шарнир рычага подвески от поворотов кулака. При отворачивании болтов крепления шарового крепления к поворотному кулаку необходимо пользоваться торцовым ключом, чтобы не повредить чехол шарнира.
Далее отсоединяют рычаг подвески от кронштейна кузова и снимают рычаг в сборе с растяжкой и кронштейном. Отворачивают болты крепления направляющей колодки к поворотному кулаку. Суппорт в сборе с колодками подвешивают на крюке к кузову так, чтобы он не повис на шланге. Отводят в сторону и поворачивают стойку, вынимают из ступицы колеса шлицевой хвостовик шарнира равных угловых скоростей. Со стороны отсека двигателя снимают защитный колпак опоры, отворачивают гайки крепления телескопической стойки к кузову и снимают стойку подвески в сборе с поворотным кулаком и ступицей колеса.
Затем таким же образом снимают другую стойку передней подвески, снимают со штанги стойки, отворачивают гайки крепления стабилизатора поперечной устойчивости к кузову и осторожно выводят штангу стабилизатора из-под приемной трубы глушителя.
Устанавливают узлы и детали передней подвески в последовательности, обратной снятию, учитывая, однако, что передние гайки растяжек, гайки болтов крепления рычагов подвески к кронштейнам кузова, гайки крепления стоек стабилизатора к поперечным рычагам подвески и гайки крепления штанги стабилизатора к кузову предварительно затягивают до выбора зазоров в сочленениях; все гайки крепления резинометаллических шарниров, резиновых втулок и подушек затягивают окончательно при статистической нагрузке 320 кг, что соответствует массе четырех человек и 40 кг груза в багажнике.
При установке кронштейна крепления растяжки к кузову необходимо следить, чтобы не повредить резьбу втулок кузова; при установке стабилизатора поперечной устойчивости не допускается продольное смещение подушек на штанге, так как они должны располагаться на одинаковом расстоянии от центра штанги. Сначала затягивают передние болты крепления кронштейнов подушек стабилизатора со стороны разреза подушек, а затем задние. Одновременно необходимо следить, чтобы при затягивании болтов полностью устранился зазор в разрезах подушек, а подушки не получили повреждений.
Проверяя техническое состояние деталей подвески, их тщательно осматривают для того, чтобы убедиться в том, что рычаги подвески, поперечина, поворотные кулаки и пружины не имеют трещин и не деформированы. Если в деталях имеются трещины и деформации, их заменяют.
Проверка технического состояния шаровых шарниров
Проверяя техническое состояние шаровых шарниров, необходимо убедиться в сохранности защитных чехлов шарниров. Разрывы, трещины, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки недопустимы. Далее проверяют, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, проворачивая вручную шаровой палец. Свободный ход пальца и его заедание недопустимы.
Проверка технического состояния телескопической стойки
Детали телескопической стойки промывают керосином и просушивают. Диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность тарелки проверяется щупом на плите и должна быть не более 0,05 мм; рабочие поверхности поршня, поршневого кольца, направляющей втулки, штока, цилиндра, буфера отдачи и деталей клапанов должны быть без следов износа, задиров и вмятин; рабочие кромки сальника должны быть без износа и повреждений; на направляющей втулке штока не допускаются задиры, риски и отслоения фторопластового слоя; пружины клапанов отдачи и сжатия, а также буфера отдачи должны быть целыми и упругими; корпус стойки, кронштейн, чашка пружины, поворотный рычаг, буфер сжатия и защитный кожух не должны иметь разрушений и деформаций; внутренняя поверхность корпуса стойки должна быть чистой, без рисок, повреждений, с хорошей резьбой.
Верхнюю опору телескопической стойки проверяют на упругую осадку, приложив нагрузку Р = 700 кгс на подшипник опоры. Кроме того, нужно убедиться, что подшипник не имеет осевого перемещения в корпусе опоры. Коррозия, повреждение или заедание подшипника не допускаются. В этих случаях подшипник заменяют. При проверке состояния опоры следят, чтобы не было отслоений резины, большой осадки опоры, трещин и порывов.
Проверка технического состояния стабилизатора поперечной устойчивости
Проверяют состояние и плоскостность стабилизатора поперечной устойчивости. При незначительной деформации штангу выправляют, при значительной — заменяют. Проверяют состояние и сохранность подушек в кронштейнах штанги. В случае износа и повреждения подушек их заменяют. Деформацию стоек стабилизатора проверяют калибром. Если пальцы не заходят в отверстия стойки, ее заменяют.
Проверка технического состояния пружин подвески
Если при тщательном осмотре обнаружены трещины или деформация витков, пружину нужно заменить. Для проверки осадки пружины ее трижды сжимают до соприкосновения витков, затем прикладывают к пружине нагрузку 325 кгс. Высота пружины для автомобиля ВАЗ—2109 под этой нагрузкой должна быть не менее 201 мм. Пружину сжимают по ее оси. Опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных чашек на телескопической стойке. Если пружина с желтой маркировкой (класс А) в автомобиле ВАЗ—2109 имеет длину более 207 мм, ее маркировку изменяют на зеленую.
Проверка технического состояния штанги стабилизатора
Штангу стабилизатора проверяют на деформацию и плоскостность. При незначительной деформации штангу выправляют, при значительной — заменяют. Подушки в кронштейнах крепления к кузову и к нижним рычагам подвески должны быть целыми, при износе их заменяют.
- частичное отклонение автомобиля от направления прямолинейного движения по причинам увеличенных зазоров между шаровыми пальцами и вкладышами, пальцами и подшипниками;
- большие зазоры в шарнирах рулевых тяг, подшипниках передних колес;
- износ втулок маятникового рычага и ослабление крепления в рулевом управлении.
- различный развал левого и правого колес;
- различные углы продольного и поперечного наклона осей поворота левого и правого колес; неодинаковое давление в шинах левого и правого колес;
- деформации нижнего и верхнего рычагов передней подвески;
- нарушение параллельности осей переднего и заднего мостов;
- притормаживание одного из колес автомобиля на ходу из-за отсутствия зазора между тормозным барабаном и фрикционной накладкой;
- повышенный дисбаланс передних колес;
- неодинаковая упругость пружин подвески.
При раскачивании передней части автомобиля при движении по неровной дороге причиной может быть плохая работа передних амортизаторов.
- ослабление болтов крепления;
- износ резиновых втулок усиков амортизатора;
- ослабление затяжки гайки резервуара амортизатора;
- повышенный зазор в подшипниках ступиц колес;
- повышенный дисбаланс колес;
- деформация обода или колеса;
- осадка или поломка пружины;
- разрушение буферов хода сжатия;
- неисправность стоек подвески;
- ослабление крепления верхней опоры стойки подвески к кузову;
- осадка, разрывы, отслоение резины от корпуса опоры стойки;
- ослабление болтов крепления кронштейнов растяжек или болтов, крепящих штангу стабилизатора поперечной устойчивости к кузову;
- износ резиновых подушек растяжек или штанги.
- деформация дисков передних колес;
- большой дисбаланс передних колес.
- перегрузка задней оси;
- ослабление мест крепления;
- износ втулок амортизаторов.
Основной причиной биения колес является нарушение балансировки колес. Причиной повышенного износа крайних частей протектора шины является недостаточное давление воздуха в шине.
- неисправность амортизаторов;
- большие зазоры в шарнирных соединениях рулевого привода и передней подвески;
- большой остаточный дисбаланс колес.
Деформация поперечины подвески в зоне передних болтов крепления осей нижних рычагов, оси нижнего рычага, поворотного кулака, рычагов подвески или элементов передней части кузова, а также износ резино-металлических шарниров могут быть причинами невозможности регулировки угла установки колес.
Если автомобиль сильно бросает из стороны в сторону на неровной дороге и долго качает после толчка, вероятными причинами могут быть неисправность амортизаторов, снижение количества жидкости в амортизаторах, поломка или износ пружин сальников, клапанов, поршня, штоков, загрязнение каналов. Нормальная работа амортизатора нарушается как при недостатке, так и при избытке жидкости в нем. В амортизаторы необходимо заливать строго определенное количество жидкости.
Проверка технического состояния амортизаторов
Для того, чтобы проверить работу амортизатора, необходимо снять его вместе с нижним кронштейном, установить вертикально на пол, зажав кронштейн ногами, несколько раз вытянуть и отпустить шток. В исправном амортизаторе сопротивление движению штока должно быть почти втрое сильнее сопротивления движению вниз. Кроме того, в близких к крайним положениях штока не должно ощущаться уменьшения сопротивления или упругости. Если такой эффект ощущается, значит, в цилиндр попал воздух. Свободное передвижение штока означает, что жидкости недостаточно. Амортизатор должен быть сухим. Утечка жидкости ухудшает его работу, вызывает стуки и скрипы. Если гайка резервуара ослаблена, необходимо ее подтянуть.
Амортизатор заменяют, если обнаружена утечка жидкости, деформиррван кожух. При проверке амортизатора необходимо осмотреть его верхнее и нижнее крепление. Неисправные и изношенные втулки и подушки заменяют.
Кроме этого способа, для проверки действия амортизатора передней и задней подвесок автомобиль устанавливают на эстакаду или смотровую яму, раскачивают кузов и нажимают на него руками последовательно с правой и левой сторон передней и задней частей несколько раз, так, чтобы амплитуда колебаний достигла 40—50 мм. Если после отпускания рук в нижнем положении кузова он совершит более полутора циклов колебаний, значит, амортизатор нуждается в ремонте или замене.
Кроме этих способов, амортизаторы можно проверить непосредственно на автомобиле с использованием стендов. Существуют стенды двух типов. На стенде первого типа создаются длительные колебания колеса с переменной частотой, при которой в определенный момент происходит резонанс, и фиксирующие амплитуды при резонансе. На стенде второго типа создаются кратковременные колебания колес и фиксируется количество циклов затуханий колебаний. При резонансе амплитуда свободных колебаний в наибольшей степени зависит от сопротивления, создаваемого амортизатором. Такие стенды состоят из площадок-вибраторов, на которые устанавливают колеса автомобиля, приводного электродвигателя с кривошипно-шатунным механизмом и прибора, который регистрирует результаты испытаний в виде осциллограмм или цифровой информации о проценте годности амортизатора.
Ремонт узлов ходовой части автомобиля
Ходовая часть – чуть ли не самая незащищенная часть автомобиля. Включает в себя балку, элементы передней и задней подвески, а также колеса. Она постоянно берет на себя удары, переменные нагрузки, на нее воздействуют агрессивная окружающая среда. Таким образом она подвергается постоянному износу. Неправильная работа подвески оказывает прямое влияние на комфорт езды и состояние других узлов и механизмов авто. Регулярная диагностика и ремонт ходовой части автомобиля избавит Вас от различного рода проблем в дороге.
Ремонт ходовой части (подвески) автомобиля
Каждый компонент ходовой части выполняет свои задачи и имеет свое назначение, направленное на обеспечение комфорта.
Исправная ходовая часть – это гарантия комфорта и безопасности эксплуатации автомобиля по дорогам. Она в ответе за гашение вибраций, снижение тряски машины при движении по бездорожью. Задняя и передняя подвеска достаточно сложная конструкция, состоящая из множества механизмов. От ее исправности зависит Ваша безопасность на дороге.
Ничто не вечно, и для поддержания безотказной работы подвески, нужно проводить систематическое ТО. А если автомобиль часто используется, то пристальней необходимо контролировать состояние ходовой.
Диагностика и ремонт ходовой – комплекс мероприятий, направленный на осмотр и устранение явных и скрытых неполадок, влияющих на работоспособность машины.
Диагностика и ТО ходовой части (подвески) автомобиля необходимо выполнять через каждые 10-15 тыс. км пробега, особенно при частой езде по дорогам плохого качества либо по бездорожью.
Лучшим лечением является профилактика. Помните, что периодическая диагностика позволяет вовремя выявить изношенные детали.
Периодическая диагностика дает возможность обнаружить неполадку в работе ходовой на раннем этапе. Несвоевременно обнаруженная поломка может стать причиной быстрого износа других узлов и механизмов автомобиля. Не стоит пытаться сэкономить на собственной безопасности.
Что входит в ремонт ходовой части
Что входит в ремонт ходовой части легкового автомобиля:
- Диагностика и замена амортизаторов
- Замена рычагов
- Диагностика и замена шаровой опоры
- Диагностика и замена подшипников ступиц
От исправности отдельного механизма, детали зависит работоспособность и надежность всей системы в целом. Об неполадках в работе ходовой можно понять по скрипам, стукам, странному шуму во время езды, и это уже сигнал о том, что Ваш железный друг нуждается в квалифицированной помощи.
Ходовая часть автомобиля
Ходовая часть автомобиля каждый раз при поездке испытывает огромную нагрузку. Именно ходовая часть первой принимает на себя удары нашего бездорожья, поэтому она является самым уязвимым элементом машины.
Диагностику и ремонт ходовой части автомобиля необходимо периодически проводить каждому автомобилю.
Проводить диагностику подвески рекомендуется каждый раз после 10-15 тысяч км пробега, а в случае эксплуатации машины по бездорожью и то чаще. Принимая во внимание наши «хорошие» дороги, ремонт ходовой части автомобилей приходится делать чаще, чем менять масло.
Любой владелец автомобиля понимает, что от состояния ходовой части автомобиля зависит безопасность на дороге и только бережное отношение, своевременная диагностика и ремонт ходовой части автомобиля помогут увеличить ее работоспособность и уверенность водителя на дороге.
Во время диагностики ходовой части делается визуальный и инструментальный осмотр:
- Шаровых;
- Сайлентблоков;
- Шрусов;
- Рулевых наконечников;
- Амортизаторов;
- тоек;
- Пружин амортизаторов;
- Развал-схождение;
- Ступичных подшипников;
Признаки неисправности ходовой авто
Мы рекомендуем сразу же обращаться в автотехцентр для диагностики подвески при обнаружении:
- Стуков в подвеске во время движения;
- Скрежет, стук при переезде дефектов дороги;
- Посторонний шум спереди либо сзади при прохождении поворотов;
- Большой люфт рулевого колеса;
- Машину уводит в сторону;
- Вибрации с отдачей в руль и кузов;
- Неравномерный износ покрышек автомобиля;
- Подтеки жидкости.
Очень важно при обнаружении первых симптомов неполадок с подвеской Вашего железного друга быстро реагировать и обращаться на СТО, где быстро выполнят диагностику и ремонт ходовой части автомобиля. Связано это с тем, что возрастает риск возникновения опасной ситуации и потери управления. Для предотвращения возникновения такой ситуации нужно систематически выполнять технические осмотры ходовой, призванные для своевременного обнаружения и устранения неисправностей.
К сожалению, многие автовладельцы, в надежде сэкономить некоторую сумму денег, прибегают к самостоятельной диагностике и выявлению причин постороннего шума или гула. В надежде найти ответы на такие вопросы как выполнить диагностику, как ремонтировать подвеску, они посещают различные сайты, форумы, блоги. Не понимая того, что провести точную диагностику и обнаружить неисправность может только квалифицированный специалист в ходе технического осмотра ходовой части авто.
С чего нужно начинать
А начинать нужно со своевременной диагностики, которую желательно проводить один, два раза в год в зависимости от пробега автомобиля и вашего внутреннего голоса, который должен вам подсказать, стоит ли проводить диагностику или нет, так как состояние дорог в разных регионах может быть разное. Может быть, Вы пол года по Европе ездили, кто Вас знает.
Нужно понимать, что серьезный ремонт ходовой части автомобиля, как правило, сопровождается заменой той или иной детали подвески.
Не исправность одной детали ходовой влечет за собой и неисправность другой детали, это тоже нужно понимать, поэтому, чем дольше вы не будете обращать внимание на стуки в звоны в подвеске автомобиля, тем дороже Вам обойдется ее ремонт.
Диагностику и ремонт ходовой части автомобиля следует проводить только в специализированных автомастерских, где есть специально оборудование, и есть подготовленные специалисты.
Не доверяйте псевдо мастерам в гаражах, которые с молоточком и монтировкой пройдутся под низом автомобиля и на этом их диагностика закончится.
Да может, какую то крупную не исправность они и найдут, но только что начавшуюся проблему, которая еще не начала себя активно проявлять, они не выявят, и впоследствии, это дорого Вам может обойтись.
Специальное оборудование, специальные инструменты, подъемники, соблюдение технологий ремонта, оригинальные запасные части, только все это может гарантировать, то, что ремонт ходовой вашего автомобиля будет проведен качественно.
Из чего состоит ремонт ходовой автомобиля в автосервисе
- Визуальный осмотр и диагностика на специальном стенде. Первым делом, специалист автотехцентра осуществляет осмотр и оценивает исправность амортизаторов, состояние пружин, сайлентблоков, ступичных пошипников. Проверяет износ тормозных колодок, дисков или барабанов. Проверяет наличие люфта в шаровых, ШРУСах и рулевых наконечниках. Определяет исправность рычагов. Затем осуществляется компьютерная диагностика на специальном стенде.
- Определение объема работ на основе обнаруженных неисправностей. После обнаружения всех неисправностей, специалист делает заключение и составляет акт, в котором указываются проблемы и перечень необходимых работ, а также стоимость ремонта ходовой.
- Устранение неисправностей. После согласования всего перечня работ и цены ремонта ходовой, механики приступают к работе.
Компьютерная диагностика ходовой части автомобиля на специализированном стенде позволяет обнаружить все отклонения в работе ходовой. Машина подвергается нагрузкам, которые имитируют движение по дороге. В это время специальные датчики фиксируют работу ходовой. На основе компьютерной диагностики можно дать максимально точный ответ по техническому состоянию подвески.
Не нужно экономить на собственном комфорте и безопасности, ремонт ходовой части автомобиля значительно дешевле кузовного ремонта, не затрагивая уже о более серьезные последствия.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ.
В процессе эксплуатации автомобиля происходят отказы элементов ходовой части, доля которых составляет около 15% от общего их количества.
В результате неисправностей изменяются углы установки передних колес, и соответственно, затрудняется управление автомобилем, повышается износ шин, увеличивается расход топлива вследствие повышения сопротивления качению колес, увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия.
Для поддержания работоспособного состояния ходовой части автомобиля проводят визуальную ходовую диагностику и выполняют работы ТО и ТР.
Они включают проверку состояния шин и создание в них нормального внутреннего давления воздуха; периодический контроль и регулировку углов установки передних колес; проверку зазоров в подшипниках ступиц колес и шкворневых соединениях; проверку состояния рамы и подвески; проверку крепления и смазку деталей ходовой части.
Возможные неисправности ходовой части автомобиля и их причины.
Диагностика ходовой части.
Стенды для проверки и регулировки управляемых колес.
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля.
Проверка технического состояния передней подвески.
Текущий ремонт подвески.
Возможные неисправности ходовой части автомобиля и их причины.
Высокий уровень шума и стук при движении.
Причины:
1. Ослабление креплений деталей подвесок (амортизаторной стойки, амортизатора, стабилизатора поперечной устойчивости, растяжек, реактивных штанг, гаек крепления колес). Устраняется подтяжкой их креплений.
2. Изнашивание или разрушение резинометаллических шарниров, резиновых подушек, втулок и буферов. Вышедшие из строя детали заменяют.
3. Повреждение подшипников ступиц колес. Вышедшие из строя детали заменяют.
4. Изнашивание шаровых шарниров рычагов передних подвесок, неисправность амортизаторной стойки или амортизатора, осадка пружин, а также осадка или поломка рессор. Вышедшие из строя детали заменяют.
Подтекание жидкости из амортизаторной стойки или амортизатора, повышенное раскачивание кузова автомобиля при движении по неровной дороге.
Причины:
1. Неисправность амортизаторной стойки или амортизатора.
Крен кузова.
Причины:
1. Неравномерная осадка пружин или рессор подвесок, поломка листов рессор.
Увод автомобиля с прямолинейного движения.
Причины:
1. Неправильная регулировка подшипников ступиц колес;
2. Погнутость балки, поворотных рычагов;
3. Изнашивание посадочного места под шкворень, самих шкворней и их втулок, посадочных мест под подшипники поворотных цапф;
4. Нарушение углов установки коле
5. Разрушение одной из верхних опор телескопических стоек;
6. Неодинаковая упругость пружин подвески;
7. Разное давление или разное изнашивание шин;
Повышенный нагрев дисков колес.
Причины:
1. Перетяжки или разрушение подшипников ступицы;
2. Недостаток смазочного материала (при утечке через поврежденную уплотнительную манжету или несвоевременное техническое обслуживание);
3. Неисправность тормозного механизма (при заклинивании тормозных цилиндров);
Вибрация автомобиля при движении.
Причины:
1. Деформация дисков колес, шин;
2. Нарушение балансировки колес;
3. Погнутость дисков;
4. Разрыв нитей металлокорда шин. При разрыве нитей металлокорда шин вибрация сильнее при движении автомобиля на небольшой скорости (виляние передка или задка кузова).
Диагностика ходовой части
Угол схождения колес больше всего влияет на скорость изнашивания шин.
При положительном значении угла схождения на обеих передних шинах возникает одностороннее пилообразное изнашивание по наружным дорожкам протектора.
При отрицательном угле схождения колес одностороннее пилообразное изнашивание возникает по внутренним дорожкам.
Угол развала колес влияет на скорость изнашивания шин. Возникает гладкое одностороннее изнашивание. Значительные отклонения угла развала колес, характерные для автомобилей с неразъемной передней балкой, требуют обязательной их корректировки, в противном случае будет большой износ шин.
Угол наклона шкворня в продольной плоскости влияет на изнашивание протектора, в том случае если он не равен углу наклона на другом колесе. В этом случае возникает одностороннее изнашивание одной шины. При этом на прямолинейном участке дороги автомобиль уводит в сторону. Для угла наклона шкворня в поперечной плоскости (оси поворотов) регулировка не предусмотрена. У легкового автомобиля с рычажной подвеской он изменяется одновременно с углом развала колес.
Соотношение углов поворотов колес влияет на изнашивание передних шин в тех случаях, когда автомобиль движется не по прямой, например в условиях большого города или на горных дорогах. Характерным признаком отклонения этого параметра является изнашивание одной крайней дорожки, что особенно заметно у шин с дорожным рисунком протектора.
Перекос заднего моста приводит к тому, что автомобиль располагается под углом к траектории движения. На задних шинах возникает одностороннее пилообразное изнашивание: по внутренним дорожкам протектора шин одной стороны автомобиля и по наружным — другой. Если причину неравномерного изнашивания не устранить сразу, то через 15—20 тыс. км пробега автомобиля протектор может быть изношен волнами по всей поверхности.
У грузовых автомобилей и автобусов предусмотрена регулировка только угла схождения колес, у легковых (в большинстве случаев) — углов развала колес, продольного наклона оси поворота, соотношения углов поворотов и углов схождения колес (данная последовательность обязательна).
Регулировка соотношения углов поворота обычно достигается обеспечением равенства линейных величин обеих рулевых тяг. Чтобы не изменялся угол схождения колес, одну тягу укорачивают, другую на такую же величину удлиняют.
Соотношение углов поворота не может быть постоянным значением, так как этот параметр связан с углом схождения колес. При регулировке необходимо добиться того, чтобы угол недоворота наружного (к центру поворота) колеса относительно внутреннего, повернутого на 20°, был равен углу недоворота другого колеса, когда оно станет наружным.
Регулировка угла схождения колес у грузовых автомобилей выполняется изменением длины поперечной рулевой тяги, у легковых с червячным рулевым механизмом — одной из двух боковых тяг, у легковых с реечным рулевым механизмом обязательна регулировка угла схождения каждого колеса отдельно от рулевой тяги. Нормативные значения угла установки колес (УУК) устанавливает завод-изготовитель автомобиля.
При движении заднеприводных автомобилей под действием сил дорожного сопротивления передние колеса расходятся, у переднеприводных в тяговом режиме, как правило, сходятся на величину существующих зазоров в рулевой трапеции. Колеса должны располагаться параллельно друг другу. Нормативное значение угла схождения колес не всегда обеспечивает это условие. Причина — в техническом состоянии автомобиля, особенно с независимой подвеской передних колес.
Регулировку угла схождения колес легковых автомобилей необходимо проводить при нагружении подвески, имитируя условия движения: усилие на передний мост 500—600 Н, разжимное усилие на передние колеса 400—500 Н, создаются специальной нагрузочной штангой при ее установке между боковинами передних шин на уровне центров колес. Угол схождения колес — 0 ± 5′ (это положение колеса займут при движении автомобиля). Более точно величину разжимного усилия определяют по специальной номограмме, где учтены фактическое значение угла развала колес, наиболее часто используемая скорость движения автомобиля и другие факторы.
Стенды для проверки и регулировки управляемых колес.
Контроль и установку управляемых колес легковых автомобилей производят на специальных постах, на осмотровых канавах широкого типа, оснащенных подъемником для вывешивания мостов, или на четырехстоечных подъемниках с подъемными рамами колейного типа. В любом случае, они оснащены соответствующими контрольно-измерительными приборами и различными дополнительными приспособлениями.
Оборудование для измерения углов установки колес при диагностике переднего моста автомобиля делится на две группы:
По принципу действия стенды подразделяются на механические, оптические, оптико-электрические и электрические, переносные приборы — на механические, жидкостные и оптико-электрические.
Наиболее простым прибором для измерения схождения передних колес является телескопическая линейка , раздвигающаяся под действием пружины.
При измерении схождения колес линейку устанавливают спереди колес так, чтобы наконечники упирались в покрышки около закраины обода, а концы цепочек касались пола. Затем передвигают шкалу линейки до совмещения нулевого деления с неподвижным указателем и фиксируют ее положение винтом. Автомобиль, перекатывают вперед, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Величина перемещения шкалы относительно указателя определяет величину схождения колес, которая регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.
На автомобилях с разрезной передней осью (с независимой передней подвеской) схождение колес регулируют, изменяя длину правой и левой рулевых тяг на одну и ту же величину одновременно, поскольку несимметричная трапеция вызывает интенсивное изнашивание протектора шин даже при правильной величине схождения колес.
Недостатком измерения схождения колес с помощью линейки является его малая точность из-за небольшой величины разности размеров при перекатывании автомобиля. Точность схождения колес зависит от точности шкалы линейки.
Точнее этот параметр определяется величиной угла схождения колес между диаметрами в горизонтальной плоскости. Схождение считается положительным, если расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Величина угла схождения от 5 до 30°. Схождение колес сохраняется только в случае прямолинейного движения автомобиля. При повороте автомобиля управляемые колеса поворачиваются на различные углы, угол поворота внутреннего колеса всегда больше угла поворота наружного колеса.
Более точные результаты дает линейка, снабженная электрическим датчиком, показания которого фиксируются на шкале гальванометра.
Для оценки управляемости автомобиля необходимо знать соотношение углов поворота колес. Наибольшей величины угол расхождения колес достигает при больших значениях углов поворота колес, поэтому соотношение углов поворота колес чаще всего определяют при повороте одного из колес на угол, близкий к максимальному (20—25°).
Для измерения углов установки колес чаще всего используются стационарные стенды, где углы развала, схождения, продольного наклона шкворня и соотношение углов поворота колес измеряются оптическим методом, а угол поперечного наклона шкворня — по уровню.
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля.
ЕО
Осматривают раму и другие узлы и детали ходовой части, проверяют состояние рессор и амортизаторов.
ТО-1
Проверяют зазоры рулевого колеса и рычагов, подшипников ступиц колес, состояние шкворневого соединения, крепление и шплинтовку гаек.
ТО-2
С учетом объема работ ТО-1 проверяют состояние рессор, пружин, амортизаторов, узлов балки передней оси, углы установки колес, дисбаланс колес, состояние и крепление карданного вала , крепежных соединений.
Проверка технического состояния подвески.
производится как при появлении признаков ее неисправности, так и для профилактики при очередном ТО автомобиля, так как от технического состояния подвески зависит безопасность движения.
Проверка состояния передней подвески заключается в осмотре ее элементов для обнаружения повреждений (деформаций, трещин, изнашивания), в подтяжке креплений ее элементов, определении состояния шаровых шарниров и верхних опор телескопических амортизаторных стоек, осадки пружин, амортизаторов (амортизаторных стоек) и выставления углов установки колес.
При усиленном нагреве колеса необходимо добавить в ступицу смазочного материала или заменить его, поменять изношенную уплотнительную манжету (частичная разборка ступицы), отрегулировать затяжку подшипников либо заменить вышедшие из строя подшипники (полная разборка ступицы).
Текущий ремонт подвески.
заключается в проверке ее технического состояния, разборке, замене или ремонте деталей, сборки и регулировки углов установки передних колес, как правило при этом ремонтируются амортизаторная стойка или амортизаторы, и перепрессовываются сайлент-блоки рычагов подвески.
Изменение углов развала и продольного наклона шкворня грузового автомобиля может быть вызвано деформацией балки.
Если балку невозможно выправить, ее заменяют на новую.
Внутреннюю полость ступицы после ремонта и при выполнении ТО-2 заполняют тугоплавкой смазкой.
Регулировку подшипников качения ступиц колес проводят при свободно вращающемся тормозном барабане (не должно быть касания тормозных колодок).
Передние мосты разбирают на специальных стендах или подставках.
Для выпрессовки шаровых пальцев, наружных и внутренних колец подшипников качения применяют съемники; для выпрессовки шкворней — переносные гидропрессы.
Деформацию балки переднего моста определяют с помощью различных приспособлений, шаблонов, линеек, угольников. Правят балки под прессом в холодном состоянии.
Изношенные шарниры рулевых тяг и втулки шкворня заменяют новыми: сначала запрессовывают одну новую втулку, вторая является базой для хвостовика развертки, которой обрабатывают новую втулку под требуемый диаметр. При запрессовке втулок требуется совместить смазочные отверстия. Обработанную поверхность очищают от стружки, смазывают.
Диагностика и замена амортизаторов
Амортизаторы необходимы для подавления вибраций, делая движение машины более комфортным. Без них авто будет сильно раскачивается во время движения по неровностям.
Признаки неисправности амортизатора:
- Постоянные стуки при переезде неровностей;
- Вибрации, авто кидает со стороны в сторону;
- Постоянное раскачивание кузова машины после проезда неровностей.
Эксплуатация автомобиля с неисправным амортизаторами опасна:
- Ухудшается управляемость автомобиля из-за раскачивания;
- Если амортизатор заклинит, то подвеска станет очень жесткой.
Проверить работоспособность амортизаторов можно путем раскачивания либо давления на корпус машины, если кузов сразу гасит колебания, то вероятнее всего все в порядке. Также путем визуального осмотра, если имеются подтеки масла, то это говорит о неисправности узла.
Ремонт ходовой своими руками, а именно замену амортизаторов подвески, мы не рекомендуем выполнять. Процесс замены ничего сложного в себя не включает, однако при неправильной замене повышается вероятность разбалансировки автомобиля, что скажется при движении на высоких скоростях, и может привести к возникновению аварийной ситуации.
Основные признаки неисправности ходовой части:
- Посторонние шумы, стуки и скрипы в системе ходовой;
- Снос передней или задней оси, увод авто в сторону при езде по неровной дороге и на поворотах;
- Увеличенный тормозной путь;
- Долго не угасающие колебания кузова;
- Нехарактерные вибрации при езде и преждевременное срабатывание ABS (при ее наличии);
- Видимые повреждения на элементах ходовой, деталях подвески, следы утечки технологической жидкости на амортизаторах.
Наличие хотя-бы одного из указанных признаков требует незамедлительного реагирования: проведения полной диагностики системы ходовой и комплекса ремонтно-восстановительных операций.
Обслуживание ходовой и ремонт подвески рекомендуется проводить в условиях специализированных сервисных центров. Располагающих современным тестовым и диагностическим оборудованием, специальным инструментом и штатом опытных специалистов. Всегда нужно помнить о том, что эксплуатация автомобиля с неисправной системой ходовой и подвески чревата серьезными последствиями.
Диагностика и замена рычагов
Рычаг – это главный несущий элемент подвески машины. Рычаг выполняет роль стабилизирующего элемента. Закреплен он к балке посредством сайлентблоков, придающие мягкость подвеске. Если имеет место нарушение геометрии подвески, то нужен ремонт ходовой части автомобиля.
Признаки неисправности рычагов подвески:
- Стуки во время движения;
- Увеличение тормозного пути;
- Хруст или гул при повороте;
- Плохая устойчивость машины;
- Большой крен в повороте;
- Неравномерный износ покрышек;
- Быстрый износ сайлентблоков.
Диагностируются сайлентблоки таким же способом, как и шаровая опора, при наличии люфта необходима замена. Стоит отметить, что сайлентблоки меняются не на всех рычагах, и меняются целиком с рычагом. После замены рычагов или сайлентблоков нужно обязательно проверить и выставить верные углы схождения колес.
Цены на ремонт ходовой части автомобиля
Наименование услуги | Стоимость, руб. | |
Малый и средний класс | Представительский класс и внедорожники | |
Диагностика ходовой части автомобиля | 880 | 975 |
Замена рычага ходовой | от 1 391 | |
Замена тяги + наконечника | от 1 600 | |
Замена привода | от 1 712 | |
Замена ступицы | от 1 605 | |
Замена сайленблока | от 1 900 | |
Замена шаровой | от 1 300 | |
Сход-развал проверка | от 1 200 | |
Сход-развал 1 ось | от 1 700 | |
Сход-развал 2 оси | от 2 535 | |
Наконечник рулевой | от 810 | |
Стойка стабилизатора (пара) | от 1 900 | |
Втулки стабилизатора | от 1 700 | |
Шприцовка | от 535 | |
Пневмобаллон | от 2 600 | |
Ремонт рулевой рейки + с/у | от 10 000 | |
Пыльник рулевой рейки | от 2 100 | |
Сальник привода | от 2 000 |
Запись на сервис
Для уточнения всех интересующих моментов Вы можете позвонить нам прямо сейчас по телефону +7 (495) 225-90-30
Помните, что ходовая — важнейший узел, ремонт которого нельзя откладывать на потом, так как это чревато возникновением аварийных ситуаций.
Вам не обойтись без ремонта ходовой в следующих случаях:
- наблюдаются посторонние шумы в подвеске, которые слышны даже на маленькой скорости;
- протекторы шин изнашиваются слишком быстро либо неравномерно;
- ухудшилась маневренность автомобиля;
- увеличился зазор в шаровых опорах;
- скрипят или плохо работают амортизаторы.
Своевременное реагирование на эти признаки избавит вас от дорогостоящего восстановления подвески и повысит безопасность на дороге.
Диагностика и замена шаровой опоры
Замена шаровых опор – мероприятие, которое обязательно необходимо проводить своевременно. Шаровые опоры ломаются чаще всего во время движения, и в самый ненужный момент. Можно сказать, что это самая уязвимая часть подвески. Поэтому так важно проводить диагностику данного узла, чтобы вовремя выявить неполадки с шаровой опорой.
Признаки неисправности шаровой опоры:
- При переезде трамвайных путей, искусственных неровностей, дефектов дорожного покрытия на небольшой скорости слышны стуки в передней подвеске;
- Переднее колесо люфтит (раскачивается). В такой ситуации диагностику и замену шаровой опоры откладывать опасно, большой риск возникновения аварийной ситуации;
- Скрип при повороте руля;
- Неравномерный износ покрышек на передней и задней оси.
Диагностировать шаровую можно внешним осмотром, подняв авто на подъемнике, и путем поворота колеса руками. Установив монтировку между ступицей и рычагом, проверяется наличие люфта.
Шаровые опоры достаточно редко выходит в один миг, поэтому у водителя всегда есть время, чтобы осуществить ремонт, но не стоит этим злоупотреблять. Ресурс шаровых опоры, в среднем от 50 до 100 тыс. км, но могут выйти из строя раньше времени, чаще всего из-за порванного пыльника.
При выявлении первых же признаков необходимо обращаться за ремонтом ходовой части автомобиля к квалифицированным специалистам.
Подводим итоги
Подведя итоги можно сказать, что чтобы избежать дорогой ремонт ходовой части автомобиля нужно придерживаться трех основных правил:
- аккуратно ездить по нашим дорогам, а это и придерживания правильного стиля вождения;
- относится к своему автомобилю очень бережно, а для этого нужно любить свой автомобиль;
- ну и своевременно проводить диагностику, чтобы вовремя выявить неисправность ходовой части и своевременно ее устранить.
Ремонт ходовой части автомобиля, советы и рекомендации — полезное видео
Вот такие дела друзья. Удачи Вам, желаю как можно меньше поломок на дорогах.
Диагностика и замена подшипников ступиц
Это важный элемент, выполняющий функцию вращения колес. От большого пробега или неправильной эксплуатации, этот узел может выйти из строя. Замена подшипника ступицы обязательная процедура, игнорирование поломки может привести к серьезной аварии.
Признаки неисправности подшипников ступицы:
- Хруст во время движения. Это первый симптом, в салоне он хорошо слышится, в таком случае уже надо ехать на СТО.
- Наличие вибрации в руль и на кузов автомобиля. Это говорит о сильном износе подшипника, с заменой в таком случае тянуть нельзя.
- Машину тянет в сторону. Симптомы схожи как при неправильном развал-схождении.
Диагностировать износ подшипников ступицы не сложно, сперва идет гул в районе колеса, причем он увеличивается по мере набора скорости. После долгого гула может появится хруст.
Замена подшипника ступицы технически сложное мероприятие, требующее наличие опыта, профессионализма и специального инструмента. Неправильный монтаж или демонтаж может привести к серьезным неисправностям.
Особенности ремонта ходовой части автомобиля
Мы выполняем техническое обслуживание и ремонт ходовых разных марок автомобилей вне зависимости от года выпуска. Общий алгоритм действий выглядит следующим образом:
- вы приезжаете в сервисный центр;
- мы проводим комплексную диагностику и проверку функциональности элементов;
- в случае выявления неисправностей в ходовой части мы предлагаем способы ремонта, оговариваем сроки и расценки;
- мы выполняем восстановительные работы и предоставляем гарантию.
Собственный склад запчастей и накопленный опыт позволяют быстро справляться с неисправностями разной сложности. Фактическая стоимость работ зависит от специфики поломки, модели автомобиля, цены запчастей.
Ремонт ходовой автомобиля в автосервисе
Марки машин, в которых мы осуществляем ремонт и обслуживание ходовой | ||
Mitsubishi | Toyota | Lexus |
Ленд Ровер | Ягуар | Mercedes |
BMW | Audi | VW |
Hyudai | KIA |
Стоимость ремонта ходовой части автомобиля зависит от конкретной марки и модели. Подробную информацию по ценам Вы можете узнать по телефону либо заполнив форму обратной связи.
А сможете ли Вы это все сделать сами
Как уже говорилось без специального оборудования нет. Ведь при ремонте ходовой части автомобиля проводятся различные тестирования таких составляющих ходовой, как опорных чаш, амортизаторов, шаровых опор, рулевых наконечников, демпирующих пружин.
Сейчас
читают
Машина дергается при движении: причины и способы их устранения
Неисправность системы ESP Форд Фокус 2, диагностика причин и способы их устранения
Устройство ходовой части автомобиля
Ходовая часть машины – частая тема разговоров автолюбителей. Особенно актуальна она в свете наших «сказочных» дорог: то яма под лужей, то ухаб на ухабе. «Весело», одним словом. В результате всего этого мы начинаем замечать, что где-то стучит и скрипит, машина не слушается руля, и ее начинает стягивать в сторону. Если хоть что-то не так, следует незамедлительно проверить ходовую часть, ведь от ее исправности напрямую зависит ваша безопасность на дороге.Обратитесь на СТО и сделайте качественную диагностику ходовой.
Зачем нужна диагностика ходовой
Не имеет значения, какой у вас автомобиль: совершенно новый или с солидным пробегом. Диагностика ходовой нужна в любом случае для собственного успокоения.
Если вы наблюдаете некоторые странности, немедленно обращайтесь на СТО:
1. На плохой дороге появился гул, стук – это может быть неисправность в элементах подвески.
2. На высокой скорости автомобиль стал неустойчивым, и увеличился люфт рулевого колеса – это, скорее всего, говорит о неисправности рулевой рейки или износе креплений рулевых тяг.
3. На поворотах машина кренится – подозревайте неправильную работу системы стабилизации ходовой части.
4. Во время торможения машину уводит в сторону, или увеличился тормозной путь – возможно, вскоре полетят тормозные колодки или барабаны.
Диагностику считают методом профилактики. Она для того и нужна, чтобы можно было вовремя предотвратить нежелательные моменты в дороге и сохранить жизнь своих пассажиров и случайных пешеходов.
Что относится к элементам ходовой части автомобиля
К ходовой части относится: рама, передняя и задняя подвески, колеса.Во время движения именно на них падает основная нагрузка, потому они и подвержены частому износу.
Знаете ли Вы? Амортизатор на водительском сленге называется «мартер».
Если вы решили осмотреть ходовую самостоятельно – загоняйте ее на смотровую яму. Если же вы решили пойи дальше и открыть собственное СТО, то хорошим решением будет взять в лизинг оборудования в Москве для работы.
Во время осмотра обратите внимание на:
— опорные чашки под пружинами и сами пружины на упругость.
— не протекают ли амортизаторы.
— баллоны, если машина с пневмоподвеской.
— целостность пыльников шруса.
— люфты на наконечниках тяг, шрусах, шаровых опорах.
— тормозную систему: колодки, барабаны, ступицы, диски, резина, целостность тормозных шлангов.
Если в процессе осмотра вы обнаружили дефект какой-либо детали – тотчас же меняйте ее.
Как часто проводить диагностику ходовой части
Каждый день этого делать не нужно. Но два раза в год (например, при смене шин «зима – лето») нужно. А если пробег вашего автомобиля больше 10 тысяч, то уже точно пора делать комплексную диагностику ходовой части.
Рекомендуется проводить диагностику регулярно. Не обязательно отсчитывать 10000 км, «благодаря» нашим плохим дорогам профилактический осмотр должен производиться чаще.Часто возникает потребность в экстренной диагностике после «визита» в скрытую под лужей яму. В результате такого механического воздействия на ходовую может появиться гул, стук, люфт руля, машину может начать кренить или тянуть в сторону.
Помните! В любом случае, не тяните с визитом к мастеру на СТО.
Проверка состояния передней и задней подвесок
Детали подвески принимают на себя все удары на неровных дорогах. Именно поэтому очень важно, чтобы они были в идеальном состоянии.Неисправность подвески незамедлительно даст о себе знать появлением посторонних звуков.Диагностика подвесок – это комплексные меры:
1. Амортизаторы проверяют специальным прибором, который определяет степень его износа.
2. Пружины постоянно находятся под нагрузкой (и при движении, и на стоянке), потому со временем теряют свою упругость.
3. Опорные чашки пружин должны быть без изъянов и повреждений.
4. Люфты в шаровых опорах, шрусах и наконечниках рулевых тяг – это тоже элемент диагностики ходовой части автомобиля.
5. Пыльники на шрусах должны быть целыми.
6. Сайлентблоки (или другие узлы ходовой части) в плохом состоянии провоцируют неустойчивость и нарушение плавности хода автомобиля.
7. Входит в диагностику подвески проверка подшипников ступиц колес.
8. Тестирование тормозных колодок, дисков, барабанов, шлангов.
Наличие люфтов рулевого управления
Люфт (или свободный ход рулевого колеса) рулевого управления нужен для контроля над движением автомобиля. Допустим люфт от 10 до 25 градусов в зависимости от конструкции автомобиля и наличия механизмов усиления на рулевое колесо.
Не должно быть помех, заеданий или рывков – все это затрудняет вращение рулевого колеса и может спровоцировать аварию.Наибольшему износу подвергаются наконечники рулевых тяг. Это шарниры сферической формы. Если они изнашиваются, можно полностью потерять контроль над управлением, потому что тяги выйдут из строя.
Для детального осмотра наконечников машину поднимают домкратом, снимают колесо. На рулевой тяге находим наконечник, нажимаем сверху на шарнир (пальцами упираемся в гайку снизу). Если в результате таких действий он сжимается, и вы чувствуете люфт, то пора менять шарнир.Иногда для определения люфта руль нужно повернуть в разные стороны.
Как самостоятельно заменить рулевой наконечник
Если вы знаете, где находится рулевой наконечник, то сможете заменить его самостоятельно. Ничего архисложного в этом нет.
1. Поднимите машину домкратом.
2. Снимите колесо.
3. Налейте WD-шку на место наконечника (это облегчит процесс выкручивания).
4. Выверните руль до упора в любую сторону (так будет удобнее снять шарнир) и открутите весь рулевой механизм.
5. Из гайки шарнира плоскогубцами достаньте шплинт и открутите гайку фиксации.
6. Нажмите монтировкой (съемником) на поворотную гайку так, чтобы болт наконечника вылез из посадочного гнезда.
7. Выкручивайте шарнир из рулевой тяги по часовой стрелке (посчитайте количество сделанных оборотов, чтобы потом не было проблем с развал-схождением).
8. Новый наконечник ставьте на тягу против часовой стрелки (количество оборотов должно быть таким же, как и при откручивании). Хорошо затяните гайку.
9. Вставьте шплинт.
Состояние приводов передних и задних колес
Привод напрямую зависит от состояния шарниров равных угловых скоростей (могут прослужить до 100 тысяч км). Шарниры приводов есть внутренние и наружные. О неисправности наружного шарнира предупреждают щелчки в ступице переднего колеса на крутом повороте или характерный постоянный хруст при движении на прямом участке.
Наружные шарниры приводов изнашиваются чаще из-за некачественных дорог, вмешательства в саму конструкцию подвески, повреждения защитных резиновых чехлов. Если чехол прохудился от старости или порван в результате механического воздействия, то вода, пыль, снег, грязь, песок, глина беспрепятственно попадает внутрь шарнира. Таким образом, вымывается защитная смазка, и шарнир приходит в непригодность за несколько километров.
Если вы вовремя обнаружили повреждение резинового чехла, но сам шарнир еще не пострадал, то чехол можно заменить. В этом случае шарнир разбирают, промывают, закладывают в него новую смазку и ставят новый чехол на место.Если шарнир уже изрядно пострадал, то заменяем его на новый.
Внимание! Исправный шарнир не производит посторонних звуков и не создает люфтов между деталями.
Диагностика тормозной системы
Тормоза всегда должны быть «в тонусе». Каждодневно диагностируйте тормозную систему сами, чтобы вовремя заметить неполадки. Ни в коем случае не пускайтесь в дальнюю дорогу с неисправными тормозами.
Что мы можем сделать сами:
1. Не запуская мотор, нажмите педаль тормоза. Она должна остановиться почти сразу и дожать ее вы не сможете. Если есть ощущение «заклинивания» – это тревожный сигнал.
2. Педаль «встала колом» при незначительном нажатии – у нее слишком короткий ход. Придется регулировать компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре.
3. Педаль имеет большой свободный ход – в системе есть воздух. Ищите место утечки и прокачивайте тормоза.
4. Нажмите на педаль несколько раз, оставьте ногу на педали тормоза и заведите машину. Если педаль тормоза «провалилась», то вакуумный усилитель тормозов в порядке. Если в салоне появилось шипение, значит, вакуумный усилитель придется менять.
5. Для проверки ручного тормоза поднимите рычаг ручника на 3 – 4 щелчка вверх. На щитке приборов должна загореться контрольная лампа. Поставьте машину на нейтралку (рычаг ручника должен быть вверху) и попробуйте вручную сдвинуть автомобиль с места. Если автомобиль двигается, необходимо провести регулировку тросов привода стояночного тормоза. Если регулировка сделана, а машина продолжает двигаться, нужно заменить тормозные колодки.
6. Щупом проверьте уровень тормозной жидкости (должна быть до границы верхнего уровня) в расширительном бачке тормозной системы.
7. Осмотрите шланги и корпус вакуумного усилителя. Они должны быть сухими. Если подтекают – меняйте.
8. Если на внутренне стороне колес есть маслянистые подтеки – ищите причину в рабочем цилиндре тормозной системы: на цилиндрах не должно быть конденсата, шланги должны быть сухими, на трубках не должно быть ржавчины, на штуцерах для прокачки тормозов должны стоять защитные колпачки, шланг должен крепиться к кронштейну крепления тормозного шланга.
9. Тормозные колодки проверять лучше на СТО или во время смены колес на шиномонтаже.
10. Во время пробного заезда при торможении машину не должно уводить в сторону. Если что-то не так, лучше обратиться к специалисту на СТО.
Помните! Качественную диагностику тормозной системы можно произвести только на СТО на специальных стендах.Надежные тормоза – это ваша безопасность!
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Диагностика ходовой части авто
Диагностика ходовой части автомобиля включает в себя проверку состояния колес и шин, амортизаторов, развал-схождение, состояние подвески передней и задней, подшипников ступиц.
После пробега в 10-15 тыс. км., при неравномерном износе шин, выполняют балансировку колес.
Примерно раз в 60 тыс. км. желательно выполнить проверку состояния стабилизатора поперечной устойчивости.
С выполнением проверки деталей ходовой, выполняется диагностика и при необходимости замена смазки подшипников, проверяется люфт в подшипнике ступицы. Чтобы выполнить регулировку подшипников колес передних и задних, на подъемнике поочередно поднимают переднюю и заднюю ось машины, снимают поочередно каждое колесо, ступицу, проводят визуальный осмотр на наличие трещин и сильного износа, затем при наличии визуальных дефектов выполняют их замену.
В случае отсутствия признаков явного износа или дефекта, выполняют замену смазки. На стенде выполняют проверку на развал-схождение колес, угол наклона и поворота, перекос мостов (переднего и заднего).
Степень износа амортизаторов проверяются специальным прибором. В обязательном порядке проверяются пружины, так как они находятся под постоянной нагрузкой, из-за чего со временем теряют свою упругость. Чашечки пружин проверяются на отсутствие дефектов и трещин.
Сайлентблоки проверяются на износ, так как они являются связующим компонентом между кузовом и подвеской. Износ сайлентблоков приводит к потере плавности хода.
Для всех деталей и компонентов подвески после диагностики указывается их остаточной ресурс.
С помощью компьютерной диагностики можно выявить даже только начавшиеся развиваться дефекты и неисправности элементов ходовой, и принять меры к их устранению, что значительно сэкономит денежные средства.
Что входит в диагностику ходовой части автомобиля
Диагностика ходовой части не ограничивается проверкой подвески. Также проверяется состояние шин и дисков, тормозных колодок и дисков, всех рычагов и подшипников. Мастера осматривают их визуально, проверяют специальными инструментами, проводится диагностика подвески на вибростенде.
Шины и диски
Мастер обязательно осматривает визуальное состояние колес. Шины должны быть изношены равномерно. Перекосы в износе говорят о неправильном сход-развале. Давление должно быть нормальным. На дисках не должно быть механических повреждений.
Если на диске или шине образовались трещины, грыжи или помятости, то их восстановить невозможно, нужно менять. Если давление слишком низкое, то мастер подкачивает шины, при необходимости осматривает их на наличие утечки воздуха.
Ступичные подшипники
Ступичные подшипники крепят колеса к поворотному кулаку. Они достаточно быстро изнашиваются, так как принимают на себя большие нагрузки.
Диагностику этого подшипника проводят вручную. Для этого домкратят авто и пытаются раскачать колесо. Одной рукой берутся за верхнюю часть, а другой за нижнюю. Если имеется люфт при движении вверх-вниз, это говорит об износе ступичного подшипника.
Тормозная система
Проверяются все элементы: уровень жидкости, трубки и шланги, колодки, диски, барабаны. Если имеются подтеки жидкости, то ищут причину и устраняют ее. При осмотре колодок и дисков оценивают их износ. Если они выработали ресурс, то заменяют на новые детали. Если ресурс не выработан, сообщают дату замены.
О неисправностях тормозов говорят скрипы и шумы при торможении, проваливание педали тормоза, увеличение тормозного пути, утечка тормозной жидкости. За этим нужно внимательно следить и своевременно обращаться за диагностикой и ремонтом системы.
Рычаги и сайлентблоки
Сайлентблоки – это шарниры, которые соединяют все детали подвески между собой. Они гасят колебания, которые возникают в рычагах, за счет резиновых или полиуретановых вставок. Они присутствуют как в передней подвеске, так и в задней части.
Эти запчасти служат 100 тыс.км пробега, но эта величина зависит от качества дорог. Если вы часто ездите по бездорожью, то сайлентблоки могут износиться через 50 тыс.км.
Их состояние проверяют визуально: на резине не должно быть трещин и дыр, не должно быть механических повреждений. Об их неисправности может говорить неправильный сход-развал.
ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. Обеспечивает передачу крутящего момента при поворотах. Он обеспечивает автомобилю лучшую проходимость и управляемость.
ШРУС долго служит, так как защищен пыльником. Нужно проверять его состояние, так как механические повреждения могут привести к поломке детали. При попадании пыли механизм заедает и выходит из строя.
Амортизаторы и пружины
Амортизаторы и пружины нужны в автомобиле для того, чтобы гасить все удары и вибрации от дорожного покрытия. Именно они обеспечивают комфортную поездку водителю и пассажирам. На других типах подвески их функцию выполняют баллоны с воздухом или рессоры.
Во время диагностики эти детали осматривают на предмет повреждений. Если имеется протечка жидкости из амортизатора, это говорит о его пробоине. Такой амортизатор не подлежит ремонту, его нужно менять.
Принцип работы
Основную роль в создании комфортной езды, выполняет именно подвеска. Это устройство гасит колебания, возникающие от неровной поверхности.
Когда колесо попадает в яму – машина не должна перевернуться, это главная задача для подвески. Колесо опускается вниз, тем самым растягивая амортизатор, который крепится к подвеске. После выхода из ямы – амортизатор становится на прежнее место и находится там в процессе небольших колебаний.
Колеса соединены с подвеской наглухо с одной стороны, но с другой стороны – нет. Важно, чтобы автомобиль даже при небольших колебаниях дороги (спусках или подъемах) – шел ровно, поэтому подвеска, взаимодействуя с остальными частями, будет выполнять такую работу.
Ходовая позволяет автомобилю передвигаться, при этом создает комфортные условия для водителя и пассажиров. Знание системы в целом, схемы ее работы и ее составных элементов – не обязательно для каждого водителя, но если вы все это знаете – это поможет правильно управлять машиной и справиться с любыми трудностями, возникающими на дороге. Устройство этой части – не так сложно, как кажется, о нем может рассказать любой специалист на станции ТО или даже знакомый водитель, но лучше обратиться к руководству по вашему автомобилю, чтобы знать детали именно вашей модели. Удачи и берегите свой автомобиль!
Из чего состоит ходовая часть автомобиля
Ходовая часть легковой автомашины состоит из:
- силовых элементов кузова: каркаса или рамы;
- колёс: имеются ввиду не только шины и диски, но также узлы, которые обеспечивают соединение с подвеской и приводными механизмами;
- непосредственно подвеска: состоит из рычагов, поворотных кулаков, тормозных дисков, амортизаторов, стабилизаторов, а также пружин или рессор.
В рамках диагностики обследуются все указанные типы компонентов. Комплекс включает в себя как методы компьютерного исследования, а именно диагностика ходовой части автомобиля, так и местный осмотр отдельных частей, функциональные тесты. Ниже опишем основные диагностические мероприятия и способы определения неисправностей. Ниже опишем основные этапы оценки текущего состояния ходовки авто.
Электронная проверка подвески на вибростенде и компьютере
Диагностика подвески автомобиля на вибростенде представляет собой имитацию езды по плохим дорогам во время которой проверяется, как механизмы реагируют на изменения внешних условий. При этом компьютер сравнивает полученные показатели с нормальными и показывает отклонения. У каждой модели авто свои нормативы, поэтому важно, чтобы мастер выставил правильную марку в компьютере.
Автомобиль заезжает на вибростенд, после этого он начинает вибрировать. Вибрация возрастает, а компьютер замеряет все показатели. Передняя и задняя подвеска тестируется отдельно.
При этом проводится проверка всех элементов подвески:
- Амортизаторов;
- Сайлентблоков;
- Пружин;
- Рычагов;
- Шаровых опор.
Причины поломок ходовой части автомобиля
Регулярные нагрузки на различные элементы ходовой части, которые не прекращаются даже после остановки движения, могут привести к различным поломкам. Если автомобиль начинает испытывать затруднения при прохождении на большой скорости поворотов или для его удержания на проезжей части требуются большие усилия, велика вероятность того, что необходим ремонт ходовой части автомобиля. Еще один показатель – кузов может колебаться и раскачиваться при торможении, и на поворотах. Причина может крыться в вышедших из строя амортизаторах, сломанных рессорах или элементах подвески. Ощущается вибрация при движении.
Вибрация может возникнуть из-за задних амортизаторов, которые изношены; поврежденных рессор; из-за того, что давление в шинах не соответствует определенным нормам; или того, что подшипники ступиц колес в плохом состоянии. В процессе движения автомобиля начинает стучать подвеска. Проблема может возникнуть из-за ослабления болтов крепления или деформированных дисков колес. Стук и скрип амортизаторов возникает по причине их поломки; ослабления крепления резервуара или поршня, а также утечки жидкости. Скрип при торможении на поворотах. Как правило, такой скрип возникает из-за неисправности амортизаторов или стабилизатора поперечной устойчивости. Начинает подтекать жидкость из амортизаторов. Такое возможно вследствие разрушения сальников штока или попадания на уплотнительные кромки посторонних механических частиц.
Самостоятельная проверка ходовой части автомобиля
Если вы решили собственноручно проверить машину, в том числе посмотреть, что у неё под днищем, важно знать, на что обращать внимание – по периметру у автомобиля четыре колеса, посередине чаще всего – листы защиты картера, но это не значит, что смотреть там не на что.
В первую очередь, неисправные элементы подвески выдают себя посторонними звуками. Если внизу слышны посторонние звуки, то виновниками, требующими замены или ремонта, могут стать:
-
- Амортизаторы – элемент, принимающий на себя все неровности и удары от дорожных ям;
- Пружины стоек – постоянно нагружены, со временем неизбежно «устают» и требуют замены;
- Пыльник ШРУСа – как следует из названия, защищает деталь от пыли. Если он грязный или рваный – требуется замена;
- Опорные чашки стоек – по большому счёту, просто должны быть целыми и не деформированными;
- Сайлентблоки – то, чем соединяются различные детали подвески. Представляет собой две металлические втулки с резиновой вставкой по середине. Если при езде от элементов подвески идут сильные колебания, а машина не слишком устойчива, вопросы должны возникать в первую очередь к этому элементу;
- Различные люфты – могут касаться сразу множества элементов ходовой, будь то ШРУС, наконечники рулевых тяг и многое другое.
На некоторых пунктах для разъяснения деталей стоит остановиться подробнее, тем более если для вас многие из этих слов и вовсе стали чем-то новым.
Амортизаторы – это самое простое, здесь не нужно никаких особых навыков и умений, и проверить их состояние на месте может любой желающий. Для этого просто попытайтесь раскачать машину, если он качнётся больше двух раз — амортизаторы под замену. Чтобы удостовериться в их неисправности окончательно, можете поднять автомобиль и осмотреть их сбоку на предмет подтёков.
С пружинами несколько сложнее – то, что пружины «просели», невооруженным глазом, к сожалению, может быть не видно. Зато очень хорошо видно, если пружина сломана. Да и высота подвески автомобиля в случае чего намекнёт – если машина слишком низко, значит, стоит обратить внимание.
С пыльниками всё просто – если целый и чистый, то идём дальше, если грязный или рваный, или всё вместе – меняем. Деталь не слишком дорогостоящая, даже дешёвая (что может быть дорогого в куске резины?), поэтому рваные и грязные пыльники могут быть причиной для беспокойства только при условии, что владелец ездит с ними в таком состоянии уже давненько.
Проверка пневмоподвески
Это неотъемлемый комплекс диагностических процедур, если речь идёт об обслуживании современных полноразмерных внедорожников или бизнес-седанов. Задача мастеров – проверить целостность пневморукавов, которые испытывают серьёзную нагрузку в повседневной эксплуатации. Рукава производятся из жёсткого, но эластичного материала; периодически их пробивает. Если нельзя активировать диагностическое положение для подвески, то это намёк на неисправность. Также на проблему может указывать шипящий звук и самопроизвольное изменение клиренса вне зависимости от заданного режима.
Ремонт ходовки
Устройство ходовой часто дает сбой, поэтому ремонт важно и нужно производить своевременно, иначе есть риск попадания в критическую ситуацию на дороге. По заключению диагностов становится видно какие части ходовой пора отремонтировать или заменить. Самые распространенные сегменты работы по ремонту ходовой это:
- Передняя подвеска;
- Задняя подвеска;
- Необходимость замены стойки, пружины или амортизатора
Могут потребоваться замены следующих узлов устройства ходовой:
- Сайлентблок;
- Шаровая опора;
- Рулевой наконечник;
- Рулевая рейка;
- Рулевой механизм;
- Ступичный подшипник;
- Граната.
Очень важно приобретать оригинальные запчасти на ваш авто иначе ремонт может стать для автовладельца сущим кошмаром, а трата денег — бесполезной. Приобретая некачественную или неподходящую деталь на устройство можно получить кота в мешке. Деталь может не подойти, может работать не так как нужно или выйти из строя очень рано, не отслужив своего срока.
Не стоит экономить на диагностике и ремонте — исправный автомобиль залог вашей безопасности на дороге.
Источник https://tepka.ru/avtomehanik/28.html
Источник https://pridesaratov.ru/dvigateli/to-i-remont-hodovoj-chasti.html
Источник https://avto-idea.ru/diagnostika/hodovaya-chast-ustroystvo-printsip-raboty-remont/
Источник