Выносное заправочное устройство для авто на сжиженном газе
Устройство для заправки автомобиля работает совместно с заправочным пистолетом на пункте хранения сжиженного газа. Основными критериями при выборе способа его установки являются несколько моментов.
Во-первых, удобство подключения заправщика. Во-вторых, отсутствие неприятного запаха в автомобиле после завершения процесса наполнения баллона. В-третьих, сохранность устройства при движении.
Как может размещаться выносное заправочное устройство (ВЗУ)
Существует три основных варианта его монтажа:
- на кронштейне под задним бампером;
- врезка в тело бампера;
- пол лючком рядом со штатной заправочной горловиной бензобака.
Каждый из них исправно выполняет свои функции. Выбор заключается только в приоритетах владельца автомобиля.
Заправочное устройство под задним бампером
Здесь преимущество в том, что не нужно портить бампер устройством отверстия. ВЗУ сначала монтируется на специальном кронштейне. В таком состоянии оно подготовлено для установки на каком-нибудь элементе автомобиля, располагающемся под бампером.
Заправочное устройство под бампер автомобиля (комплект)
Подобрав его и просверлив несколько отверстий, заправочное устройство крепится на болтах. Бампер остается неприкосновенным, сохраняя свой первоначальный вид.
В этом варианте нужно правильно выбрать место установки устройства, преследуя несколько целей. Во-первых, удобство подключения заправочного пистолета. Во-вторых, ВЗУ не должно оказаться очень низко.
Заправочное устройство под задним бампером
Если это не учесть, то может произойти случайное его повреждение или даже обрыв при движении по дорогам со сложным рельефом. В-третьих, желательно сохранить эстетичный вид кормы автомобиля (устройство должно быть минимально заметным).
Негативные моменты
Нужно иметь в виду, что выносное заправочное устройство при таком способе размещения имеет максимум проблем. Оно загрязняется и подвержено коррозии, поскольку открыто для попадания влаги и мусора. Поэтому особое внимание в дальнейшем нужно будет уделять учащенной очистке и защите.
Нельзя забывать о том, что после заправки следует установить защитную заглушку. Она сохранит целостность поверхности контакта заправочного устройства и заправочного пистолета.
Это исключит утечку газа при заправке и даст возможность выполнить процесс его закачки в баллон. При наличии неустранимой утечки в месте контакта персонал заправочной станции откажется вас обслужить. Придется выполнять ремонт или замену этого узла.
Выносное заправочное устройство в бампере
Здесь преимущество в том, что доступ к ВЗУ всегда удобен. Скрытая под бампером часть заправочного устройства загрязняется меньше, чем при размещении на кронштейне.
Наружная часть так же, как и в предыдущем варианте, загрязняется довольно сильно. Не исключены повреждения при неаккуратной езде вследствие касания бампером посторонних предметов.
ВЗУ для врезки в бампер
Следует сказать еще об одном моменте. Прорезав тело бампера под ВЗУ, получаем сквозное отверстие. Если в дальнейшем отказаться от использования газа, то его нужно будет устранять. В крайнем случае сохранить выносное заправочное устройство в том же положении навсегда.
ВЗУ в бампере автомобиля
Ну, и последнее. Врезанное в бампер заправочное устройство не всегда гармонирует с отличным видом полированной поверхности. Поэтому, эстетически такой способ размещения не является приоритетным.
Размещение ВЗУ под лючком рядом с горловиной бензобака
Этот способ не нарушает целостности видимых элементов автомобиля и максимально сохраняет заправочное устройство. Однако здесь есть одна особенность. Места под лючком не много, и подключить пистолет к ВЗУ, как правило, не удается. Для этого используется специальный переходник-удлинитель.
Комплект ВЗУ для установки под лючок бензобака
Он вкручивается в резьбу ВЗУ. Контактная поверхность для заправочного пистолета оказывается за пределами полости размещения горловины бензобака. Теперь соединение происходит без каких-либо проблем. Закончив заправку, необходимо переходник выкрутить и сохранить до следующего раза.
Заправочное устройство в лючке бензобака с переходником
Такое выносное заправочное устройство имеет один недостаток. Оно напрямую контактирует с газом и имеет специфический неприятный запах. Он не значительный, но ощущается. Для недопущения этого можно организовать герметичное хранение переходника.
Неудачный вариант размещения ВЗУ
Это случай, когда устройство находится прямо в багажнике автомобиля. С одной стороны, налицо даже несколько преимуществ.
ВЗУ в багажнике
Во-первых, обеспечивается хорошая сохранность ВЗУ. Во-вторых, нормальный доступ к нему. В-третьих, не портится внешний вид автомобиля. Но с другой стороны, есть и существенный недостаток. Он заключается в том, что присутствие запаха газа в салоне автомобиля гарантировано.
В процессе заправки есть момент, когда в большинстве случаев происходит выброс газа в минимальном количестве. Это случается при отсоединении заправочного пистолета от ВЗУ. Поэтому, при размещении его в багажнике, при каждой заправке такой неприятный факт неизбежен.
Во всех ранее рассмотренных вариантах попадание запаха газа в салон автомобиля исключено. Это может произойти разве что при крайне неаккуратном обращении оператора с заправочным пистолетом.
Вывод
Выносное заправочное устройство может устанавливаться по всем трем вариантам. На практике они используются повсеместно. Какому отдать предпочтение, решает каждый автовладелец самостоятельно.
Наиболее прогрессивным является устройство, размещаемое под лючком бензиновой горловины. Если заправка производится пистолетом, способным подключиться без переходника, то недостаток, связанный с запахом газа, исключается.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.
Заправка автомобиля с ГБО: как правильно и безопасно заправляться газом?
Несчастные случаи на АГЗС, несмотря на высокую безопасность современного газового оборудования, к сожалению, случаются. И виной порою становится даже не халатное отношение автовладельца к процессу заправки, или нарушение правил техники безопасности сотрудника газовой заправки. Причиной ЧП на газовых заправках чаще всего становится банальная осведомленность, люди просто не в курсе как себя правильно вести на газовых заправках. Нет, я не хочу сказать, что на обычных АЗС чрезвычайных происшествий не случается, просто газовое топливо отличается от классических бензина и ДТ. Речь о совершенно иной технологии заправки и абсолютно другом состоянии этих типов топлива, я уже не говорю о воспламеняемости.
В этой статье я хочу рассказать о правилах безопасности на АГЗС, а также о том, как правильно заправлять авто газом самостоятельно, в случае возникновения такой необходимости.
Для начала о том, чего нельзя делать на АГЗС
На газовых заправках запрещается:
- Ну, прежде всего, конечно же, курить или использовать открытые источники огня. Думаю, здесь объяснять не нужно, все мы знаем, что такое газ и что происходит, если резко поджечь большое количество газа. Происходит взрыв невиданных масштабов, поэтому ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не нарушайте, это правило «№1».
- Заправлять автомобиль с работающим двигателем. Когда мотор работает топливная магистраль функционирует, поэтому есть высокая вероятность резкого повышения давления в топливной магистрали, что чревато повреждением клапанов и неисправностью редуктора и многих других не менее важных узлов газового оборудования.
- Выполнять заправку неисправного ГБО. Перед тем как заправить свой автомобиль газом, убедитесь, что клапаны, ВЗУ, в порядке. Баллон не имеет повреждений, а само газовое оборудование исправно и не имеет утечек.
- Начинать заправку без разрешения оператора АГЗС.
- Выполнять заправку при неправильно установленном «пистолете».
Как правильно заправлять газовый баллон на авто с ГБО?
Прежде всего вы должны запомнить одну вещь — заправлять свой автомобиль при наличии на АГЗС оператора или заправщика — запрещается! За такое нарушение работник может быть наказан или даже уволен, а вы, как минимум, получите предупреждение или возможно даже штраф! Все, что вам необходимо сделать — сообщить сотруднику место расположения выносного заправочного устройства.
Бывают правда исключения, когда заправщика нет или сама заправка предусматривает возможность самостоятельной заправки, в таком случае нижеизложенные советы помогут вам правильно заправиться газом на АГЗС.
Из личного опыта. Например, я однажды стал свидетелем просто вопиющего случая нарушения правил ТБ сотрудником газовой заправки. Оператор АГЗС в состоянии сильного алкогольного опьянения пытался подключить пистолет и не мог не то, что соединить его с ВЗУ, он на ногах еле стоял. Самое страшное было то, что спустя несколько минут после своих неудачных попыток, заправщик решил «с горя» закурить, держа при этом пистолет в своих руках. Скажу вам честно, я еще никогда не видел, чтобы люди так быстро садились по машинам и разъезжались кто куда. 🙂 Смех смехом, а ведь все могло закончиться плачевно.
1. Первое, что необходимо сделать — подъехать к колонке и заглушить двигатель.
2. Выполнить визуальную проверку всех узлов ГБО на предмет исправности, хотя это лучше сделать до того, как вы собираетесь на заправку.
3. Подсоедините переходник, если он предусмотрен конструкцией вашего ГБО и установите пистолет в ВЗУ.
4. Включите подачу газа и контролируйте заполнение газового баллона. Здесь необходимо помнить, что в баллон может влезть лишь то количество газа, которое физически в него помещается, не стоит трясти машину, шатать с целью побольше закачать газа в свой баллон. Более детально об этом я писал в своей предыдущей статье: Про обман на газовых АЗС. Узнай, как «надувают» на АГЗС.
5. После того как баллон будет заполнен, автоматика АГЗС перекроет подачу газа. Вы это заметите по тому, что цифры в полях «литры» и «рубли» остановятся. Хотя если вам не нужен полный баллон, вы можете остановить заправку в любой момент.
6. Все, что вам осталось — это отсоединить «пистолет» и снять переходник, если вы его устанавливали.
После завершения заправки, не забудьте оплатить счет. Вот собственно и вся процедура, как видите ничего сложного, самое главное — несколько раз попробовать сделать это самостоятельно.
Напоследок видео о том, как правильно самостоятельно заправлять газом автомобиль:
Всем спасибо за внимание, надеюсь, статья была для вас полезной!?
Какой газ используют для заправки автомобилей с ГБО
Безусловно, на вторичном рынке можно найти достаточное количество газифицированных автомобилей (практически в любом классе), привезенных из Европы. Однако, в последнее время газификация авто активно набирает популярность и на территории РФ. Устанавливаются комплекты газобаллонного оборудования в зависимости от типа автомобиля и ежедневного расхода горючего.
Разветвлённая сеть газовых заправок, с которой более подробно можно ознакомиться здесь, даёт возможность забыть о рутине поиска ближайшей заправочной станции к дому при помощи электронных карт. В нижеприведённой публикации будут даны советы в отношении самостоятельной заправки автомобиля сжиженным газом.
Плюсы и минусы газового топлива
Двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе, придумал француз Этьен Ленуар еще в 1860 году. Правда, то газомоторное топливо имело очень отдаленное отношение к тому, каким газом заправляют автомобили сегодня.
Впоследствии для заправки двигателей стали использовать бензин и дизтопливо. В 1940 году в СССР начали производить газогенераторные автомобили и параллельно строить сети газозаправочных станций.
По ряду причин инициатива застопорилась и сошла на нет. Очередной всплеск интереса к альтернативному топливу пришелся на времена, когда газовое топливо для автомобилей стало в несколько раз дешевле бензина.
Для двигателей внутреннего сгорания требуется топливо с определенными параметрами, гарантирующими работу силового агрегата. Главные критерии выбора газового топлива:
- соответствие стандартам качества;
- минимальное количество примесей;
- четкая пропорция составляющих пропан-бутоновой смеси.
Некоторые производители добавляют в моторное газовое топливо специальные присадки, которые способствуют снижению токсичности выхлопного газа и более полному сгоранию газовой смеси в цилиндрах двигателя. Присадки защищают системы впуска и питания, клапаны и другие элементы силового агрегата от пригорания, коррозии и преждевременного износа.
Обсуждая плюсы и минусы газа на авто, стоит упомянуть, что, помимо экономической выгоды, газ, к сожалению, не лишен недостатков. Главный из них – несоответствие стандарту качества, предъявляемому к газовому топливу автомобильного назначения. В погоне за выгодой недобросовестные продавцы реализуют газ, в котором содержание посторонних примесей повышено или пропано-бутановое соотношение нарушается.
Типичной проблемой владельцев автомобилей с ГБО является то, что водителю сложно проверить точное количество заправленного газа. Он вынужден верить показаниям счетчика газовой колонки.
Также неприятностью грозит чрезмерная заправка баллона. Согласно правилам техники безопасности в газовом баллоне должно быть не менее 15 % свободного объема. Контролировать это должен специальный клапан-отсекатель. Но в случаях, когда он не срабатывает, в баллон закачивается большее, чем требуется по технике безопасности, количество газа.
Кому и почему выгодно устанавливать ГБО
Устанавливают газобаллонную систему, как показывает практика, только из-за одного обстоятельства — максимальной экономии на топливе. Все вышеперечисленные достоинства у неё тоже, несомненно, есть, однако «рассмотреть» их можно будет только спустя некоторое время, при этом активно эксплуатируя транспортное средство. Максимально быстро окупиться установка ГБО может только на тех авто, которые работают в сфере такси или доставки. Тем, кто устанавливает подобный агрегат на личное авто, нужно ежемесячно проезжать как минимум 1500 км, — только при соблюдении этого условия система начнёт приносить экономию спустя год.
В связи с техническими особенностями небольших машин установка оборудования на них не рекомендована профессионалами. Машины с небольшой массой чаще всего обладают динамическими характеристиками, которые после переоборудования авто значительно упадут. Расход в 5 л на 100 км бензина заменит необходимость в 7–8 л газа. При этом окупаемость оборудования произойдёт не раньше чем через 10 лет. Вместе с динамическими свойствами снизится способность машины перевозить какой-никакой габаритный багаж, в небольшом и без ГБО багажнике вовсе не останется места. Не стоит устанавливать ГБО на новые автомобили из салона, так как производитель сможет отозвать фирменную гарантию.
Природный и пиролизный газ как топливо для машин
Большинство автомобилей, как серийного выпуска, так и переоборудованных, являются двухтопливными, то есть могут использовать и жидкие, и газообразные источники энергии. Машины на природном газе могут использовать в качестве топлива компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ. В качестве газового моторного топлива в автомобили заправляют пропан-бутановую газовую смесь или метан. Метан может использоваться как компримированный природный газ для автомобилей. Он сжат под давлением около 200 атмосфер. Пропан-бутановая смесь используется в качестве сжиженного газа.
В отличие от бензина и дизельного топлива, природный газ воздействует на детали мотора более бережно, увеличивая его капитальный ресурс. Выхлоп двигателя, работающего на природном газе, содержит меньше соединений свинца, серы и диоксида углерода.
Пиролизный газ
Пиролизный газ – это еще один вид горючего газа, получаемого, когда твердое топливо преобразуется в летучие соединения и твердый или жидкий остаток (процесс пиролиза). Пиролизный газ, смешиваясь с кислородом, обеспечивает мощный и длительный процесс горения. В нем содержится большое число компонентов, в частности этилен, водород, этан, метан, пропилен и др. Состав пиролизного газа зависит от качества сырья, температуры, при которой проходит реакция пиролиза, и времени.
Машина на пиролизном газе движется за счет того, что двигатель внутреннего сгорания работает на топливной газово-воздушной смеси, поступающей из газогенераторной установки. В качестве источника энергии такая установка может использовать древесину и отходы древесного производства, а также торф и уголь. Газогенераторные системы имеют ряд существенных недостатков: маленькую мощность и чрезвычайно быстрый износ металлических деталей. Для заправки автомобилей такой газ практически не используется, хотя опытные образцы такого оборудования есть.
Какой газ используют для заправки автомобилей
Говоря о том, на каком газе ездят автомобили, подразумевают, как правило, два основных типа: пропан-бутановая смесь и природный газ – метан. Эти газы значительно различаются по составу.
Природный газ – это практически чистый (95–98%) метан. В природе он содержится в пластах подземных месторождений и содержит крайне мало посторонних примесей. Метан легче атмосферного воздуха, может накапливаться в закрытых помещениях и взрывоопасен при концентрации в 4,4 %. Чтобы использовать его в качестве топлива, требуется сжатие силой до 200 атмосфер.
Независимо от того, каким газом заправляют машины, бесспорным преимуществом использования газа перед другими видами автомобильного топлива является доступная цена. Кроме того, газ расходуется силовым агрегатом более экономно, а его экологическая безопасность выше. При экономном расходе дозаправляться потребуется реже.
Пропан-бутановая смесь состоит, как видно из названия, из пропана и бутана в определенном соотношении. Пропан – это органическое вещество, побочный продукт нефтепереработки. Чтобы получить топливную смесь с заданными свойствами, пропан смешивают с бутаном и под давлением 10–12 атмосфер помещают в металлические герметичные баллоны.
Пропан тяжелее воздуха, поэтому становится взрывоопасным, если его локальное содержание в атмосфере превышает 2,1 %. Кроме того, пропан-бутановая смесь отличается большим содержанием примесей и требует фильтрации и очистки.
Независимо от того, какой газ используется в автомобилях в качестве топлива, оба состава горючи и сохраняют агрегатное состояние в среднетемпературном диапазоне. Но при понижении температуры эти газовые топливные смеси ведут себя по-разному.
Сжатый и сжиженный газ
Смесь пропана и бутана широко применяется в народном хозяйстве. Это универсальное топливо. Газ, сжиженный для заправки автомобилей, ничем не отличается от того, которым заправляют бытовые баллоны с газом и зажигалки.
Изначальная пропорция бутана и пропана в исходном нефтяном газе может не годиться, чтобы использовать его в качестве топливной смеси. Чтобы использовать сжиженный нефтяной газ как эффективное автомобильное топливо, к бутану добавляют определенное количество пропана, который отличается высокой холодостойкостью.
Сам по себе бутан в чистом виде чрезвычайно калориен, но он трансформируется в жидкое состояние при понижении температуры всего до минус 0,5⁰ C, а вот пропан – при минус 49,09º С. Поэтому эти два газа смешивают, ведь моторное топливо должно сохранять стабильное состояние при низких температурах.
В зависимости от времени года сжиженный газ бывает «летней» или «зимней» концентрации. В первой больше бутана, а во второй – пропана.
Термин «сжиженный газ» означает способность пропан-бутановой смеси переходить в жидкое состояние при понижении давления. В жидкой форме пропан обладает очень высокой плотностью, что позволяет поместить большое количество моторного газа в относительно небольшой емкости.
Давление в пропановом баллоне остается постоянным в процессе расходования газа, но зависит от температуры. Чем теплее на улице, тем выше давление в баллоне. При температуре +20о С в баллоне создается давление в 3 атмосферы, а на жаре 45–50о С давление внутри баллона может достигать 15 атмосфер.
При достижении предельных температур баллон начинает сбрасывать излишек топливной газовой смеси через предохранительный клапан.
В отличие от пропана, метан в 1,6 раза легче, чем атмосферный воздух, у него низкая плотность и низкая точка кипения. Для того чтобы трансформировать метан из газообразного в жидкое состояние, понадобится охладить его до температуры 164⁰ С ниже нуля. То есть, чтобы хранить метан в жидком состоянии, нужна криогенная камера. Поэтому использовать метан как автомобильное топливо более эффективно, если сжать его при давлении около 200 атмосфер. В связи с этим баллон для метана должен быть очень прочным, гораздо прочнее, чем для пропан-бутановой смеси. Собственно, как и все газобаллонное оборудование.
Как часто нужно направлять авто?
Очень часто у новичков в вождении возникает вопрос, как часто нужно заправлять машину. Частота заправок напрямую зависит от того, насколько часто вы пользуетесь своим железным конем, поэтому точного ответа на данный вопрос никто дать не может. Обратите внимание на то, какое количество газа расходуется в определенный промежуток времени. Учтите, что в режиме езды по городу расход намного выше, нежели чем езда по трассе. Если уровень потребления кажется вам подозрительно высоким, рекомендуем обратиться вам в сервис, где вам проведут доскональную диагностику. Слишком высокий показатель потребления может быть связан с рядом серьезных проблем и нарушений в работе автомобиля или баллонов.
Как часто направлять авто
Что выбрать: пропан или метан
Заправляться газовым топливом, с точки зрения экономичности и функциональности, более выгодно, чем бензиновым. Но однозначно ответить на этот вопрос сложно. Каждый из газов имеет свои достоинства и недостатки. К тому же топливные смеси значительно различаются по способу хранения:
- Метан более экономичный в процессе эксплуатации ГБО, чем пропан-бутановая смесь.
- Установка газового оборудования под пропан дешевле, чем метанового.
- И метан, и пропан снижают мощность двигателя по сравнению с бензином. Но снижение это незначительное и наблюдается при высоких скоростях.
- Метан по своим характеристикам является наиболее экологичным газовым топливом, которое даже превосходит использование электродвигателей. Пропан экологичностью похвастаться не может.
- Пропан можно сжать, используя небольшое давление. Вместе с баллоном пропан весит намного меньше, чем баллон со сжатым метаном.
- В баллон одинаковой емкости пропана входит больше, чем метана.
- Пропан является более опасным видом топлива. По сравнению с метаном он взрывоопаснее в два раза. Из-за того что пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, она может скапливаться даже на открытых пространствах, тогда как метан рассеивается в атмосфере.
- Баллоны пропана при сильных механических нагрузках, например, в результате аварии, деформируются сильнее баллонов с метаном.
- Оборудование для заправки метана, его сжатия и очистки значительно более сложное и дорогое, чем пропановое.
- Заправиться пропаном проще, чем метаном. Заправок, которые предлагают пропан-бутановое топливо, в несколько раз больше, чем точек, где можно заправить автомобиль метаном.
Химический состав
Природный газ, а также сырая нефть относятся к ископаемым разновидностям топлива. В научном мире они классифицируется как класс углеводородов, так как в их состав входят различные химические соединения.
Место добычи природного газа, технология обработки, оказывает большое влияние на его химический состав. Газ является смесью различных веществ:
- тяжелых углеводородов;
- пропана;
- бутана;
- метана.
Кроме того в его состав входит несколько примесей:
- сернистых соединений;
- азота;
- углекислого газа.
Эти примеси находятся в первоначальном состоянии газа. Прежде чем начинается процесс сжижения, их обязательно удаляют. Среди всех составляющих, главным компонентом является метан, который обычно занимает 85% всего объема.
Источник https://idoit.ru/2018/06/15/vynosnoe-zapravochnoe-ustrojstvo/
Источник https://gboshnik.ru/zapravka-avtomobilya-s-gbo-kak-pravilno-i-bezopasno-zapravlyatsya-gazom/
Источник https://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/rukovodstvo/zapravka-gbo.html
Источник