Что такое ГБО в машине
Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.
Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.
Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.
ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).
Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.
Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Развитие газового оборудования
Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.
Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.
Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.
Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.
Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.
Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.
При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.
Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.
Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.
Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.
Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.
Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.
Топливо
В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.
Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.
Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.
Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.
Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.
Мифы, связанные с ГБО
Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.
Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.
Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.
Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.
С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.
Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.
Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.
На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.
Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.
В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше
Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.
Окупаемость и производители
Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.
У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.
Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.
Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.
Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.
Перевод транспорта с бензина на газ – как оформить и насколько это выгодно? Рассказывают эксперты
Если перевести автомобиль на газомоторное топливо и много ездить, можно неплохо сэкономить – но только если все сделать правильно. Мы расспросили экспертов о плюсах и минусах перевода транспорта на газ, и о том, насколько это целесообразно в нынешней ситуации.
Какое бывает газовое топливо и оборудование для него
Перевести автомобиль на газомоторное топливо обычно решают те водители, работа которых связана с вождением. Это не обязательно таксисты – сэкономить на топливе хотят и торговые представители, и те, кто работает в другом городе и ездит каждый день на работу десятки или сотни километров.
Выгода газа как топлива происходит из его физических параметров. Есть вполне конкретные цифры по удельной энергоемкости разных видов топлива. Газ и бензин имеют примерно похожие цифры:
- бензин – 7718 килокалорий на литр;
- летняя пропан-бутановая смесь (50:50) – 6470 килокалорий на литр;
- зимняя пропан-бутановая смесь (90:10) – 6175 килокалорий на литр.
Соответственно, газа должно уходить примерно на 20-25% больше, чем бензина – и это при двукратной разнице в стоимости этих видов топлива. В реальности все может быть именно так, а может и отличаться – все зависит от массы факторов вроде агрессивности вождения или времени года.
Всего же существует 2 основных вида газового топлива, которые имеют принципиальные отличия:
- сжиженный углеродный (или нефтяной) газ – СУГ или СНГ. Это смесь из пропана и бутана, которая находится в баллоне в сжиженном состоянии, и переходит в газообразное состояние при нагреве выше определенной температуры в редукторе;
- сжатый (или компримированный) природный газ – КПГ. Это метан, который под большим давлением закачивается в топливные баки, которые должны выдерживать это давление. Газ изначально находится в одном агрегатном состоянии, поэтому напрямую подается в двигатель.
Как правило, при упоминании перехода на газовое топливо и установки газобаллонного оборудования речь идет именно о пропан-бутане, тогда как автомобили с КПГ обычно идут прямо с завода-производителя.
У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Так, сжиженный газ считается более «грязным» (вообще, это чаще всего попутный нефтяной газ, который раньше просто сжигали в факеле), он в обязательном порядке требует прогрева двигателя на бензине (иначе не прогреется редуктор), иногда можно залить не очень качественный газ.
Сжатый газ – это гораздо более дорогая история, разница в цене переоборудования примерно двукратная, а газонаполнительных компрессорных станций в России крайне мало.
Тем не менее, государство считает именно КПГ более перспективным направлением (и с точки зрения экологии, и как способ повысить доходы газодобывающих компаний).
Но есть еще такая вещь, как поколение газобаллонного оборудования. Поколений уже 6, но в России больше знают о втором и четвертом:
- первое поколение – газ поступает во впускной коллектор двигателя с механической дозировкой;
- второе поколение – редуктор электрический, а топливо дозируется благодаря лямба-зонду и создается оптимальная смесь в любом режиме работы двигателя;
- третье поколение – газ впрыскивается уже в напрямую в цилиндр, но дозируется он механически;
- четвертое поколение – у ГБО появляется собственный блок управления, а количество топлива дозируется электронным способом, после чего оно попадает через газовые форсунки напрямую в цилиндр;
- пятое поколение – газ подается в цилиндры в жидком состоянии (то есть, прогрев не нужен). Топливо подает специальный газовый насос, который может засоряться от некачественного топлива, а стоит система дорого;
- шестое поколение – газ подается не просто вместо бензина, он впрыскивается непосредственного в цилиндр в жидком состоянии. Нужен специальный газовый ТНВД, но газ может подаваться даже через бензиновые форсунки. Стоит это все очень дорого.
В России чаще всего устанавливают ГБО четвертого поколения – такое оборудование подойдет практически для любого инжекторного двигателя, а стоимость его относительно невысокая.
Тем не менее, у сжиженного газа по сравнению со сжатым есть определенные минусы, говорит профессор МАДИ Максим Якимов:
Эти два вида топлива определяют разные условия эксплуатации оборудования, и к автомобилям, работающим на этих видах топлива, предъявляются разные требования. Надо сказать, что использование пропан-бутановой смеси или сжиженного газа в автомобилях – это вполне уже реализовавшийся коммерческий проект. Существует множество компаний, которые сотрудничают как с автопроизводителями, так и занимаются модификацией существующих транспортных средств для работы на сжиженном газе.
Сейчас можно встретить довольно большое количество автомобилей, в первую очередь, индивидуальных автомобилей и автомобилей небольшой грузоподъемности, например, ГАЗелей, которые работают на сжиженном газе. Цена сжиженного газа примерно в два раза ниже, чем литра жидкого автомобильного топлива – бензина. На этом достигается экономия. Для разных моделей по-разному, но можно сказать, что срок окупаемости такого газобаллонного оборудования для машин небольшой грузоподъемности или легковых автомобилей составляет около трех лет.
Негативные моменты использования этого вида топлива – это присутствие запаха газа в салоне автомобиля и в кабине, кузове автомобиля (если это касается грузовой техники). Это связано с тем, что пропан-бутановые смеси подкрашиваются специальным веществом, имеющим резкий запах, для того чтобы диагностировать утечки газа. Кроме того, сжиженный газ не допускает хранения в баллоне долгое время из-за того, что происходит испарение (газация) этого жидкого топлива, и получаются существенные потери топлива при длительном нахождении сжиженного газа в баллоне.
Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.
Соответственно, перевод автомобиля на газ подойдет не всем, но тем, кто активно использует автомобиль, установка ГБО целесообразна.
Сколько стоит переоборудование и дальнейшее обслуживание
Прежде всего, нужно определиться с видом ГБО. Скорее всего, это будет сжиженный газ с оборудованием четвертого поколения. Установить его можно на почти любой бензиновый двигатель, причем как-то модифицировать его не придется – ГБО ставится поверх бензиновой системы.
Что касается дизельных двигателей, там все сложнее. В силу физических характеристик, используется обычно смесь метана и дизельного топлива: на холостом ходу используется только дизельное топливо (так как для него чем ниже обороты, тем ниже расход), а на ходу около 30-40% дизельного топлива замещается метаном. Система сложная и стоит дороже, чем ГБО на бензиновое авто.
Переоборудование автомобиля с его переводом на газовое топливо имеет ряд сложностей, и все они связаны с государственным регулированием. Если кратко, то процедура будет следующая:
-
найти лабораторию , аккредитованную по нормам Таможенного союза и заказать там предварительную техническую экспертизу и заключение о том, что переоборудование возможно.
Если автомобиль слишком старый или не подходит по другим критериям, заключение могут и не дать.
Почти на каждом этапе придется заплатить. Так, за предварительную и окончательную экспертизу обычно берется одна и та же лаборатория, которая оценивает свои услуги в 4000-5000 рублей.
Техосмотр стоит по нормативам 600-700 рублей, а суммарная госпошлина в ГИБДД за все действия составит 1650 рублей (это внесение изменений в ПТС, новый СРТС и свидетельство соответствия конструкции ТС требованиям безопасности).
Если платить через Госуслуги, будет скидка в 30%, и всего оформление обойдется в 1155 рублей.
И, конечно, самая дорогая часть – непосредственно работы по установке ГБО. Гнаться за дешевизной не стоит, так как на кону стоит безопасность автомобиля. При выборе СТО нужно обращать внимание на официальный статус (чтобы была зарегистрирована в налоговых органах, работала по договору и имела соответствующий сертификат соответствия).
Цена вместе с работой может составить 20000 рублей, а может и все 50000 – она зависит от «уровня» станции, параметров ГБО, его марки и конструкции автомобиля. Кроме того, можно установить тороидальный баллон (вместо запасного колеса), а можно цилиндрической в багажнике. Кроме того, предстоит выбрать производителя ГБО (обычно советуют польских или итальянских).
Но, тем не менее, установить ГБО 4 поколения на обычный автомобиль с инжекторным двигателем можно примерно за 40-50 тысяч рублей – это уже с учетом всех экспертиз, госпошлины, оборудования и стоимости его установки.
Комплект для установки ГБО 4 поколения с тороидальным баллоном
Стоимость обслуживания ГБО обычно сводится к регулярной замене топливных фильтров – работа стоит около 600 рублей, и примерно 1000 рублей за сами фильтры. Проводить эту работу обычно советуют каждые 10 тысяч километров, но все зависит от качества газа.
Установка метанового ГБО (КПГ) будет стоить в разы дороже – все услуги «под ключ» оценивают в 80 тысяч рублей и больше.
Экономия или лишние проблемы?
Целесообразность перевода автомобиля на газомоторное топливо определяется его средним пробегом. Так, стоимость переоборудования составляет от 40 тысяч рублей, а экономия, которую можно достичь на газу – это около 30-40% от стоимости топлива. Соответственно, перевод автомобиля на газ окупится только через пару десятков тысяч километров пробега, которые многие не проезжают и за год.
Однако сторонники ГБО называют и другие плюсы:
- более стабильная и мягкая работа двигателя . Октановое число газа – более 100, за счет чего риск детонации снижается. А благодаря однородности смесь газа и воздуха лучше сгорает;
- экологичность . При сгорании газа в теории остается только углекислый газ и вода. В реальности газ может не быть идеально чистым;
- ресурс двигателя . Считается, что газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, благодаря чему поршневая лучше смазывается и имеет больший ресурс;
- ресурс масла. Газ не дает отложений при сгорании, и масло можно менять реже;
- срок службы свечей зажигания увеличивается. Правда, некоторые производители свечей указывают более частую замену именно при использовании газа.
Для автомобилей, переоборудованных на КПГ, в преимущества записывают еще бОльшую экономичность – при сопоставимой энергоэффективности кубометра газа и литра бензина, газа уходит вдвое меньше (правда, о том, что на высоких оборотах к газу подмешивается бензин, обычно забывают).
И если минусы сжиженного газа вполне понятны, то о минусах КПГ говорят не так часто. А их не так уж мало, считает Мурад Кулиев из Союза предприятий газомоторной отрасли. По его словам, двукратную экономию на топливе перекрывает ряд недостатков:
Покупка и переоборудование жидкотопливного транспорта на КПГ – веяние последних пяти лет.
Во-первых, это экологично – выбросы загрязняющих веществ сокращаются в разы, а выбросы твердых частиц отсутствуют вовсе.
Во-вторых, расходы предприятия сокращаются процентов на шестьдесят – за счет дешевого топлива. Техника на КПГ дороже, поэтому при разнице в цене на топливо более чем в два раза, годовая экономия составляет около 60%
Казалось бы – чистый мёд, бери и «дави на газ»! Но.
- Баллоны подлежат опрессовке каждые 3-6 лет в зависимости от типа баллонов. Это кроме финансовых расходов еще и время – около недели техника будет простаивать
- Из-за привязки к АГНКС, их малого количества и долгого времени заправки необходимо тщательно считать экономику процесса, чтобы транспорт не стоял все время в очереди на заправку либо пробега между заправками хватало для выполнения маршрута. Пока что есть дефицит АГНКС, это препятствие для более широкого перехода на газовое топливо. И из-за этого газомоторный транспорт – до сих пор нишевая история.
- У легкового автомобиля вдвое сокращается багажное отделение и исчезает возможность трансформации салона – нельзя откинуть спинку сиденья и/или разместить длинномер.
- Ремонт не становится более редким. То же самое, что и на жидком топливе, ТО раз в десять/пятнадцать/тридцать тысяч километров (в зависимости от авто), добавляется замена топливных (газовых) фильтров – недорого, около тысячи/полутора тысяч рублей.
- Действительно, перевод техники на газ стоит достаточно дорого, однако при больших пробегах окупается от полугода до полутора лет. Экономика считается простыми калькуляторами.
- Газомоторный транспорт экологичнее, чем дизельный стандарта Евро-6 – полностью отсутствует сажа.
- Современные двигатели либо сразу оснащены сдвигом угла опережения зажигания (полностью программная история) либо дооснащаются т.н. вариатором во время переоборудования. С технической точки зрения единственным отличием для двигателя в работе на бензине от КПГ может быть более высокая температура горения. Но тут как раз УОЗ, о котором писал ранее. СПГ с точки горения в цилиндрах ничем не отличается от КПГ – сгорает паровая фаза газа, а хранится в жидкой форме (вообще СПГ пока экзотика-экзотика, далекая от жизни, предназначается только для HD-грузовиков).
Мурад Кулиев, исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли.
Среди других минусов называют отсутствие места в багажнике при установке баллона (или отсутствие места для запасного колеса), недостаточно широкую сеть газовых заправок, сложности с подземным паркингом, куда газовое авто могут и не пустить.
Михаил Якимов напоминает и других расходах – на содержание ГБО в исправном состоянии тоже нужны деньги:
Расход и экономию предприятия можно оценивать по разным критериям. Переоборудование транспортных средств на другой вид топлива – это довольно высокие первоначальные расходы.
Однако, не менее серьезные траты потребуются на содержание газобаллонного оборудования в исправном состоянии, на поверку этих емкостей (стальных баллонов). К сожалению, пока не во всех регионах есть пункты поверки газобаллонного оборудования сжатого природного газа. И, к тому же, это довольно дорогостоящая заправка, связанная с тем, что сеть газокомпрессорных станций тоже не такая распространенная. Далеко не во всех городах присутствует газокомпрессорные станции для заправки сжатым природным газом.
Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.
Тем не менее, экономический смысл переводить автотранспорт на ГБО существует, считает эксперт – но все дело в сроках окупаемости. Пока преимущества массового перехода на газ просматриваются, в основном, для коммерческой техники:
Экономический смысл, конечно, существует. Однако, срок окупаемости составляет уже больше трех лет, в районе шести-семи лет, в зависимости от условий эксплуатации. Для подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования это может быть выгоднее, потому что они достаточно интенсивно эксплуатируются. Для того, чтобы простимулировать переход автоперевозчиков на эксплуатацию техники на природном газе, нужно создавать преимущества при разыгрывании конкурса на маршруте, чтобы большая доля транспортных средств работала на сжатом природном газе (метане). В этом случае следует ожидать от организатора перевозок проявление различных инициатив, а перевозчикам каких-то преференций.
Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.
И именно для коммерческого транспорта в России есть некоторые преференции при использовании им газомоторного топлива.
Коммерческий транспорт и государственная поддержка
Государство заинтересовано в развитии рынка газомоторной техники – это не только попытка снизить выбросы вредных веществ в атмосферу (что важно городам), но и способ нарастить продажи для поставщиков газа.
Особенно актуально это для коммерческой техники. Так, государство готово выплачивать субсидии производителям газомоторной техники – без них цены на такую технику будут выше аналогов. Субсидии достаточно высокие (речь идет о технике на КПГ):
- на автобус от 10 до 16 метров – 1,96 миллиона рублей;
- на автобус более 16 метров длиной – 2,38 миллиона рублей
- бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи , и т.д. массой до 8 тонн – 450 тысяч рублей;
- массой от 8 до 11 тонн – 900 тысяч рублей;
- тяжелее 11 тонн – 1,5 миллиона рублей.
Если производители оборудуют транспорт оборудованием со сжиженным природным газом, субсидии будут еще выше (но это, как выше говорил эксперт, технически сложно).
Так что в России активно производятся газовые автобусы для городов, пример – 116-местный НЕФАЗ-5299 на КПГ стоит около 6 миллионов рублей с учетом субсидии, а более короткий ЛИАЗ-4292 с дизельным двигателем обойдется даже дороже.
НЕФАЗ-5299, работающий на КПГ
На газ переводят грузовики (в условиях завода), хоть пока это по большей части эксперимент. В Тольятти выпускается метановая версия Lada Largus, а недавно был представлен газовый железнодорожный локомотив.
Тем не менее, говорит Михаил Якимов, при всех плюсах не нужно забывать о некоторых минусах перевода коммерческой техники на газовое топливо:
Задача использования природного газа в автомобилях гораздо более серьезная, сложная и более интересная. И это не только коммерческий проект. Здесь активную роль играет государство, и, я думаю, дальше будет играть, потому что, в первую очередь, работа автотранспорта на природном газе определяет экологические свойства транспортных средств. Использование природного газа, в любом случае, наносит минимальный вред атмосфере и качеству жизни населения, особенно при эксплуатации в городских условиях. Природный газ может быть получен из продуктов разложения (пищевых отходов, отходов жизнедеятельности людей) и, в отличии от бензина или жидкого газового топлива, в городах его использование наиболее предпочтительно.
Однако для того, чтобы хранить природный газ, нужно иметь совсем другие емкости для хранения. Это стальные баллоны, в которых газ хранится под очень высоким давлением 200-250 атмосфер. Толстостенные газовые баллоны существенно утяжеляют автомобили, и именно по этой причине использование природного газа не нашло свое распространение в сегменте легковых автомобилей или грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Зато находит широкое применение в пассажирском транспорте общего пользования, в частности в автобусах. Например, в городе Томске подвижной состав (все автобусы) работают на сжатом природном газе. Емкости расположены на крыше автобусов марки ПАЗ.
Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.
И самое главное – для развития рынка автомобилей, работающих на КПГ, нужна более широкая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сейчас в России менее 400 таких станций (почти столько же, сколько в Украине, и в 3 раза меньше, чем в Италии).
Как говорит Игорь Серебряков из АвтоСпецЦентр, именно слабая сеть компрессорных станций стала причиной недостаточно активного развития технологий КПГ в России:
По состоянию на 2020 год в России всего около 394 газонаполнительных компрессорных станций. Небольшое количество заправок метаном – одна из причин низких темпов перехода на газомоторное топливо. Строительство одной АГНКС обходится примерно в 120-180 млн рублей, реконструкция существующей – около 90 млн рублей. Несмотря на это к 2024 году количество газовых заправок может вырасти.
Перевод автомобилей на природный газ не требует переделки двигателя, снижает уровень шума в 2 раза. Кроме того, работа двигателя на сжатом газе становится мягче.
Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр».
Действительно, строительство одной крупной станции в России стоит более 160 миллионов рублей – тогда как в Италии это всего 1,2 миллиона евро (менее 100 миллионов рублей).
Однако даже вложение такой суммы не позволит заработать на этом – автомобилей на КПГ в Росси все еще очень мало, и крупная АНГКС попросту не даст нужного объема выручки. Единственный выход – договариваться с местными властями насчет заправки общественного транспорта, который работает на сжатом газе.
Эксперты выдвигают разные предложения, как запустить процесс – освободить газомоторный транспорт от налогов и «Платона», дать преференции в госзакупках, или поддержать производителей.
Но уже можно сказать одно – если число автомобилей или автобусов, работающих на сжатом газе, резко вырастет, проблема с заправкой будет серьезной. И если легковые автомобили обычно имеют гибридную систему питания (газ + бензин), то при отсутствии топлива общественный транспорт просто остановится.
Не газуй: как выбрать автомобиль на ГБО
Благодаря быстрому и неприятному росту стоимости бензина, о покупке автомобиля на газу задумываются даже те, кто раньше о таком и не слышал. Экономного россиянина так и манит выгодная стоимость на топливо. Вот только купить на вторичном рынке хороший автомобиль на газу — задачка не из лёгких.
Почему вам нужен автомобиль на газу
Сколько вы тратите на заправку машины на бензине? От шести тысяч в месяц? С ГБО будете тратить от трех: газ примерно в два раза дешевле бензина.
Газовое топливо чище бензинового, потому что в отличие от последнего разбавлять его дороже, чем продавать таким, какое оно есть. Мотор на газу прослужит дольше, потому что газ не смывает масло со стенок цилиндров, увеличивая время сгорания. Соответственно, масло в моторе менять можно реже: оно дольше не теряет своих свойств.
И ещё один «зелёный» плюс: выхлоп безопаснее для окружающей среды и экологичнее.
Установка ГБО обойдется в пару десятков тысяч рублей, что позволит сэкономить в несколько раз больше.
Отчего же производители авто не спускают с конвейеров автомобили на газу, если в них столько плюсов?
Почему водители боятся покупать машину на газу
Риск взрыва баллона — основной страх при переходе на ГБО. Баллон для метана надежен, но при повреждении и утечке лёгкий газ быстро рассосется. А если баллон нагреется от колеса или от ДТП, то взрыв неизбежен. Баллоны для более тяжелых газов по прочности идентичны обычному бензобаку, поэтому при повреждении велик риск возгорания.
Осложняется все это тем, что устанавливают ГБО, как правило, самостоятельно, без обращения в специализированные сервисы.
Расходы на амортизацию авто куда шире, чем просто заправка. Мобиль на газу требует особого ухода и тщательного осмотра. На СТО вам потребуются дополнительные услуги: слив конденсата из редуктора и проверка герметичности во избежание утечки.
Мотор станет горячее и не в смысле хот-роуда, а в прямом смысле: газ не охлаждает топливную смесь. Поэтому клапаны и головка двигателя станут расходными материалами.
При переоборудовании машины на газобаллонное оборудование мотор потеряет от 10 до 15% мощности из-за особенностей установки.
Машина станет тяжелее на 30-60 кг и, как следствие, потеряет в мощности.
Использование только ГБО делает невозможным эксплуатацию авто в мороз: машина на газу не заводится. Но эту проблему можно решить, если использовать по очереди две топливные системы: газ+бензин.
А также будьте готовы к тому, что заправок с газом намного меньше, чем с дизелем и бензином.
Стоять баллоны будут в багажнике, поэтому либо выбирайте авто с просторным багажным отделением, либо приноровитесь не возить там вещи.
На что обратить внимание при выборе машины с ГБО
Чтобы перевести бензин на ГБО, нужно заменить клапаны двигателя, шатуны и поршни, масляный насос и термостат. Задайте вопрос продавцу, что именно из этого он заменил при переходе на другую топливную систему. Скорее всего, он ответит, что ограничился заменой термостата и увеличением подачи смазки в пуск. Покупка подержанного на газу — сомнительная затея, как покупка кота Шредингера в мешке.
Выгода от смены топлива заметна только тем, кто наматывает много километров на одометре, следовательно, вы выбираете машину с большим пробегом.
Желание сэкономить — вот зачем устанавливают ГБО. Скорее всего, предыдущий водитель экономил не только на топливе, но и на обслуживании автомобиля.
Машины на ГБО — выгодное решение, если с умом подойти к качеству материалов, профессиональной установке и регулярному обслуживанию. Покупая б/у авто на газу, вы не можете быть уверенным в том, насколько честен с вами продавец. Установите газовую систему на машине самостоятельно, так вы хотя бы будете знать, что произвели смену систем с умом. И сэкономите опять же.
Что скрывают авто с ГБО
Мы взяли несколько случайных объявлений о продаже машин с ГБО и проверили их по госномеру через Автокод. Вот, например, старая добрая Волга.
Казалось бы, картина неплохая. Все 11 лет принадлежала одному владельцу, пробег адекватный, да и цена обоснованная. Можно даже поторговаться.
Как видим, торговаться стоит, а лучше вообще отказаться от покупки. У машины есть ограничения с 16-го года. И владельцев не 1, а 2.
Плюс ДТП. Разбита задняя часть авто. Вероятно, что удар задом был несильный, так наезд был на стоящее ТС. Но уже повод задуматься, стоит ли отдавать такие деньги (180 тысяч) за Волгу с кучей проблем.
Смотрим дальше. Приора 2011 года:
И снова авто – участник ДТП.
Здесь столкновение уже посущественнее, чем у Волги. Был заменен бампер по страховке и подкрашен бок.
Итого ремонтные работы обошлись чуть больше 7 тысяч рублей.
Обратите внимание, вдобавок ко всему владелец указал неверный год выпуска машины. Идем дальше. На очереди Гранта.
Тут аварий не было, зато есть неоплаченные штрафы. Следовательно, техсостояние машины лучше осматривать на месте. Мало ли, как любит гонять владелец.
Пролистав отчеты о 9 случайных машинах с ГБО на досках объявлений, приходим к выводу, что проверять их просто необходимо. То ли участь такая у этих авто, то ли просто совпадение. Но факт остается фактом: у 5 из 9 машин есть ограничения ГИБДД, 4 из них участвовали в ДТП, а парочка оказалась со штрафами. Вывод: машин с ГБО на рынке много, но проверка перед покупкой явно не будет лишней.
А как вы относитесь к автомобилям с ГБО? Оставляйте свои комментарии под этим материалом.
Источник https://gboteh.ru/vse-o-gbo/chto-takoe-gbo-v-avtomobile.html
Источник https://bankstoday.net/last-articles/perevod-transporta-s-benzina-na-gaz-kak-oformit-i-naskolko-eto-vygodno-rasskazyvayut-eksperty
Источник https://avtocod.ru/blog/post/ne-gazuj-kak-vybrat-avtomobil-na-gbo
Источник