Сколько зарабатывает СТО — выгодно ли открывать станцию технического обслуживания в 2021 году
Автовладельцев с каждым днем становится все больше. В любом автомобиле в процессе эксплуатации возникают различные технические неисправности. Для исправления этих неисправностей необходим качественный автосервис с хорошими мастерами, которые смогут провести диагностики и ремонт автомобиля. Это всегда актуально и востребовано. Следовательно, открытие автосервиса — выгодное предприятие с высоким потенциалом.
Типы СТО
Авторизированные сервисы — мастерские, нацеленные на ремонт автомобилей конкретной марки. Как правило, они имеют официальный договор с дилерами.
- Одиночные СТО — мастерские без аккредитации, работающие многопрофильно.
- Сетевые СТО — фирменные автосервисы с развитой сетью мастерских по всей территории страны.
- «Гаражные» или индивидуальные мастерские — это мастера-одиночки, которые осуществляют ремонтные работы в своем гараже или выезжают к клиенту на дом.
По профилю оказываемых услуг можно выделить мастерские, оказывающие кузовной ремонт и слесарный сервис. Определившись с тем, какой тип услуг вы намерены оказывать, будете принимать решение о форме организации своего бизнеса, требуемого оборудования и необходимых площадей.
В виде дополнительных услуг можно организовать при мастерской магазин по реализации запчастей и автомобильных аксессуаров, услуг по страхованию, прохождению Технического осмотра и сервисного обслуживания автомобилей.
Плюсы и минусы бизнеса
Положительные стороны бизнеса:
- Востребованность услуги.
- Сравнительно невысокие затраты на обустройство.
- Ежегодное увеличение количества автомобилей.
Отрицательные стороны бизнеса:
- Высокая зависимость от персонала
- Высокая травмоопасность бизнеса
- Высокая конкуренция.
Примерные стартовые затраты
Большая часть первоначальных средств уйдет на закупку оборудования для мастерской. В зависимости от того, какого производителя оборудования вы выберите, расходы составят примерно от 500 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей. Затраты на аренду помещения так же будут зависеть от типа мастерской.
Авторизированная СТО потребует большего помещения, чем «гаражная», индивидуальная мастерская. Соответственно, и стоимость помещения будет значительно отличаться. Регистрация и получение разрешительных документов так же будет зависеть от объема услуг, которые вы планируете оказывать.
В среднем, открытие СТО обойдется примерно в 3-5 млн. рублей. При приобретении оборудования, необходимо учесть, что вам нужно гидравлическое оборудование для подъема автомобилей, компрессионное для монтажа/демонтажа и мойки в труднодоступных местах, кузовное для проведения кузовных работ и диагностическое для определения состояния автомобиля и выявления проблемных узлов.
Какие услуги может оказывать СТО
Среднестатистическая СТО может оказывать услуги по:
- Ремонту ходовой части автомобиля.
- Ремонту кузова.
- Ремонту силовых агрегатов и частей.
- Ремонту и установке новых узлов и деталей.
- Компьютерную диагностику автомобиля.
- Шиномонтажу.
- Плановую замену масел и фильтров.
- Предпродажную подготовку автомобиля.
- Автотюнингу.
- Плановому техническому осмотру автомобиля.
В качестве дополнительных услуг можно предлагать:
- Продажу запасных частей.
- Услуги автострахования.
- Продажу автомобильных аксессуаров.
Факторы, оказывающие влияние на доходность автосервиса
Первый фактор, который влияет на размер заработка СТО — это сезонность. Осенью и весной количество заказов вырастает в два раза. При этом возникает спрос на ремонт подвески, замену масла и антифриза, на шиномонтаж. Зимой вырастает спрос на кузовные работы.
Второй фактор — целевая аудитория. В малые частные сервисы обращаются владельцы подержанные недорогих автомобилей. Здесь можно воспользоваться данными о том, какие автомобили и в каком количестве были проданы два-три года назад. Фактически покупатели станут вашими потенциальными клиентами. Тогда вы сможете заранее подготовить анализ «слабых» мест проданных автомобилей и подготовить запчасти. Вы подготовитесь к встрече со своими клиентами и получите массу положительных отзывов.
Третий фактор — локация, или месторасположения вашего автосервиса. Расположенная в спальном районе мастерская, оказывающая качественные услуги по ремонту, будет пользоваться большим спросом, нежели одна из нескольких, расположенных в промышленной зоне. Удачным может быть решение открыть СТО вблизи АЗС, парковкой или автостоянкой.
Четвертый фактор — Дополнительные услуги. Не забывайте, что вы всегда можете предложить клиенту дополнительные услуги. При этом, если ваша деятельность будет финансово прозрачна для клиента, то он всегда вернется к вам.
Требования к персоналу
Можно найти великолепное помещение, закупить и установить новейшее оборудование, но если на СТО не будет хороших специалистов, то бизнес обречен на провал. Хороший мастер — это реклама, на которую к вам пойдут клиенты, привлеченные «сарафанным» радио. В это сфере успех напрямую зависит от сотрудников. Поэтому нельзя экономить на специалистах, нанимая на работу молодых людей без опыта работы. Не забывайте о том, что общение с клиентом — это специальное умение, которое даровано не каждому.
Если общаться с клиентом придется мастерам, то не исключены конфликтные ситуации. Недовольный клиент — это худшее, что может произойти. Ведь это не только антиреклама, но и возмещение немалого ущерба недовольному клиенту. Поэтому кроме команды классным мастеров автосервиса, найдите хорошего администратора, который возьмет весь переговорный процесс на себя. Это избавит вас от множества проблем.
А по поводу команды, следует заметить, что лучше всего, если рядом с молодым неопытным сотрудником будет работать опытный мастер. Ну и конечно нельзя забывать о регулярном обучении персонала.
Для работы вам потребуются:
- Автомеханики.
- Мотористы
- Сварщики
- Кузовщики
- Маляры
- Шиномонтажники
- Электрики
- Подсобные рабочие
- Администратор для работы с клиентами
- Директор
- Бухгалтер
Важный момент – охрана труда
Необходимо помнить о том, что СТО — место повышенной опасности, где любой сотрудник может получить серьезную травму. Владелец и руководитель предприятия обязан обеспечить высокий уровень соблюдения правил безопасности для своих сотрудников. Горючие жидкости должны храниться в отдельном помещении в соответствии со специальными требованиями. Сотрудники должны быть обеспечены спецодеждой, очками, перчатками, спецобувью.
Регулярно должен проводится инструктаж по ТБ, обучение вновь прибывших сотрудников. Помещение для общения с клиентами должно быть отделено от основного помещения мастерской. Для клиентов должна быть оборудована специальная парковка. Утилизация использованных горючих жидкостей должна производиться в соответствии с санитарными нормами, требованиями по ТБ и нормами экологической безопасности.
Перспективы в развитии бизнеса
Анализируя рынок СТО, можно выделить два основных фактора в развитии:
- Первый фактор — появление сетевых комплексов гарантийного и пост гарантийного обслуживания. Высокий уровень сервиса сегодня предоставляют дилерские станции, которые составляют серьезную конкуренцию индивидуальным. «гаражным» мастерским.
- Второй фактор — усложнение автомобилей, которое требует специальной подготовки персонала сервиса. Для осуществления качественного технического обслуживания и ремонта требуется дорогостоящее сложное оборудование, которое не в состоянии приобрести индивидуальная СТО.
Это факторы ведут к тому, что происходит укрупнение станций, создаются федеральные сети, которые могут поглотить большую часть индивидуальных мастерских уже к концу следующего года. В сложившейся ситуации, выгоднее всего, если и открывать бизнес, то открывать его по франшизе. Сегодня на российском рынке достаточно предложений, предлагающих франшизу в этой сфере активности.
Владельцы СТО о доходе и окупаемости
ББарно Турсунова, совладелица сети автотехобслуживания «Вилгуд» говорит об уровне доходов
Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два — три месяца. Средний оборот по сети — 4 млн. руб. в месяц.
ВВладелец автосервиса «АвтоЦентр-2» Сергей Журавлёв
Во-первых, знайте, что прибыль в СТО (особенно в шиномонтажках) преимущественно сезонная, однако, не переживайте сильно, затраты окупятся уже через 5-6 месяцев, а это для современного бизнеса приемлемый результат. Во-вторых, учтите, что хороший автомеханик не всегда равно хороший предприниматель. Эта ошибка свойственная всем новичкам — считать, что чем больше он знает о машинах, тем больше понимает в бизнесе. Это далеко не так, и даже наоборот. Шансов на успех у опытного частника, видавшего виды, всегда выше, чем у механика, знающего авто как свои пять пальцев.
ООлег Владимирович, владелец индивидуального автосервиса
Я думал, это бизнес моей жизни, потом детям передам, но приходится от него избавляться. Потому что устал бороться с постоянными сюрпризами от государства. Я давал людям рабочие места, исправно платил налоги. Сейчас я мечтаю о том, о чем еще несколько лет назад и не помышлял, — продать автосервис.
Вывод
Если вы все же решились открывать автосервис, учтите несколько советов от специалистов.
Гаражник, обычная СТО или дилер? Дискутируем на тему обслуживания авто
Как только человек покупает свой первый автомобиль, у него возникает вопрос — где его обслуживать? Это наболевшая тема, волнующая многих. Выбор у нас невелик. Можно ездить к гаражным «дядям Васям», можно наведываться на сертифицированные станции техобслуживания, можно доверять свою «ласточку» ненасытным дилерам. Для дискуссии на эту тему мы пригласили совладельца сети минских СТО Олега. Наша беседа порой перерастала почти в спор, но это не помешало вспомнить основные плюсы и минусы обслуживания машины у разных мастеров, будь то работающий сам на себя гаражник или представитель бренда с мировым именем. В комментариях к этому материалу расскажите, где чините свой автомобиль вы. А если у вас есть интересные истории на эту тему, шлите их нам в редакцию.
Гаражный мастер («дядя Вася»)
Начнем с гаражных мастеров. Как правило, они работают сами на себя, и клиенты к ним приходят исключительно по сарафанному радио. Рекламу такие специалисты давать не могут, потому что не всегда являются ИП. Чинятся машины считай «по дружбе», но мастера не прочь взять за работу круглую сумму (иначе что это за дружба такая?). Часто к гаражникам выстраивается целая очередь, и автомобили долго простаивают в ожидании ремонта. Зафиксированы случаи, когда у машин высыхал бензин в баке, пока у «дяди Васи» находилось полдня, чтобы поменять пару элементов подвески.
— На твой взгляд, в чем главные плюсы гаражных мастеров, работающих неофициально?
— В первую очередь, конечно, доверие. Гаражные «дяди Васи» работают сами на себя, и люди склонны доверять им больше, нежели сертифицированным СТО, где мастера работают за зарплату. К гаражникам обычно приезжают по совету знакомых, а значит, с самого начала доверительно относятся к ним — ведь друзья плохого не посоветуют. К тому же ни для кого не секрет, что такие специалисты часто имеют золотые руки и действительно неплохо делают свою работу. Сегодня, когда приезжаешь к гаражнику, порой видишь не просто грязный сарай с тряпками и мазутом на полу. Многие мастера ставят себе подъемники, закупают неплохое оборудование и по уровню обслуживания вплотную подходят к обычным СТО. Многие из них раньше работали на сертифицированных станциях или даже у дилеров, а потом решили уйти в работу на себя.
— По-твоему, этот сегмент развивается или топчется на месте?
— Развиваться им сложно, как и расти вверх. Они работают неофициально и не могут продвигать свои услуги с помощью рекламы. К тому же чаще всего они работают одни, а значит, могут обслужить ограниченное количество автомобилей. В таких условиях сложно представить большой рост. Они просто сидят у себя в гараже и потихоньку ремонтируют машины знакомых и знакомых знакомых.
— Расскажу свою историю. Два первых автомобиля я обслуживал как раз у гаражника. Я нашел его на каком-то форуме, просто спросив в ветке, кто может поменять моторное масло. Мастер сам и откликнулся. Я чинил у него Ford Escort, а когда поменял машину на Alfa Romeo GTV, продолжил чинить в этом гараже и ее. И вот в «Альфе» у меня постоянно рвался ремень генератора. Раз десять, наверно. И когда это произошло снова, я позвонил своему мастеру, и он рано утром приехал, чтобы посмотреть, что к чему. Была зима, и я жутко замерз. Мастер мало того что помог оттолкать неисправный автомобиль, так еще и подвез меня на работу. Думаю, твои сотрудники такую услугу не предложили бы.
— Конечно, мы не будем ездить и подвозить всех, у кого зимой сломалась машина, но здесь есть другой вопрос. Ты говоришь, что ручейковый ремень постоянно рвался и ты постоянно чинил его у одного мастера. Отдавая при этом все больше и больше денег за ремонт. На нашей СТО мы бы не просто поставили новый ремень, но и разобрались бы, почему порвался старый. И дали бы гарантию на свою работу. То есть если бы ты приехал с порванным ремнем, который мы поменяли две недели назад, мы бы не взяли с тебя деньги за ремонт. И к слову, у нас есть партнеры с эвакуаторами, поэтому мы можем помочь доставить неисправный автомобиль до станции.
— Ладно, перейду к другому плюсу обслуживания в гараже у «своего» мастера. Когда у меня потек радиатор, а найти эту деталь для Alfa Romeo GTV было проблематично, «дядя Вася» (назовем его так) взял радиатор под мышку и пошел на рынок смотреть, от какой другой модели можно взять данный элемент. Иными словами, гаражник может помочь сэкономить, подобрав запчасть от другой машины или восстановив какой-нибудь элемент без замены целого узла. На твоей СТО вряд ли станут думать о том, как бы сэкономить деньги клиента.
— Как раз таки этим мы и занимаемся. Не путай сертифицированную СТО с официальным дилером. Мы всегда ищем наиболее доступные варианты ремонта, и я всегда спрашиваю у клиента, готов ли он платить за ту или иную работу. Что касается радиатора, мы тоже не вынуждаем клиентов покупать новую дорогую деталь. Если он хочет сэкономить, предлагаем ему сварку аргоном. Так что не только гаражные мастера готовы стать на сторону клиента и помочь сохранить деньги.
— Хорошо. Давай перейдем к минусам. Исходя из своего опыта, отмечу, что гаражные мастера могут легко накручивать ценники, и ведь им ничего не предъявишь. Я помню, как ремонт задней подвески в Alfa Romeo GTV обошелся мне в 2 тысячи долларов. Тысяча — запчасти, тысяча — работа. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что это было очень дорого, ведь в итоге я продал эту машину за 2 тысячи. Но тогда я просто отдавал деньги — «это ведь эксперт, ему виднее». А вообще, эта «Альфа», не без помощи гаражника, высосала у меня за два года более 10 тысяч долларов, при этом в общей сложности где-то полгода она простояла в ожидании ремонта на стоянке этого мастера. И проехал я на автомобиле за два года всего 15 тысяч километров. Конечно, виной всему пресловутая «надежность» Alfa Romeo. Но аппетит «дяди Васи» тоже сыграл свою роль — он понял, что с меня можно брать большие деньги, и делал это продолжительное время. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что выполнял роль того, «без кого и жизнь плоха».
— Да, с ценами у официально работающих СТО все прозрачно — после ремонта ты получаешь чек и распечатку с указанием проделанных работ, где отмечена в том числе стоимость нормо-часа. Да и ремонт у нас, как правило, не длится больше нескольких дней. Мы просто не можем себе позволить создавать большую очередь из клиентов, поэтому делаем все быстро.
— А еще я заметил, что гаражники любят пожаловаться на жизнь. Мол, как все плохо в стране, как не хватает денег, какие жадные клиенты.
— Ну мы тоже иногда можем поныть. Это, наверно, черта всех белорусов.
Сертифицированные СТО
Большинство автолюбителей обслуживаются как раз на обычных сертифицированных СТО. В одном Минске их насчитываются сотни. Одни предлагают полный комплекс услуг, другие занимаются конкретным узлом, третьи чинят определенный тип машин, например гибриды. У Олега сеть СТО, которые занимаются любыми работами.
— Давай поговорим про сертифицированные СТО наподобие твоих. Насколько я знаю, у вас, как и на большинстве других станций, можно как получить услуги по ремонту, так и купить запчасти. Это так?
— Да, клиенту достаточно приехать и сказать, что его беспокоит в машине. С остальным мы разберемся. Благо со складами запчастей сейчас проблем нет. Быстро найдем нужную деталь. К тому же я всегда перезваниваю клиенту и спрашиваю, какую запчасть он хочет поставить — подешевле или подороже. Никаких сюрпризов в виде огромных сумм за ремонт не будет.
— Но есть же клиенты, которые приезжают со своими запчастями?
— Безусловно. Но здесь важно, чтобы человек не ошибся, покупая деталь. Бывали случаи, когда нам привозили запчасти, которые не подходят. Это человеческий фактор — мог банально ошибиться продавец, у которого покупался элемент. Поэтому мы предлагаем полный комплекс услуг, чтобы клиент не думал ни о чем.
— Ты говорил, что вы даете гарантию на работу. А что с гарантией на запчасти, которые клиент покупает у вас?
— На запчасти мы тоже даем гарантию. Если же человек привозит свою деталь, мы несем ответственность только за работу. Приведу пример. Приехал к нам как-то Renault Megane 1,5 dCi. Хозяин машины хотел поменять ремень ГРМ и решил самостоятельно купить запчасти. Я ему сказал, что гарантию мы даем только на работу, и предоставил перечень деталей, которые нужно привезти. Я акцентировал внимание, что нужно брать именно комплект, с новыми крепежами, болтами и пр. Заодно посоветовал поменять ремень генератора. В итоге клиент купил все детали по отдельности, а не комплектом. Сэкономил. Мы сделали работу, но через несколько дней ручейковый ремень генератора порвался. Он распушился, и его закинуло под шкив коленвала. В итоге встреча клапанов — и ремонт двигателя. В следующий раз клиент уже доверил выбор запчастей нам. Если вы сами покупаете детали, берите комплектом, а не по отдельности.
— А бывают случаи, когда люди приезжают с проблемой и вам не удается ее решить?
— Признаюсь, бывает. Редко, но бывает.
— Несколько лет назад я приезжал на твою СТО на почти новом Chevrolet Aveo. Машина была снята с гарантии, но сейчас не об этом. Автомобиль перегревался на трассе, и я попросил твоих ребят разобраться, в чем дело. Мастера сделали диагностику и рекомендовали поменять крышку расширительного бачка. Я поменял, но проблема не ушла. После этого я заехал к дилеру Chevrolet: там мне за пару минут сделали диагностику и сказали заменить термостат. Видишь, твои ребята не смогли быстро разобраться в проблеме. Как ты прокомментируешь это?
— Ну что сказать, да, бывают такие ситуации. Наверняка если бы ты приехал второй раз, мы бы сказали, что нужно менять термостат.
— А бывало, что кто-нибудь с вами ругался или судился?
— Ругались. До судов не доходило, но конфликты с клиентами были. Мы всегда стараемся решать такие вопросы прямо на станции. И не буду сейчас врать, что всегда в этих конфликтах не прав человек, приехавший к нам. Бывают и с нашей стороны ошибки. Мы их признаем и исправляем. Иногда сталкиваемся с потребительским экстремизмом, когда клиент начинает учить нас работать, хотя понятия не имеет о процессе ремонта.
— Вспомни какую-нибудь ошибку, которую допустили твои сотрудники.
— У нас сменный режим работы, и однажды был случай, когда один мастер вечером разобрал машину, а другой утром собрал. И как-то так получилось, что забыли поставить стопорное кольцо. В итоге у клиента на первом же повороте вырывает полуось. Естественно, мы за свой счет вызвали эвакуатор, все сделали и тысячу раз извинились. Мастер был наказан. Спустя какое-то время мы даже попрощались с ним. Когда клиент отдает автомобиль на СТО, он должен быть уверен в качестве выполняемых работ. Ведь машина — это предмет повышенной опасности, и когда у нее вырывает колесо после ремонта — такое неприемлемо.
Официальные СТО
В прошлом году белорусы купили более 60 тысяч новых автомобилей. Это значит, что большинство из них в ближайшие годы будут обслуживаться у официальных дилеров — это требование для сохранения гарантии на машину. Ремонты и регламентированные ТО у дилеров стоят дороже, чем на «простых» СТО или у гаражников, но зато в вашем распоряжении будет Wi-Fi, печеньки и кофе. Хотя печеньки сейчас есть почти на всех станциях, работающих официально. Да и «дядя Вася» наверняка не прочь поделиться своей ссобойкой.
— А где ты обслуживаешь свой автомобиль?
— У меня Toyota из салона, поэтому в течение гарантийного периода ездил к официалам. Но недавно это закончилось, и теперь буду чинить машину у себя.
— Я езжу на Polo 1,4 TSI. Пока автомобиль на гарантии, тоже катаюсь к дилеру. От себя могу заметить, что это дорогое удовольствие: ТО с заменой масла и свечей обошлось мне в сумму более 600 рублей. Как там цены у Toyota?
— На мою Toyota Camry все три первых ТО стоили 160 рублей.
— А часто ли на вашу СТО приезжают владельцы новых машин?
— Нечасто, но случается. Есть наши старые клиенты, которые в какой-то момент пересели на новый автомобиль. Они приезжают к дилеру на обслуживание, слышат ценник и возвращаются к нам. Даже до окончания гарантии.
— И тогда у них слетает гарантия, не так ли?
— Слетает гарантия на те агрегаты, на которых производились работы вне официальной СТО. Если мы поменяли моторное масло, то двигатель больше не на гарантии. Если мы поменяли масло в коробке — с гарантии слетает она. Кстати, последнее время я рекомендую своим клиентам ставить оригинальные запчасти. Сейчас цены на них не намного выше, а качество значительно лучше, чем у неоригинала. От себя мы на оригинальные детали даем гарантию год без ограничения пробега. Это наша гарантия, а не по СТБ.
— В редакцию часто приходят письма с жалобами на работу официальных дилерских СТО. И у меня сложилось мнение, что на многих станциях мастера работают спустя рукава. Это не их бизнес, и они просто отрабатывают зарплату, часто недобросовестно оказывая услуги. Твое мнение на этот счет?
— Не все люди являются идеальными сотрудниками. Это касается любой сферы. Когда я набирал персонал, то старался нанимать фанатов своего дела. Если человек не любит автомобили, вряд ли он сможет достойно выполнять свою работу. Сам я обожаю это дело и хочу видеть такой же азарт у своих сотрудников.
— И последний вопрос. А сам бы ты смог перебрать мотор без помощи мастеров?
— Думаю, смог бы, но вряд ли занимался бы этим. Я состою в разных чатах владельцев СТО, и там есть даже женщины. Одна из них проводит обучающие семинары в России. Представляешь, женщина учит мужиков, как правильно вести бизнес по ремонту машин. Так что у меня немного иные задачи — я управляю станцией, а не кручу гайки.
Ремонт без слез и сожалений. Как правильно передать автомобиль на СТО
Практически каждый автомобилист обращается на СТО. Конкуренция в этой сфере высока, поэтому многие организации завлекают клиентов лозунгами вроде «быстро, дешево и качественно». Но чтобы не пожалеть о «ремонте», нужно знать несколько нюансов.
С чего начать?
О том, как правильно передать автомобиль в ремонт, Автобизнес поговорил с управляющим одной из столичных СТО Павлом Иваницким:
– Как бы банально это ни звучало, но все начинается с оформления соответствующих документов. Клиент, как правило, хочет сделать ремонт максимально быстро, но не стоит забывать про надлежащее оформление бумаг.
В заявке-заказе указываются персональные данные клиента, сведения об автомобиле. Если клиент предоставил свои запчасти, это обязательно указывается отдельной графой. В этом же документе прописывается планируемый срок окончания работ.
Далее мастер-приемщик и клиент отправляются осматривать автомобиль. Это важный момент, поскольку впоследствии в случае спорных или конфликтных ситуаций по документам мы сможем определить комплектность автомобиля: количество топлива, наличие колпаков на колесах, “запаски”, аптечки, ковриков и прочих предметов, используемых автовладельцами. Все это указывается в приемо-сдаточном акте к заказу.
Особое внимание мастер-приемщик уделяет описанию внешнего вида автомобиля и отмечает в карте имеющиеся повреждения кузова.
Дальше проводится диагностика автомобиля, после чего мастер пошагово отмечает, какие виды работ с автомобилем необходимо провести. Сведения заносятся в карту осмотра автомобиля – это внутренний документ, который клиенту не передается. Но необходимые виды работ вносятся в заявку-заказ, и клиент видит, что планируется исправлять в его авто.
Предварительную стоимость мы указываем в заявке, но не всегда можно сразу все просчитать, пока автомобиль не поднимешь на подъемник или не разберешь некоторые его узлы или агрегаты.
Если стоимость работ меняется, это обязательно согласовывается с клиентом, как правило, по телефону. В настоящий момент стоимость одного нормо-часа составляет 44 рубля. Мастер-приемщик через специальные программы указывает, какие виды работ должны быть произведены, какое количество времени на это должно уйти. Если тот же автослесарь не уложился в срок, то это, как говорится, его проблемы. Изменять нормо-час на СТО права не имеют.
Как правильно принять работу?
После проведения ремонтных работ составляется заказ-наряд, где указываются выполненные работы и их стоимость в соответствии с нормо-часом, а также использованные запасные части и материалы. Само собой, к этому документу прилагаются чеки.
Следует отметить, что не всегда СТО может провести определенные работы, поэтому иногда привлекаются узкие специалисты из сторонних организаций. Это все указывается в документах. Но даже несмотря на то, что конкретно мы некоторые работы не делали, ответственность несем за все согласно действующему законодательству.
Когда автомобиль отремонтирован, заказ-наряд подписывается клиентом и мастером-приемщиком. Все претензии по комплектности и внешнему виду заказчик предъявляет непосредственно при получении машины – это прописано в соответствующих СТБ. Что касается гарантии на выполненные работы, то на техническое обслуживание она составляет 20 дней при пробеге не более 2000 километров, а на текущий ремонт – 30 дней при пробеге не более 2000 километров.
Даже если на СТО в результате диагностики не обнаружили неисправность, клиенту на руки все равно выдается диагностическая карта с чеком об оплате услуг. Если ремонт был, то выдается заказ-наряд (акт сдачи-приемки выполненных работ), в котором прописывают стоимость работ по каждой позиции, а также стоимость и количество запчастей. Ну и чеки, куда же без них.
И еще один момент. Последнее время в СМИ мы часто читаем истории о том, как сотрудники СТО, иногда в пьяном виде, берут автомобиль клиента и едут искать себе приключения. Как правило, они их находят, что становится огромной проблемой для владельцев автосервиса, поскольку в итоге это их «косяк», им отвечать, в том числе и материально.
Все это – следствие низкой служебной дисциплины. У нас, допустим, автослесарь не имеет доступа к ключам от автомобилей и документам, они находятся только у мастера-приемщика, который в случае необходимости осуществит запуск двигателя или выедет из ремонтного бокса. Клиентам, кстати, доступ в ремонтную зону запрещен, для них оборудован отдельный уголок, где они могут на экранах мониторов наблюдать за ремонтом или обслуживанием своего автомобиля.
От редакции
Гарантировать отсутствие проблем на 100% сложно, поэтому дадим несколько советов, как обезопасить себя от различного рода «покатушек» сотрудников СТО на вашем авто :
- перед передачей автомобиля на ремонт сфотографируйте пробег на одометре;
- GPS-датчик поможет определить, что на автомобиле совершается поездка, и есть возможность заблокировать двигатель удаленно;
- видеорегистратор, который включается при повороте ключа, также позволит выяснить, куда ездили мастера СТО.
Со всей этой информацией вы сможете предъявить претензии руководству СТО и потребовать возмещения вреда, уменьшения стоимости выполненных работ, расторжения договора и прочих уступок, поскольку услуга при таких обстоятельствах не может считаться качественной.
Не стоит забывать про закон о защите прав потребителей, в котором предусмотрены возможные требования клиента. И главное – документы. Их обязаны предоставить, если ваш автомобиль побывал в автосервисе.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
Источник https://f.partnerkin.com/blog/open/dohod_sto
Источник https://auto.onliner.by/2020/03/25/obsluzhivanie
Источник https://www.abw.by/novosti/law/217551
Источник