Ремонт газового оборудования на автомобиле
Даже первоклассная техника может выйти из строя. Газобаллонная система, установленная в автомобиле, например, в Газели, подвержена потенциальным неисправностям, как и любая другая. Неизбежно повышает эту вероятность использование некачественного ГБО неподходящего поколения, непродуманная установка некомпетентными техниками, а прежде всего – небрежная эксплуатация и несоблюдение мер безопасности.
Ремонт газового автомобильного оборудования
Перед тем как приступить к детальному разбору конкретных симптомов, вызванных нарушением функционирования определенных деталей ГБО: редуктора, форсунок, электронного блока, баллона и мультиклапана, — стоит отметить три сопутствующих фактора:
- Стремление сэкономить любой ценой тоже обходится недешево. Установка неквалифицированными работниками сомнительного оборудования, пусть даже за полцены от обычной лицензированной аппаратуры среднего поколения в хорошем сервисном центре, очень редко приводит к чему-то хорошему. Некорректная поверхностная настройка также вызывает серьезные последствия, которые, если не обращать на них внимания, доведут до выхода из строя всей ходовой в автомобиле.
- Самая распространённая причина любой проблемы – сами автомобилисты. Непонимание и нежелание вникать даже в базовые принципы работы газа в машине и отдельных комплектующих, невыполнение элементарных обязательных процедур обслуживания, неаккуратное и халатное обращение с ГБО и транспортным средством в целом — доводят до проблем.
- Использование некачественного грязного газа приведет к очень быстрому засорению фильтров форсунок и мультиклапана отходами и примесями.
Некоторые из них вызывают интенсивную коррозию, другие смолистые вещества забивают собой труднодоступные для чистки пропускные трубки и резиновые пробки клапанов. Пропустив очередную смену газовых фильтров в автомобиле, владелец доведет до ужасающего состояния ГБО любого изготовителя и поколения, даже с первоклассной установкой и ювелирной настройкой.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Обзор основных типов неисправностей с возможностью устранения своими руками
Некоторые виды поломок устраняются простой перенастройкой компьютерного блока или ручным регулированием соответствующих резервных болтов форсунок, редуктора и мультиклапана. Но в большинстве случаев для корректного исправления и смены агрегатов газового оборудования нужен немалый опыт и навыки специалиста по авторемонту, не говоря уже о необходимых инструментах. Таким образом, ремонт ГО предпочтительно совершить, воспользовавшись услугами профессионалов на качественной сервисной станции, лицензированной для работы с подобным оборудованием, или в сервисном центре поставщика ГБО или автомобиля: например, Газель с встроенным Ловато 4 поколения без труда починят на соответствующих станциях.
Мотор, работающий на аппаратуре любого поколения оборудования, может прийти в негодность несколькими способами, которые вызывают:
- разгерметизацию;
- проблемы с включением мотора;
- неровные обороты во время холостого хода;
- срыв плавного перехода на режимах нагрузки;
- падение мощности движка и дерганое движение;
- проблемы переключения с газа на бензин и назад (мотор глохнет, теряется мощность, растет потребление горючего);
- высокий расход газа.
Разгерметизация
Базовая причина повышения потребления топлива, хлопков и рывков двигателя – потеря герметичности отдельных компонентов. Ее просто устранить своими руками, но непросто обнаружить без специальной диагностики, когда каждый датчик проверяется. Потеря герметичности может вызывать внутреннюю или внешнюю утечку, то есть потерю плотности и пропуск газа внутри системы питания. Характерна эта неприятность для запорных стыков типа клапан-седло у вентилей мультиклапана, встречается среди форсунок. Давление будет неуклонно повышаться.
Проблемой станет риск внешнего прорыва — такого допускать нельзя, слишком опасными могут стать переключение двигателя с газа на бензин и ремонт без предварительной подготовки и очистки остатков. Возможна забивка смолообразным мусором уплотнителей и прочих резиновых элементов, которые равнодушные к регулярному обслуживанию газового оборудования автовладельцы не прочищают и не заменяют каждые 50 тысяч километров пробега. Сама поверхность клапана может быть повреждена напрямую твердым осадком (сульфатные кристаллы, металлическая окалина и стружка).
Возможны также внешняя утечка или развитие внутренней, когда, переполнив саму топливную систему, газ прорывается наружу, падение непроницаемости топливопроводов (обрыв или повреждения шлангов и газовых магистралей, шовные трещины и сильные деформации баллона). Кроме риска возникновения пожароопасного момента, утечка опасна тем, что порции токсичного газа оказываются в салоне.
Все соединительные шланги и трубки делятся на две категории: с давлением повышенным (начиная с 1,6 МПа) и стандартным (0,2 МПа). В первом случае в автомобиле может существовать в сжиженном (от мультиклапана до попадания в испаритель) и рабочем состояниях (от редуктора до форсунок).
Наиболее опасны потери газа именно в плотной фазе — ведь в этой фазе его масса в 200 с лишним раз превышает газообразную, и объемы произвольного выхода будут значительно большие.
Утечка
Следствие разгерметизации любого уровня — сложная и опасная проблема для ремонта, независимо от поколения оборудования и его производителя.
Компьютерные блоки ГБО более современных конструкций и ведущих производителей, например, Ловато имеют встроенную диагностику примерного отрезка утечки, работающую, сопоставляя данные датчиков, манометров, датчик уровня газа и выпускные предохранители на этот случай.
В сложных случаях остатки горючего автоматически удаляются через вентиляционную коробку, расположенную на крышке мультиклапана, в противоположную от салона сторону.
Тем, кто планирует устранять последствия разгерметизации своими руками, нужно учитывать конструкционные особенности и характер повреждений. Стык ниппелем или гайкой, который начал пропускать струйки газа, можно дополнительно затянуть, а если не помогает, то срезают его прямо с куском шланга и припаивают замену.
Для конической резьбы (часто использует та же Газель) можно покрыть защитным слоем свинцового глета или специального клея-герметика. Соединение с резьбой или фланцем обычно достигает герметичности за счет использования резиновых прокладок. Обычно замены прокладки (которая регулярно изнашивается и теряет эластичность, дубеет) достаточно для продолжения полноценного функционирования. Шланг высокого давления рекомендуется заменить целиком, это неразборное соединение, а повышенная нагрузка на стенки выдавит любую заплатку. Паровая фаза попадается только в каналах редуктора, выходного штуцера форсунок, впускного коллектора и шлангов между ними. Во всех случаях починка своими руками газового оборудования полностью идентична, при этом проще диагностика: датчик здесь не один, и проблему локализовать можно детальнее.
Затрудненный запуск двигателя
Проблемы с заводом двигателя и хлопки в момент зажигания случаются, когда газово-воздушная смесь слишком бедна или богата одним из компонентов: слишком много газа во впускном коллекторе из-за проблем с запорами мультиклапана или редуктора и неплотности возвратного клапана смесителя.
Обеднение горючего провоцируется подсосом воздуха, поврежденным каналом впрыска газа и забивкой посторонним мусором шлюза холостого хода. В самом тяжелом варианте — датчик лямбда-зонда сломан. При тяжелых повреждениях ГБО и утечек из вывода редуктора или шланга, подающего на впрыск, давление падает настолько, что любая процедура прекращается, и мотор глохнет.
Проседание набора скорости и переключения передач, скачки на холостом ходу и повышенный расход газа с рывками в момент движения из-за неправильной настройки работы редуктора с помощью винтов или компьютерной программы подробно описаны в отдельной статье, освещающей работу по настройке системы. Требуется доскональная перенастройка всего контроллера, пока ничего страшного не случилось. Помимо разболтанной настройки, подобный симптом свидетельствует о том, что, возможно, датчик сломался, засорился, или протекает шланг, потеряна плотность возвратного клапана коллектора.
Падение оборотов
Провалы при нагрузке на двигатель после холостого хода и проблема с открытием дроссельных заслонок — также вина обедневшей топливной смеси.
Запаздывает подача газа, и начинается неравномерный впрыск из форсунок в инжекторы (проблема попадается, бывает на автомобиле марки Газель)? С этим можно справиться, если перерегулировать время отпирания обратного клапана в смесителе и ускорить запуск, подобрав оптимальные обороты. Но это только оттянет развитие неисправности в серьезную головную боль, ведь это нарушение работы запора мультиклапана, испарителя или коллектора: прилипание клапана к седлу, скопление маслянистого конденсата и аналогичные события затрудняют возможность открытия, оно замедляется.
Если пустить все на самотек, то могут наступить разгерметизация разгрузки коллектора из-за сильной разреженности и полная невозможность завести машину. Чтобы убрать провал, до конца разбирают и прочищают каждый клапан, седло и все узлы коллектора и мультиклапана, удаляют излишки конденсата на испарителе, проверяют разгрузку на непроницаемость пневматически и при негативном результате полностью заменяют.
Уменьшение характеристик движка в автомобиле связано с засорением внутренних фильтров, которые постоянно забиваются тяжелыми липкими примесями.
Также возможно замусоривание проходных газовых шлюзов мультиклапана и редуктора-испарителя, промежуточных магистралей и трубок. Все это ведет к обеднению смеси газа и воздуха и к недостаточности впрыска форсунок.
Компьютерные системы диагностики, которыми снабжены представители современного газового оборудования от 4 поколения и выше, позволяют диагностировать собственноручно как целиком систему любого автомобиля, будь то Газель или иной другой, состояние узлов по отдельности и довольно хорошо представлять себе характер затруднения еще до демонтажа и разборки. Если, конечно, не вышли из строя вшитый датчик или зонд, снимающий данные, — это уже относится к очень сложным поломкам, успешно работать с которыми могут только профессионалы. Ручную проверку, например, при не поддающемся запуску двигателе или представителе старого поколения ГБО проводят сжатым воздухом, регулируя давление по манометру и своими руками управляя ходом штока в редукторе, используя его как импровизированный датчик.
Это далеко не полный список того, что профессиональный, хорошо подготовленный механик, имеющий достаточный опыт и оборудование, может сделать с неисправным ГБО, однако мы постарались осветить наиболее характерные и актуальные проблемы, с которыми каждый день сталкиваются водители.
Ремонт газового оборудования на автомобиле своими руками
В последнее время из-за экономически выгодных условий большую популярность обрела установка газового оборудования на автомобиль. Газобаллонное оборудование (ГБО) – это специальное приспособление, которое позволяет хранить и подавать в двигатель газообразное топливо, за счёт которого и происходит движение автомобиля.
Краткое описание газового оборудования
Газообразным топливом для газобаллонного оборудования выступают метан и пропанобутановая смесь. В зависимости от того, какое топливо выбрано, а также какой тип двигателя установлен, газобаллонное оборудование делится однотопливное, газодизельное и двухтопливное с независимой подачей в двигатель лишь одного вида топлива.
Каждая из этих топливных систем имеет свои специфические особенности, но при всём этом ей присущи также и общие черты. В классификации систем газобаллонного оборудования употребляется термин «поколение». На сегодняшний день как таковой официальной международной классификации не существует относительно газобаллонного оборудования автомобилей. Мы рассмотрим принцип работы одной из последних систем – четвёртого поколения газобаллонного оборудования.
В данном случае газ впрыскивается либо параллельно, либо последовательно и это обеспечивается за счёт электромагнитных форсунок. Их работа регулируется специальным газовым блоком управления, который считывает сигналы, что поступают на бензиновые форсунки. И, руководствуясь ими, производит расчёт, а затем подаёт соответствующие сигналы на газовые форсунки. Газ, который поступает из редуктора на форсунки, впрыскивается во впускные клапаны двигателя.
Недостатки газобаллонного оборудования:
- слишком дорогое оборудование;
- гарантия производителя прекращается при установке;
- безопасность эксплуатации заключена в жёсткие рамки;
- сложность в поиске заправок;
- жертвуется багажное пространство.
Преимущества газобаллонного оборудования:
- экономия топлива;
- двигатель эксплуатируется в более мягком режиме;
- экологичность.
Частые неисправности и ремонт газового оборудования на автомобиле своими руками
В первом и втором поколениях газобаллонного оборудования отсутствие подачи газовой смеси в силовую установку является последствием отказа работы электромагнитного газового клапана, установленного на карбюраторе. Залипает скоростной клапан в закрытом положении. Засорился трубопровод. Засорились фильтрующие элементы. Не срабатывает скоростной клапан. Не открывается полностью расходный вентиль.
Силовая установка автомобиля заглушена, газ продолжает поступать в систему по той причине, что переключатель неисправен, вышел из строя редуктор, разгерметизировался газовый электромагнитный клапан карбюратора.
Эти сложности, связанные с запуском силового агрегата автомобиля возникают в следствие неисправности редуктора. Редуктор неправильно отрегулирован. Топливная смесь газа и бензина одновременно подаётся.
Повышенный расход газовой смеси при обмерзании редуктора происходит из-за разгерметизации редукторной диафрагмы. Охлаждающая система переполняется воздушной массой. У охлаждающей жидкости слишком низкий уровень.
Наличие запаха газа возникает из-за того, что отработанные газы в выпускной системе находятся в негерметичном состоянии. Разгерметизирован электромагнитный клапан карбюратора. Происходит утечка газа из корпуса редуктора и других соединений газовой магистрали.
Во время работы силового агрегата в холостом режиме обороты двигателя могут прекратить своё развитие из-за неисправности самого редуктора, системы зажигания или того, что воздушный фильтр засорился.
Также топливный расход газовой смеси может повышаться из-за плохого обогрева жидкостью охлаждения редуктора. Неисправный редуктор. Пониженный уровень компрессии на цилиндрах двигателя. Разрегулирование редуктора. Неисправности в системе зажигания. Воздушный фильтр засорён.
Давайте рассмотрим характерные причины неисправностей, которые касаются третьего поколения газобаллонного оборудования. Двигатель автомобиля не набирает полной мощности из-за неисправностей в регулировании программного обеспечения. Зонд лямбда, шаговый регулятор подачи газа, редуктор неисправны. Засорились газовые магистрали и газовый фильтр.
Открытая дроссельная заслонка привела к провалу по причине того, что смеситель был подобран не верно. Регулировки всей системы нарушена. Неисправен датчик, который фиксирует положение дроссельной заслонки.
Двигатель по достижении рекомендованного режима температур не переходит на работу с газовой смесью из-за того, что отсутствуют показания работы тахометра по оборотам силового агрегата. Датчик температуры редуктора вышел из строя.
Появились хлопки на впускном коллекторе, в момент открытия дроссельной заслонки. Это происходит в связи с нарушением регулировок тепловых клапанных зазоров газораспределительного механизма. ГРМ и система зажигания неисправны. Разгерметизирован впускной тракт, в следствие чего подсасывается воздух. Газ шаговым регулятором подаётся некорректно или неправильно отрегулированная система обедняет топливную смесь.
Расход газового топлива увеличивается по причине нарушенных регулировок контрольной лямбда системы. В данном случае проблема заключается в неисправности лямбда зонда и шагового регулятора, который подаёт газовую смесь. Снижается компрессионный уровень в цилиндрах силовой установки. Происходит нарушение регулировок редуктора и системы зажигания. А также из-за произошедшего засорения воздушного фильтра.
В четвёртом поколении газобаллонного оборудования характерны следующие неисправности. На холостом ходу силовой агрегат перестаёт устойчиво работать. Причиной тому являются нарушенные регулировки тепловых зазоров на клапанах газораспределительного механизма. Газораспределительный механизм имеет какую-то неисправность. Снижен уровень компрессии двигателя. Лямбда зонд неисправен. Система газового впрыска неверно отрегулирована. Неисправности в системе зажигания. Газовые форсунки не обеспечиваются нормальными рабочими условиями.
Двигатель не в состоянии развить полную мощность из-за засорённого фильтра тонкой очистки, газового фильтра и магистрали. Неисправности в лямбда зонде и газовых форсунках. Система впрыска газа отрегулирована некорректно. Понижен уровень газового давления редуктора.
При достижении необходимого температурного режима силовой агрегат не переходит на питание газовой смесью. У разряженной аккумуляторной батареи уровень зарядки менее девяти вольт. Редуктор недостаточно обогревается. Причинами этой неисправности становятся газовый датчик давления, температуры редуктора и газа. Отсутствует сигнал, оповещающий о количестве оборотов двигателя внутреннего сгорания.
Причиной повышенного расхода газового топлива являются некорректно подобранные форсуночные и калибровочные штуцера. Повышен уровень давления редуктора. Нарушены регулировки газовой системы впрыска. Неисправны зондовая лямбда, газовые форсунки, редукторы и системы зажигания. Отсутствие обогрева охлаждающей жидкостью редуктора. Заниженный компрессионный уровень в цилиндрах силового агрегата. Редуктор отрегулирован неверно. Воздушный фильтр засорился.
При резком открытии дроссельной заслонки происходит провал по причине нарушенных регулировок тепловых зазоров на клапанах газораспределительного механизма. Обнаружены неисправности механизма газораспределения силового агрегата автомобиля. Занижен уровень компрессии двигателя. Обнаружены неисправности системы зажигания и газовых форсунок. Засорился газовый фильтр тонкой очистки, газовые магистрали и газовый фильтр. Давление в газовом редукторе находится на заниженном уровне. Некорректно подобраны штуцера калибровки и форсунок.
Газовый впрыск самопроизвольно возвратился на питание бензиновой топливной смесью. Обуславливается это тем, что температура газовой смеси находится на низком уровне, что проявляется в связи с тем, что редуктор не обладает достаточной мощностью. Разрядилась аккумуляторная батарея, а показатель уровня заряда снизился менее девяти вольт. Происходит это из-за неисправного датчика газового давления, редуктора и температуры. Подача сигналов, оповещающих о количестве оборотов двигателя, прекращена.
Самостоятельный ремонт газового оборудования
Если Вы решились на проведение ремонта газобаллонного оборудования самостоятельно, тогда Вам придётся следовать изначально основным правилам. Причины, по которым могло отказать Ваше оборудование любого из поколений, перечислены были выше. Поэтому давайте разберём методы, решающие их.
1) Если силовой агрегат не хочет запускаться, либо он выключается прямо во время движения, значит проблема заключается в том, что перекачка газа в смеситель приостановлена. Основные причины такового отказа следующие:
- на испарительной основе сформировывается иней и для решения данной проблемы необходимо запустить двигатель на бензине, если температура за бортом не ниже 5 градусов по Цельсию. И только в момент его прогревания, как минимум до 40 градусов, переключитесь на газовое топливо;
- происходит захват воздуха в передаче отопительной системы и его испарение за счёт того, что уровень жидкости снижается. Здесь необходимо отрегулировать уровень жидкости до необходимого количества.
2) Если в момент использования газового топлива стал увеличиваться его расход при работе двигателя, тогда следует заменить смеситель.
3) Если двигатель работает на газу, а бензин также расходуется, значит проблемы в нарушенном бензиновом электромагнитном клапане. Решением данной проблемы будет замена клапана.
4) Когда двигатель перешёл порог в 45 тысяч километров причиной может явиться износ резиновых прокладок. Найдите и замените все дефектные резиновые прокладки.
5) Мощность двигателя снизилась, вместе с ней снизилась и максимальная скорость автомобиля. Причина этого может заключать в следующих факторах:
Как открыть свой бизнес на установке газобалонного оборудования (ГБО)
Установка ГБО — это бизнес с небольшими вложениями, простой бизнес-моделью и быстрым сроком окупаемости. Рассмотрим, что нужно для небольшого сервиса на два поста, и столько на этом можно заработать.
Установка ГБО (газобаллонного оборудования) на легковые автомобили является бизнесом с достаточно низким порогом входа, то есть на открытие его не требуется значительных инвестиций. При этом постоянный рост стоимости топлива, в совокупности со сложившейся в последние годы тенденцией падения реальных доходов населения РФ, заставляет автомобилистов искать пути снижения своих расходов. Бизнес-модель сервиса по установке и обслуживанию ГБО проста, мастеров, которые смогут непосредственно выполнять монтаж ГБО на автомобили достаточно много, как и производителей подобного оборудования. Все это позволяет говорить о достаточно хороших перспективах для данного бизнеса.
Газобалонное оборудование: основные термины и определения
Существует несколько поколений ГБО, различающиеся особенностями оборудования. В настоящий момент существует 6 поколений ГБО. От первого поколения, самого простого, к шестому, самому высокотехнологичному. Специалисты уточняют, что на самом деле поколения три, и все они связаны с эволюцией системы подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания. Основными поколениями считаются типы ГБО, привязанные к карбюраторному впрыску, инжекторному и непосредственному впрыску топлива. Остальные три поколения ГБО эксперты определяют, как переходные, промежуточные версии.
В России в настоящее время распространены системы ГБО 4-го и 5-го поколения. Шестое поколение практически не устанавливается, так как очень дорого по цене и требует серьезного вмешательства в топливную и электрическую систему автомобиля, что может привести к проблемам с гарантийным ремонтом.
Помимо выбора поколения оборудования, дополнительно нужно выбрать газ, на котором будет работать автомобиль: на пропане (если правильно, на пропан-бутане) или метане. Автомобиль на пропане расходует примерно на 20-30% топлива на 100 километров больше, чем на бензине. Расход же метана равен или даже на 5-10% ниже, чем расход автомобиля на бензине.
Запас хода на метане при одинаковом объеме баллона значительно меньше. Учтите, что метановых заправок гораздо меньше, чем пропановых, поэтому при использовании метана в качестве основного вида топлива для вашего автомобиля, будьте готовы к длительным поездкам на заправочную станцию и к очередям на ней.
Установка метанового ГБО несколько дороже, чем пропанового. На практике, порядка 70% автомобилей с ГБО работает на пропане, остальные – на метане. В основном это связано с вопросами безопасности ГБО на метане, так как высокое давление в баллоне при его повреждении приводит к более тяжким последствиям, чем в случае использования пропанового баллона. Итак, основными минусами использования ГБО на метане, по сравнению с пропаном являются:
Вопросы по безопасности эксплуатации автомобиля, особенно в случае аварии.
Значительно меньшее количество метановых заправок.
Более высокая стоимость установки и эксплуатации метанового ГБО.
Малый запас хода на метане.
Учитывая все вышесказанное, владельцам бизнеса, устанавливающим газовое оборудование на легковые автомобили, следует ориентироваться на установку пропанового ГБО преимущественно 4-го поколения.
Установка ГБО: кто ваш клиент
Несмотря на то, что затраты на топливо при эксплуатации автомобиля на газе меньше, сама установка ГБО требует определённых средств. Коротко рассмотрим, кому выгодно переходить на газ.
Определим срок окупаемости ГБО в течение двух лет и рассчитаем, какой пробег необходим для обеспечения эффективности перехода с газа на бензин. Срок окупаемости в два года означает, что в течение этого срока автомобиль окупит стоимость установки ГБО и начнет экономить деньги на топливе. Конечно, и сам автомобиль и газовое оборудование прослужит дольше, но мы же должны не только окупить установку ГБО, но и начать получать экономию от данного переоборудования.
Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Усредненно примем цену 92 бензина в России в 41 рубль за литр (октябрь 2018 года). По городам она несколько отличается, но в целом эта цифра отражают реальную картину. Разброс в стоимости пропана на заправках различных производителей больше, чем на бензин. Примем среднюю цену в 24 рубля за литр. Расход пропана примем как 1:1,2 по сравнению с бензином.
Стоимость оборудования и установки ГБО различна в зависимости от его поколения и региона РФ. Стоимость установки ГБО 4-го поколения примем в 25 тысяч рублей. Помимо установки, по новым правилам требуется регистрация ГБО в ГИБДД. Подобная регистрация стоит от 5 до 10 тысяч рублей. Итого стоимость установки ГБО примем в 30 тысяч рублей.
Теперь у нас есть все данные, чтобы определить, при каком ежегодном среднем пробеге выгодно устанавливать на него ГБО. Несложные расчеты показывают, что окупаемость ГБО для легкового автомобиля наступит после 25 тысяч километров пробега. Средний пробег автомобиля составляет порядка 15 тысяч километров в год. Таким образом, даже при эксплуатации автомобиля для частных целей, ГБО окупится менее чем за два года.
Таким образом, клиентами сервиса для установки ГБО будут как частные лица, так и коммерческие автомобили, такие как автомобили используемые в качестве такси или осуществляющие доставку небольших грузов.
Однако, учитывая сложность регистрации ГБО и меньшее количество заправочных станций на газе, стоит предположить, что перевод на ГБО будут проходить в большей части коммерческие автомобили и при открытии подобного бизнеса именно коммерческий легковой транспорт следует считать Вашими основными клиентами. Не следует упускать и тот факт, что при установке ГБО, как правило, теряется гарантия на автомобиль.
Документы для открытия бизнеса по установке ГБО
На первом этапе необходимо зарегистрировать компанию по установке ГБО. Для данного бизнеса подойдет как общество с ограниченной ответственностью, так и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Рекомендуем выбрать регистрацию в качестве ИП, так как сам процесс регистрации в данном случае несколько проще, как и сдаваемая периодическая отчётность.
Заранее определитесь с тем, как вы будете сдавать отчетность в налоговые органы, фонд социального страхования и в пенсионный фонд. Отдельного бухгалтера нанимать нет необходимости, можно пригласить бухгалтера по совмещению или обратиться в специализированную аутсоринговую бухгалтерскую компанию. Данная компания не только будет вести бухгалтерию, но и сдавать всю необходимую отчетность, вести кадровый учет и рассчитывать налоги.
Систему налогообложения лучше выбрать из двух: патент или единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Как первый, так и второй вариант имеют свои плюсы и минусы. Обратите внимание, что патент доступен только для ИП. Что выгоднее, нужно посчитать исходя из конкретных данных вашего региона. Для этого желательно обратиться в специализированную бухгалтерскую компаний и заказать расчеты.
Ориентировочная сумма ЕНВД для сервиса по установке ГБО со штатом из пяти сотрудников составит около 120 тысяч рублей в год. Полученную к уплате сумму вы имеете возможность уменьшить на 50% от уплаченных страховых взносов за своих работников.
Сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской, например, в городе Ростове-на-Дону, деятельности на 12 месяцев составит 125 280 рублей. Сумма налога оплачивается двумя платежами — первый платеж равен 41 760 рублей в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, второй платеж равен 83 520 рублей в срок не позднее срока окончания действия патента.
Как вы видите, большой разницы в сумме уплаченных налогов нет. Рассчитать точную сумму налогов по первому и второму варианту для вашего региона и выбранного количества сотрудников самостоятельно можно на сайте ФНС.
Так как, вероятно, помимо установки ГБО ваш бизнес будет оказывать и другие услуги автовладельцам, то заранее выберите полный перечень кодов ОКВЭД, который может потребоваться. Необходимо выбрать следующие коды:
Код ОКВЭД 45.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств»
Код ОКВЭД 45.3 «Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями»
Персоналу, проводящему установку ГБО желательно получить удостоверение о прохождении обучения по специальности «Слесарь по монтажу автомобильного газового оборудования». Такие курсы проводятся различными организациями. По сути, сотрудникам необходимо получить свидетельство об обучении мастера по установке ГБО. В некоторых случаях подобное обучение можно пройти дистанционно. Как правило, длительность курсов составляет 1-2 недели. Стоимость курсов различна в зависимости от региона прохождения обучения. Обратите внимание на наличие у учебного центра необходимой лицензии на проведение такой аттестации.
Далее необходимо получить сертификат на право проведения работ по установке ГБО, выданный аккредитованным органом сертификации. Для получения сертификата необходимы следующие документы:
Свидетельство ОГРН, ОГРИП.
Свидетельство о праве собственности или договор аренды на помещение.
Свидетельство об обучении мастера по установке ГБО.
Получение сертификата можно поручить и специализированной фирме, оказывающей соответствующие услуги. В этом случае стоимость получения сертификата составит от 5-7 тысяч рублей.
Рекомендуем внимательно ознакомься с ГОСТ 31972-2013 «Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования (с Поправкой)», который будет регулировать Вашу деятельность.
Дополнительно вам может быть необходимо оформление следующих сертификатов и разрешений: разрешение на переосвидетельствование баллонов КПГ; разрешение на переосвидетельствование баллонов СУГ (пропан); свидетельство Уполномоченного представителя по технической экспертизе транспортных средств.
Лицензии для осуществления деятельности по установке ГБО не требуется.
Дополнительных разрешений от СЭС и пожарной инспекции при открытии, для вашего вида бизнеса, как правило, не требуется, но все может быть индивидуально в зависимости от региона. Однако требования и первого и второго органа необходимо соблюдать.
Дополнительно следует соблюдать требования Роспотребнадзора. В данной статье мы не можем причислить все требования, которые выдвигают эти организации к автосервисам, так как они касаются всего: вентиляции, освещения, объема и площади на одного работающего, наличия душевых и туалетов и даже минимального расстояния до ближайшего водоема. А также еще много другого. Однако, на практике эти требования зачастую соблюдаются не так жёстко.
На первом этапе Вам нужно ознакомится с двумя основными документами, регулирующими деятельность автосервисов, и, в том числе, станций по установке и обслуживанию ГБО:
«Правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и РАМТС», утвержденные Постановлением Правительства РФ.
ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Производители ГБО
Прежде всего отметим, что существует множество производителей ГБО, представленных на международном и российском рынках. Практически ежегодно появляются новинки в этой области, которые позволяют сделать оборудование ГБО надежнее, дешевле или более удобным в обслуживании и установке.
Следить за тенденциями в сфере ГБО можно, например, поучаствовав в выставке, которая в этом году называется «16-я Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе». На ней присутствуют основные производители оборудования для ГБО, которые демонстрируют свои новинки. В 2018 году она проходит 23 – 25 октября в Москве.
Цена на комплект оборудования различна и начинается от 10 тысяч рублей. Самой бюджетной из брендовых комплектов оборудования ГБО считается продукция компании LPGTECH. Производятся комплектующие для ГБО данной компании в Польше. Впрочем, часть комплектующих, входящих в комплект, может производиться и в какой-нибудь азиатской стране.
Другим бюджетным производителем ГБО, широко представленным в России является SECGAS. Достаточно высокое качество производимого оборудования ГБО дополняется очень бюджетной ценой и возможностью «собрать» комплект индивидуально под каждого покупателя, исходя его финансовых из возможностей.
Одним из лидеров среди производителей оборудования ГБО, широко представленных на рынке РФ является компания Lovato. Это итальянская компания, которая удобна как для потребителей ГБО, так и для сервисов, которые производят его установку. Для сервисов она удобна прежде всего отличной дистрибьюторской сетью, для потребителей – хорошим качеством и неплохой ценой.
Среди производителей ГБО среднего ценового сегмента также можно выделить компанию BRC. Оборудование данной компании производят в Италии и Аргентине. Хотя, как указывалось выше, конкретное место производства любого производителя в наш век глобальных рынков определить иногда весьма сложно.
Компания Gurtner родом из Франции. Ежегодно компания проводит инновационные разработки, дополняя и улучшая линейку запасных частей для ГБО.
Одним из российских производителей ГБО является компания Alpha (ИНТЕРГАЗСЕРВИС), которая также является официальным представителем брендов Lovato, Tomasetto, Atiker, Semperit. Стоимость комплекта ГБО данного производителя составляет около 18 тысяч рублей.
Таким образом, рынок оборудования ГБО весьма разнообразен. Помимо указанных компаний на рынке присутствуют как сверхдорогие комплекты, так и запасные части не всегда ясного происхождения. На практике, такое разнообразие позволяет подобрать комплект оборудования для клиента практически с любыми финансовыми возможностями и требованиями.
Инвестиционные затраты на открытие сервиса по установке ГБО
Основные первоначальные затраты на открытие сервиса по установке ГБО условно можно разделить на три составляющих: оборудование помещения для сервиса, приобретение инструментов и приобретение нескольких комплектов ГБО для установки. Можно выделить еще расходы на обучение персонала и регистрацию компании, но эта группа относительно стоимости других составляющих невелика.
Требования к помещению должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к помещениям станций технического обслуживания автомобилей. Площадь помещения может быть небольшой – около 50 м2, все зависит от количества постов для установки ГБО. Желательно предусмотреть отдельную площадку для приемки автомобилей, сантехнические помещения и комнату отдыха персонала.
Для вновь создаваемого бизнеса мы рекомендуем не приобретать помещение в собственность, а арендовать его. В этом случае, если бизнес пойдет успешно и потребуется увеличение количества рабочих мест, можно оперативно сменить арендованное помещение на помещение с большей площадью. Дополнительно это минимизирует риски открытия бизнеса, так как мы многократно снижаем сумму первоначальных вложений. Среди предпринимателей существует мнение, что помещение в собственности снижает операционные, или как их называют, текущие издержки бизнеса. Это не совсем верно. Правильно считать эффективность бизнеса отдельно. То есть из прибыли бизнеса по установке ГБО, при наличии помещения в собственности, необходимо вычитать сумму, которую вы получите, сдавая это помещение в аренду. Так вы получите верный результат оценки прибыли.
Что касается места расположения сервиса по установке ГБО, то тут нет особых требований. Конечно, хорошо если сервис находится на месте с хорошим автомобильным трафиком, и вы можете разместить вывеску и прочие рекламные материалы на фасаде. Но установка ГБО клиентом осуществляется раз в несколько лет, как правило, не чаще, и большее значение для привлечения клиентов будет иметь виральность («сарафанное радио») и реклама.
Тем более, как мы писали выше, большая часть клиентов будет оборудовать ГБО коммерческие автомобили, а для них не столь важно место расположения станции.
Наличие подъемников для установки ГБО не обязательно, можно обойтись смотровой ямой.
Сумма, которую вам необходимо будет вложить в оборудование помещения не столь высока. Если вы подыщите помещение для установки ГБО, заранее отвечающее всем требованиям, то стоимость косметического ремонта, приобретение мебели и рекламных материалов на фасад здания составит не более 100 тысяч рублей.
Что касается инструмента для установки ГБО, то затраты на его приобретение не являются значительными, так как никакого дорого специального инструмента, как правило, не требуется. Наборы ключей, электроинструмент, слесарный инструмент и сварочный аппарат – вот основной набор инструмента. В некоторых случаях требуется ноутбук для регулировки и диагностики газовых систем и цифровой осциллограф. Ориентировочно, оборудовать каждый пост инструментом можно за сумму до 50 тысяч рублей.
Рассмотрим третью составляющую инвестиционных расходов – приобретение нескольких комплектов ГБО для установки и демонстрации. Безусловно, несколько комплектов ГБО для установки должны быть в наличии всегда. Не каждый клиент согласится ожидать поставки ГБО, тем более закупка оборудования оптовыми партиями более выгодна. Также на имеющихся комплектах можно на примере показывать клиенту достоинства или недостатки каждого вида оборудования. Ваши затраты на приобретение оборудования для установки составят порядка 300 тысяч рублей.
Итак, если мы хотим создать бизнес по установке ГБО на базе арендованного помещения на два поста для монтажа, то первоначальные затраты, с учетом обучения персонала, получения необходимых сертификатов и регистрацией компании составят около 600 тысяч рублей. Конечно, эту сумму можно и уменьшить, и увеличить, все зависит от конкретных условий создания фирмы и региона ее расположения. Но, понимая описанную нами схему расчета первоначальных затрат, вы легко самостоятельно внесете коррективы и вычислите необходимую сумму.
Финансовые показатели сервиса по установке ГБО
Финансовые показатели сервиса по установке ГБО в основном зависят от того, насколько хорошо вы сможете обеспечить поток клиентов. Данный рынок достаточно конкурентен и цены на установку зависят как от региона сервиса, так и от количества конкурентов.
В среднем, без учета разницы в стоимости установки различных поколений ГБО, вы будете получать около 5,5 тысяч рублей за установку одного комплекта. Около двух тысяч рублей вы будете платить мастерам за каждую установку. Итого маржинальная (прямая) прибыль составит 3,5 тысячи рублей за установку каждого комплекта.
При наличии двух постов и обеспечения их загрузки работой на уровне 80%, в месяц вы будете зарабатывать около 168 тысяч рублей в без учета прочих расходов. Ваши мастера будут получать около 48 тысяч рублей в месяц. Это достаточно высокая, для регионов, зарплата в этом секторе, но мы изначально ориентируемся на привлечение хороших специалистов, прошедших качественное обучение и обладающих достаточным опытом.
Прочие расходы на оплату аренды, налогов и других расходов составят около 60 тысяч рублей в месяц. Итого прибыль при описанных нами характеристиках сервиса по установке ГБО составит порядка 108 тысяч рублей в месяц.
Дополнительно следует учесть доходы от проведения технического обслуживания и дополнительных услуг, например, по регистрации ГБО на автомобиль, которые сейчас предлагают многие сервисы. Чистая прибыль с двух постов от этих направлений составит около 15 тысяч рублей в месяц на два поста. Итоговая предполагаемая прибыль такого сервиса составит порядка 123 тысяч рублей в месяц или чуть менее 1,5 миллионов рублей в годовом выражении.
Несложно посчитать, что вложения в данный бизнес окупятся менее чем на 6 месяцев, что является отличным сроком окупаемости.
Методы привлечения клиентов в сервис по установке ГБО
Ваша прибыль от данного бизнеса в основном будет зависеть от того, насколько хорошо вы обеспечите поток клиентов в сервис. Не забывайте, что конкуренция в этом сегменте очень велика. Например, только справочник 2ГИС сообщает о наличии 80 компаний в Москве или 25 компаний в Ростове-на-Дону, которые работают в этом сегменте. Так что клиенту всегда есть из чего выбрать.
Прежде всего попробуйте наладить постоянную работу с фирмами, предоставляющими коммерческие услуги перевозки. Такие компании обеспечивают своему транспорту большие пробеги и для них выгода от установки ГБО наиболее очевидна. Примерами таких фирм могут быть таксопарки, индивидуальные предприниматели, сдающие автомобили в аренду фирмам такси или курьерские службы. Найти такие компании достаточно просто. Например, просматривая объявления о поиске водителей на легковой автотранспорт. Впрочем, и других вариантов достаточно много.
Обязательно обеспечьте своему сервису по установке ГБО присутствие в интернете. Сделайте небольшой и понятный сайт, на который будут заходить клиенты из поисковых сетей. Стоимость разработки такого сайта-визитки составит около 10 тысяч рублей. Попробуйте вариант использования контекстной поисковой рекламы для привлечения целевого трафика. Постарайтесь сделать на сайте страницу с отзывами клиентов. Как показывает практика, наличие таких реальных отзывов может увеличить поток клиентов на 10-15%.
Обязательно зарегистрируйтесь на всех справочных сервисах, предоставляющих справки по товарам и услугам региона. Примерами таких сервисов могут быть 2ГИС, Яндекс.Справочник и множество других.
Разместите свое предложение на досках объявлений в интернете. Попробуйте методы «партизанского» маркетинга, при котором частные лица размещают на различных форумах сообщения с положительными отзывами о вашем сервисе. Но не злоупотребляйте этим каналом (под термином «канал», мы в данном случае понимаем способ привлечения клиентов, это специальный термин маркетологов, а не телевизионный канал), так как большое количество положительных отзывов может вызвать раздражение у клиентов.
По всем этим рекламным каналам доступны как платные, так и бесплатные варианты размещения. Что будет эффективно привлекать клиентов в вашем регионе, можно узнать только попробовав каждый из этих способов. Выделите на каждый рекламный канал 10 тысяч рублей и последовательно тестируйте каждый в течение, например, одного месяца.
Каждый раз, получая клиента на установку ГБО, вы должны интересоваться, по какому каналу он нашел ваш сервис. Конечно, запомнить все это нельзя, желательно в данном случае использовать CRM-системы, которые позволят систематизировать и отследить все каналы информации. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-система) — это прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками или клиентами. CRM-системы также позволят сделать и эффективно использовать базу клиентов, которым вы можете напоминать, например, о подходе сроков проведения планового обслуживания ГБО, что дополнительно увеличит прибыль. Существует целый ряд бесплатных CRM-систем, которые могут значительно увеличить эффективность вашего бизнеса по установке ГБО без дополнительных вложений.
Главным каналом привлечения клиентов все-таки будет являться качество работ, выполняемых на станции по установке ГБО, основной чего является, в основном, профессионализм ваших сотрудников.
Источник https://gboteh.ru/vse-o-gbo/remont-gazovogo-oborudovaniya-na-avtomobile.html
Источник https://rulikolesa.ru/remont-gazovogo-oborudovaniya-na-avtomobile-svoimi-rukami/
Источник https://www.openbusiness.ru/biz/business/kak-otkryt-svoy-biznes-na-ustanovke-gazobalonnogo-oborudovaniya/
Источник