Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?
Самые распространённые попытки «развода» автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!
Как разводят автолюбителей с ремонтом?
Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2022 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.
Развод №1: «Извольте доплатить!»
Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!
С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.
Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.
Статья 12, пункт 17:
В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Статья 19, абзац 2:
Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).
При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.
Развод №2: Договор цессии
Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.
Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. «Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. » — говорят представители сервиса.
«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.
По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.
Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.
Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.
А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.
Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.
Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.
Правила ремонта по ОСАГО
Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2022 год законодательство.
Ремонт машины по ОСАГО в 2022 году
ОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ. При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37. КоАП). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2022 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.
Нормативная база
Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:
-
от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
- Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
- Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.
Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?
Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2022 году от начала и до конца процедуры:
- сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
- оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
- сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
- подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
- предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
- ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
- ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
- передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
- получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
- при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).
Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?
На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:
- относится к категории легковых ТС;
- находится в собственности физлица;
- зарегистрирован на территории РФ.
Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году можно получить в том случае, если:
- машина не подлежит восстановлению;
- потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
- пострадавший – инвалид;
- цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
- между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
- у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
- страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).
Когда нужна независимая экспертиза?
В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.
При этом в 2022 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).
Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).
Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2022 году?
На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2022 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).
Исключений в 2022 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):
- при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
- если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).
Порядок проведения ремонта
В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.
Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2022 году осуществляется по следующему алгоритму:
- страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
- самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
- загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
- ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
- приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
- подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).
Сроки проведения ремонта
В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2022 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.
Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).
То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.
Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?
Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:
- повреждена легковая машина;
- она зарегистрирована в РФ;
- собственник – физлицо.
Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2022 году будет делаться ремонт автомобиля.
Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году получится если:
- у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
- машина не подлежит восстановлению;
- потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
- потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
- цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
- страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
- потерпевший – инвалид;
- ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2022 году на практических примерах:
- машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
- авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
- машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.
Сроки выплат
В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.
При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2022 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.
На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:
- материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
- оплата услуг работников СТО.
Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).
Если машина на гарантии
Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).
К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.
Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.
Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.
Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?
Ремонт по ОСАГО в 2022 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.
Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.
На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.
Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).
Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:
- отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
- послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
- вручить лично страховщику в офисе под расписку.
Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.
До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.
Порядок обращения в суд с жалобой на страховую
Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.
Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).
Общая процедура выглядит следующим образом:
- определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
- определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
- оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
- уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
- ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
- осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
- непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
- заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.
Заключение
Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2022 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.
Как ремонтировать автомобиль по ОСАГО
С 2017 года действует новый порядок компенсации ущерба. Теперь вместо выплат обычно выполняется ремонт. Поправки начали действовать ещё 28 апреля 2017 года, они распространяются на все договоры, заключённые после той даты. Сейчас эти требования распространяются на все действующие полисы.
Раньше собственник автомобиля мог выбирать – получить денежную компенсацию либо воспользоваться ремонтом. Сейчас клиент не может выбирать. Денежные выплаты производятся в редких случаях и то лишь в качестве исключения. На сегодняшний день прямое возмещение распространяется даже на ДТП, в которых пострадало два и больше транспортных средств.
Как компенсировался ущерб третьим лицам по ОСАГО раньше
До 2017 года собственник автомобиля мог воспользоваться двумя вариантами компенсации:
- Пострадавший владелец автомобиля получает денежные средства, которые использует для проведения ремонтных работ.
- Денежные средства переводятся автосервису, разницу за ремонт собственник авто компенсирует за собственный счёт.
В прошлом пострадавшая сторона могла получить денежные средства и отказаться от восстановительных работ. Многие юристы использовали данную лазейку, чтобы помочь пострадавшим в ДТП отсудить нужную сумму и даже заработать. Такая схема зачастую приводила к мошенническим действиям: некоторые автомобилисты специально подставляли на автодорогах свои транспортные средства, чтобы получить финансовое возмещение при аварии.
Новое законодательство значительно уменьшило возможности для выбора: собственникам автотранспорта приходится восстанавливать машину на автосервисе.
Как выполняется ремонт по ОСАГО по новому закону
По последним правилам при наступлении страхового случая происходит следующее:
- Авария на дороге.
- Автомобиль пострадавшего направляется в автосервис.
- Проводится экспертная оценка причинённого ущерба.
- Страховщик перечисляет нужную сумму автосервису.
- Станция техобслуживания автомобилей выполняет ремонтные работы.
Выплаты в финансовом выражении отменены только для собственников легковых авто, зарегистрированных в России и принадлежащих гражданам страны.
Основные особенности нового законодательства об ОСАГО
Как рассчитывается сумма выплаты по ОСАГО?
Методику определения затрат на ремонт разработал Центробанк РФ, она предполагает учёт различных параметров. Далеко не в каждом случае в общую сумму включают расходы на окрашивание деталей, иногда предполагается их частичная окраска.
Платёж за установленные запасные части осуществляется не по чеку из автомагазина, а на основе средней цены из специального справочника. Данный приём используется при расчёте стоимости услуг автосервиса. Когда выплаченной страховой суммы недостаточно, разницу придётся компенсировать за свой счёт. В некоторых случаях можно попробовать обязать компенсировать перерасход денежных средств виновника аварии. Нередко суды принимают положительное решение по таким искам.
Кто осуществляет страховые выплаты?
При аварии на дороге представитель страховщика производит осмотр автомобиля и направляет его на ремонт. Обычно устанавливаются только новые запасные части, а компенсируемая сумма рассчитывается с учётом износа. Здесь и возникает момент переплаты. При наличии у СТО договора со страховщиком она может установить вторичные детали. Страховщики не всегда идут на такую просьбу.
Предоставляется ли гарантия на восстановленное транспортное средство?
На установленные запчасти гарантия не предоставляется. А вот на ремонтные работы кузова она достигает 12 месяцев, на другие виды восстановления – полгода.
Сколько времени отводится на ремонт автомобиля по ОСАГО?
Направление на восстановление автотранспортного средства должно быть выдано на протяжении 20 дней после подачи соответствующего заявления страховщику. Если ремонт будет выполняться сторонним автосервисом, не входящим в перечень страховой, тогда срок выдачи направления на ремонт увеличивается до 1 месяца.
СТО должна провести восстановление автомобиля за 30 рабочих дней. Отсчёт времени начинается со дня, когда автомобиль быль принят автосервисом. В случае выполнения более сложных работ и по согласию пострадавшей стороны срок ремонта может быть увеличен. Нарушение сроков восстановления авто может привести к необходимости уплаты неустойки.
Ремонт автомобилей по ОСАГО
По законодательству страховщик обязан направить ТС в тот сервис, который уполномочен производить ремонт авто соответствующей марки (у СТО должен быть договор с изготовителем либо дилером марки). Если такой ремонтной организации в списке не будет, тогда автомобиль будет направлен в любой другой сервис, который предлагает страховая организация. При отказе от предложенного варианта пострадавший может получить денежное возмещение.
Всё перечисленное выше справедливо лишь к тем ТС, возраст которых не превышает двух лет. Это явный недостаток, поскольку на многие транспортные средства предоставляется гарантия на 3-5 лет. При отсутствии в списке страховщика подходящего варианта пострадавший может направить автомобиль на любую СТО. При этом финансовая компенсация не предоставляется.
В каком сервисе страховой будет выполняться ремонт авто по ОСАГО?
Страховщик определит компанию, которая будет выполнять ремонт автомобиля. Каждая страховая имеет подписанные договорённости с СТО. Возможно огромное количество вариантов, однако в каждом конкретном случае решение принимается персонально. В соответствии с действующим законодательством, расстояние до сервиса не должно быть больше 50 км от места ДТП либо проживания пострадавшего.
Если страховщик оплачивает услуги эвакуации авто до сервиса, тогда можно соглашаться на любой вариант. Так, при аварии на расстоянии 300 км от места жительства владельца транспортного средства страховщик может выслать эвакуатор. Машина в этом случае может быть отправлена на любой автосервис. В обязанности организации входит доставка авто в ремонтную мастерскую, но и на предыдущее место.
Какой автосервис для ремонта по ОСАГО выбрать?
При заключении страхового договора собственник авто имеет право указать определённый автосервис, в который он будет направлен при прямом возмещении полученного вреда. Обычно приходится выбирать из списка страховщиков, однако по соглашению может использовать иной автосервис, который не обязательно присутствует в списке.
Все достигнутые со страховщиком договорённости должны быть отражены в заявлении. Компания должна оформить своё согласие в письменном виде. Если организация не имеет возможности произвести оплату за восстановление авто на оговорённой СТО, собственник имеет право потребовать денежную компенсацию.
Что делать при некачественном ремонте по ОСАГО?
Действующее законодательство предоставляет возможность подать претензию страховщику с требованием исправил недочёты, если автосервис ненадлежащим образом выполнил поставленную задачу. Если это не помогло, тогда можно потребовать денежную компенсацию. При отказе можно подать судебный иск.
В каких случаях производится денежная компенсация
Денежные выплаты осуществляются в таких ситуациях:
- Автомобиль не подлежит ремонту на автосервисе.
- Пострадавший имеет инвалидность, он перемещается на специальном автомобиле.
- Страховая организация и страхователь договорились о компенсации ущерба путём денежной выплаты.
- Пострадавший в ДТП погиб, а его родные против ремонта транспортного средства.
- Страховой выплаты не хватит, чтобы оплатить нужные ремонтные работы.
- Наличие доказательств обоюдной ответственности сторон.
- Пострадавший получил среднюю либо тяжкую степень вреда. Собственник автомобиля при этом предпочёл денежную компенсацию.
- Пострадавший отказался производить восстановление автомобиля на автосервисе, который не имеет договорённостей с дилером либо изготовителем.
Существует ли возможность получить денежные средства при самостоятельном ремонте?
Ряд собственников авто принимают решение самостоятельно выполнить ремонт транспортного средства. Денежные средства по желанию не выплачиваются. Наиболее простой способ – договориться со страховой компании о финансовом возмещении. При отказе рычагов воздействия на организацию не существует. Автомобиль придётся отдать для проведения восстановительных работ, компенсируя часть расходов на детали за свой счёт.
Почему собственник автомобиля должен доплачивать за ремонт, если он не виноват?
Величина выплаты рассчитывается по методологии Центробанка РФ, которая принимает во внимание большое количество параметров, в том числе площадь повреждений, объём утечки расходных материалов при выполнении ремонтных работ и т.д. Собственник автомобиля не имеет права потребовать залить определённую марку моторного масла либо тормозную жидкость конкретного изготовителя. Страховая компания принимает в расчёт информацию из особого справочника и экспертную оценку повреждений. Как видно, правила ремонта по ОСАГО не учитывают множество моментов, в том числе расценки определённого автосервиса, реальную стоимость деталей и т.д.
Разницу в расходах приходится компенсировать владельцу пострадавшего автомобиля либо виновнику аварии. Разберёмся подробнее в сложившейся ситуации.
Парадоксы в страховом законодательстве
Проблема кроется в сути единой методики, которая применяется для расчёта страхового возмещения. В соответствии с ней принимается во внимание износ деталей и узлов. Чем старше автомобиль, тем меньше выплата при одинаковых повреждениях. Такой подход объясняется тем, что при ДТП выходят из строя не новые элементы, а изношенные, причём некоторые достаточно сильно.
В сложившихся обстоятельствах одна из сторон будет находиться в неудобном положении:
- Виновник. Даже при наличии автогражданки ему придется оплачивать ремонт авто по ОСАГО (разницу между реальной стоимостью и рассчитанной по единой методике).
- Страховая компания. Если будет обязана производить выплату с учётом полной стоимости деталей без учета износа.
- Пострадавший. Если разницу между услугами СТО и выплатой страховщика нужно будет покрыть за свой счёт.
В 2017 году Конституционный суд РФ принял решение против виновного в ДТП. Объяснение: пострадавшему будет практически невозможно на вторичном рынке приобрести качественные детали, которые были повреждены. В итоге он вынужден покупать новые запчасти, разницу в стоимости придётся компенсировать виновнику инцидента.
Почему даже при учёте износа виновнику выгодно иметь ОСАГО?
В жизни страховые выплаты зачастую находятся на одном уровне с учетом ущерба для многих запчастей: пострадавшему не потребуется восстанавливать все поврежденные элементы, при необходимости он может использовать неоригинальные запчасти и приобретённые на вторичном рынке.
Что нужно знать о взыскании износа с виноватого в инциденте:
- При использовании европротокола виноватому в ДТП не придётся ничего доплачивать.
- Законодательство предоставляет возможность возместить разницу между рассчитанными и реальными расходами с виноватого в инциденте.
- Чтобы получить требуемую сумму, следует предоставить доказательства реальных расходов на ремонтные работы.
- Виновный водитель может снизить величину выплат.
Когда предпочтительно оформлять европротокол, а когда — нет
При подписании европротокола пострадавшим он соглашается только на получение возмещения от страховой компании и ничего больше. Это установлено ППВС №2 от 25.01.15. Документ устанавливает:
- Европротокол – это упрощённая форма получения компенсации по автогражданке.
- После получения пострадавшим выплаты прекращаются все права по требованию к страховой компании и виновнику дорожно-транспортного происшествия по отношению к износу.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что европротокол выполняет функцию расписки, которую пострадавший получает от виноватого. После получения выплаты от страховщика его обязанности считаются выполненными надлежаще и в полной мере.
Что делать, чтобы взыскать износ с виновника ДТП и компенсировать расходы на ремонт по ОСАГО
Для получения возмещения от страховой компании требуется выполнить следующие действия:
- Подача страховщику заявления о возмещении по ОСАГО.
- После предоставления полного пакета документов страховой компании отводится 20 дней для выдачи направления на ремонт либо произведения выплаты.
- Когда полученная сумма является недостаточной или СТО требует доплаты, тогда может быть 2 варианта действий, чтобы взыскать необходимую денежную сумму.
- Получите от страховой компании акт, в котором указан износ и сумма без него.
- Предложите виноватому добровольно покрыть разницу.
- При отказе подайте досудебную претензию с расчётами, копией акта определения суммы страховщиком и предложите в срок 10-20 дней произвести оплату указанной суммы.
- При отказе подайте судебный иск в мировой суд (износ до 50 000 рублей) или районный суд по месту прописки виноватого водителя (износ свыше 50 000 рублей).
Рассмотрев, как ремонтировать автомобиль по ОСАГО, вы знаете о правах и обязанностях каждой стороны. Помните о них и используйте все предоставляемые законодательством возможности, чтобы избежать необоснованных требований и расходов.
Источник https://autotonkosti.ru/q/pravila-remonta-po-osago-i-kak-razvodyat-strahovye
Источник https://avto-praktik.ru/osago/remont-avtomobilya/
Источник https://instore.market/wiki/osago/kak-remontirovat-avtomobil-po-osago/
Источник