Некачественный ремонт авто: как отстоять свои права?
Многие водители выбирают автосервис для ремонта машины по принципу «чем дешевле, тем лучше» — и зачастую сталкиваются с некачественно выполненными работами. Но и на солидной станции техобслуживания могут допустить ошибку. Так что от некачественного ремонта автомобиля никто не защищен. Поэтому важно знать и уметь отстоять свои права, когда они нарушены.
Какой ремонт считается некачественным?
Не искушенному в технических вопросах водителю бывает трудно распознать некачественно проведенный ремонт. Тем более что проблемы, как правило, выявляются не сразу — а спустя некоторое время, в процессе эксплуатации автомобиля. Именно поэтому авторитетные автосервисы, заботящиеся о репутации, дают своим клиентам гарантию на работы (от одного месяца до пары лет).
Ремонт может считаться некачественным, если:
- не устранены признаки неисправности;
- не устранена причина неисправности;
- установлены некачественные запчасти/комплектующие;
- запчасти/комплектующие установлены неправильно;
- появились новые повреждения/неисправности;
- нанесен ущерб внешнему виду авто.
Понять, что в ходе ремонта были допущены ошибки, можно по изменениям в работе машины. Признаками служат: появившиеся посторонние звуки или вибрации, сбои оборудования, нестабильный ход, перегрев отдельных частей, изменение цвета выхлопа и т. д. Иногда, чтобы выявить проблему, достаточно заглянуть под капот или под днище автомобиля и увидеть подтеки технических жидкостей.
Если вы считаете, что выявленные технические проблемы появились после визита в автосервис — следует вернуться и сообщить о своих подозрениях, а лучше сразу представить мастеру фактические доказательства (если они есть).
Обычно работник СТО соглашается проверить результат своего ремонта и выполнить нужные доработки. Но, если автосервис наотрез отказывается признавать вину — нужно предпринимать дополнительные меры.
Некачественное окрашивание
Со временем на кузове автомобиля могут появляться следы некачественно проведенного окрашивания. Изменение цвета, вздутие краски, нарушение целостности покрытия — признаки того, что покраска выполнена с нарушением технологии или с использованием некачественных материалов.
Даже если дефекты лакокрасочного покрытия проявились спустя значительное время (например, через неделю или несколько месяцев) после посещения автосервиса — стоит требовать возмещения или повторного проведения работ.
Как доказать, что ремонт некачественный
Чтобы доказать свою правоту и добиться от автосервиса решения проблемы, одних слов бывает недостаточно. Важно иметь неоспоримые доказательства, и прежде всего — документы, подтверждающие факт обращения к услугам СТО. Такими документами являются договор и чек об оплате.
Если в момент посещения автосервиса с вами находились другие люди (родственники или знакомые) — не лишними будут их свидетельские показания.
Какие доказательства можно использовать:
- договор на оказание услуг;
- чек об оплате;
- показания свидетелей;
- фото- и видеоматериалы;
- заключение независимой экспертизы.
Самым простым подтверждением некачественно оказанных услуг являются фото и видеозаписи, сделанные на любое доступное устройство (например, на телефон). На фотографии должны быть хорошо различимы повреждения. А видео позволяет продемонстрировать факт нестабильной работы автомобиля.
Но наиболее убедительным аргументом в вашу пользу является заключение независимой технической экспертизы, подтверждающее некачественный ремонт.
Важно доказать, что проблема именно в неправильно выполненном ремонте, произведенном данной организацией, а не в том, что водитель неправильно эксплуатировал автомобиль.
Как вернуть деньги за ремонт машины, если автосервис отвечает отказом
Первым делом, нужно подготовить и передать в автосервис письменную предсудебную претензию. Результат во многом зависит от того, насколько грамотно она составлена. Заявление оформляется следующим образом:
- В шапке заявления указываются основные данные водителя, а также автосервиса, в отношении которого составляется претензия (его полное название и адрес).
- Сверху в центре ставится название документа («претензия»).
- Под названием в свободной форме (но лаконично, по сути) описываются обстоятельства произошедшего. Обязательно уточните дату обращения в автосервис, стоимость ремонта, перечень выполненных работ и выявленные проблемы. Перечислите доказательства, подтверждающие факт некачественного ремонта.
- В следующем блоке изложите требования, которые вы предъявляете к автосервису. Они должны быть адекватны нанесенному ущербу.
- В заключительной части («Приложения») перечислите документы, прилагаемые к заявлению.
- Внизу ставится дата составления документа и подпись истца.
Образец претензии за некачественное оказание услуг автосервисом
Претензия оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководству автосервиса (лично в руки или заказным письмом). Организация обязана ответить в срок до 10 дней.
Подача иска в суд
В случае, когда автосервис отказывается исправить проблему или компенсировать расходы на ремонт машины, единственный способ отстоять свои права — обращение в суд. Нужно прийти в местный судебный орган и подать исковое заявление на некачественный ремонт автомобиля.
Перед обращением в суд целесообразно пройти независимую техническую экспертизу, которая определит:
- что не так с машиной;
- кто виноват;
- сколько стоит ремонт.
Имея на руках заключение независимой экспертизы, больше шансов получить решение суда в вашу пользу: вернуть деньги за ремонт или повторное исправление неисправностей.
К исковому заявлению следует приложить все имеющиеся документальные подтверждения: договор, квитанции об оплате, гарантийное обязательство (если есть), фото, видео, результат технической экспертизы.
Также прикладываются чеки, подтверждающие понесенные вами дополнительные расходы (например, оплата экспертизы).
Что вправе требовать заявитель в судебном порядке
В соответствии с Законом о защите прав потребителей, клиент, которому некачественно оказаны услуги, вправе выдвинуть организации (в данном случае автосервису) одно из следующих требований:
- вернуть деньги;
- повторно провести ремонт автомобиля.
В дополнение к этому истец может потребовать возместить причиненный ущерб и оплатить расходы на устранение последствий некачественного ремонта. Однако для этого придется предоставить соответствующие убедительные доказательства.
В ряде случаев суд принимает решение взыскать с автосервиса:
- 50% дополнительно от стоимости ремонта;
- неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта).
Однако чаще суд удовлетворяет простые требования: возврат денег или повторный ремонт.
Если суд выигрывает пострадавший, ему компенсируют все расходы, связанные с судом (такие, как госпошлина, стоимость технической экспертизы).
Независимая экспертиза
Суд рассмотрит вашу претензию и, если доводы убедительны, удовлетворит иск. В случае сомнений суд может инициировать независимую техническую экспертизу.
Когда назначается независимая экспертиза:
- СТО отказывается признавать вину;
- доводы истца не слишком убедительны;
- есть сомнения в правоте той и другой сторон.
Чаще всего экспертам приходится устанавливать тот факт, что неисправность (или иная проблема) не была устранена или возникла в результате некачественно проведенного ремонта. Выводы экспертов имеют решающее значение для суда.
Некачественный ремонт по ОСАГО
Закон разрешает страховым компаниям возмещать ущерб водителям, признанным потерпевшими в ДТП, не деньгами, а в виде ремонтных работ. Для этого страховщики сотрудничают с автосервисами. А поскольку страховая всегда стремится минимизировать выплаты по полисам, ремонт часто выполняется некачественно или не в полном объеме.
Если в результате ремонта по ОСАГО неисправности были устранены не качественно или не в полном объеме — обратитесь с претензией в страховую компанию. Страховщик может согласиться на проведение дополнительных работ за счет компании.
При наличии разногласий между страховой и водителем — назначается независимая техническая экспертиза. Выводы экспертов вместе с претензией отправляются страховщику. Если экспертное заключение подтверждает позицию клиента, игнорировать его компания не вправе.
По закону, у страховой компании есть 4-6 недель, для того чтобы выполнить обязательства перед клиентом. По истечении данного срока обращайтесь в суд — он удовлетворит ваше ходатайство.
Сколько времени занимает судебное разбирательство?
Обращаясь в судебную инстанцию, будьте готовы к тому, что разбирательство продлится до месяца или больше. Поэтому не стоит затягивать с подачей иска. К тому же, чем раньше обратиться в суд — тем выше шансы на положительный исход.
По статистике, большинство судебных разбирательств разрешаются в пользу потребителей. Обязательно используйте этот законный инструмент, чтобы отстоять свои права.
ТОП-8 главных сложностей ремонта современных автомобилей
Особенности и основные сложности ремонта современных автомобилей, причины более частых поломок современных машин. Видео про случаи на СТО.
Если сравнивать современные автомобили и выпущенные до 1980-х, то ремонт тех и других – это вещи разные. Старые автомобили были сконструированы так, что могли работать долго без необходимости что-то в них чинить. А у выпущенных в последние годы все чаще после нескольких лет эксплуатации что-то ломается и выходит из строя.
Если для ремонта первых можно было заехать в первую попавшуюся автомастерскую и там все быстро исправить, а то и собственными руками получалось отремонтировать, то вторые требуют сложного обслуживания в сервисных центрах.
Такова плата за технический прогресс. В современных машинах реализована масса всевозможных инновационных и технически сложных решений, и их количество продолжает возрастать. Каждый год автопроизводители радуют потребителей какими-либо новыми технологичными фишками.
Электроника почти полностью перехватила у человека управление автомобилем, уже вплотную приблизилось автономное вождение, где человек – это всего лишь пассажир своего транспортного средства. Само собой разумеется, что и ремонт современной машины усложнился настолько, что своими, хоть сто раз «золотыми» руками, ее уже не отремонтируешь, если случится какая-нибудь неполадка.
Если весь кузов автомобиля оснащен разными датчиками, которые обеспечивают современные удобства, то вмешиваться в их работу со своей отверткой лучше не стоит – останешься без обогрева или, чего доброго, сломаешь электропривод. Многие водители так и поступают – ездят спокойно и ни о чем не беспокоятся. Иногда по пять лет водят машину, но так и не знают толком ни ее устройство, ни многие из ее функций.
Для ремонта новых автомобилей, выпущенных в последнее десятилетие, потребуется сложное и дорогое оборудование. С ее помощью проводится диагностика сложных электронных систем, устанавливаемых в транспортные средства. Водители сейчас вынуждены обращаться за помощью в автосервисные центры, в штате которых работают узкоспециализированные работники с должной квалификацией.
Вы заметили, что современные автомобили чаще ломаются?
Скорее всего да, если вам довелось поездить и на старых отечественных моделях или иномарках, и на авто последних годов выпуска. Эксперты связывают такое снижение качества с мировым экономическим кризисом 2008-2010 годов. Тогда производители вынужденно снижали качество комплектующих, чтобы сбивать цены на автомобили и удерживать спрос обедневшего населения.
В то же время автомобили до 2010 года отличаются большей выносливостью, так как тогда, наоборот, комплектующие брались более дорогие и качественные – требовалось удерживать спрос избалованного покупателя.
Итак, первая причина более частых поломок – снижение качества материалов. Есть и вторая – это требования современного рынка, которые заставляют производителя выпускать продукцию с заведомо заниженным сроком эксплуатации. Главное – чтобы машина пробегала гарантийный срок и немного сверху. А дальше – извольте снова покупать новую, так как ремонт неисправностей окажется сопоставимым по цене с новым авто, если не выше.
Какие самые большие сложности встречаются при ремонте современного автомобиля? Вообще-то, все узлы, агрегаты и системы ремонтировать стало очень сложно. Вот перечень таких трудностей при восстановлении работоспособности современной машины.
1. Ремонт двигателя
Это самый трудоемкий и затратный вид ремонта, поскольку современный двигатель – сложнейший агрегат. Чтобы отремонтировать мотор, его нужно снять с автомобиля и полностью разобрать. Разумеется, это не под силу сделать не только самостоятельно самому владельцу, но и даже пригласив знакомого «мастера на все руки».
Снятые запчасти силового агрегата нужно проверить на исправность, а если к дальнейшей эксплуатации они уже не пригодны, то их надо заменить новыми деталями. Даже просто снять двигатель – задача сложная. Так как сначала демонтируются другие механизмы, мешающие снятию, откручиваются болты, удерживающие их. Все это делается согласно алгоритму с фиксацией каждого шага. А затем процедуру нужно повторить в обратном порядке после замены поврежденных элементов.
2. Ремонт коробки передач
То же самое относится к не менее сложному узлу автомобиля – коробке передач. Автоматическая КП состоит из 500 деталей в среднем, поэтому считается даже сложнее, чем двигатель. Такие же сложности при ремонте сопутствуют всем шагам – снятию узла, его детальному разбору в тщательном порядке, замене повреждений и дальнейшей сборке. Кроме того, неисправность может скрываться в электронике – ее починка лежит в области знаний специалистов.
3. Ремонт топливной системы
Важная система автомобиля, поскольку она отвечает за подачу и возгорание топлива, а значит, и за безопасность транспортного средства и его пассажиров. При замене фильтра необходим сброс давления в системе, далее разъединяют соответствующие зажимы и деталь меняют.
Ремонт осложняется тем, что в современных автомобилях топливные фильтры встроены в топливный модуль. Это приводит к тому, что объем работы по демонтажу и сборке по окончании работы увеличивается. Поэтому даже замена фильтра является очень трудозатратным мероприятием.
4. Ремонт электрики
Современные автомобили оборудованы сигнализаций, электростеклоподъемниками, датчиками парковки, камерой заднего вида. Все эти элементы объединяются в электросистему, неполадки в которой требуют серьезного вмешательства. Если в старом автомобиле можно было запросто произвести ремонт электрооборудования, просто-напросто скрутив провода, то сейчас электропроводку чинят ультразвуковой сваркой, обжимая провода через втулки или гильзы, скобки. Простая спайка окажется ненадежной, делая контакты ломкими, и от вибрации при движении автомобиля они обрываются.
5. Ремонт бортового компьютера
Если в старых машинах и в помине нет умного управления, то начиная с появления в 1996 году диагностического разъема OBD II, автомобили стали выпускаться со сложным компьютерным оборудованием. Теперь система впрыска топлива, зажигание, автоматическая коробка передач и другие компоненты работают под управлением электроники.
Компьютер регулирует напряжение, которое выдает генератор переменного тока для зарядки аккумулятора. Если раньше для уменьшения или увеличения скорости холостого хода использовался тросик к педали газа, то в современном автомобиле дроссельной заслонкой управляет контроллер холостого хода. Электроника регулирует уровень выбросов, управляя временем зажигания, определяет состав топливной смеси, впрыск топлива в камеру сгорания.
Чтобы только диагностировать, что именно в компьютерной системе и датчиках работает неправильно, требуется исследование при помощи сканера, считывающего целые потоки данных и тысячи кодов ошибок. Если купить недорогой сканер для собственноручного обследования, то нет гарантии, что это получится сделать – из-за сложности всех систем, подчиненных компьютеру. Программное обеспечение дешевого сканера гораздо беднее и может не подходить к современным моделям транспортных средств.
Использование дорого диагностирующего оборудования доступно лишь крупному техническому автоцентру. Управлять им должны специалисты с инженерным и компьютерным образованием. Сервисным центрам доступен весь исчерпывающий перечень кодов, которые необходимы для диагностики ошибок и которых может не быть в свободном доступе в сети для каждого желающего.
Такие коды обновляются ежегодно с появлением новых технологий и новых моделей машин. Автоцентры получают такие базы кодов напрямую от автопроизводителей или из платных баз данных. Все это делает ремонт современного автомобиля очень сложным и весьма затратным по сравнению с гаражным ремонтом прошлых десятилетий.
6. Кузовные работы
Даже эти работы стали гораздо сложнее, так как в прежние времена кузова делали только из мягкой стали. Кузов представлял собой стальные панели, которые были закреплены методом точечной сварки. Поэтому и ремонт был гораздо проще. Молоток и удары по погнутому крылу – это все, что требовалось для выпрямления данной детали.
Кузова современных автомобилей изготавливаются из высокопрочной стали, более тонкой, чем у прежних поколений. Машины становятся легче по весу, а так как они потребляют меньшее количество топлива, то и для экологии вред менее выражен. Зато современные автомобили больше деформируются при авариях – это способствует поглощению разрушительной энергии и больше уберегает пассажиров и водителя.
Это свойство оборачивается невозможностью рихтовки при получении повреждений. Сейчас молотком уже не выправишь кузов – потребуется установить новые панели, которые привариваются специальной недешевой сваркой. Работать будет квалифицированный жестянщик, а не просто человек с кувалдой, как это было при рихтовке старых машин.
7. Замена подушек безопасности
В старых автомобилях не было подобных систем безопасности, а современные снабжены ими практически все. После того, как подушки безопасности сработали и раскрылись, их нужно будет заменить. Часто при срабатывании эйрбегов могут оплавиться разъемы пиропатронов, проводка. Это все требует замены, как и механизмы ремней безопасности.
При ремонте учитывается тип руля в конкретной комплектации машины. При этом модули управления эйрбегом одноразовые и подлежат замене. Следующий шаг – настройка датчиков и прошивка электроники, чтобы при подключении новых подушек они не выстрелили самопроизвольно.
8. Ремонт кондиционера
В машинах прошлых времен и представить было нельзя, что воздух в салоне охлаждается. Только очень дорогие премиальные модели имели такие системы. Теперь же трудно встретить автомобиль без кондиционера. Хотя сам кондиционер стал дешевле и поэтому доступнее, этого не скажешь о цене на обслуживание системы охлаждения.
Сначала применяли фреон для охлаждения дешевый, но он вреден и считался источником парниковых газов. Сегодня используют дорогую разновидность более безопасного фреона, поэтому и заправка компрессора стала гораздо дороже.
Заключение
Современные автомобили в чем-то проигрывают машинам десятилетней давности, потому что их собирают из менее качественных материалов. Старые авто тоже не избегают поломок и ремонта, однако их содержание получается более выгодным сейчас. Если современный автомобиль попадет в аварию и ему понадобится ремонт, то он обойдется в два-три раза дороже, чем если бы ремонтировалась старая машина.
Сами автослесари жалуются, что автомобили сейчас более сложны в техническом плане, а подкапотное пространство съежилось до размеров, при которых очень тесно и неудобно производить ремонтные работы. Однако, не стоит расстраиваться, ведь и эпоха машин на ДВС скоро закончится. На подходе эра электромобилей, которая неизвестно что принесет водителям и работникам по их обслуживанию.
Видео случаев на СТО:
Источник https://matador.tech/articles/nekacestvennyj-remont-avto-kak-otstoat-svoi-prava
Источник https://fastmb.ru/autoremont/18584-top-8-glavnyh-slozhnostej-remonta-sovremennyh-avtomobilej.html
Источник
Источник