Как принять автомобиль после ремонта?
Посидев за рулём автомобиля хотя бы год, переквалифицироваться в пешехода уже совсем непросто. Потому поломка любимого авто – это настоящее испытание для водителя. И пройти его с честью может каждый. Нужно только собраться с силами и выдержать всю «полосу препятствий» до финиша. Причём точка не ставится до момента получения машины после долгого расставания.
Это одна из распространённых ошибок автолюбителей: найдя серьёзный автосервис и правильно заполнив документы при сдаче автомобиля в ремонт, они успокаиваются. А это можно делать, только когда «ласточка» окажется под сенью родного гаража в полной исправности и готовности к новым свершениям.
Как пройти последний этап – принятие авто из ремонта с минимальными потерями денег и нервов? Здесь важно не поддаваться искушению превратить его в марш-бросок. Действовать надо не спеша, взвешенно и очень аккуратно.
Едем забирать машину из автосервиса с правильным настроем
- выделите себе на приёмку несколько часов, чтобы не быть стеснённым временными рамками;
- настройтесь правильно: возможно, сегодня машину получить не удастся (и домой придётся грустно ехать на метро, так бывает);
- не ставьте свою подпись, не будучи полностью готовым принять условия, прописанные в документах. Роспись в заказе-наряде или акте приёмки даёт необратимый эффект. После неё добиться чего-либо от техцентра практически невозможно. Если в сервисном центре Вам сразу предлагают подписать бумаги, а затем переходить к осмотру и проверке отремонтированного автомобиля, отказывайте вежливо, но уверенно.
Вооружаемся юридическими знаниями
Любой автотехцентр, который предоставляет услуги по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей и работает официально, отвечает за качество, согласно букве закона. Зная этот закон, водитель сможет доказать своё право на исправление выявленных недочётов, если они были допущены. Чтобы вооружиться юридическими нормами защиты, следует изучить 2 основных документа – Закон о защите прав потребителей и Постановление правительства № 290 от 11.04.2001 г. Читать придётся много, но овчинка стоит выделки.
Советы на каждом этапе приёмки автомобиля
Процедура получения автомобиля в автосервисе сложностью не отличается. Правильный алгоритм приёмки: пришёл в указанное время – осмотрел машину – совершил пробный заезд – проверил документы – поставил подпись – расплатился – уехал домой в состоянии эйфории. На каждом из этапов могут случиться заминки. И у каждого шага есть важные правила.
Правила визуального осмотра машины
Проводить осмотр авто после ремонта можно по-разному. Конкретная модель действий зависит от того, что восстанавливалось. Начинается всё с общего осмотра на предмет новых царапин и вмятин: иногда они появляются из-за обрыва держателей и стопоров или неосторожных действий автомастера при установке машины на подъёмник. В честном сервисе такие дефекты устранят за свой счёт, предварительно признавшись владельцу в том, что произошло.
Как правило, автомобиль передаётся чистым. Но не стоит ожидать свежего запаха, как после озонирования, в салоне и бриллиантовых бликов на лакокрасочном покрытии. Исключение составляют случаи, когда озонирование включается в программу обслуживания или проведено восстановление всего лакокрасочного слоя с полировкой, шлифовкой и т. д. В остальных ситуациях перед возвращением транспортного средства водителю проводят техническую мойку.
Объекты пристального внимания когда забираем авто:
-
:
- новые автокомпоненты (по внешнему виду обычно несложно определить, «нулевые» они или б/у);
- участки приварки (швы должны быть защищенными, без окислов), если они есть;
- наличие заменённых запчастей в багажнике;
- если Вы заранее попросили положить коробки от обновок в машину, они там тоже должны присутствовать.
- При покраске автомобиля – качество покрытия на открытых (видных) и (особенно) малозаметных сторонах частей кузова. Изнутри краска наносится без лака. Оттенок должен полностью совпадать с паспортным и «родным» (при естественном и искусственном освещении). Подтёков и пыльного абразива в лакокрасочном слое быть не должно – всё это зачищается после сушки.
- При кузовном ремонте – заводские контрольные точки и зазоры (бампер, крыло, капот). Их величина регламентирована производителем. Если они не соблюдены, надо регулировать.
- При ремонте автоэлектрики, например замене оптики, стоит обратить внимание на правильную регулировку фары, если в автосервисе есть разметка.
Проверки при пробном выезде
Проверить только визуально качество выполненного ремонта невозможно. Здесь нужны либо тесты (запуск двигателя для демонстрации его правильной работы и отсутствия посторонних звуков), либо пробный заезд. Последний несложно организовать – СТО, которые уверены в своем качестве, готовы отпустить клиента на тест-драйв без подписи в документах, если его будет сопровождать сотрудник автомастерской.
Забирая авто с ремонта, на этапе тест-драйва следует убедиться: в отсутствии посторонних звуков и запахов, хороших динамических характеристиках и управляемости, отсутствии предупреждений и правильных показаниях датчиков на приборной панели, нормативном уровне технологических жидкостей и сохранности топлива.
Заполняем документы о получении автомобиля
Приёмка автомобиля в Москве сопровождается выдачей как минимум 2 документов: заказа-наряда и акта о передаче транспортного средства. Иногда в этом пакете отдельным пунктом идут гарантия автосервиса и договор о ремонте.
Заказ-наряд и акт следует попросить сразу после визуального осмотра машины на площадке или стенде (если это необходимо). Читать оба документа обязательно. При возникновении вопросов или неясностей касательно содержания оговоренных манипуляций надо задавать вопросы.
Позиции заказ-наряда стоит принимать пошагово – просить показать, что было сделано по каждому из пунктов (у них есть своя цена, и Вы имеете полное право знать, за что её платите), и уточнять, зачем это было сделано. Всё, что непонятно, повторяется или не согласовывалось с клиентом, – вероятная попытка завышения Ваших расходов. Таких услуг в документах, которые стоит подписывать, быть не должно. Раннее мы рассказывали подробно как обманывают в автосервисах и перед тем как ехать забирать автомобиль, рекомендуем перечитать материал снова.
4 вопроса перед тем как принять машину и оплатить ремонт:
- срок и условия действия гарантийных обязательств;
- рекомендуемая дата следующего ТО (и состав ремкомплекта);
- сроки службы установленных деталей;
- советы по обкатке новых деталей и узлов.
Оплачиваем ремонт и забираем машину
Если в документах ничего не вызывает подозрений, визуальный осмотр и пробный заезд не выявили скрытых дефектов, можно ставить заветную подпись и идти в кассу. Заплатив озвученную цену, не забудьте получить чек.
Здесь, внимание: только 2 из 10 автомастерских его вообще готовы выдать. Потому как клиент без чека – несуществующий клиент. Он может доказать, что отдавал и забирал машину, но не сможет подтвердить, что платил за её ремонт. Если дефекты обнаружат себя после выезда с территории СТО, заставить автомастера что-то переделать без чека невозможно!
Кстати, в автотехцентре DA VINCI всегда выдаётся чек, а правила приёмки мы сами рассказываем своим клиентам, чтобы сэкономить их время и нервы. И цены предлагаем одни из лучших в Москве. Так что обращайтесь, мы умеем приятно удивлять!
Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?
Поврежденные в ДТП автомобили почти всегда нуждаются в ремонте. И логичнее было бы делать машину в любое время, по своему усмотрению. Однако закон Об ОСАГО устанавливает 15-дневный срок, в рамках которого участникам происшествия запрещается ремонтировать транспортные средства. Но это не распространяется на случаи оформления ДТП сотрудниками полиции. Если проигнорировать обязательное требование ФЗ, то виновнику грозит регресс от страховой. Но не пугайтесь – на самом деле всё не так сложно! И далее мы постараемся объяснить, как обстоят дела с ремонтом ТС сразу после аварий.
Можно ли ремонтировать машину после ДТП в 2022 году?
Ответ на этот вопрос содержится в основном законодательном акте, регулирующим правоотношения между страховщиками и страхователями.
И ответ на наш вопрос можно найти в пункте 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 Об ОСАГО – процитируем:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Всего в нескольких строчках положения ФЗ Об ОСАГО умещается исчерпывающая информация по вопросу ремонта машин после аварии.
Обоим участникам ДТП строго предписано не начинать ремонт и утилизацию автомобилей в течение 15 дней с даты происшествия, если оно оформлялось по упрощенной схеме – европротоколу. Если на месте ДТП работали сотрудники ГИБДД, то ограничения для ремонта автомобиля в 2022 году отсутствуют. Можно восстанавливать ТС хоть на следующий день после аварии.
Итак, если участники составляли европротокол, то 15-дневный срок действует и нарушать его нельзя. Обратите внимание на промежуток времени. 15 дней действуют не с даты подачи документов в страховую, не с даты ответа СК на ваше заявление – а именно с даты автоаварии (без учёта праздничных нерабочих дней). Суббота и воскресенье тоже входят в расчёт этого периода. Например, если ДТП случилось 4 декабря, то 15-дневный срок истечёт 19 декабря. В течение этого срока ни виновник, ни потерпевший не должны приступать к ремонту или утилизации своих машин.
До осмотра страховщиком
Обращает на себя внимание фраза «Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств…». Действительно, страховщик должен оценить ущерб автомобилю потерпевшего для страхового возмещения. Но и машина виновника ДТП может пролить свет на некоторые вопросы, например – соответствуют ли повреждения тому ДТП, которое описано в европротоколе, нет ли старых дефектов, которые не должны возмещаться в рамках ОСАГО и многое другое.
Осмотр и оценка повреждений после ДТП – это обязательная процедура, которую страховщик должен выполнить. Отталкиваясь от результатов экспертизы, СК осуществляет выплаты или выдаёт направление на ремонт автомобиля потерпевшего на станции техобслуживания (СТОА). Осматривать авто и проводить оценку ущерба ТС после аварии должны эксперты. Страховая заключает с ними договор на экспертные услуги.
Но даже если вы уже предоставляли автомобиль на экспертизу – производить ремонт всё равно еще нельзя. Ведь страховая еще ничего вам не возместила.
До выплаты по ОСАГО
Некоторые водители почему-то думают, что им обязательно возместят ущерб деньгами. Однако это заблуждение! Исчерпывающий перечень оснований, когда страховщик выплачивает по ОСАГО в денежной форме приведён в пункте 16.1 ст. 12 ФЗ-40. Далеко не факт, что ваш случай подпадает под эти критерии.
На практике чаще всего выдают направление на ремонт. И если вы отремонтируете автомобиль до того, как страховая направит вас чиниться в СТОА – восстанавливать будет уже нечего. И вы ничего не получите! Согласитесь, обидно? Но таков закон! Именно поэтому спешить с ремонтом автомобиля до того, как вам полностью выплатят страховую сумму по ОСАГО – не стоит.
Но даже если страховая возместила вред деньгами, нет гарантий, что вас устроит насчитанная сумма. Популярная уловка СК в 2022 году занижать размер возмещения по ОСАГО. К примеру, вместо положенных 120 тысяч рублей вам могут выплатить всего 60 тысяч. И тогда придётся требовать доплаты за ущерб. Или вообще оспаривать отказ страховой в возмещении вреда после ДТП.
Во время споров со страховой
Несогласие с решением страховой подлежит обжалованию в рамках закона. Возникает вопрос, можно ли ремонтировать автомобиль в эти сроки? Например, если 15 дней уже истекли, но страховая не хочет возмещать ущерб или насчитала маленькую сумму.
Если у вас есть возможность, лучше повременить с ремонтом машины во время спора со страховщиком. Формально, ФЗ-40 Об ОСАГО не запрещает приступить к восстановлению поврежденного ТС. Но в интересах потерпевшего дождаться решения вопроса в ту или иную пользу. И «виной» тому сам порядок оспаривания решения страховой.
Чтобы было понятнее, вкратце его опишем:
- Страховая отказывает в страховом возмещении либо вы не согласны с размером.
- Подаётся заявление о разногласиях в страховую.
- Ответ СК вновь вас не устраивает или ответа нет.
- Теперь вы обращаетесь с точно такими же требованиями к финансовому уполномоченному – в его компетенции рассмотреть спор и принять решение на досудебной стадии. В том числе, назначить экспертизу. Поэтому ремонтировать машину до проведения экспертизы финупа не желательно. В противном случае оценивать ущерб будут по фото, а они могут исказить реальную ситуацию.
- Финансовый омбудсмен может удовлетворить ваши требования – но и в этом случае вместо выплаты деньгами финуп может обязать страховую выдать направление на ремонт вашего автомобиля. А если ТС уже восстановлено, то и ремонтировать нечего. Страховая выйдет сухой из воды, а ваши расходы на починку разбитой машины никто не компенсирует.
- Наконец, если вы обжалуете решение финупа, то точку в вопросе ставит судья. И снова может последовать решение направить вас на ремонт (вместо выплаты деньгами).
Оптимальный вариант не трогать разбитый после ДТП автомобиль до разрешения спора со страховой. Потом, так или иначе, вы сможете восстановить машину – либо за счёт страхового возмещения, либо в крайнем случае за свои деньги.
Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?
Торопливые виновники аварии, отремонтировавшие машину до истечения установленного законом 15-дневного срока, рискуют нарваться на регресс от страховой. Другими словами, возместить страховщику ту сумму, которую тот выплатил потерпевшему в ДТП.
Но с какой стати мне что-то платить, если автогражданская ответственность застрахована? Наличие действующего полиса ОСАГО убережёт от прямого возмещения ущерба потерпевшему в ДТП. Однако, если вами нарушено обязательное требование не ремонтировать авто в 15-дневный срок, то регресс обоснован.
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.
То есть, если страховщик потребует от вас предоставить ему автомобиль на осмотр или экспертизу, а вы уже устранили повреждения и 15 дней не истекли – страховщик вправе выставить регресс. И потребовать от вас выплатить всю сумму возмещения потерпевшему в ДТП.
Бывает, что вы отсчитали 15 дней и после этого отремонтировали машину на СТОА. Но вскоре вам приходит письмо от страховщика с требованием предоставить автомобиль на осмотр. Причём телеграмма была отправлена еще в 15-дневный срок, когда вам было запрещено ремонтировать машину.
Что делать? В такой ситуации лучше сразу связаться со страховой. Далее нужно уведомить СК, что письмо получено вами только что. Страховая так же должна быть в курсе доставки телеграммы (ей приходит уведомление почты о вручении письма адресату, то есть вам). Требуйте от страховой согласовать новую дату и время осмотра или экспертизы автомобиля. Никаких санкций к вам, как к виновнику ДТП, в такой ситуации быть не должно. Но лучше начинать ремонт повреждённой машины через несколько дней после истечения 15-дневного срока. Так сказать, для подстраховки – чтобы отправленное письмо успело дойти.
А что грозит потерпевшему?
Потерпевшему ничего не угрожает. Регресса, как в случае с виновником аварии, он не получит. Однако преждевременное восстановление машины чревато тем, что вы можете попросту не получить страховое возмещение по ОСАГО. Например, если основания для выплаты деньгами отсутствуют, и СК направит ремонтироваться на станцию техобслуживания.
Важное разъяснение Верховного Суда РФ!
Страховая не обязана отказывать в выплате по ОСАГО на том основании, что потерпевший отремонтировал автомобиль сразу после ДТП. На это в своей практике указывал Верховный Суд – в 2020 и 2021 году.
Приведём в качестве примера оба этих решения:
- Верховный Суд разбирал спор истца со СК «РЕСО-Гарантия». Потерпевший в ДТП получил направление на ремонт от страховщика, но восстановление автомобиля не состоялось – истец его попросту не предоставил. Вместо этого он требовал от страховой денежную выплату по ОСАГО на основании независимой экспертизы, но СК оставила это без внимания. После отказа финупа истец самостоятельно отремонтировал автомобиль. Нижестоящие суды и апелляция поддержали страховщика. Однако истец дошёл до Верховного Суда, где по итогу было установлено следующее – в постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами о недобросовестности истца и выводами об удовлетворении его требований (частичном возмещении ущерба деньгами). Дело отправили на пересмотр (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 2-КГ21-8-К3).
- Во втором случае истец судился со СК «СОГАЗ». Отремонтировав машину, он обратился за страховым возмещением, но в СК ему отказали. Независимая экспертиза насчитала 1,4 млн ущерба с учётом износа. Истец ходатайствовал еще и о судебной экспертизе. Но суды посчитали это недопустимым доказательством – якобы, машину отремонтировали до экспертиз, страховой случай и размер убытков никак не подтвердить. ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. И признал экспертизу правомерной, поскольку она всё же была проведена по направлению страховщика, а также имелись другие материалы дела (Решение ВС РФ № 18-КГ20-9 от 17 марта 2020 года).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремонт потерпевшим автомобиля до осмотра и/или экспертизы страховой не является основанием для отказа в страховом возмещении. Однако существует риск, что дело дойдет до спора и вам придётся обивать пороги судебных инстанций.
Можно ли самому отремонтировать автомобиль до оценки и выплаты от страховой по ОСАГО?
Современное законодательство об ОСАГО предполагает существенную задержку между повреждением автомобиля по чужой вине после ДТП и возмещением расходов на её восстановление. Так, на компенсацию ущерба после подачи заявления с полным комплектом документов даётся 20 дней с перспективой продления данного срока практически до бесконечности. Между тем, многим автолюбителям критично располагать отремонтированным авто здесь и сейчас. Можно ли отремонтировать машину самостоятельно до выплаты страховой компании, а потом просто получить деньги как возмещение такого ремонта? Можно ли самому сфотографировать повреждения или провести независимую экспертизу и сразу приступать к восстановлению автомобиля? Давайте обо всём по порядку!
Какие сроки предусмотрены по ОСАГО в 2022 году до выплаты?
Итак, выясним сначала, сколько вообще можно ожидать получения страхового возмещения по закону. И здесь есть несколько сроков, которые предусмотрены соответствующими ФЗ №40 и Правилами ОСАГО.
- 20 календарных дней, кроме нерабочих праздничных – это наиболее известный период в ОСАГО – срок с даты подачи вами заявления на возмещение со всеми документами, в течение которого страховщик обязан произвести страховое возмещение (пункт 21 статьи 12 ФЗ-40).
- 5 рабочих дней на осмотр или экспертизу автомобиля после подачи заявления – он включен в вышеуказанные 20 дней (пункт 11 той же статьи).
Таки образом, получаем, что в целом есть 20 плюс чаще всего небольшой порядок нерабочих праздничных дней, кроме майских и новогодних праздников, на произведение выплаты.
Однако, данный срок может быть существенно увеличен. Например:
- если вы забыли подать какой-нибудь документ, то срок растягивается: сначала на 3 рабочих дня на запрос страховщиком у вас этих бумаг, а затем, пока вы не принесёте их;
- если вы не зафиксировали документально, что подали полный комплект документов и заявление, то 20 дней могут и не начаться никогда, благодаря хитрости вашей страховой – и не стоит недооценивать последнюю и уповать на добросовестность. ;
- в случае наличия вреда здоровью людей в ДТП вы вообще можете долго ждать необходимые по ОСАГО документы от ГИБДД или иных структур правоохранительных органов – вплоть до года и иногда даже двух.
Что же делать, если у вас автомобиль, к примеру, не на ходу – неужели придётся ждать целый год и даже больше?! Проблема, действительно, есть. Ведь вы не можете ремонтировать свою машину самостоятельно до осмотра страховщиком, иначе выплаты не видать (ниже будут ссылки на официальные законы). Более того, если страховая выдаст направление на ремонт вместо перевода «живых» денег, а машина у вас уже восстановлена, то и здесь ничего вы не получите. Однако, варианты иногда всё же есть!
Можно ли самому отремонтировать машину до оценки или экспертизы страховой?
Здесь, на самом деле, вариантов всего лишь два:
- вы можете приступать к ремонту машины до проведения осмотра или экспертизы страховой компанией, если не рассчитываете на получение страхового возмещения по ОСАГО,
- и вам лучше этого не делать, если вам требуется возмещение ущерба.
И вышеописанное не ради шутки! Дело в том, что ряду автовладельцев гораздо проще самостоятельно починить автомобиль после ДТП без получения выплаты по ОСАГО, так как в ожидании можно потерять больше денежных средств (например, такси с минимумом повреждений после происшествия, которое, тем не менее, не выпустят на линию с повреждениями).
И выяснить, можно ли ремонтировать авто после ДТП до экспертизы, такие автолюбители задают в контексте нарушения не условий для получения возмещения, а нарушения закона. И здесь ответ однозначен – ничего не запрещает вам распоряжаться собственным имуществом как вам захочется, если это не противоречит законодательству. И никаких ограничений по закону ОСАГО в 2022 году по возможности восстанавливать автомобиль нет.
Для остальных водителей – второй вариант. Это безусловное и бескомпромиссное требования закона. Страховая компания должна обязательно провести оценку или экспертизу повреждения в двух целях:
- дабы убедиться в отсутствии мошеннических схем,
- чтобы рассчитать размер страхового возмещения по ОСАГО.
Что касается «пруфов», то подтверждение указанных слов содержится в пункте 20 статьи 12 закона:
20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Обратите внимание на официальную трактовку этой нормы. Речь идёт не о безусловном ремонте автомобиля до экспертизы или осмотра, а о невозможности вследствие этого установить два факта:
- само наличие страхового случая,
- размер ущерба для возмещения.
Однако, на практике 2022 года, даже если вы предоставите любые самые достоверны данные, то будет отказ в выплате. И любой суд займёт в таком случае сторону страховщика.
А если самим сфотографировать повреждения и показать страховщику?
Увы, но нет. В судебной практике почти никогда это не сработает, просто потому что страховая компания в мотивировке отказа укажет о невозможности установить размер убытков и наличие страхового события. То есть максимально так, как указано в вышеприведённом пункте 20.
Страховщик должен иметь возможность именно зафиксировать повреждения формально – с привлечением эксперта, который сам всё отфотографирует и составит акт осмотра транспортного средства и другие необходимые документы.
Могу ли я провести независимую экспертизу и приступить к ремонту до осмотра?
Тоже не получится самостоятельно как можно быстрее отремонтировать свою машину, если организовать независимую экспертизу в сторонней организации. Хотя, это кажется уже более разумным доказательством наличия ущерба и его размера (даже разумнее, чем оценщик от страховой компании, который может иметь предвзятое отношение к размеру и условиям ущерба).
Тем не менее, страховые компании пользуются максимально данными им законодательством возможностями. И поэтому, поверьте, там, где можно было бы пойти навстречу клиенту, именно финансовая организация редко будет это делать, если можно сохранить оборотные деньги.
И в данном случае законодательство снова на стороне страховых. Пункт 11 статьи 12 в своём 5 абзаце устанавливает буквально следующее:
Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страхового возмещения в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованные со страховщиком даты в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта.
Такое положение дел подтверждает также Верховный суд, который в Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. указал то же самое в пункте 31.
Можно ли начать ремонт до выплаты ОСАГО за ДТП?
Если же в вашем случае оценка или экспертиза уже проведены, то закон прямо не запрещает приступать к ремонту собственного автомобиля самостоятельно. Однако, это снова не значит, что возмещение по ОСАГО вы получите.
И мы снова крайне не рекомендуем начинать ремонт машины, даже если уже был осмотр со стороны страховщика, потому что вам могут произвести не выплату как компенсацию затраченных вами же средств, а выдать направление на ремонт.
Но я точно знаю, что меня не направят на ремонт!
Да, причин, по которым страховщику будет просто не выгодно отправлять вас на ремонт, а лучше будет выплатить деньгами, предостаточно. Мы описали их в специальной статье. Однако, быть уверенными, что вам не выдадут направление, а заплатят, не стоит. Даже если у вас одна только разбитая фара или бампер стоят миллионы, а износ автомобиля составляет 50% (вспомним, что при ремонте износ не учитывается, а при выплате – да)
Тем не менее, если вы оценили вероятность получить возмещение по ОСАГО деньгами и решили, что риск стоит скорейшего «выздоровления» машины, то сам факт начала ремонта до выплаты не нарушает ни законов, ни условий для получения денег. Вы можете приступать к восстановлению автомобиля в таком случае.
Остаётся только помнить ещё о важной тонкости. Если вам выплатят недостаточно денег для покрытия ремонта, то оспорить эту сумму будет немного сложнее, если вы не сможете предоставить финансовому уполномоченному или эксперту повреждения в натуральном их виде. В случае уже отремонтированного авто последние будут оценивать ущерб по фотографиям страховщика.
Судебные разбирательства затягиваются надолго – что делать?
Это очень распространённая ситуация. Обычно дела с выдачей сотрудниками ГИБДД необходимых для обращения в страховую документов могут затягиваться из-за административных расследований, поиска виновника ДТП, медицинских заключений в случае наличия пострадавших и исхода уголовных дел, которые могут длиться годами.
Тем не менее, есть в 2022 году рабочий способ для того, чтобы иметь возможность отремонтировать автомобиль. Но работает он только на первом этапе из вышеописанного – можно условно заставить страховщика провести осмотр или экспертизу машины. Однако, всё ещё остаётся возможность выдачи направления на ремонт (особенно, если автомобиль у вас свежих годов выпуска). Поэтому данный риск берём на себя целиком и полностью.
А способ заключается в подаче заявления без необходимого набора документов. И это не совсем законно, но нередко работает.
Дело в том, что вам ничего не запрещает подать заявление о страховом возмещении. В то же время, после этого у страховщика возникает обязанность по проведению оценки транспортного средства, согласно пункту 11 статьи 12 закона Об ОСАГО.
Но есть здесь плохая новость – в официальной трактовке этого пункта 11 говорится о приложенных в соответствии с Правилами страхования документах к заявлению. У вас их недостаточно по условиям данного раздела статьи. Поэтому выхода два:
- попытаться подать заявление без нужных документов – есть возможность, что страховая проведёт осмотр во время истребования недостающих бумаг, в том числе не заподозрив, что их у вас просто нет,
- договориться со страховой о том, что именно этот документ вы привезёте позднее, так как идёт разбирательство по вашему делу о ДТП.
В целях, указанных во втором пункте, страховщики иногда идут навстречу своим клиентам.
Я виновник ДТП, но обжалую виновность – можно ли показать страховой машину и сделать её?
И вот в этом случае описанный выше способ оказывается более работоспособным и имеющим право на жизнь на практике. Порядок следующий.
- Вы подаёте документы вместе с заявлением, куда прикладываете в том числе постановление/определение и протокол (при наличии) о вашей виновности. Дело в том, что Правилами страхования установлен список обязательных документов (пункт 3.10). Однако, там не указано, что именно другой участник ДТП должен быть виновником. Просто написано, что нужно приложить постановление или определение о виновности и протокол, если его составляли полицейские.
- После этого ожидаете 5 рабочих дней для приглашения на оценку или экспертизу страховой организацией.
- Суть здесь в том, что у страховщика возникает обязанность по проведению осмотра после подачи заявления с документами, вне зависимости от вашей виновности в аварии. Ну а тот факт, что вы приложите заявление об обжаловании постановления или определения, подтверждает тот факт, что можете стать вовсе не виновником.
И всё же, есть важное препятствие на пути к осуществлению нашей цели. Дело в том, что в пункте 3.10 Правил страхования говорится о том, что документы должен подавать потерпевший в ДТП. Вы же являетесь виновником до тех пор, пока успешно не обжаловали свою вину.
Я уже отремонтировал машину самостоятельно – что мне делать?
Смотря, на каком этапе остановился процесс получения страхового возмещения:
- если вы не предоставили на осмотр или экспертизу автомобиль страховой компании, а быстро отремонтировали его сами, то здесь, увы, рассчитывать на получение выплаты уже не стоит – любой суд не станет удовлетворять ваше заявление,
- если же вам выдали направление на ремонт, а вы уже сами восстановили свою машину, то здесь остаётся только сделать так, чтобы авто ваше в автосервисе не приняли.
По последнему пункту, к счастью, добиться выплаты в реалиях условий законодательства 2022 года достаточно просто в большинстве случаев.
Во-первых, есть законодательный набор условий, когда положена исключительно выплата, а не ремонт. Мы перечисляли их в отдельной статье.
Во-вторых, даже если законные условия для направления на ремонт соблюдены, сервис почти во всех случаях будет требовать доплату, потому что страховая посчитает с учётом износа. Вам от неё нужно правильно отказаться (вы имеете право не доплачивать). Кроме того, важным вопросом для симбиоза страховщика и автосервиса станет срок ремонта – последний будет всячески откладывать начало восстановления машины, так как нужно будет время для ожидания запчастей и деталей для вашего авто. Но вы можете сдать автомобиль правильно, заручившись доказательствами попытки это сделать, и тогда срок начнётся раньше. Но сервис при такой вашей попытке просто откажется от ремонта.
Таким образом, может выйти ситуация, когда вы просто в один прекрасный день получите на счёт выплату деньгами.
Источник https://auto-tech.center/blog/get
Источник https://autotonkosti.ru/q/mozhno-li-pristupit-k-remontu-avtomobilya-do-osmotra-ili-vyplaty-po
Источник https://tonkostiosago.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/mozhno-li-samomu-otremontirovat-avtomobil-do-ocenki-i-vyplaty-ot
Источник