Есть повреждения от старых ДТП – как производится возмещение по ОСАГО?
Согласно Гражданскому кодексу РФ, потерпевшее лицо вправе рассчитывать на полное возмещение вреда до такого состояния автомобиля, которое было бы, если бы аварии вовсе не было. Поэтому возмещению подлежит любой вред, застрахованный по ОСАГО. Но как производится выплата или ремонт деталей, если на них были повреждения от старых ДТП ранее, но они ещё хуже пострадали от последней аварии. Законен ли отказ в выплате, если автомобиль раньше попадал в ДТП и не был отремонтирован? Во всех этих вопросах постараемся разобраться!
Если деталь была повреждена до ДТП – что говорит закон 2021 года?
Здесь достаточно просто и сложно в то же время. Дело в том, что законодательство никак не регулирует вопрос восстановления машины, которая пострадала в тех частях, которые уже были повреждены ранее.
- Федеральный закон Об ОСАГО (ФЗ-40) регулирует общий порядок и принципы страхового возмещения в виде выплаты или ремонта, но не устанавливает последовательность восстановления, если есть старые повреждения от других ДТП,
- Правила страхования решают данные вопросы более детально: документы, бланки и прочее, но также не предписывают, как рассчитывается выплата в случаях, когда детали имели сколы, трещины, отломы ранее.
Таким образом, ответа на данный вопрос в законодательстве 2021 года вы не найдёте.
Как на практике?
А вот на практике всё достаточно логично, но традиционно не всегда в пользу потерпевшего в ДТП.
На деле расчёт возмещения по ОСАГО производится за вычетом ранее полученных повреждений, но и здесь есть ряд тонкостей.
Для примера возьмём автомобиль, у которого на бампере есть царапины краски с левой стороны. В таком случае порядок выплаты или ремонта его повреждения в зависимости от характера последующего ДТП рассчитывается нижеследующим образом.
Если деталь поцарапалась
Если ранее повреждённый бампер пострадал также царапинами в других местах, то положено полное возмещение, за исключением исключений.
Единая методика расчёта ссылается на технологию покраски конкретного автомобиля в автосервисе. Между тем, практически любой сервис будет красить элемент полностью – в 2021 году локально ничего не подкрашивается, если речь не идёт о совсем мелких потёртостях.
Но и чётких критериев, когда деталь будут красить полностью при царапинах, а когда – частично, нет.
Таким образом, ранее полученные царапины детали не будут учитываться в случаях, когда:
- пункт СТО, в который вас направляют на ремонт, может окрасить деталь локально (это возможно только при неглубоких царапинах и небольших потёртостях),
- лакокрасочное покрытие детали уже повреждено более чем на 25%,
- на ней имеется сквозная ржавчина (не относится к бамперам, если они пластиковые),
- цвет детали отличается от основного цвета кузова машины (здесь и выше пункт 1.6 Единой методики, цитата ниже).
Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25% её наружной поверхности, либо цвет окраски повреждённой детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.
Вот пример судебного решения, когда потерпевшему в ДТП судом было отказано в возмещении повреждений фары за то, что те относятся к элементам безопасности и имели следы некачественного ремонта до этого.
Если поцарапанная деталь повредилась
А вот если бампер повредился полностью и ранее был только поцарапан, то в этом случае выплата или ремонт должны быть произведены в полном объёме безо всяких вычетов.
Тем не менее, на практике страховщики по ОСАГО нередко пытаются вычесть стоимость покраски из стоимости замены. Для бампера такой расчёт может выглядеть таким образом, как выплата новой детали (причём, с учётом износа), стоимости её замены, но без окраски.
Если повреждённая ранее деталь снова повредилась
А вот в этом случае такая деталь уже не оплачивается в качестве восстановительного ремонта по ОСАГО. И это тоже логично, ведь повредилась деталь, для которой уже требовалась замена – то есть либо по вине самого потерпевшего в ДТП, либо, если не по его вине, то возмещение ущерба должно было быть ему уже произведено, а если страховщик ещё раз заплатит за этом бампер, то будет неосновательное обогащение.
Как страховщик узнает о ранних повреждениях?
Есть ситуации, когда ранее полученные повреждения очевидны. Например:
- удар пришёлся в левую сторону бампера, а царапины есть на правой стороне – то есть характер повреждений не соответствует последнему ДТП, по которому вы обращаетесь,
- старые повреждения на металле, как правило, покрываются коррозией, окисляются.
Но есть и различные методики определения таких повреждений:
- стандартная экспертиза ОСАГО – здесь в общем-то и определяются вышеуказанные ранее полученные повреждения на глаз «эксперта», а заключается такая экспертиза лишь в расчёте стоимости и более глубоком, чем при осмотре страховой, определении количества и качества пострадавших элементов,
- автотехническая экспертиза позволяет определить относительный возраст повреждений и сопоставить их с новыми,
- трасологическая определяет более точно, каков был характер удара (например, с какой стороны пришёлся удар, чем именно, какой силой и в каком направлении), что позволяет очень точно отделить старые повреждения деталей от новых.
Как правило, при обращении за возмещением сначала всегда проводится осмотр транспортного средства безо всяких специальных экспертиз. Осмотрщик страховой компании просто визуально фиксирует повреждения. На данном этапе у него могут только появиться подозрения в том, что какие-либо элементы кузова или их отдельные локации пострадали ранее и не относятся к этому ДТП. Если такие подозрения есть, инициируется экспертиза, которая уже подтверждает или опровергает мнение осмотрщика.
Но могут быть ситуации, и когда уже после осмотра страховая пытается вычесть некую сумму возмещения, мотивируя это тем, что повреждения получены ранее.
Поэтому оптимальный вариант для вас при наличии повреждений до ДТП – настоять на том, что их нет, при осмотре. В этом случае страховщик будет проводить экспертизу. Она для вас бесплатна во всех случаях. А если наличие ранних повреждений подтвердится в рамках такой экспертизы, то спорить уже не следует, но только если вы заранее знаете, что правда не на вашей стороне.
Незаконный отказ в выплате за старые повреждения
Если же страховщик пытается вычесть то, что не положено к вычету либо вовсе отказывает в возмещении по ОСАГО, обосновывая это на том, что они получены ранее, то отстаивать свою правоту можно и нужно.
Прежде всего, вам нужно будет потратиться на независимую экспертизу. Эксперту необходимо будет указать на то, по какой причине она проводится – в этом случае он дополнительно сделает автотехническую экспертизу. Она платная, но при выигрыше в суде деньги за неё вам вернёт страховая организация.
На основании расчёта вам следует подать досудебную претензию на юридический адрес страховой компании. Она пишется в свободной форме с изложением сути. Но есть необходимые данные, которые должны быть в ней указаны, они перечислены в пункте 5.1 Правил страхования. В претензии даётся разумный срок на удовлетворение требований – 10-15 дней.
При непоступлении возмещения либо игнорировании страховщиком такой претензии следует подавать исковое заявление в суд. На этом этапе (а можно и ранее) лучше обратиться к независимому юристу-эксперту, который сможет правильно составить исковое заявление в суд и последовательно уже в зале заседания изложить необходимые нормы закона и факты по делу.
Главное – помнить, что отстаивать нужно только правду, а не пытаться увеличить сумму выплаты необоснованно. В суде страховая может ходатайствовать о судебной экспертизе, которая подтвердит обман, и в этом случае расходы на такую экспертизу в случае отказа в удовлетворении иска повесят на истца.
Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)
Автовладельцы, желающие вернуть машину, обычно допускают такие ошибки:
- обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю;
- пишут взаимоисключающие требования или два и более требований;
- не собирают заказ-наряды и идут «качать права» без доказательств;
- передают машину на проверку качества или экспертизу, не зная, как при этом действовать;
- начинают анализировать закон, пытаясь понять, что такое недостаток, и обращаются в суд, не имея на то никаких оснований.
В этом придется разобраться
До возврата автомобиля в салон вам нужно узнать:
- как пользоваться машиной, чтобы не потерять гарантию (технические тонкости);
- как правильно себя вести при подготовке машины к возврату (юридические тонкости);
- что такое существенный недостаток автомобиля;
- какой у вашего автомобиля срок гарантийного ремонта и что делать, если в ремонте отказали.
Обо всем этом я и расскажу ниже.
Все, что вам нужно знать о гарантийном автомобиле
Начнем с основ: разберемся, что такое гарантийный срок, сколько он длится и зачем нужен.
Про гарантийный срок написано в ст. 5 Закона о защите прав потребителей. Цитирую:
«Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18, 29 Закона».
Если не кривить душой, это определение не дает понять вообще ничего. Но вот если к нему вернуться после прочтения ст. 18 и 19 Закона о защите прав потребителей, то картинка проясняется. Нам нужна как раз ст. 18 закона. Она очень сложно написана, поэтому я перескажу ее, а вы потом посмотрите оригинальный текст, если захотите.
Пока машина на гарантии, если что-то сломается, вы можете:
- вернуть машину;
- обменять ее;
- попросить отремонтировать;
- потребовать скидку на машину.
Поскольку автомобиль – это технически сложный товар, то для предъявления требований о возврате есть специальный порядок. Изложить его можно в четырех тезисах:
- Вернуть машину можно, только если вы нашли поломку (недостаток).
- Если недостаток найден в первые 15 дней со дня покупки, машину можно вернуть независимо от его серьезности (об этом читайте в статье «Купил новый автомобиль в салоне и нашел поломку в течение 15 дней (ситуация № 2)»).
- Если поломка найдена спустя 15 дней после покупки, то сначала можно потребовать только гарантийный ремонт. Сразу вернуть машину нельзя, потому что товар технически сложный. Закон дает возможность продавцу или производителю исправиться.
- И только если поломка существенная, т.е. она неустранима, или она проявилась вновь, или у вас две и более поломок, либо нарушены сроки ремонта – можно требовать возврата машины.
При этом важно, что в пределах гарантийного срока вина продавца в поломках предполагается. Именно он должен оправдываться и доказывать, что товар сломался не по его вине.
Продавец освобождается от ответственности за проблемы с машиной на гарантии, если докажет, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие:
На практике дилер (изготовитель) будет неистово доказывать именно первый пункт, т.е. что вы неправильно пользовались машиной, поэтому она и сломалась. Также дилер может всячески препятствовать вам в сборе доказательств, например постарается не дать документы по гарантийному ремонту (заказ-наряды), потому что документы – это главные доказательства того, что недостатки были и в этом нет вашей вины. Вот вам три письма, где как под копирку дилеры отказываются предоставить заказ-наряды, которые клиенты по незнанию не взяли сразу: письма владельцам Kia, Mazda и Audi.
Важно знать, сколько длится гарантийный срок, чтобы предъявить требование о возврате автомобиля вовремя. Этот срок изготовитель (продавец) может устанавливать, а может и не устанавливать. Он обычно прописан в договоре купли-продажи и сервисной книжке. В среднем гарантийный срок составляет 3 года и зависит от марки автомобиля. Бывает, его делают совсем коротким, например год. На этот случай есть специальное правило: минимальный срок гарантии составляет 2 года (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). И даже если в договоре срок гарантии меньше, он все равно будет длиться 2 года.
Подчеркну: гарантия – это договор. Как у любого договора, у нее есть определенные условия ее действия. И если вы их не соблюли, договор вы нарушили.
А если гарантийный срок истек? Вернуть машину все равно можно. Только в этом случае уже не продавцу придется оправдываться, а вам нужно будет доказывать, что с товаром что-то не так. Об этом я расскажу в следующей статье.
Вывод: если автомобиль сломался не из-за ваших действий, поломка выявлена в течение срока гарантии, является существенной и юридически правильно зафиксирована, то есть все основания для возврата автомобиля.
Как себя вести, чтобы не «слететь с гарантии» (технические тонкости)
Рассмотрим 10 реальных примеров, когда автовладельцам отказывают в гарантийном ремонте и возврате автомобиля из-за неправильного использования.
1. Несвоевременное обращение в техническую службу.
2. Владелец не выполняет свои обязательства согласно регламенту, ТО или нарушает правила эксплуатации автомобиля.
3. Владелец решил починить свою машину в другом техцентре.
4. В ходе очередного ТО было обнаружено, что в машине появилась «чужая» деталь, и официальный дилер к ее установке никакого отношения не имеет.
5. ДТП (в этом случае необходимо обращаться сначала в страховую службу).
6. Автомобиль был поврежден по вине третьих лиц, в результате чего вышли из строя агрегаты, узлы и прочие крупные компоненты, без которых его эксплуатация невозможна.
7. Участие в гонках или превышение скоростных возможностей автомобиля, не предназначенного для активного стиля вождения (если это не спортивная машина).
8. Эксплуатация легкового автомобиля на тяжелом бездорожье.
9. Тяжелые климатические условия.
10. Повреждения автомобиля, связанные с природными катаклизмами.
Это неполный список, он может быть дополнен. И чтобы потом в суде можно было доказать свою правоту, нужно соблюдать правила обращения с автомобилем на гарантии.
В этом вам помогут несколько рекомендаций.
Правило № 1. Обязательно прочитайте руководство по эксплуатации автомобиля. Особенно ту часть, где написано о двигателе и коробке передач. Обратите внимание на правила эксплуатации и обслуживания узлов и элементов, которые не осматриваются при плановом ТО, но следить за которыми ваша обязанность.
Изучите требования производителя, соблюдение которых гарантирует выполнение им бесплатного ремонта. Например, для любого автомобиля есть такой пункт: осмотр лакокрасочного покрытия раз в год. Это должен делать владелец у дилера по заявлению. В сервисной книжке должно быть указано, что контроль проведен, дефекты лакокрасочного покрытия не выявлены. Только в этом случае вы сможете относительно легко доказать свою правоту в случае проявления производственных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля.
Имейте в виду: подобных требований производителя немало, причем они меняются с течением времени и в зависимости от пробега – за этим надо следить.
К каждому автомобилю в комплекте прилагается руководство по эксплуатации. Оно может называться сервисной или гарантийной книжкой. В нем написано, как пользоваться автомобилем, чтобы он не ломался, ну или хотя бы не ломался быстро. Неумелое обращение с ним или невыполнение требований эксплуатации может привести к поломке, которая не будет покрываться гарантией.
Приведу несколько примеров из практики.
Ко мне как-то обратились ребята-стритрейсеры на спортивных BMW. Они загоняли машины, и у них потек редуктор заднего моста. От производителя BMW они ничего скрывать не стали, так и написали – «разгоняли машины до 200 км/ч» и т.д. Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации. В таком случае о его ремонте или возврате по гарантии речи быть не может.
Был случай, когда владельцы Peugeot вовремя не заливали масло, у них сломался двигатель, и они решили вернуть авто. В ходе предварительной экспертизы наш эксперт обнаружил, что двигатель сломался из-за неправильной эксплуатации.
Правило № 2. По возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием.
Если вы хотите усовершенствовать автомобиль за счет дополнительного оборудования, лучше это делать у дилера. Он будет нести ответственность не только за выполненную работу и новые запасные части, но и за последствия, если автомобиль сломается из-за установленного им оборудования. Это важно, поскольку оно может стать причиной сбоя в работе основного оборудования.
Например, в моей практике был случай, когда сигнализация автомобиля Mitsubishi Outlander влияла на работу его электроники: не выключался или самопроизвольно включался ближний свет фар, и на парковке разряжался аккумулятор. Наш эксперт выехал в Москву, у официального дилера была проведена диагностика, дилер заменил блок управления, но неисправность появилась вновь. Во время повторного осмотра наш эксперт обратил внимание на то, что на задней стороне блока управления автомобилем был закреплен блок управления сигнализацией. Он предложил отключить сигнализацию и оставить машину на пару дней для теста. Проверка показала, что автомобиль перестал жить своей жизнью. Проблема была в том, что при активации сигнализации она давала сбой в фоновом режиме на блок управления автомобилем, а тот, в свою очередь, давал команду включить свет. По итогам данной экспертизы представительство марки всем дилерам и специализированным мастерским разослало бюллетень, в котором говорилось, что блок управления сигнализацией нельзя устанавливать на блок управления автомобилем. Так эта проблема была решена.
Правило № 3. Старайтесь не использовать приобретенные самостоятельно запчасти.
Авторизованный дилер и сервис продают их по завышенным ценам. И все же рекомендую покупать запчасти только у официального дилера, даже если их нет в наличии и ждать поставки долго. Иначе потом поломки в автомобиле сервис может обосновать использованием неоригинальной запчасти. Любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля и ремонт с использованием неоригинальных запасных частей могут привести к лишению гарантии.
Правило № 4. Не пользуйтесь неавторизованным сервисом.
Это позволит «официалам» отказать вам в гарантийном обслуживании. Не сможете вы рассчитывать и на реализацию других законных прав потребителя. «Чужой» сервис можно использовать для обслуживания или замены негарантийных деталей, например можно поменять тормозные колодки и т.п.
Яркий пример – чип-тюнинг. Это вмешательство в заложенный производителем алгоритм работы того или иного узла. Обычно чип-тюнинг делают для увеличения мощности двигателя. Такие услуги предоставляют профессионалы, у которых есть сертификаты от именитых производителей блоков управления двигателями. Занимаются этим и самоучки, которые скачивают программное обеспечение устаревших моделей автомобилей и «заливают» его в новые авто.
Правило № 5. Вовремя проходите плановое техническое обслуживание.
Причем делать это нужно на официальных дилерских станциях с использованием оригинальных запасных частей.
Если вы не соблюдаете интервалы прохождения планового технического обслуживания, при отсутствии поломок в автомобиле сотрудники дилера вам об этом не скажут, проведут очередное ТО, возможен даже мелкий гарантийный ремонт, не связанный с плановыми ТО и регламентными работами. Многие ошибочно полагают, что так будет всегда. Можно проходить ТО, пренебрегая сервисными интервалами: «Зачем переживать, если и так все делают?» Это заблуждение. Производитель и дилеры ради сохранения лояльности к марке и автосалону делают мелкие ремонты. Но как только сломается дорогостоящий узел или, не дай Бог, произойдет авария, так как что-то отвалилось, – тут вам припомнят всё. Вы будете доказывать, что двигатель сломался не из-за перепробега, КПП должна была еще кататься и т.д., но дилер, защищая себя и производителя, укажет вам на пункт в сервисной книжке и откажет в ремонте.
Как себя вести, чтобы не лишиться возможности вернуть автомобиль (юридические тонкости)
Правило № 1. Любую передачу автомобиля в сервис сопровождайте письменным заявлением.
Заранее подготовьте заявление в двух экземплярах. В нем опишите недостаток автомобиля и потребуйте устранить его немедленно. Затем приезжаете в сервисный центр, на ресепшене передаете заявление и просите на втором экземпляре поставить дату подачи заявления, ФИО принявшего его сотрудника и подпись, печать.
Для тех, кому этот совет покажется странным («Все равно выдадут заказ-наряд, зачем еще и заявление писать?»), – объясняю. Вы расскажете о проблемах с автомобилем, а мастер-приемщик опишет их своими словами. И делать он это будет в интересах сервиса, а потому может изменить формулировку. Придется долго настаивать на том, чтобы он написал именно так, как вы сказали, но проще параллельно подать заявление.
Правило № 2. При обращении по гарантии заберите экземпляр своей заявки с датой ее принятия, даже если поломка несущественная.
Отдав в ремонт авто, не забудьте получить акт о приемке или заменяющий документ с описанием состояния автомобиля, подписью и печатью. С момента вашего обращения начинается отсчет времени, в течение которого должен быть выполнен гарантийный ремонт.
Правило № 3. Если автомобиль не едет, требуйте у дилера бесплатный эвакуатор.
Любой крупногабаритный товар и товар весом более 5 кг на ремонт и обратно должен доставляться силами и за счет дилера. И время, которое тратит дилер на транспортировку, входит в срок ремонта. А нарушение этого срока – повод для возврата авто. Про право требовать бесплатный эвакуатор написано в п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
Правило № 4. При подтверждении гарантийности случая оставьте автомобиль на площадке у дилера до окончания ремонта.
При этом не забудьте зафиксировать даты, когда сдали и забрали автомобиль.
Нарушите это правило – дилер скажет, что вы ездили на ломаной машине, а значит, неверно ее эксплуатировали, либо что недостаток не мешал вам пользоваться машиной.
Правило № 5. Не забирайте автомобиль после ремонта без документов.
Когда сервис забирает автомобиль на ремонт, составляется акт приемки или заказ-наряд в двух экземплярах. Один из них остается у вас. Его могут потребовать при получении автомобиля после ремонта и обратно, скорее всего, не вернут. И неважно, как они это будут объяснять. Факт остается фактом: у вас на руках не останется документа, подтверждающего, с какой проблемой вы обращались в сервис.
Поэтому всегда сохраняйте заказ-наряды. Документы, которые вам выдают в сервисе, дополнительно фотографируйте. Если не дают заказ-наряд, сделайте хотя бы фото монитора, на который он выведен, – если там виден номер, можно будет его использовать.
После завершения ремонта вместе с автомобилем нужно будет забрать документы. В них должны быть указаны даты обращения в ТС, передачи машины в дилерский центр, устранения недостатков и возврата автомобиля, там же должна быть информация о поломках, замененных деталях и материалах, которые использовались для проведения ремонта.
И не верьте, что без заказ-наряда автомобиль выдать нельзя. Собственник вправе требовать возврата своего автомобиля, и для этого достаточно только паспорта. Как вариант: заранее сделайте копию заказ-наряда и потребуйте ее заверить подписью и печатью, только после этого можете отдать оригинал документа.
Приведу примеры диалога с дилером – вам точно пригодится.
Диалог с дилером перед сдачей автомобиля.
– Прошу выдать мне мой экземпляр заказ-наряда.
– Зачем он вам? Мы вам выдадим документ, но потом как будете забирать машину? (Возможен такой вариант: «Это внутренний документ. Поскольку ремонт гарантийный, плательщик не вы, а завод. Потому вам документы выдавать мы не должны»).
– А в чем проблема? Это мое право. Вы обязаны выдать мне заказ-наряд и акт приемки в соответствии с п. 18 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.
Диалог с дилером перед получением автомобиля.
– Прошу вас выдать мне документы с информацией о дате обращения с требованием об устранении недостатков автомобиля, датах его передачи и устранения недостатков с их описанием, об использованных запчастях (деталях, материалах) и о дате выдачи автомобиля после ремонта.
– Зачем вам это? У нас вся информация хранится в базе. Не переживайте, она никуда не денется. В случае необходимости мы ее вам предоставим.
– Моя машина на гарантии. Мне важно знать, что вы продлили ее на то время, которое занял ремонт. Вы обязаны предоставить мне документы с перечисленными данными в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я не приму машину без них.
Правило № 6. После ремонта проверьте даты принятия и выдачи автомобиля в документах.
Даты эти должны соответствовать реальным. В противном случае требуйте их исправить. Ссылайтесь на свое заявление (см. правило № 1).
Заказ-наряд составляется при передаче автомобиля на ремонт. Поступившая позднее просьба продавца подписать новый наряд свидетельствует о том, что сервисный центр пытается избежать выплаты неустойки за нарушение сроков устранения недостатков.
«Подтасовка сроков» – любимая уловка дилеров. Приняли машину – указали дату приемки. Вернули машину владельцу, забрали старые документы и выдали новые. А по новым документам ремонт длился всего один день.
Правило № 7. Не подписывайте соглашение о продлении срока ремонта.
Сервис может применить такую хитрость: вам не предложат заключить отдельный договор о продлении срока ремонта, но условие об этом мелким шрифтом будет указано в заказ-наряде. Подписав его, вы согласитесь с таким продлением.
Поэтому внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать в сервисе. Если вы там найдете условие о продлении сроков, нужно будет сделать письменную оговорку об отказе от продления и требовании провести ремонт в срок, установленный Законом о защите прав потребителей, т.е. незамедлительно.
Правило № 8. Если поломка повторилась, воспользуйтесь другим сервисом для диагностики.
Повторное проявление недостатка в течение гарантийного срока автомобиля – опасная ситуация для производителя (импортера, продавца). Такой недостаток считается существенным, что дает вам право обменять автомобиль на другой или требовать возврата денег. Поэтому, когда вы приедете с тем же недостатком в сервисный центр продавца, его сотрудник по компьютеру увидит, что он повторный, и постарается указать в документах другую поломку. Аналогичные инструкции могут быть у всех авторизованных сервисов.
Если же во второй раз вы поедете в другой сервис, у которого нет данных о вашем автомобиле, то, скорее всего, в документах напишут правду, тем самым подтвердят наличие повторяющегося, а значит, существенного недостатка и… откроют путь к кассе с деньгами за автомобиль.
Правило № 9. Ремонт исключает возврат автомобиля.
Закон дает вам возможность выбирать, как защитить свои права: можно отремонтировать автомобиль, а можно его вернуть. Но если вы его отремонтировали, а потом вдруг решили вернуть, то суд откажет вам, сославшись на то, что вы свое право уже реализовали.
Соблюдение всех прописанных выше рекомендаций приблизит вас к возврату автомобиля на 50%. Остальные 50% вам даст только помощь юриста-профессионала. Потому что тут нужно будет разбираться: на кого именно подать в суд – на дилера или изготовителя; где лучше это сделать (в некоторых регионах связи дилеров не дадут отстоять свои права); какое основание для возврата выбрать; какую назначить экспертизу и какие вопросы поставить; как оспорить экспертизу, если она показала, что вы не правы, и т.д.
Основания для возврата автомобиля на гарантийном сроке
Снова обратимся к ст. 18 Закона о защите прав потребителей. По истечении 15 дней со дня покупки товара требования потребителя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара – 45 дней;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Как видите, одно из оснований – это существенный недостаток, а два других основания касаются сроков. О том, что срок ремонта составляет максимум 45 дней, написано в ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я сразу вставил его для наглядности.
Вот в этих-то основаниях люди и путаются. Давайте разложим все по полочкам.
Существенный недостаток автомобиля
Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. Про существенный недостаток говорится в ст. 18 этого закона, а вот само определение содержится во введении к закону, поэтому его не все находят.
Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:
- неустранимый недостаток;
- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
- недостаток, выявленный неоднократно;
- недостаток, который проявляется вновь после его устранения.
Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.
Неустранимый недостаток
Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом.
Примерами неустранимого недостатка могут быть:
- нарушение геометрии кузова, из-за чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т.п., а также отрегулировать развал-схождение, выставить углы установки колес (схождение-развал) и т.д.;
- отверстие под люк автомобиля сделано с нарушением формы или технологии, из-за чего люк протекает или плохо закрывается/открывается;
- некачественная окраска автомобиля. Неустранимым недостатком считают, например, появление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, способная устранить коррозию, которая проводится в салонах и мастерских, отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
Ко мне однажды обратился владелец автомобиля Škoda Superb. Дилер признал, что на заднем правом крыле были дефекты лакокрасочного покрытия производственного характера, и согласовал окраску по гарантии завода-изготовителя. Но тут есть тонкость: наши сервисы не умеют хорошо красить автомобили и, конечно, не восстановят вам заводское лакокрасочное покрытие. В чем это проявляется? Обязательно будут включения (сорины), риски, раковины, а также непрокрасы и ступеньки в случаях, когда потребуется сделать переход нового слоя краски к старому.
Проблемы с лакокрасочным покрытием характерны для таких марок авто, как: Kia/Huyndai – сорность, непрокрасы, раковины; Renault – коррозия задних арок, крышки багажника; Škoda/VW – сорность, вспучивание краски; Land Rover Range Rover – сорность; Ford – сорность, плохая адгезия; Mercedes – тонкий слой ЛКП, слабая износостойкость; китайские автомобили двух-, трехлетней давности – коррозия скрытых полостей.
Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени
В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования.
Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств 1 . Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично. Я лично использую методическое руководство для экспертов и судей «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации».
В руководстве этом указаны такие цифры:
4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).
4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.
4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.
5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).
А вот что касается объективно необходимых сроков, то при доказывании можно обратиться к п. 3.2.11 Руководящего документа 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)». В нем указано, что автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом случае по согласованию с заказчиком и не должны превышать:
- техническое обслуживание – 2 дней (с учетом графика сменности);
- текущий ремонт (кроме кузова) – 10 дней;
- ремонт двигателя (капитальный) – 2 дней;
- наружная окраска кузова со снятием старой краски – 15 дней;
- наружная окраска кузова без снятия старой краски – 10 дней;
- полная окраска кузова со снятием старой краски – 20 дней;
- полная окраска кузова без снятия старой краски – 15 дней;
- жестяницко-сварочные работы – 20 дней;
- сложные жестяницко-сварочные работы – 30 дней;
- жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 35 дней;
- сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 50 дней.
Недостаток, выявленный неоднократно
Это разные недостатки, выявленные более одного раза. Причем каждый из них в отдельности делает товар не соответствующим образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию), предусмотренным законом требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям). При этом каждый из таких недостатков приводит к невозможности или недопустимости использования товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется или о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Важно не путать неоднократный недостаток с недостатком, который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание, то проиграете.
Следует понимать, что неоднократный недостаток – это не повторное проявление одного и того же недостатка, а разные поломки. Простой пример: у вас уходит масло из двигателя. Вы обращаетесь к официальному дилеру, и его сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала (типичная проблема многих автомобилей). Дефект устраняют по гарантии. Спустя некоторое время вы видите лужицу масла под машиной после стоянки – и опять к дилеру. Сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала, но с другой стороны. Раз сальник другой, повторяемость одного дефекта будет доказать сложно. А вот неоднократное выявление недостатков в виде течи масла через уплотнения коленчатого вала имеется.
Недостаток, который проявляется вновь
Это недостаток, повторно проявляющийся после его устранения. Причем должен проявиться недостаток именно того узла (детали), который подвергался ремонту.
Яркий пример повторяющегося дефекта детали – выход из строя датчика ABS на некоторых английских и корейских автомобилях. Представьте такую ситуацию: в процессе эксплуатации машины загорается лампочка, сигнализирующая о неисправности системы ABS. Вы обращаетесь к дилеру, он осматривает автомобиль, диагностирует неисправность датчика колеса и меняет его по гарантии (обратите внимание: несмотря на то что машина едет и тормозит, фактически вы эксплуатируете автомобиль с неисправной тормозной системой – а это еще одна юридическая история). Спустя некоторое время та же лампочка загорается опять. И вновь дилер, и вновь то же колесо, и вновь замена датчика. Вот это классический пример повторяющего дефекта. В таком случае нужно возвращать автомобиль.
Отказ в гарантийном ремонте и нарушение его сроков как основания для возврата автомобиля
Максимальный срок гарантийного ремонта составляет 45 дней (ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Если вы обратились с претензией, но за этот срок ваш автомобиль отремонтировать не успели, то его можно возвращать. Только в любом случае придется доказать, что поломка имеется на данный момент и что причины ее заводские, а не эксплуатационные.
Если же вам вовсе отказали в гарантийном ремонте, то такой отказ будет приравнен к нарушению срока ремонта. Условия для возврата те же.
(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Автомобильные убийцы: 10 проблем с автомобилем, которые не стоит исправлять
Вот в каких случаях нет смысла ремонтировать автомобиль.
В России подержанные автомобили иногда можно купить достаточно дешево. Особенно если речь идет о возрастных авто. И знаете, что самое удивительное? Многие старые подержанные авто продаются с описанием в объявлении «как новый». И многие покупатели в это верят. Да, на рынке можно найти и нормальные старые машины, которые и выглядят неплохо, и с технической стороны вполне еще исправны и надежны. Но, к сожалению, состояние большинства подержанных машин – откровенный «хлам». Поэтому процесс покупки старого авто далеко не такой простой, как это может показаться на первый взгляд.
Вы не поверите, но на рынке сегодня огромное количество подержанных транспортных средств, чьи владельцы даже не знают или ошибочно считают, что регулярная замена масла в двигателе – это бесполезная трата денег. Также для многих владельцев старых машин дымящая сизым или черным дымом выхлопная труба – вполне нормальное явление. Но надо понимать, что, купив такой автомобиль, вы, по сути, выкинете деньги, поскольку есть риск повреждения двигателя.
Второй проблемой на рынке подержанных авто являются битые старые автомобили, которые прошли грубый и некачественный восстановительный ремонт. Причем, как это часто бывает, внешне такие автомобили определить не так-то легко. Особенно дилетантам в области ремонта автомобилей.
Так что, купив автомобиль после крупного ремонта, вы не только обречете себя на постоянные проблемы с машиной, но главное станете хозяином опасного автомобиля, который не способен будет вас защитить в случае аварии. Ведь не секрет, что авто после некачественного и дешевого восстановительного кузовного ремонта уже не имеет той жесткости кузова, которая была изначально заложена автопроизводителем. Также во время дешевого ремонта после аварии горе-мастера часто не ставят новые подушки безопасности. Сами понимаете, чем это чревато для нового владельца автомобиля.
Но не все старые автомобили плохие. Да, конечно, найти идеал практически невозможно. Ведь кто продаст старую машину в идеале? Это действительно редкость, и такие авто уходят с рынка за несколько часов. Так что при поиске подержанного старого авто будьте готовы, что все автомобили будут в не очень хорошем техническом состоянии. Но это не говорит о том, что покупка старого авто не имеет смысла.
Все дело в том, что все старые автомобили, выставленные на продажу на рынке, разные и, естественно, имеют разное техническое состояние. Ведь это как и у людей, которые по-разному относятся к своему здоровью. Кто-то уже к 40 годам имеет целый букет хронических заболеваний, а кто-то еще ни разу не был в местной поликлинике. Правда, отчасти наше здоровье зависит от генных факторов и т. п. Но тем не менее наше отношение к здоровью и наш образ жизни играют важную роль.
Также и у автомобилей. Не все автомобили, выпущенные с завода, надежны и качественны. То есть одни автомобили изначально более крепкие и качественные, а другие сходят с конвейера, имея различные конструктивные ошибки, допущенные инженерами в процессе проектирования.
И все-таки главное для состояния любого авто – это человеческий фактор. То есть как тот или иной владелец относится к машине. В первую очередь на состояние любого авто в процессе эксплуатации влияет стиль вождения, условия использования авто, ежегодный пробег, качество дорог, топлива, масла и т. п. Также не менее важна регулярность планового обслуживания и качество запчастей при ремонте. И конечно, на состояние автомобиля влияет качество ремонтных работ. Мы имеем в виду, кто занимается ремонтом машины. Сами понимаете, что автослесарь автослесарю рознь. Ведь в нашей стране огромное количество недобросовестных и не совсем грамотных автомастеров, которые часто и становятся виновниками того, что не совсем старый автомобиль по техническому состоянию напоминает 50-летнего старичка.
Так что выбирать подержанный старый автомобиль – весьма трудная задача. Но вполне решаемая. Главное – понять, что большинство старых машин находятся в не очень хорошем техническом состоянии. И вы должны быть готовы к частым проблемам с машиной и периодическому ремонту.
Важно, чтобы этот ремонт был разумный и не глобальный, который не имеет смысла. Ведь иногда из-за плохого технического состояния старого автомобиля стоимость ремонта может превысить сумму, необходимую для приобретения более свежего авто. В таком случае такую машину не стоит брать. Если вы уже являетесь владельцем такого старого хлама, то в этом случае лучшее решение – избавиться от проблемной машины, добавить денег и приобрести более свежий автомобиль.
Но как не нарваться на проблемный автомобиль на рынке? Ведь риск купить «убитый» старый автомобиль очень высок. Вы же ведь понимаете, что большинство владельцев старых автомобилей решили продать их не просто так. Да, не всегда автовладельцы старых машин продают их, чтобы избавиться от «геморроя», связанного с постоянными поломками и ремонтами. Но все же чаще всего владельцы старых машин выставляют их на продажу именно из-за технического состояния.
Чтобы вам было проще ориентироваться на рисковом авторынке в России, мы собрали для вас Топ-10 ремонтных проблем, которые заставляют большинство автовладельцев избавляться от старых машин (и не только от старых).
Благодаря этому Топу вы будете знать, какие автомобили на рынке стоит обходить стороной, чтобы избежать опасности и риска столкнуться с постоянным ремонтом и бесконечной тратой огромных денег. Узнав самые частые ремонтные проблемы, заставляющие автолюбителей продавать свои автомобили, вы будете знать, с какими машинами ни в коем случае не стоит связываться.
1) Дорожная соль и реагенты – это главный канцероген для автомобилей
При поиске старого авто вы столкнетесь с большой проблемой: где взять автомобиль без следов коррозии кузова. Все старые авто имеют тенденцию ржаветь. Особенно в территориях, где зимой выпадает много снега и наблюдаются низкие минусовые температуры. И чем больше автомобиль эксплуатировался в таких суровых условиях, тем больше вероятность, что его кузов имеет признаки коррозии, которые часто умело скрывают от покупателей с помощью предпродажной подготовки.
В первую очередь коррозия кузова автомобиля связана с дорожной солью и противогололедными реагентами, которыми обрабатывают дороги в зимнее время. И чем северней регион России, тем чаще обрабатываются дороги различными противогололедными составами. Соответственно, автомобили, эксплуатирующиеся в зимних регионах, быстрее начинают гнить, чем авто, используемые в южных регионах с мягкими зимами.
Наиболее подвержены коррозии пороги автомобиля, днище, арки, крылья, багажник, капот, зазоры кузова. Восстановить ржавый автомобиль очень дорого, и часто это делать нецелесообразно. Особенно если речь идет о коррозии деталей кузова, которые необходимо срезать и затем вваривать новые компоненты кузова.
Также нет смысла ремонтировать рамную машину, если рама сгнила. Ремонт в таком случае может влететь в копеечку. В том числе при сквозной коррозии днища автомобиля иногда ремонт вообще невозможен. Но коррозия коррозии рознь. Если старый автомобиль имеет небольшие участки ржавчины, то все еще можно исправить, остановив ее распространение. Так что при выборе старой машины внимательно осмотрите ее кузов. И если он имеет множество признаков ржавчины, советуем не связываться с этим автомобилем.
2) Стук двигателя
Если при осмотре подержанного автомобиля вы услышите стук в двигателе (например, как в видео выше), то ни в коем случае не покупайте это транспортное средство, поскольку существует вероятность серьезных проблем с силовым агрегатом, на устранение которых понадобятся большие расходы. Причем эта сумма может быть даже больше, чем стоимость всего автомобиля. Особенно когда из-за проблем в двигателе шатун пробьет блок. В этом случае вам придется приобретать другой мотор.
3) После аварии изменена геометрия кузова или погнулась рама
Если автомобиль попадает в серьезную аварию с другим авто или на скорости переворачивается в кювет, то, скорее всего, в результате сильного удара геометрия кузова будет изменена. То есть, по сути, от удара поведет кузов машины. В этом случае многие автовладельцы предпочитают сразу продать автомобиль. Чаще всего такие автомобили продают после восстановительного ремонта. Помните, что даже если автомобиль после серьезного ДТП вернулся к своему первоначальному внешнему виду, это еще не означает, что вся геометрия кузова была восстановлена. В любом случае жесткость кузова после сильного удара уже была нарушена и даже после качественного кузовного ремонта автомобиль уже не может быть безопасен с точки зрения автопроизводителя. Так что всегда советуем избегать автомобилей, которые попадали в серьезные аварии. Даже если автомобиль внешне выглядит идеально.
4) Проблемы с проводкой
Новые автомобили, как правило, не подвержены проблемам с электрикой. Если, конечно, в нее не влезли горе-мастера по установке аудиооборудования и сигнализации. Но это не значит, что современные свежие автомобили не могут иметь проблем с проводкой. Неважно, какой автомобиль вы хотите купить – свежий или в преклонном возрасте. В любом случае перед тем как приобрести б/у машину, всегда проверяйте тщательным образом всю электрику.
При осмотре машины обязательно внимательно осмотрите подкапотное пространство, где часто проблемы с проводкой возникают из-за мышей и крыс, которые любят заползать под капот и перегрызать оплетку проводов.
В этом случае в машине могут начаться огромные проблемы с электропроводкой, начиная от различных замыканий и заканчивая плавлением проводки.
Если вы видите подобные проблемы с машиной, ни в коем случае не приобретайте ее. Это риск получить надолго геморрой с электропроводкой и стать постоянным клиентом автоэлектрика. Да, безусловно, если в старой машине нужно поменять всего несколько проводов, это одно. Но когда речь идет о целом пучке поврежденных проводов, то лучше не связываться с таким авто.
5) Автомобиль начал сильно дымить
Вы обращали внимание на дороге на многие старые машины, которые очень сильно дымят? Знаете, в чем их проблема? Это явно указывает на проблемы с двигателем, который из-за большого пробега имеет уже признаки износа. Да, конечно, дым еще не означает какие-то серьезные поломки в двигателе. Но все зависит от того, какой именно дым идет из трубы. Прочитать, как по цвету дыма в выхлопной трубе узнать, какие проблемы существуют в машине, можно здесь.
Естественно, по цвету дыма вы можете сделать вывод, можно ли приобретать такой автомобиль. Например, если цвет дыма указывает на проблему с прокладкой головки блока, то это еще полбеды. Заменить прокладку довольно просто и не очень дорого. Но если цвет дыма указывает на проблемы с поршневыми кольцами или другими компонентами блока двигателя, то стоимость ремонта может быть огромной. Так что в этом случае о покупке такого автомобиля не может быть и речи.
6) Проблемы с батареей гибридного автомобиля
Сегодня рынок гибридных автомобилей пополняется каждый год. В том числе и в нашей стране, где медленно, но верно растет количество гибридных моделей. В скором времени на авторынке также будет расти количество предложений, связанных с продажей гибридных б/у машин. На что же обратить внимание в первую очередь? По каким причинам владельцы гибридных машин избавляются от них чаще всего?
Мы, конечно, не можем судить по нашему рынку, который еще не так развит в области гибридного транспорта. Но на Западе гибридные автомобили уже практически заменили грязные дизельные авто. И согласно мировой статистике, чаще всего владельцы такого автотранспорта продают автомобили по причине проблем с основной гибридной батареей, питающей электромотор, работающий в паре с двигателем внутреннего сгорания.
Знаете, почему? Все дело в том, что замена батареи в гибридном авто стоит огромных денег, поскольку, как правило, аккумулятор расположен в таком месте, что, чтобы добраться до него, придется разобрать полмашины. Иногда чтобы вытащить старую батарею в гибридном автомобиле, необходимо демонтировать весь салон. Вы представляете, сколько стоит эта работа? Не говоря уже о невероятной стоимости самой батареи. Вот почему старые гибридные Тойота Приус так быстро обесцениваются на рынке подержанных авто. В том числе и в России, где этих автомобилей также немало. Поэтому не советуем вам приобретать старое гибридное авто, если не хотите столкнуться с дорогостоящей заменой батареи.
7) Проблемы с коробкой передач
Помните, что после двигателя коробка передач является вторым важнейшим компонентом автомобиля, который в случае проблем может опустошить ваш кошелек и лишить накоплений. Поэтому при выборе автомобиля на рынке уделите состоянию коробки передач пристальное внимание. Ведь выход из строя трансмиссии во время движения не только опасен. Помимо проблем с транспортировкой автомобиля со сломанной коробкой передач (трата денег на эвакуатор) вы рискуете реально вложить большие деньги, чтобы отремонтировать КПП. Особенно если речь идет об автоматической коробке и о более свежем авто, в котором стоит сложная трансмиссия с кучей электроники.
Так что если вы собираетесь приобретать старый автомобиль, отдавайте предпочтение более простым коробкам передач. Например, механике, которую дешевле будет восстановить.
8) Проблемы с блоком управления двигателем
Модуль управления автомобилем, или РСМ – это основной бортовой компьютер автомобиля, состоящий из блока управления двигателем (ECU) и блока управления коробкой передач (TCU). Также бортовой компьютер РСМ следит за работой всех электрических и электронных систем автомобиля.
К сожалению, со временем в старых автомобилях растет риск проблем с этим важнейшим электронным устройством. И при выходе его из строя ваш автомобиль не сможет больше передвигаться по дороге. В таком случае необходима покупка нового блока.
Однако установка нового блока не простая задача. Ведь после замены блока РСМ необходима дорогая настройка новой электроники, требующая обширного перепрограммирования многих систем. В целом эта глобальная техническая проблема, которая обойдется вам очень дорого. Вот почему перед покупкой любого подержанного автомобиля необходима тщательная компьютерная диагностика.
9) Проблема со жгутом проводов блока управления двигателем
В отличие от проблем с проводкой автомобиля, о которой мы упомянули выше, неисправность, связанная со жгутом проводов блока управления двигателем, гораздо серьезней и может стать для владельца огромной головной болью, а заодно привести к большим тратам.
Типичный жгут проводов блока управления двигателем состоит из огромного количества маленьких проводов, которые тесно связаны друг с другом. Обычно этот жгут проводов проходит по всему автомобилю, для того чтобы работали все системы машины. Самое плохое, что если один маленький провод внутри жгута повредится, то найти повреждение будет очень и очень тяжело. Если, конечно, не разобрать всю машину до винтика, вытащив жгут проводов. Но это нереально. Поэтому обычно при обрыве или повреждении провода внутри жгута меняют весь шлейф. Сами понимаете, что это очень дорого. Помните, что этот процесс недешев и нелегок. Так что автомобиль с такими проблемами ни в коем случае не стоит приобретать.
10) Ужасный запах внутри машины
Часто на рынке подержанных авто продаются старые автомобили с ужасным непонятным запахом внутри салона. Обычно их владельцы убеждают продавцов, что для устранения запаха из салона достаточно провести недорогую химчистку салона на ближайшей автомойке. Но имейте в виду, что не все запахи в салоне можно легко вывести. Иногда для того чтобы избавиться от неприятного запаха внутри автомобиля, необходима дорогостоящая химчистка. Причем не одна. Бывает и так, что, чтобы вывести запах из салона, необходимо сначала разобрать весь салон, вытащив даже напольное покрытие. Сами понимаете, чего вам может стоить подобная суперчистка. Или, например, представьте, что запах в салоне связан с тем, что в вентиляционное отверстие автомобиля с улицы заползла мышь, которая там погибла. Догадываетесь, что необходимо сделать, чтобы избавиться от ужасного запаха в салоне? Да-да, придется разобрать полмашины не только для того, чтобы вытащить мышь, но и для того, чтобы затем очистить все материалы отделки салона от ужасного запаха, который въелся в ткани, пластик и напольное покрытие.
Источник https://tonkostiosago.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/est-povrezhdeniya-ot-staryh-dtp-kak-proizvoditsya-vozmeshchenie-po
Источник https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kupil-novyy-avtomobil-v-salone-a-on-slomalsya-cherez-15-dney-situatsiya-3/
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/520481-avtomobilnye-ubiycy-10-problem-s-avtomobilem-kotorye-ne-stoit-ispravlyat.html
Источник