Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков
Самые важные запчасти в автомобиле: Что заставляет вашу машину работать.
Вы никогда не задумывались, как выглядит генератор переменного тока или водяной насос в автомобилях? К сожалению, многие владельцы транспортных средств не знакомы с устройством автомобилей, не говоря уже о его обслуживании и ремонте. Да, намного удобнее обслуживать автомобиль в технических дилерских центрах, в которых вам даже нет необходимости самостоятельно приобретать запчасти.
Но мы считаем, что каждый водитель должен знать из чего состоит транспортное средство, как работают те или иные компоненты. Благодаря этому каждый из вас может самостоятельно покупать запчасти, не переплачивая дилеру. Поэтому наше интернет-издание предлагает вам подробный справочник по всем основным компонентам большинства автомобилей, из которого вы узнаете, из каких запчастей состоит любой автомобиль и за что отвечает каждый компонент транспортного средства.
Блок управления ABS
Блок управления ABS
Антиблокировочная тормозная система ABS создана, для того чтобы препятствовать блокированию колес во время торможения, что позволяет сократить тормозной путь автомобиля, а также снизить риск заноса при резком торможении на скользкой или мокрой дороге.
Главным компонентом системы ABS является блок управления антиблокировочной тормозной системой, который измеряет давление в тормозной системе и использует данные о скорости каждого колеса. Эта информация, которую обрабатывает блок ABS, необходима, для того чтобы регулировать необходимую оптимальную скорость каждого колеса и давление в тормозной системе. Именно этот блок вычисляет, что колесо автомобиля может заблокироваться, что либо увеличит тормозной путь машины, либо это приведет к заносу автомобиля.
Если блок управления ABS выйдет из строя, то, как правило, на приборной панели появиться ошибка, указывающая на неисправность системы ABS (на приборной панели загорится значок ABS).
Правда, перед тем как убедиться, что неисправность связана с блоком, необходимо проверить датчик скорости вращения колес и датчик давлении тормозной системы.
Блок управления антиблокировочной тормозной системы является одним из дорогих компонентов тормозной системы.
Компрессор кондиционера
Приближается лето, и каждый из нас не хочет, чтобы в его машине не работала система охлаждения салона (кондиционер). Поэтому об исправности кондиционера в машине необходимо позаботиться заранее, сделав в специализированном сервисе соответствующую диагностику.
Самой распространенной проблемой кондиционера в автомобиле является утечка хладагента, без которого кондиционер не может охлаждать теплый воздух, поступающий с улицы. Также довольно частой проблемой, с которой встречаются владельцы современных автомобилей, являются проблемы с питанием компрессора кондиционера. Как и многое оборудование автомобиля, компрессор питается от электрической сети транспортного средства. В случае проблем с электрикой, компрессор кондиционера может получать недостаточное количество электричества.
В результате он не сможет достаточно охлаждать воздух. Некоторые компрессоры кондиционера имеют в своей конструкции вал, который может износиться. Также компрессор имеет различные сальники и уплотнители, которые со временем могут повреждаться. В результате этого компрессор может полностью выйти из строя. В этом случае придется приобретать новый компрессор.
Генератор переменного тока
Задача автомобильного генератора проста. Он вырабатывает электричество, для того чтобы снабжать электроэнергией ваш автомобиль, держа напряжение в электроцепи на заданном уровне. Также генератор поддерживает надлежащий уровень заряда в аккумуляторе машины.
Если генератор выходит из строя, то чаще всего это приводит к появлению на приборной панели значка (индикатор аккумуляторной батареи), который предупреждает о потере зарядки аккумулятора. Как правило, в результате этого машина глохнет.
Самое плохое, что это может произойти неожиданно в самый не подходящий момент.
Частой причиной поломки генератора является износ щеток компонента или выход из строя подшипников генератора. В этом случае есть два вида решения проблемы — покупка нового генератора или ремонт старого. Правда стоит отметить, что переборка старого генератора не всегда возможна и менее надежна.
Приводной вал (полуось)
Приводной вал или полуось — это компонент автомобиля, который передает крутящий момент от дифференциала на передние или задние колеса автомобиля (в зависимости от типа, используемого на транспортном средстве привода).
Частой причиной выхода из строя этого компонента является повреждение резиновых пыльников. В результате этого в механизм приводного вала начинает попадать грязь, пыль и т.п. Это приводит к разного рода проблемам, связанных с работой полуоси.
Если вы начинаете слышать раздражающие щелки или хруст при прохождении поворотов, возможно в вашей машине вышел из строя один из приводных валов.
Если во время диагностики подвески вам сообщают о том, что на полуоси порвались резиновые пыльники, то их нужно заменить как можно быстрее, поскольку их повреждение приведет достаточно быстрой поломке приводных валов.
Шаровый шарнир (шаровая)
Шаровый шарнир является точкой опоры для подвески и рулевого привода. Шаровый шарнир это вращательная кинематическая пара (подвижное соединение двух частей, которое обеспечивает им вращательное движение вокруг общей оси).
Со временем эти компоненты автомобиля изнашиваются и выходят из строя (износ пыльника или износ механической части шарнира).
Как правило, при износе шарового шарнира водитель начинает слушать стук или скрип на любых кочках на дороге.
Так что если вы начали слышать подобные стуки в подвеске, то проведите как можно скорее диагностику ходовой части и в случае необходимости замените шаровые шарниры на новые. При выборе шаровых, отдавайте предпочтение оригинальным запчастям. Помните, что если вы сэкономите и купите неоригинальные шаровые, то их срок службы будет значительно меньше.
Мотор вентилятора обдува салона
Когда вентилятор обдува салона перестает работать, то в салон через воздуховоды перестает поступать воздух. В этом случае вероятной проблемой может являться неисправность мотора вентилятора обдува салона.
Мотор, как правило, расположен где-то за бардачком или за центральной консолью. Благодаря мотору воздух с улицы поступает через вентиляционные отверстия в салон машины.
Иногда неисправность мотора может заключаться в шумной работе обдува. Для того чтобы установить истинную неисправность, необходима диагностика системы вентиляции салона.
Тормозной суппорт
Тормозной суппорт это один из главных компонентов тормозной системы автомобиля. Для того чтобы остановить машину суппорт прижимает тормозные колодки к тормозному диску.
То есть, как только вы нажимаете педаль тормоза, суппорт сразу начинает прижимать колодки к тормозному диску, и автомобиль останавливается.
Как и все в любом автомобиле, со временем суппорт изнашивается и выходит из строя. Например, главным признаком неисправности суппорта является неравномерный износ тормозных колодок, а также тяга (занос) машины в одну сторону во время торможения на сухом асфальте (вправо или влево). Как правило, эти признаки указывают на то, что суппорт вовремя не разжимает колодки.
В этом случае необходимо заменить старый суппорт на новый.
Но не всегда подобные симптомы наблюдаются при неисправности суппорта. Поэтому, если вы заметили неисправность тормозной системы, необходимо проверить надежность всей тормозной системы, начиная от проверки уровня тормозной жидкости и заканчивая проверкой износа тормозных дисков.
Выключатель фонарей стоп-сигналов
Это один из немногих компонентов автомобилей, по названию которого можно не разбираясь в устройстве автомобиля, понять, где он применяется и для чего он нужен. Перед вами маленький переключатель фонарей стоп-сигналов, который устанавливается за педалью тормоза. Этот компонент включает стоп-сигналы в тот момент, когда мы нажимаем педаль тормоза при необходимости.
Если вы столкнулись с проблемой неисправности задних фонарей стоп-сигналов, и после диагностики выяснили, что лампочки стоп-сигналов находятся в исправном состоянии, то есть большая вероятность что причина неисправности в выключатели фонарей стоп-сигналов, который расположен под педалью тормоза в салоне машины.
Тормозные диски
Тормозной диск является одним из ключевых компонентов тормозной системы автомобиля. Также как и все остальное в автомобиле, тормозной диск может выйти из строя из-за сильного износа или перегрева.
Тормозные диски машины подвергаются огромному перегреву из-за тепла, которое выделяется в результате трения тормозных колодок и тормозных дисков в процессе торможения.
Как мы уже рассказали, суппорты тормозной системы прижимают колодки к тормозным дискам, в результате чего автомобиль снижает скорость или полностью останавливается.
Естественно со временем любые тормозные диски изнашиваются, в результате чего при торможении вы будете ощущать вибрацию в педали тормоза. Также процесс торможения станет не эффективным.
Помните что замена тормозных дисков, как и суппортов, должна осуществляться парами (одновременная замена передних тормозных дисков или замена задних тормозных дисков с двух сторон автомобиля).
Распределительный вал (распредвал)
Распредвал не тот компонент, который часто выходит из строя. Тем не менее, при выходе его из строя вы можете столкнуться с дорогостоящими проблемами. Например, если вы столкнулись с нехваткой давления масла (или с масленым голоданием двигателя), то необходимо в первую очередь проверить исправность распределительного вала.
Распредвал нужен, для того чтобы открывать и закрывать клапана двигателя. В двигателе есть как впускные клапана (которые впускают в двигатель топливо и кислород), так и выпускные клапана (выпускают выхлопные газы, которые образуются в процессе сгорания топлива в двигателе).
Датчик положения распределительного вала
Когда речь идет о неисправности работы распредвала, то в первую очередь проверяют работоспособность датчика положения распредвала. Этот датчик сообщает блоку управления двигателем, с какой скоростью вращать распредвал, для того чтобы синхронизировать работу блока двигателя с клапанами, которые подают топливо во впускной коллектор.
То есть другими словами этот датчик помогает блоку управления двигателем сообщать информацию необходимую для точного определения момента времени впрыска топлива в двигатель (по информации с датчика распредвала блок управления двигателем знает точное месторасположение каждого поршня в блоке двигателя).
Если этот датчик выходит из строя, то на приборной панели появиться надпись «Check Engine» (Чек двигателя). При неисправности датчика положения распределительного вала автомобиль, как правило, теряет тягу и начинает потреблять больше топлива. Дело в том, что при неисправности данного датчика блок управления двигателем перестает получать точную и так необходимую информацию для оптимального впрыска топлива.
В итоге программное обеспечение блока управления двигателем начинает угадывать моменты когда клапана находятся в открытом положении, для того чтобы сделать впрыск топлива в двигатель.
Сцепление
В автомобилях оснащенных механической коробкой передач сцепление является ключевым связующим звеном между двигателем и трансмиссией. Благодаря сцеплению крутящий момент двигателя плавно передается коробке передач, которая в свою очередь передает крутящий момент на колеса. Также сцепление смягчает крутильные колебания, а также вибрацию при переключении скоростей. Если бы не было сцепления, то автомобиль бы не тронулся с места. К сожалению, ничто не вечно и диск сцепления со временем изнашивается.
Поперечный рычаг
Рычаги подвески автомобиля бывают разных форм и размеров. Эти компоненты являются частями, которые связывают колеса автомобиля с остальной частью подвески. Как правило, поперечные рычаги (на фото) обычно имеют в своей конструкции несколько шаровых шарниров и втулок (сайлентблоков), которые смягчают удары. К сожалению, шаровые шарниры и сайлентблоки из-за больших нагрузок часто изнашиваются и требуют замены.
Как мы уже сказали, при износе шаровых вы будете слышать стук на кочках. Иногда при износе шаровых или сайлентблоков ваш автомобиль может блуждать по дороге при смене направления движения. Это связано с люфтами в поперечных рычагах. Люфты образуются из-за износа шаровых или сайлентблоков.
К счастью в случае износа шаровых или сайлентблоков нет необходимости приобретать новый рычаг в сборе. Например, шаровые и сайлентблоки могут быть выпрессованы с рычага и заменены на новые. Но иногда подобный ремонт не поможет в случае сильного износа рычага. В таком случае придется приобретать новый рычаг в сборе.
Коленвал (Коленчатый вал)
Коленчатый вал является местом в автомобиле, где сила от сгорания топлива, передаваемого из блока двигателя, превращается во вращающуюся силу, которая необходима для движения вашего автомобиля.
Коленвал также как и распредвал вращается не сам по себе. Коленвал получает энергию для вращения за счет движения поршней в блоке двигателя, которые в свою очередь движутся от энергии, получаемой при воспламенении топлива в камере сгорания силового агрегата.
К сожалению, на коленвале могут выйти из строя подшипники (например, они не получают достаточно масла). В результате из-за износа подшипников может не только повредиться коленвал, но и полностью выйти из строя весь двигатель.
В зависимости от конструкции двигателя стоимость нового коленвала может быть очень высокой. Например, стоимость демонтажа и монтажа нового коленвала для БМВ М3 может составить огромную сумму.
Сальники коленвала
Самым частым выходом из строя компонентов коленвала является сальники, которые выполняют роль уплотнителей для предотвращения утечки масла из двигателя.
Как правило, на коленвале установлено два сальника. Один передний и один задний. Передний сальник находится позади главного шкива двигателя. Другой сальник находится в задней части двигателя — в том месте, где коробка передач с помощью болтов крепится к двигателю.
Рано или поздно эти уплотнители изнашиваются, в результате чего начинается утечка масла из двигателя.
Привод дверного замка
С появлением в автомобилях центрального замка дверей в автопромышленности стали применять привод дверных замков. Этот привод отвечает за работу всех дверных замков в автомобиле. Привод питается от электросети машины.
Иногда привод может перестать работать. Например, из-за износа электрических соединений или плохой проводки. Сам привод очень долговечен и его поломка это большая редкость.
Карданный вал
В отличие от приводных валов (осей) карданный вал является связующим звеном между коробкой передач и задним дифференциалом, в автомобилях оснащенных задним приводом.
Есть два места в карданном вале, где может случиться поломка. Это U-соединение (крестовина) и подшипник (подвесной подшипник карданного вала). Опорный (подвесной) подшипник может быть заменен отдельно. Но если выходит из строя U-соединение (крестовина), то это может привести к полному выходу кардана из строя. Поэтому в случае звона, хруста или стука который исходит из карданного вала задача владельца машины как можно быстрее устранить неисправность. В противном случае ремонт может обойтись слишком дорого.
Блок управления двигателем
Блок управления двигателем — также известный как модуль управления двигателем (ECU, DME, DDE и др.) отвечает за эффективную работу двигателя. Благодаря этому модулю осуществляется управление электронным впрыском топлива в двигатель.
Поломка этого агрегата автомобиля случается не так часто. Но, тем не менее, если блок управления двигателем выйдет из строя, то это может доставить владельцу множество хлопот.
Прокладка выпускного коллектора
Прокладка выпускного коллектора, которая устанавливается между головкой блока двигателя и выпускным коллектором, со временем может износиться и начать пропускать выхлопные газы. Это самое первое место в автомобиле, которое необходимо осмотреть в случае обнаружения утечки выхлопных газов.
В случае износа прокладки выпускного коллектора ваш автомобиль начнет работать слишком громко, так как выхлопная система будет не герметична.
Маховик
Маховик это вторая половина уравнения, когда дело доходит до передачи мощности от двигателя к коробке передач. Если машина оснащена механической коробкой передач, то, как только водитель выжимает педаль сцепления, маховик соединяется с корзиной сцепления и крутящий момент силового агрегата начинает передаваться от маховика на трансмиссию.
Со временем также как и корзина и диск сцепления, маховик изнашивается. Особенно если водитель не правильно выжимал сцепление и не вовремя переключал передачи. В случае износа маховика, корзина и диск сцепления не смогут соединиться с ним, что в итоге приведет к невозможности передачи крутящего момента от мотора на коробку передач.
К сожалению, узнать об износе маховика вы не сможете, пока не снимите коробку передач и узел сцепления с автомобиля.
Топливный насос (бензонасос)
Топливные насосы, как правило крепятся внутри топливного бака (бензобака). Есть также некоторые модели автомобилей, в которых топливный насос находится под автомобилем, где закреплены на бензопроводе между топливным баком и двигателем.
Со временем бензонасос выходит из строя. К сожалению, как правило, это происходит неожиданно для владельца, так как изношенный топливный насос не подает заранее никаких признаков неисправности. Лишь на некоторых автомобилях, неисправный бензонасос может, перед тем как полностью выйти из строя, начать громко работать.
Крышка топливного бака
Все мы знаем, как выглядит крышка топливного бака (крышка горловины бензобака). Но многие из нас часто забывают о важности этой, казалось бы, пустяковой части машины. Дело в том, что крышка топливного бака всегда должна быть надежно закрыта.
Иногда на АЗС мы или заправщики не закручивают до конца топливную крышку, что приводит к появлению на приборной панели значка «Чек двигателя». В этом случае не редкость когда владельцы, увидев индикацию на приборной панели «Check Engine» отправляются в технический центр для диагностики неисправностей, где недобросовестные мастера начинают долгую и ненужную диагностику, предлагая в последующем поменять какие-либо дорогостоящие датчики и т.п. А причина, может быть, простой — не закручена до конца крышка бензобака.
Некоторые автопроизводители также оснащают свои автомобили отдельной индикацией на приборной панели, которая сообщает водителям о не плотно закрытой крышке топливного бака.
Со временем крышка бензобака может затвердеть или начать разрушаться. В итоге герметичность топливного бака может быть нарушена. В таком случае на приборной панели может также загореться «Чек двигателя» или значок предупреждающей о не закрытом бензобаке.
К счастью крышка бака стоит очень дешево, и любой водитель может легко заменить ее самостоятельно.
Прокладки головки блока
Работа головки блока цилиндров двигателя имеет решающее значение для работы всего силового агрегата. Головка блока помогает двигателю поддерживать необходимый уровень масла, охлаждающей жидкости, а также закрывает камеру сгорания от поступления ненужного кислорода. Благодаря головке блока, где расположены клапана двигателя, осуществляется подача и поступление в двигатель топлива, а также осуществляется вывод отработанных газов из двигателя после воспламенения топлива.
Самой частой причиной неисправности головки блока является прокладка, которая удерживает масло между блоком цилиндров и головкой блока. Также в зависимости от износа прокладки, в камеру сгорания может начать попадать охлаждающая жидкость. В результате их выхлопной системы будет выходить большое количество белого дыма.
Комплект прокладок головок блока стоит не очень дорого. Но для того чтобы заменить все прокладки в головке блока необходимо проделать серьезную работу, которая будет стоить очень не дешево.
Радиатор печки
Радиатор печки это, как правило, миниатюрный радиатор, который используется для нагрева салона автомобиля. Этот компонент установлен в машине позади приборной панели (как правило, не далеко от двигателя). Поэтому в случае износа этой части достать радиатор печки будет очень проблематично.
Как правило, радиатор печки со временем начинает течь из-за разгерметизации заводских швов. Также в некоторых случаях радиатор печки может засориться. В этом случае печка не сможет передавать тепло в салон машины.
Шланги, патрубки (Топливные, охлаждающей жидкости и другие)
Любой автомобиль имеет в своей конструкции различные шланги, через которые, как правило, циркулируют какие-либо жидкости. Это означает, что рано или поздно из любого шланга или патрубка может начаться утечка жидкости.
Шланги радиаторов, топливные шланги, шланги охлаждения коробки передач, тормозные шланги, шланги гидроусилителя и т.п., все это кандидаты на возможную утечку в результате их повреждения.
Дело в том, что, как и любой резиновый материал, автомобильные шланги склонны к высыханию и растрескиванию в течение длительного времени.
Поэтому каждый владелец машины время от времени должен осматривать подкапотное пространство на предмет утечки жидкостей из всех резиновых шлангов. Также не лишним будет осматривать поверхность дороги под автомобилем каждое утро, поскольку в случае утечки жидкостей вы в любом случае увидите пятна жидкостей под автомобилем.
Катушка зажигания
Все современные автомобили имеют катушки зажигания, которые подают напряжение к свечам зажигания. Со временем катушки зажигания могут изнашиваться. В результате неисправности катушки зажигания свечки могут не получать необходимого напряжения, чтобы выдавать оптимальную искру для воспламенения топлива.
В итоге могут случаться пропуски зажигания (осечки зажигания). В зависимости от стоимости и модели автомобиля в некоторых случаях, даже если вышла из строя одна катушка зажигания, автопроизводители рекомендуют заменить все остальные катушки зажигания.
Выключатель зажигания
После массированного натиска прессы в связи с отзывом выключателя зажигания компании General Motors (крупнейший заводской отзыв в связи с браком замков зажигания) все больше людей в мире начинают понимать, где этот тот самый переключатель зажигания находится в современных автомобилях.
Как видите, переключатель зажигания связан с вашим ключом зажигания. Так что помимо естественного износа и поломок, в автопромышленности бывают случаи заводского брака этого компонента, который приводит к серьезным ДТП. Так что если ваш автомобиль выпущен компанией General Motors не лишним будет проверить вашу модель в списке, в котором опубликованы автомобили, подлежащие заводскому отзыву.
Прокладка впускного коллектора
Проблемы с прокладкой впускного коллектора могут обернуться несколькими проблемами. Во-первых, двигатель машины при пробитой прокладке впускного коллектора будет работать не правильно. Например, ваш блок управления двигателем при проблемной прокладке впускного коллектора не сможет контролировать нужное количество поступаемого в двигатель воздуха.
Из-за этого происходит неправильное распыление топлива в камеру сгорания.
Во-вторых, при лишнем поступлении кислорода в двигатель на приборной панели загорится индикатор «Чек двигателя». Для того чтобы определить проблемы с прокладкой впускного коллектора, необходима компьютерная диагностика, которая позволит найти ошибки, которые повлияли на работу силового агрегата.
Например, это позволит установить, где именно воздух просачивается в двигатель. Правда стоит отметить, что для того чтобы это установить понадобится потратить слишком много времени для тщательной диагностики машины.
Лампочка подсветки заднего номерного знака
Все мы привыкли к тому, что время от времени все лампочки освещения в автомобиле выходят из строя. Заменить их самостоятельно не составляет большого труда. Но по каким-то причинам многие водители забывают о лампочке подсветки заднего номерного знака, который согласно законодательству должен быть освещен.
Поэтому время от времени проверяйте в своем автомобиле эту лампочку и в случае ее неисправности замените на новую. Благо сделать это можно самостоятельно.
Датчик массового расхода воздуха
Этот датчик также иногда называют «Датчик массы воздушного потока». Этот датчик замеряет количество кислорода потребляемого двигателем. Далее датчик передает информацию об этом блоку управления двигателем, который регулирует нужное количество топлива, необходимое для подачи в камеру сгорания.
Со временем грязь и пыль может загрязнить датчик массового расхода воздуха, что приведет к неточным данным поступаемые в модуль управления двигателем.
Также не редкость когда этот датчик полностью выходит из строя. В этом случае может серьезно измениться расход топлива и пропадет тяга. Кроме того, в большинстве случаев при неисправности датчика массового расхода воздуха на приборной панели загорится «Чек двигателя».
Мотор Маунт (Подушки двигателей)
По названию детали автомобиля можно уже догадаться, что это крепежный элемент двигателя. Любой автомобиль имеет двигатель, который должен быть закреплен к кузову машины. Для этого используются специальные крепежи «мотор маунты» или «подушки двигателя», которые в своей конструкции используют резиновые уплотнители, позволяющие поглощать вибрации двигателя и не передавать их на кузов.
Но, как и все в автомобиле, эти крепежные элементы двигателя могут со временем изнашиваться. В таком случае способность подушек двигателя останавливать вибрацию ослабевает, и вы начинаете чувствовать в машине странную вибрацию, проходящую через весь салон.
Особенно это заметно на холостом ходу, а также в момент начала движения с места. В зависимости от конфигурации и конструкции вашего автомобиля подушки двигателя могут быть заменены довольно таки быстро и легко.
Но чаще всего современные автомобили имеют такую конструкцию, которая не позволяет легко поменять эти компоненты. В итоге, несмотря на низкую стоимость «мотор маунтов», стоимость их замены может влететь владельцу автомобиля в круглую сумму.
Глушитель
Смысл работы глушителя прост. Двигатели по своей природе и из-за своей конструкции работают на самом деле очень громко. А работа глушителя позволяет снизить уровень шума, который образуется при сгорании топлива в двигателе.
Благодаря глушителю, который устанавливается на выхлопную систему, звук работы двигателя не раздражает наш слух.
Со временем ржавчина повреждает сварные швы глушителя. В итоге происходит разгерметизация устройства глушителя и не заглушенный звук выхлопа автомобиля начинает попадать на улицу.
Есть два пути решения этой проблемы.
Первый это покупка нового глушителя. Второй ремонт старого с помощью сварных работ.
Датчик кислорода
Датчик кислорода это еще один важный компонент автомобиля, который влияет на работу двигателя. Датчик кислорода это один из компонентов, который помогает блоку управления двигателем регулировать уровень подачи топлива и количество поступаемого в двигатель кислорода.
Датчики кислорода устанавливаются с двух сторон каталитического нейтрализатора. Их задача следить за уровнем выхлопных газов. Если в выхлопных газах датчик обнаруживает слишком много кислорода, то блок управления двигателем автоматически меняет топливную смесь (топливо + кислород) для того чтобы отрегулировать эффективную работу двигателя.
Неисправность датчика кислорода может привести неточным данным, поступаемым в модуль управления двигателем, что скажется на качестве поступления в двигатель топливной смеси.
Масленый радиатор
Масленые радиаторы используются как для охлаждения моторного масла, так и для охлаждения трансмиссионного масла. Чаще всего подобные масленые радиаторы используются на автомобилях, которые постоянно подвергаются сильной нагрузки на силовой агрегат и коробку передач.
Например, этот компонент используется на большинстве спортивных автомобилях. Охлаждение масла в двигателе или коробке передач позволяет поддерживать масло под определенной температурой, что позволяет сохранять давление масла примерно на одном уровне.
Также во многих тяжелых грузовых машинах используются масленые радиаторы охлаждения масла.
Чаще всего в грузовых автомобилях такие радиаторы устанавливаются на коробку передач. К сожалению рано или поздно от износа такие радиаторы могут начать течь. В итоге придется покупать новый масленый радиатор.
Поршневые кольца
Если из выхлопной трубы автомобиля наблюдается серый дым с голубоватым оттенком, то явный признак того, что в выхлопную систему начало попадать моторное масло. В итоге из-за его сгорания в системе выхлопа и получается подобная окраска выхлопного дыма.
В этом случае большая вероятность, того, что в двигателе автомобиля изношены поршневые кольца. Нормальные поршневые кольца не должны пропускать из блока двигателя моторное масло, что позволяет держать камеру сгорания в закрытом положении от внешней среды. К сожалению, для замены поршневых колец необходим обширный ремонт двигателя, который связан с демонтажем силового агрегата с машины. Естественно этот ремонт очень дорогой, так как связан с полной разборкой мотора.
Насос гидроусилителя
Если рулевое колесо становится тяжелым и его трудно повернуть, а под капотом вы начинаете слышать кокой-то непонятный вой или свист, то, скорее всего гидроусилитель рулевого управления вашего автомобиля вышел из строя. Есть два варианта неисправности гидроусилителя (ГУР) руля. Либо насос ГУР потерял всю жидкость гидроусилителя, либо произошел износ насоса ГУР.
Кнопки стеклоподъемников
Переключатели стеклоподъемников очень простой электронный компонент в современных автомобилях. Но из-за их интенсивного использования и из-за воздействия на них пыли и мусора, этот блок управления окнами часто выходит из строя.
Датчик давления
Датчики давления установлены в различных местах в моторном отсеке большинства автомобилей. Эти виды датчиков умеют контролировать давление любых жидкостей, начиная от давления масла в двигателе и заканчивая давлением топлива в системе.
Главное в любом автомобиле это давление масла в двигателе. Поэтому если на приборной панели загорелся значок, указывающий на низкое давление масла в моторе, вы должны немедленно остановиться, так как низкое давление масла может серьезно повредить силовой агрегат автомобиля. Далее срочно нужно провести тщательную диагностику автомашины.
Воздушный радиатор
Воздушный радиатор — это главный и основной компонент системы охлаждения двигателя в любом автомобиле. К сожалению, радиаторы (особенно в современных автомобилях) имеют привычку часто повреждаться, в результате чего начинается утечка охлаждающей жидкости.
Некоторые владельцы машины, заметив утечку антифриза из радиатора, иногда приобретают различные химические средства, которые способны устранять течь радиаторов.
Однако это помогает ненадолго и только лишь при небольших утечках.
Позже из-за применения таких веществ радиатор может быть засорен.
Лучше всего при разгерметизации радиатора и при утечке, купить новый радиатор.
Амортизаторы
Главная задача амортизаторов в автомобиле это смягчать удары на ямах, ухабах, выбоинах и любых других неровностях на дороге. Когда срок службы амортизаторов подходит к концу, то пружины подвески берут на себя главную задачу смягчения ударов на дороге.
В итоге машина с неисправными амортизаторами начинает подпрыгивать и сильно раскачиваться (особенно при резком торможении).
Как проверить износ амортизаторов? Есть простой тест. Раскачайте переднюю часть вашей машины и внимательно смотрите на ее бампер. Затем отпустив машину, обратите внимание, сколько раз кузов машины опустился и поднялся. Если больше двух раз, то, скорее всего, амортизаторы сильно изношены.
Свечи зажигания
Свечи зажигания являются источником зажигания для двигателя автомобиля. Ранее мы уже рассказали вам о катушках зажигания, которые генерируют электричество, которое подается на свечи зажигания. В итоге через свечи зажигания проходит большое количество напряжения.
Все это сделано, для того чтобы свечи вырабатывали качественную искру для воспламенения топлива.
Со временем любые свечи зажигания естественно изнашиваются. Также часто свечи могут повреждаться плохим топливом и маслом двигателя в случае утечки жидкости из двигателя.
Как правило, свечи зажигания необходимо менять каждые 30,000-50,000 км в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля и вида используемого топлива.
Стартер (пусковой двигатель)
Если с поворотом ключа в замке зажигания или при нажатии кнопки «старт двигателя» ничего не происходит, то есть большая вероятность что вышел из строя стартер двигателя.
Стартер это мощный электродвигатель, который запускает работу двигателя внутреннего сгорания.
Стартер питается от аккумуляторной батареи. В большинстве случаев во всех современных автомобилях стартеры достаточно надежны и долговечны. Особенно в тех автомобилях, в которых есть система стоп/старт, позволяющая автоматически глушить двигатель при остановке машины.
Но, к сожалению, как это часто бывает, стартер выходит из строя в самый неподходящий момент. К счастью стоимость стартера не слишком большая. Правда во многих автомобилях его тяжело заменить, так как он может быть спрятан под многочисленным навесным оборудованием двигателя.
Датчик угла поворота рулевого колеса
Датчик угла поворота рулевого колеса является важным фактором для нормальной работы системы контроля тяги. Этот датчик позволяет электронной системе контроля тяги знать, в каком направлении движется автомобиль.
Когда руль повернут в одну сторону, но машина движется в другую, то это определяется электроникой как потеря сцепления с дорогой (занос). В этом случае автоматически активируется система контроля устойчивости и заноса и электронике удается избежать заноса, а также вернуть водителю контроль над управлением.
Это достигается за счет автоматического уменьшения оборотов двигателя и автоматического торможения.
Иногда датчик угла поворота рулевого колеса выходит из строя. В большинстве случаев о неисправности датчика появится предупреждение на приборной панели. Обычно в этом случае также загорается сигнальный индикатор ABS или предупреждающий значок о неисправности системы контроля тяги.
Рулевая рейка
Как мы уже сказали проблемы с управляемостью могут возникнуть при неисправности усилителя рулевого управления. Но это еще не все проблемы рулевого управления, с которыми может столкнуться водитель.
Частой причиной плохого управления может быть неисправная рулевая рейка. Этот компонент связывает ваше рулевое колесо с механизмом, передающим вращение на передние колеса.
С течением времени механизм рулевой рейки может изнашиваться. В этом случае рулевая рейка подлежит замене. Помните, что в случае люфта в рулевом колесе, а также при наличии других признаков неисправности рулевой рейки мы не рекомендуем игнорировать симптомы износа и как можно скорее поменять рейку на новую.
Стойки стабилизатора
Стойки стабилизатора являются связующим звеном вашей подвески. Эти компоненты уменьшают крены при прохождении поворотов вашим автомобилем. Также стойки стабилизатора предотвращают раскачивание машины, из стороны в строну, при движении на повороте.
Датчик температуры
Любой автомобиль имеет несколько датчиков температуры. Датчик может быть установлен как в двигателе, так и в коробке передач. Главная задача температурного датчика контролировать силовой агрегат и трансмиссию, для того чтобы избежать их перегрева.
Как и все остальные компоненты автомобиля, датчик температуры может выйти из строя. При неисправном температурном датчике двигателя на приборной панели температурная стрелка двигателя остается в синей зоне даже при прогретом двигателе. Также иногда температурная стрелка может остаться на красной зоне, когда например двигатель холодный.
Помните, что контроль температуры двигателя очень важен. Поскольку из-за перегрева мотор может полностью выйти из строя. Поэтому не тяните с заменой неисправного температурного датчика двигателя.
Термостат
Термостат выполняет важную функцию в моторном отсеке автомобиля. Этот компонент открывает или ограничивает поток охлаждающей жидкости между двигателем и радиатором.
Это необходимо чтобы помочь двигателю прогреться быстрее, но одновременно с этим защитить силовой агрегат от перегрева.
Термостаты имеют два положения — термостат открыт, термостат закрыт.
Смысл работы термостата прост. Чтобы прогреть двигатель в холодную погоду термостат находится в закрытом положении и мотор начинает быстро набирать температуру. Но как только двигатель достигает рабочей температуры (температурная стрелка на приборной панели находится посередине), то термостат автоматически открывается и набор температуры мотора прекращается.
Есть два вида неисправности термостата:
- Первая неисправность — термостат заклинило в закрытом положении. В таком случае возможен быстрый перегрев двигателя.
- Вторая неисправность — термостат заклинило в открытом положении. В таком положении двигатель не может прогреться длительное время.
Помпа (водяной насос)
В автопромышленности используются два вида водяных насосов — механический и электрический. Но независимо от вида помпы используемой в автомобиле, насос может выйти из строя.
Например, электрические водяные насосы имеют тенденцию выходить из строя неожиданно и без предварительных признаков неисправности. Механические помпы, как правило, перед тем как выйти из строя дают о себе знать заранее.
В первую очередь в помпе может изнашиваться подшипник, а также другие механические компоненты насоса. Как правило, в этом случае может наблюдаться либо утечка охлаждающей жидкости, либо гул от работы помпы.
Как вы уже поняли помпа выполняет важную роль в подкапотном пространстве. Это насос, который отвечает за циркуляции антифриза или тосола в охлаждающей системе двигателя. Без этого важного компонента двигатель бы автомобиля постоянно перегревался бы.
Датчик скорости вращения колеса
Датчик скорости вращения колеса имеет решающее значение для нормального функционирования системы ABS, а также для полноценной работы системы контроля тяги.
К сожалению, датчики скорости вращения колес расположены на подшипниках колес, в результате чего они повергаются постоянному воздействию пыли, грязи и других агрессивных веществ, что может вывести их из строя. Единственный плюс, что датчики стоят не дорого и их довольно легко заменить.
Двигатель щеток стеклоочистителя
Все мы знаем, какую важную роль выполняют щетки стеклоочистителя, очищая лобовое стекло машины от грязи и воды. Особенно мы это понимаем, когда на улице идет сильный дождь.
Щётки стеклоочистителя крепятся на поводках, которые приводятся в движение электрическим двигателем. К сожалению, как и другие электрические компоненты, иногда двигатель щеток стеклоочистителя перестает работать.
Если вам повезет, то двигатель сначала, перед тем как выйти из строя, начнет шумно работать. Тогда вы сможете вовремя его заменить и не столкнётесь с ситуаций, когда в ливень в вашей машине отказали щетки стеклоочистителя.
Конечно в рамках этого справочника по автомобильным запчастям, мы не привели еще множество других важных компонентов автомобилей, по причине того, что современные автомобили, очень сложные технические устройства, которые содержат тысячи различных компонентов, описать которые в одной статье не реально.
Здесь же мы привели самые часто изнашиваемые компоненты современных автомобилей, с поломками которых владельцы транспортных средств встречаются чаще всего.
Как вы уже поняли этот справочник, конечно, создан для тех, кто ничего не понимает в устройстве автомобилей, но, тем не менее, хочет в простой и доступной форме узнать, какие самые важные детали транспортного средства позволяют автомобилю работать.
Как открыть станцию технического обслуживания автомобилей
Открыть свой автосервис — дело непростое. Много нюансов, о которых нужно подумать: от составления бизнес-плана до регистрации в ФНС и прочих организационных моментов.
В статье даем пошаговый план по открытию станции технического обслуживания автомобилей.
Виды СТО
Давайте определимся с местом размещения и специализацией сервиса для ремонта авто. Эта информация понадобится вам для составления бизнес-плана.
Условно все СТО делятся на городские и загородные или дорожные.
Дорожные находятся на автозаправочных станциях или располагаются вдоль по шоссе рядом с гостиницами. У них обычно узкая специализация, которая связана с мелким ремонтом или шиномонтажом.
Городские автомобильные мастерские делятся на несколько типов:
Комплексные. Это полноценные автосервисы, в которых предусмотрен весь комплекс услуг, а также в ассортименте есть большой выбор комплектующих и запчастей.
Специализированные. Такие станции “заточены” под оказание определенных услуг по более низкой стоимости, чем в обычных автосервисах.
Сертифицированные. СТО, которые занимаются ремонтом определенных марок автомобилей. У них есть сертификат от производителя и в ассортименте — большой выбор комплектующих и автозапчастей для конкретных моделей авто.
Определились с видом СТО? Переходим к организационным моментам.
Этапы открытия автосервиса
Шаг 1. Составление бизнес-плана
Когда речь заходит о бизнес-плане, многие представляют сложный документ со множеством диаграмм, расчетов и графиков. На самом деле, в реальной жизни — это больше документ “для себя”, где вы подсчитываете все затраты, рентабельность и окупаемость бизнеса.
Любой бизнес — это, в первую очередь, цифры, поэтому уже на вводном этапе приучайте себя с ними работать.
Для составления бизнес-плана есть 2 варианта:
вы предоставляете исходные данные специалистам, и они знакомят вас с готовым бизнес-планом;
делайте бизнес-план самостоятельно. В этом случае рекомендуем обратить внимание на указанные ниже детали.
Что важно прописать в бизнес-плане автосервиса?
Тип СТО:
сервис по ремонту двигателей,
крупный сервис с полным циклом услуг и др.
Траты на старте, т.е сколько денег вам потребуется для открытия автосервиса. Постарайтесь учесть все расходы:
покупка и установка оборудования,
мебель (стеллажи, тумбы, шкафы для хранения инструментов),
бюджет на рекламную компанию,
оформление бизнеса в ФНС,
заказ вывески или баннера с названием магазина,
оформление разрешений на работу в различных государственных структурах.
Давайте подсчитаем примерные расходы на небольшой автосервис.
2 подъемника для легковых автомобилей — 200 тыс. рублей
2 сканера для диагностики машин — 200 тыс. рублей
оборудование для развал-схождения — 300 тыс. рублей
инструменты для работы 4 автомехаников — 250 тыс. рублей
оборудование для монтажа шин — 100 тыс.рублей
аренда помещения — 100 тыс. рублей
мебель для автосервиса — 50 тыс. рублей
бюджет на рекламную компанию — 20 тыс.рублей
покупка кассы — 25 тыс рублей
заказ рекламной вывески — 20 тыс. рублей
Итого: 1 млн. 265 тыс рублей
Цифра условная и не конечная. Затраты на старте при открытия автосервиса зависят от региона, типа автосервиса, количества рабочих мест, оборудования.
Текущие основные затраты
стоимость обслуживания оборудования,
поддержание чистоты в помещении и др.
Это еще примерно 200 тыс.рублей в месяц дополнительно.
Цели по развитию бизнеса на полгода, 1 год, 3 года, например, открытие сети автомастерских.
Анализ конкурентов. На что обратить внимание рассказываем дальше.
Срок выхода на окупаемость СТО и получения прибыли владельца. Цифры зависят от конкретного случая.
Рентабельность бизнеса. Оптимальная цифра рентабельности составляет примерно 25% для нового автосервиса.
Стратегия продвижения. Подумайте, какие рекламные каналы задействуете для привлечения своей аудитории. Не исключайте и бесплатные методы.
Подробный бизнес-план сделан, расчеты вам нравятся. Идем дальше.
Шаг 2. Изучение целевой аудитории
Изучение целевой аудитории — важный этап. Для того, чтобы понять потенциальных клиентов, ответьте себе на следующие вопросы:
основные страхи и потребности клиентов (например, качественный сервис, стоимость услуг и т.д);
из каких источников они будут узнавать о вашем автосервисе (посоветовали друзья, увидели рекламу, прочитали хорошие отзывы и т.д);
доход потенциальных клиентов;
какие марки и года выпуска у их авто;
что важно для принятия решения посетить ваш автосервис, например, качественное обслуживание, скидки, система лояльности и др.
Чем качественнее вы проработаете данный этап, тем лучше у вас будет представление о том, как и где запускать рекламную кампанию. Также на основе полученных данных составьте пошаговую стратегию для развития бизнеса.
Шаг 3. Анализ конкурентов
Анализ деятельности конкурентов — один из ключевых этапов для успешного ведения собственного бизнеса. Поэтому рекомендуем подойти к нему со всей ответственностью.
На что обратить внимание при анализе конкурентов
Географическое расположение. Изучите конкурентов в районе, где вы планируете создать автосервис. Если они есть — посмотрите перечень их услуг и сервис. Если нет — еще раз тщательно проанализируйте ”успешность” географического размещения СТО. Отсутствие конкурентов еще не совсем не означает, что вы будете “купаться” в прибыли, возможно, делать бизнес конкретно в этом районе — не рентабельно.
Сервис. В качестве конкурентов рассматривайте только те СТО, которые работают с вами в одном ценовом сегменте и оказывают одинаковые услуги. Изучите их подход, на чем они делают акцент при продаже услуги (цена, качество, скорость работы). Найдите “уязвимые места” и постарайтесь сделать это своими конкурентными преимуществами.
Доступность для клиента. Посмотрите контакты автосервиса в интернете или в социальных сетях. Попробуйте оставить заявку или позвонить по указанным телефонам. Проанализируйте, как с вами общается менеджер.
Старайтесь оценивать своих конкурентов по офлайн и онлайн-деятельности. Рекомендуем составить сравнительную таблицу с критериями и прописать результаты.
Итак, с помощью бизнес-плана вы определили прибыльность бизнеса. Анализ конкурентов наглядно показал, к чему стремиться и как действовать. Переходим к организационным этапам открытия автосервиса.
И первый вопрос, который предстоит решить — регистрация в ФНС
Шаг 4. Регистрация в ФНС
Что выбрать ИП или ООО? Такой вопрос стоит часто перед начинающими бизнесменами.
При открытии автосервиса выбирайте любую правовую форму. ООО подойдет для нескольких собственников. Из явных плюсов — возможность привлечения инвесторов для построения успешного бизнеса.
Из минусов — сложная бухгалтерия и протоколирование всех решений. Для открытия ООО необходимо написать заявление с указанием юридического адреса, приложить договор аренды или собственности помещения.
Если владельцами бизнеса стали несколько человек, то дополнительно прикладываются следующие документы — устав, договор об учреждении и протокол общего собрания.
Пошаговая инструкция по открытию ООО здесь.
Открыть ИП проще, для этого достаточно написать заявление и передать его в МФЦ.
Читайте нашу статью, где мы в деталях рассказали о регистрации ИП.
Остается только добавить, что начинающие предприниматели часто выбирают именно ИП из-за простой регистрации и простого ведения бухгалтерии.
Шаг 5. Выбор системы налогообложения
Система налогообложения — это еще один сложный вопрос, в котором вам предстоит разобраться. Ведь от ее выбора зависит величина страховых взносов и налогов.
Всего выделяют несколько видов налогообложения:
ОСНО (общая система налогообложения). Не рекомендуем ее выбирать из-за высокой налоговой нагрузки. Но если вы не уведомите налоговую о выборе другой системы налогообложения, ОСНО станет ей по умолчанию.
УСН (упрощенная система налогообложения). Ее часто выбирают предприниматели. Причин две: простота расчетов и “щадящие” налоги. Подробнее об УСН читайте в нашем материале.
ПСН (патентная система налогообложения). При этом налоговом режиме декларация не подается, достаточно просто купить патент на ведение деятельности в определенном регионе.
О том, как работать на каждом из налоговых режимов, рассказываем в статье.
Шаг 6. Аренда помещения
С чего начать поиск помещения под СТО? Рекомендуем посмотреть коммерческие объявления и выбрать несколько вариантов для детального знакомства.
Многие рассматривают в качестве аренды гараж. Такой вариант подойдет для небольших автосервисов и то с учетом определенных требований, которые предъявляются к автосервису со стороны надзорных органов.
здание под СТО находится вдали от жилых домов и водоемов на расстоянии не менее 50 м. Лучше, если оно расположено вблизи автомагистралей и АЗС;
габариты здания выбирайте в зависимости от масштаба автосервиса, но не менее 30 м. Высота здания не менее 3,5 м
Раздевалка, душевая и туалет располагаются на площади не менее 50 кв. м. Не забывайте о размере проездов и проходов внутри автосервиса, они должны занимать не менее 25% от всей площади. Заранее позаботьтесь и о складе для хранения автозапчастей;
внутри помещения есть система водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции. Вентиляция под потолком — не самый лучший вариант, так как газы которые выделяются при работе машин тяжелее воздуха. Поэтому лучше, если система кондиционирования находится на расстоянии не более 1 м от пола;
наличие подъезда к зданию. Большое пространство для парковки станет дополнительным плюсом, которое владельцы авто точно оценят по достоинству.
Итак, какой метраж здания будет оптимальным? Зависит от оказываемых услуг.
Например, чтобы открыть шиномонтажную достаточно будет и специального вагончика, а вот для небольшой автомастерской с двумя автомобильными подъемниками не менее 100 кв м.
При создании любого автосервиса не забывайте о зонировании.
В каждой СТО предусмотрена:
рабочая зона, где ведутся основные работы;
сервисная зона для общения с заказчиками, там же иногда располагается небольшой магазин автозапчастей,
кабинет для администрации,
санузел, душевая, раздевалка для персонала.
Рекомендуем перед выбором помещения обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 7. Подготовка списка для покупки оборудования
Для ремонта автомобилей нужно качественное оборудование. Определимся, с тем, что будем искать для закупа и перейдем к выбору поставщиков.
Оборудование для автосервиса:
гидравлическое — для подъема машин, профилактического осмотра и проведения ремонтных работ;
компрессорное — используется для демонтажа/монтажа, накачки шин, · мойки деталей в труднодоступных местах;
кузовное — для устранения деформации кузова, замены деталей, небольшого ремонта.
диагностическое — для быстрого определения дефектов.
Также понадобятся инструменты для персонала:
ручные — молотки, гаечные ключи, отвертки и др.
профессиональные — шуруповерты, гайковерты и др.
Прежде, чем перейти к выбору поставщиков, определите какое оборудование вам понадобится для качественного ремонта машин. Исходите из специфики услуг автосервиса.
Правильный выбор оборудования — один из факторов для получения стабильной прибыли. Покупайте только то, что вам понадобится в первую очередь для быстрого запуска бизнеса.
Шаг 8. Выбор поставщиков запчастей и оборудования
С чего начать выбор поставщиков для оборудования? Изучите их предложения в интернете. Обратите внимание на следующие критерии:
срок работы на рынке;
отзывы как по самому оборудованию, так и по компании, где вы решите его покупать;
стоимость. Гнаться за самым дешевым предложение на рынке не стоит. Важно найти баланс между надежностью поставщика и той ценой, по которой он продает это оборудование;
наличие сервисных центров компании в вашем регионе;
Акцент делайте именно на условия послепродажного обслуживания, а также эргономичность и качество современного оборудования. Важно, чтобы оно было удобным для работы и не создавало большого количества шума.
Критерии для выбора поставщиков оборудования:
условия поставки товара. Уточните, про гарантийный срок, обмен и возврат товара в случае, если случится поломка в процессе доставки;
сертификация. Любое оборудование для ремонтных работ подлежит сертификации, если оно представляет опасность для человека;
репутация поставщика на рынке. Посмотрите, сколько лет компания оказывает услуги на рынке, с какими организациями сотрудничала. Чаще всего надежными поставщиками становятся официальные дилеры производителя. Их очевидные преимущества — длительная гарантия, постгарантийное обслуживание и представительства в разных регионах России.
Не рекомендуем экономить на оборудовании, и закупать его на “серых” рынках. Если бюджет ограничен, лучше возьмите оборудование в аренду. Но также внимательно отнеситесь к его выбору.
При создании автосервиса с полным циклом услуг вам придется найти надежного поставщика запчастей и комплектующих. Рекомендации для выбора аналогичны указанным выше.
Единственная ремарка — не останавливайте свой выбор на одном поставщике. · Успешные предприниматели, владельцы СТО часто сотрудничают одновременно с десятками компании, чтобы предложить клиентам лучший сервис.
Шаг 9. Подбор персонала
Вы заказали оборудование и зарегистрировали ИП, теперь переходим к поиску персонала.
определите сколько человек будет работать в команде, кто это будет. Например, 3 автомеханика, 1 диагност, 1 консультант и т.д;
составьте идеальный портрет кандидата для каждой позиции. Пропишите список профессиональных и личностных черт, а также уровень зарплаты и график работы. Ваша задача — обеспечить работников комфортными условиями труда. После переходите к выбору персонала;
просмотрите резюме кандидатов на сайтах по поиску работу — HH, Superjob или почитайте доски объявлений на Авито;
отберите несколько кандидатов и пригласите их на собеседование. Задайте вопросы , предложите тестовые ситуации и посмотрите, как с ними справятся потенциальные сотрудники;
уточните мотивацию кандидатов работать в вашей команде. Спросите про предыдущий опыт работы, планы на ближайшие несколько лет и т.д.
Будьте готовы к тому, что опытный персонал не согласится на ваши условия по оплате труда. Поэтому выбирайте тех, кто готов учиться, развиваться и работать на результат.
Шаг 10. Покупка онлайн-кассы
Использование онлайн-кассы для ИП и организаций регламентировано 54-ФЗ.
На что обратить внимание при выборе кассы?
Вид кассы. Определитесь, какая касса для вас будет оптимальным вариантом — мобильная или стационарная.
Работа с маркированными товарами. Если вы планируете, кроме сервисных услуг, продавать товары, обратите внимание на закон по маркировке товаров. Так с 1 ноября 2020 года маркировка шин и автопокрышек стала обязательной, а до 2024 года маркировка коснется всех групп товаров. Поэтому рекомендуем выбирать кассы, которые легко адаптируются под эти нормы законодательства.
Наличие централизованной технической поддержки и гарантийного обслуживания.
Простота и удобство в работе. Понятная навигация, интерфейс и др.
Подключение товароучетной системы для контроля продаж и сверки остатков.
Стоимость кассовой программы и обновлений.
И главный вопрос — стоит ли переплачивать за кассу или отдать предпочтение дешевым вариантам? Подробнее рассмотрели в статье и подготовили чек-лист с критериями для выбора кассы.
Хорошая новость в том, что онлайн-кассу покупать не обязательно. Вы можете взять ее в аренду и платить ежемесячную плату только за нужные услуги.
То, что касса должна выбивать чеки, это понятно. Требования к кассовому оборудованию определены 54-ФЗ о применении ККТ. Мы предлагаем вам рассмотреть варианты касс со специальными функциями для работы в автосервисе.
Например, МТС Касса может работать в офлайн-режиме и выбивать чек, даже в отсутствии сети. А для работы с маркированными товарами достаточно просто подключить услугу в личном кабинете.
Но и это еще не все. Подробнее о всем функционале МТС Касс для автосервиса, читайте в материале.
Шаг 11. Продвижение и реклама автосервиса
Для быстрой окупаемости вложений собственного автосервиса необходимо привлекать клиентов.
И самый быстрый способ — это хорошая реклама и прибыльные бизнес-идеи. Для наработки базы клиентов и экономии бюджета не исключайте бесплатные методы продвижения:
бонусы, скидки при открытии,
Также “продвигайтесь” платно. Используйте разные способы и каналы:
ведите социальные сети ВК, FB, Instagram — рассказывайте об автосервисе, рекламируйте услуги, публикуйте отзывы клиентов;
запускайте рекламу в Яндекс Директ, Google Adwords. Не рекомендуем настраивать рекламу самостоятельно,чтобы избежать серьезных проблем с тратами бюджета. Если нет специальных знаний, лучше обратиться к специалистам, которые оказывают такие услуги.
Найти их можно по рекомендациям знакомых индивидуальных предпринимателей или на биржах по удаленной работе, например, WorkZilla;
делайте рекламные рассылки, смс, push-уведомления — воспользуйтесь сервисом МТС Маркетолог;
создайте сайт — размещайте акции, интересные предложения. публикуйте статьи по теме. Для клиентов МТС Кассы мы делаем сайты под ключ.
регистрируйтесь в 2ГИС, Гугл, Яндекс-картах — часто владельцы автомобилей ищут ближайший автосервис именно на этих ресурсах;
установите наружную рекламу. Но прежде узнайте о правилах ее размещения. Например, в некоторых регионах получать разрешение на размещение рекламы не нужно.
Если требуется разрешение властей, соберите необходимый пакет документов, обычно это:
заявление в местные органы власти,
разрешение от собственника помещения, офиса, баннера, где планируете разместить рекламу. Заключение договора с ним,
квитанция об оплате госпошлины.
Шаг 12. Список документов для открытия автосервиса
Подытожим и пробежимся по списку документов, необходимых для открытия автосервиса.
Раньше предпринимателю нужна была лицензия на оказание услуг. Сейчас лицензию получать не обязательно, и это значительно экономит время на оформление документов.
Какие документы нужны для регистрации автосервиса:
Свидетельство о регистрации бизнеса (ИП или ООО)
Договор об аренде или собственности помещения под автосервис
Заключение службы пожарного надзора
Также необходимо подать уведомление в территориальный орган Роспотребнадзора о начале работ в автосервисе.
Рекомендации для оптимизации затрат и экономии вашего времени
Как видите, открытие автосервиса — трудоемкий процесс, который отнимает много времени и сил. Трудно учесть все нюансы и не допустить ошибок, особенно, если пробуете начать бизнес впервые.
Клиентам-пользователям МТС Кассы мы помогаем с решением некоторых организационных вопросов:
Бесплатная регистрация ООО и ИП, при условии открытия расчетного счета через нашу компанию.
Открытие РКО и помощь в выборе банка. Подберем выгодное предложение среди банков-партнеров. Оформим необходимые документы без посещения банка в течение 20 минут. Специальные предложения — бесплатные тарифы, бонусы на развитие бизнеса до 300 тыс. рублей, кэшбэк 5 % и др.
Бухгалтерское сопровождение или подключение к онлайн-сервису для самостоятельного ведения бухгалтерии
Подбор кассового решения под 54-ФЗ. Его регистрация в ФНС и настройка платежей.
Свой бизнес: отдел запчастей в автосервисе
Когда-то в стародавние времена были такие люди на Руси. Бродили они по городам и весям, таская на плечах специальный короб. Этакий склад мобильный.
А в коробе том товары всякие лежали, причем такие, что народу действительно нужны были. И почти каждый мог подобрать у коробейника что-то полезное. Умели коробейники так ассортимент составить, что никто из «клиентов» в обиде не оставался. Увы, исчезли они давно, нет их более, да и не нужны они сейчас. Жаль. Умение коробейников подобрать состав товара, принципы, так сказать, формирования содержимого короба могли бы вполне пригодиться современному автосервису в деле наполнения склада запчастей.
Сразу оговоримся: наше маленькое исследование отнюдь не претендует на универсальность. Мы не будем рассматривать ситуацию, когда вопрос обеспечения запчастями сродни спасению утопающих — «делу самих утопающих». Такое, как известно, очень распространено среди небольших автомастерских, особенно тех, что специализируются на ремонте отечественных автомобилей. Действительно, зачем морочить себе голову, нанимать специально обученного человека, тратиться на оборудование специального помещения, замораживать некие средства, да и наживать головную боль с гарантией на качество этих самых запчастей. Приехал клиент, сказал ему мастер, какие именно железочки понадобятся, отправился клиент в ближайший магазин автозапчастей, купил детальку — и всем хорошо.
Простой и действенный способ, но, увы, крайне нецивилизованный. Клиент же мутирует, развивается и изменяется, и предъявляет к сервису все более высокие требования. Ну, не хочет он, клиент, сам куда-то ездить и что-то искать. И просто-напросто развернется и поедет в другое место, где его не будуть «грузить» задачей самостоятельного поиска деталей.
ОБОРУДУЕМ КОРОБОЧКУ
Итак, мы решили, что склад и отдел запчастей должны быть. И необходимость наличия этих подразделений не обсуждается. Забегая немного вперед, предположим, что соответствующие площади подготовлены и есть персонал. С чего начать?
Конечно же, с системного обеспечения. Потому что без него невозможно сделать практически ни одного шага. Для создания и ведения базы данных — а без нее сегодня совершенно немыслима нормальная работа с большой номенклатурой запчастей — необходимо оснастить склад и соответствующий отдел компьютерной техникой. Не будете же вы вести учет дедовским методом — через бумажную картотеку?
Общие базы данных достаточно велики, и чтобы грамотно, четко и быстро обрабатывались всевозможные запросы по этой базе, как компьютерное «железо», так и программное обеспечение для него должны отвечать современному уровню. Причем просто закупить его недостаточно, локальная сеть является необходимым компонентом системы.
Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Что касается программного обеспечения, то на сегодняшний день самым распространенным продуктом, пригодным для наших целей, является программное обеспечение «1С» или «1С Рарус». В последнее время появились новые разработки других фирм, но они еще не прошли проверку практикой, поэтому мы считаем, что говорить о них более или менее подробно преждевременно.
Основной недостаток этого программного продукта — его собственная высокая стоимость и стоимость технической поддержки. Если на техническом центре нет своего системного администратора, который своевременно может исправить и отладить программу, то из-за каждого сбоя придется обращаться к фирме-разработчику. А это потерянное время и, соответственно, деньги.
Некоторые фирмы занимаются разработками собственного продукта. Это вроде бы удобно, так как обеспечивает известную независимость от «посторонних». Однако оборотной стороной сей медали является необходимость содержать собственный штат программистов, значит — дополнительные расходы. Очень важно, чтобы выбранный программный продукт имел возможности для апгрейда, иначе через пару-тройку лет он просто устареет, и вперед — на новые расходы.
Помимо вышеперечисленного, отдел запчастей должен быть обеспечен необходимой документацией и каталогами запчастей. Это одна из главных проблем, если же фирма — официальный дилер какого-либо автозавода, то завод обязан предоставить документацию либо по контракту, либо за деньги, все зависит от того, как составлен контракт. А вот маленьким фирмам приходится похуже — им самим надо искать, закупать, добывать любыми путями документацию. Впрочем, затраченные на это деньги впоследствии принесут только прибыль.
Неплохим дополнением к внутреннему системному обеспечению могут стать современные нетрадиционные технологии — Интернет, например. Как один из вариантов расширения сферы услуг для клиентов — предоставление им необходимой информации через всемирную «паутину». Многие сейчас стараются не сидеть на телефоне, обзванивая фирмы на предмет наличия интересующей их детали и предоставляемых услуг, а пытаются заполучить максимум информации о фирме с ее сайта. Сайт фирмы — это ее визитная карточка в Интернете, причем чем солиднее и насыщеннее он будет, тем больше вероятность того, что клиент обязательно обратится в эту фирму.
Главное в этом деле — техническая поддержка и постоянное обновление сайта. Потому что устаревшая и неточная информация может сыграть обратную роль — роль антирекламы.
И наконец, последнее в части системного обеспечения. Как в процессе первичного заполнения, так и в ходе дальнейшей работы по поддержанию необходимой номенклатуры склада все, как правило, сталкиваются еще с одной проблемой, которую можно назвать основополагающей. Это определение точного идентификационного номера детали для заказа. Без точных данных о детали невозможен заказ, невозможна выдача необходимой детали в техцентр, а также розничная продажа. Зачем клиенту деталь, которая не подходит к его машине?
Разрешить данную ситуацию можно. Достаточно запастись современными каталогами запасных частей, которые нужно периодически обновлять по мере выпуска новых моделей конкретным производителем. Обычно обновление происходит не реже чем раз в полгода, а может, и раз в квартал, это зависит от объема выпуска автомобилей производителем и скорости обновления модельного ряда.
Каталоги размещаются на разных носителях информации. Это электронные каталоги EPC на компакт-дисках, микрофиши — более устаревший вариант, ну и, конечно, старые, добрые, проверенные временем печатные каталоги. Наличие более подробной информации по всем машинам производителя, с которым работает тот или иной дилер, позволит ему избежать ошибок при заказе деталей, а соответственно, и финансовых потерь, ведь зачастую неправильно заказанная деталь стоит гораздо дороже всех каталогов вместе взятых. Например, компрессор кондиционера на новую японскую машину может стоить от 800 до 1500 долларов, а стоимость обновленного каталога может не превышать 30-100 у.е. Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.
НАПОЛНЯЕМ ТОВАРОМ
Первая проблема, с которой придется столкнуться при заполнении склада, — приходование поступающих деталей и запчастей. Поступившие детали должны быть правильно оприходованы. То есть назамедлительно занесены в базу данных с отметкой о закупочной и розничной стоимости, русским, если речь идет об импортных деталях, наименованием и в соответствии с каталожными номерами. Если вам приходится работать с так называемыми «оригинальными» и «неоригинальными» деталями, то необходимо вести отдельный учет неоригинальных деталей, так как понятно, что их спецификация отличается от той, которая указана в «фирменных» каталогах производителей. При этом скорее потребуется озаботиться созданием «таблицы соответствия», если таковой не существует. Некоторые производители запчастей, например Bosch, имеют каталоги, где собственные номера деталей приведены в соответствие с номерами, присвоенными тем же деталям самим автопроизводителем.
Этап приходования запчастей крайне важен, потому что от того, насколько правильно проведена эта операция, зависит вся дальнейшая работа с номенклатурой.
Азбучные истины, скажете? Может быть, но многолетний опыт работы автора этих строк в отделе запчастей одного из дилерских техцентров показывает, что многие их просто не знают, идут ощупью, методом проб и ошибок. А тем временем на складе царит бардак, который, понятное дело, отнюдь не способствует успеху деятельности техцентра.
Так вот, продолжая разговор об «азбучных истинах», позволим себе обратить внимание на этап, следующий непосредственно за приходованием «товара».
Детали надо попросту разложить на полках и стеллажах. Не знаю, как там принято складировать памперсы, но применительно к автозапчастям следует обязательно придерживаться ряда незыблемых принципов. Во-первых, товар должен размещаться на складе по адресному хранению, что существенно упрощает поиск.
Во-вторых, все «железо» должно быть разбито по группам, которые лежат отдельно, например:
- детали передней подвески — стеллаж №1, полка №1;
- детали тормозной системы — стеллаж №1, полка №2 и т.д.;
- расходные материалы — стеллаж №2, полка №1-3 и т.д.;
- кузовные элементы — cтеллаж №3;
- неоригинальные детали должны храниться в отдельном месте, так же, как и были оприходованы, это должно исключить путаницу на складе;
- детали, пользующиеся повышенным спросом — такие, как фильтры, свечи, тормозные колодки, приводные ремни, — лучше разместить как можно ближе к зоне их выдачи, это значительно сэкономит как время работника технического центра, склада, так и время клиента.
Более тяжелые агрегаты и детали трансмиссии должны располагаться на нижних стеллажах, но опять же ближе к зоне их выдачи из-за их немалого веса. Детали оптики, радиаторы можно разместить на более высоких ярусах, так как их вес незначителен, а спрос невысок. В данной ситуации поговорка «подальше положишь, поближе возь-мешь» не работает.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Итак, мы с вами соорудили «коробочку», оборудовали ее и наполнили нужным товаром. И двинулись в путь. Теперь начинается самое сложное — товар приходит и уходит, причем разными путями: в техцентр для ремонта, в розничную продажу (если таковая практика имеется), на закрытие гарантийных претензий, если у вас есть еще и автосалон. Все течет, все изменяется, и, следовательно, необходимо постоянное пополнение номенклатуры, учет, как говорил классик одного незабываемого учения, и контроль.
В крупных автосалонах движение запасных частей и комплектующих условно можно разделить на четыре основных направления.
Наиболее оптимальная схема работы примерно такова.
Детали выдаются со склада по расходным накладным в отдел розничной и оптовой продаж, а также по ранее размещенным заказам в этих отделах.
Выдача запчастей в технический центр производится на основании наряд-заказа для каждого конкретного автомобиля, находящегося в данный момент на ремонте. Для автосалона детали поступают на основании карточки доукомплектации или других документов, разработанных непосредственно в конкретной фирме, потому как единой формы документооборота не существует.
Нужно предусмотреть возможность возврата клиентом детали. В этом случае деталь должна вернуться по приходной накладной на основании расходного документа. Делается так для того, чтобы количество деталей на складе, числящихся по базе данных, соответствовало фактическому. Немного сложнее обстоит дело с гарантийными деталями, их реализация ведется не только на основании наряд-заказа, но и еще на основании гарантийной заявки. Все эти документы в обязательном порядке должны отслеживаться соответствующими службами и отображаться в базе данных для ведения статистики отказов и спроса на конкретные типы деталей.
Одной из крупных проблем жизнедеятельности склада является задача подбора номенклатуры и скорость оборачиваемости склада.
Для успешной и прибыльной деятельности техническим центрам нужно стремиться к ускорению оборачиваемости складских запасов. Сделать это можно на основе проведения аналитической работы за год, месяц, неделю. То есть нужно постоянно делать сверку, сколько и какого наименования было продано за текущий период.
Огромную роль в этом деле играет так называемая «статистика упущенных продаж». Например, клиент хочет приобрести в отделе розничной торговли какую-либо деталь. Менеджер, проверив по базе данных, выясняет, что ее на складе нет. Клиент уходит, а через неделю ситуация повторяется. Если эта информация не фиксируется нигде, кроме как у менеджера в голове, то смело можно сказать, что она утеряна. Для правильного ведения данной статистики в базу данных должна быть занесена вся номенклатура выпускаемых конкретным производителем деталей, порой эти базы достигают 300-500 тыс. каталожных номеров.
Если сделано так, то картина будет выглядеть следующим образом. Менеджер, определив точный каталожный номер запрашиваемой позиции, проверяет в базе данных наличие. Если деталь отсутствует, то она автоматически заносится в таблицу упущенных продаж. По истечении определенного срока (неделя, месяц, квартал) по этой таблице делается выборка по условию, что на складе необходимо иметь деталь с количеством обращений не менее 3 в неделю и не менее 10 в месяц.
В свою очередь, менеджеры и начальники складов должны прекрасно понимать, что на складе автотехцентра, особенно работающего по иномаркам, должны в основном находиться детали для автомобилей не старше 3-5 лет с момента начала производства. Как показывает практика, на детали для этих автомобилей основной спрос, в частности, на оригинальные детали. Он составляет около 85% от общего объема продаж, так как для владельцев иномарок, у которых возраст их авто превышает 6 и более лет, «оригинал» очень дорог, и они вынуждены искать дешевый «неоригинал» или отправляться на площадки разборок подержанных авто.
УРОКИ КОРОБЕЙНИКУ
Основные действующие лица в складском хозяйстве — это менеджер и начальник склада. От их квалификации напрямую зависит качество работы всего автотехцентра. Менеджер должен четко знать все технические особенности конструкции автомобиля, грамотно, а самое главное — быстро уметь пользоваться технической документацией и предоставленным ему программным обеспечением. Чем быстрее менеджер сумеет определить параметры необходимой детали и выписать соответствующие документы, тем быстрее информация поступит на склад.
На этом этапе в процесс включается работник склада, его задача быстро найти деталь на складе и выдать либо частному клиенту, либо в технический центр, параллельно выписав необходимые сопроводительные документы.
И наконец, о проблеме подбора поставщиков. Понятно, что у «одномарочных» техцентров официальных дилеров эта проблема сколько-нибудь остро не стоит, но они сегодня — капля в море автосервиса. А всем остальным приходится эту задачу решать самостоятельно.
В мире существует множество оптовых фирм, торгующих запасными частями для автомобилей. В принципе, для наполнения собственного склада лучше иметь дело с «оригиналом». Тогда вопрос качества отпадает сам собой, остается вопрос цены, сроков поставки, а также наличия на складе поставщика.
Однако даже при заключении договора нельзя быть уверенным в том, что ваш поставщик выполнит все обязательства перед вами. Это станет ясно после первой поставки: если из заказанного количества вам отгрузили не более 30% за раз, то с таким поставщиком можно смело расставаться, если 60-70% — то можно поработать дальше, если поставщик отгрузил не менее 90% вашего заказа и вы получили его точно в срок, и цена товара вас устраивает, а качество упаковки не вызывает никаких нареканий, то ваш выбор правильный.
Вариант закупки «неоригинала» тоже имеет право на существование. В этом случае к выбору поставщика надо подходить очень тщательно, с посредническими фирмами-однодневками связываться просто нельзя. И особое внимание следует уделить гарантийным обязательствам поставщика.
В общем, сложное и хлопотное это дело — собственный склад запчастей. У него есть свои плюсы и минусы. Преимущество наличия собственного склада состоит в том, что фирма сама в состоянии обеспечить клиента всем необходимым, вовремя произвести ремонт, не прибегая к условиям сторонних фирм. При этом она сама зарабатывает немалые деньги на торговле запасными частями, а ведь если брать на стороне, то практически вся прибыль будет утеряна.
В то же время наличие хорошего склада подразумевает немалые капиталовложения. Даже для небольшого технического центра, например, на 5—6 подъемников, объем склада в финансовом выражении может составить 50—60 тыс. долларов, и это не предел. Однако при отсутствии узкой специализации у технического центра, занимающегося обслуживанием, к примеру, более 5 марок авто, нормальный склад будет очень трудно сформировать. И это окажется экономически нецелесообразно, ибо склад будет очень дорогим. С одним исключением: если эти марки не относятся к одной группе. Как, например, автомобили группы «Фольксваген». Или Kia-Mazda, или Hyundai-Mitsubishi, например.
В данной ситуации каждый конкретный случай надо рассматривать в отдельности, накапливать статистику внутри техцентра, на основании которой можно будет сделать вывод о том, строить свой склад или нет. Возможно, проще и дешевле окажется работать c корпоративными и региональными складами, так сказать, «с колес».
Однако есть один особый случай: в последнее время в России наметилась тенденция к специализации автосервисов не по маркам автомобилей, а по видами работ. Если с шиномонтажом, электрикой, трансмиссиями и даже двигателями еще все относительно просто, то с сугубо кузовным ремонтом ситуация складывается довольно непростая. Но это совсем отдельная история, и о ней мы поговорим в следующий раз.
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/516834-avtozapchasti-ot-a-do-ya-spravochnik-dlya-novichkov.html
Источник https://kassa.mts.ru/blog/for-business/kak-otkryt-stantsiyu-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobiley/
Источник https://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-otdel-zapchastey-v-avtoservise/
Источник