Средства диагностирования механизмов и систем двигателя
изучить методы определения технического состояния автомобильного двигателя, освоить практические приемы выявления неисправностей и дать сравнительную оценку методам определения технического состояния автомобильного двигателя.
1. Определение технического состояния автомобильного двигателя внешним осмотром и прослушиванием с целью выявления неисправностей по внешним признакам.
2. Определение технического состояния цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма замером давления сжатия в цилиндрах.
3. Определение технического состояния цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма методом последовательного отключения цилиндров.
4. Сравнительная оценка методов определения технического состояния автомобильного двигателя.
1. Компрессометр для замера давления сжатия.
2. Диагностический комплекс К518.
3. Электронный комбинированный стетоскоп KA-3432K.
4. Автомобильный видеоэндоскоп jProbe FX Auto.
5. Дымогенератор ОТС 6521 Leak Tamer.
Порядок выполнения работы
1. Определение технического состояния двигателя внешним осмотром и прослушиванием:
— осмотреть автомобильный двигатель снаружи, обращая внимание на следы течи охлаждающей жидкости, масла и топлива;
— проверить легкость пуска автомобильного двигателя, устойчивость работы на оборотах холостого хода, приемистость, бесперебойность и равномерность работы;
— проверить давление масла в системе. В случае наличия сигнальной лампы на работающем автомобильном двигателе она не должна светиться. В случае наличия манометра давления масла значения давления должно быть: для бензиновых двигателей не ниже 1 кГ/см 2 , для дизельных не ниже 2 кГ/см 2 ;
— пользуясь стетоскопом прослушать работу двигателя: стук поршней (у холодного двигателя), стук клапанов и подшипников (после прогрева); стук клапанов следует прослушивать у разъема головки и блока цилиндров, стук поршней, пальцев и шатунных подшипников – на стенке головки и блока цилиндров в местах соответствующих в.м.т., стук коренных подшипников – в плоскости разъема картера; стуки подшипников прослушивают при различных числах оборотов двигателя; стук коренных подшипников – глухой, низкого тона, а стук шатунных более звонкий, среднего тона; при выключенном зажигании в проверяемом цилиндре стук подшипников исчезает;
— пользуясь видеоэндоскопом и дымогенератором убедится в отсутствии подтекания масла из-под крышек клапанной коробки, поддона картера и через сальники коленчатого вала при работе двигателя на средних оборотах. Если подтекание масла имеет место и не прекращается после подтягивания крепежных болтов – снять крышку маслоналивной горловины и резко открыть дроссельную заслонку. При этом значительное газовыделение и прекращение течи масла укажет на износ цилиндропоршневой группы или засорение системы вентиляции картера;
— проверить дымление отработавших газов на выпуске – дымление двигателя может быть результатом износа деталей цилиндропоршневой группы, поломки поршневых колец или повышенного уровня масла в картере, а также следствием неисправной работы топливной системы. О величине дымления судят по густоте и цвету дыма: темный цвет отработавших газов свидетельствует о неисправной работе системы питания, белый (в виде дымки) – об изношенности цилиндропоршневой группы, белый (в виде клубков дыма) – о попадании в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости, фиолетовый – о повышенном расходе масла на угар. У дизельный двигателей темно-серый и черный цвет отработавших газов может быть следствием закоксовывания продувочных окон (у двухтактных двигателей), неисправностей насосов-форсунок, износа деталей цилиндропоршневой группы и засорения воздухоочистителя; серовато-голубой цвет отработавших газов свидетельствует о повышенном сгорании масла из-за задиров в цилиндрах, а также из-за нарушения уплотнений в нагнетателе.
Результаты внешнего осмотра и прослушивания занести в лабораторный отчет (табл.1.1)
Таблица 1.1 | ||||
Результаты проверки технического состояния двигателя внешним осмотром и прослушиванием. | ||||
Легкость пуска двигателя, устойчивость и характер работы, приемистость | Характер шумов (стуков) и предполагаемые причины | Характеристика отработавших газов на выпуске | Давление масла | Подтекания в системах смазки, охлаждения, питания |
2. Замер давления в конце такта сжатия в цилиндрах двигателя в цилиндрах двигателя.
Величина давления сжатия (Рс
) характеризует состояние цилиндропоршневой группы, газораспределительного механизма и позволяет определить их изношенность, а также нарушение герметичности прилегания клапанов и прокладки головки цилиндров. Давление сжатия в значительной степени зависит от числа оборотов коленчатого вала, температуры автомобильного двигателя, положении дроссельной заслонки. Поэтому для точной проверки
Рс
на четырехтактных дизельных двигателяхбольшой мощности в тех случаях, когда число оборотов коленчатого вала двигателя меньше предусмотренного техническими условиями, значение
Рс
можно определить по номограмме (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Изменение Рс в зависимости от числа оборотов коленчатого вала четырехтактного дизельного двигателя |
Так, например если при 90 об/мин коленчатого вала Рс
оказалось равным 17 кГ/см 2 , то при 150 об/мин оно будет равно 21 кГ/см 2 .
Давление сжатия бензиновых двигателей проверяют при вывернутых свечах зажигания. Это значительно снижает сопротивление вращению коленчатого вала и позволяет получить достаточно высокое число оборотов. Малые значения Рс
свидетельствуют о повышенных утечках воздуха из цилиндров вследствие недостаточной герметичности цилиндропоршневой группы (износ цилиндров, поршневых колец), недостаточной герметичности прилегания клапанов или прокладки головки цилиндров. Для выявления причины снижения
Рс
повторяют замеры, предварительно залив масло в цилиндры через отверстие свечи зажигания. Повышение после этого
Рс
свидетельствует об изношенности поршневой группы, а неизменность его значения указывает на неплотность прилегания клапанов.
Для замера давления сжатия необходимо выполнить следующие операции:
У бензиновых автомобильных двигателей:
— пустить и прогреть двигатель до рабочей температуры;
— остановить двигатель, вывернуть свечи (следить, чтобы их прокладки не остались в гнездах);
— открыть полностью дроссельную заслонку;
— установить резиновый конус компрессометра в отверстие для свечи зажигания первого цилиндра и повернуть коленчатый вал стартером на 8 – 10 оборотов (пока показания стрелки прибора не перестанут увеличиваться);
— повторить замер 2 – 3 раза и определить среднее арифметическое значение Рс
; тем же способом замерить в остальных цилиндрах двигателя;
— при низких значениях Рс
(меньше 4,5 кГ/см 2 ) залить в цилиндр 20 г масла и повторить замеры.
Сколько стоит диагностика двигателя
Осуществлять диагностику двигателя следует в автосервисе. В этом случае, производится одновременное тестирование всех узлов силового агрегата. Узнать точную стоимость диагностики вашего автомобиля можно по телефону.
Диагностика двигателя | |
Наименование услуг | Стоимость |
Компьютерная диагностика авто. (АКЦИЯ !) | от 1500 0 руб. |
Диагностика бензиновых и дизельных двигателей. | от 1000 |
Компьютерная диагностика электроники. | от 1000 |
Диагностика трансмиссии (подвески и ходовой части авто). | от 700 |
Компьютерная диагностика трансмиссии МКПП и АКПП. | от 1000 |
Диагностика наружного и внутреннего освещения транспортного средства. | от 500 |
Диагностика транспортных средств при покупке или продаже. | от 1000 |
Диагностика ДВС | от 1000 |
Диагностика пневмосистемы | от 1500 |
Диагностика Сход-Развал | от 1000 |
Виды диагностики
Комплексный подход диагностики, в нашем автосервисе, при сопоставлении деталей, позволяет увидеть скрытые дефекты, включая неполадки, которые начались на ранних этапах. Виды диагностики, с помощью которых мы выявляем причину неисправности агрегата:
Компьютерная. Специалисты подключат бортовой компьютер авто к сканеру, который считывает перечень кодов, сигнализирующих об ошибках. Это позволяет обеспечить глубокий анализ по текущему состоянию мотора. Данный вид диагностирования является быстрым и простым, но отличается низким уровнем достоверности.
Безразборная. Для увеличения достоверности информации из систем по самодиагностике, наши специалисты будут применять дополнительные наборы приборов с наличием внешнего датчика. Это и проверка компрессии, эндоскопирование, сверка расположенных меток на ремнях ГРМ, диагностика цилиндров и проверка уровня масла.
Комплексная. Этот вид диагностики является наиболее сложным, поскольку придётся задействовать множество специальных приборов и без опытных глаз мастера, здесь не обойтись. Фактически, это целый комплекс исследований двигателя, в который входит:
- Полноценная проверка систем зажигания, а также её комплектующих (свечи, высоковольтные провода, модуль зажигания).
- Диагностика инжектора при помощи специальных приборов.
- Газоанализ. Выполнение проверки по регулировке подачи газа.
- Проверка давления в топливных системах.
- Анализы на герметичность впускного коллектора, с наличием специального оборудования.
- Выборочная либо комплексная проверка всех датчиков, а также фильтров благодаря осциллографу.
Диагностирование и техническое обслуживание двигятеля внутреннего сгорания (ТО ДВС)
Основные неисправности двигателей, влияющие на работоспособность. Работоспособность двигателя определяется параметрами показателей назначения, в качестве которых выступают мощность и расход топлива. При эксплуатации допускается снижение эффективной мощности не более чем на 5% и повышение часового расхода топлива не более чем на 7% по сравнению с номинальными значениями. При несоблюдении этих требований считается, что двигатель находится в неработоспособном состоянии, так как производительность мобильной машины будет занижена, а экономичность ухудшена.
На рисунке 7 показано, какие системы и механизмы двигателя и параметры их состояния влияют на показатели назначения, т. е. на мощность и расход топлива.
Если вам нужна аренда компрессора с отбойными молотками цена на сайте www.kompressor-msk.ru.
Система подачи топлива. На ее долю приходится 20…35% всех отказов двигателей. Ухудшение качества распыли-вания топлива форсунками, увеличение цикловой подачи и отклонение момента впрыскивания от нормального изменяют качество смесеобразования и процесс сгорания в цилиндре двигателя. Как следствие этого, изменяется мощность и расход топлива. Признаки неполного сгорания топлива — дымный выпуск и перебои в работе двигателя. Признаки позднего впрыскивания — «мягкая» работа дизеля (подобно карбюраторному двигателю), дымный выпуск («белый дым»), перегрев двигателя, особенно деталей выпускного тракта. При раннем впрыскивании о работа дизеля, дымный выпуск («черный дым»), возможны стуки в деталях кривошипно-шатунного механизма. Неравномерное вращение коленчатого вала и работа с перебоями возникают из-за неравномерной подачи топлива по цилиндрам. Перебои в работе усиливаются при отказе форсунки.
Момент зажигания в карбюраторных двигателях оказывает примерно такое же влияние на процесс сгорания, как и момент впрыскивания топлива в дизеле. При отклонении от нормы момента зажигания и количества поступающего топлива отмечаются такие же признаки: «мягкая» или «жесткая» работа, стуки, дымление, перебои в работе, перегрев двигателя.
Топливная аппаратура дизеля и система питания совместно с системой зажигания карбюраторного двигателя в наибольшей мере влияют на мощность и экономичность двигателя, а значит, и на его работоспособность. Поэтому при отклонении мощности и расхода топлива от нормальных значений и появлении названных выше признаков необходимо в первую очередь проверить состояние системы питания, а для карбюраторных двигателей — еще и системы зажигания.
Система подачи воздуха. Наполнение цилиндров воздухом зависит от состояния турбокомпрессора (для двигателей с турбокомпрессором), которое характеризуется давлением наддува, и проводимостью впускного тракта. Проводимость снижается при появлении нагара на стенках впускных каналов головки цилиндров и на поверхности тарелки выпускных клапапов. При ухудшении проводимости уменьшается степень разрежения воздуха во впускном тракте (после воздухоочистителя), что и служит косвенным параметром его состояния. При этом уменьшается наполнение цилиндров воздухом.
Нарушение герметичности впускного тракта сопровождается подсосом запыленного воздуха (минуя воздухоочиститель), что ускоряет износ деталей цилиндропоршневой группы двигателей.
Засорение воздухоочистителя ухудшает его проводимость и уменьшает наполнение цилиндров воздухом, что, в свою очередь, снижает мощность двигателя (возможно дымление из-за неполного сгорания топлива).
Проверку системы очистки воздуха необходимо проводить во вторую очередь.
Механизм газораспределения. Параметры состояния механизма газораспределения: герметичность соединения клапан — седло; износ деталей механизма; тепловой зазор; упругость клапанных пружин. Износ деталей и увеличение теплового зазора в клапанах приводят к изменению фаз газораспределения и уменьшению открытия клапанов, что вызывает изменение степени наполнения и очистки цилиндров за время тактов впуска и выпуска. Признаки этих неисправностей —- стуки в зоне клапанов и шум шестерен газораспределения. Потеря герметичности соединений клапан — седло сопровождается перебоями в работе двигателя й резкими хлопками на выпуске (при прогорании фаски клапана или седла).
Скорость изменения параметров состояния газораспределительного механизма меньше, чем агрегатов топливной аппаратуры. Поэтому снижение мощности и экономичности двигателя из-за нарушения фаз газораспределения обычно менее вероятно, чем из-за неисправностей топливной аппаратуры и системы очистки воздуха. Поэтому механизм газораспределения необходимо проверять в третью очередь. Исключение составляет лишь такой дефект, как подгорание, клапанов. Однако он сопровождается явными признаками—¦ свист или шипение воздуха в коллекторах при прокручивании коленчатого вала.
Цилиндропоршневая группа. Износ деталей цилиндропоршневой группы, снижение упругости поршневых колец и их закоксовывание увеличивают утечки газов в соединении цилиндр – поршень. В результате изменяются косвенные параметры состояния: уменьшаются давление в цилиндре в конце такта сжатия (компрессия) и степень разрежения на такте впуска, что ухудшает протекание рабочего процесса. Это сказывается особенно на малых скоростных режимах, в частности при пуске двигателя (трудный пуск — косвенный признак износа цилиндропоршневой группы). В то же время на больших скоростных режимах степень сжатия и разрежения вследствие дросселирования изменяется незначительно, поэтому мощность двигателя даже при предельных износах деталей цилиндропоршневой группы уменьшается лишь в пределах 10% от номинального значения.
Однако при износе деталей этой группы, а также при закоксо-вывании поршневых колец значительно увеличиваются прорыв газов в картер и угар картерного масла. По этим косвенным параметрам оценивается техническое состояние цилиндропоршневой группы, и они служат критериями ее предельного состояния. Кроме того, газы, прорывающиеся в картер, ускоряют старение экономичности цилиндропоршневую группу проверяют в последнюю очередь.
Неисправности двигателей, влияющие на долговечность. Долговечность двигателя определяется в основном постепенными отказами, причина которых — изнашивание ресурсных соединений, накопление усталостных повреждений в ресурсных деталях, изменение физико-механических свойств некоторых конструкционных элементов (резиновых уплотнительных устройств, деталей из неметаллических материалов, деталей из металлов, работающих в зоне высоких температур и т. д.). Для увеличения долговечности необходимо снижать скорость протекания этих процессов.
Снижение скорости изнашивания достигается смазыванием трущихся поверхностей деталей в подвижных соединениях и охлаждением деталей, находящихся в зоне высоких температур.
Смазочная система. Режим смазывания деталей зависит от функционирования смазочной системы двигателя. Основной параметр, характеризующий ее работу, — давление в главной масляной магистрали. Оно снижается по мере износа соединений двигателя, особенно подшипников коленчатого и распределительного валов (при одном и том же температурном и скоростном режимах). Поэтому давление масла в главной магистрали двигателя — косвенный (диагностический) параметр, оценивающий состояние ресурсных соединений двигателя.
Однако давление масла зависит и от неисправностей приборов и агрегатов непосредственно смазочной системы, таких, как масляный насос, манометр, сливной клапан (рис. 8).
Масло, подаваемое к соединениям, предварительно очищается от абразивных частиц и продуктов износа деталей, значительно влияющих на изнашивание соединений. Поэтому засоренность фильтров — неисправность смазочной системы, и ее необходимо периодически контролировать.
Система охлаждения. Она предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя, влияющего на изнашивание деталей, на процесс нагарообра-зования и смолообразования.
Косвенный (диагностический) параметр состояния системы охлаждения — температура охлаждающей жидкости. Повышенное значение температуры (перегрев двигателя) объясняется неисправностями агрегатов и приборов системы охлаждения (рис.. 9). Однако причиной перегрева может быть также позднее впрыскивание топлива или позднее зажигание.
Неисправности двигателей, влияющие на безотказность. Безотказность двигателя определяется постепенными и внезапными отказами нересурсных агрегатов. К ним относятся агрегаты системы пуска (стартер, пусковой двигатель с редуктором), системы питания (топливный насос, форсунки, топливопроводы), системы зажигания и электрооборудования (генератор, прерыватель-рас-пределитель, катушка зажигания, искровые свечи зажигания), водяной насос, приводы вентилятора и гидронасосов, сцепление.
Методы контроля работоспособности двигателя. Контроль работоспособности заключается в проверке обобщенных диагностических параметров — мощности и расхода топлива. Если их значения выходят за допускаемые пределы, это указывает на неисправности в системах и механизмах двигателя, влияющие на работоспособность.
Контроль работоспособности—важная диагностическая операция. Установлено, что среднее значение эффективной мощности сельскохозяйственных двигателей всех марок в условиях эксплуатации ниже номинальной на 10…20%, а в отдельных случаях — на 30%. В то же время расход топлива завышен на 5… 15%. Это особенно характерно для энергонасыщенных тракторов. В результате уменьшается производительность машин и ухудшаются экономические показатели их использования.
Для контроля работоспособности дизелей используют методы: динамический, бестормозной и тормозной.
Динамический метод — наиболее прогрессивный. Он позволяет оценить мощность двигателя по переходным характеристикам разгона и выбега и выполнить диагностические операции по отысканию дефектов.
При свободном разгоне в двигателе, работающем на холостом ходу, резко увеличивают подачу топлива до максимума. За время нарастания частоты вращения коленчатого вала измеряют в определенный момент ускорение разгона ер и умножают его ‘значение на соответствующее значение приведенного момента инерции 1, т. е. Mк = I • ?р.
Чем больше крутящий момент двигателя, тем больше будет угловое ускорение за время разгона. На этом основано определе» ние его энергетических показателей.
Эффективную мощность при известных крутящем моменте и частоте вращения рассчитывают по формуле Ne = Мкn/9550, где Ne — мощность, кВт; Мк — крутящий момент, Н • м; n — частота вращения, мин-1.
В режиме свободного выбега у двигателя, работающего на максимальной частоте вращения холостого хода, резко выключают полностью подачу топлива и в процессе затухания частоты вращения измеряют отрицательное ускорение коленчатого вала ?e.
Момент сопротивления двигателя в этом случае будет Мc = I?в.
При динамическом методе мощность измеряют с помощью приборов ИМД-2М или ИМД-Ц как в полевых, так и стационарных условиях.
Бестормозной метод проверки (отключением цилиндров) основан на использовании мощности механических потерь в выключенных цилиндрах в качестве нагрузки на работающие цилиндры.
Дизель предварительно прогревают до нормальной температуры охлаждающей жидкости и масла в картере. Затем устанавливают максимальную частоту вращения холостого хода, выключают три цилиндра (для четырехцилиндрового двигателя) и измеряют с помощью тахометра частоту вращения вала отбора мощности при работе на одном цилиндре. Зная передаточное число от дизеля к валу отбора мощности, определяют частоту вращения коленчатого вала при работе на каждом цилиндре, а затем подсчитывают среднюю частоту вращения по формуле: nср = (n1 + n2 + n3 + n4)/4, где n1, n2, n3, n4 — частота вращения при работе на отдельных цилиндрах.
Эффективная мощность дизеля: Ne = Neн — А(nном — nср), где Neн — номинальная мощность дизеля; А — коэффициент пропорциональности, постоянный для данного двигателя; nном — номинальная частота вращения коленчатого вала при работе на одном цилиндре.
Цилиндры выключают, ослабляя гайки штуцеров трубок топливного насоса или специальными отключателями.
Для дизеля типа СМД-14 коэффициент А =0 ,031, номинальная частота вращения при одном работающем цилиндре nном = = 1450 мин-1, для дизеля Д-50 соответственно А = 0,016, nср = 1370 мин-1.
Двигатели с шестью цилиндрами проверяют при двух работаю-щих цилиндрах с дополнительной догрузкой, чтобы вывести их на номинальный скоростной режим. Для догрузки можно использовать шестеренный гидронасос путем дросселирования масла в гидросистеме подъемного механизма трактора либо его можно догрузить за счет дросселирования выпускных газов, установив специальную заслонку на выпускной трубе. Противодавление на выпуске должно быть в пределах 0,06…0,08 МПа.
Тормозной метод измерения мощности двигателей основан на применении специальных нагрузочных устройств — тормозных стендов.
Тормозные стенды бывают механические, гидравлические, воздушные и электрические. Наибольшее применение в сельском хозяйстве находят электрические тормозные стенды с машинами переменного тока, которые могут работать как в режиме генератора (для торможения), так и в режиме двигателя (для обкатки и прокручивания двигателя внутреннего сгорания). Применяют их в стационарных условиях.
Для контроля дизеля непосредственно на тракторе используют стенд КИ-4935. Стенд монтируют стационарно на фундаменте и через вал отбора мощности подключают к нему дизель трактора. В этих условиях можно измерить мощность, расход топлива дизелем, а также провести более углубленное диагностирование.
Работоспособность дизелей колесных тракторов контролируют на стационарном стенде КИ-8948 барабанного типа. На нем измеряют тяговые усилия и мощность на колесах, расход топлива, проверяют тормоза и усилие, развиваемое на тягах гидравлической навесной системы.
Если мощность и расход топлива не соответствуют техническим требованиям, то проводят более углубленную проверку дизеля с тем, чтобы определить причины неисправностей. При этом необходимо вначале выполнять малотрудоемкие проверки наиболее вероятных неисправностей в тех системах и механизмах, которые в наибольшей мере влияют на обобщенные показатели, т. е. на мощность и расход топлива.
Диагностирование и обслуживание топливной аппаратуры дизеля. Во время проведения ТО-2 проверяют форсунки и момент начала подачи топлива.
Проверка форсунок без их снятия с дизеля выполняется прибором КИ-9917 или КИ-16301А (рис. 10).
Прибор подключают к форсунке с помощью трубки высокого давления. Ручкой топливо нагнетают в форсунку. При этом определяют давление начала впрыскивания и качество распиливания топлива.
Давление начала впрыскивания соответствует максимальному показанию манометра при медленном прокачивании .топлива рычагом. Форсунка должна давать четкое одиночное впрыскивание.
Качество распыливания контролируют при быстром прокачивании топлива (с частотой 40…60 качков в минуту). Дробный звук указывает на хорошую подвижность иглы и качественное распыливание. Давление впрыскивания должно быть в пределах, указанных в таблице 6. Допускается регулирование давления начала впрыскивания без снятия форсунки с дизеля.
Проверка момента начала подачи топлива секцией насоса выполняется с помощью моментоскопа КИ-4941, указателя (с четырьмя сменными иглами) и набора технологических пружин. Эти устройства входят в состав определителя КИ-13902 момента тоПливоподачи и фаз газораспределения (рис. 11).
Технологическую пружину устанавливают^ проверяемую секцию вместо пружины нагнетательного клапана. Жесткость технологической пружины в 8… 10 раз меньше рабочей, что необходимо для компенсации влияния износа плунжерных пар. Моментоскоп закрепляют на штуцере проверяемой секции. Начало подачи топлива контролируют по первой секции (для ЯМЗ-240Б — по 12-й). Указатель определителя с помощью магнита закрепляют рядом со шкивом коленчатого вала (Д-37Е, А-14, СМД-14А, СМД-14Г) либо со шкивом водяного насоса (Д-240, Д-50, Д-50Л, Д-65), либо маховиком (ЯМЗ-238НБ, СМД-62), или гасителем крутильных колебаний (ЯМЗ-240Б).
Для определения момента начала подачи топлива насосом необходимо при включенной подаче прокрутить коленчатый вал дизеля до заполнения трубки моментоскопа; встряхнуть трубку, удалив часть топлива; затем медленно прокручивать коленчатый вал до начала подъема топлива в трубке моментоскопа; прочертить риску на указанной выше детали против указателя. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. и прочертить вторую риску против указателя. Измерить шаблоном-угломером, соответствующим марке дизеля, угол между рисками. Данные для проверки начала подачи топлива приведены в таблице 7.
Таблица 6: Виды диагностирования тракторов при эксплуатации
Дизели | Давление впрыскивания, МПа | ||
нормальное | допускаемое | предельное | |
ЯМЗ-240Б, ЯМЭ-238НБ | 16…17 | 15,5 | 15 |
СМД-62, Д-240, Д-240Л | 17,5…18 | 17 | 16 |
СМД-144, Д-37 | 17…17,5 | 16 | 15,5 |
Д-50, Д-50Л, СМД-14 | 12,5…3 | 12 | 11,5 |
Д-108,- Д-160 | 20,5…21 | 20 | 19,5 |
А-41, А-01М | 15…15,5 | 15 | 14,5 |
Таблица 7: Виды диагностирования тракторов при эксплуатации
Дизель | Угол начала подачи, до в. м. т., град | Длина дуги на детали между рисками, мм/град |
ЯМЗ-240Б | 18…20 | — |
ЯМЭ-238НБ | 17…19 | — |
СМД-62 | 26…29 | — |
Д-240, Д-240Л, Д-50, Д-50Л | 25…27 | 1,6 |
А-41 | 27…30 | 1,52 |
СМД-14, СМД-14А | 18…20 | 1,81 |
СМД-14НГ | 22…24 | 1,57 |
Если значение измеренного угла выходит за указанные пределы, проводят регулировку. Для этого в дизелях А-41, типа СМД-14, Д-50 и Д-37 поворачивают шлицевой фланец кулачкового вала топливного насоса относительно шестерни привода при вывернутых болтах крепления фланца к шестерне, а в ЯМЗ — полу-муфту привода топливного насоса относительно муфты опережения впрыскивания.
При ТО-1 выполняют следующие операции: доливают масло в корпус топливного насоса (при необходимости), сливают отстой из фильтров и топливного бака, подтягивают крепления агрегатов системы питания, топливопроводов, устраняют подтекание топлива.
При ТО-2 дополнительно к операциям ТО-1 заменяют фильтрующие элементы топливных фильтров, регулируют форсунки и момент начала подачи топлива (в зависимости от результатов проверки).
При ТО-3 дополнительно к операциям ТО-1 и ТО-2 снимают топливный насос с форсунками и регулируют на стенде.
Диагностирование и обслуживание системы очистки и подачи воздуха. Прежде всего при ТО-1 проверяют засоренность воздухоочистителя и герметичность соединений впускного воздушного тракта.
Сигнализаторы засоренности воздухоочистителя устанавливают постоянно на двигателях некоторых марок. Может быть использован сигнализатор типа ОР-9928 ГосНИТИ, который присоединяют к впускному воздушному коллектору резиновым присоском.
Сигнализатор состоит из корпуса с прозрачным смотровым-окном. Для проверки засоренности воздухоочистителя пускают дизель, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и нажимают на колпачок клапана. Под действием разрежения, образующегося в рабочей камере, поршень-указатель опускается. Нижняя часть поршня окрашена в зеленый цвет, верхняя — в красный. Появление красного цвета в смотровом окне указывает на предельную засоренность воздухоочистителя.
Индикаторы герметичности служат для проверки соединений впускного воздушного тракта. Индикатор жидкостного тина работает по принципу U-образного манометра. При работе дизеля на максимальном скоростном режиме наконечник индикатора прижимают к возможным местам подсоса воздуха.
Понижение уровня жидкости в стеклянной трубке, находящейся в окне, свидетельствует о подсосе воздуха.
После проверки засоренности воздухоочистителя и герметичности впускного воздушного тракта следует продолжить операции технического обслуживания.
При ТО-1 для инерционно-масляных воздухоочистителей прочищают пылесборные щели и сетку воздухозаборника, а также центральную трубу. Доливают или заменяют (в случае отложений) масло в поддоне. Съемные кассеты и фильтрующие элементы промывают в керосине. После промывки сетчатые и капроновые элементы слегка смачивают дизельным маслом, а элементы из полиуретана отжимают и просушивают.
Бумажные фильтры-патроны (кассеты) вынимают из корпуса и продувают сжатым воздухом. Если они замаслены, то их очищают моющим раствором (вода с универсальным моющим средством), нагретым до 40…50°С, предварительно выдержав в нем 2 ч.
При ТО-2 и ТО-3 воздухоочиститель снимают, разбирают, промывают все фильтрующие элементы и прочищают специальным скребком центральную трубу и поддон.
Контроль турбокомпрессора заключается в проверке легкости вращения его ротора. Загрязнение проточных частей турбокомпрессора затрудняет вращение ротора, что приводит к снижению давления наддува. При техническом обслуживании необходимо проверить выбег ротора. Для этого следует запустить дизель, прогреть, установить номинальную частоту вращения коленчатого вала и прослушать автостетоскопом шум ротора после остановки дизеля. Ровный, постепенно затухающий шум от вращения ротора, прослушиваемый не менее 5 с, свидетельствует о нормальной его работе.
В случае неудовлетворительной работы необходимо при неработающем двигателе открыть доступ к колесу турбокомпрессора и рукой проверить легкость вращения ротора. Если он вращается туго, следует частично разобрать компрессор и промыть компрессорную часть.
Во время выполнения ТО-З рекомендуется турбокомпрессор и его фильтр снять с двигателя, разобрать и промыть (через 3000 моточасов).
Диагностирование и обслуживание газораспределительного механизма. Операции контроля и обслуживания механизма газораспределения выполняют при ТО-2 и ТО-3.
В результате износа деталей механизма газораспределения увеличиваются зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел. Признак увеличенных зазоров — стук в клапанном механизме.
Таблица 8: Зазоры в клапанном механизме
Дизели | Момент затяжки, Н?М | Состояние дизеля | Зазоры в к лапанах, мм | |||
номинальные | допустимые | |||||
впускном | выпускном | впускном | выпускном | |||
ЯМЗ-240Б, ЯМЭ-238НБ | 220…240 | Холодный | 0,25…0,30 | 0,25…0,30 | 0,20…0,40 | 0,20…0,40 |
Д-240, Д-240Л | 160…180 | » | 0,25…0,30 | 0,25…0,30 | 0,20…0,35 | 0,20…0,35 |
СМД-62 | 220…240 | » | 0,46…0,50 | 0,46…0,50 | 0,41…0,55 | 0,41…0,55 |
Д-50, Д-50Л | 160…180 | Прогретый | 0,25 | 0,25 | 0,15…0,30 | 0,15…0,30 |
А-41, А-01М | 160…180 | Холодный | 0,25…0,30 | 0,25…0,30 | 0,20…0,35 | 0,20…0,35 |
СМД-14,СМД-14Н | 200…220 | » | 0,40…0,45 | 0,40…0,45 | 0,35…0,50 | 0,35…0,50 |
Д-37Е, Д-144 | 100…130 | » | 0,30 | 0,30 | 0,45 | 0,45 |
3M3-53 | 130…180 | » | 0,30 | 0,30 | 0,35 | 0,35 |
ЗИЛ-130 | 100…120 | » | 0,30 | 0,30 | 0,35 | 0,35 |
При техническом обслуживании нужно предварительно подтянуть гайки крепления головки цилиндров, пользуясь динамометрическим ключом. Зазоры в клапанном механизме проверяют щупом № 3 ГОСТ 882—75. Значения зазоров и моментов затяжки приведены в таблице 8. Более точные результаты измерений дает устройство КИ-9918, содержащее индикатор часового типа ИЧ-10 (рис. 12).
При ТО-3 необходимо снять головку цилиндров, очистить поверхность камер сгорания и тарелки клапанов от нагара, притереть клапаны, заменить прокладку головки. Перед установкой ее следует смазать герметиком «Эластосил» 137-83 или графитовой пастой (40% графитового порошка и 60% дизельного масла).
Диагностирование и обслуживание системы охлаждения. Контроль системы охлаждения заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и натяжения приводных ремней вентилятора.
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе контролируют ежедневно, а при необходимости жидкость доливают. Если с каждым днем охлаждающей жидкости приходится доливать все больше, надо проверить герметичность системы. Для этого доливают жидкость до нормального уровня, плотно закрывают крышку заливной горловины радиатора и паровоздушный клапан (если он расположен вне крышки заливной горловины) и открывают сливной краник нижнего бачка радиатора. При нормальной герметичности системы охлаждения истечение жидкости прекращается через 5… 10 с, при этом из системы вытекает 300…500 мл жидкости.
Систематический перегрев двигателя происходит вследствие уменьшения натяжения приводных ремней вентилятора, образования накипи на внутренних стенках системы охлаждения, засорения сердцевины радиатора и его трубок.
Натяжение ремня вентилятора контролируют при ТО-1 с помощью приспособления КИ-13918 (рис. 13). Для этого приспособление устанавливают упорами на ремень приблизительно в средней точке между шкивами и нажимают рукой на рукоятку с усилием 40 Н. Ремень прогибается пропорционально натяжению. Секторы приспособления поворачиваются на определенный угол (навстречу один другому) и по его шкале определяют усилие натяжения ремня.
Засорение сердцевины радиатора снаружи и его трубок можно определить осмотром. Обслуживание системы при ТО-1 заключается в устранении мест подтекания жидкости, регулировании натяжения ремня вентилятора и промывке сердцевины радиатора снаружи (струей воды под давлением). При выполнении ТО-2 дополнительно смазывают подшипники водяного насоса и натяжного устройства. Накипь удаляют при ремонте радиатора и двигателя.
Диагностирование и обслуживание смазочной системы двигателя. При ТО-1 следует проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить, промыть фильтр центробежной очистки масла (через одно ТО-1), слить отстой из фильтров. При ТО-2 надо слить масло из двигателя, промыть смазочную систему и залить свежее моторное масло.
Таблица 9: Допускаемые значения давления масла
Марка дизеля | Марка трактора | Номинальная частота вращения, мин-1 | Давление масла, не менее, МПа | |||
ВОМ | коленчатого вала | Д1 | Д2 | Д3 | ||
ЯМЗ-240Б | К-701 | 1000 | 1900 | 0,17 | 0,20 | 0,25 |
ЯМЗ-2Э8НБ | К-700, К-700А | 1000 | 1700 | 0,17 | 0,20 | 0,25 |
СМД-62 | Т-150К | 1028 | 2100 | 0,12 | 0,15 | 0,19 |
СМД-60 | Т-150 | 1000 | 2000 | 0,12 | 0,15 | 0,19 |
А-41 | ДТ-75М | 553 | 1750 | 0,12 | 0,16 | 0,22 |
Д-240, Д-240Л | МТЗ-80, МТЗ-82 | 1000 | 2200 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
А-01М | Т-4 А | 575 | 1700 | 0,12 | 0,16 | 0,22 |
Д-50, Д-50Л | МТЗ-50, МТЗ-52 | 562 | 1700 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-65Н, Д-65М | ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М | 557 | 1750 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-144-32 | Т-40М | 540 | 1800 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-21 А1 | Т-25А | 557 | 1800 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Примечание. Здесь и далее Д1 соответствует оптимальному остаточном у ресурсу 400 мото-ч, Д2 — остаточному ресурсу 1000 мото-ч и Д3 — остаточному ресурсу 2000 мото-ч.
Для промывки смазочной системы предназначена передвижна; установка ОМ-2871 А (ОМ-2871Б), с помощью которой при нерабо гающем двигателе можно промыть под давлением масляные ка далы блока цилиндров, коленчатого вала, масляного радиатора t других полостей. После окончания промывки в смазочную систем> подают свежее масло из другого бака установки.
Давление масла при работающем двигателе контролируете шециальным указателем, который есть на всех тракторах и авто нобилях. Падение давления ниже допускаемого значения, которое указывается в инструкции для каждой машины, свидетельствуе! о неисправности в смазочной системе.
Чтобы исключить из возможных причин неисправность датчик; или указателя давления, необходимо проверить давление в главно! масляной магистрали с помощью прибора КИ-13936, основу кото рого составляет контрольный манометр. Двигатель предварительнс прогревают до нормальной температуры и измеряют давленш прибором при нормальной частоте вращения коленчатого вала Если оно окажется ниже допускаемого, приведенного в таблице 9 необходимо проверить регулировку сливного или редукционногс клапанов.
Диагностирование кривошипно-шатунного механизма. Обычнс этот механизм диагностируют при поступлении заявки от тракто риста-машиниста, также при ТО-3 и перед ремонтом. Признаю износа соединений кривошипно-шатунного механизма — сниженш давления масла и стуки.
Стуки в соединениях кривошипно-шатунного механизма прослушивают автостетоскопом в зоне коренных и шатунных подшипников. При этом резко изменяют частоту вращения коленчатого вала с минимальной до средней.
Стук поршневого пальца прослушивается в зоне движения поршня.
Более точно оценить зазоры в соединениях кривошипно-шатунного механизма можно измерением суммарного зазора, т. е. сумме зазоров в шатунном подшипнике и в соединениях поршневой палец — втулка верхней головки шатуна и поршневой палец — бобышки поршня.
Во время технического обслуживания и перед ремонтом суммарный зазор измеряют с помощью устройства К.И-13933М (рис. 14). Устройство представляет собой корпус 6 с закрепленным на нем индикатором часового типа ИЧ-10. Внизу корпус заканчивается фланцем, с помощью которого его устанавливают на шпильки крепления форсунок. В комплект устройства входят^сменные наконечники и струны, предназначенные для двигателей разных марок. Чтобы измерить суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме двигателя, наконечник устройства вставляют в отверстие снятой форсунки и закрепляют на шпильках. Наконечник и струну выбирают соответственно марке проверяемого дизеля. Струну можно перемещать, вращая специальную гайку.
Вначале прокручивают коленчатый вал с помощью пускового устройства и одновременно опускают струну, вращая гайку до начала вибрации стрелки индикатора. Этот момент соответствует касанию струной днища поршня. Затем, установив нулевое деление шкалы индикатора против его стрелки, отводят струну вверх на 0,8…0,9 мм, пускают дизель, доводят частоту вращения холостого хода до максимальной и снова плавно опускают струну до начала вибрации стрелки. Показания отсчитывают по шкале индикатора. Они соответствуют суммарному зазору в кривошипно-шатунном механизме. Допускаемое значение зазоров приведено в таблице 10.
Таблица 10: Допускаемые зазоры в кривошипно-шатунном механизме
Марка дизеля | Суммарный зазор, не более, мм при наработке | |||||
2000 мото-ч | 4000 мото-ч | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б, ЯЛ13-238НБ | 0,68 | 0,56 | 0,40 | 0,79 | 0,70 | 0,52 |
СМД-62, СМД-60, А-01М, А-41, СМД-14 | 0,65 | 0,54 | 0,38 | 0,76 | 0,67 | 0,50 |
Д-240, Д-240Д, Д-50, Д-50Л, Д-65Н, Д-65М, Д-144, Д-21 | 0,61 | 0,50 | 0,35 | 0,71 | 0,62 | 0,46 |
Таблица 11: Допускаемый расход картерных газов
Марка дизеля | Расход газов, не более, л/минпри наработке | |||||
2000 мото-ч | 4000 мото-ч | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240В | 207 | 184 | 136 | 226 | 209 | 175 |
ЯМЗ-238НБ | 147 | 131 | 102 | 158 | 148 | 120 |
А-01М, СМД-60 | 127 | 112 | 83 | 138 | 128 | 101 |
СМД-62 | 131 | 117 | 75 | 141 | 132 | 106 |
А-41, СМД-14 | 88 | 76 | 56 | 95 | 88 | 69 |
Д-240, Д-240Л | 79 | 68 | 50 | 86 | 79 | 62 |
Д-50, Д-50Л | 56 | 48 | 35 | 60 | 56 | 44 |
Д-65Н, Д-65М | 60 | 53 | 39 | 66 | 60 | 47 |
Д-21А1 | 41 | 36 | 26 | 45 | 41 | 32 |
Таблица 12: Рекомендации по замене цилиндропоршневой группы
Число цилиндров | Число неисправных | Рекомендации |
4 | 1 | Заменить кольца и ЦПГ неисправного цилиндра |
6 | 2 и более | Заменить ЦПГ дизеля |
До 2 | Заменить кольца и ЦПГ неисправных цилиндров | |
8 | 3 и более | Заменить ЦПГ дизеля |
До 3 | Заменить кольца и ЦПГ неисправных цилиндров | |
12 | 4 и более | Заменить ЦПГ дизеля |
До 4 | Заменить кольца и ЦПГ неисправных цилиндров | |
5 и более | Заменить ЦПГ дизеля |
Способ измерения суммарного зазора устройством КИ-13933 заключается в том, что при большой частоте вращения «выбираются» зазоры в соединениях за счет сил инерции перемещающихся деталей.
В целях сокращения трудоемкости диагностирования достаточно определить суммарный зазор в шатунных подшипниках первого цилиндра для двигателей СМД-14, Д-240, Д-65 и Д-21, второго и четвертого Цидиндров для Д-37Е.
Диагностирование цилиндропоршневой группы. Эти операции выполняют при поступлении заявки от тракториста-машини-ста либо при ТО-3 и перед ремонтом. Основные косвенные признаки неисправного состояния цилиндропоршневой группы — повышенный прорыв газов в картер и расход масла на угар.
Техническое состояние деталей цилиндропоршневой группы влияет на герметичность камеры сгорания. Наиболее достоверно герметичность камеры сгорания оценивают по разрежению в надпоршневом пространстве, которое измеряют вакуум-анали-затором КИ-5315.
Прибор состоит из вакуумметра 1, корпуса 2 с впускным и выпускным клапанами и наконечника 3 (рис. 15).
При проверке цилиндра прибор плотно прижимают наконечником к отверстию для форсунки и прокручивают коленчатый вал пусковым устройством. Допускаемое разрежение в цилиндре должно быть не менее 0,078 МПа.
Если разрежение ниже допускаемого, необходимо проверить количество газов, прорывающихся в картер при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Для этого используется индикатор расхода газов К.И-4887-II или КИ-13671 ГосНИТИ. Допускаемые значения расхода картерных газов приведены в таблице 11.
Если расход картерных газов превышает допускаемое значение, то требуется заменить кольца или цилиндропоршневую группу (ЦП Г).
В случае, когда расход газов не выше допускаемого, но при проверке вакуум-анализатором разрежение оказалось ниже допускаемого значения, т. е. меньше 0,078 МПа, необходимо восстановить герметичность клапанов газораспределения.
В зависимости от числа неисправных цилиндров, установленных при проверке вакуум-анализатором, принимают следующие решения (табл. 12).
Для замены поршневых колец в неисправных цилиндрах снимают головку блока и поддон картера. При этом наряду с обслуживанием цилиндропоршневой группы необходимо проделать некоторые операции по обслуживанию других элементов: промыть сетку маслосборника, подтянуть его крепление, очистить нагар на головке цилиндров, притереть клапаны, заменить прокладку. Эти операции обычно выполняют в плановом порядке или по результатам заявочного диагностирования.
Перечень основных признаков неисправности
Чтобы определить, когда именно необходимо обращаться в специализированный технический центр, достаточно прислушаться к звуку работающего двигателя. Кроме этого, важно обращать внимание на следующие признаки:
- индикатор, сигнализирующий о первых признаках неисправности мотора;
- нестабильная работа механизмов, когда двигатель начинает реветь, ощущаются вибрации, подергивание либо иные изменения;
- регулярный звук, допустим, грохотание, треск, щелчок в период эксплуатации автомобиля;
- посторонний запах внутри салона;
- изменение цвета выхлопного газа и др.
Если вы заметили хотябы один из перечисленных признаков, вам следует обратиться за помощью в автосервис. Своевременное устранение мелкой неисправности, убережет вас от дорогостоящего ремонта.
Мы предлагаем ремонт двигателей следующих автомобилей:
Марка автомобиля | Модели |
Audi | , , , , , , , |
BMW | 318, 320, 325, 330, 335, 420, 428, 430, 435, 520, 525, 530, 540, 545, 630, 640, 730, 740, 750, 760, X1, , , |
Honda | – |
Citroen | C4, C5, C6, Berlingo |
Fiat | Doblo |
Jaguar | , XJ, XE, F-Pace |
Infiniti | FX, EX, JX, J, M, QX 50, QX 60, QX 56, QX 70, QX 80 |
KIA | Sportage, Sorento, Carnival, Mohave |
Opel | Corsa, Astra, Astra G, Vectra B |
Land Rover | Range rover Evoque, Range rover Sport, Land Rover Discovery |
Lexus | , ES, RX, GS, LS |
Mercedes | ML350, C-класс, GL, E-класс, S-класс |
Mitsubishi | Pajero |
MINI | Cooper |
Mazda | CX7, CX9, |
Nissan | X-Trail, Pathfinder, Patrol, Murano, Teana |
Peugeot | Partner |
Skoda | Skoda 1.8 FSI, Skoda 2.0 FSI, Skoda 2.0 TFSI, Skoda 1.2 TFSI, Skoda Octavia |
Suzuki | Grand Vitara |
Toyota | Highlander, Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado |
Volkswagen | Amarok, Golf, Passat, Passat B5, Passat B6, Passat B7, Passat CC, Caddy, Polo, Tiguan, Transporter T5, Touareg |
Volvo | – |
Hyundai | Grand Starex, IX 35, Genesis, Santa Fe, Tucson |
Ford | Focus, Focus 3, Mondeo, Mondeo 4, Mondeo 5, Kuga, Explorer |
Если Вы не нашли своей машины в списке, все равно обращайтесь! Мы ремонтируем все возможные двигатели!
Диагностика двигателя в автосервисе «Авто Максима», ЮАО Москвы
Диагностика двигателя в автосервисе «Auto-maxima», ЮАО Москвы включает в себя множество достоинств. В нашем автосервисе клиенты всегда найдут помощь высококвалифицированных специалистов, которые с помощью высокоточного оборудования, моментально идентифицируют и исключат неполадки в системе двигателя любого современного автомобиля.
Мы работаем с разными видами двигателей. В нашем автосервисе осуществляется:
- Диагностика дизелей Common rail
- Диагностика дизельного двигателя
- Диагностика инжекторного двигателя
- Диагностика контрактного двигателя
- Диагностика бензинового двигателя
Требуется качественная диагностика систем дизелей, инжекторного или бензинового двигателя, звоните.
Объективные методы
Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.
Как часто следует делать диагностику двигателя?
Диагностику двигателя автомобиля необходимо проводить минимум раз в год. Следует регулярно, осуществлять проверку на наличие загрязнения в двигателе, а также проверять систему охлаждения и насос охлаждающей жидкости. Своевременная диагностика двигателя позволит выявить износ деталей и расходных материалов.
При проявлении посторонних звуков, следует незамедлительно обратиться в специализированный автосервис.
Как осуществляется диагностика ДВС в нашем автосервисе:
- В первую очередь, при помощи специализированного оборудования специалисты считывают цифровую информацию и получают данные по кодам ошибок, а впоследствии обеспечивают их расшифровку;
- Осуществляем аналоговую проверку по всем системам. Здесь будет оценена работа аккумулирующей системы, генератора, электрических механизмов и др.;
- По результатам диагностики, определяется перечень работ по устранению текущих неисправностей.
- Специалисты нашего автосервиса, работают с двигателями более 10 лет. В случае обращения, устраним все неполадки, уберем коды ошибок и заново инициализируем систему автомобиля.
Диагностика двигателя в Москве, почему выбирают «Авто Максима»
Специалисты нашего автосервиса, выполняют полный спектр работ, связанных с диагностикой, обслуживанием и ремонтом автомобилей, включая наиболее сложные и трудоёмкие заказы. Диагностика двигателя в Москве, в автосервисе «Авто-Максима», это грамотный подход и качественное выполнение работ. Наши клиенты ценят оперативное выполнение работы, которая обеспечивается благодаря многолетнему стажу собственных мастеров в совокупности с высокоточным, техническим оборудованием.
Наши преимущества:
- Опытные специалисты;
- Широкий спектр услуги;
- Выполнение работ любой сложности;
- Доступные цены на ремонт и обслуживание автомобиля;
- Оригинальные запчасти по ценам производителя;
- Гарантия на все виды работ
Диагностика двигателя в автосервисе «Авто-Максима», в ЮАО Москвы, осуществляется по адресу: Варшавское шоссе 170 г бокс №30. Записать автомобиль на диагностику двигателя можно по телефону:
Принцип работы и устройство двигателя
Двигатель внутреннего сгорания называется так потому что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, образующихся в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя. Выделяемая в этом процессе энергия преобразуется в механическую работу.
В процессе эволюции ДВС выделились несколько типов двигателей, их классификация и общее устройство:
- Поршневые двигатели внутреннего сгорания. В них рабочая камера находится внутри цилиндров, а тепловая энергия преобразуется в механическую работу посредством кривошипно-шатунного механизма, передающего энергию движения на коленчатый вал. Поршневые моторы делятся, в свою очередь, на:
- карбюраторные, в которых воздушно-топливная смесь формируется в карбюраторе, впрыскивается в цилиндр и воспламеняется там искрой от свечи зажигания;
- инжекторные, в которых смесь подаётся напрямую во впускной коллектор, через специальные форсунки, под контролем электронного блока управления, и также воспламеняется посредством свечи;
- дизельные, в которых воспламенение воздушно-топливной смеси происходит без свечи, посредством сжатия воздуха, который от давления нагревается до температуры, превышающей температуру горения, а топливо впрыскивается в цилиндры через форсунки.
Далее рассматриваются только поршневые двигатели, так как только они получили широкое распространение в автомобильной промышленности. Основные причины тому: надежность, стоимость производства и обслуживания, высокая производительность.
Устройство двигателя внутреннего сгорания
Схема устройства двигателя.
Первые поршневые ДВС имели лишь один цилиндр небольшого диаметра. В дальнейшем, для увеличения мощности сначала увеличивали диаметр цилиндра, а потом и их количество. Постепенно двигатели внутреннего сгорания приняли привычный нам вид. “Сердце” современного автомобиля может иметь до 12 цилиндров.
Наиболее простым является двигатель с рядным расположением цилиндров. Однако, с увеличением количества цилиндров растет и линейный размер двигателя. Поэтому появился более компактный вариант расположения — V-образный. При таком варианте цилиндры расположены под углом друг к другу (в пределах 180-ти градусов). Обычно используется для 6-цилиндровых двигателей и более.
Одна из основных частей двигателя — цилиндр (6), в котором находится поршень (7), соединенный через шатун (9) с коленчатым валом (12). Прямолинейное движение поршня в цилиндре вверх и вниз шатун и кривошип преобразуют во вращательное движение коленчатого вала.
На конце вала закреплен маховик (10), назначение которого придавать равномерность вращению вала при работе двигателя. Сверху цилиндр плотно закрыт головкой блока цилиндров (ГБЦ), в которой находятся впускной (5) и выпускной (4) клапаны, закрывающие соответствующие каналы.
Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала (14) через передаточные механизмы (15). Распределительный вал приводится во вращение шестернями (13) от коленчатого вала.
Для уменьшения потерь на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться.Но главная задача – заставить работать поршень, ведь именно он является главной движущей силой. Для этого в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у бензиновых) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Топливо воспламеняется в камере сгорания, отбрасывает поршень с большой силой вниз, тем самым приводя его в движение.
Принцип работы двигателя
Из-за низкой производительности и высокого расхода топлива 2-тактных двигателей практически все современные двигатели производят с 4-тактными циклами работы:
- Впуск топлива;
- Сжатие топлива;
- Сгорание;
- Вывод отработанных газов за пределы камеры сгорания.
Точка отсчета — положение поршня вверху (ВМТ — верхняя мертвая точка). В данный момент впускное отверстие открывается клапаном, поршень начинает движение вниз и засасывает топливную смесь в цилиндр. Это первый такт цикла.
Во время второго такта поршень достигает самой нижней точки (НМТ — нижняя мертвая точка), при этом впускное отверстие закрывается, поршень начинает движение вверх, из-за чего топливная смесь сжимается. При достижении поршнем максимальной верхней точки топливная смесь сжата до максимума.
Третий этап – это поджигание сжатой топливной смеси с помощью свечи, которая испускает искру. В результате горючий состав взрывается и толкает поршень с большой силой вниз.
На заключительном этапе поршень достигает нижней границы и по инерции возвращается к верхней точке. В это время открывается выпускной клапан, отработанная смесь в виде газа выходит из камеры сгорания и через выхлопную систему попадает на улицу. После этого цикл, начиная с первого этапа, повторяется снова и продолжается в течение всего времени работы двигателя.
Описанный выше способ является универсальным. По такому принципу построена работа практически всех бензиновых моторов. Дизельные двигатели отличаются тем, что там нет свеч зажигания – элемента, который поджигает топливо. Детонация дизельного топлива осуществляется благодаря сильному сжатию топливной смеси. При такте «впуск» в цилиндры дизеля поступает чистый воздух. Во время такта «сжатие» воздух нагревается до 600О С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, которое самовоспламеняется.
Системы двигателя
Вышеописанное представляет собой БЦ (блок цилиндров) и КШМ (кривошипно-шатунный механизм). Помимо этого современный ДВС состоит и из других вспомогательных систем, которые для удобства восприятия группируют следующим образом:
- ГРМ (механизм регулировки фаз газораспределения);
- Система смазки;
- Система охлаждения;
- Система подачи топлива;
- Выхлопная система.
ГРМ — газораспределительный механизм
Чтобы в цилиндр поступало нужное количество топлива и воздуха, а продукты сгорания вовремя удалялись из рабочей камеры, в ДВС предусмотрен механизм, называемый газораспределительным. Он отвечает за открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов, через которые в цилиндры поступает топливо-воздушная горючая смесь и удаляются выхлопные газы. К деталям ГРМ относятся:
- Распределительный вал;
- Впускные и выпускные клапаны с пружинами и направляющими втулками;
- Детали привода клапанов;
- Элементы привода ГРМ.
ГРМ приводится в действие от коленчатого вала двигателя автомобиля. С помощью цепи или ремня вращение передается на распределительный вал, который посредством кулачков или коромысел через толкатели нажимает на впускной или выпускной клапан и по очереди открывает и закрывает их.
Система смазки
В любом моторе есть множество трущихся деталей, которые необходимо постоянно смазывать, чтобы уменьшить потери мощности на трение и избежать повышенного износа и заклинивания. Для этого существует система смазки. Попутно с ее помощью решается еще несколько задач: защита деталей двигателя внутреннего сгорания от коррозии, дополнительное охлаждение деталей мотора, а также удаление продуктов износа из мест соприкосновения трущихся частей. Систему смазки двигателя автомобиля образуют:
- Масляный картер (поддон);
- Насос подачи масла;
- Масляный фильтр с редукционным клапаном;
- Маслопроводы;
- Масляный щуп (индикатор уровня масла);
- Указатель давления в системе;
- Маслоналивная горловина.
Система охлаждения
Во время работы мотора его детали соприкасаются с раскаленными газами, которые образуются при сгорании топливо-воздушной смеси. Чтобы детали двигателя внутреннего сгорания не разрушались из-за чрезмерного расширения при нагреве, их необходимо охлаждать. Охладить мотор автомобиля можно с помощью воздуха или жидкости. Современные моторы имеют, как правило, жидкостную схему охлаждения, которую образуют следующие части:
- Рубашка охлаждения двигателя;
- Насос (помпа);
- Термостат;
- Радиатор;
- Вентилятор;
- Расширительный бачок.
Система подачи топлива
Система питания для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры и от сжатия отличаются друг от друга, хотя и имеют ряд общих элементов. Общими являются:
- Топливный бак;
- Датчик уровня топлива;
- Фильтры очистки топлива — грубой и тонкой;
- Топливные трубопроводы;
- Впускной коллектор;
- Воздушные патрубки;
- Воздушный фильтр.
В обеих системах имеются топливные насосы, топливные рампы, форсунки подачи топлива, сам принцип подачи одинаков: топливо из бака с помощью насоса через фильтры подается в топливную рампу, из которой попадает в форсунки. Но если в большинстве бензиновых двигателей внутреннего сгорания форсунки подают его во впускной коллектор мотора автомобиля, то в дизельных оно подается непосредственно в цилиндр, и уже там смешивается с воздухом.
Выхлопная система
Система выхлопа предназначена для отвода отработанных газов из цилиндров двигателя автомобиля. Основные детали, ее составляющие:
- Выпускной коллектор;
- Приемная труба глушителя;
- Резонатор;
- Глушитель;
- Выхлопная труба.
В современных двигателях внутреннего сгорания выхлопная конструкция дополнена устройствами нейтрализации вредных выбросов. Она состоит из каталитического нейтрализатора и датчиков, сообщающихся с блоком управления двигателем. Выхлопные газы из выпускного коллектора через приемную трубу попадают в каталитический нейтрализатор, затем через резонатор в глушитель. Далее через выхлопную трубу они выбрасываются в атмосферу.
Неисправности автомобильного двигателя: диагностика и ремонт
Первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), пригодный для практического использования, был создан в 1878 году. Разработал его немецкий изобретатель Николаус Отто (1832-1891), который опирался в своей работе на исследования французов Этвена Ленуара (1822-1900) и Альфонса Бо де Роша (1815-1893). Именно последний в 1862 году предложил использовать в двигателе четырехтактный рабочий цикл «всасывание – сжатие – горение и расширение – выхлоп». С тех пор прошло уже более 150 лет, однако основополагающий принцип действия ДВС практически не изменился. Остались прежними и характерные неисправности двигателя.
В процессе длительного использования ДВС человечеством накоплен огромный опыт по техническому обслуживанию, диагностированию основных неисправностей и ремонту двигателей.
Признаки неисправного силового агрегата
В процессе эксплуатации автомобиля любой автовладелец должен внимательно следить за состоянием силового агрегата. Любая самая незначительная неисправность, возникающая в моторе, в той или иной мере немедленно сказывается на его работе.
Так, опытные автолюбители, объясняя «чайникам», как проверить двигатель, выделяют несколько основополагающих признаков, свидетельствующих о наличии неисправностей. Среди них:
- Появление посторонних звуков во время работы мотора.
- Падение мощности силового агрегата.
- Повышенный расход моторного масла.
- Снижение компрессии в цилиндрах силового агрегата.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если не запускается двигатель автомобиля, то это не значит, что он неисправен. Чаще всего это связано с неисправностями бортовой электросети (перегоревшие предохранители, загрязненные контакты, разряженный аккумулятор и пр.) или навесного оборудования. Однако запуск двигателя возможен только после устранения этих неисправностей.
Причины возникновения неисправностей
Существует много причин, способных вызвать появление различных неисправностей автомобильного мотора. В общем случае даже самые незначительные из них способствуют сокращению срока его службы.
- наличие пыли на дорогах при забитом воздушном фильтре приводит к ее попаданию непосредственно в цилиндры мотора;
- некачественное горючее способно засорить топливные фильтры, что также приведет к попаданию в цилиндры нежелательных механических частиц.
Такие незаметные на первый взгляд мелочи, накапливаясь со временем, могут привести к выходу силового агрегата из строя. Большое количество неисправностей возникает также после неправильно проведенного технического обслуживания или ремонта мотора.
Чаще всего причиной, вызывающей основные неисправности двигателя, является его работа в экстремальном режиме эксплуатации. К таким причинам относятся:
- Работа силового агрегата при недостаточной смазке.
- Перегрев мотора.
- Использование несоответствующего горючего.
- Гидроудар в цилиндре.
Диагностика выявленных неисправностей
Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.
При этом, диагностирование:
- механической части проводят, руководствуясь внешними признаками дефекта;
- систем управления осуществляют с помощью специального диагностического оборудования.
Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.
Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.
Признаки неисправностей двигателя
Нестабильная работа
Одним из первых сигналов, показывающих, что возникла проблема с двигателем является нестабильная работа последнего. Причинами такого поведения мотора могут быть:
- загрязненные свечи зажигания;
- неисправности в электронном блоке управления (ЭБУ);
- забитые воздушный и топливный фильтры;
- засорение топливопровода;
- использование некачественного горючего и многое другое.
Посторонние звуки
О проблемах с двигателем свидетельствуют и посторонние звуки, вдруг появившиеся во время его работы:
- Так постукивания и треск, раздающиеся из мотора, могут быть результатом детонации топлива в цилиндрах. Этот процесс, если не обратить на него внимания, очень скоро приведет к необратимым повреждениям поршней и дорогостоящему ремонту. , раздающийся из головки блока цилиндров, свидетельствует о необходимости регулировки клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).
Посторонние запахи
Еще одним внешним проявлением того, что неожиданно возникли проблемы с двигателем, является появление посторонних запахов топлива, моторного масла, жженой резины и пр.
И если запах резины говорит только о том, что один или несколько резиновых патрубков мотора касаются каких-то горячих его частей, то остальные свидетельствуют о том, что имеет место утечка горюче-смазочных материалов из соответствующих систем силового агрегата.
Если дымит двигатель, т. е. идет густой дым из трубы глушителя, это также свидетельствует о том, что владельцу автомобиля не удалось избежать проблем с двигателем.
В некоторых случаях по цвету дыма можно диагностировать неисправность:
- Дым голубого цвета появляется при попадании моторного масла в бензин. Как правило, такой дым сопровождается увеличением расхода масла.
- Белый дым показывает, что в бензин попадает охлаждающая жидкость. В этом случае должен уменьшаться объем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
- На авто с турбокомпрессором синий дым может говорить о проблемах с турбиной. Дымит двигатель также из-за того, что изношены подшипники и уплотнения ротора турбины. Таким образом, автомасло попадает в выпускную систему через турбокомпрессор и догорает, и при этом образуется дым.
- Дымит двигатель синим цветом также, если есть трудности с зажиганием. Чтобы подтвердить такую неисправность, нужно выкрутить свечу зажигания на неисправном цилиндре. Если будет черный нагар, то, действительно, причина в зажигании.
Обнаружив во время эксплуатации автомобиля хотя бы один из признаков, перечисленных выше, необходимо немедленно посетить ближайшую, желательно сертифицированную СТО, специалисты которой знают как проверить двигатель и устранить выявленные неисправности.
Основные неисправности моторов
Существуют неисправности силового агрегата, при выявлении которых запуск двигателя, и эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Некоторые из них определяются непосредственно при запуске двигателя или во время поездки. О таких неисправностях водителю сообщают специальные индикаторы неисправностей, расположенные на приборной панели транспортного средства.
К ним относятся:
- Контрольная лампочка аварийного давления масла (Oil pressure lov).
- Индикатор Check engine (с англ. – «проверьте двигатель»).
- Современные автомобили оснащаются также контрольной лампой Check oil/Oil level lov (с англ. – «проверьте масло/низкий уровень масла»).
В случае появления предупреждающих сигналов от аварийных индикаторов, необходимо незамедлительно проверить все системы автомобиля, работоспособность которых они контролируют.
Так, при появлении сигналов о низком уровне и/или недостаточном давлении моторного масла, нельзя запускать двигатель или, если индикаторы загорелись во время движения автомобиля, продолжать движение.
Работа при неисправностях системы смазки может привести к серьезным поломкам автомобильного мотора, вплоть до заклинивания. Поэтому даже доставка транспортного средства на место ремонта должна осуществляться с помощью эвакуатора.
Запуск двигателя и дальнейшая эксплуатация автомобиля допускается только после того, как будут устранены неисправности системы смазки.
Что касается сигнала от индикатора Check engine, то здесь не все так однозначно. Сигнализируя о том, что появились проблемы с двигателем, индикатор не дает однозначного ответа на вопрос: «Как проверить двигатель?».
При этом ошибка двигателя, о которой сообщает ЭБУ, может быть вызвана неисправностями:
- датчика кислорода (лямбда-зонда);
- катализатора выхлопных газов;
- датчика массового расхода топлива;
- высоковольтных проводов;
- свечей зажигания.
Кроме того ЭБУ выдает на индикатор Check engine информацию об ошибке двигателя и при разгерметизации топливной системы автомобиля, одной из причин которой могут быть даже трещины в крышке, закрывающей горловину топливного бака.
Почему не заводится мотор автомобиля
Удивительно, но невозможность осуществить запуск двигателя не входит в перечень основных неисправностей силовых агрегатов.
Как правило, не заводится двигатель автомобиля по следующим причинам:
- Разряжен аккумулятор или окислились его клеммы.
- Не поступает горючее (забит топливопровод, не работает насос подачи топлива и пр.).
- Неисправен стартер.
- Обрыв проводов.
- Неисправность ЭБУ и др.
Только убедившись в том, что все системы, обеспечивающие работу силового агрегата, исправны, приступают к поиску причин, по которым не заводится двигатель.
Таких причин также достаточно много, однако самостоятельно диагностировать современный автомобильный мотор, оснащенный большим количеством самых разнообразных датчиков, без специального электронного оборудования практически невозможно.
Единственной неисправностью, которую можно самостоятельно обнаружить и, имея определенный опыт ремонта, устранить – обрыв ремня ГРМ.
ВНИМАНИЕ! Приступая к самостоятельной замене ремня ГРМ, необходимо убедиться в исправности клапанов ГРМ. Если они погнуты, а это часто происходит при обрыве ремня, то замена последнего и последующий запуск двигателя приведут к более серьезным поломкам и необходимости дорогостоящего ремонта.
Источник https://vmyatynnet.ru/neispravnosti/metody-kontrolya-rabotosposobnosti-dvigatelya.html
Источник https://wikers.ru/articles/ustrojstvo-dvigatelya.html
Источник https://dvigatels.ru/uhod/neispravnosti-dvigatelya.html
Источник