Нужно ли прогревать двигатель зимой. За или против
Большая часть нашей страны находится в широтах, где температура зимой опускается ниже нуля, подчас существенно. Эксплуатацию автомобилей на это время, как правило, не прекращают. Общепринято мнение, что в холода двигатель автомобиля нуждается в определенном прогреве, хотя есть и противники такого действия. Какова ситуация на самом деле, нужно ли прогревать двигатель зимой, если да, то зачем, и как делать это правильно?
Современные автомобили
Сегодня бензиновые и дизельные авто оснащаются двигателями со сложной системой топливного питания, снабженной инжекторным впрыском. Если сравнивать их с двигателями карбюраторных машин, силовые агрегаты претерпели множество изменений. Впрысковые двигатели более технологичны, у них продвинутый механизм топливного снабжения, поменялись сами материалы, из которых делаются двигатели, масла, охлаждающие жидкости также эволюционировали.
Принцип работы инжектора:
Исправный инжекторный двигатель в минусовые температуры в норме работает штатно сразу после пуска, то есть, теоретически, движение допустимо начинать немедленно. Но немало автовладельцев считает, что прогрев двигателя нужен – от небольшого, на пару минут, до полного, с выходом двигателя на рабочую температуру.
Технические руководства к инжекторным транспортным средствам в основном утверждают, что прогрев двигателя перед началом движения не нужен. Производители автомобилей аргументируют это несколькими причинами:
- двигатели делаются из качественных материалов, хорошо переносящих «минус» за бортом;
- технические жидкости делаются с учетом погодных условий (главное – залить в двигатель правильное масло!), и позволяют начать движение в щадящем режиме сразу;
- при езде на небольших скоростях жидкости и двигатель прогреваются равномерно.
Ресурс двигателя, по утверждениям представителей автопрома, страдает при этом несильно.
Отчасти это действительно так – технологии не стоят на месте, двигатели постоянно улучшаются. Но есть еще один фактор, из-за которого автоконцерны против прогрева двигателя.
Интересно: одна из причин подобных утверждений – влияние на автопром контролирующих инстанций, в том числе служб защиты окружающей среды. Известно, что прогрев двигателя на холостом ходу занимает больше времени, чем в движении, топлива расходуется больше, растет и количество вредных выбросов. А каталитический нейтрализатор, должный обезвреживать таковые, включается в работу только при достижении определенной температуры. Поэтому двигатель греть предлагается на ходу, так как это менее вредно для природы.
В некоторых государствах введено законодательное регулирование данного вопроса. Так, в ряде стран Европы существуют запреты на:
- долгую работу двигателя в холостом режиме;
- прогрев двигателя или долгое простаивание на парковках и в пределах жилых зон.
Если полиция обнаружит нарушение запрета, автовладельца ожидает крупный штраф.
Рассматривая данные законы, следует учитывать, что:
- в РФ еще не приняты аналогичные, жесткие экостандарты в отношении двигателей;
- природные условия часто более суровые;
- основная задача для многих автолюбителей – сохранить двигатель исправным, поскольку автомобиль в нашей стране продолжает оставаться, в известной степени, средством роскоши, и капитальный ремонт (или замена машины), в отличие от текущего, доступен далеко не всем обладателям авто.
Интересно: в районах Крайнего Севера, где температуры зимой опускаются ниже 50 градусов, глушение двигателя равносильно гибели силового агрегата: «оживить» промерзший двигатель с заледеневшими жидкостями очень сложно, особенно если нет теплого бокса. Поэтому в особо холодные сезоны машины там не глушат на протяжении дней и недель. ТС должно быть специально подготовлено, чтобы выдержать столь длительную работу без перерыва в экстремальных условиях.
Аргументы «за» прогрев
Идеи сторонников прогрева двигателя можно выразить следующим списком:
- Прогрев продлевает ресурс двигателя. Помимо вязкого масла, существует такое явление, как температурное сжатие металла: на холоде он сжимается, и зазоры между металлическими компонентами двигателя увеличиваются. Масло, оставаясь густым, не позволяет создать нужное давление в магистрали, и детали двигателя какое-то время пребывают в состоянии масляного голодания, что вызывает повышенный износ, увеличивающийся еще больше, если начать движение сразу. Существует мнение, что один холодный запуск двигателя равен 100 км. обычного пробега.
- Разница между температурами моторного масла и охлаждающей жидкости двигателя. Так, когда ОЖ в автомобильном двигателе разогрета до оптимальных 90 градусов, моторное масло все еще относительно холодное (около 50 градусов), и ему понадобится время для выхода на рабочую температуру. А последняя критически важна для нормальной эксплуатации ДВС, поэтому лучше подождать, и прогревать двигатель зимой до температуры хотя бы в 4-5 градусов.
Аргументы «против»
Сторонники решения прекратить практику прогрева двигателя аргументируют свою позицию следующими доводами:
- Рекомендации производителей – мануалы к автомобилям советуют ехать сразу, и многие предпочитают придерживаться этого.
В основе мнения, почему нельзя прогревать двигатели автомобилей зимой – предположение, что производитель никогда не стал бы сознательно указывать в инструкции нечто, вредящее транспортному средству, особенно если это касается известных и крупных автобрендов. Ведь ускоренный выход из строя двигателя ведет к его ремонту по гарантии, что невыгодно для завода.
Это верно, но отчасти. Если присмотреться к условиям гарантии на автомобиль, часто она составляет всего 100-150 тыс. км. пробега. А такой километраж способно проехать без больших поломок даже авто, эксплуатирующееся в жестких условиях. Возможны ситуации, когда идет отдельная гарантия на двигатели, но и здесь при поломке будет сложно доказать, что ее виной стала именно строчка в мануале с рекомендацией не греть двигатель.
Есть мнение из области «теорий заговора», что автоконцерны сознательно советуют не греть двигатель, чтобы заставлять автолюбителей делать ремонт, приобретать запчасти и т.д. Конечно, современные машины делают не инженеры, а маркетологи, а принцип «запрограммированного выхода из строя» успешно перекочевал из автопрома во многие сферы. Но все же это видится маловероятным, поскольку быстро ломающуюся технику просто перестанут покупать, ведь автомобиль – это не чайник, и приобретается на несколько лет. Если двигатель начнет откровенно «сыпаться», от машины просто избавятся, а модель получит негативный отзыв, отразящийся на репутации марки в целом.
- Качество материалов двигателя и масел.
Этот пункт был рассмотрен выше – считается, что металл двигателей, прочие компоненты и жидкости приспособлены для «холодного старта», главное – не «крутить» мотор сразу, двигаясь плавно, и прогревать двигатель даже зимой перед поездкой нужды нет.
- Уменьшение расхода топлива.
Довод очевиден: чем меньше машина работает вхолостую, тем меньше двигатель сожжет топлива. Кроме того, снизятся и выбросы вредных веществ.
- На ходу двигатель греется быстрее.
Это действительно так, в правоте утверждения любой автовладелец может убедиться на практике. Под умеренной нагрузкой двигатель выйдет на рабочую температуру гораздо быстрее. Что особенно актуально, если нет предпускового подогревателя, создающего комфортную температуру и для двигателя, и для водителя в салоне заранее. Но сразу трогаться с места в холод все же не рекомендуется.
- Неправильная работа зажигания двигателя при холоде на холостом ходу.
Современные двигатели, оснащенные электронными датчиками, ориентируются в том числе и на забортную температуру, регулируя соотношение воздуха и топлива, подаваемых в двигатель. В холодном двигателе бензин испаряется хуже, и топливная смесь не оптимальна по составу. Чтобы скомпенсировать это, ЭБУ мотора дает команду на добавление бензина в камеру сгорания, пока двигатель не прогреется до хотя бы 4-5 градусов.
Получается, что при долгом «холостом» прогреве двигатель набирает температуру медленнее, не находясь при этом под нагрузкой. Излишки топлива при этом не сгорают, оседая на поверхностях цилиндров двигателя, что способно в дальнейшем вызвать различные неполадки, в том числе в смазочной системе. Особенно вредит регулярный «холодный» прогрев до полного выхода двигателя на рабочий температурный режим.
Карбюраторные автомобили
Миф о необходимости долгого «полного» прогрева двигателя пришел из эпохи, когда все машины были карбюраторными. Система питания такого двигателя устроена проще: состав топливной смеси не меняется электроникой «на ходу» в соответствии с показаниями датчиков, а устанавливается настройкой карбюратора. И, пока двигатель не выйдет на рабочую температуру, качество топливной смеси остается неоптимальным, силовая установка работает нестабильно, с провалами, и может даже глохнуть. Именно отсюда идет распространенный миф о том, что любой автомобиль надо прогревать полностью, и только после этого начинать двигаться.
Оснащенных карбюраторами транспортных средств остается все меньше, но они все еще ходят по российским дорогам, особенно это касается образцов отечественного автопрома.
Важно: двигатель, где смесь регулируется карбюратором, разогреть в холода необходимо.
Так стоит ли греть двигатель
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: если у Вас машина с карбюраторным двигателем – греть надо, до достижения двигателем нормальной температуры, причем, желательно, и вне зимнего периода. А стоит ли прогревать двигатель авто зимой, если это бензиновый инжектор или дизель?
Современные автомобили не нуждаются в долгом прогреве: достаточно дать двигателю поработать 5-15 минут (а зимой этого как раз достаточно, чтобы отряхнуть снег с машины, протереть фары). Двигатель чуть нагреется и несколько сбросит обороты с «прогревочных» до приближенных к нормальным, масло также станет менее вязким и сможет обеспечить должное качество смазки. После этого можно аккуратно начинать движение, не нагружая двигатель излишне в первые минуты.
Дизельные двигатели
Вопрос прогрева дизельных двигателей стоит отдельно, в связи с особенностями дизтоплива. Владельцы авто с такими силовыми установками знают, что в холод запустить дизельный двигатель бывает сложнее, чем бензиновый. Такая сложность возникает из-за склонности дизтоплива к загустению на морозе: оно становится вязким, плохо распыляется форсунками двигателя и неохотно воспламеняется.
Существует несколько сортов ДТ:
- летнее дизтопливо, предназначенное для температур воздуха от 0 градусов и выше;
- зимнее, пригодное к работе в условиях до -30 градусов;
- арктическое, для экстремальных холодов Крайнего Севера.
Большинство проблем запуска дизельного двигателя у владельцев автомобилей с таковым связаны с неправильным выбором сорта солярки: зимой в бак залито летнее топливо.
Чтобы облегчить запуск, существуют системы предпускового подогрева («вебасто» и др.), позволяющие исключить многие «зимние» проблемы с дизельными двигателями. При этом важно не забывать лить в бак правильный сорт солярки.
Важно: аналогичные системы предлагаются и для инжекторных, и карбюраторных двигателей, их применение также может быть полезно.
Устройство системы Вебасто:
В остальном методика стандартна: нужно дать двигателю несколько минут поработать, и, если все в порядке, можно отправляться в путь. Некоторые правила прогрева двигателя изложены далее.
Правила прогрева
Автовладельцы опытным путем вывели несколько правил касательно того, сколько греть двигатель:
- при температурах от 0 до +5 градусов достаточно греть двигатель 1-2 минуты. Стекла в таких условиях обледенеть не успевают, поэтому ждать выхода печки на рабочую температуру, чтобы обогреть салон, нужды нет;
- от 0 до -10 стоит греть двигатель на протяжении около 3 минут. Технические жидкости и металл двигателя прогреются до минимально допустимых для движения температур, но для обогрева салона может понадобиться больше времени;
- от -10 до -20 – на прогрев двигателя должно уходить 3-5 минут. Стекла машины способны обледенеть, и их тоже следует отогреть. Следовательно, после прогрева двигателя нужно включить печку и обеспечить тепло в салоне, чтобы разморозить стекла.
Важно: не стоит включать печку одновременно со стартом двигателя! Это лишь увеличит общее время прогрева.
- при температуре ниже -20 греть двигатель надо от 5 минут, конкретное время определяется индивидуально, в зависимости от возраста и состояния авто. Чем мощнее печка и новее машина, тем быстрее она прогреется. В среднем, двигатель нагревается примерно за 5 минут, салон – за 10.
После начала движения нельзя резко газовать, «крутить» двигатель и давать ему большие нагрузки на протяжении первых 2-3 километров пути. Только после полного и, что самое главное, равномерного прогрева, получаемого уже по ходу движения, силовой агрегат сможет адекватно воспринимать подобные действия, если же предпринимать их до этого, не расширившиеся полностью после замерзания металлические части станут испытывать повышенный износ, ресурс двигателя будет снижаться.
Важное замечание касается и других компонентов машины. Так, если даже двигатель получил нагрев перед началом движения, другие элементы (коробка передач, детали механизма рулевого управления, тормозная система) все еще остаются холодными, и греются уже в процессе эксплуатации. Холод вредит трансмиссии, подвеске, ухудшаются рабочие свойства амортизаторов, «дубеют» резиновые детали (включая покрышки!) и уплотнения, и всем им требуется некоторое время на нагрев. Начинать движение не спеша и аккуратно следует еще и по этой причине – чтобы не вызвать износ и внезапную поломку других узлов машины.
На транспортных средствах с автоматической коробкой передач перед троганием с места имеет смысл немного «прогреть» КПП, 1-2 раза поочередно переключив режимы коробки с задержкой в каждом на 2-3 секунды. Это поможет прогреть трансмиссионное масло и узлы АКПП, облегчив их дальнейшую работу.
- если автомобиль оснащен гидроусилителем, это разгонит жидкость ГУРа в системе;
- в случае с электроусилителем двигатель через генератор получит дополнительную нагрузку и прогреется чуть быстрее.
Выводы
Итак, ответ на вопрос, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой – все же положителен: да, греть! Но недолго, особенно если это современное транспортное средство с инжекторным двигателем Долгая работа на холостом ходу вредит мотору не меньше, чем старт с места «на холодную», а небольшой прогрев с неспешной и аккуратной ездой без «раскрутки» до высоких оборотов поможет двигателю быстрее выйти на оптимальный режим, сохраняя ресурс. Старые карбюраторные двигатели желательно прогревать дольше, до полного достижения ими рабочей температурной зоны.
Включать печку одновременно со стартом двигателя на холоде не стоит, это существенно увеличит общее время прогрева. Хорошим подспорьем автовладельцу станет система предпускового подогрев двигателя, запускаемая по графику или удаленно, по нажатию кнопки на брелоке. Она позволит обеспечить готовность автомобиля к движению, например, пока водитель готовится к выходу из дома, снижая, таким образом, затраты времени на прогрев двигателя.
Для дизельных машин обязательно следует использовать солярку, соответствующую сезону.
Заводить с умом. Как нельзя прогревать машину зимой
На дворе XXI век, работой автомобильного двигателя уже давно управляет компьютер, который регулирует подачу топлива и зажигание в зависимости от внешних условий. Но большинство автолюбителей так и не успели перестроиться вслед за прогрессом, допуская ошибки при прогреве двигателя в холодное время года. Методики пуска и прогрева в мороз, актуальные 20 лет назад, для современных двигателей бесполезны, а иногда и вредны.
Нельзя не греть
Существует распространенное мнение, что современные автомобильные двигатели не нуждаются в прогреве перед началом движения. Это заблуждение. Прогрев двигателю необходим, езда на холодном моторе до добра не доведет.
«В эксплуатационных картах на все типы двигателей и во все времена есть четкое указание: прогрев двигателя необходим для достижения рабочих зазоров между деталями и приведения технических жидкостей к заданным показателям вязкости. Двигатель изготовлен из разных металлов, которые имеют разные показатели температурной деформации. Конструкция двигателя рассчитана на эксплуатацию в заданном температурном диапазоне, который достигается за счет прогрева мотора на холостом ходу», — рассказывает инженер Сергей Колчин.
Эксплуатация двигателя без прогрева может стать причиной серьезных его повреждений.
Нельзя греть двигатель «по температуре»
Традиционно прогрев автомобильного двигателя российские водители контролируют по показаниям датчика температуры. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания имеют рабочую температуру в 90 градусов. Но этот подход неверен. Для автолюбителя он может обернуться чрезмерным расходом топлива на прогрев и значительной потерей времени.
«Прогреть автомобиль на холостом ходу до 90 градусов при температуре в минус 20 можно. Но на это уйдет 30-40 минут. Тратить топливо и время на такой прогрев нецелесообразно», — говорит автомеханик Виталий Логинов.
Машинное масло густеет при низких температурах. Минеральное теряет вязкость при температуре 15-20 градусов мороза, «полусинтетика» при 25-30 градусах ниже нуля. Густое масло негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания.
«Масло в двигателе выполняет сразу три функции: смазка трущихся поверхностей, отвод продуктов износа и охлаждение подвижных деталей. В случае отрицательных температур последние два пункта не актуальны. Остужать холодный мотор не надо, а износ в этом режиме незначителен. Но вот смазки двигателю не хватает, из-за этого возрастает сила трения», — говорит Виталий Логинов.
Высокие силы трения ведут к высокому расходу топлива. Почти все современные автомобили имеют бортовые компьютеры, которые отображают показатели расхода. Виталий Логинов советует греть автомобиль «по расходу».
«Автмобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил на холостом ходу расходует 0,8-0,9 литра топлива в час. При запуске холодного двигателя этот показатель обычно составляет 2,7-3 литра в час. Для выхода двигателя на рабочий режим достаточно прогреть его до нормальных показателей. Ждать прогрева в 90 градусов – напрасная потеря времени и бензина», — считает Виталий Логинов.
Нельзя «газовать» во время прогрева
Некоторые автолюбители пытаются ускорить прогрев автомобиля за счет повышения оборотов двигателя. Но «газовать» холодным двигателем нельзя.
«Все зазоры в двигателе рассчитаны на определенную вязкость масла, при низких температурах вязкость смазки увеличивается, и она не способна протечь между трущимися поверхностями. Детали работают в режиме масляного голодания. Что ведет к их повышенному износу», — говорит Виталий Логинов.
Причем износ в этом случае носит резкий, почти взрывной характер. Могут выйти из строя кольца на поршнях, а на зеркале цилиндра образуются задиры и щербины, которые можно будет исправить только в ходе капитального ремонта двигателя.
Мотор нужно прогревать на холостом ходу, не дотрагиваясь до педали газа. В этом случае выход на рабочий режим пройдет без последствий.
Нельзя использовать подогреватели масла
«Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева двигателя в зимний период. Мощность этих устройств редко превышает 20-30 ватт, что явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном двигателе при температуре в минус 20. В некоторых случаях температура подогревателя настолько велика, что масло на его поверхности начинает пригорать, при этом весь объем остается холодным», — говорит Виталий Логинов.
Нельзя резко трогаться
Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно так же густеет при низких температурах и в коробке происходят процессы, аналогичные процессам в двигателе. После прогрева мотора, масло в коробке остается холодным. Поэтому резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 кмчас первые 300-400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы масло в коробке начало выполнять свои функции.
Надо ли прогревать двигатель и как правильно это делать
Сегодня по этому поводу много споров, но единого мнения на этот счет так и не сложилось.
Еще лет 15–20 назад ответ на вопрос был однозначным: да, прогревать двигатель необходимо. Причем как зимой, так и летом. Непрогретые машины чихали, кашляли, глохли или вообще отказывались заводиться.
Но с появлением более современных машин автомобилисты массово отказываются от прогрева двигателя. Более того: во многих странах Европы прогревать мотор на стоянке категорически запрещено законом.
Как мы все знаем силовая установка автомобиля – это своего рода его сердце, срок службы которой напрямую зависит от большого количества показателей, частоты обслуживания и правил эксплуатации. Сегодняшняя тема посвящена тем автолюбителям, которые не знают, как правильно поступать перед началом движения на своей машине, стоить ли прогревать мотор и сколько по времени это нужно делать? Справочно заметим, что на сегодняшний день количество сторонников и противников прогрева двигателя практически равное. Кто то ссылается на техническую документацию к автомобилю, а кто то придерживается дедовских правил эксплуатации машины. Кто же прав в этой ситуации? Как правильно поступать, чтобы не вредить мотору автомобиля? Эти вопросы мы и разберем в нашей статье, чтобы навсегда запомнить, как грамотно нужно начинать поезду на своей машине зимой, а также летом.
Большинство современных автопроизводителей все чаще стали указывать в мануале к транспортному средству, что прогревать двигатель нет необходимости, что все моторы сейчас не нуждаются в этой процедуре. Кроме того, производители считают, что прогрев силовой установки – это только не нужный расход топлива и загрязнение окружающей среды, ведь моторы выбрасывают в атмосферу отработанные газы, которые приводят к парниковым эффектам, а также появлению озоновых дыр. Но так ли это
? То есть получается, что если мы в двадцатиградусный мороз захотим начать поездку, то нам не нужно прогревать двигатель даже те же 30 секунд? Неужели моторное масло сможет сразу стать оптимально вязким и из густого превратиться в жидкое, которое будет пригодно для движения? Однако четких ответов на эти вопросы, как правило, в документации на машину попросту нет. Там написано лишь только про то, что нужно беречь экологию, “мать нашу”.
Справочно заметим, что если мы покупаем автомобиль в Европе (начиная с Польши, Прибалтики и дальше на запад), в технической документации на машину будет стоять знак перечеркнутых выхлопных газов, который говорит о заботе об экологии, то есть греть мотор – это зло для природы. Однако, как мы отметили ранее, а почему про двигатель то никто не подумал, а как ему, хорошо или плохо? Чтобы это узнать мы должны разобрать положительные и отрицательные стороны, которые имеются для силовой установки от прогрева.
Прогрев и скорость износа двигателя
Это, пожалуй, самый спорный и действительно сложный момент в данной теме. Грубо говоря, палка в двух концах. С одной стороны, если не прогревать двигатель перед поездкой, то под нагрузкой что-то там внутри расширится от тепла быстрее, что-то медленнее, и в результате может быть износ. С другой стороны, во время прогрева двигателя обороты, как правило, невысокие. Соответственно, масляный насос не может создать давление, чтобы смазка поднялась к газораспределительному механизму. Ко всему прочему, еще и коленвал вращается недостаточно быстро для того, чтобы создать полноценный масляный туман для смазки стенок цилиндров. Опять износ.
Так что же делать тогда? Надо ли прогревать двигатель, или нет, в свете этой информации? Наверное, свое предпочтение стоит отдать той эксплуатации, при которой износ будет меньшим. Вопрос только в том, в каком из двух описанных режимов он будет меньшим. На этот счет имеется очень много мнений и доводов, но они представлены в виде аргументов. Фактов же по сей день найти невозможно. Еще ни разу никто не проводил конкретный эксперимент, по результатам которого можно было бы своими глазами увидеть больший или меньший износ из-за того, прогревали ли двигатель, или нет. Скорее всего, никто не будет этого делать и в ближайшем будущем.
Соответственно, вопрос смело можно считать открытым, а всю имеющуюся информацию по поводу износа – аргументами, и не более того.
Если же для вас именно этот вопрос является приоритетным на фоне остальных, вот вам золотая середина на палке с двумя концами. Никто ведь не запрещает во время прогрева двигателя ножкой добавить оборотов до 1500, и таким образом сгладить почти все возможные негативные последствия. Масляный насос будет работать эффективнее, это раз. Уже газораспределительный механизм голодать не будет. Коленвал вращаться будет быстрее, соответственно, масляный туман получится более плотный и мелкодисперсный. Это два. А три – двигатель прогреется заметно быстрее, и вы еще и время сэкономите. Собственно говоря, так многие и делают.
Моторное масло:
Является самой главной технической жидкостью любого автомобиля, которая обеспечивает оптимальную смазку трущихся деталей в силовой установке. Однако, чтобы масло выполняло свои основные функции оно должно находится в жидком и нагретом состоянии. Когда мы глушим двигатель, то масло всегда стекает в поддон и находится там до следующего запуска мотора. Таким образом, техническая жидкость стекает со стенок деталей, что оставляет их поверхность почти сухой.
В связи с вышесказанным заметим, что когда мы производим пуск мотора, то как минимум 10-15 секунд крайне не рекомендуется даже легонько нажимать на педаль газа, не говоря уже про начало движения. Дело в том, что в первые секунды после запуска мотора, масло начинает подниматься по каналам из поддона в вверх по системе, тем самым заполняя все полости силовой установки, чтобы эффективно смазать цилиндро-поршневую группу (поршни
,
цилиндры
,
распредвал
,
коленчатый вал
,
клапана
и другие элементы).
Если рассматривать зимнее время года, то здесь ситуация обстоит для масла еще сложнее, так как под воздействием низких температур, жидкость становится густой. Чтобы маслу стать жидким, необходима положительная температура. А без подогрева мотора этого никак не добиться. Вот вам и забота о природе. Справочно заметим, что густое масло по своей консистенции похоже на клей и если его не греть, то износ узлов двигателя будет идти ускоренными темпами, так как смазка деталей будет происходить не эффективно.
Прогрев двигателя инжекторного автомобиля
Практически все автомобили, оборудованные инжекторной системой питания, имеют автомат прогрева, автоматически выставляющий установленные заводом-изготовителем обороты холостого хода. Однако, имеются некоторые нюансы, соблюдение которых позволит снизить нагрузку на двигатель и обеспечить уверенный пуск двигателя.
Обязательным условием пуска является наличие хорошей искры и достаточного количества топлива, что обеспечивается хорошей работой аккумуляторной батареи. Зимой, в условиях низких температур «хорошим тоном» будет разогреть электролит аккумулятора, включив секунд на 20-30 свет фар, что в свою очередь увеличит время, в течении которого аккумулятор сможет отдавать максимальный ток.
Для обеспечения «холодного запуска» необходимо отключить все посторонние электроприборы (магнитолу, вентилятор отопителя и так далее) и выжать сцепление, при наличии механической трансмиссии, после чего произвести пуск двигателя.
Не надо нажимать на педаль газа! Автомат пуска сам выставит все необходимые настройки дросселя и обогатит смесь в необходимом количестве.
После запуска двигателя потихоньку, плавно, но уверенно, отпускается педаль сцепления. Стоит отметить, что для владельцев «автоматов» этот пункт не актуален.
Компрессионные и маслосъемные кольца
Данные элементы силовой установки располагаются в специальных канавках на поршнях. Маслосъемные кольца нужны для отвода лишнего масла со стенок цилиндра, а компрессионные элементы необходимы для компрессии. Эти два вида колец располагаются рядом друг с другом. Кольца являются трущимися деталями, их трение происходит о поверхность цилиндра. Кроме того, они принимают на себя мощные нагрузки ударного типа. А теперь стоит вспомнить школьные годы и предмет под названием физика. Дек вот там сказано, что все металлические детали при нагревании расширяются. Что касается мотора, то тот же блок цилиндров сделан из металла, следовательно цилиндры расположенные в нем при нагреве расширяются на несколько микрон, а при остывание обратно сужаются на такую же величину.
Таким образом, когда силовая установка находится в не прогретом состоянии, то цилиндры сильнее сжимают кольца. Когда происходит запуск двигателя, то кольцам в таком состоянии становится тяжелее двигаться вниз-вверх по плоскости цилиндра. После того, как происходит нагрев внутренней поверхности блока цилиндров, то металл расширяется и масло тем самым начинает намного эффективней смазывать полость с деталями, поэтому движение трущихся элементов становится более легким.
Поэтому сразу после запуска, двигатель первоначально поднимает обороты, а затем после небольшого временного промежутка их плавно снижает. Когда обороты силовой установки снижаются, то это говорит о том, что поверхность цилиндров и деталей доведена до прогретого состояния. Следовательно мотору становится легче работать, нагрузка на него постепенно снижается. Таким образом, вышеописанная ситуация является еще одним поводом, чтобы прогревать силовой агрегат. Благодаря прогреву мы, как бы разгружаем и убираем чрезмерную нагрузку с цилиндро-поршневой группы.
Как прогревать мотор
Начинать нужно с аккумуляторной батареи, чтобы разогреть в ней электролит. Для этого на 15 сек. включите дальний свет, затем его выключите, и подождите с полминуты. При наличии механической коробки выжмите сцепление и после этого заводите двигатель. Если с первого раза пуск не удался, выждите пару минут, чтобы АКБ восстановилась, и повторите попытку. Если и она не удалась, можно переходить к поиску неисправностей. Когда мотор заведется, включите печку и направьте поток воздуха на лобовое стекло: это поможет избежать появления возможных микротрещин между кузовом и стеклом.
Прогрев на ходу
Минимальное время прогрева на стоянке – 5 минут. За это время можно, например, смести снег с кузова авто. В этот период инжекторный мотор прогреется и убавит обороты, а масло разжижится и станет лучше смазывать детали. Дальнейший прогрев можно выполнять и на ходу, но при этом необходимо соблюдать несколько правил:
- Масло, используемое в двигателе, должно быть синтетическим и с большим индексом вязкости. Такой состав уверенно заполнит все каналы даже в холодное время года, что гарантированно «спасет» от задиров на стенках цилиндров.
- Ехать нужно плавно, ровно, медленно, без резких ускорений и торможений. За это время вы как раз выедите из гаража или со стоянки.
- Преодолевая первый километр, избегайте ухабов и иных неровностей на дороге.
Масляный фильтр
Также, как и ранее описанные узлы нуждается в прогреве, особенно в зимнюю пару года. Дело в том, что масляный фильтр только на первый взгляд кажется простым расходным элементом, который состоит из специальной бумаги обернутой металлическим корпусом, но это глубокое заблуждение. В том случае, когда моторное масло проходит через хороший фильтр, то вся грязь, которая имеется в технической жидкости остается в фильтрующем элементе. Тем самым происходит очищение масла, которое дальше продолжает циркулировать по системе двигателя. Таким образом, вся металлическая стружка, с элементами износа оседает на фильтрующей бумаге и не проходит дальше.
Когда двигатель не прогрет, то масло становится густым и должным образом просто не способно проходить через фильтрующую бумагу расходного элемента. Поэтому в фильтре при движении автомобиля на холодный мотор открывается перепускной клапан и техническая жидкость минуя фильтрующий элемент направляется из поддона сразу в двигатель неся в себе продукты износа. Справочно заметим, что моторное масло становится жидким только после прогрева силовой установки до 65-70 градусов по Цельсию. При такой температуре, техническая жидкость способна оптимально проникать в фильтрующую бумагу и тем самым перепускной клапан не открывается. Таким образом, холодное масло с грязью идет сразу в мотор и начав поездку без прогрева мы просто ускоряем износ своего двигателя.
Заблуждения, связанные с прогревом
- После прогрева двигателя до рабочей температуры автомобиль можно использовать на любых режимах и по максимальной мощности. Это неверно, т. к. помимо мотора, в прогреве нуждаются и иные узлы: например, коробка передач, редуктор заднего моста (если он есть).
- Для более быстрого прогрева нужно увеличить число оборотов. Но это приведет только к более интенсивному износу деталей цилиндро-поршневой группы.
- Новый автомобиль вообще прогревать не требуется. Безусловно, двигатель машины, недавно выпущенной с завода, достигнет рабочей температуры быстрее по сравнению с намотавшим не один десяток тысяч километров агрегатом. Тем не менее, игнорировать прогрев не рекомендуется.
Гидронатяжитель и гидрокомпенсаторы
Применяются для регулировки работы клапанов и натяжения цепи. Данные устройства предназначены для закачивания моторного масла в систему и обеспечивают оптимальное натяжение приводной цепи механизма газораспределения, то есть выравнивают работу клапанов. Когда в двигатель поступает не прогретое масло, то корректировка необходимых зазоров в системе осуществляется не эффективно. Поэтому мотор нужно обязательно прогревать, чтобы масло стало эластичным и текучим. Особенно чувствуется данная проблема при сильном морозе, потому что цепь начинает греметь, а клапана постукивать. А вообще тут даже думать нечего, лучше прогреть мотор, чем нарваться на ситуацию, когда цепь перескочит зубец шестерни, что приведет к дорогому ремонту двигателя.
Прогрев двигателя и безопасность движения
Если рассматривать некоторые грузовые автомобили (а может и все с пневматикой), то там прогрев двигателя перед поездкой является обязательным требованием. В противном случае водитель рискует выехать на дорогу без тормозов. Но детально на этом останавливаться мы не будем.
Нас интересует безопасность движения на непрогретом легковом автомобиле, и как это вообще может быть взаимосвязано. На вскидку здесь можно привести сразу два аргумента:
- Непрогретый мотор менее приемистый.
- На холодную не греет печка.
Начнем с приемистости. Как она может повлиять на безопасность? А очень просто. Как говорят опытные водители – избежать ДТП можно не только затормозив, но и поддав газку. Это, как показывает практика, проверенный факт. Но если двигатель не прогретый, а на дороге сложилась ситуация, где резкий и уверенный разгон может выручить, в вашем распоряжении будут только тормоза.
На счет проверенного на практике факта. Представьте ситуацию. Вы едете с нормальной скоростью, скажем, 50 км/ч. Перед вами машина, и за вами тоже. Внезапно водитель, едущий впереди, включает левый указатель поворота, а до этого самого поворота остается метров 5-10 не больше. Ваши действия? Тормозить? В вашем багажнике почти гарантированно окажется тот, кто плелся за вами. Уходить вправо? А там отбойник. А вот если не тупить, и вдавив тапок в пол объехать готовящегося к повороту тормоза, то есть шанс выйти сухим из воды. Собственно говоря, ситуация эта реальная. И все так и было, как написано.
Что касается печки, то тут и так должно быть все очевидно. Ни о какой безопасности движения говорить не приходится, если вы выехали на оживленную улицу с запотевшими со всех сторон окнами. Конечно же, если ваша машина напичкана разными подогревами стекол и зеркал, автономными печками, бустерами и прочим – то для вас вопрос прогрева двигателя не стоит так остро. По крайней мере, если рассматривать его в контексте безопасности.
Датчик моторного масла
Для современных автомобилей производится из пластмассы и служит он для измерения плотности технической жидкости в системе. Когда мотор находится в не прогретом состоянии, то силовая установка их просто выдавливает из-за густой технической жидкости. Когда происходит выдавливание датчика, то из под него начинает выходить, а затем капать наружу масло, что уже является проблемой для двигателя и автовладельца. После течи масла из датчика, он начинает сигнализировать на приборной панели соответствующим индикатором о низком давлении техничкой жидкости в поддоне. После того, как только мы начнем дольше прогревать мотор, то зачастую такая проблема уходит.
Таким образом, как видим езда на не прогретом двигателе автомобиля не несет никаких положительных моментов для узлов силовой установки. Кроме того, езда на “холодном” моторе способна вызывать повышенный расход масла и топлива, а также пагубно влияет на окружающую среду в виде выбросов углекислого газа. Но самой главной проблемой при систематическом не прогревании двигателя является быстрый износ деталей двигателя, который ускоренно приводит силовую установку в капремонту.
Прогрев и вопрос экологичности
Этот аргумент, в отличие от предыдущего, легко превратить в факт, поскольку проверить и наглядно показать содержание вредных веществ в выхлопе очень просто. Проблема только в том, что мало кому есть дело до какой-то там экологии. Особенно, если учесть, что вредных веществ автомобиль за всю сою жизнь выбрасывает в атмосферу на несколько порядков меньше, чем все производственные процессы, которые нужны для его изготовления. Говорят, что одной только пресной воды надо испоганить не менее 10 тонн.
И тем не менее, аргумент в пользу экологичности прогретого двигателя является на сегодняшний день проверенным фактом. Хотя, опять же, какая разница, стоит на месте автомобиль и загрязняет окружающую среду, или он делает то же самое в движении? Ну да, на ходу мотор прогревается немного быстрее, а значит, загрязняет воздух меньше, чем бесконечно долго прогреваемый на одном месте. Но в глобальных масштабах эта разница настолько мизерная, что тратить на это время больше не хочется.
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРЕВУ МОТОРА АВТОМОБИЛЯ
Теперь мы знаем, что прогревать двигатель не желательно, а обязательно, причем делать это нужно постоянно. Однако нужно это делать без фанатизма, так как порой перегрев страшнее, чем прогрев. Кроме того, как мы помним существует два времени года: зима и лето. Относительно той или иной пары года существует определенные режимы прогрева двигателя, которые мы сейчас разберем.
Например зимой, при температуре на улице от -10 до -20 градусов по Цельсию, прогрев мотора перед поездкой следует осуществлять около 8-12 минут, этого вполне достаточно. При температуре на улице от -20 до -30 градусов по Цельсию, прогрев мотора перед поездкой следует осуществлять около 12-15 минут, а если мы сильно спешим, то можно убавить временной период до 10 минут. Ниже на изображении наглядно показана памятка автолюбителям, которая демонстрирует правила прогрева машины в мороз (НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ).
Что касается летней пары года, то не стоит прогревать мотор более 5 минут.
В том случае, если температура на улице
+15-30 градусов
по Цельсию, то оптимальным временем для прогрева двигателя считается
2-3 минуты
, так как этого вполне достаточно, чтобы масло разошлось по стенкам цилиндров и смазка начала функционировать на полную. Если температура на улице
выше +30 градусов
по Цельсию, то для прогрева мотора достаточным временем считается
1-2 минута
. Таким образом, как видим даже в жаркую погоду крайне не рекомендуется начинать движение на автомобиле сразу после запуска мотора.
Очень часто можно слышать утверждение некоторых автолюбителей, что начинать движение на автомобиле можно сразу, как начнут падать обороты двигателя на тахометре. Да, действительно данный индикатор, в какой то степени характеризует тот факт, что нагрузка на цилиндро-поршневую группу пошла на убыль и система немного прогрелась. В принципе, как рекомендуют специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств, касательно летней пары года, то движение на машине в принципе можно начинать. Однако для зимы этот вариант не уместен. Зимой лучше прогревать мотор ориентируясь на время, а не на обороты. Мы должны понимать, что во время прогрева силовой установки, нагреться должны не только цилиндры, но и все основные узлы двигателя, на примере валов, шатунов, поршней, гидрокомпенсаторов и прочих деталей. Кроме того, нельзя забывать про трансмиссию, особенно если она автоматическая или вариаторного типа, так как она тоже нуждается в прогреве.
Теория прогрева
Основной материал для изготовления силовых агрегатов – металл, расширяющийся при повышении температуры и сжимающийся при охлаждении. Детали силовой установки скомпонованы с учетом минимизации зазоров между ними. Это уменьшает энергетические потери при воспламенении смеси. До тех пор, пока мотор не прогрелся, зазоры не такие, как предусмотрено автопроизводителем, следовательно, ДВС работает не в штатном режиме.
Во время нагрева до рабочей температуры ЦПГ испытывает максимальные нагрузки. Так имеет ли смысл начинать движение в таких условиях?
Как долго нужно прогревать двигатель?
Пожалуй, это самый адекватный вопрос. Ведь мы уже пришли к выводу, что прогревать двигатель нужно практически в любом случае. Осталось только понять, сколько по времени должен занимать прогрев.
Итак, можете ориентироваться на подсказку:
Время прогрева двигателя зимой и летом
+15 С | 1 — 2 минуты |
+10 С | 1,5 — 3 минуты |
+5 С | 2,5 — 5 минут |
0 С | 3 — 7 минут |
-5 С | 3,5 — 8 минут |
-10 С | 5 — 10 минут |
-15 С | 8 — 15 минут |
Как видите, в летнее время прогрев занимает совсем мало времени. Вы успеете лишь поудобнее устроиться в кресле, пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать зеркала и включить любимый радиоканал.
Зимой рекомендованное время прогрева автомобиля больше, зато пока ваше авто прогревается, вы можете неспешно почистить кузов от снега, освободить дворники ото льда, прогреть лобовое стекло.
Ждать полного прогрева не стоит. Как только температура рабочей жидкости повысится до 60—70 градусов, можно аккуратно начинать движение. Но разгоняться все же было бы правильнее, когда температура жидкости достигнет 80—90 градусов по Цельсию.
Из поколения в поколения
Положение о необходимости прогрева двигателя зимой возникло не из пустого места. Для этого существовали вполне веские основания:
- повсеместно использующееся в прошлом минеральное масло при снижении температуры очень быстро густело. Примем во внимание откровенно низкую производительность маслонасосов и получим первые минуты работы непрогретого двигателя в условиях масляного голодания. Нехватка смазки приводит к износу трущихся пар, что семимильными шагами приближает капитальный ремонт двигателя. Поэтому после запуска давать нагрузку и начинать движение – было сродни пыткам для двигателя. А ведь еще стоит учесть, что в КПП и редукторах масло также было густым, что требовало от непрогретого двигателя дополнительных усилий;
- несовершенство конструкции карбюратора, которым в далеком прошлом агрегатировались все бензиновые машины. Прогрев зимой требовался для увеличения температуры впускного коллектора. Поскольку топливо с карбюратора впрыскивается непосредственно в коллектор, большая часть бензина неминуемо попадает на поверхность впускных каналов. При прогретом двигателе попавшее на коллектор топливо попросту испаряется, затем всасываясь на такте впуска в цилиндр. Естественно, что после запуска в мороз об испарении не может быть и речи. Именно поэтому непрогретый карбюраторный двигатель имеет очень низкий КПД.
Современный порядок дел
Современные синтетические и полусинтетические моторные масла имеют широкий температурный диапазон, в котором они сохраняют свои рабочие характеристики. Если вы проживаете в области с умеренным климатом, где морозы лишь изредка опускаются за -30ºС, то о масле беспокоится не стоит (конечно же, если вы знаете, как отличить подделку от оригинального продукта) Даже полусинтетическое моторное масло вязкости 10W40, наиболее часто используемое в поддержанных авто, в -30ºС не навредит вашему двигателю, хоть и немного затруднит запуск холодного мотора и последующую циркуляцию первые 1-2 минуты. Что уж говорить о более текучих синтетических маслах, которые заливаются в двигатели современных машин, обладающих более эффективными маслонасосами. Влияние отрицательных температур на качество распыления бензина инжекторными системами настолько незначительное, что на эксплуатационных свойства и ресурсе двигателя никоим образом не сказывается.
Получается, что машины больше не нужно подолгу прогревать на холостых оборотах перед началом поездки зимой? Ответ более чем утвердительный – да. Более того, долгие стоянки в режиме прогрева на холостом ходу пагубно сказываются на многих бензиновых моторах. Но двигатель, а также АКПП греть нужно, вот только делать это необходимо правильно.
Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?
Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.
Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.
Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина. Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, — прекрасный растворитель.
Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.
Прогрев дизельного двигателя
Дизельный двигатель, в отличие от карбюраторного требует полноценного прогрева до начала движения под нагрузкой, что продиктовано его конструкцией (меньшие зазоры между стенками цилиндров и поршнями, значительно более высокая компрессия обеспечивает более высокие нагрузки на поршневую систему в целом).
Уверенный пуск дизельного двигателя обеспечивается наличием специальных свечей подогрева топлива, которые включаются перед запуском стартера, а попадающее на них топливо более активно испаряется.
Для запуска дизеля, при наличии механической коробки передач, опять-таки выжимается сцепление и включается зажигание. Большинство дизельных автомобилей имеет индикаторную лампу, показывающую состояние работы свечей накаливания. После того как лампа тухнет можно осуществлять запуск двигателя.
При низких температурах полезно несколько раз включить — выключить зажигание для того, чтобы свечи накаливания создали благоприятную температуру для запуска внутри камеры сгорания.
Управляет прогревом на дизельном автомобиле автомат, поэтому вмешательства водителя в этот процесс не требуется. После того как дизель наберет необходимые для прогрева обороты, нажатая педаль сцепления отпускается.
Прогрев на ходу
В последнее время очень популярным стал прогрев двигателя на ходу, то есть в первые минуты движения автомобиля. Вы просто плавно трогаетесь с места и медленно (на небольших оборотах) выезжаете из двора или гаража. При этом желательно, чтобы дорога была как можно ровнее, ведь во время прогрева рывки и толчки нежелательны.
На ходу мотор прогревается быстрее, но испытывает повышенные нагрузки и тратит больше горючего.
У этого способа есть один минус: как ни крути, а движение начинается с холодным двигателем, соответственно нагрузка на механизм больше (вспоминаем про зазоры и вязкость рабочих жидкостей). Кроме того, коробка передач тоже нуждается в предварительном прогреве, а без него детали КПП претерпевают ускоренный износ, масло быстрее срабатывается и дает осадок.
Идеальный вариант: пару минут (зимой вдвое дольше) погонять двигатель в холостом режиме, а затем начать плавное движение на небольших оборотах.
Особенности прогрева мотора зимой
Отрицательная температура приводит к загустеванию масла, как в силовой установке, так и КПП. Это значит, что в момент старта детали полноценно не смазывается, а нагрузка на масляный насос резко увеличивается. Конечно, есть специальные смазывающие материалы, но и они имеют свой предел.
Еще один фактор – содержание кислорода в воздухе: чем ниже температура, тем его больше. Значит, горючая смесь обедняется. На карбюраторном моторе эту проблему можно решить, вытянув подсос: заслонка прикроется, смесь обогатится. В инжекторном двигателе все решает электроника, выставляющая раннее зажигание и подающая больше топлива в цилиндры.
Чем опасен прогрев двигателя?
Многие боятся прогревать двигатель из-за ряда осложнений, вызываемых данной процедурой. К минусам прогрева обычно относят:
- повышенный расход бензина;
- образование смоляного налета на клапанах;
- вымывание бензином масла.
Особенно опасно вымывание масла. От этого в первую очередь страдают поршневые кольца и стенки цилиндров. Однако доказано, что все эти недостатки проявляются только в тех случаях, если имеет место хронический длительный прогрев двигателя.
При умеренном прогреве с двигателем не происходит ничего такого, что бы могло значительно ухудшить его работу.
Аргументы за прогрев двигателя
Но сначала кратко пробежимся по аргументам за прогрев двигателя:
- прогрев нужен для деталей двигателя, изготовленных из разных материалов;
- если на холодную нагрузить мотор, он может заклинить от резкого расширения некоторых деталей;
- непрогретое моторное масло хуже смазывает трущиеся поверхности;
- холодный двигатель менее приемистый;
- пока не прогреется мотор – не начинает греть печка;
- непрогретый двигатель расходует больше топлива;
- на холодную мотор сильно загрязняет окружающую среду;
- езда с покрытыми наледью и конденсатом стеклами – небезопасна;
- на регулярно прогреваемом автомобиле дольше служат аккумуляторы.
Акцентируем внимание на том, что в данном списке представлены не факты, а пока просто аргументы. Последние, как известно, могут быть как убийственными, так и мифическими. Но и к этому мы еще вернемся неоднократно.
Прогревать или не прогревать?
Рассмотрим сначала, как происходит работа двигателя. При включении зажигания и запуска движка в камеру сгорания попадает бензин во взаимодействии с воздухом, в результате чего происходит образование горючей смеси. В этот же момент на свечу зажигания попадается ток и вырабатывается искра на свече, которая зажигает эту смесь. При воспламенении образовавшейся в камере сгорания смеси увеличивается давление, за счет чего приходит в движение поршневая группа двигателя.
Масло в холодном состоянии находиться в картере двигателя и начинает поступать в каналы движка, только после его запуска. При повороте ключа в замке зажигания и запуске движка происходит сильное трение деталей, за счет чего происходит увеличенный износ деталей двигателя. По мере нагревания деталей и узлов движка, а так же прогревания масла до оптимальной рабочей температуры, трение между деталями уменьшается. За счёт этого разогретое масло попадает во все каналы, которым необходима смазка, вследствие чего двигатель работает ровнее и ему легче приводить в движение свои узлы.
Вот и возникает вопрос, нужно ли прогревать двигатель? Посудите сами, непрогретый работающий движок действительно ускоряет износ деталей, особенно при работе с высокой нагрузкой. Связано это с недостатком смазки, так как густое – не разогретое масло хуже смазывает детали. Рабочая температура движка должна быть 90 градусов по Цельсию.
В зимний период двигатель автомобиля испытывает дополнительную нагрузку
Прогревать ли двигатель летом и зимой
А нужно ли прогревать двигатель летом? Летом температурный режим в большинстве регионов держится в диапазоне от +20 до +30 градусов. При таком температурном режиме масло находится в разогретом состоянии, то есть имеет температуру воздуха, что не требует дополнительного прогрева двигателя, поэтому достаточно несколько секунд, что бы моторное масло прошло по всем каналам и можно ехать.
Прогревать двигатель летом нету смысла, на улице и так жара
А вот нужно ли прогревать двигатель зимой — этот вопрос надо рассмотреть поподробнее. В зимнее время однозначно надо прогревать движок вашего автомобиля, до нужного температурного режима. Сколько времени потребуется на прогрев движка, будет зависеть от температуры на улице. Если термометр за бортом вашего авто показывает от +5 до 0 на прогрев потребуется около 2 минут, от 0 до -10 около 3-4 минут, до -20 примерно 5 минут, а вот если -30 или даже больше, то двигатель надо прогревать не меньше 8 минут. Все дело в том, что при минусовом температурном режиме масло в движке и в коробке передач становится густым, что не позволит деталям получить полноценную смазку для правильной работы. И естественно приведет к большему износу деталей и не долговечной работе двигателя.
А если у вас автоматическая коробка передач (АКПП), то движок однозначно требует прогрева. Приведем небольшой пример. Попробуйте ради эксперимента зимой включить первую передачу на первых секундах запустившегося и на уже немного прогретом двигателе. Вы почувствуете разницу, так как на не разогретой коробке передач скорости включаются тяжелее, чем на коробке, в которой масло разогрелось до рабочей температуры.
То же самое и в автоматической коробке передачи и в вариаторах. Внутри вариаторов и автоматов стоят гидромуфты, которые можно на не разогретом масле, более вязком и густом просто порвать. Не зря в народе есть поговорка «Не рви коробку». Поэтому прежде чем двигаться лучше всё — таки прогреть двигатель, что бы масло разогрелось и заполнило все свои каналы. Ну а дальше – прогрели движок и рванули с места, не тут-то было.
Кроме двигателя, нужно еще и разогреть коробку передач
В редукторах, мостах, заднеприводных и полноприводных автомобилях так же присутствует трансмиссионное масло, которое должно разогреться до рабочей температуры. По примеру, который приведен выше, попробуйте в морозы поехать сразу и вы почувствуете, что машина у вас дергается и идет тяжело, как будто ей не хватает мощности. Эти примеры вам показывают, как тяжело автомобилю приводить в действие свои узлы и агрегаты, если они не доведены до рабочей температуры.
Если вы всё-таки решили поехать на не прогретом двигателе, обороты машины не должны превышать 2000 оборотов в минуту, пока масло полностью не прогреется и не смажет все детали.
Дизельный двигатель
Двигатель на дизельном топливе отличается от двигателя бензинового. Летом в теплое время суток такой движок запустить не составит труда, что нельзя сказать про зимний период. В дизельных двигателях возгорание топливной смеси происходит не за счет искры, а за счёт нагрева солярки и сжатия её под давлением. Поэтому и солярка делится на летнюю и зимнюю.
Летняя солярка более густая, чем зимняя. Дизельное топливо при низких температурах воздуха становится более густым, вследствие чего хуже распыляется форсунками топливной системы автомобиля. Вот вам и ответ на вопрос нужно ли прогревать дизельный двигатель – дизельный двигатель практически ни чем не отличается от бензинового по принципу работы это такой же двигатель внутреннего сгорания, поэтому он так же требует прогрева. Правда в зимнее время для этого понадобится больше времени, чем бензиновому. И не забудьте, что при температуре, приближающейся к 0, будет лучше, летнюю солярку заменить зимней.
Прогрев двигателя и аккумулятор
Этот аргумент и вовсе можно было не упоминать, так как он, даже будучи доказанным фактом (чем он, собственно, и является) мало кому будет интересен. Но так или иначе, данный момент непосредственно относится к теме – надо ли прогревать двигатель – было решено добавить и его.
Суть вот в чем. В зимнее время года, когда на улице стабильная отрицательная температура, автомобильный аккумулятор практически не берет заряд от генератора около 15-30 минут после холодного запуска двигателя. Это легко проверить и доказать даже в скромных гаражных условиях. Соответственно, когда вы тратите немного времени на прогрев двигателя, вы повышаете тем самым шансы не поставить автомобиль на стоянку с недозаряженным аккумулятором.
По крайней мере, прогрев в этом контексте важен для тех, кто использует автомобиль для крайне коротких поездок. В зимнее время за 5-10 минут езды до магазина и обратно АКБ почти гарантированно не успевает вернуть энергию, потраченную на трудный запуск замерзшего мотора. А с прогревом ситуация заметно улучшается. Проверено и неоднократно доказано разными автовладельцами.
Источник https://motoran.ru/interesnoe/progrev-dvigatelya-zimoj-anahronizm-ili-neobhodimost
Источник https://samara.aif.ru/society/details/zavodit_s_umom_kak_nelzya_progrevat_mashinu_zimoy
Источник https://gp-prsmah.ru/avtokopilka/nuzhno-li-progrevat-inzhektornyj-dvigatel.html
Источник