Как выбрать моторное масло
Подбор моторного масла для автомобиля всегда необходимо выполнять на основе требований его производителя, однако также стоит учитывать вязкость, соответствия стандартам, условия эксплуатации машины, температурный режим работы двигателя, ну и конечно, соотношения цены/качества выбранного вами бренда масла. Существует немало характеристик моторных масел, однако в общем случае можно не вникать в большинство из них для того, чтобы подобрать оптимальное в конкретном случае масло для двигателя автомобиля.
Вязкость моторного масла
Первое, что нужно учитывать, чтобы правильно выбрать моторное масло — рекомендации завода изготовителя. В мануале автомобиля всегда четко прописываются значения вязкости, стандарты, типы масел, которые допускается заливать в двигатель. Однако тонкость здесь заключается в том, что зачастую даже для одного мотора допускается использование масел с различными вязкостями.
Так как выбрать вязкость моторного масла для автомобиля на зиму, лето и межсезонье? В первую очередь необходимо понимать, что вязкость напрямую зависит от температуры и изношенности масла (пробега двигателя с ним). Поэтому, опуская подробности, можно сказать так — для зимы лучше подойдет маловязкое масло с подходящей низкотемпературной вязкостью (проще говоря — более жидкое). Например, 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30. В данном случае чем ниже первая цифра — тем на меньшую температуру рассчитан состав.
Если машина используется в средних или южных широтах, то имеет смысл подобрать масло для двигателя с большой низкотемпературной и высокотемпературной вязкостью. Например, 5W-40, 10W-30, 10W-40. Однако в данном случае подразумевается, что мотор имеет относительно небольшой пробег, поскольку в противном случае нужно ориентироваться и на высокотемпературную вязкость.
Для межсезонья выбор вязкости по большей части зависит от изношенности мотора, то есть, от второго числа. Так, чем оно больше — тем более густое масло в изначальном (неиспользованном) виде. Поэтому оптимальными вариантами будут 5W-30 или 5W-40.
Чем больше изношен двигатель (имеет большой пробег, например, 150…200 тысяч километров и более без капитального ремонта) — тем большую высокотемпературную вязкость должно иметь масло. Например, 5W-40, 5W-50 и даже 5W-60 (в последнем случае использовать подобный состав можно перед выполнением капитального ремонта).
Во многих современных двигателях (особенно европейских производителей) конструкцией предусмотрены тонкие масляные каналы, поэтому для них масла с высокой вязкостью не подойдут. Наоборот, для них нужно использовать средства наподобие 5W-20, 5W-30. И напротив, старые, например, советские машины, рассчитанные, в том числе, на использование минеральных масел старого образца вполне могут «кушать» вязкие масла, например, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 15W-40, 15W-50 и им подобные.
Несколько слов о турбированных двигателях… Дело в том, что в процессе своей работы турбина разгоняется до очень большой угловой скорости, что приводит к ее значительному разогреву. Именно по этой причине все автопроизводители рекомендуют использовать для турбированных двигателей более вязкие масла, например, 0W-40, 5W-40, 5W-50, 10W-40. Это обусловлено тем, что масло в процессе своей работы разжижается, а рабочие каналы не забиваются продуктами его сгорания.
Стандарты соответствия
Выбор моторного масла всегда должен соответствовать международным стандартам, которые указывает в мануале автопроизводитель. Основные стандарты следующие:
- SAE J300. Этот стандарт описывает вязкостные характеристики, описанные в предыдущем разделе. Указывает на низкотемпературную и высокотемпературную вязкость.
- API. Этот стандарт описывает эксплуатационные характеристики. Актуальные бензиновые категории — это SJ, SL, SM, SN. Актуальные дизельные категории — CH-4, CI-4, CJ-4. Использование более современных категорий в двигателях допускается, однако обратное использование исключается. Обратите внимание, что большинство современных масел являются универсальными, то есть, их можно использовать и в бензиновых и в дизельных двигателях. Однако иногда можно встретить составы, специально предназначенные для того или другого типа мотора, и это разница будет как раз отражаться в API.
- ACEA. Европейский стандарт. В мануале автомобиля четко прописывается, какие категории масел по нему допускается использовать в конкретном двигателе. Поэтому при подборе масла для двигателя нужно смотреть на маркировку этикетки, так как определенных моторов и систем выхлопа требуются специфические технические требования.
Типы масел
Все моторные масла делятся на три основных типа — минеральные, полусинтетические и полностью синтетические.
Минеральные составы — уже практически нигде не используются, ну разве что для мягкой промывки, так как они обладают наихудшими характеристиками и имеют большую вязкость. Из соображений рентабельности и технических показателей двигателей часто заливаются в старые автомобили (или моторы старых конструкций). Например, для ВАЗ-классики, «Москвичей», классических УАЗов и другой еще советской техники. Для автомобилей выпуска от 1990-х годов и моложе его лучше не использовать.
Полусинтетические составы — наиболее распространенный тип масел для двигателей машин у рядовых автовладельцев. Они обеспечивают оптимальные характеристики, такие как вязкость, пробег до очередной замены и цена. Поэтому, если в мануале автомобиля прямо не указано, что в двигателе нужно использовать синтетику, то наиболее оптимальным вариантом будет использование «полусини».
Синтетическое масло имеет наиболее прогрессивные показатели, обеспечивает не только максимальную защиту двигателя, но и длительный пробег. При подборе такого масла стоит детально ознакомиться с его эксплуатационными характеристиками и требованиями двигателя. В новенькую иномарку ничего кроме синтетики лить не стоит.
Масло для двигателя на газу
Специальное «газовое» масло
Владельцы машин с газобаллонным оборудованием (ГБО) зачастую интересуются вопросом — какое масло заливать в двигатель на газу? Многие производители моторных масел специально выпускают отдельные составы, которые, якобы, лучше приспособлены для работы с газом. Главный аргумент использования подобных составов — разница в температуре воспламенения газа и бензина в камере сгорания. Так, соответствующая температура у бензина составляет порядка +2000°С…+2500°С. У метана — +2050°С…+2200°С, а у пропана/бутана — +2400°С…+2700°С. Отсюда следует первый вывод — если двигатель работает на метане, то нужно использовать то же масло, что предписывается для бензина, и «не заморачиваться».
Что касается пропана и бутана, то многое зависит от примесей, находящихся как в масле, так и непосредственно в газе. В частности, при сгорании топливной смеси в камере сгорания при высоких температурах на стенках со временем может отложиться большее количество золы, что загрязнит двигатель. Многие современные автопроизводители выпускают машины, рассчитанные на использование малозольных масел. Задача таких смазочных материалов — снизить зольность в двигателе и обеспечить чистоту выхлопа. Аналогично можно поступить и в случае использования ГБО.
Однако тут существует две проблемы. Первая заключается в том, что малозольные масла можно использовать не во всех моторах, поэтому всегда нужно ориентироваться на допуски по стандарту ACEA, предписанные автопроизводителем. Энергосберегающие (малозольные) масла имеют обозначения С1, С2 и С3 (Low SAPS и Middle SAPS). Вторая проблема заключается в том, что малозольные масла стоят дороже, чем стандартные смазывающие составы. Поэтому их покупка ставит под сомнение использование ГБО как таковое.
Таким образом, ответом на вопрос о том, какое масло заливать с ГБО, будет следующим — то же самое, что и для бензина. Любое современное масло (если это не откровенный фальсификат) способно работать при повышенных температурах, особенно в краткосрочном режиме. Главное не забывать вовремя его менять.
Производители масел
На полках автомагазинов представлена продукция различных производителей автомобильных масел, например — Shell, Mobil, Castrol, «Роснефть», «Лукойл» и многих других. Причем у каждого из производителей есть свои собственные линейки с особыми характеристиками масел, входящих в них. Какой бренд выбирать в конкретном случае — решать только автовладельцу. Однако есть несколько советов по этому поводу.
В частности, многие автолюбители, сталкиваясь с фальсификатом, обвиняют в плохом качестве бренд, под которым было выпущено то или иное масло, не подозревая о том, что у них в руках подделка. Поэтому, первое, о чем стоит упомянуть — выбирать того производителя, который максимально хорошо защищает свою продукцию. Соответствующие технологии постоянно развиваются, в частности, в настоящее время для проверки используются приложения на смартфоне, сайты производителя с проверкой одноразового кода на канистре, СМС-сообщения, ультрафиолетовые фонарики и так далее.
Импортные моторные масла могут выпускаться как на территории стран СНГ, так и за их пределами. Практика показывает, что в последнем случае количество подделок значительно меньше. Поэтому старайтесь покупать масла, выпущенные где-нибудь на территории Евросоюза, в Японии, США и других развитых странах. Информацию о стране-производителе можно найти на канистре в прямом или зашифрованном виде.
Всё про моторные масла для автомобилей
Надёжная и долговечная работа двигателя автомобиля связана, прежде всего, с тем, какое моторное масло используется при его эксплуатации. Выбор масел огромен и не всегда автовладельцы правильно ориентируются в этом многообразии. Иногда качественным и дорогим, но не соответствующим типу двигателя продуктом можно серьёзно навредить мотору.
Разобраться в многочисленных стандартах, видах и характеристиках моторных масел действительно не просто. К тому же на рынке этот продукт представлен множеством производителей, каждый из которых борется за своего клиента. И простая формула «цена – качество» справедлива только для определённых видов и характеристик масел с оговоркой, что их производитель имеет на рынке устойчивую репутацию.
- Какие бывают виды автомобильных моторных масел?
- ГОСТ, SAE, API, ILSAC, ACEA – что это такое?
- Как расшифровать маркировку на моторном масле?
- Какие популярные марки и производители масел лучше?
- Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля?
Подробно остановиться на этих вопросах необходимо для того, чтобы помочь автолюбителям сделать правильный выбор этого важнейшего расходного материала для обслуживания своего автомобиля.
Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки
Масло для смазывания деталей двигателей было запатентовано в Америке еще в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти выявились случайно при попадании на заклинившие клапана парового двигателя. С той поры ведёт свою историю первый в мире бренд моторного масла – Valvoline (дословно – масло для клапанов).
Состав современных моторных масел формируется по принципу добавления в их основу (иногда ее называют базовым маслом) определённого набора присадок. Основа может быть получена:
- В процессе переработки нефти (из масляных фракций) и тогда масла носят название минеральных.
- Из искусственно синтезированных органических соединений – в этом случае масла называют синтетическими.
- Смеси минеральной и синтетической основ – полусинтетические масла.
Решение, казалось бы, простой задачи (смазывания трущихся в процессе эксплуатации деталей) существенно осложняется факторами, влияющими на этот процесс:
- высокие температуры и сложные переходные термические процессы;
- процессы износа трущихся деталей и попадание продуктов износа в смазку;
- попадание в смазку продуктов сгорания;
- склонность металлов к коррозии;
- наличие в конструкции двигателя деталей, изготовленных из чувствительных к химическому составу смазки материалов (прежде всего резиновых уплотнений);
- работа двигателя в достаточно широком диапазоне изменения температуры окружающей среды.
Перечисленные факторы и определяют основные требования к моторным маслам:
- Стабильность физико-химических характеристик при высокотемпературных воздействиях.
- Обеспечение противоизносных свойств, позволяющих положительно влиять на поверхности трения в приграничных слоях.
- Нейтрализация кислотной среды (результата взаимодействия масла и продуктов сгорания).
- Хорошие моющие свойства, позволяющие выводить из зон трения загрязнения, образующиеся за счёт продуктов износа и сгорания.
- Стойкость к вспениванию.
- Неспособность формирования коррозионно-агрессивной среды.
- Обеспечение пологой формы графика соотношения вязкости и температуры масла в достаточно широком диапазоне температур окружающей среды (облегчает запуск двигателя при отрицательных температурах).
- Низкий расход на угар.
- Совместимость с материалами уплотнений.
- Стойкость к процессам старения (ухудшения физико-химических свойств со временем).
Обеспечивают необходимые требования к моторным маслам их характеристики, важнейшими из которых являются вязкость, и назначение и эксплуатационные свойства. Именно по этим параметрам и классифицируются масла по российскому стандарту – ГОСТ 17479.1-85.
Классификация моторных масел по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется при 100 о С, а для зимнего и всесезонного дополнительно при -18 о С.
В общем виде зависимость вязкости всех трёх видов масел приведена на рисунке ниже.
При этом под максимальной вязкостью подразумевается значение вязкости, при котором ещё обеспечивается запуск двигателя при отрицательных температурах (холодный пуск).
При отрицательных температурах летние масла не обеспечивают холодный пуск и могут явиться причиной «масляного голодания» (позднее поступление к деталям из-за повышенной вязкости), а зимние (с малой вязкостью) не обеспечивают требуемых режимов смазки летом. По этим причинам на практике используются в основном всесезонные масла.
Ниже в таблицах 1 и 2 приведены данные по вязкости, и назначению и эксплуатационным свойствам моторных масел по ГОСТ.
Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре | ||
+100 °С | -18 °С | ||
не менее | не более | не более | |
3з | 3,8 | — | 1 250 |
4з | 4,1 | — | 2 600 |
5з | 5,6 | — | 6 000 |
6з | 5,6 | — | 10 400 |
6 | 5,6 | 7,0 | — |
8 | 7,0 | 9,3 | — |
10 | 9,3 | 11,5 | — |
12 | 11,5 | 12,5 | — |
14 | 12,5 | 14,5 | — |
16 | 14,5 | 16,3 | — |
20 | 16,3 | 21,9 | — |
24 | 21,9 | 26,1 | — |
3з/8 | 7,0 | 9,5 | 1 250 |
4з/6 | 5,6 | 7,0 | 2 600 |
4з/8 | 7,0 | 9,3 | 2 600 |
4з/10 | 9,3 | 11,5 | 2 600 |
5з/10 | 9,3 | 11,5 | 6 000 |
5з/12 | 11,5 | 12,5 | 6 000 |
5з/14 | 12,5 | 14,5 | 6 000 |
6з/10 | 9,3 | 11,5 | 10 400 |
6з/12 | 11,5 | 12,5 | 10 400 |
6з/14 | 12,5 | 14,5 | 10 400 |
6з/16 | 14,5 | 16,3 | 10 400 |
Буква «з» в маркировке обозначает «загущенное» (относится к зимним и всесезонным маслам), а дробь означает, что масло всесезонное (в числителе дроби указан зимний класс, а летний – в знаменателе).
Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)
Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2 |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Если в маркировке присутствует индекс 1, то оно используется для бензиновых двигателей, а если индекс 2 – для дизельных. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное.
Используя данные таблицы, можно подробно расшифровать классификацию масла по ГОСТ. Например, маркировка М-6з/10В означает: масло моторное (М) всесезонное универсальное (6з/10) для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (В).
Помимо ГОСТа, в России широкое распространение получили классификации смазочных материалов в соответствии с зарубежными стандартами.
Классификация моторных масел по SAE
Стандарт общества автомобильных инженеров Америки SAE (Society of Automotive Engineers) один из самых распространённых в мире. Классификация масел по SAE построена по общему принципу соответствия вязкости свойствам масел в эксплуатации, и так же делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. Отличается от классификаций по другим стандартам маркировкой:
- Зимние – содержат в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
- Летние – маркируются только по числу, характеризующему вязкость. Здесь 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
- Всесезонные – как и по ГОСТ, обозначают двойным символом, например SAE 15W-30.
Примерное соответствие масел по стандартам SAE и ГОСТ приведено в таблице 3.
Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300
Класс вязкости | Класс вязкости | ||
ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 | ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 |
3з | 5w | 24 | 60 |
4з | 10w | 3з/8 | 5w-20 |
5з | 15w | 4з/6 | 10w-20 |
6з | 20w | 4з/8 | |
6 | 20 | 4з/10 | 10w-30 |
8 | 5з/10 | 15w-30 | |
10 | 30 | 5з/12 | |
12 | 5з/14 | 15w-40 | |
14 | 40 | 6з/12 | 20w-30 |
16 | 6з/14 | 20w-40 | |
20 | 50 | 6з/16 |
Классификация моторных масел по API
Стандарт Американского института нефти API (American Petroleum Institute) также широко распространён в мировой практике. Классификация API разделяет масла на 2 большие категории:
- Категория S (Service) – для легковой и лёгкой коммерческой техники, оборудованной четырёхтактными бензиновыми двигателями;
- Категория C (Commercial) – для грузовой коммерческой техники, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин, оборудованных дизельными двигателями.
К первой категории S относится 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе к концу алфавита расположена эта буква, тем выше требования к качеству. Наиболее совершенное масло для бензиновых многоклапанных двигателей с турбонаддувом – класса SL.
Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов такой же (чем дальше по алфавиту буква, тем выше качество), только в обозначении иногда присутствуют цифры, устанавливающие тип двигателя: 2-х или 4-тактный. Высшее по качеству в категории С – масло класса CI-4 для высокооборотистых дизелей.
Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.
Необходимо отметить, что наличие на упаковке отметки о классификации по API ещё не означает, что качество масла соответствует этому стандарту. Реальное соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.
Классификация моторных масел по ILSAC
Международный комитет ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee) был создан Ассоциациями автопроизводителей Америки и Японии и разрабатываемые им стандарты ориентированы в основном на рынки этих стран. По классификации ILSAC моторные масла разбиты на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, GF-5 при этом – самый современный класс (ведутся разработки по классу GF-6).
Отличительные особенности масел, удовлетворяющих стандартам ILSAC:
- энергосберегающие свойства;
- улучшенные противоизносные свойства и обеспечение высокой степени защиты от образования отложений;
- повышение совместимости с системой снижения токсичности выхлопов.
Классификация моторных масел по ACEA
Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название – Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, английское – European Automobile Manufacturers Association) был разработан вначале для стран Европы, но впоследствии стал применяться и на мировом рынке автомобильных смазочных материалов. Стандарт вводит три основные категории масел:
- Класс A/B – для дизельных и бензиновых двигателей легкового и лёгкого коммерческого транспорта;
- Класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующие современным требованиям по экологии;
- Класс E – для дизельных двигателей грузовых машин, работающих в условиях повышенных нагрузок.
Маркировка масел по этому стандарту содержит буквенный код категории (в случае первой категории – две буквы через знак дроби) и цифру рядом с буквой. Чем больше значение цифры, тем выше требования к качеству масла. Далее через дефис указываются две последние цифры года принятия категории.
Пример маркировки класса из первой категории: А3/B4 – 04. Общие указания по использованию масел, стандартизованных по ACEA, носят всё же характер рекомендаций и при подборе к конкретному автомобилю требуют уточнений.
Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел
Первые пять наиболее популярные в России брендов производителей моторных масел, по отзывам автовладельцев выглядят следующим образом:
- Mobil – американский бренд корпорации Exxon с филиалами производства по всему миру, самая узнаваемая торговая марка. Используется ведущими автопроизводителями как для автомобилей массового производства, так и для спортивных машин. Продукция Mobil совместима с большинством сертифицированных моторных масел.
- Shell – интернациональная англо-голландская корпорация с мировой репутацией, продукция которой уступает американской Exxon Mobil , разве что, только в цене. В России моторное масло носит марку Shell Helix.
- LiquiMoly – бренд немецкой корпорации, постоянно присутствующий в мировых рейтингах топ 3 лучших моторных масел. Популярен, прежде всего, у любителей спортивной техники и владельцев престижных автомобилей.
- Castrol – бренд принадлежит концерну British Petrolium. Эти моторные масла очень популярны в России прежде всего по соотношению критериев «цена –качество».
- Лукойл – единственный российский бренд, продукция которого сертифицирована по стандартам API. При том, что качество удовлетворяет международным стандартам, масла Лукойл имеют существенные преимущества перед зарубежными аналогами в цене.
Перечисляя популярных в России производителей моторных масел, нельзя не упомянуть ещё о двух брендах: французском Total и южнокорейском ZIC. И если Total уже давно пользуется заслуженным уважением автовладельцев (из недостатков – несколько завышенный расход на угар), то корейский производитель не набрал должной популярности из-за сравнительно недолгого присутствия на российском рынке.
За рубежом водители также отдают предпочтение известным производителям и в первой тройке лучших брендов неизменно фигурируют Mobil, Shell и Castrol. При этом в США такие бренды, как Rotella и Pennzoil, связанные с Shell выступают как самостоятельные марки. Ещё два бренда постоянно входят в число ведущих западных производителей моторных масел: старейший в мире Valvoline и относительно молодой (основан в 1986 году) американский Royal Purple.
Отзывы автолюбителей о моторных маслах носят всё же качественный характер. Гораздо более объективную информацию дают испытания масел как на стендах в лабораторных условиях (сравнительные стендовые испытания), так и в реальных условиях (эксплуатационные испытания).
Наиболее авторитетное российское массовое автомобильное издание – журнал «За рулём» периодически заказывает такие испытания в профильных организациях или проводит их самостоятельно и практически ежегодно публикует результаты. Из последних исследований издания – эксплуатационные испытания одного из самых «ходовых» классов синтетического масла 5W40 восьми известных брендов. Основными параметрами, за которыми следили в ходе испытаний, были:
- изменение вязкости выше допустимых классом масла пределов;
- ухудшение моющих свойств и сопротивляемости образованию кислот;
- живучесть до состояния расслоения (выпадение присадок вследствие уменьшения в масле активных компонентов).
Сюрпризов испытания не преподнесли: гранды производителей моторных масел Mobil, Shell и Castrol подтвердили свою репутацию. А вот корейский ZIC по многим параметрам даже опередил мировых лидеров, что позволяет рекомендовать его продукцию к использованию.
Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля
Классический пример, как очень дорогим моторным маслом для спортивной машины (например, класса 0W60) можно непоправимо навредить серийному двигателю автомобиля массового спроса, основан на простом факте: не рекомендованная производителем вязкость смазочного материала неизбежно приведёт к необратимым изменениям в процессе эксплуатации.
Поэтому начинать выбор моторного масла необходимо с изучения допусков на параметры, которые производитель рекомендует для конкретной модели двигателя (а вовсе не марки, потому, что линейка двигателей марки, и даже модели автомобиля может иметь разные требования к смазочным материалам). Больше информации по этой теме смотрите в статье: Какое масло заливать в двигатель.
Многие производители масел сертифицируют свою продукцию по согласованию с автопроизводителями применительно к конкретным маркам и моделям автомобилей. В таких ситуациях при выборе моторного масла недостаточно соблюдать лишь общие критерии соответствия по классификационным стандартам SAE, API , ILSAC или ACEA. Подобные требования можно встретить, например, у Mercedes, Audi или VW, и для сохранения заводской гарантии на двигатель их необходимо соблюдать. Приобрести рекомендуемую продукцию для этих авто можно у официальных представителей либо дилеров автомобильного бренда, и стоить она будет не дёшево.
В случаях, когда автопроизводитель в рекомендациях указывает лишь общие требования по классификации смазочных материалов, (например, SAE) у автовладельцев появляется больше вариантов для экономии. Возможен баланс между более частой заменой недорогого отечественного масла от проверенного производителя (к примеру, Лукойл) и более дорогой продукцией всемирно известных брендов, но с повышенным межсервисным интервалом.
Кстати, именно такие лабораторные испытания провел журнал «За рулём», и результаты подтвердили экономическую целесообразность использования российских масел (с более частой заменой) без негативных последствий для двигателя.
И, конечно же, при выборе моторного масла следует остерегаться подделок, наводнивших рынки. Единого рецепта здесь быть не может, но репутация магазина и наличие сертификатов лишними не будут. И в этом смысле преимущество, пожалуй, на стороне российских брендов: подделывать имеет смысл более дорогую продукцию.
Видео-ликбез по моторным маслам
Моторные масла для бензиновых двигателей
Опубликовано: 2019-01-10 2815
Содержание
Качество и характеристики моторного масла прямо влияют на ресурс бензинового двигателя. В моторе смазочный материал выполняет три функции:
- уменьшает трение;
- охлаждает пары трения;
- очищает от продуктов износа.
Поэтому и перечень свойств моторных масел весьма велик.
Как выбрать моторное масло для автомобиля
Моторное масло для конкретного автомобиля нужно подбирать в зависимости от условий работы бензинового ДВС. Поэтому помимо общепринятых классификаций качества (API, ACEA) используются дополнительные. Например, стандарт ILSAC GF-5 для энергосберегающих масел или собственные системы допусков автопроизводителей. Перечень критичных требований к моторному маслу указывается в сервисной документации. Как минимум в него включаются параметры вязкости по SAE и класс качества и эксплуатационных свойств по API. При этом можно уверенно следовать ряду правил.
- При подборе вязкости масла летний индекс SAE должен соответствовать указанному в документации или превышать его в условиях жаркого климата. Зимний индекс должен соответствовать указанному значению для умеренного климата. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических поясах, возможно уменьшение до класса 0W. Например: если по документации нужно использовать масла классов SAE 15W-40 и 10W-40, то для облегчения запуска в холодном климате можно заливать SAE 5W-40.
- У масла на замену класс по API должен соответствовать требуемому производителем или превышать его.
Если автопроизводитель указывает в сервисной книжке требования по ACEA, а также собственные допуски и классы по другим стандартам (JASO, ILSAC и др.), то подмена не допускается. То есть у заправляемого в картер моторного масла должен быть точно такой же набор допусков и классов. Нельзя подменять классы качества по ACEA следующими по нумерации. Как пример: вместо масла группы E6 не заливают масла группы E7, так как у первых более жесткие требования к сульфатной зольности.
Характеристики моторного масла
- Вязкость – степень густоты смазочного материала и его способность сохранять свойства при перепадах температуры. Описывается далее в соответствующем разделе «Классификация по SAE».
- Зольность – доля твердого остатка при сгорании масла. Параметр особенно важен для ДВС с многокомпонентными катализаторами, так как сажа забивает их соты.
- Щелочное число – параметр, который косвенно указывает на ресурс моторного масла. В ходе эксплуатации оно насыщается кислотными соединениями, соответственно, падает щелочное число. Снижение до нуля означает завершение реального срока службы масла наряду с прочими параметрами. Параметр особенно важен при эксплуатации автомобиля на высокосернистом топливе и при значительном износе ЦПГ, из-за которого выхлопные газы проникают в картер.
- Температура вспышки – показатель летучести масла. Моторные масла с низкой температурой вспышки при прочих равных условиях образуют больший объем нагара, быстрее расходуются на угар. Высокая температура вспышки – показатель качества масла. Максимальное значение достигается при использовании чистой синтетической базы.
- Температура застывания – обязательно контролируемый параметр для летних и всесезонных масел. Он показывает точку, ниже которой масло полностью теряет текучесть. Фактически температура застывания – это нижняя отметка, когда двигатель автомобиля можно запустить с буксировки, ручным стартером или другим способом.
- Моющие свойства – это способность масла выносить и удерживать в своем объеме загрязнения, то есть продукты износа и собственного разложения (осадок, нагар). Качественные моторные масла с хорошими моющими свойствами поддерживают чистоту двигателя, не позволяют забиваться масляным каналам.
- Коксуемость – объем нагара и смолистого остатка, который образуется в процессе эксплуатации. Коксообразование вредно в первую очередь для поршневых колец, так как приводит к потере их подвижности и падению компрессии.
Типы масел для бензинового двигателя
Основа (или базовое масло) прямо влияет на эксплуатационные характеристики моторного масла. Поэтому общепринято разделение моторных масел на группы по использованной базе.
Масла на минеральной основе
Первый в истории класс смазочных материалов. Изначально в роли масла использовалась часть тяжелых фракций нефти. Продукция имела определенный уровень антифрикционных и противозадирных свойств. Однако даже при высокой степени очистки минеральное масло для бензинового двигателя практически неприменимо. Это связано с нестабильной вязкостью, высоким нагарообразованием, неподходящим уровнем коксуемости. Чистая минеральная база может использоваться только летом, межсервисные пробеги малы даже на низкофорсированных двигателях. До середины XX века детали двигателей спортивной техники чистили от нагара после каждой гонки. Эта необходимость объясняется большим объемом нагара, который образовывался при жесткой эксплуатации.
Для коррекции свойств минерального масла в его состав вводится большой объем различных присадок: моющих, антифрикционных, стабилизаторов вязкости и так далее. Благодаря этому минеральные масла производятся до сих пор. В линейке ROLF Lubricants GmbH эти масла наиболее доступны по цене, но их качество полностью соответствует заявленным стандартам.
Синтетические масла
Причина большинства проблем минеральных масел – это сложность состава базы. Серьезные отличия возможны даже при переработке нефти с соседних месторождений. Требования к качеству моторных масел постоянно росли, поэтому увеличивался объем вводимых присадок. Из-за старения присадок неизбежно ограничивался ресурс масла.
Решением проблемы стал прямой синтез базового масла. Если минеральное масло очищается из исходного сложного сырья, то синтетическое создается из других компонентов в ходе химических реакций. Использование чистого сырья помогает добиться в разы большей однородности полученного продукта по изомерному составу. Так «синтетика» получает улучшенные качества и дольше сохраняет свои характеристики.
Синтетические моторные масла для бензиновых двигателей высокой степени форсировки появились в Германии еще в начале 1940-х годов. На практике они стали применяться относительно недавно, когда требования двигателей стали уже слишком жесткими для минерального масла. Известно несколько основных принципов получения синтетических автомобильных масел.
- Полиальфаолефиновые масла (ПАО) получаются в ходе реакции синтеза тяжелых цепочек углеводородов из легких (например, из попутного нефтяного газа). Высококачественные масла с очень высокой температурой вспышки используются в качестве базы в большинстве сортов вплоть до премиального сегмента.
- Эстеровые базовые масла – продукт полимеризации эфиров природного происхождения (например, из рапсового масла). Обладают серьезными преимуществами в защите двигателя, но из-за сложности производства и высокой себестоимости пока остаются экзотикой на рынке.
- Гидрокрекинговая синтетика (HC) – самый доступный класс базовых масел. Сырьем для переработки служит нефть, точнее ее наиболее тяжелые фракции, цепочки которых разрываются и насыщаются водородом. Фактически, это обратная реакция синтеза ПАО-масел. Дешевое сырье делает HC-синтетику наиболее доступной. Есть довольно аргументированные мнения, что правильнее относить гидрокрекинговую синтетику к полусинтетике.
- Алкилированные нафталины (АН) – базовое масло, которое получают путем алкилирования нафталина в присутствии олефинов. Молекулы АН притягиваются к металлу за счет отрицательной полярности атомов. Благодаря постоянному слою масляной пленки двигатель в любых условиях остается смазанным.
Полусинтетические масла
Полусинтетическое моторное масло – своего рода компромисс. Введение части синтетики в минеральное масло позволяет добиться заметного улучшения эксплуатационных качеств и сохранить низкую цену. Продукция получает достаточно строгие классы качества и эксплуатационных свойств. Если минеральные масла сейчас выпускаются фактически только для устаревших двигателей, то полусинтетические – для современных.
Выбор масла с учетом классификации
Классификация по SAE
Описание вязкости по SAE – удобный способ сравнения характеристик масел. В этом стандарте измеряется вязкость при следующих показателях температуры:
- отрицательных (моделируются пусковые свойства зимой);
- условно близких к рабочим (поведение масла на прогретом двигателе).
По результатам измерений выбирается соответствующий класс. Чем выше его индекс, тем масло гуще в равных условиях. Для зимних классов (измерения проведены при отрицательных температурах) указывается суффикс W (Winter). Например, у всесезонного масла обозначение SAE 10W-40 объединяет зимний класс вязкости 10W и летний 40. По сравнению с ним масло 5W-40 будет более жидким зимой, а 10W-50 будет иметь большую вязкость при рабочей температуре двигателя.
Классификация по API
По американскому стандарту API выделяются классы качества для моторов, которые работают на бензине, этаноловых смесях или природном газе (S), а также для дизельных двигателей (С). Чем дальше по алфавиту буква за указанием класса (S или С), тем более жестким требованиям соответствует масло. Например, стандарт API SN жестче, чем API SM. Универсальные масла для дизелей и бензиновых моторов получают оба обозначения (например, API SL/CF).
Классификация по ACEA
Европейская система изначально копировала американскую, только группа для бензиновых моторов получила название A, а для дизельных – B. По нему каждый следующий стандарт получал новый номер по порядку следования, то есть требования ACEA A4 перекрывали требования ACEA A3. В дальнейшем из-за ужесточения европейских норм экологии появились дополнительные классы. Для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют нормам «Евро-4» и превосходят их, была выявлена группа C, для дизелей тяжелых грузовиков – Е. Здесь порядок нумерации уже не полностью означает перекрытие требований, о чем указано выше.
Выбор качественного моторного масла для бензиновых двигателей
Как выбрать масло, если у двигателя большой пробег
Автомобиль с большим пробегом – это и изношенный двигатель, и невысокая цена, если речь не идет о редком раритетном авто. Его владелец обычно стеснен в средствах, а расход масла у мотора увеличен. Поэтому разумно применять более доступные масла на минеральной основе, но в любом случае не меньшей группы качества и эксплуатационных свойств по API/ACEA, чем требует производитель.
Выбор масла для двигателя с турбонаддувом
Любой турбодвигатель – это повышенные удельные нагрузки на основные узлы ЦПГ и КШМ, увеличенные темпы старения масла. Турбодвигатели желательно эксплуатировать на маслах с повышенной температурной стабильностью. В линейке ROLF они обозначаются соответствующим логотипом High Thermal Stability на упаковке.
Моторные масла ROLF
ROLF GT 5W-30 SN/CF
Синтетическое легкотекучее моторное масло высокого класса в бензиновых двигателях, в том числе с турбонаддувом. Облегчает холодный запуск.
ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое масло предназначено для смазки современных бензиновых двигателей. Для всесезонного применения в умеренном климате, полностью соответствующее специфическим требованиям стандарта ILSAC GF-5.
ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF
Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей, в том числе с турбонаддувом. Обеспечивает экономию топлива, эффективно очищая двигатель и поддерживая чистоту на протяжении всего срока службы.
ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF
Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей (в том числе с турбонаддувом) с пробегом, где производитель допускает применение масел указанных классов качества по API. Имеет повышенную стабильность при высоких температурах и одновременно отличные пусковые характеристики зимой.
ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF
Всесезонное минеральное моторное масло для всех типов бензиновых двигателей. За счет использования современного пакета присадок удовлетворяет требованиям стандарта API SL/CF.
ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF
Высококачественное минеральное масло всех типов бензиновых двигателей, в том числе с турбонаддувом и интеркулерами. Имеет хорошие моющие свойства, эффективно защищает двигатель при высоких нагрузках.
Источник https://etlib.ru/blog/1187-kak-vybrat-motornoe-maslo
Источник https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/264-motornye-masla.html
Источник https://rolfoil.ru/motornye-masla-dlya-benzinovyh-dvigateley.html
Источник