Что лучше и в чем отличие 8 и 16 клапанного двигателя
Не все водители считают, что 16 клапанный двигатель лучше 8-клапанника. Мнение основывается на манере вождения, требованиям к мощности, стоимости обслуживания и ремонта. Восьмиклапанники встречаются на Приорах, Грантах, Калинах, Логанах и Сандеро. Разберёмся, в чём 8 клапанный мотор выигрывает, а в каких моментах проигрывает 16 клапанной версии, и как его можно улучшить.
Устройство двигателя с 8 клапанами
Конструкция 8 клапанного двигателя простая, понятная и надёжная. Именно поэтому 8-клапанники запросто ремонтируют в гаражах. Мотор компактный, занимает мало места. Открывая капот, сразу получаешь доступ к навесному оборудованию: генератору, стартер, компрессору и т.д.
Двигатель состоит из блока с 4 цилиндрами, расположенными в ряд. В головке блока расположены по 2 клапана на каждый цилиндр: впрыск топлива и выпуск отработанных газов. Для открытия клапанов используется распределительный вал с кулачками. Когда вал вращается, кулачки давят на клапана, открывая по очереди впрыск или выпуск.
В 8 клапанном движке распредвал приводится ремнём ГРМ от коленчатого вала. Ремень может слетать или рваться, поэтому его нужно регулярно проверять на износ. Так, на ВАЗах, это нужно делать каждые 20 000 км.
Устройство мотора с 16 клапанами
Шестнадцатиклапанный двигатель конструктивно сложнее восьмиклапанного, но более эффективней, тише и экологичнее. На каждый цилиндр приходит по 2 впрыска и 2 выпуска. Распредвалов может быть один или два, в зависимости от схемы газораспределения. Привод ГРМ ременной или цепной.
Для автоматической регулировки теплового зазора между клапанами и распредвалом в 16-клапаннике устанавливают гидрокомпенсаторы. Они снижают шум двигателя, но усложняют конструкцию и требуют масла высшего качества. Гидрокомпенсаторы встречаются не во всех моделях движков. Например, в реношном К7М или хондовском К20А стоят механические толкатели, которые нужно регулировать через 90 — 150 ткм.
Система впрыска двигателя с 16 клапанами занимает много места под капотом, и как правило, закрывается большим кожухом. Кроме того, что доступ к мотору затруднён, сложное устройство, наличие гидрокомпенсаторов, требовательность к техническим жидкостям делают ремонт и обслуживание дорогим.
Технические параметры
Рассмотрим технические характеристики 8 и 16 клапанных двигателей на примере моделей ВАЗа.
Техническая характеристика
ВАЗ 21126
Что же лучше 8 или 16 клапанный мотор? По техническим показателям 16-клапанник выигрывает в мощности и экономичности, но стоит учесть и расходы, которые придётся понести за пользование динамикой и комфортом.
При покупке машины на вторичке отличить 16 клапанный движок можно по внешнему виду. Широкий впускной коллектор двигателя напоминает улитку, и обычно закрыт кожухом с логотипом компании и надписью 16Valve.
Мощность
Мощность ДВС зависит от объёма сгораемой смеси, которая превращается в механическую энергию. Если рассматривать 8 клапанный мотор, то на каждый цилиндр приходится по 1 впускному и 1 выпускному клапану. Такая схема работает медленно, поэтому мощность мотора не превышает 100 л.с.
В 16-клапаннике подача и выпуск работают парами, поэтому в блоке цилиндров за 1 такт сжигается больше смеси. В двигателях, где использована схема газораспределения DOHC, впускные клапаны расположены под большим углом относительно выпускных, что позволяет проходить большему воздушному потоку с меньшим сопротивлением.
На высоких оборотах 16 клапанов дают большую мощность, чем 8. В среднем мощность 16 клапанного двигателя на 15-20% выше. Однако, до 4 000 об/мин 8-клапанник работает лучше. Это связано с тем, что большое проходное сечение впускного канала 16 кл. обеспечивает малую скорость протока смеси в цилиндры, хуже распыляет и даёт мощность ниже, чем 8 кл.
Экономичность
По расходу топлива 16 клапанный двигатель отличается от 8 клапанного чуть большей экономичностью. Многоклапанные головки лучше наполняются и распределяют смесь за счёт разностороннего заполнения камеры. Эта конструктивная особенность и обеспечивает экономичную работу. Кроме того, быстрый разгон позволяет сэкономить топливо, которое расходуется на высоких оборотах.
На практике расход зависит от манеры вождения, типа топлива, давления в шинах, снаряженной массы и температуры за бортом.
Несмотря на экономичность в плане расхода топлива, 16 клапанный двигатель требует лучшего масла и бензина. Если в 8 клапанном можно обойтись полусинтетикой или минералкой, в 16 клапанном допустимо использовать только синтетику.
Запас хода
Сложно оценить отличие 16 клапанного от 8 клапанного двигателя по запасу ходу. На одном баке машина может проехать одинаковое расстояние на любом из моторов. Показатель будет отличаться в зависимости от размеров топливного бака, сопротивления дороги, скорости движения.
Использование гидрокомпенсаторов
Гидрокомпенсаторы усложняют и удорожают конструкцию, поэтому на бюджетных восьмиклапанных моторах встречаются редко. Чаще всего это доработки самих водителей, которые не хотят регулировать зазоры клапанов вручную каждые 45 000 км.
Так ли нужны гидрокомпенсаторы? С одной стороны они избавляют от необходимости регулировать тепловые зазоры клапанов. Повышают комфорт, избавляя от шума. С другой стороны поломка детали обойдётся дорого. Неисправность гидрокомпенсаторов случается из-за грязного или некачественного масла, которое засоряет каналы и мешает нормальной работе деталей.
Гидрокомпенсаторы в шестнадцатиклапанном двигателе меняют через 100 000 км. Изношенные детали начинают стучать, появляются утечки масла. При меньшем пробеге можно попробовать сменить марку масла или поменять фильтр.
Потребительские характеристики
Помимо мощности и экономичности двигатель оценивают с точки зрения затрат на ремонт и обслуживание. Возможность улучшить характеристики мотора также повышают его «ценность». Например, для увеличения рабочего объёма двигателя, растачивают цилиндры или увеличивают ход поршня.
Ремонтные работы
Любой двигатель испытывает высокую нагрузку при агрессивной езде. Будь то 8 или 16 клапанный мотор. Даже при условии правильной эксплуатации силовой агрегат имеет ограничения по ресурсу. Множество задействованных деталей изнашиваются и нуждаются в замене. Частые неполадки:
- плавающие или высокие холостые обороты. Во время диагностики проверяют датчики массового расхода воздуха, регулятор холостого хода и дроссельную заслонку;
- перегрев мотора может быть связан с неисправным термостатом, недостатком охлаждающей жидкости или загрязнением радиатора;
- забитые форсунки или старые свечи могут вызывать троение двигателя;
- на отечественных моторах часто происходят сбои электрики;
- стуки под капотом указывают на неисправные гидрокомпенсаторы, неотрегулированные толкатели или повреждённую шатунно-поршневую группу.
Если двигатель оснащён втыковыми поршнями, без выточек на днище, обрыв ремня ГРМ становится причиной загибания штоков клапанов. Чтобы избежать проблемы, нужно ставить качественный ремень и проверять его состояние каждые 15 000 км. Вариант понадёжней — заменить поршни на невтыковые.
Падение компрессии или повышенный аппетит к маслу уже служат поводом для капитальной переборки, но на практике это случается после 200 000 км. Разница в стоимости капитального ремонта 8 и 16 клапанных двигателей ВАЗ составляет 5 — 10 тыс. рублей. Средняя цена за полную переборку 8кл. — 35 000 р.
Тюнинг
Двигатели тюнингуют для достижения лучшей производительности, как 8, так и 16 клапанного агрегата. Чтобы добиться тяговистости автомобиля, «наращивают» рабочий объём мотора:
- Растачивают цилиндры или увеличивают их количество.
- Увеличивают ход поршней.
Наиболее популярным способом является расточка цилиндров. Однако, срезание более 3 мм от исходного размера может привести к истончению стенок. Это снижает ресурс детали и приводит к протечкам.
Другие возможности тюнинга:
- Увеличение количества клапанов.
- Установка спортивного распредвала для увеличения мощности и экономичности.
- Увеличение объёма выпускного ресивера для стабилизации движка.
- Замена воздушного фильтра на нулевик для увеличения количества поступающего воздуха.
- Турбирование двигателя.
Какой силовой агрегат лучше выбрать
Какой двигатель окажется лучше, 8 или 16 клапанный, зависит от целей его использования, возможности обслуживания и требований к затратам. Так, 8 клапанный мотор подойдёт водителям, желающим получить простой, неприхотливый и надёжный агрегат. Движок подходит для тягания прицепов, езде по бездорожью или городу на скорости до 120 км/ч. Такой агрегат можно обслуживать самостоятельно.
Кто готов переплатить за мощность, возможность погонять и сохранить окружающую среду, лучше присмотреться к 16 клапанной конструкции. В этом случае, нужно рассчитывать, что обслуживать мотор придётся в сервисе. По отзывам сторонников 16-клапанника, движок едет мягче, плавнее, но для поддержания тяги нужно больше давить на газ.
Напоследок сравним стоимость ВАЗовских моторов. Новый 8-клапанник 11186 можно купить за 85 — 110 тысяч рублей. ВАЗ 21126 с 16 клапанами обойдётся в 105 — 150 тысяч. Цена зависит от комплектации сборки: наличия впускных и выпускных коллекторов, генератора и прочего навесного оборудования.
Заключение
Чтобы отличить 8 или 16 клапанный мотор стоит на ВАЗе, поднимите капот и посмотрите сколько места занимает агрегат. Чем шире, тем мощнее. С другой стороны, многоклапанник усложняет и снижает надёжность конструкции. Мотор с 16 клапанами содержит на 20% больше деталей, чем 8-клапанник, что сказывается на удорожании ремонта. Однако, если не следить за состоянием автомобиля, даже самый простой агрегат быстро сломается и потребует расходов.
Странные моторы: восемь цилиндров поперечно, 12 в ряд и многие другие
В наше время тотальной унификации, модульных конструкций, единых платформ, даунсайзинга и жестких экологических норм у автопроизводителей — особенно в массовых сегментах — как правило, не остается выбора: только четырех-, а то и трехцилиндровый двигатель. Таковы реалии, таковы компоновки, таково, как ни крути, ближайшее будущее. «Американцы», внедорожники и автомобили премиум-класса все еще используют более «серьезные» конфигурации — V6, V8, L6 — но и это, видимо, ненадолго: сразу приходит в голову пример Volvo, все моторы которой — и бензиновые, и дизельные — имеют четыре цилиндра и 2,0 литра объема. Еще не так давно инженеры BMW и Mercedes-Benz заявляли о том, что конфигурацию V12 сохранят во имя статуса и имиджа. И вот уже нет таких двигателей у этих немецких компаний. Сейчас 12-цилиндров — прерогатива спорткаров и настоящего «люкса» вроде Bentley.
Но так было далеко не всегда, и многие все еще помнят те славные времена, когда нормальный литраж и «правильная» конфигурация были в почете. Нынче даже такой «прозы», как поперечно расположенные рядные «пятерки» и «шестерки», не встретишь. Вы наверняка помните модели Audi или Volvo, а также Chevrolet Epica, но знаете ли вы о Bugatti с поперечно (!) расположенным рядным 8-цилиндровым двигателем? Сегодня мы заглянем чуть дальше и глубже, вспомним, на каких автомобилях впервые появились самые странные моторы, и даже приведем некоторые примеры из совсем недавнего прошлого.
Straight-Eight (1919)
Конфигурация — рядный 8-цилиндровый
Производители: Isotta Fraschini, Bugatti, Leyland Motors, Duesenberg
Не секрет, что некоторое число конфигураций автомобильных двигателей пришло из авиаиндустрии. Рядный 8-цилиндровый мотор — как правило, достаточно мощный и вытянутый в длину — идеально подходил для самолетов с их сигарообразной формой. Первым же автомобилем, для которого приспособили подобный двигатель, стал в 1919 году Isotta Fraschini Tipo 8A. Годом спустя эту конфигурацию опробовали в Leyland Motors, но больше всего этот дизайн любили Bugatti (в Европе) и Duesenberg в Штатах. На среднем фото — один из самых красивых автомобилей за всю историю — гигантский (6,2 м в длину, 1,65 м — «протяженность» капота) Bugatti 41 Royale Coupe с двигателем объемом 12,8 л, который выдавал 275 л.с. и целых 785 Нм момента! Мастерам из Bugatti также принадлежит идея «воткнуть» 8-цилиндровый «рядник» поперек кузова гоночной модели Type 251, который при объеме всего 2,5 л «крутился» до 9000 об/мин и развивал 250 л.с. Насколько нам известно, решение уникальное и по сей день. Гораздо позже одной малоизвестной итальянской компании пришла в голову идея разместить поперечно мотор V16, но об этом чуть позже…
Straight-Twelve (1920)
Конфигурация — рядный 12-цилиндровый
Производители: Corona, Packard
Казалось бы, куда уже длиннее, чем капот того же Bugatti 41 Royale Coupe, но, видимо, далеко не все в то время читали Фрейда, поэтому всего лишь спустя год — в 1920-м — в умах французской компании Corona забрезжила чудовищная мысль постройки рядного 12-цилиндрового агрегата. Был даже собран такой силовой агрегат с объемом 7238 см³, но стоимость его производства была запредельна, а длина не позволяла установить ни в один из существующих автомобилей. Чуть позже в компании Packard построили единственный экземпляр длиннющего лимузина с мотором конфигурации Straight-Twelve, на котором, по легенде, ездил один из членов паккардовской семьи, пока не умер в 1929 году, а шедевр был просто сдан на металлолом.
W12 (1927)
Конфигурация — W-образный 12-цилиндровый
Производители: Bentley, Napier Lion, Audi, Volkswagen
Даже в современной истории есть автомобили с двигателем W12 под капотом. Например, некоторые модели VW Group, в частности, люксовый Bentley Flying Spur. Но началось все гораздо раньше, еще в 1927 году, когда только зарождались соревнования по завоеванию абсолютного рекорда скорости на суше. Одними из активных их участников были Джон Кобб и Малькольм Кэмпбелл. Последнему и принадлежит идея адаптации авиационного компрессорного двигателя Napier Lion W12 для гоночной модели Bluebird («синяя птица»), чтобы конкурировать с Sunbeam. Тот 24,0-литровый (!) агрегат развивал 875 сил, и 19 февраля 1928 года Кэмпбелл выдал новый рекорд 333 км/ч, который, правда, продержался всего пару месяцев. Впоследствии о дизайне W12 забыли надолго и вспомнили только в 1990 году, когда фирма Life на свои гоночные машины F35 стала устанавливать подобные моторы объемом 3,5 л, которые прослыли одними из самых неудачных в Ф1. Ну а в 1991 году появился концепт Audi Avus с двигателем такой конфигурации, который потом и пошел кочевать по VW Group.
V16 (1929)
Конфигурация — V-образный 16-цилиндровый
Производители: Maserati, Alfa Romeo, Auto Union, BRM, Cizeta
Впервые двигатель конфигурации V16 появился на спортивном Maserati Tipo V4 в далеком 1929 году, а сразу же за итальянцами последовала американская компания Cord, которая известна своими новаторскими решениями, в частности, первым автомобилем с передним приводом (L29). Почти в то же время Alfa Romeo решает использовать двигатель Мазерати в своем гоночном проекте Tipo 162 (3,0 л, 490 л.с.), а самым мощным спорткаром 1930-х становится Auto Union Typ C с 520-сильным мотором V16 с двумя компрессорами, который разрабатывали для них на Porsche. После Второй мировой войны конфигурация V16, причем с объемом всего 1,5 л, встречалась на гоночных формулах компании BRM, а в 1989 году появился гениальный и красивейший суперкар Cizeta Moroder с дизайном от великого Марчелло Гандини. Двигатель V16 (6,0 л, 560 л.с.) у него был расположен поперечно! До 1995 года выпустили всего восемь таких автомобилей.
12 Boxer (1949)
Конфигурация — оппозитный 12-цилиндровый
Производители: Cisitalia, Porsche, Ferrari
Компания Porsche до сих пор остается одной из немногих (еще на ум приходит японская Subaru), кто балуется оппозитными двигателями, да и то только в спортивных моделях Boxster, Cayman и 911. Посему неудивительно, что экзотическая конфигурация V12 с углом развала 180°, иначе говоря, 12-цилиндровый «оппозитник» — дело рук тех же ребят из Штутгарта, но образца аж 1949 года, когда Фердинанд Порше предложил такой мотор с объемом всего 1,5 л (!) для родстера Cisitalia. Двигатель раскручивался до впечатляющих 10 600 об/мин и развивал 385 л.с., что позволило бы Cisitalia разгоняться до 300 км/ч. Но на старт Гран-при машина так и не вышла, а следующий мотор подобной конфигурации появился лишь в 1964 году на формулах Ferrari. Но в 1967 году опять же Porsche 917 выиграл Ле-Ман. И все-таки первым дорожным автомобилем с 12-цилиндровым «оппозитником» снова стала Ferrari — модель 365 GT4 Berlinetta Boxer в 1973 году. Всего за 11 лет выпущено 387 таких машин.
Н16 (1966)
Конфигурация — два 8-цилиндровых «оппозитника» друг на друге
Производители: BRM, Lotus
Ну а теперь конфигурация, о которой, я уверен, слышали не многие. Впрочем, неудивительно, потому что это сугубо спортивная и уникальная разработка, появившаяся полвека назад. Что такое Н16? Это, по сути, два 8-цилиндровых «оппозитника», положенные «бутербродом» друг на друга. Кто автор сей необычной затеи? Это компания BRM (British Racing Motor), которая придумала такое оригинальное решение в ответ на переход гоночной серии Формулы 1 на 3,0-литровый регламент в 1966 году. Несмотря на то, что из-за наличия двух коленвалов мотор оказался чрезвычайно тяжелым, Джиму Кларку удалось на Гран-при США 66-го года привести свой Lotus 43, оснащенный этим Н16, к победе. Но идея прожила недолго, и вскоре BRM и Lotus вернулись к более традиционному в те годы V12.
8 Boxer (1968)
Конфигурация — оппозитный 8-цилиндровый
Производитель: Porsche
Снова «оппозитник», но на сей раз 8-цилиндровый, и снова от Porsche, но уже образца 1968 года. Именно в том году вступил в силу новый регламент с 3,0-литровыми двигателями, и в Порше тут же создали гоночную модель 908, на которой был установлен агрегат весьма необычной конфигурации. Нужно сказать, что в первый год мотор этот часто хандрил и постоянно дорабатывался. Но уже в 1969 году он вышел на свой пик по мощности (350 л.с.) и надежности, что позволило Porsche выигрывать командный зачет три года подряд.
V10 (1992)
Конфигурация — V-образный 10-цилиндровый
Производители: Dodge, BMW, Volkswagen, Audi, Lamborghini, Lexus
Конфигурация V10 — совсем непопулярная среди автопроизводителей в силу хотя бы своей длины и массивности. Но в 1992 году американцы из Dodge вывели на рынок суперкар Viper, оснащенный именно таким двигателем с чудовищным объемом 8,0 л и мощностью 406 л.с. Впоследствии на новых Вайперах этот агрегат неоднократно модернизировался, и на последнем поколении модели развивал уже 640 л.с. (8,4 л). До 2005 года более никто V10 не интересовался, когда вдруг в 2005 году BMW представила новое поколение седана М5 (Е60) с 507-сильным 5,0-литровым V10. И пошло-поехало. Чуть позже эту конфигурацию взяли на вооружение в VW Group и выпустили целую россыпь как спортивных (Lamborghini Gallardo, Audi R8), так и вполне утилитарных (VW Touareg V10 TDI) автомобилей с такими двигателями. Еще один пример из недалекого прошлого — эксклюзивный суперкар от Lexus — LF-A.
W16 (1995)
Конфигурация — W-образный 16-цилиндровый
Производители: Jimenez, Bugatti
Первое, что приходит на ум при упоминании конфигурации двигателя W16, это, конечно же, 1000-сильный Bugatti Veyron, появившийся в 2003 году, а также последовавший за ним в 2007 году 1500-сильный гиперкар с 8,0-литровым турбированным — 64(!)-клапанным двигателем под «капотом». Эти очень яркие и быстрые автомобили современности, безусловно, оставят свой след в истории автомобилестроения и станут настоящими сокровищами для коллекционеров. Но… впервые мотор W16 появился вовсе не на Bugatti. Автором этой уникальной идеи стал французский инженер Рамон Хименез, еще в 1995 году осуществивший проект суперкара Jimenez Novia, на котором в качестве силовой установки использовался W16. Откуда? Все просто: Химинез взял и соединил четыре литровых мотоциклетных мотора Yamaha FZR-1000 в W16 с двумя коленвалами и 80-ю (!) клапанами, да еще и установил двойной турбонаддув, в результате чего мощность достигла 567 л.с.
V5 (1997)
Конфигурация — V-образный 5-цилиндровый
Производители: Volkswagen, SEAT
Эту весьма странную конфигурацию — V5 — наверняка многие из вас еще помнят, потому что появилась она относительно недавно, в 1997 году, и продавалась даже в России. Зачем-то именно в четвертом поколении Golf фольксвагеновцам пришла в голову идея впихнуть между уже существовавшими на тот момент двигателями L4 и V6 дизайн V5 с объемом 2,3 л (148 л.с.). Основным достоинством этого агрегата называли компактность и меньший по сравнению с V6 вес, а устанавливали его также на VW Passat, Bora и Seat Toledo. Так и остался этот мотор уникальным: никто и никогда больше подобную конфигурацию не использовал.
W8 (2001)
Конфигурация — W-образный 8-цилиндровый
Производитель: Volkswagen
Это последняя странная конфигурация в нашем обзоре, которая снова принадлежит авторству Volkswagen Group: именно эти ребята — Audi, Porsche, Bentley и сам Volkswagen почему-то на протяжении многих последних лет испытывали непреодолимую тягу к созданию самых необычных компоновок. Жаль, что многие из них в силу современной «модульности» и унификации оказались тупиковыми, как и эта идея с двигателем W8. Напомним, что у VW уже давно были так называемые рядно-смещенные двигатели VR5 и VR6. Именно из них, а точнее, из двух «обрезков» VR4 с углом развала всего 15°, соединенных одним «коленом», и появился W8 (общий угол развала — всего 72°). Основное достоинство этого 4,0-литрового агрегата — компактность, но при весьма средней мощности 275 л.с. Устанавливали W8 только на Passat в 2001 году, а произвели менее 50 тысяч таких машин.
Двигатель V16 — V16 engine
А Двигатель V16 шестнадцатицилиндровый поршневой двигатель где два блока по восемь цилиндров расположены в V-образная конфигурация вокруг общего коленвала. Двигатели V16 встречаются реже, чем двигатели с меньшим количеством цилиндров, такие как двигатели V8 и V12.
Первое использование двигателя V16 было в 1910 году. Антуанетта VII экспериментальный самолет, за которым последовали несколько автомобилей в 1930-е годы. Сегодня наиболее распространенными применениями двигателей V16 являются железнодорожные локомотивы, морские суда и стационарные электрогенераторы.
Содержание
Автомобильные приложения
Серийные автомобили
Первым серийным автомобилем с двигателем V16 был Кадиллак V-16, введен в январе 1930 года. Двигатель Cadillac V16 изначально производился с рабочим объемом 452 куб. дюймов (7,4 л), OHV и угол поворота 45 градусов. На 1938 год Серии 90, двигатель был изменен на рабочий объем 431 куб. дюймов (7062,8 см 3 ), а клапан с плоской головкой и V-образный угол 135 градусов (последний для уменьшения высоты капота). Эта версия на 431 куб. Дюймов производила такую же мощность, как и ее ближайший предшественник, но при этом была гораздо менее сложной, имела более жесткий коленчатый вал, что способствовало долговечности и плавности, и даже имела внешний масляный фильтр, что было редкостью для любого автомобиля любой цены в те дни.
В Компания Marmon Motor Car фактически начал разработку двигателя V16 в 1927 году (раньше, чем Cadillac), однако его программа разработки заняла больше времени, и Мармон Шестнадцать был выпущен в 1931 году. Двигатель имел V-образный угол 45 градусов, использовалась штампованная сталь. гильзы цилиндров и был построен в основном из алюминия. С 1931 по 1933 год было произведено всего 400 экземпляров Marmon Sixteens.
В 1991 г. Цизета-Мородер В16Т началось производство с 16-цилиндровым двигателем в уникальной конфигурации. Вместо обычной компоновки V16 двигатель фактически состоял из двух отдельных поперечно установленный Двигатели V8 с передачей между ними, обеспечивающие единый выход из центра узла двигателя в трансмиссию. До прекращения деятельности компании было произведено всего несколько автомобилей.
Опытные автомобили
В Peerless Motor Company разработала двигатель V16 в начале 1930-х годов, однако был построен только один прототип, прежде чем производство автомобилей было прекращено, и компания преобразовала свой завод в пивоварню. конец сухого закона в США. [1]
В конце 1980-х гг. BMW Золотая рыбка V16 Двигатель объемом 6,7 л (409 куб. Дюймов) был разработан на основе тогда еще нового двигателя BMW V12. Прототипы были установлены на длиннобазную 7-ю серию, а затем в начале 1990-х годов на Bentley Mulsanne. Примерно в то же время Mercedes-Benz разработал двигатель V16 объемом 8,0 л (488 куб. Дюймов) для лимузина S-класса. Между 1988 и 1990 годами было построено около 35 прототипов. [2]
2003 год Кадиллак Шестнадцать Концептуальный автомобиль был представлен с двигателем V16 объемом 13,6 л (830 куб. дюймов), который был основан на двигателях General Motors LS V8. [3] В следующем году Роллс-Ройс 100EX Концепт-кар был представлен с двигателем V16 объемом 9,0 л (549 куб. дюймов). Автомобиль, представленный в фильме Джонни Инглиш Реборн приводится в действие этим двигателем V16.
2017 год Devel Sixteen прототип использовал четырехцилиндровый двигатель V16 объемом 12,3 л (751 куб. дюймов). [4]
Гоночные автомобили
Первое известное использование V16 в автоспорте было Мазерати Типо V4 машина использовалась в гонках Гран-при. [5] Tipo V4 дебютировал в Монце в 1929 году и установил мировой рекорд скорости 245,9 км / ч (152,8 миль в час) на мероприятии в Кремоне, Италия. [6]
На 1931 Индианаполис 500, изготовленный на заказ двигатель V16 был установлен на Шнур «суперкар», управляемый Шорти Кэнтлоном. Автомобиль был конкурентоспособным, заряжался с 26-го места в сети до 3-го, но его работа замедлялась из-за ненадежности, усугубляемой необходимостью замены всех шестнадцати свечей зажигания. В следующем году Брайан Солпо квалифицировал машину на третьей позиции, однако на 55-м круге у машины сломалась масляная линия, и гонка закончилась. Вскоре после гонки V16 был удален и заменен обычным четырехцилиндровым двигателем Miller. [7]
Среднемоторный Авто Союз Введите, Тип B и Тип C Автомобили Гран-при с 1933 по 1938 год оснащались двигателями с наддувом объемом 4,4 л (269 куб. Дюймов). Из-за изменения правил в 1938 году они были заменены двигателем V12 для Тип D гоночный автомобиль. До изменения этого правила Альфа Ромео Типо 316 участвовал в Гран-при Триполи 1938 года с двигателем V16 с углом наклона 60 градусов. [8]
Единственное известное использование двигателя V16 в эпоху после Второй мировой войны — это Двигатель V16 компании British Racing Motors (BRM) использовался в гонках Формулы-1 с 1950 по 1955 год. Двигатель имел конструкцию с наддувом объемом 1,5 л (91 куб. дюйм), которая оказалась неудачной, несмотря на высокую выходную мощность. Официально он производил 410 кВт (550 л.с.), но, вероятно, выдавал около 450 кВт (600 л.с.). [9] Управлять автомобилем было сложно из-за узкого диапазона мощности и высоких оборотов.
Морские / железнодорожные приложения
Конфигурация V16 также используется в нескольких больших объемах двигателя. дизельные двигатели которые используются в качестве судовых двигателей или в железнодорожных локомотивы. Это связано с тем, что производители часто проектируют двигатель с фиксированным рабочим объемом на цилиндр, а затем добавление дополнительных цилиндров к конструкции до достижения требуемой выходной мощности. Например, Электро-Дизель 710 диапазон двигателей использует рабочий объем 710 куб. дюймов (11,6 л) на цилиндр, с версией с 16 цилиндрами (называемой EMD 16-710) мощностью более 4300 л.с. (3,2 МВт).
GE Транспортные Системы производит 7FD серии четырехтактные двигатели (используемые в морских, локомотивных и стационарных приложениях), которые имеют рабочий объем 668 куб. дюймов (10,9 л) на цилиндр и могут производить более 4400 л.с. (3,3 МВт). GE также производит GEVO-16 мощностью более 6000 л.с. (4,47 МВт).
Другой дизельный двигатель V16 — это Wärtsilä 46F, который производит более 25 700 л.с. (19,2 МВт) при 600 об / мин. [10]
В Великобритании с 1947 года дочернее предприятие компании English Electric Английский электрические дизельные двигатели [11] разработал двигатель V16 для железнодорожного и морского транспорта на основе его 10-дюймового x 12-дюймового хода (254 x 305 мм) серии K 1930-х годов, который в основном использовался в Британские железные дороги локомотивы классов 40 и 50 с выходной мощностью в диапазоне 2000-3000 л.с. (1492-2238 кВт) при скоростях от 600 до 900 об / мин. Этот двигатель также является производным от серии с фиксированным размером цилиндра 942 куб. Дюйм. (15,4 л) на цилиндр, что дает общий объем V16 15 072 куб. Дюймов. (246 л).
Еще одним известным производителем, предложившим конфигурацию V16, был Детройт Дизель корпорация, особенно в их сериях 71, 92 и 149 2-тактный дизельные двигатели мощностью от 650 до 2400 л.с. (485-1790 кВт) при оборотах более 2000 об / мин в меньших диапазонах. И снова эти двигатели были основаны на общих деталях (числовое обозначение — это размер цилиндра в кубических дюймах) и использовались для морских, генераторных и внедорожных карьерных самосвалов. Модульный характер двигателей означал, что конфигурация V16 была построена путем объединения двух блоков двигателей V8, а двухтактный цикл обеспечивал отличную мощность к весу, при этом 16V149 был способен обеспечить мощность гораздо более крупной и медленной 4-цилиндровой. тактовые двигатели.
Фэрбенкс Морс производит следующие дизельные двигатели V16, FM | ALCO 251F, FM | COLT-PIELSTICK PA6B STC, FM | COLT-PIELSTICK PC2.5 STC, FM | MAN 28 / 33D STC, FM | MAN 32 / 44CR, FM | MAN 48/60 CR и FM | ЧЕЛОВЕК 175D.
Источник https://dvsoff.ru/tip/16-klapannyj-dvigatel
Источник https://www.drom.ru/info/misc/77618.html
Источник https://wikidea.ru/wiki/V16_engine
Источник