Техника без опасности: простые правила самостоятельного ремонта без травм
Казалось бы, в наш век официальных дилеров и автокредитов народ окончательно разучился ремонтировать свои автомобили самостоятельно. Но это если смотреть поверхностно, с колокольни водителя, который открывает капот только для того, чтобы долить омывайку. Гаражный ремонт перестал быть острой необходимостью и повинностью для всех без исключения, как это было 20-25 лет назад. Но желающих поковыряться под капотом больше, чем может показаться.
Купил второй комплект дисков – почему бы не поменять колеса самостоятельно, на даче да под музыку? Выяснил, что свечи и воздушный фильтр, оказывается, меняются элементарно, и задал себе вопрос: «Ну что я, не мужик?». А тут, знаете ли, и до самостоятельной замены масла и колодок недалеко, благо всё это несколько проще, чем кажется.
В общем, неравнодушные к железякам мужчины (и не только они!) частенько входят во вкус и начинают обслуживать «железных коней» своими руками уже не из соображения экономии, а, так сказать, по зову сердца. Большинство из них в ПТУ на автослесаря не училось, а о технике безопасности помнит что-то смутное из школьного курса ОБЖ. Именно для такой категории автомобилистов – наша статья.
Буква закона
В организациях (СТО, автотранспортных предприятиях) придерживаются целой системы стандартов безопасности труда, и её контролирует множество органов государственного контроля, причем далеко не только на бумаге. Перед тем как поступить на работу, все сотрудники проходят первый этап обучения технике безопасности на предприятии.
Как и в «гаражных условиях», так и на больших автосервисах основными причинами производственного травматизма являются неисправность оборудования и инструмента, нарушение технологического процесса, неправильное использование спецодежды, плохое освещение и в целом низкий уровень технической культуры.
Ключевое отличие «гаражников» от «фирмачей» – полное отсутствие контроля со стороны каких-либо органов. По сути, «домашний механик» предоставлен сам себе, в то время как ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора, а также на главного инженера.
Одежда и инструменты
Как показывает опыт, во время «домашнего» ремонта мало внимания уделяется рабочей форме. Нередко автомобиль ремонтируют не в «спецовке», а в какой-то старой обычной одежде, летом – в шортах и майке, а также шлепанцах на босу ногу. Но это неправильно! Одежда для ремонтника выполняет защитную функцию, поэтому всё должно быть закрыто: рукава застегнуты, на ногах ботинки, а на голове шапка или кепка.
Работая под машиной, вдобавок к головному убору стоит надеть защитные очки, которые предотвратят попадание в глаза пыли и песка. Нужно помнить, что вращающихся деталей нельзя касаться руками, а еще они могут зацепить и намотать на себя рукава или полы одежды. Немалую опасность представляют системы охлаждения двигателя и кондиционирования воздуха. С ними нужно работать при обесточенных цепях питания – например, отсоединив колодки проводов от вентиляторов. При работах в тесном моторном отсеке легко порезаться – например, об острые края панелей или пластины радиатора. Если работа «нетонкая», можно использовать кожаные защитные перчатки, а в остальных случаях лучше пользоваться текстильными. Многие механики вообще пренебрегают защитой рук, и зря – они не только травмируются, но и сильно загрязняются так, что не оттереть никакими моющими средствами.
Без хорошего инструмента в ремонтном деле не преуспеть, как бы ни была высока квалификация механика, «голыми руками» болты и гайки не открутишь. Особенно «закисшие», то есть прихваченные окислом ржавчины. Для работы нужно использовать инструмент правильного размера, не дополняя его нештатными трубами и другими удлинителями, которые могут соскочить и травмировать работающего. Совпадения отверстий следует проверять воротком или ломиком, а не пальцем.
Много неудач во время ремонта связано с неисправностью инструмента. Бывалые автомобилисты нередко долгие десятилетия пользуются одними и теми же ключами, съемниками и головками, которые давно износились и уже не обеспечивают надежного зацепления с крепежом. Поэтому при достаточно большом усилии, приложенном к «упрямой» гайке, такой ключ может просто провернуться, скруглив грани и усложнив без того проблемный процесс откручивания.
К похожему результату может привести и изношенная отвертка с чрезмерно тонким жалом – такой недолго и шлиц сорвать, и самому травмироваться. Перед началом работ нужно внимательно осмотреть весь инструмент: изношенные пассатижи, молоток с треснувшей ручкой и остальные недостатки также могут повлиять на исход выполняемых работ не лучшим образом.
Еще одна проблема современного инструмента – низкое качество. Сейчас сплошь и рядом продаются изделия крайне сомнительного качества, произведенные в кустарных условиях крупнейшей азиатской страны. Такой инструмент имеет одно достоинство – низкую цену, но способен рассыпаться прямо в руках в любой момент в прямом, не переносном смысле слова. Хорошо, если единственной потерей при этом будет только гаечный ключ…
Нередко травмы возникают и от того, что горе-механик пытается компенсировать отсутствие специального съемника или ключа каким-то эрзац-приспособлением из подручных материалов. К примеру, вместо качественных и надежных стяжек пружин подвески их нередко пытаются сжать и зафиксировать чем-то другим – струбциной, проволокой, полоской металла. Если в самый интересный момент пружина неожиданно «стрельнет», мало не покажется…
Требования к помещению
Безопасность механика во многом зависит от помещения, в котором он работает. Как правило, это обычный металлический или кирпичный гараж. Рабочее пространство нужно содержать в чистоте, а проходы к входной двери всегда должны быть свободными. При работе двигателя выделяется оксид углерода – ядовитый угарный газ без цвета и запаха. Поэтому любые регулировочные работы на работающем моторе нужно проводить только при открытых воротах гаража, но и такая мера не может полностью избавить от опасности отравления, поскольку в воздухе может образоваться опасная для жизни концентрация оксида углерода. Лучше всего обеспечить принудительный отвод отработавших газов за пределы гаража. Для этого можно использовать любой подходящий вариант – отрезок шланга, гофрированной трубы от пылесоса и т.д. Главное, чтобы такое «приспособление» обеспечивало герметичное соединение с системой выпуска.
Важно обеспечить хорошее освещение рабочего места, особенно если ремонт выполняется снизу автомобиля или в плохо просматриваемых местах моторного отсека. Хороший вариант – лампа, дающая сильный и яркий свет в точку ремонта. Напротив, боковое или контровое освещение может только мешать.
Немало «гаражных» ремонтов заканчивались печально – пожаром. Происходит это потому, что многие механики просто забывают об опасности и легковоспламеняемости многих горюче-смазочных материалов, а также красок, лаков и растворителей. При ремонтах топливной аппаратуры или замене моторного масла нужно тщательно следить за тем, чтобы жидкость не попала на раскаленные детали двигателя, например выпускной коллектор. Ведь достаточно небольшой искры, чтобы из нее быстро разгорелось пламя. Если во время ремонта бензин или масло разлились на землю, их нужно как можно быстрее собрать, а остатки засыпать песком.
К сожалению, у многих автомобилистов исправный (и не просроченный!) огнетушитель отсутствует даже в машине. Что уж говорить о гараже… А ведь полного выгорания многих гаражей-мастерских можно было бы избежать, если бы в них был предусмотрен огнетушитель или хотя бы ящик с сухим песком и тара с обычной водой. Впрочем, начинать борьбу с огненной стихией нужно с вызова пожарных.
Практические советы по частностям
Инструкции по ремонту предписывают отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети при большинстве работ с электрооборудованием. Но нужно помнить, что и сварочно-рихтовочные работы в непосредственной близости от жгутов проводов также нужно проводить, обесточив автомобиль.
Меняя топливный фильтр, необходимо учитывать, что топливо в системе впрыска находится под давлением. Поэтому отворачивать штуцеры следует осторожно, постепенно стравливая топливо в подставленную емкость. С такими же мерами предосторожности нужно откручивать сливную пробку поддона картера. Поскольку это предписывается выполнять на полностью прогретом двигателе, многие механики по неопытности получают ожоги рук от внезапной струи горячего масла.
Заменив тормозные колодки или выполнив любую другую операцию с этой системой, нужно перед началом движения несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы выбрать зазор между колодками и тормозным диском. Проверять тормоза следует только на пустом участке дороги – без другого транспорта и пешеходов!
При попадании масла или бензина на руки их нужно вытереть чистой тряпкой и вымыть с мылом. С осторожностью нужно относиться и к антифризу – в нем содержится этиленгликоль, который является ядом для человеческого организма. Если по ошибке была выпита любая техническая жидкость (охлаждающая, тормозная, стеклоомывающая), нужно вызвать рвоту и промыть желудок, а лучше всего – сразу обратиться к врачу.
Не меньшую опасность вызывает электролит (то есть кислота слабой концентрации) – если он попал на руки или в глаза, его нужно смыть большим количеством холодной воды, после чего промыть руки раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Вообще, при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо использовать защитные очки и резиновые перчатки. Если используется серная кислота, нужно помнить, что она легко «прожигает» одежду и может повредить кожу.
Заряжать аккумуляторную батарею можно только в нежилых помещениях и вдали от открытых источников огня, поскольку в процессе зарядки она выделяет взрывоопасный газ. После того как аккумулятор заряжен, нужно начинать с отключения зарядного устройства от сети, а только после этого можно отсоединять провода от клемм АКБ. При снятии клемм с АКБ (например для демонтажа батареи) следует отключить все мощные потребители электроэнергии, чтобы избежать возникновения сильной искры.
Опасно держать в гараже «отработку», то есть слитое из мотора старое масло – оно представляет немалую пожарную опасность. То же относится к промасленной ветоши, которая нередко лежит прямо среди инструмента. Даже небольшой спички достаточно, чтобы такая тряпка загорелась. Регулярно прибирайтесь в гараже – приятнее будет работать.
Упор лёжа
Много работ приходится выполнять на вывешенном автомобиле. Некоторые автомобилисты по неопытности не знают, что штатный домкрат предназначен лишь для замены колеса в дороге и надежной фиксации вывешенного для ремонта автомобиля он не обеспечивает. Лучше всего отдать предпочтение более надежному гидравлическому подкатному домкрату.
Машину нужно вывешивать на ровной горизонтальной площадке, предварительно включив стояночный тормоз и подложив под колеса упоры. Устанавливать домкрат можно лишь в места, предусмотренные заводом-изготовителем. Не стоит работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате. В продаже давно встречаются надежные металлические подставки с регулируемой высотой площадки, которые позволяют надежно зафиксировать вывешенный кузов. Кстати, если из-под капота демонтирован силовой агрегат, развесовка по осям меняется и при вывешивании машина может неожиданно упасть.
Техника безопасности при ремонте ходовой части автомобиля
Требования безопасности при техническом обслуживании ходовой части
При техническом обслуживании ходовой части необходимо соблюдать следующие требования:
— при снятии и установке рессор на автомобилях необходимо предварительно разгрузить их от веса автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на подставки;
— при монтаже и демонтаже шин возможны случаи срыва запорного кольца и разрывы шины, поэтому, прежде чем демонтировать шину и снимать запорное кольцо, обязательно следует выпустить из нее воздух
— накачивать шину нужно с использованием устройств, предохраняющих от повреждения
— при накачивании надо следить за показателями манометра, не допускать превышения давления воздуха в шине выше установленной нормы, накачивая шину, следует убедиться, что запорное кольцо полностью и равномерно вошло в углубление обода; при накачивании шины ее надо класть запорным кольцом вниз);
— к вулканизационным и шиномонтажным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие право на производство этих работ;
— помещение для производства вулканизационных и шиномонтажных работ должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией;
— при работе на электровулканизационных аппаратах необходимо соблюдать все правила электробезопасности. Лица, обслуживающие электровулканизационные аппараты должны иметь II квалификационную группу;
— паровые вулканизационные аппараты должны испытываться не реже одного раза в 12 месяцев (результаты испытаний фиксируются в специальном журнале);
— при работе на вулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана (предельный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла);
— работу на шероховке покрышек следует производить только в защитных очках и при включенном местном отсосе;
— при ремонте покрышек лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), разрешается работать только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие);
— после очистки поврежденного места заплату прижимают к ремонтируемой камере винтом струбцины и производят вулканизацию (вынимать камеру разрешается только после того как она остынет);
— приготовление резинового клея и разлив его должны производиться в специальных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией (запрещается применять этилированный бензин для приготовления клея);
— на рабочем месте допускается иметь запасы бензина и клея на трехчасовую потребность (бензин и клей должны храниться в металлических, плотно закрытых бачках);
— резиновый клей наносится в помещении, где имеется общеобменная вентиляция (в этих помещения запрещается курить, выполнять работу с огнем и работы дающие искры).
Запрещается:
— работать на неисправном вулканизационном аппарате и ремонтировать его при наличие давления в котле;
— выбивать диски кувалдой, перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода, диска колеса и замочного кольца;
— монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. (Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить);
— при накачивании шины исправлять ее положение на диске постукиванием, монтировать шины на диски колес, не соответствующих размеру шин, во время накачивания шины ударить по замочному кольцу.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)
Общая техника безопасности при ремонте автомобиля
Для того, чтобы начать работы над автомобилем нужно соблюдать технику безопасности при ремонте. Для начала одеть рабочую форму. Все должно быть закрыто: рукава застегнуты, на ногах ботинки, головной убор на голове. Форма должна храниться в специальном шкафу. Нельзя выходить в ней в общественные места.
Перед тем как начинать работу под автомобилем, нужно поставить на видное место табличку: «Работают люди, двигатель не запускать», под колеса автомобиля установить упоры, а сам автомобиль поставить на низшую передачу. Проверить не вытекает ли масло, топливо и другие жидкости.
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Категорически запрещается работать с поднятым кузовом без установленных упоров, предохраняющих случайное упущения кузова.
Во время работы класть инструменты на автомобиль запрещается, поскольку их можно случайно задеть и они упадут на работающего. Проводя работы под машиной не пользоваться открытым огнем.
Шиномонтажные работы и также проверку тормозной системы проводить в специально отведенных для этого местах. Накачивать шину нужно в охороже, которая защищает от ранений при срыве замочного кольца.
Пролитые горюче-смазочные материалы нужно как можно быстрее собрать, а в случае пожара засыпать песком, а потом убрать.
Место, где работает автослесарь должно быть хорошо освещено, но свет надо расположить так, чтобы он не ослеплял его.
Когда проводится сборка или разборка узлов следует использовать специальные ключи и съемники. Если гайка тяжело откручивается, то нужно ее смочить керосином, а потом откручивать.
Не менее важными при соблюдении техники безопасности являются правила пожарной безопасности. Все обтирочные материалы необходимо складывать в металлический ящик, а потом выносить в специально отведенные для мусора места.
Помещение должно иметь общую вентиляцию.
Пожарная безопасность
Во всех помещениях, где ведутся работы с автомобилем должны быть огнетушители согласно установленных норм. Должны быть пожарные щиты, также ящики с сухим песком, где у каждого ящика должна находиться лопата. Если возник пожар, нужно позвонить 101 и начинать тушение.
Это общая техника безопасности при ремонте машины. Очень важно соблюдать технику безопасности при ремонте автомобиля, поскольку неосторожное либо неправильное выполнение работы может привести к серьезным последствиям.
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Предупреждение травм и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля
При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.
Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров; применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей; применение зубил и молотка для отвертывания (завертывания) гаек.
Рукоятки отверток, напильников, ножовок и других инструментов изготовляют из сухой древесины твердых и вязких пород (дуб, бук, ясень), они должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, обученным правилам обращения с ними.
Стенды для ремонта агрегатов автомобиля должны быть надежно установлены на полу помещения и хорошо удерживать ремонтируемые агрегаты.
Устройства, позволяющие поворачивать агрегаты в требуемое положение, снабжаются стопорами, исключающими самопроизвольное поворачивание агрегатов.
Выпрессовывать втулки, подшипники, фланцы и другие трудно-снимаемые детали следует при помощи прессов или съемников. Съемники должны прочно и надежно захватывать детали в месте приложения усилия.
Осмотровые каналы должны иметь направляющие предохранительные борта-реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Для перехода через канаву и для работы спереди автомобиля на канавах должен быть переходной мостик.
Для установки автомобиля на конвейер, не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие реборды, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.
После установки на несущий пластинчатый конвейер автомобиль надо затормозить ручным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке, под колеса положить упоры.
На поточной линии, имеющей тяговый конвейер, автомобиль вначале тоже затормаживают и под колеса подкладывают упоры, а перед перемещением автомобиля — отпускают ручной тормоз и убирают упоры из-под колес. Тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения.
При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устранив им на каждом посту световую или звуковую сигнализацию.
Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ.
При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «стоп».
Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры.
При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме управления подъемником укрепить габличку с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля нужно надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).
Перед началом работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.
На автомобилях-самосвалах БелАЗ предусмотрены два специальных упора. Перед длительной работой с поднятым кузовом дополнительно к установленным упорам необходимо подкладывать под платформу кузова клинья пли брусья.
Перед снятием какого-либо цилиндра подвески следует полностью выпустить газ из обеих полостей цилиндра.
При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надежными (только металлическими).
Электротельферы, лебедки и другое оборудование, применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей, должны отвечать требованиям Госгортехнадзора и иметь яркую окраску (черные полосы на желтом фоне).
При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке. Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).
Для осмотра автомобилей применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 в с предохранительными сетками, а при работе в осмотровых канавках — напряжением 12 в. Ручные электроинструменты (дрели, гайковерты надо присоединять к сети только при помощи штепсельных соединений.
Запрещается держать электроинструменты за провод или касаться рукой вращающихся частей до их остановки.
Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания должен выделяться специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.
Испытывать и опробовать тормоза автомобиля рекомендуется на стендах или находу с применением деселерометров.
Автомобиль на стенде закрепляют цепью или тросом, чтобы исключить его самопроизвольное скатывание с роликов стенда.
Площадка для опробования тормозов на ходу должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов.
Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается после того как водитель увидит, что лица, производящие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.
Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте. ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.
Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера (механика) или начальника участка.
Не допускается въезжать в помещения стоянки, производственные зоны ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
В рабочем или поднятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:
Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.
При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.
При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.
Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
Техника безопасности при ремонте ходовой части автомобиля
2. Перед направлением на посты ТО и ремонта автомобили должны быть очищены от грязи, снега и мусора и вымыты.
3. После установки автомобиля на пост ТО или ремонта должна быть на рулевом колесе вывешена табличка: «Двигатель не пускать — работают люди!»
4. При ТО и ремонте автомобиля на подъемнике в рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован от самопроизвольного опускания упором (штангой).
5. Автомобиль, установленный на пост ТО или ремонта, на котором не предусмотрено принудительное перемещение автомобиля, должен быть заторможен ручным тормозом. Должна быть включена низшая передача, выключено зажигание (подача топлива) и под колеса автомобиля подложено не менее двух упоров (клиньев).
Перед началом работ, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо еще раз проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), освободить рычаг ручного тормоза. После завершения работ необходимо вновь затянуть ручной тормоз и включить низшую передачу.
6. При работе на поточных линиях, в том числе и оборудованных конвейерами для принудительного перемещения автомобилей, необходимо соблюдать следующие правила:
— при постановке автомобиля на несущий конвейер с двумя пластинчатыми лентами необходимо соблюдать правила, указанные в п. 5 настоящего параграфа;
— при постановке автомобиля на несущий конвейер с одной лентой или на конвейер, на котором передвижение осуществляется тяговой цепью, автомобиль необходимо вначале затормозить, под колеса положить упоры, выключить зажигание или подачу топлива (для дизельных двигателей), затем перед передвижением с помощью конвейера необходимо отпустить ручной тормоз, убрать из-под колес упоры и различные предметы, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
— поточные линии должны быть оборудованы световой и звуковой сигнализацией, предупреждающей работающих о начале передвижения автомобилей с поста на пост. Пуск конвейера должен осуществляться только руководителем работ (бригадиром) после получения сигналов о готовности со всех рабочих постов;
— при подаче сигналов о начале передвижения конвейера рабочие должны выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера на безопасное расстояние. Находиться в автомобиле во время его перемещения воспрещается;
— для обеспечения возможности экстренной остановки конвейера в любой момент, на каждом посту в канаве, а также наверху вне канавы должны быть смонтированы кнопки «Стоп»;
— тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения, запрещается оставлять инструменты и другие предметы на тяговой цепи конвейера;
— переход людей через канаву должен осуществляться по переходным мостикам, имеющим лестницы для выхода из канавы в бок, устанавливаемые между находящимися на nocfrax автомобилями;
— работы по техническому обслуживанию автомобилей должны производиться в последовательности и в порядке, указанном в технологических картах, составленных на основании условий рациональной и безопасной организации труда. Технологические карты должны быть вывешены на рабочих местах.
7. Рабочие, ремонтирующие автомобили вне осмотровых канав, эстакад или подъемников, должны быть обеспечены лежаками или подстилками. Работать на полу без лежаков или подстилок запрещается.
8. При выполнении работ, связанных с заменой мостов или со снятием колес, а также вывешиванием автомобиля (прицепа), необходимо поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса — упоры. Запрещается выполнение любых работ на подвижном составе, вывешенном только на одних подъемных механизмах. Употреблять вместо козелков для подкладывания под вывешенный подвижной состав диски колес, кирпичи и другие предметы запрещается. Козелки по своей конструкции должны гарантировать автомобиль или прицеп от падения, быть прочными, устойчивыми и обеспечивать удобства в работе.
При снятии и постановке рессор всех типов и конструкций необходимо предварительно их разгрузить путем вывешивания кузова подъемным механизмом и постановкой на козелки.
Запрещается поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки.
9. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробирования тормозов.
10. На автомобилях-самосвалах при поднятом кузове разрешается производить технические воздействия только после установки прочного металлического упора (штанги), исключающей возможность самопроизвольного или случайного опускания кузова.
При замене подъемного механизма, снятии агрегатов подъемника и разъединении трубопроводов обязательна установка второго упора.
Ставить кузов с грузом на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором или использовать вместо упора различные случайные подставки и подкладки запрещается.
11. При ремонте и обслуживании подвижного состава с высокими кузовами или кабинами рабочие должны быть обеспечены лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см или специальными подмостями. Не разрешается для этих целей применять приставные лестницы.
Длина лестницы-стремянки или подмостьев должна быть такой, чтобы рабочий мог работать, находясь на ступеньке, отстоящей на 1 м от верхнего конца лестницы.
12. На поворотных стендах (кантователях) перед обслуживанием и ремонтом автомобили необходимо надежно укрепить, а также слить топливо и воду, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
13. При ремонте и обслуживании автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо соблюдать следующие правила:
— цистерна должна быть заземлена;
— при производстве работ внутри цистерны рабочие должны иметь спецодежду, шланговые противогазы, спасательные пояса с веревками, вне цистерны (резервуара) должен находиться специально проииструктированный помощник. Он должен страховать работающего в резервуаре, наблюдая за его работой, держаться за веревку, второй конец которой должен быгь закреплен за спасательный пояс работающего.
13. Все демонтажно-монтажные и транспортные работы, производимые с тяжелыми агрегатами и узлами (мосты, двигатель, коробка передач, кузов, рама, рессоры и др.), а также связанные с большими физическими напряжениями (например, снятие и установка тормозных и клапанных пружнн, рессорных пальцев и т. д.) должны производиться при помощи:
— подъемно-транспортных механизмов, имеющих грузозахватные устройства;
— специальными приспособлениями (съемниками), гарантирующими полную безопасность работ.
Тележки для транспортирования должны иметь гнезда, стойки и упоры, предохраняющие агрегаты и узлы от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Масло и волу из всех агрегатов и узлов перед их демонтажем необходимо слить в специальные резервуары, не допуская их проливания.
14. При обслуживании и ремонте автомобилей, работающих в отрыве от гаража, следует соблюдать все перечисленные здесь правила, применяя возможные средства механизации.
Мойка автомобилей, агрегатов и деталей.
1. В процессе мойки автомобилей необходимо выполнять следующие требования:
— струя воды при открытой шланговой (ручной) мойке не должна достигать открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;
— при любом способе мойки (ручном или механизированном) источники освещения, проводка и силовые двигатели должны быть герметически изолированные;
— рабочее место мойщика при механизированной мойке должно располагаться в водонепроницаемой кабине;
— электрическое управление агрегатами, как правило, должно быть низковольтным (12 В).
При устройстве механической и электрической блокировки дверей шкафов магнитных пускателей, гидроизоляции пусковых устройств и проводки и заземления кожухов, кабины и аппаратуры допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В.
Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.
2. Мойка автомобильных агрегатов и деталей должна производиться с соблюдением следующих требований:
— перед мойкой деталей двигателя и систем его питания, работавших на этилированном бензине, необходимо на них нейтрализовать отложения тетроэтилсвинца в керосине;
— концентрация щелочных растворов должна быть не более 2—5%; после мойки в щелочном растворе обязательна промывка горячей водой;
— моечные посты должны иметь надежную вентиляцию; работы с применением открытого пламени в зоне таких постов запрещаются;
— посты мойки и уборки автомобилей должны размещаться в отдельном помещении;
— агрегаты и детали весом свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки механизированным способом.
Движение подвижного состава по территории гаража.
1. Вождение подвижного состава на территории гаража разрешается только лицам (независимо от занимаемой ими должности), имеющим удостоверение па право управления соответствующими видами транспортного средства, выданное Госавтоинспекцией. Это положение сохраняет свою силу и в случае необходимости их опробования после ремонта и регулировки.
2. Регулируется движение на территории и в производственных помещениях дорожными знаками. Запрещается вводить нестандартные дорожные знаки.
Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч.
Движение подвижного состава и персонала организуется в гараже (на территории и в производственных помещениях) на основании составленного плана-схемы, на котором должны быть указаны разрешенные направления, повороты, остановки, стоянки, выезды, съезды и т. п. Этот план должен быть доведен до сведения всех работающих и вывешен в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.
3. Во время движения автомобилей на любой скорости не разрешается нахождение людей на крыльях, подножках и крышах кабин.
Ремонт аккумуляторных батарей.
1. Перевозка аккумуляторов на тележках должна производиться так, чтобы была исключена возможность их падения. Переноска небольших аккумуляторов вручную должна производиться с помощью приспособлений (захваты, носилки) и при условии соблюдения мер, предотвращающих обливание электролитом.
2. При приготовлении кислотного электролита следует:
— смешивать серную кислоту с дистиллированной водой в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.);
— необходимо кислоту из бутылей выливать в воду. Вливать воду в кислоту запрещается;
— переливание кислоты должно производиться при помощи специальных приспособлений (качалок, сифонов и т. п.). Переливать кислоту вручную запрещается.
3. Бутылки с кислотой или электролитом следует переносить вдвоем на носилках или перевозить на тележке в одиночку. При этом пробки на бутылях должны быть плотно закрыты.
4. Зарядка аккумуляторных батарей должна производиться в специальных помещениях, оборудованных отдельной приточно-вытяжной вентиляцией. В помещении аккумуляторы должны устанавливаться на стеллажи для зарядки или в вытяжные шкафы.
Заряжаемые батареи соединяются между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами, имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой».
Контролировать ход зарядки или степень заряженности батарей на автомобиле разрешается только с помощью контрольных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. д.). Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием запрещается.
Для осмотра аккумуляторных батарей используют переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланге.
5. Запрещается:
— входить в аккумуляторную с открытым огнем;
— пользоваться в зарядном помещении электронагревательными приборами;
— устанавливать в зарядном помещении выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т. п.;
— совместно в одном помещении хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи;
— пребывание людей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, в зарядном помещении.
У входа в тамбур аккумуляторной должен быть вывешен плакат с надписью «Аккумуляторная —- огнеопасно — курить запрещается».
6. В аккумуляторной должен быть отдельный умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5—10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды). Для промывания глаз следует применять 2—3%-ные нейтрализующие растворы.
При попадании кислоты или электролита на тело необходимо немедленно промыть пораженный участок нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.
Пролитый на стеллажи электролит нужно стереть тряпкой, смоченной в нейтрализующем растворе, а пролитый на пол — сначала посыпать опилками и собрать их, затем это место смыть нейтрализующим раствором и протереть сухими тряпками.
7. Запрещается хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
8. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
1. Перед началом работы (ковки) на молоте необходимо:
— проверить холостой ход педалей и наличие ограждения; прогреть бойки молота куском горячего металла, зажав этот металл между верхним и нижним бойками;
— на тихом ходу наложить боек бабы на поковку для того, чтобы обеспечить полное соприкосновение поковки с плоскостью нижнего бойка.
При ковке на молоте запрещается:
— ударять вхолостую верхний боек о нижний;
— вводить руку в зону хода бойка и класть поковку руками;
— обтирать молот и убирать обрубки и окалину.
2. Установка наковальни должна обеспечить горизонтальное положение рабочей поверхности. Эта поверхность не должна быть мокрой или замасленной. На нее запрещается класть посторонние предметы.
Кузнец при ручной ковке не должен накладывать инструмент и менять положение поковки, не предупредив об этом молотобойца. Он должен держать инструмент так, чтобы рукоятка находилась не против него, а сбоку. Команду «Бей!» молотобойцу может подать только кузнец. По команде «Стой!» молотобоец обязан немедленно прекратить работу, кем бы эта команда ни была отдана.
Класть заготовку надо на середину наковальни так, чтобы она плотно прилегала к наковальне.
3. Запрещается ковать металл, охлажденный ниже 800° С, применять неподогретый инструмент (клещи, оправки) и прикасаться руками даже в рукавицах к горячей заготовке.
При выполнении работ с поковками, нагретыми до белого накала, необходимо применять очки с синими или дымчатыми стеклами, а на работах, при которых возможно образование искр, осколков или окалины,— применять защитные очки.
При рубке металла необходимо устанавливать переносные щиты в том направлении, куда могут отлетать куски металла.
4. Клещи для удержания поковок должны подбираться по размеру так, чтобы при захвате поковки зазор между рукоятками клещей был не менее 45 мм.
Возникающий в процессе работы на инструменте наклеп необходимо снять.
5. При изготовлении или ремонте рессор:
— применять для загиба ушков специальный стенд, снабженный зажимным винтом для закрепления полосы;
— рихтовать листы только на специальной установке, имеющей концевые выключатели реверсирования электродвигателя;
— обрубать листы только в нагретом состоянии;
— хранить листы, рессоры и подрессорники только в горизонтальном положении на специальных стеллажах.
Кузовные и медницко-жестяницкие работы.
1. Ремонтировать кабины, кузова, править крылья и другие детали разрешается только после их надежной установки на специальные подставки (стенды) или оправки. Правка частей автомобиля на весу запрещается. Ремонт кузова и кабины необходимо производить с применением специальных подмостей или лестниц-стремянок.
2. Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах.
При изготовлении деталей и заплат из листовой стали или при вырезке поврежденных мест острые углы, края и заусеницы должны зачищаться.
Заплаты при сварке, а также вырезаемые сваркой поврежденные места кузова или кабины запрещается придерживать руками. При совместной работе кузовщики-жестянщики и сварщики должны иметь защитные очки и рукавицы.
Образуемые в процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специальные ящики, а уборку мелких металлических отходов производить только щетками.
Выравнивать швы необходимо наждачным камнем, насаженным на конец гибкого шланга; камень должен обязательно иметь защитный кожух.
3. Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями, дополнительной местной вентиляцией, а не под вытяжными зонтами.
4. Сварка и пайка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей (топливные баки, бочки и т. п.) должна производиться после их тщательной обработки. Такую тару необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить острым паром, затем снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом до полного удаления следов легковоспламеняющихся жидкостей.
Заварка или пайка производится при открытых пробках, при этом ее разрешается выполнять, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым инертным газом (азотом, отработавшими газами) согласно табл. 170.
При заполнении тары большего объема, чем указано в таблице, необходимо не менее 12—15 мин на каждые 1000 л емкости ремонтируемой тары.
Отработавшие газы в тару подают от двигателя автомобиля, работающего на малых оборотах, по шлангу через искроулавливатель и искрогаситель.
Паять радиаторы, топливные баки и другие крупные детали необходимо на специальных подставках (стендах), оборудованных поддонами для стекания припоя.
Прочищая трубки радиатора шомполом, следует держать руку на противоположной стороне трубки. Запрещается вводить’ шомпол до упора рукоятки в трубку.
5. Травление кислоты необходимо производить в небьющейся кислотоупорной емкости (применение стеклянной тары запрещается) и только в вытяжном шкафу с опусканием в кислоту одновременно небольшого количества цинка.
Необходимо хранить флюс и материал для изготовления флюса в вытяжном шкафу, а припой — в специальных металлических ящиках.
6. Паяльные лампы должны 1 раз в месяц подвергаться осмотру и проверке. Неисправные лампы необходимо немедленно сдать в ремонт.
При работе с паяльной лампой необходимо соблюдать следующее:
— перед разжиганием проверить ее исправность;
— резервуар паяльной лампы не должен иметь трещин или запаек легкоплавким припоем.
Запрещается:
— разжигать неисправную лампу;
— заливать лампу бензином более чем на 3Л емкости ее резервуара;
— завертывать наливную пробку до отказа;
— наливать или выливать горючее и разбирать паяльную лампу вблизи открытого огня;
— разжигать паяльную лампу, наливая горючее через ниппель горелки. Снимать горелку можно только после стравливания сжатого воздуха;
— наливать горючее в неостывшие лампы;
— спускать сжатый воздух через наливное отверстие горящей лампы. Пламя необходимо гасить запорными вентилями;
— при обнаружении неисправностей (подтекание резервуара, просачивание газа через резьбу горелки, деформация резервуара и т. п.) работу с лампой необходимо немедленно прекратить;
— запрещается заливать в паяльную лампу авиационный или этилированный бензин.
Вулканизационные и шиномонтажные работы. 1. К вулканизацион-ным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ.
Вулканизационные паровые аппараты должны проверяться и испы-тываться не реже I раза в год с занесением результатов испытаний в специальный журнал.
При работе на вулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.
Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление и в этом положении опломбирован.
Манометр должен проверяться не реже 1 раза в год. На его циферблате должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему предельному рабочему давлению.
Запрещается работать на неисправном вулканизационном аппарате, а также на аппарате с неисправными предохранительными клапанами, манометром, насосом для подкачки воды. При неисправном насосе следует прекратить работу, вывести топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой запрещается.
Источники пара для питания вулканизационного оборудования эксплуатируются с соблюдением общих требований техники безопасности для котлов и сосудов, работающих под давлением.
Вулканизационные паровые плиты и мульды должны иметь исправные манометры с указателем максимально допустимого давления пара и термометры. На электровулканизационные аппараты распространяются все правила техники безопасности при эксплуатации электротехнических установок.
Станки для шероховки должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, надежно заземлены и иметь ограждение привода.
2. Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стенде или на чистом помосте, а в пути — на разостланной подстилке.
При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж плотно приставшей к ободу колеса шины должен осуществляться съемником. Выбивать диски кувалдой запрещается.
Перед монтажом шины необходимо обод очистить от ржавчины и окрасить; нельзя монтировать покрышку на обод, имеющий вмятины, трещины и заусенцы, а также применять несоответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы.
Стопорное кольцо (разрезная закраина) должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Исправлять положение шины на диске во время ее накачивания можно только после прекращения поступления воздуха.
Во время накачивания шины запрещается осаживать стопорные кольца молотком или кувалдой.
Подкачивать частично спущенную шину без ее демонтажа разрешается в том случае, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным.
Накачку шины колеса, снятого с автомобиля, необходимо производить только в специальном ограждении или с помощью страхующего приспособления (вилки) достаточной прочности и величины. На посту накачки шин должен быть установлен манометр.
Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.
В случае, если водитель принимает участие в работе по техническому обслуживанию закрепленного за ним автомобиля, он должен пройти инструктаж по технике безопасности. При производстве технического обслуживания и текущего ремонта водитель должен выполнять следующие правила техники безопасности.
Постановка автомобиля на обслуживание производится только после его очистки от грязи, снега и после мойки. Подавать автомобиль на пост обслуживания следует на самой малой скорости, внимательно наблюдая за положением колес относительно направляющих реборд канавы или эстакады. Перед въездом или съездом с канавы, эстакады или напольного подъемника водитель должен убедиться в отсутствии людей, инструментов и приспособлений, препятствующих движению автомобиля.
Вывешивание автомобиля производится при помощи подъемного оборудования (домкратов, талей, подъемников). При вывешивании автомобиля или одного из его агрегатов необходимо строго соблюдать правила пользования подъемным оборудованием. Запрещается проводить какие-либо работы при вывешенном на талях или домкратах автомобиле со снятыми колесами. В этом случае под передний и задний мост должны быть установлены прочные подставки (козлы). При вывешивании одного колеса (оси) рядом с домкратом должен быть установлен козелок, а под колеса другого моста подложены упоры. Обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвала при поднятом кузове допускается только после того, как кузов укреплен металлическим упором, исключающим его самопроизвольное опускание.
При постановке автомобиля на электромеханический подъемник под его колеса необходимо установить упоры. Во избежание произвольного опускания при вывешенном автомобиле под раму гидравлического подъемника должны быть установлены регулируемые по высоте упоры-штанги или откидные металлические лестницы. Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Работа в осмотровой канаве. После установки автомобиля над осмотровой канавой на рулевом колесе должна быть укреплена табличка с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!». При работе в канаве инструмент и приспособления следует складывать в ниши и пользоваться переносными лампами напряжением не более 36 В. Пускать и испытывать двигатель можно только на постах, оборудованных отсасывающей вентиляцией. Не допускается нахождение людей в канаве при постановке и съезде автомобиля.
Снятие и установка агрегатов автомобиля, а также их транспортировка должны производиться при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими безопасность производства работ. Запрещается при снятии, транспортировке и установке агрегатов и узлов применять вместо захватов тросы и веревки. Транспортирование агрегатов должно производиться на тележках, оборудованных стойками и упорами, предохраняющими их от сдвига и падения при перевозке.
Пользование инструментом и приспособлениями. При обслуживании автомобиля должен применяться только исправный и соответствующий своему назначению инструмент. Не допускается использование каких-либо рычагов и надставок для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубила и молотка для отвертывания гаек и болтов. Перед работой ручным электроинструментом необходимо проверить надежность его заземления, а работу с его помощью производить, стоя на резиновом коврике.
Пуск двигателя. Перед пуском двигателя вручную следует убедиться в том, что штифт пусковой рукоятки прочно укреплен, а сама рукоятка не имеет погнутости.
Во избежание повреждения кисти руки от обратного удара рукоятку следует брать так, чтобы все пальцы правой руки располагались с одной стороны ручки. Поворачивать коленчатый вал двигателя нужно только снизу вверх. Проворачивание двигателя сверху вниз и вкруговую не допускается.
Монтаж и демонтаж шин. Демонтаж шин в условия^ АТП следует производить на специальном стенде или при помощи’ съемника. Запрещается выбивать диски кувалдой. При монтаже шины замочное кольцо должно входить в выемку обода колеса всей своей внутренней поверхностью. При накачивании шин в гаражных условиях следует пользоваться специальным ограждением, предохраняющим от срыва замочного кольца.
При накачивании в дорожных условиях шину следует положить замочным кольцом вниз или заложить монтажную лопатку в окна диска. Бескамерные шины следует накачивать при вывернутом золотнике. Для обеспечения посадки на обод эти шины необходимо накачивать до двойной нормы внутреннего давления, а затем, ввинтив золотник, довести давление до нормы.
Запрещается демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда вторым колесом на кирпич, доску или другой предмет.
Безопасность при ремонте автомобиля
За последние 10-15 лет автомобили стали технически сложнее, это факт. К сожалению, новые транспортные средства стало тяжелее обслуживать и ремонтировать. Но это не означает, что в мире стало меньше людей, которые готовы самостоятельно проводить техническое обслуживание автомобилей и их ремонт. Также в нашей стране в связи с ростом автопарка стали появляться как грибы различные автосервисы, начиная от гаражных сервисов, и заканчивая крупными станциями техобслуживания.
Но, к сожалению, в нашей стране мало кто знает правила безопасности, которые должны соблюдаться при ремонте автомобиля. Спросите любого автослесаря, который недавно начал работать на автомастерской и он вам обязательно расскажет пару случаев о травмах полученных при обслуживании машины. Но каждый автослесарь и владелец автомобиля, который предпочитает ремонтировать свой автомобиль самостоятельно может избежать опасности, выполняя простые общие правила.
Мы предлагает вам уникальный сборник простых советов и правил, которые помогут вам соблюдать технику безопасности при ремонте транспортных средств.
Есть множество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые могут показаться пугающими на первый взгляд. Неважно кто вы автомастер, работающий на автосервисе или владелец автомобиля, который предпочитает проводить техническое обслуживание и ремонт своей машины самостоятельно, но вы должны всегда перед работами с транспортным средством заранее знать, что вы хотите сделать при работе с автомобилем в первую очередь, выяснить, как именно вы хотите достичь вашей цели при ремонте и знать, какие инструменты использовать или приобрести при необходимости, не тратя слишком много денег.
Конечно на фоне все этого вопросы безопасности при ремонте машины все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности нужно обязательно, если вы не хотите, чтобы техническое обслуживание машины стало для вас опасным. Но соблюдая наши советы, которые мы собрали для вас, вы сможете сделать процесс ремонта автомобилей таким же безопасным как любое хобби.
Какие детали автомобиля наиболее опасны?
Прежде чем мы перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте поговорим о некоторых опасных частях вашего автомобиля — о вещах, на которые следует ориентироваться во время ремонта.
Также вы должны знать, что большинство автомобилей (особенно старых) изготовлены из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они выглядят. Поэтому откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть предельно осторожным, так как при падении стальной запчасти вы можете получить тяжелую травму.
Также есть опасные детали, которые движутся. Например, вентилятор под капотом, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти представляют собой опасный режущий инструмент. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в фарш.
Кроме того, есть энергоаккумулирующие детали, такие как пружины (пружины подвески) и емкости работающих под давлением (шланги, трубки и т.п.), которые могут представлять опасность.
В том числе не стоит забывать, что в любом автомобиле есть множество острых металлических частей, об которые можно пораниться. А это не шутка. Ведь таким образом можно занести в кровь инфекцию (например, столбняк). Дело в том, что многие детали автомобиля в процессе эксплуатацию подвергаются агрессивному воздействию внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно не стерильны.
Не стоит забывать и о жидкостях, которые возможно представляют еще большую опасность, чем большие металлические детали. Например, доказано, что отработанное масло это сильнейший канцероген и его следует держать подальше от вашей кожи. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость, это также опасные яды, которые могут вызвать почечную недостаточность, если эти жидкости попадут в желудок. Не стоит забывать и омывающей жидкости лобового стекла (незамерзайка). Особенно если учесть что 80 процентов незамерзающей жидкости в нашей стране производятся в нарушение всех правил, так как недобросовестные производители используют метанол (запрещен), который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем даже при попадании паров в дыхательные пути водителя и пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).
Не стоит забывать и об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о бензине (легковоспламеняющаяся жидкость) и о хладагенте кондиционера, который при утечке может вызвать повреждение легких и мозга.
Плюс надо помнить о серной кислоте в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попасть на вашу кожу и глаза. Иначе вы рискуете получить опасный ожег.
Да, узнав о том, что любой автомобиль может вас раздавить, обрезать, отравить, сжечь, задушить, обездвижеть и т.д., многие новички (особенно которые только начали учиться на автослесарей) будут в шоке.
Но это еще не все. Вы знаете, что автомобиль может ударить вас током. Да, конечно из-за высокого сопротивления вашего тела, прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям, вас не ударит током. Но это не означает что 12-вольтовая батарея не опасна.
Помните, что любой автомобиль является опасным источником напряжения.
Как обеспечить безопасность
Итак, прочитав все это, вы неверное думаете, что вам нужно носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш автомобиль не повредил вас. Но на самом деле оставаться в безопасности при ремонте машины довольно просто.
Теперь вы знаете, на какие вещи нужно обратить внимание. Вот некоторые советы и рекомендации, которые помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте в виду, что это не исчерпывающий список, а лишь малая часть главных рекомендаций, которые помогут вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании транспортного средства. Особенно наши советы помогут тем, кто только начинают свой опыт по ремонту автомобилей.
Надевайте перчатки с длинными рукавами (но не одевайте свободную свисающую одежду)
Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости и топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, но защитят вас от порезов и ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки; они конечно не полностью водонепроницаемые, но они легко защищают руки от автомобильных жидкостей, но и защищают руки от травм.
Обращаем внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она может зацепиться о детали автомобиля (например, об звено цепи ГРМ и о другую движущееся часть машины). Поэтому старайтесь одевать одежду, которая не будет свисать с вам.
Всегда используйте Джек-стенды
Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но ежедневно во всем мире происходит немало несчастных случаев когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает мастера. Более надежно для удержания машины на весу использовать компактные Джек-стенды. Правда, прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что они способны выдерживать вес машины.
Также для дополнительной уверенности, что автомобиль не упадет, вы можете вместе с джек-стендами использовать домкрат в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что ваша машина не опрокинется на вас.
Дайте машине остыть перед ремонтом или обслуживанием
Одна из самых распространенных классических ошибок безопасности неопытных или совсем юных мастеров, это например, откручивание крышки радиатора на горячий двигатель. Помните что это очень опасно. Выключив двигатель, вы должны сначала избавиться от основного источника тепла, дождавшись пока остынет мотор. Помните что пока двигатель горячий охлаждающая жидкость также остается горячей и еще длительное время может представлять для вас опасность.
Дело в том, что система охлаждения двигателя пока он горячий все еще находится под высоким давлением до тех пор, пока силовой агрегат полностью не остынет. Если вы откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз может выстрелить под давлением, что причинит вам вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать сильнейший ожог.
Также не забывайте о том, что при горячем двигателе нельзя проводить работы под капотом и под машиной, так как помимо двигателя сильно нагреваются многие компоненты машины, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая коробкой передач.
Поэтому даже если вам не терпится поскорее начать ремонт машины, лучше потерпеть и выждать пока ваш автомобиль не остынет и не станет температурой как ваш гаечный ключ.
Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора при работе под капотом
Мы уже предупреждали вас о том, что автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому во избежании замыкания, разряда и т.п. перед началом работ под капотом обязательно отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора (минусовой провод).
Это позволит вам не опасаться, что вы получите разряд током, который например, взаимодействуя с вашим обручальным кольцом или печаткой может вызвать ожог пальцев.
Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами
Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали, то должны представлять, сколько они весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы можете недооценить вес детали, которая, если упадет, может причинить вам тяжёлую травму. Например, не редко когда стартер снимается, только если мастер залезет под машину. Вы должны знать, что в большинстве случаев он немало весит. Поэтому, залезая под машину, вы должны быть готовым, что стартер может неожиданно упасть. Поэтому ваша голова должна быть в стороне. На многих форумах предупреждают об этом. Также используйте Интернет, чтобы не допустить многих других ошибок. Используйте знания других людей. Но лучше всего при демонтаже или установки тяжелой детали использовать помощника. Это основное правило безопасности при ремонте машины. Никогда не отказывайтесь от помощи, если она крайне необходима. Не стесняйтесь просить помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность.
Надевайте защитные очки
Если вы работаете под машиной, всегда носите защиту для глаз. Не имеет значения какой автомобиль вы ремонтируете (старый или новый). Даже если под автомобилем отсутствует ржавчина, грязь и копоть, то при демонтаже какой-нибудь детали то грязь или частицы металла могут попасть прямо вам в глаза.
Также нельзя работать без очков, если вы используете электроинструмент, особенно который режет и шлифует металл, который в таком случае будет разлетаться везде. Помните, что попадание даже мелких частиц в глаза может причинить непоправимый вред.
Также в любом случае при работе под машиной вы будете часто использовать различные химические очистители, которые могут попасть в глаза и причинить боль. Да, конечно можно после этого сразу промыть глаза. Но одев очки, вы избежите подобных проблем.
Используйте длинные специальные ключи
Перчатки являются отличным способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте длинные ключи-рычаги, которые позволяют, не напрягаясь, откручивать любые соединения без риска получить травму.
Как вы знаете, для того чтобы открутить любой болт, необходим достаточный крутящий момент и сила. Чем короче ваш инструмент, тем больше усилий необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет длинным, то вы затратите куда меньше усилий и без проблем открутите любые крепежные элементы.
Наведите порядок в гараже
Помните что захламленный гараж это главный рецепт катастрофы. Ведь в самый неподходящий момент под рукой может не оказаться нужного инструмента. Или, например, при съеме головки блока, которая весит немало, вы можете нечаянно поскользнуться, на оставленным, на полу ключе.
Вы должны держать ваши инструменты в доступном месте. Все инструменты должны быть сгруппированы друг с другом. Во время работы не кладите инструмент на крышу или не оставляйте его под капотом. Иначе, если вы забудете про инструмент при работе под машиной, один из ключей может упасть вам на голову.
Используйте упоры для колес
Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время ремонта не скатится с места. Если вы думаете что если машина стоит на стояночном тормозе (ручнике), то автомобиль не может сдвинуться с места. Но если машина имеет задний привод, то единственное что ее удерживает это задние колеса. И если вы поднимите домкратом задние колеса, то машина легко может скатиться с места. Особенно если вы проводите ремонтные работы не на ровной поверхности.
Чтобы предотвратить скатывания автомобиля, используйте упоры (можно использовать обычные деревянные бруски) для передних колес.
Возьмите себе за правило всегда при проведении технических работ подкладывать под колеса упоры.
Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием
Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров. Время от времени в нашей стране сгорают полностью автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.
Так что даже если вы автолюбитель, который учиться автослесарной науке только для своих личных целей, то в любом случае оборудуйте свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара.
Также советуем вам купить прибор замеряющий уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы часто будете вынуждены заводить мотор в гараже, что вызовет накопление угарного газа в помещении. Помните, что даже если вы выведите из гаража на улицу специальную трубу, отводящую газы из выхлопной системы, всегда может случиться утечка. А это очень опасно. Поэтому лучше приобретите сигнализатор уровня угарных газов.
Кроме того, на рабочем месте вы должны иметь аптечку, с первыми необходимыми медикаментами. Зачем? А зачем вы держите подобный набор медикаментов дома? Ведь дома намного безопаснее, чем в гараже. Это нужно сделать просто на всякий случай.
Будьте осторожны с огнем и топливом
Если вы проводите ремонтные работы с топливной системой, то будьте очень осторожны. Помните что топливо легковоспламеняющееся вещество, которое может загореться даже от мелкой искры.
Если вы проводите работы рядом с баком и что-либо хотите выбить с помощью металлического инструмента, то помните, что сталь может легко создать искру, которая может попасть в бак. Сами понимаете, что искра и топливо приведут к возгоранию.
Если вы проводите работы с газовой горелкой или автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, моторного масла, тормозной жидкости и тем более от трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости взрывоопасны, но все они могут легко загореться.
Будьте осторожны с некоторыми проводами в машине
Если вы работаете с гибридным или полностью электрическим автомобилем, то будьте предельно осторожны с оранжевыми трубопроводами и соединительных линий высокого напряжения. Держитесь подальше от них, поскольку сила тока в них может легко вас убить.
Также будьте осторожны с желтыми трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в автомобиле. Вы же не хотите, чтобы в салоне машины случайно отключить подушки.
Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража
Если вы планируйте работать с автомобильными красками, растворителями и т.п., а также проводить работы по металлу, то всегда используйте респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания агрессивных веществ.
Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам
Есть некоторые вещи, которые вы не должны сами делать во время ремонта автомобиля, если вы что-то не знаете или в чем неуверенны. Или вам не хватает оборудования для самостоятельного ремонта. Не переживайте, если что-то вы не можете сделать самостоятельно.
Хорошим примером являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях или работы с системой подушек безопасности. Также многие дизельные автомобили имеют топливную систему, которая находится под очень высоким давлением. В случае ее повреждения, вас может серьезно ранить.
Так что если вы недостаточно опытны, то для более опасных и сложных работ либо позвать на помощь профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический центр.
Самый важный совет: понять, как все это работает
Не пугайтесь, если вы пока не знаете полностью, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля не простое занятие. Для этого нужно время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять знания на практике, то вы в кратчайшие сроки поймете и выучите, как устроен автомобиль и как все работает.
Очень важно чтобы вы понимали как все в машине взаимосвязано. Вы должны знать, что произойдет, если вы, например не закрутите последний болт в подвеске. Или вы забудете подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство машины и все процессы во время работы двигателя, вы будете знать, к чему приведет та или иная ошибка. Это в будущем поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.
Кроме того, понимание того, как работают и взаимодействуют все компоненты автомобиля друг с другом, поможет вам лучшим образом держаться во время ремонта транспортного средства подальше от неприятностей.
Существует еще масса рекомендаций, правил и советов для автослесарных работ, связанных с использованием электроинструмента, сварочного аппарата, компрессора, и другого специального оборудования.
Источник https://www.kolesa.ru/article/tehnika-bez-opasnosti-prostye-pravila-samostojatelnogo-remonta-bez-travm-2015-05-05
Источник https://interstend.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-remonte-hodovoy-chasti-avtomobilya/
Источник https://sovavto.org/poleznye-sovety/bezopasnost-pri-remonte-avtomobilya
Источник