Какие бывают активные и пассивные системы безопасности автомобиля
Автомобиль источник повышенной опасности для пешеходов, машин, водителя. С развитием автомобилей, увеличением машин на дорогах, развивались и системы автомобильной безопасности, снижающие количества ДТП на дорогах, травмоопасность, сберегали жизнь и здоровье пассажиров, пешеходов.
Системы безопасности делаться на активные и пассивные. Активные это те системы, которые помогают не допустить аварию, а пассивные спасают пассажиров и водителя, если столкновение уже произошло.
Узнаем как развивались системы безопасности в автомобилях.
Ремни и подушки безопасности – пассивные системы
Первыми ростками в системах безопасности были ремни, которыми пассажиры пристегивались к креслу в машине. Вплоть до 1966 года установка ремней безопасности в серийные автомобили, была не обязательной.
Следующим витком в развитии стали подушки безопасности. Требования обязательной установки подушек безопасности в новые модели начались в 90-е годы прошлого столетия.
Подушки безопасности прошли путь от простых фронтальных до боковых шторок выстреливающих при ДТП, для заграждения пассажиров от разбивающегося стекла машины.
Последним трендом стала установка автомобильных подушек безопасности для пешехода. Смысл таких подушек в том, чтобы при столкновении с пассажиром смягчать удар от машины. Как это выглядит смотрите здесь.
Не обходится и без скандалов. Пример «подушки – смерти» Takata. Автокомпании были вынуждены отозвать проданные модели с подушками Takata в январе 2018 г. Произошло это, когда Национальное Управление безопасности дорожного движения Министерства транспорта США (NHTSA) признала их опасными для здоровья пассажиров. Подушки не спасали, а калечили пассажиров при срабатывании в ДТП. Подробнее читайте тут.
Активные системы безопасности следящие, что бы не произошла авария
С появлением компьютеров в автомобили начали устанавливать электронные системы безопасности. Машины научились следить за препятствиями на дороге через беспроводные инфракрасные сенсоры, лазеры, или камеры. Такие электронные системы предупреждают о возможном столкновении. Например обнаруживают стремительно приближающиеся объекты (олень, внезапно остановившийся транспорт перед светофором или пешеходом), подскажут, если автомобиль съехал со своей полосы или водитель уснул за рулем.
Если машина зафиксирует возможное столкновение, предупреждающие огни и сигналы оповестят водителя, а бортовой компьютер начнет подтормаживать, чтобы дать шанс водителю вовремя среагировать и остановиться. Ремни безопасности автоматически натянуться, подголовники подвинутся вперед для предотвращения травмы шеи, спины и позвоночника, а сидения примут вертикальную позицию.
Продвинутые электронные системы автомобиля предупреждающие столкновение имеют две камеры. Одна камера следит за ситуацией на дороге, а вторая, установленная в рулевом колесе, анализирует лицо водителя на внимательность к сложившейся на дороге ситуации. Если компьютер, на который поступают данные с камер, посчитает, что авария произойдет до того, как водитель сможет отреагировать, автомобиль выполнит торможение самостоятельно. О таких автомобилях Zap-online.ru уже писали в статье «Последние новости Audi». Еще камеры распознают заснувшего за рулем водителя, подадут сигнал для его пробуждения, включат аварийку, совершат вынужденную остановку без помощи человека. Чего только стоят регулярно публикуемые ролики о том, как система безопасности Tesla уворачивается от летящих колес и встречных машин, без помощи водителя.
Системы ночного виденья в автомобилях
Первая камера ночного видения появилась в Cadillac DeVille 2000 года выпуска. На дисплее приборной панели отображается картина обстановки складывающаяся перед автомобилем, в черно-белом цвете. С системой ночного виденья, водитель видит, что происходит за горизонтом событий свечения фар. Тестирование ночных систем безопасности проводили здесь, почитайте.
С системой ночного виденья связана технология замедляющая разгон автомобиля от 0 до 100 км/ч в ночное время. То есть, если в дневное время разгон занял бы 3,5 секунды, то ночью машина разгонится только за 15 секунд.
Инфракрасное излучение
Новое поколение инфракрасных сенсоров в Lexus обнаруживает тепло в сотне метров от машины – будь то человек, олень или другой автомобиль. Обработанная информация отображается цифровой картинкой на лобовом стекле.
Система предупреждения об отклонении от выбранной полосы (LDWS) отслеживает движение машины в своей полосе и даст сигнал или подвернет автомобиль, если водитель начнет медленно съезжать с нее в кювет.
Модели с опцией обнаружения слепых зон, контролируют обстановку камерами и инфракрасными датчиками, установленными в боковых зеркалах. Датчики отслеживают попутный транспорт на дороге, не попадающий в поле зрения водителя. Когда посторонний автомобиль входит в зону слепого пятна, система начинает посылать сигналы водителю зуммером или морганием диодов на зеркалах. Такие системы ставит в свои модели Citroen. Кстати, система обнаружения слепых зон автомобиля входит в нашу 5-ку бесполезных опций.
Бортовые навигаторы
Новое поколение бортовых навигаторов дает 3D изображение маршрута. Тесла уже умеет передвигаться по заданному маршруту на автопилоте. Когда станет возможным обмен информацией в режиме реального времени о ситуации на дорогах между машинами, начнется эра беспилотных автомобилей, в которых не будет места человеческой ошибке. Машина сама завернет на заправку, если топливо в пластиковом бензобаке будет заканчиваться, заедет за детьми в школу к заданному времени, когда вы будете ехать по пути с работы.
В новых автомобилях тестируется опция авто-лакей, использующая снимки со спутника, чтобы найти свободное парковочное место и даже самостоятельно припарковаться. Для автопарковки нужно включить опцию автопилота и сидеть сложа руки. Автомобиль использует датчики для обнаружения объектов вокруг него и плавно паркует авто на пустое парковочное место. Процесс происходит без помощи водителя, руль крутится сам. Один из примеров машин с автопилотом Toyota Prius.
Интернет в машине
Вскоре автомобили будут оборудованы мобильными провайдерами беспроводного интернет-сервиса (ISPs). Связь с Интернетом не будет пропадать даже на высокой скорости. В планах автопроизводителей подключать ISPs к бортовому жесткому диску. Пассажиры смогут играть в сетевые игры online во время длительной поездки. Связь планируют устанавливать через спутник. Цена системы пока не оговаривается.
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет
Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%, «персонального тренера» стиля вождения, возможность удаленного управления и контроля и интегрированную диагностику – возможность прочитать ошибки «Check Engine» при возникновении неисправности!
Архитектура системы «Элемент»
Д авайте посмотрим, как устроена и работает многофункциональная охранно-телематическая система на примере устройства «Элемент» от «Лаборатории Умного Вождения».
«Элемент» — комплекс из головного блока и нескольких сопутствующих устройств его инфраструктуры. Головной блок — это модуль, внутри которого находятся GPS/ГЛОНАСС-приемник, датчик движения – акселерометр, GSM-модем с SIM-картой, интерфейс для связи с CAN-шиной, по которой идут сигналы электронных систем машины, модуль для беспроводной связи с внешними блоками расширения плюс аккумулятор для автономной работы. Монтируется «Элемент» скрыто и управляет сопутствующими компонентами – подкапотным беспроводным модулем блокировки двигателя, модулем автозапуска и меткой-транспондером. Средства управления системой – смартфон с мобильным приложением «Элемент», личный кабинет на сайте smartdriving.io и идентификационная метка.
Упрощенно архитектура системы «Элемент», установленная на машине, выглядит так:
Противоугонные функции
Противоугонные функции – только часть умений системы «Элемент». Но мы будем рассуждать с позиции владельца новой или только что купленной подержанной машины, а самый первый насущный вопрос, который ему нужно закрыть сразу после оформления страховки – это защитить авто от хищения. «Элемент» отлично решает эту задачу.
Взяв в руки смартфон с приложением «Элемент», владелец машины может из дома (точнее, откуда угодно) выяснить местоположение автомобиля на карте. Затем, подходя к машине, он открывает дверь при помощи смартфона или штатного ключа, а система распознает владельца с помощью идентификационной метки «Элемент» — можно ехать. Если же автомобиль потревожили злоумышленники, на смартфон тут же приходят уведомления о происходящем и звонит диспетчер оперативно-дежурной службы. При необходимости на место происшествия выезжает оперативная группа МВД.
Иными словами, применительно к защите от угона устройство выполняет все функции самой продвинутой охранной системы, но не ограничивается этим. Например, система уведомляет владельца об эвакуации его автомобиля, что весьма актуально при сегодняшней ситуации с парковками, а также оповещает в случае «пассивного» ДТП — например, если автомобиль задели на парковке.
Экономим на КАСКО
С вопросами охраны разобрались. Теперь попробуем с помощью «Элемента» сэкономить деньги!
Посмотрим еще раз на схему архитектуры выше. В системе «Элемент» заложена функция «страхового трекера». Это стремительно развивающийся класс гаджетов – по договоренности между страховой компанией и автовладельцем-клиентом «страховые трекеры» устанавливаются в машину и ведут статистику движения, отсылая на облачный сервер телеметрию о соблюдении скоростного режима и стиле езды.
Имея «страховой трекер» в автомобиле, водитель заключает договор КАСКО с дополнительными преимуществами в виде скидки за ограничение пробега или дополнительных выгод по обслуживанию. В течение года страховая компания наблюдает за отчетами о качестве езды и в дальнейшем может предоставлять дополнительную скидку на пролонгацию полиса за аккуратное вождение. По подсчетам «Лаборатории Умного Вождения», средняя стоимость КАСКО для пользователей «Элемента» составляет 32 000 рублей, тогда как без нее — в среднем 50 000 рублей!
«Персональный тренер»
Информация, отсылаемая «Элементом» на сервер для статистики, используемой при оформлении скидки на КАСКО, используется и для повседневной помощи водителю. В наглядном виде на экране смартфона вы видите свою статистику оценки качества вождения и расхода топлива. По итогам поездки, дня, недели, месяца и т.п. можно призадуматься и сделать выводы – где и как вы неоправданно рискуете штрафами и избыточно жжете горючее.
Благодаря GPS-приемнику и акселерометру «Элемент» определяет координаты и скорость – и, зная о скоростных ограничениях, сравнивает с ними скорость реальную. За превышения снимаются баллы, которых при безупречном вождении ровно 100. Также система оценивает наличие опасных маневров, резких ускорений и торможений. Наблюдая за своей статистикой и её динамикой, изучая детализацию поездок, водитель может улучшить показатели безопасности и экономичности.
Вот пример: поездка заняла 24 минуты, пройдено 16,6 километра. Сожжено 1,4 литра 95-го бензина на сумму 58 рублей. И расход великоват (8,4 литра), и 4 нарушения… При этом, надо признать, система не зверствует. Вышеозначенные нарушения – это не «ой, все!», а 72 условных балла и оценка «хорошо» при максимальной шкале в 100 баллов, начисляемых при идеально проведенной поездке.
Диагностика двигателя
Создатели «Элемента» реализовали в нем то, чего давно ждали автовладельцы – встроили в охранно-телематическую систему OBDII-диагностику, и возникающие ошибки отображаются на экране смартфона! Удобство простейших и недорогих сканеров для чтения ошибок, типа eml-327, оценили уже сотни тысяч автовладельцев – настала пора интегрировать его и в более сложные автогаджеты!
Как только на приборной панели загорается «Check Engine», система «Элемент» сканирует ошибку и сообщает вам её номер на экране смартфона. Это позволяет своевременно обратиться к дилеру для устранения ошибки или ремонта, чтобы избежать более серьезных поломок. Тестируя «Элемент», мы сняли разъем с датчика фазы распредвала, и на экране смартфона мгновенно высветилась ошибка P0343 — ошибка датчика фазы распредвала.
Надо отметить, что функции самостоятельного стирания ошибок нет. Сделано это намеренно, поскольку достаточно редко «чек» возникает «по ошибке» — обычно стертая ошибка загорается вновь и вновь, поскольку не устранена причина. Собственно, роль «Элемента» — информационная, для спокойствия владельца машины. Чтобы убедиться, к примеру, что возникшая в дальней дороге ошибка не требует вызова эвакуатора, и до сервиса можно доехать своим ходом.
Помимо диагностики стоит отметить удаленное управление и контроль автомобиля при помощи смартфона и мобильного приложения. Открыть или закрыть двери и багажник, запустить «вебасто» на отопление или продувку салона, настроить автозапуск, запустить двигатель — все это можно сделать со смартфона.
Вариант «вставил и работает»
Система «Элемент» имеет несколько ценовых тарифов в зависимости от реализуемой функциональности. Максимум – это защита от угона, включающая круглосуточное реагирование оперативно-диспетчерской службы, управление сервисными функциями машины (удаленное управление дверями, багажником, предпусковым подогревателем), диагностика ошибок «Check Engine», статистика вождения и, разумеется, экономия на КАСКО. Но есть и самый простой, базовый вариант тарифа и гаджета – в нем устройство оформлено в виде «флэшки», вставляемой в диагностический разъем OBDII самостоятельно, без помощи автоэлектриков.
В этом случае «Элемент» не имеет никакой внешней периферии, кроме смартфона с приложением, но все же умеет немало полезного:
- Сбор статистики о стиле езды для экономии на страховке КАСКО – основная функция;
- Информация для водителя о стиле его езды с разбором ошибок по каждой поездке и рекомендациями, как ездить безопаснее — с наглядной оценкой в виде баллов;
- Статистика по расходу топлива, времени в пути, стоимости топлива и пройденному километражу — в виде графиков на экране смартфона;
- История маршрутов за весь период использования устройства.
Базовый вариант «Элемента» выполнен в виде штекера для диагностического разъема OBDII, имеющегося в каждом автомобиле. На тесте «Колес» побывал прототип устройства в новом корпусе, который появится на рынке осенью этого года, пока клиенты получают черные устройства первого образца.
Установка «Элемента» в версии «вставил и работает» занимает несколько секунд – не сложнее, чем воткнуть вилку в розетку!
Почему гаджет, а не приложение?
Рынок «страховой телематики» активно развивается, и на нем появились не только «страховые трекеры» в виде физических устройств, но и то же самое в виде мобильных приложений – ведь у любого смартфона есть все то же, что и у физического «страхового трекера»: GPS и акселерометр. Ставим приложение, кладем телефон в карман, садимся за руль и начинаем «накатывать скидку»! И поскольку одна из главных функций «Элемента» — экономия на страховке, многие могут спросить: чем он в этом смысле лучше, чем специальное бесплатное мобильное приложение?
Ответ на этот вопрос есть, и он несложен. Да, бесплатность и простота приложения, конечно, привлекает. Однако смартфон в качестве «страхового трекера» – это тупиковый путь с точки зрения страховых компаний, ибо он крайне непрозрачен. Что стоит отчаянному гонщику-стритрейсеру зарегистрировать в мобильном приложении «левый» телефонный номер, сунуть сим-карту в старый смартфон с треснутым экраном и кинуть его в бардачок автомобиля своей престарелой бабушки, которая «ездит по выходным в церковь» (с) с велосипедной скоростью? Запросто… А вот «Элемент» при каждом включении зажигания считывает по OBD VIN-номер машины, на который устройство регистрируется после покупки. И установка его в бабушкин автомобиль не пройдет незамеченной – сервер тут же получит сигнал.
Еще один момент. Страховые компании рассуждают так: чем больше ездишь, тем выше вероятность ДТП. Хорошо это или плохо, честно или нет – вопрос не этой статьи. Но если вы реально ездите немного, то страховая это оценит и скинет еще пару-тройку процентов. И подтвердить пробег можно только трекером типа «Элемента», который отправляет на сервер сигнал, если его вынимают из гнезда OBDII. А вот «трекером» из смартфона можно запросто обмануть систему, оставив его дома и накатывая пробеги, как таксист…
И еще: поскольку устройство способно определять дорожные события, такие как ДТП, это тоже способствует более простому и быстрому урегулированию убытков и снижает расходы.
Именно поэтому к владельцам реальных, «осязаемых» приборов страховые компании максимально лояльны. А для желающих доказывать водительскую благонадежность при помощи смартфона с приложением скидки оказываются меньше, да и сам такой способ контроля – явление временное, в ходе эволюции «страховки под контролем» он обязательно исчезнет ввиду его очевидной непрозрачности.
Системы безопасности автомобиля
По мере развития автомобилестроения, автомобильной безопасности уделяли все больше и больше внимания. На первых порах автомобиль обзавелся яркими ацетиленовыми фарами и примитивной тормозной системой (колодочная). Данная тормозная система не подходила для резиновых шин, поэтому на машины вскоре стали устанавливать сначала ленточные тормоза, а потом и барабанные (которые срабатывали только на задних колесах). Только с 1910-го года появляется тормозная система на все четыре колеса.
По мере возрастания мощности автомобильных двигателей, появляются различные автомобильные устройства и системы, помогающие и облегчающие вождение машины, а также, исключающие многие опасные ситуации на дороге. Речь идет о дворниках, зеркалах заднего вида, противотуманных фарах, которые впервые появились на модели «Cadillac» 1938 года. Первыми поворотниками «обзавелись» автомобили фирмы Buick в 1939 году. Инженерами компании «Volvo» в 1944 году было разработано многослойное ветровое стекло, которое выдерживало сильные столкновения и не рассыпалось на осколки.
После внедрения в автомобильную промышленность гидравлических, а также электрических систем многие автопроизводители начали активно задействовать новые системы безопасности. К примеру, в 1921 году автомобили стали оснащаться гидравлическими тормозами, а в 1923 году на моделях «Renault» появился усилитель тормозной системы. Двухконтурную тормозную систему впервые стали использовать на автомобилях марки «Volvo» в 1966 году.
Разработанные Джоном Бойдлом Данлопом надувные шины из каучука значительно повысили комфортабельность поездок на машине. Салон стал более удобным, а сам автомобиль стал демонстрировать более плавный и надежный ход, управляемость заметно возросла. В 1904 году, благодаря стараниям компании «Continental», появляются рельефные покрышки, а спустя 42 года, «Michelin» начали выпуск шин с радиальным расположением нитей корда. Такой вариант покрышек активно используется в наши дни.
Системы пассивной безопасности.
Развитие систем автомобильной безопасности невозможно без совершенствования пассивной безопасности, основная задача которой – защитить пассажиров от возможных травм. Без непосредственных экспериментов, прогресс в этой области будет крайне невелик. Поэтому, начиная с середины двадцатого века, автопроизводители начали проводить краш-тестирования своих автомобилей. Примерно в те же годы появляются первые ремни безопасности, которыми оснащались салоны автомобилей Ford. Интересен тот факт, что первый патент на автомобильный ремень был выдан еще в 1885 году американцу Эдварду Клэгхорну, которым был изобретен ремень безопасности с двумя точками фиксации. Более совершенными (трехточечными) ремнями безопасности стали комплектоваться автомобили марки «Volvo» в 1956 году. Чуть позже, ремни безопасности усовершенствовали, сделав их «подвижными», что повысило уровень безопасности и комфорта пассажиров. Преднатяжители для ремней безопасности стали устанавливать только в 1984 году.
Работу над конструкцией автомобильной кабины можно также отнести к улучшению пассивной системы безопасности. Для снижения повреждений, полученных в результате лобового столкновения, конструкторы стали применять в изготовлении кузова прочные и одновременно эластичные сорта стали. Рулевые колонки нового типа, разработанные фирмой «Mercedes» в 1966 году, в момент аварии не причиняли водителю сильного ущерба. В 1971 году на автомобили «Saab» стали устанавливать новые энергопоглощающие лобовые стекла, а в 1977 году двери модели «Saab 99» укрепили защитными боковыми балками. Для защиты шеи и головы пассажиров с 1968 года в салонах автомобилей «Volvo» появляются специальные подголовники, которые подверглись дальнейшему усовершенствованию лишь в 1995 году. В таком виде их можно увидеть на автомобиле «Saab 9-5».
система Procon-ten
Несмотря ни на что, основным элементом пассивной системы безопасности по-прежнему являются подушки безопасности, или, как их еще принято называть – айрбэги. Впервые такие системы были введены в 1973 году компанией «General Motors», их основное предназначение – защита пассажиров от увечий в момент аварии. Немного обновленную систему защиты представил концерн «Audi» в 1986 году. Она называлась «Procon-ten». В случае столкновения одновременно срабатывали и подушки безопасности и натяжители ремней, что гарантировало лучшую защиту от травм и повреждений. Дальнейшее совершенствования подушек безопасности привело к появлению в автомобильном салоне шторок безопасности, айрбэга для защиты колен и боковых подушек безопасности.
С середины 70-х годов особое внимание стало уделяться безопасности детей в транспорте. В 1978 году в Америке был принят закон, обязующий водителей перевозить детей в автомобиле в специализированных сидениях. К утверждению единого стандарта детского автокресла пришли только в 1995 году.
Honda Legend 2005
С 2005 года мировые организации по обеспечению дорожной безопасности потребовали от автопроизводителей уделять больше внимания защите пешеходов. С целью уменьшения повреждений, которые может нанести машина пешеходу, конструкцию передней части автомобиля стали делать более вертикальной, добавили новые сенсоры и датчики. Примером такой машины может послужить «Honda Legend», оснащенная подъемным капотом с пиропатронами для защиты пешеходов в момент наезда. Помимо этого, хонда оснащена инфракрасными датчиками, которые различают людей на дороге даже в условиях плохой видимости.
Основной функционал систем активной безопасности.
Под понятием активной автомобильной безопасности подразумевается использование разнообразных систем и технологий, направленных (в основном) на предупреждение аварии. Посредством воздействия на тормоза, подвеску и рулевое управление возможно уберечь автомобиль от столкновения на дороге. Технологическим прорывом в деле обеспечения активной безопасности стала разработка антиблокировочной системы ABS (Anti-lock Braking System). Первые варианты этой системы были представлены еще в начале 70-х годов, однако широкое распространение эта технология получила лишь в 80-х. Первым автомобилем, на который была установлена система ABS, стала модель «Mercedes-Benz 450 SEL».
Трудно переоценить эффективность антиблокировочной системы. ABS предотвращает блокировку колес автомобиля в момент торможения, благодаря чему водитель в экстренной ситуации не теряет управление над автомобилем и «удерживает» его на дороге. В настоящее время система ABS применяется как на иностранных автомобилях, так и на отечественных.
В начале 90-х годов компанией «Bosch» была представлена электронная система стабилизации движения (ESP). Впервые данную систему установили на «Mercedes S600». В настоящее время этой системой оснащаются все автомобили, которые проходят краш-тесты серии EuroNCAP. Система ESP отслеживает ускорение автомобиля и следит за вращением рулевого колеса, также контролирует работу трансмиссии и двигателя, предотвращает занос автомобиля и удерживает его на безопасной траектории движения, тем самым дополняя ABS.
Другой составляющей активной системы безопасности являются автомобильные шины, главной задачей которых является обеспечение не только высоких показателей комфорта и проходимости, но и надежного сцепления с дорогой при любой погоде. Определенным успехом в развитии шинной продукции можно посчитать начало производства в 1972 году зимних шин «ContiContact», производством которых стала заниматься компания «Continental». Материалы, которыми пользовались при изготовлении такой резины, были приспособлены к низким температурам, а протектор обеспечивал оптимальное сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой.
Перспективы «резиновых» автомобилей.
На современном этапе развития автомобильных систем безопасности наступил такой момент, когда над созданием новых технологий в данной области, сотрудничают многие мировые производители автомобилей. Активно используются технологии GPS, благодаря которым возможен обмен информацией между автомобилями: ситуация на дороге, скорость движения и траектория.
Активно ведутся разработки над улучшением подушек безопасности. Новая технология i-SRS компании «Honda» позволяет раскрывать подушку безопасности поэтапно. Благодаря чему она на самом деле становится «безопасной», поскольку не травмирует пассажиров в момент своего срабатывания.
К наиболее прогрессивным системам безопасности можно отнести наработки компании «Toyota Motors». Их система, размещенная в салоне автомобиля, следит за состоянием водителя. Если она замечает какие-то отклонения: водитель отвлекся, стал невнимательным или даже начал засыпать за рулем, то срабатывает система предупреждения, которая будит водителя.
Возможности автомобилей будущего действительно поражают. Согласно концепткарам японской компании «Honda», кузов футуристического автомобиля «Puyo» выполнен из материалов, произведенных на основе силикона. Даже при наезде на пешехода травматичность будет минимальной, потому что кузов автомобиля мягкий.
Так или иначе, волноваться нужно не только за жизни пешеходов, пассажиров или водителя. Сам автомобиль также подвержен большому риску. Если он не застрахован, то это большое упущение. К счастью застраховать автомобиль сейчас проще простого, ведь есть удобные сервисы наподобии ОнлайнОсаго. На этом ресурсе вы сможете быстро отыскать себе самый выгодный, доступный и простой вариант страховки.
Источник https://zap-online.ru/info/avtonovosti/novinki-elektronnyh-sistem-avtomobilya
Источник https://www.kolesa.ru/article/lichnyj-ekonomist-ohrannik-instruktor-i-diagnost-testiruem-universalnyj-avtogadzhet
Источник https://autohis.ru/safesystem.php
Источник