Как правильно возить детей в машине. Инструкция от ГИБДД
Ответственность за перевозку пассажиров в салоне автомобиля лежит на водителе — именно он будет наказан в случае нарушения правил, которые установлены российскими законами и ГОСТами. В период летних отпусков Autonews.ru напоминает все правила перевозки детей в машине.
В этом материале:
Основные правила перевозки детей в автомобиле
Последние изменения правил перевозки детей были внесены в законодательство в 2017 году. Из грядущих нововведений можно отметить предложение повысить ответственность для пьяных водителей, в автомобилях которых находятся дети. Таких нарушителей хотят не только лишать права управления автомобилем, но и повысить сумму штрафа до 50 тысяч рублей. Однако пока предложение еще обсуждается в профильных ведомствах.
Новости 12 июля 2021 В ГИБДД рассказали о «двойной ответственности» при перевозке детей
Новости 27 июня 2021 Водителям напомнили, до какого возраста детей нельзя сажать спереди
Согласно действующим правилам перевозки детей в 2021 году, ребенок до 7 лет должен передвигаться в автомобиле, сидя в специальном детском удерживающим устройстве. Это затрагивает автомобили, которые оборудованы ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX, то есть на самом деле фактически весь автопарк страны. Удерживающими устройствами называют автокресла и бустеры, которые подбирают по росту и весу ребенка.
Дети в возрасте от 7 до 11 лет включительно уже могут ездит на заднем ряду без автокресла и бустера, но с использованием ремней безопасности. Перевозка детей этой возрастной группы в удерживающих устройствах тоже допустима — родители сами должны оценить вес и рост ребенка и принять решение о необходимости бустера либо поехать без удерживающих устройств, то есть только со штатными ремнями.
Существует также одно исключение, которое касается детей до 12 лет ростом выше 150 см и весом более 36 кг. Таким детям можно ездить сзади без удерживающий устройств, со стандартными ремнями безопасности в силу их физических показателей. Также запрещается перевозить детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. А с 12 лет ребенок точно может ездить без вспомогательных устройств, используя только автомобильные ремни безопасности — как сзади, так и спереди.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Как выбрать автокресло и бустер
Технические характеристики к детским удерживающим устройствам прописаны в ГОСТах. Там же указана градация автокресел по группам и весу ребенка. По последнему критерию законодатели выделяют пять групп: 0 (до 10 кг), 0 плюс (до 13 кг), I (9-18 кг), II (15-25 кг) и III (22-36 кг).
Как пояснили Autonews.ru в МВД России, бустер относится к последней категории удерживающих устройств и предназначен для перевозки детей 6-10 лет. Устройство также крепится на сиденье автомобиля с помощью ремня безопасности или крепления ISOFIX. Многие бустеры оснащены подлокотниками, а также имеют специальный фиксатор для настройки ремня безопасности по высоте.
«При этом следует учесть, что адаптеры ремней безопасности (так называемые «направляющие лямки» и бустерные подушки), которые ранее позиционировались как детские удерживающие устройства и рекомендовались производителями и продавцами для использования при перевозке детей, таковыми не являются», — объяснили в ведомстве.
Для российских органов сертификации нет никаких оснований для оформления сертификатов адаптеров в качестве детских удерживающих устройств. Однако в магазинах продолжается реализация данной продукции именно в качестве основного устройства. «Это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей-пассажиров. Госавтоинспекция отмечает, что, согласно проведенным испытаниям, адаптеры ремней безопасности и «направляющие лямки» не обеспечивают в должной мере защиту ребенка в случае ДТП», — сообщили в МВД.
Безопасность при перевозке детей на автомобиле
Изменения в ПДД, которые относятся к перевозке детей, сложно назвать новыми — они вступили в силу еще 12 июля 2017 года. Несмотря на это, в 2018 году ГИБДД зафиксировало 690 тысяч нарушений пункта 22.9: он входит в десятку самых «популярных» у водителей, наряду с несоблюдением сроков страхования ОСАГО и пренебрежением правилами тонировки. Это на 90 тысяч меньше, чем годом раньше, но здесь нужно помнить, что до июня 2017 года требования закона были более мягкими.
Статистика нарушений ПДД в 2017 и 2018 годах по версии газеты «Коммерсант»
Получается, что трудностей с соблюдением обновленного правила со временем не стало меньше. Причина может скрываться в том числе в сухом языке закона, который не всегда бывает понятен. Например, в п.22.9 ПДД есть понятие «детское удерживающее устройство».
Детские удерживающие устройства
Самому термину «детское удерживающее устройство» и требованиям к таким приспособлениям посвящен целый ГОСТ Р 41.44-2005 – в нем подробно описаны их типы и необходимые особенности конструкции. Общее определение сформулировали таким образом:
“Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems): Совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.”
Пример перевозки детей в ДУУ
Чтобы понять, повлияло ли это понятие на трактовку закона, стоит рассмотреть тексты в обеих редакциях.
Текст закона в предыдущей и новой редакциях.
Первая версия п.22.9 ПДД выглядела так:
“Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.”
Вариант, действующий с 12 июля 2017 года:
“Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.”
На смысл требования повлиял вовсе не новый термин или разница в его трактовке – в ГОСТ Р 41.44-2005 не вносили изменения с первой публикации, и во второй версии п.22.9 ПДД используется допущенный в стандарте вариант понятия. Важнее то, что из текста пропали слова «или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства», и вместо этого упоминается система ISOFIX и регламент использования ДУУ. Также появилось разделение правил по возрасту детей.
Что это значит?
Исключенные из закона «иные средства» оставляли лазейку, позволявшую автолюбителям доводить рост ребенка до признанных достаточными для проезда без автокресла или бустера 150 см , к примеру, с помощью стопки книг. Такой способ не был надежным: все эти приспособления никак не были зафиксированы сами и не могли обеспечить безопасность ребенку при столкновении. При этом до 2017 года эти методы позволяли обойти закон и отказаться от покупки ДУУ, соответствующего международным стандартам безопасности. Теперь правила предписывают использовать только устройства, имеющие руководство по эксплуатации, — в том числе с широко распространившейся системой фиксации детских кресел ISOFIX, — и соблюдать положения этого руководства.
Перевозка ребенка без ДУУ
Также с 12 июля 2017 года стало не обязательно везти ребенка на заднем сиденье в автокресле, если ему больше 7 лет. При этом рекомендуем обращать внимание на рост: если он превышает 150 см, а ребенку еще 5 или 6 лет, то остается лишь опасность штрафа, но не критических травм при столкновении: конструкция штатных ремней оптимальна для пассажиров ростом 1,5 м и выше. И напротив: если ребенку больше 7 лет, но до нужной отметки он еще не дорос, отказываться от автокресла или бустера еще рано. При этом насчет переднего сиденья правила бескомпромиссны — туда детей можно сажать только в ДУУ вплоть до 11 лет. Автолюльку (от 0 до 6 месяцев) многие производители рекомендуют устанавливать против хода движения (на переднем сидении обязательно нужно отключить подушку безопасности), а ДУУ для детей постарше обычно ставятся лицом вперед.
Чем грозит нарушение?
Кроме того, что без автокресла (или с ним, но установленным неправильно) ребенок окажется в большой опасности, стоит помнить о том, что нарушение п.22.9 наказывается штрафом, сопоставимым с ценой на некоторые модели ДУУ. Согласно статье КоАП РФ 12.23 ч.3 он составляет 3000 рублей.
Оставить ребенка одного: когда можно, а когда – нет?
Еще одно важное для детских автоперевозок изменение, которое внесли в 2017 году постановлением №761 вместе с новым текстом п.22.9, – пункт ПДД 12.8 о правилах стоянки.
Текст закона
“Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица”.
Что это значит?
На первый взгляд кажется, что теперь ребенка нельзя оставить в машине одного, даже чтобы оплатить бензин. Но в ПДД четко разделены понятия «стоянка» и «остановка»:
Стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Не зафиксированные в ДУУ дети в машине
То есть по закону ребенка до 7 лет можно оставить в машине на время остановки (до 5 минут, если речь не идет о загрузке или разгрузке ТС). Добавим, что это стоит делать только если вы уверены в исправности автомобиля и обеспечили ребенку комфортные условия: например, открыли окна в жару.
Чем грозит нарушение?
Оставляя ребенка одного в машине надолго, вы рискуете не только его здоровьем и жизнью, но и собственным кошельком: согласно статье КоАП РФ штраф составит от 500 до 2500 рублей. В УК РФ есть еще и ответственность по статье «Оставление в опасности», по которой предусмотрены более серьезные меры наказания: кроме штрафа до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты за шесть месяцев, могут обязать к работам сроком до 360 часов или года, или даже поместить под арест.
Заключение
Минимальные требования закона к перевозке детей – наличие автокресла или бустера и внимательное отношение к ребенку во время остановки или стоянки. Учитывая риск для здоровья ребенка и размер штрафов при нарушении пунктов ПДД, не рекомендуем делать ДУУ строкой экономии семейного бюджета.
Правила безопасности детей в автомобиле
Водитель обязан сделать все необходимое для безопасности пассажиров, которые едут вместе с ним в салоне. Особенно подвержены опасности маленькие дети. Существуют правила перевозки, направленные на обеспечение благоприятных условий для выживания ребенка при аварии.
Особенности перевозки детей в автомобиле
С целью обеспечения безопасности закреплены правила перевозки детей в легковом или грузовом автомобиле:
- Дети должны обязательно находиться в салоне, будь то легковой или грузовой автомобиль.
- Грудничков размещают в автолюльке, а детей-дошкольников – только в специальном кресле.
- Нельзя сажать детей в кузов или прицеп.
Особенно проблемной для многих родителей является необходимость установки автокресла. Не стоит использовать различные ухищрения, чтобы сэкономить на этом устройстве. Ни корзина от коляски, ни подушка безопасности, ни штатный фиксатор не только не смогут защитить в аварийной ситуации, но и навредят, приведут к получению повреждений, иногда не совместимых с жизнью.
С июля 2017 года в России при перевозке детей в легковом автомобиле запрещены «заменители» автокресел:
- бустеры;
- мягкие кресла
- адаптеры.
Эти альтернативы признаны неэффективными
Важно! Детей 7-12 лет в легковом автомобиле, как ясно из законодательства о перевозке детей, можно фиксировать штатными устройствами авто, но пассажир должен сидеть позади водителя.
Перевозка самых маленьких
Новоиспеченных родителей особенно должно интересовать, как перевозить грудного ребенка в машине, чтобы при аварии младенец не получил серьезных травм.
Новорожденных детей до той поры, когда им исполнится 6 мес., перевозят в легковом автомобиле в автолюльке. Ее закрепляют вдоль заднего сидения с помощью штатных фиксаторов. Она сконструирована таким образом, что защищает малыша от повреждений и фиксирует посредством собственных ремней. Новорожденный пассажир располагается в ней в горизонтальном, максимально комфортном положении. Если выбрано горизонтальное положение, то широкий ремень, удерживающий ребенка, проходит через живот. Если же положение полулежачее, то фиксация осуществляется с помощью трехточечного ремня.
Недостаток автолюльки для грудных детей – она занимает значительное пространство салона автомашины и стоит дорого, поэтому можно приобрести сразу автокресло для детей до года, что соответствует правилам перевозки в автомобиле. Оно имеет регулируемую спинку. Ее нужно установить под наклоном 35-40 градусов. Это положение максимально комфортно для малыша, безопасно для скелета, мышц и с точки зрения создания благоприятных условий при аварийной ситуации. Чтобы ослабить нагрузку на шейные мышцы шеи, по бокам рекомендуется подкладывать тканевые валики, но не полотенца.
Важно! Вес малыша при транспортировке на руках в момент экстренного торможения автомобиля увеличивается в 17 раз, поэтому он обязательно слетит с колен.
Использование детских кресел и ремней безопасности
Стандартные ременные фиксаторы автомобиля рассчитаны на людей выше 1,5 м. Если же пристегнуть в кресле человека пониже, то ремни будут давить на шею. Именно поэтому необходимо приспособление, которое будет безопасно и надежно фиксировать маленького пассажира.
Важно! Согласно новым правилам о перевозке детей в автомобиле, ребёнок старше 11 лет может перевозиться без специальных приспособлений, хотя раньше это правило было актуально до 12 лет.
Именно в 11-12 лет дети обычно вырастают до 1,5 м., хотя это может произойти раньше или позже.
Спецустройство монтируют спереди или сзади. Оно крепится штатными ремнями или специальными креплениями по системе изофикс. Но вперед кресло можно ставить только при отключенной подушке безопасности, иначе она навредит при аварии. Подушка нужна только при отсутствии детского кресла, когда пассажир пристегнут штатными ремнями.
Важно! Самым безопасным и предпочтительным местом для установки приспособления считается центральное место на заднем сидении.
Автокресла подразделяются на 5 классов. Каждый класс рассчитан на определенный возраст и вес пассажира.
Важно! Покупать изделие на вырост недопустимо.
Класс | 0+ | 1 | 2 | 3 | |
Вес (кг) | 0-10 | 0-13 | 9-18 | 15-25 | 22-36 |
Возраст (г) | 0-1 | 0-1,5 | 1-4 | 3-7 | 7-11 |
Особен-ности | Трёхточеч- ный ремень безопас- ности | Трёхточеч- ный ремень и положение полулежа, можно установить спинкой по направле- нию движения | Пятиточеч- ный ремень | Регулируется высота спинки, пристегивается стандартным ремнем безопасности | Можно отстегнуть спинку и оставить только бустер |
Подбирать устройство рекомендуется вместе с малышом. Ему должно быть удобно в кресле, ведь не исключены и длительные переезды на автомобиле. Самыми популярными моделями являются трансформеры, так как можно перевозить в них ребенка весом от 9 до 36 кг. Они способны расти вместе с ним.
Основное внимание при выборе удерживающего устройства следует обратить на прочность каркаса, наличие сертификата, свидетельствующего о прохождении испытаний. Далее присматриваются к обивке. – желательно, чтобы при ее пошиве использовались натуральные дышащие материалы. Различные «удобства», как, например, подстаканники и кармашки понадобятся в последнюю очередь – за них не стоит переплачивать.
Перевозка детей до 7 лет
Перевозка детей до 7 лет может осуществляться как на заднем сидении автомобиля, так и спереди, но исключительно с удерживающими устройствами, такими как автокресло или автолюлька. Приспособления подбираются по весу, росту и возрасту.
Правила, касающиеся перевозки детей в автокреслах, относятся и к такси. Чтобы предотвратить неприятности, долгие разбирательства с инспекцией, вызывая такси, следует заранее сказать, что с вами будут дети и уточнить их возраст. Таксист должен будет приехать с креслом и установить его.
Перевозка детей от 7 до 11 лет
В этот период ребёнок также может перевозиться на переднем или заднем сиденье в легковом автомобиле. Но если при перевозке детей на заднем сиденье устанавливать кресло или бустер необязательно (хотя бустер и рекомендуется для удобства пассажира), то на переднем сидении обязательно должно быть установлено кресло. Бустеры и адаптеры в этом случае не допускаются к использованию.
Важно! Необходимо убедиться, что штатные ремни безопасности фиксируют должным образом и не проходят через горло. Это может вызвать удушение или перелом шеи при аварии.
Чтобы ваши слова, адресованные инспектору, касаемо возраста, звучали убедительнее, рекомендуется брать с собой документы. Подойдет ксерокопия свидетельства о рождении.
Старше 11 лет
Достигнув возраста 11 лет ребёнок, с юридической точки зрения, считается взрослым и никакие приспособления больше не нужны.
Особенности перевозки на переднем сидении
Первый ряд сидений справа считается самым травмоопасным. А все потому, что при аварийной ситуации водитель подставляет под удар правую сторону авто. Правила перевозки детей на переднем сиденье гласят, что до 11 лет дети впереди должны сидеть в автокресле.
На некоторых старых моделях машин оборудованы стандартными ремнями только передние места, поэтому приходится ставить кресло для ребенка на переднее сидение. Если это автолюлька, то её можно установить против направления движения, спинкой к лобовому стеклу. Подушку безопасности обязательно отключают.
Обратите внимание! Если есть возможность, посадите малыша назад и не внимайте уговорам, подумайте о безопасности.
Можно ли оставлять детей в машине
Главное правило: грудничков и дошкольников нельзя оставлять в машине одних более чем на 5 мин. Даже если ребёнок спит, он может проснуться, нанести ущерб имуществу и навредить себе. Практика показывает, что может произойти:
- Угон. Злоумышленник второпях даже не заметит спящего малыша на заднем сиденье и уедет с парковки вместе с ним.
- ДТП. Никогда нельзя предугадать, какая шалость зародится в голове дошкольника в период отсутствия взрослого. Даже вполне разумный ребёнок, копируя действия взрослого, может опрометчиво завести машину, нажать на газ, снять ее со стояночного тормоза. При фатальном стечении обстоятельств возможны серьезные травмоопасные ситуации.
- Эвакуация автомобиля. Малыш, который еще не способен заявить о своем присутствии или спит, вполне может быть эвакуирован вместе с авто. И такие случаи не редкость.
- Несчастные случаи. Машина – техническое устройство, работающее на горючей жидкости и изнутри напичканное опасными элементами. Те же аптечка и огнетушитель несут серьезную угрозу здоровью ребенка. Известны случаи удушения ремнем безопасности и стеклоподъемником. Банальная парковка машины на сонцепёке способна привести к удушью. Температура в закрытой машине за короткое время поднимается до 60-70 градусов.
Штраф за нарушение правил перевозки детей
Несоблюдение правил карается штрафом. Даже если конструкцией не предусмотрены крепежи или ремни для монтажа детского кресла, это не служит оправданием для его отсутствия. Если раньше автолюбитель должен был заплатить всего 500 руб., то сейчас он заплатит не менее 3000. А если он управляет автомобилем по доверенности, то сумма еще увеличится. Причем заплатить придется не только за отсутствие кресла, но и за его монтаж не по правилам. Оштрафуют и за использование не соответствующих закону приспособлений.
Если инспектор решит оштрафовать за оставленного в машине ребенка, сумма штрафа составит 500-2500 руб. Но с целью повышения показателей может быть даже возбуждено уголовное дело (оставление в опасности), а это уже реальное дело и внушительный штраф или срок.
Только автокресло способно в достаточной мере защитить ребенка в едущем авто, поэтому тот, кто за рулем, должен опасаться не штрафа, а того, что может случиться с маленьким пассажиром, если он не будет сидеть в автокресле в момент аварии.
Источник https://www.autonews.ru/news/60ec3bf79a7947f4121cfc56
Источник https://www.tts.ru/blog/pdd-shtrafy/pravila-perevozki-detey-v-avtomobile/
Источник https://drivertip.ru/osnovy/osnovnye-pravila-perevozki-detey-v-avtomobile.html
Источник