Автомобильные ремни безопасности: защита, проверенная десятилетиями
Несмотря на высокую скорость развития современных технологий, главным средством пассивной защиты водителя и пассажиров в автомобиле остаются ремни безопасности. Фиксируя положение тела во время сильных ударов, это проверенное десятилетиями устройство помогает избежать тяжелых травм, которые очень часто бывают несовместимы с жизнью. Согласно статистике, в 70% случаев людям удается выжить в серьезных авариях именно благодаря ремням безопасности.
Факты из истории и современности
Считается, что первый ремень безопасности изобрел и запатентовал в 1885 году американец Эдвард Клэгхорн. Первоначально устройство применялось для пассажиров, путешествующих в открытых каретах. Позже ремнем стали пользоваться и кучеры. Однако в автомобилестроении ремни безопасности стали появляться гораздо позже. В начале ХХ века их пытались внедрить в качестве дополнительной опции, но задумка так и не прижилась.
Массово укомплектовывать свои автомобили ремнями безопасности первой начала компания Форд: в 1948 году сразу в нескольких моделях данной марки были установлены новые устройства.
В своем современном виде ремни безопасности появились в машинах только в 1959 году, когда их начал устанавливать шведский концерн Volvo.
В современных транспортных средствах ремни безопасности являются неотъемлемой частью. Во время движения пристегиваться ими необходимо не только водителю, но и каждому из пассажиров, находящемуся в салоне автомобиля. При нарушении этого правила водителя ждет штраф в размере 1 000 рублей (на основании п.12.6 КоАП РФ).
Однако вовсе не денежные взыскания, а забота о собственной безопасности обязывает водителей и пассажиров пользоваться проверенным годами средством пассивной безопасности. В случае лобового столкновения ремни исключают возможность:
- вылета через лобовое стекло;
- удара об руль, приборную панель или сиденья, находящиеся впереди.
При сильном боковом ударе машина может перевернуться. Известны случаи, когда непристегнутые люди вылетали через боковые окна, а затем были придавлены кузовом автомобиля. Если ремни безопасности использованы по назначению, то такой ситуации не произойдет.
Любой незафиксированный предмет в салоне автомобиля представляет опасность при столкновении для других пассажиров. Исключением не являются люди и домашние животные.
Устройство и принцип работы
На первый взгляд, конструкция ремня безопасности может показаться предельно простой. Тем не менее устройство современных ремней включает в себя довольно большой перечень элементов, в число которых входят:
- натяжная лента (изготавливается из высокопрочных волокон полиэстера, способного выдерживать большие нагрузки);
- крепеж (чаще всего устанавливается на элементах кузова для более надежной фиксации, за исключением автомобилей с четырех- и пятиточечными ремнями, которые крепятся к сиденью);
- замок ремня (обеспечивает разъемную точку крепежа, благодаря которой возможна удобная укладка лямок);
- инерционные катушки (отвечают за правильное натяжение ленты ремня и ее сматывание при отстегивании);
- ограничители (позволяют плавно увеличить длину ремня, чтобы погасить энергию и повысить безопасность в момент аварии);
- преднатяжители (срабатывают в момент удара, мгновенно натягивая ленту и предотвращая ускорение тела).
Полный перечень элементов зависит от механизма работы ремня. В общей сложности выделяют три принципа действия устройств:
- Статический механизм. Данный вид конструкции является устаревшим и не применяется на современных автомобилях. Лента имеет определенную длину, которую можно отрегулировать вручную. Из-за несоответствия конструкции нормам безопасности, ремни данного типа вышли из эксплуатации.
- Динамический механизм. Такие ремни могут равномерно удлиняться и сматываться при движениях человека. Однако при резком торможении срабатывает фиксатор, благодаря которому ремень плотно прижимает тело к сиденью автомобиля, удерживая водителя или пассажира в неподвижном положении.
- Опережающий механизм. Наиболее надежный и современный вариант, связанный с другими системами безопасности автомобиля. Если специальные датчики в машине определяют возможность возникновения опасной ситуации, электроника заранее потуже затягивает ремни. Когда опасность миновала, лента возвращается в обычное положение.
Виды современных ремней безопасности
По мере того как ремни безопасности начали внедрять в автомобилестроение, производители стали предлагать разные виды данных устройств. В итоге в современных автомобилях можно встретить несколько категорий ремней:
- Двухточечные ремни являются устаревшим вариантом. Такие устройства наиболее распространены в пассажирских рейсовых автобусах и в самолетах. Иногда двухточечные ремни устанавливаются на задние сиденья автомобилей для пассажира, сидящего посередине.
- Трехточечный ремень – вариант, привычный для большинства автовладельцев. Также его называют диагонально-поясным. Отличается надежной фиксацией и является универсальным (подходит как для переднего, так и для заднего ряда сидений в любом автомобиле).
- Четырехточечные ремни не являются широко распространенным видом. Чаще всего они применяются на спортивных автомобилях, спецтехнике, иногда на внедорожниках. Ремень крепится к сиденью в четырех точках, удерживая человека от опрокидывания или сильного удара.
- Пятиточечные ремни применяются только в дорогостоящих суперкарах, а также в конструкции детских удерживающих устройств. В дополнение к плечевым и поясным креплениям устанавливается еще один ремень, располагающийся между ног пассажира.
Правила эксплуатации
Использование ремня безопасности является максимально простым и удобным для водителя и пассажиров. Однако даже у этого незамысловатого устройства есть свои правила и нюансы эксплуатации.
- Чтобы проверить, достаточно ли натянут ремень безопасности, просуньте руку между лентой ремня и телом. Если на кисти присутствует ощутимое сжатие, значит, он натянут в нужной мере.
- Не допускайте перекручивания ленты. Кроме очевидного неудобства, такая эксплуатация ремня не обеспечит ему должного натяжения в аварийной ситуации.
- Если автомобиль был направлен в ремонт после серьезного ДТП, попросите специалистов в сервисе обратить внимание на ремни безопасности. В результате сильного и резкого натяжения ленты могли потерять свою прочность. Не исключено, что их нужно заменить, а также проверить надежность крепления всех элементов устройства.
- Замену ремней безопасности рекомендуется проводить и при безаварийной езде с периодичностью в 5-10 лет по причине естественного износа.
Многие автомобилисты стараются ослабить ремень, чтобы он не сковывал движения. Однако неоправданно слабое натяжение значительно снижает тормозящее действие устройства, из-за чего его эффективность значительно снижается.
Данные статистики гласят: если человек проигнорирует необходимость использования ремня безопасности в автомобиле, то в случае аварии риск серьезных травм возрастет:
- в 2,5 раза – при лобовом столкновении;
- в 1,8 раза – при боковом ударе;
- в 5 раз – при опрокидывании автомобиля.
Дорога бывает совершенно непредсказуемой, поэтому в любой момент ремни безопасности могут спасти вашу жизнь.
Как установить ремни безопасности на задние сидения
Автомобиль – это место, где человеку часто грозит опасность. Поэтому современные автомобили оснащаются различными системами и средствами, повышающими безопасность водителя и пассажиров. К таким средствам относятся ремни безопасности. В ранних версиях автомобилей ВАЗ 2106 задних ремней на заводе не устанавливали, хотя крепления для них предусмотрены. В статье описывается: назначение задних ремней безопасности, как их установить самостоятельно на ВАЗ 2106.
Функция задних ремней безопасности
Главное назначение ремней безопасности (РБ) – надежная защита водителя и пассажиров в случае аварии. Пристегивать РБ следует до начала движения, в том числе при передвижении по городу. Пристегиваться должен не только водитель, но и пассажиры.
Не пристегнутые задние пассажиры создают дополнительную угрозу жизни водителю и себе в случае аварийного торможения.
- нельзя пристегивать одним ремешком нескольких пассажиров;
- запрещено пристегивать ребенка, сидящего на руках заднего пассажира;
- между телом человека и ремнем не должно быть предметов, которые могут травмировать тело при аварийных ситуациях;
- РБ должны быть ровными без перекрученных мест, хорошо натянутыми.
Большое количество одежды создает объем, который снижает защиту.
Для задних сидений, как и для передних, устанавливаются трехточечные, самонаматывающиеся РБ. Крепятся они на боковой стороне кузова. Посередине заднее сиденье оснащается лишь двухточечным ремнешком для пояса, длина которого устанавливается вручную. Можно установить задние неинерционные РБ, но они неудобны в использовании, так как их приходится каждый раз сматывать вручную.
Задние ремни безопасности
Меняем сами
Если РБ во время аварии испытали ударную нагрузку, их нужно заменить вместе с наматывающим устройством. Срок службы этих изделий на ВАЗ 2106 составляет 10 лет. Во время эксплуатации ремни трутся, обтрепываются и растягиваются, поэтому необходимо следить за их состоянием. Они должны быть чистыми, эластичными, без повреждений и потертостей. В случае обнаружения дефектов детали следует заменить.
Набор необходимых инструментов
Для установки РБ на ВАЗ 2106 необходимо приготовить:
- набор ключей:
- отвертку;
- инерционные РБ;
- крепления;
- крепежные детали.
Покупать следует РБ в вертикальном исполнении. Правда, придется немного помучатся с их установкой.
Этапы
Установка задних ремней безопасности на ВАЗ 2106 состоит из следующих шагов:
-
Сначала нужно открыть багажник авто.
Открытый багажник автомобиля
Далее находим подходящее отверстие в боковой стенке кузова ВАЗ 2106, которое предусмотрено с завода. Рассверливаем отверстие до болта резьбой на «10».
Увеличенное под резьбу болта отверстие
Катушку крепим на болт
Если все правильно выполнено, то над катушкой будет находиться заводское технологическое отверстие. В это отверстие следует пропустить ремешок.
РБ свободно выходит их техотверстия
Прорези в полке для РБ
После установки задних РБ следует проверить правильность их работы. Для пристегивания РБ следует плавно вытянуть без рывков. Необходимо следить, чтобы он нигде не перекрутился. Далее нужно вставить язычок, расположенный на конце ремешка, в замок до щелчка. Затем нужно подергать защелку, чтобы убедиться, что она надежно закреплена в замке. При плавном перемещении ремешок должен свободно вытягиваться без задержек. При рывке не должен передвигаться. Отстегивается ремень нажатием на кнопку замка.
Результат установки РБ
Таким образом, автомобиль ВАЗ 2106 оборудуется задними инерционными ремнями безопасности, не установленными с завода. Можно дополнительно установить средний поясной ремешок. На этом установка задних РБ закончена. Если во время эксплуатации авто ремешки стали грязными, их можно постирать, но не пользоваться химическими веществами (порошками для стирки, спиртом и т.д), но после нагрузки в случае резкого торможения их лучше заменить на новые.
Не стоит пренебрегать РБ и всегда пристегиваться, даже если поездка короткая. Это снизит риск получить травмы, несовместимые с жизнью. Не зря, пристегивание ремнем является обязательным во многих странах и за несоблюдение этого правила накладывается штраф.
Видео «Устройство инерционного ремня безопасности»
В этом видео показано, как устроен инерционный РБ.
Существует вариант установки трехточечных инерционных ремней безопасности на отдельные сидения.
Этот вариант установки был придуман достаточно давно.
Суть его в том, что к штатной раме кресла привариваются точки крепления самого ремня и катушки.
Вариантов реализации данного вида установки много.
Можно таким образом установить ремни для отвода глаз гаишников – только для того, чтобы переоформить машину и пройти в дальнейшем ТО, а можно установить ремни так, что ими будет не страшно и десткое кресло пристегнуть.
Установка детских кресел – это , кстати, основная головная боль у владельцев Гранд Старексов, после вопросов, связанных с переводом из категории в категорию.
Мы наглядно покажем Вам, как происходит процесс установки таких ремней и расскажем все плюсы и минусы такого варианта.
Для примера, рассмотрим установку ремней на стандартный комплекс кресел : 2 отдельных разворачивающихся сидения + диван. На диван, устанавливается 3 ремня.
два разворачивающихся сидения второго ряда
все это демонтируется из автомобиля
и разбирается на составные части
как видно из фотографий, рамы и у кресел и у дивана – довольно хлипкие. Поэтому, для создания серьезных точек крепления мы используем уголки из 3 мм и 5 мм металла
к каждому уголку, с обратной стороны приваривается гайка, идущая в комплекте с ремнем
получаются вот такие заготовки
из более толстого металла изготавливаются кронштейны для крепления катушки к сидению
заготовки обрабатываются и подгоняются под те размеры , которые нужны для скрытой и аккуратной установки внутри сидения
и дивана
сидения, диван подготовлены к сварочным работам
начнем с дивана. места , к которым будут привариваться нижние кронштейны зачищаются
внутри дивана есть специальный кусок пенопласта. В нем вырезаются три отверстия
три крепежа прихватываются к раме
далее , крепежи подгоняются в одну плоскость, юстируются относительно рамы и усиливаются косынками из металла 3мм
далее – конструкция зачищается для финальной покраски
переходим к верхним точкам крепления на диване
накидываем спинку на раму
и размечаем в поролне те места, где будут находиться кронштейны
все три кронштейна прихватываются сваркой, далее юстируются в одной плоскости
и все кронштейны усиливаются косынками
дальше – переходим к сидениям.
Сначала делаем нижние точки крепления
Толщина металла в нижней части кресла – 1 мм
Разумеется этого мало для полноценного крепления катушки, поэтому мы усиливаем это место своим кронштейном
он приварен по периметру к металлу сидения
таким образом мы достигаем жесткости самой основной точки крепления – места расположения катушки, которая при рывке должна сработать и зафиксировать ремень
верхняя точка крепления на кресле реализуется различными способамию Один – приведен ниже:
это металлический кронштейн из 3мм металла, усиленный косынками
кронштейн проваривается со всех сторон
финальный аккорд – покраска всех крепежей нитрокраской для избежания коррозии
при установке ремней Гранд Старекс на отдельные сидения, часто возникает еще один нюанс. Дело в том , что ремни на кресло , в основном, ставятся для крепления детских кресел.
На сидении есть штатный замок ремня безопасности, который установлен на небольшом (длинной 20-25 см) отрезке ремня. Он болтается и не зафиксирован жестко. Длина хлястика чрезмерна и при попытки фиксации сидения, замок ремня мешается. Кресло невозможно зафиксировать.
Для решения этой проблемы переделываются замки
сверху – штатный замок с хлястиком, снизу – неродной замок
из металла вырезается пластина нужной длины
неродные замки привариваются к этим пластинам
затем конструкция обрабатывается и красится
после устанвоки на штатное место крепления, получаем замок, выступающий примерно на 5 см из кресла
Вот так выглядят сидения с установленными ремнями
вид сзади на кресло с ремнем безопасности
верхняя (плечевая) точка крепления ремня
нижняя точка крепления катушки
три ремня, установлены на диван
на диване замки остаются штатными, т.к. они нормальной длины и позволяют установить детское кресло
Теперь рассмотрим плюсы и минусы такого варианта установки ремней:
- этот вариант дешевле, чем установка родных ремней
- сохраняется возможность трансформации салона. Сидения 2-го ряда возможно развернуть на 180 градусов и ремень при этом буедт работать
- ремни можно ставить на сидения, предварительно демонтировав их с машины. Владелец продолжает ездить на автомобиле, а установщики занимаются установкой ремней
- можно поставить нужно количество ремней. Например, на трехместный диван – три ремня.
- не заводские места крепления кронштейнов
- не все компании дают фото-отчет о проведенных работах и поэтому вы можете купить "кота в мешке" – вы можете точно не знать КАК вам установили кронштейны
Для снятия ремня безопасности, расположенного с краю заднего сидения, следует:
Задняя панель багажного отсека
Панель колесной ниши
- Открыть крышку багажного отсека.
- Снять подушку и спинку заднего сидения (см. подраздел «Сидения»).
- Удалив пластмассовые фиксаторы, снять заднюю панель багажного отсека и панель колесной ниши.
Крепление ремня безопасности к полу кузова
- Выкрутить болт и снять крепление ремня безопасности к полу кузова — показано с элементами крепления спинки заднего сидения).
Панель задней стойки
- Снять при помощи отвертки панель задней стойки.
Механизм регулирования длины ремня безопасности заднего сидения
- Выкрутить болты и снять в багажном отсеке механизм регулирования длины ремня безопасности заднего сидения.
Крепление ремня безопасности к задней стойке
- Выкрутить болты и снять крепление ремня безопасности к задней стойке.
Для снятия ремня безопасности, расположенного посередине заднего сидения, следует:
Крепление ремня безопасности, расположенного посередине заднего сидения
- Снять подушку заднего сидения (см. подраздел «Сидения»).
- Выкрутить болты и снять крепление ремня безопасности, расположенного посередине заднего сидения.
Для снятия крепления детского сидения следует:
Крепление детского сидения
- Открыть колпак, закрывающий крепление детского сидения.
- Выкрутить болты и снять крепление детского сидения.
Установка ремней безопасности заднего сидения и креплений детского сидения производится в обратной снятию последовательности с рекомендуемыми моментами затяжки резьбовых соединений.
Ремни безопасности для легковых автомобилей
Трехточечные ремни безопасности (тип Ar4m) предназначены для установки на сиденья транспортных средств категории М1, М2, и M3 (подклассов II, III и B) и категорий N, L6 и L7. Обозначение Ar4m расшифровывается следующим образом:
A – ремень с креплением в трех точках (сочетание плечевого и поясного ремней);
r – ремень оснащен инерционным втягивающим устройством для частичного / полного втягивания ремня;
4 – ремень оснащен втягивающим устройством, которое автоматически регулирует длину ремня в случае ДТП мгновенно ограничивая.
m – втягивающее устройство имеет многоуровневую чувствительность.
В зависимости от модификации, длина ремня составляет от 3,35 до 3,50 м. Вес 0,9 – 1,1 кг. Страна производитель – Россия, Китай или Германия.
Двухточечные статические тип B:
Средний пассажир заднего сиденья
Двухточечные статические ремни безопасности (тип B) предназначены для установки на пассажирские сиденья (кроме передних) транспортных средств категории М1, М2, и M3 (подклассов II, III и B) и категорий N, L6 и L7. Эти простые и дешевые ремни устанавливаются в автобусах и маршрутных такси. Обозначение B указывает на крепление ремня в двух точках (поясной ремень). Механизм, автоматически регулирующий длину замка или затягивающий ремень в случае аварии, отсутствует.
В зависимости от модификации, длина ремня составляет от 1,05 до 1,4 м. Вес 0,4 кг. Страна производитель – Россия или Китай.
Двухточечные автоматические тип Br3:
Средний пассажир заднего сиденья
Двухточечные автоматические (тип Br3) предназначены для установки на пассажирские сиденья (кроме передних) транспортных средств категории М1, М2, и M3 (подклассов II, III и B) и категорий N, L6 и L7. Устанавливаются в автобусах и маршрутных такси. Обозначение Br3 расшифровывается следующим образом:
B – ремень с креплением в двух точках (поясной);
r – ремень оснащен инерционным втягивающим устройством для частичного / полного втягивания ремня;
3 – ремень оснащен втягивающим устройством, которое автоматически регулирует длину ремня.
В зависимости от модификации, длина ремня составляет от 1,20 до 1,30 м. Вес 0,7 – 0,8 кг. Страна производитель – Россия или Китай.
Минимальные требования к ремням безопасности и втягивающим устройствам
Категория транспортного средства | Сиденья, расположенные по направлению движения | Сиденья, расположенные против движения | |||
Боковые сиденья | Центральные сиденья | ||||
Передние | Прочие | Передние | Прочие | ||
(М1) Транспортные средства не более 8 мест, не считая водителя | Ar4m (трехточечный автоматический) | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | B (двухточечный статический) |
(M2 ≤ 3,5 т) Транспортные средства более 8 мест, не считая водителя, масса не более 3,5 тонн) | Ar4m (трехточечный автоматический) | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | Ar4m (трехточечный автоматический). Br3 (двухточечный автоматический) при условии: впереди находится сиденье или до ближайших конструктивных элементов расстояние более 0,5 м до головы пассажира. | Br3 (двухточечный автоматический) |
Ремни безопасности для легковых автомобилей
Все давно привыкли к ремням безопасности в салоне современного легкового автомобиля. Этот элемент пассивной безопасности приобрел свой современный вид примерно в начале 70-х годов 20 века. До этого ремни безопасности либо вообще отсутствовали, либо были примитивными «поясными» фиксаторами. Однако высокий уровень безопасности, который ремни безопасности для автомобиля гарантируют в случае дорожно-транспортного происшествия, заставил автопроизводителей серьезно задуматься об их улучшении и обязательном применении даже в самых бюджетных моделях.
Абсолютно все легковые автомобили в наши дни оборудованы трехточечными ремнями безопасности – ценность этого весьма простого и дешевого механизма уже ни у кого не вызывает сомнений. Трехточечный ремень безопасности крепится к кузову автомобиля в трех местах: две точки внизу сиденья (одна из которых служит замком) и одна точка на боковой стойке. Такая конструкция состоит как бы из двух ремней: поясного и плечевого, в случае аварии равномерно распределяя ударную нагрузку по всему телу водителя, что позволяет избежать травм. В то же время сам ремень является сплошным. Трехточечные ремни теперь устанавливают даже на задних сиденьях автомобилей самого малого класса, в самых дешевых комплектациях – на безопасности экономить не принято.
Для повышения уровня комфорта и безопасности верхняя точка крепления ремня (на боковой стойке кузова) выполняется регулируемой по высоте. Благодаря этому водители разного роста могут отрегулировать ремень для наиболее удобного применения. В самых дорогих моделях автомобилей, механизм регулировки высоты крепления ремня безопасности оснащен электроприводом.
Легковые автомобили сейчас получают инерционные ремни. В них специальный пружинный механизм затягивает пристегнутый ремень, удаляя опасное в случае дорожно-транспортного происшествия провисание. Если ремень отстегнут, этот же механизм втягивает его внутрь боковой стойки, чтобы не мешать посадке-высадке водителя и пассажиров из салона.
Иногда требуется купить ремни безопасности для автомобиля, в основном, при его ремонте. Прослуживший много лет ремень подвергается воздействию пыли, грязи и разнообразных химически активных веществ, что отрицательно влияет на его прочность. Ремни безопасности не являются дорогостоящей деталью, цены на это устройство доступны всем автолюбителям.
Источник https://techautoport.ru/sistemy-bezopasnosti/passivnaya/avtomobilnyi-remen-bezopasnosti.html
Источник https://automotogid.ru/kak-ustanovit-remni-bezopasnosti-na-zadnie/
Источник https://remnibus.ru/remni-bezopasnosti-dlya-legkovyx-avtomobilej/
Источник